Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

курсантов училища. запомнят НА СНИМКАХ, сделанных во время практики на УПС «Борис Сафонов», запечат­ лены различные моменты из жизни курсантов. И С ПЫ Т А Н И Е МОРЕМ Почти полтора месяца группа курсантов проходила первую морскую практику на учебно - производств е н н о м судне «Борис Сафонов». Бу­ дущие специалисты получи­ ли практические навыки, испытали себя на верность морю. Архангельский рыбопро­ мышленный техникум... Ко­ му из тружеников моря З а ­ полярья не знакомо это одно из старейших морских учеб­ ных заведений Севера. Сот­ ни его выпускников трудят­ ся сейчас на промысловых судах, зарекомендовали се­ бя умелыми специалистами, настоящими знатоками сво­ его дела. В конце прошлого года техникум преобразован в Архангельское мореходное училище. Учащиеся стали называться курсантами, оде­ ли морскую форму. ...И С И Н И Е Д А Л И Прекрасна встреча с бере­ гом после долгого расстава­ ния. Это чувство известно всем, кто хотя бы раз поки­ дал родные берега. Особенно оно ярко выражено у ребят, впервые возвращающихся из рейса. Сейчас они чувству­ ют себя настоящими моряка­ ми. А ведь еще совсем недав­ но на их лицах можно было прочесть тревогу и вопрос: а какое оно, море? Как и всякая работа, ра­ бота в море начинается с будней, порой суровых. И в этом ребятам пришлось убе­ диться довольно скоро. Ат­ лантика встретила нас силь­ ными штормами, снежными зарядами, как бы проверяя преданность выбранной про­ фессии. Тяжелым период штормов был не только для курсан­ тов, но н для всех членов экипажа. Но и в этих услови­ ях старшие товарищи — опытные моряки всегда нахо­ дили слова для поддержки и помощи. Вот всего лишь один пример из многих. Ко­ гда нас' застиг ураган, мно­ гим ребятам пришлось туго, но постоянно среди них на­ ходились старший помощник капитана А. Я. Кукси, заве­ дующие лабораториями В. В. Остапченко и В. А. Га- рынин. Все они опытные мо­ ряки, умеющие отлично ра­ ботать с личным составом. Позади Атлантика, мы в районе промысла, но испы­ таниям еще не конец, только теперь испытание трудом, трудом радостным, порой тя­ желым. Конечно, неискушен­ ным может показаться, что не столь уж тяжелой была работа курсантов, в основ­ ном ведь они изучали мор­ ские предметы и помогали в выполнении некоторых судо­ вых работ. Но как порой бы­ вает тяжело заставить себя слушать и понимать то, О чем говорит твой наставник, когда море кажется таким неприветливым. И здесь уже многое зависит от умения, даже искусства наставника заинтересовать ребят. Этого достичь смогли все судовые специалисты, да иначе и не могло быть, ведь судно учеб­ ное, и все понимали, что на них лежит ответственность за воспитание молодых спе­ циалистов. Особенно хочется сказать теплые слова благодарности в адрес капитана «Бориса Сафонова» А. А. Пасики. первого помощника капптана В. Г. Гребенникова, началь­ ника радиостанции В. А. Шарова, третьего помощни­ ка А. С. Кудинова, боцмана А. Н. Черкашина и многих других, кто своими знания­ ми, личным примером смог не только заинтересовать ре­ бят, но и воспитать в них уверенность в себс и в вы­ бранной профессии. Подошел к концу рейс, по­ зади немало хороших и по­ лезных дел. Это и занятия, и работа, и культурные меро­ приятия. Многое ребятам по­ могли увидеть и запомнить их старшие товарищи. Ребя­ та научились выполнять та­ келажные работы, стоять на руле. Впереди у занятия в стенах Но навсегда они свой первый рейс, белую пе­ ну волн, синие дали морей и сильных люден благородной профессии моряка. Д. СТРАТОНОВИЧ, руководитель практики курсантов Архангельско­ го мореходного училища. практика Море! Как много смысла таится в этом слове. Каким оно может быть спокойным и солнечным, каким суровым и неприветливым. По по-на­ стоящему всю красоту его можно познать, лишь побы­ вав в объятиях морской сти­ хии. Я, курсант второго курса Архангельского мореходного училища, проходил практи­ ку на учебно-производствен­ ном судне «Борис Сафонов». Впервые в жизни я услышал за кормой тугие всплески воды, разгоняемой гребным винтом. Около двух часов мы шли по Кольскому зали­ ву. Передо мной открыва­ лись верхушки сопок, по­ крытые белым ковром еще неглубокого снега, а впереди было море. Сразу же по выходе из Кольского залива судно ста­ ло сильно качать. Начался шторм. II тут по трансляции объявили: — В связи со штормовой погодой проход разрешается только по правому борту. З а­ крепить все по-штормовому! Шторм! Настоящий шторм! Его придется испы­ тать на себе, почувствовать, как уходит из-под ног палу­ ба. Через час-другой я понял, что без морской болезни не обойтись. Когда человеку плохо, он ничего вокруг не замечает, так и я, только ко­ гда отошел, стал замечать, что на судне много интерес­ ного. Больше всего меня по­ разила сплоченность экипа­ жа суда. Наши наставники из адми­ нистрации, руководители практики А. П. Рыбников, Ф. Б. Стратонович, помощ­ ник капитана по учебной ра­ боте Г. А. Бяхов были для нас примером. По выходе в рейс всех курсантов разделили на три группы: вахтенную, рабочую и учебную. Здесь, на судне, мы изучали морское дело, строение судна, морскую терминологию, и, по-моему, мы все как один поняли, что море — это не прогулка, а труд, работа, прежде всего. Хорошо сказал поэт, что .мо­ ре соленое от пота. ДІы выпол­ няли такелажные работы — вязали морские узлы, маты. Судовые специалисты рас­ сказывали много увлекатель­ ного и о нашем судне, и о других судах, а мы с инте­ ресом слушали их. Обо всех приобретенных знаниях кур­ санты написали отчет, и я считаю, что эти знания нам очень пригодятся как для учебы, так и для будущей работы на судах флота рыб­ ной промышленности. Не только вахтой, учебой и работой жили на судне на­ ши ребята. Подготовили кон­ церт художественной само­ деятельности, выпускали стенгазеты, фотостенды, рас­ сказывающие о нашей жиз­ ни. Был проведен шахматно- шашечный турнир, большой интерес вызвал турнир по настольному теннису. Окончился рейс, мы увиде­ ли родные берега, но еще долго будем вспоминать свою первѵю практику. А. КОСТЮКОВ, курсант отделения тех­ нологии рыбной продук­ ции Архангельского мо­ реходного училища. ФЛОТСКАЯ БЕСКОЗЫРКА Современная матросская бескозырка приобрела свой нынешний вид далеко не сра­ зу. Впервые она была введе­ на на русском флоте в 1811 году и предназначалась для ношения вне строя. Основ­ ным же головным убором российских матросов был ци­ линдр, а позже кивер. В 1844 году кивер был упразд­ нен, а его место заняли фу­ ражки - бескозырки без лент. На околыше значился номер экипажа. Ленты же стали носить после Крым­ ской войны, но поначалу на круглых шляпах с широкими полями, по типѵ английских. В ноябре 1872 года специ­ альным указом уже точно оп­ ределились тип надписей, размеры букв и форма яко­ рей на лентах бескозырок. Интересно отметить, что поч­ ти все элементы матросской формы — рубаха с отлож­ ным воротником, брюки осо­ бого покроя, некоторые виды тельняшек — были заимст­ вованы в основном из Гол­ ландии, и лишь бескозырка была чисто русским изобре­ тением. Внешний вид беско­ зырки нашли красивым, при­ влекательным, он так импо­ нировал иностранным моря­ кам, что вскоре русская бес­ козырка завоевала призна­ ние во всем мире. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-214 «Шон- г.уй », НПС-1202 «Персей-3». ‘ ЗАВТРА: РТ-267 «Грод­ но», РТ-330 «Молодогварде­ ец», РТ-319 «Могилев». 16 ЯНВАРЯ: ПСТ-1321 «Калининск», РТ-320 «Мир­ ный», БАТ «А. Торцев». Редактор А. А. МИРОНОВ. Мурманск — 183С01. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-84, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-S6 л 70-4,1. Вызов с городских АТС 7-62-84, 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45. «Рыбный Мур.мап». Индекс 5 2 8 6 !, Цепа 1 экз. — 2 коп, Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 10893. ПН-030 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz