Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.
курсантов училища. запомнят НА СНИМКАХ, сделанных во время практики на УПС «Борис Сафонов», запечат лены различные моменты из жизни курсантов. И С ПЫ Т А Н И Е МОРЕМ Почти полтора месяца группа курсантов проходила первую морскую практику на учебно - производств е н н о м судне «Борис Сафонов». Бу дущие специалисты получи ли практические навыки, испытали себя на верность морю. Архангельский рыбопро мышленный техникум... Ко му из тружеников моря З а полярья не знакомо это одно из старейших морских учеб ных заведений Севера. Сот ни его выпускников трудят ся сейчас на промысловых судах, зарекомендовали се бя умелыми специалистами, настоящими знатоками сво его дела. В конце прошлого года техникум преобразован в Архангельское мореходное училище. Учащиеся стали называться курсантами, оде ли морскую форму. ...И С И Н И Е Д А Л И Прекрасна встреча с бере гом после долгого расстава ния. Это чувство известно всем, кто хотя бы раз поки дал родные берега. Особенно оно ярко выражено у ребят, впервые возвращающихся из рейса. Сейчас они чувству ют себя настоящими моряка ми. А ведь еще совсем недав но на их лицах можно было прочесть тревогу и вопрос: а какое оно, море? Как и всякая работа, ра бота в море начинается с будней, порой суровых. И в этом ребятам пришлось убе диться довольно скоро. Ат лантика встретила нас силь ными штормами, снежными зарядами, как бы проверяя преданность выбранной про фессии. Тяжелым период штормов был не только для курсан тов, но н для всех членов экипажа. Но и в этих услови ях старшие товарищи — опытные моряки всегда нахо дили слова для поддержки и помощи. Вот всего лишь один пример из многих. Ко гда нас' застиг ураган, мно гим ребятам пришлось туго, но постоянно среди них на ходились старший помощник капитана А. Я. Кукси, заве дующие лабораториями В. В. Остапченко и В. А. Га- рынин. Все они опытные мо ряки, умеющие отлично ра ботать с личным составом. Позади Атлантика, мы в районе промысла, но испы таниям еще не конец, только теперь испытание трудом, трудом радостным, порой тя желым. Конечно, неискушен ным может показаться, что не столь уж тяжелой была работа курсантов, в основ ном ведь они изучали мор ские предметы и помогали в выполнении некоторых судо вых работ. Но как порой бы вает тяжело заставить себя слушать и понимать то, О чем говорит твой наставник, когда море кажется таким неприветливым. И здесь уже многое зависит от умения, даже искусства наставника заинтересовать ребят. Этого достичь смогли все судовые специалисты, да иначе и не могло быть, ведь судно учеб ное, и все понимали, что на них лежит ответственность за воспитание молодых спе циалистов. Особенно хочется сказать теплые слова благодарности в адрес капитана «Бориса Сафонова» А. А. Пасики. первого помощника капптана В. Г. Гребенникова, началь ника радиостанции В. А. Шарова, третьего помощни ка А. С. Кудинова, боцмана А. Н. Черкашина и многих других, кто своими знания ми, личным примером смог не только заинтересовать ре бят, но и воспитать в них уверенность в себс и в вы бранной профессии. Подошел к концу рейс, по зади немало хороших и по лезных дел. Это и занятия, и работа, и культурные меро приятия. Многое ребятам по могли увидеть и запомнить их старшие товарищи. Ребя та научились выполнять та келажные работы, стоять на руле. Впереди у занятия в стенах Но навсегда они свой первый рейс, белую пе ну волн, синие дали морей и сильных люден благородной профессии моряка. Д. СТРАТОНОВИЧ, руководитель практики курсантов Архангельско го мореходного училища. практика Море! Как много смысла таится в этом слове. Каким оно может быть спокойным и солнечным, каким суровым и неприветливым. По по-на стоящему всю красоту его можно познать, лишь побы вав в объятиях морской сти хии. Я, курсант второго курса Архангельского мореходного училища, проходил практи ку на учебно-производствен ном судне «Борис Сафонов». Впервые в жизни я услышал за кормой тугие всплески воды, разгоняемой гребным винтом. Около двух часов мы шли по Кольскому зали ву. Передо мной открыва лись верхушки сопок, по крытые белым ковром еще неглубокого снега, а впереди было море. Сразу же по выходе из Кольского залива судно ста ло сильно качать. Начался шторм. II тут по трансляции объявили: — В связи со штормовой погодой проход разрешается только по правому борту. З а крепить все по-штормовому! Шторм! Настоящий шторм! Его придется испы тать на себе, почувствовать, как уходит из-под ног палу ба. Через час-другой я понял, что без морской болезни не обойтись. Когда человеку плохо, он ничего вокруг не замечает, так и я, только ко гда отошел, стал замечать, что на судне много интерес ного. Больше всего меня по разила сплоченность экипа жа суда. Наши наставники из адми нистрации, руководители практики А. П. Рыбников, Ф. Б. Стратонович, помощ ник капитана по учебной ра боте Г. А. Бяхов были для нас примером. По выходе в рейс всех курсантов разделили на три группы: вахтенную, рабочую и учебную. Здесь, на судне, мы изучали морское дело, строение судна, морскую терминологию, и, по-моему, мы все как один поняли, что море — это не прогулка, а труд, работа, прежде всего. Хорошо сказал поэт, что .мо ре соленое от пота. ДІы выпол няли такелажные работы — вязали морские узлы, маты. Судовые специалисты рас сказывали много увлекатель ного и о нашем судне, и о других судах, а мы с инте ресом слушали их. Обо всех приобретенных знаниях кур санты написали отчет, и я считаю, что эти знания нам очень пригодятся как для учебы, так и для будущей работы на судах флота рыб ной промышленности. Не только вахтой, учебой и работой жили на судне на ши ребята. Подготовили кон церт художественной само деятельности, выпускали стенгазеты, фотостенды, рас сказывающие о нашей жиз ни. Был проведен шахматно- шашечный турнир, большой интерес вызвал турнир по настольному теннису. Окончился рейс, мы увиде ли родные берега, но еще долго будем вспоминать свою первѵю практику. А. КОСТЮКОВ, курсант отделения тех нологии рыбной продук ции Архангельского мо реходного училища. ФЛОТСКАЯ БЕСКОЗЫРКА Современная матросская бескозырка приобрела свой нынешний вид далеко не сра зу. Впервые она была введе на на русском флоте в 1811 году и предназначалась для ношения вне строя. Основ ным же головным убором российских матросов был ци линдр, а позже кивер. В 1844 году кивер был упразд нен, а его место заняли фу ражки - бескозырки без лент. На околыше значился номер экипажа. Ленты же стали носить после Крым ской войны, но поначалу на круглых шляпах с широкими полями, по типѵ английских. В ноябре 1872 года специ альным указом уже точно оп ределились тип надписей, размеры букв и форма яко рей на лентах бескозырок. Интересно отметить, что поч ти все элементы матросской формы — рубаха с отлож ным воротником, брюки осо бого покроя, некоторые виды тельняшек — были заимст вованы в основном из Гол ландии, и лишь бескозырка была чисто русским изобре тением. Внешний вид беско зырки нашли красивым, при влекательным, он так импо нировал иностранным моря кам, что вскоре русская бес козырка завоевала призна ние во всем мире. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-214 «Шон- г.уй », НПС-1202 «Персей-3». ‘ ЗАВТРА: РТ-267 «Грод но», РТ-330 «Молодогварде ец», РТ-319 «Могилев». 16 ЯНВАРЯ: ПСТ-1321 «Калининск», РТ-320 «Мир ный», БАТ «А. Торцев». Редактор А. А. МИРОНОВ. Мурманск — 183С01. Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-84, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-S6 л 70-4,1. Вызов с городских АТС 7-62-84, 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45. «Рыбный Мур.мап». Индекс 5 2 8 6 !, Цепа 1 экз. — 2 коп, Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 10893. ПН-030 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz