Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.

ОЕІІЕТ Ш1-1ТТШ7. HUT I№ iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiliiiiiliiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiilim iliiiiillliilllllliiliitllliliuiiitlltilililiiilllliliii un i......m in ium ......... ............................ . .................................................................................................... . Несмотря на трудности 2-1 мая прошлого года в *Рыбном Мурмане» мы прочи­ тали подборку материалов под общим заголовком «Объект про­ мысла — путассу». Можно без преувеличения сказать, что этой рыбой наши моряки инте­ ресовались мало. Действитель­ но. по химическому составу и вкусовым качествам путассу не отличается от тресковых. Она имеет тощее мясо п жирную пе­ чень. Она имеет целыіі ряд до­ стоинств как пищевой объект, и в то же время срок хранения ее невелик. Я беру промежуток времени от подъема путассу на палубу до обработки. Всего где- то четыре часа. Но вот получили мы рейсовое задание, и в нем говорилось, что экипаж Б М Р Т 13(3 «Волго­ балт» направляется я район об­ лова этой рыбы. Ну, хорошо, думали мы, заморозку путассу в неразделанпом виде нааін мо­ ряки освоят. А как быть с раз­ делкой ее «на спипку», которая Успешно выполним постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О МЕРАХ ПО ДАЛЬ­ НЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА, РАСШИ­ РЕНИЮ АССОРТИМЕНТА, ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА РЫБНОЙ п р о д у к ц и и И ПО УЛУЧШЕНИЮ ТОРГОВЛИ РЫБНЫМИ ТОВАРАМИ» тоже значилась в рейсовом за­ дании, по для выработки кото­ рой на судне не было ни одного приспособления? К тому же в экипаже не хватало шести ма- тросов-рыбообработчнков. На производственном совеща­ нии у капитан-директора Васи­ лия Харитоновича Мочалова во­ просы освоения и увеличения выработки спинки путассу уже на переходе стали основными, которые совет пытался решить. Но, не видя рыбы, не поймешь, не выработаешь технологии раз­ делки. Решили подождать пер­ вого траления. Опытность трал­ мейстера Александра Василье­ вича Селезнева, выпускника Ар­ хангельского рыбопромышлен­ ного техникума, мастерство ка­ питана позволили уже после первого выхода на рыбу взять хороший улов путассу. Вот именно здесь остро по­ чувствовалась нехватка шести матросов. Путассу плохо со­ храняется в ящиках на палубе н в бункерах рыбной фабрики. А ловится она хорошо. Значит, вывод напрашивается сам со­ бой: надо морозить. Когда рас­ пределили матросов по штатно­ му расписанию, которое сущест­ вует для правильного обслужи­ вания морозильных камер, вы­ ходило так, что для работы за рыбоделамн обработчиков не оставалось. В другое время нехватку шести матросов мож­ но было бы считать нор­ мальной. Но у нас в рейсовом задании значится «спинка» пу­ тассу, а рейсовое задание для моряка — закон. Где выход? Н вновь представители всех служб собрались в каюте капи­ тан-директора. Были предложе­ ния, использовать принцип вы­ работки тушки, но станки не те. Тогда предложили матросов-ры- бообработчнков и матросов па­ лубной команды объединить в одно звено па тот период, пока трал находится за бортом. По­ пробовали, вроде стало что-то получаться, по выход спинки за сутки промысла все равно был значительно ниже' задания. ІТодвахта, вот что могло нам, ры­ бообработчикам, оказать суще­ ственную помощь. К тому же подсчитали, что с увеличением выработки спинки путассу мо­ жем добиться и ежесуточного увеличения пая. Моряки — парод дружный. Слово «надо» они понимают как «должно быть». Штурманы, механики и мотористы, обслу­ живающий персонал и работни­ ки камбуза стали регулярно приходить на рыбную фабрику, занимать места матросов за ры- боделами, н веселее пошла ра­ бота, результаты стали намного выше. Выработав за рейс 205 тонн спинкн путассу, мы успеш­ но справились с заданием по за­ морозке этого вида ассортимен­ та. Заметьте, такое количество этой новой для рыбаков Севера продукции мы делали впервые п вручную. На судно получили радиограмму, что в наш адрес направлены станки для механи­ зированной разделки путассу, но они «осели > на каком-то дру­ гом траулере. На судне счита­ ют, что наш экипаж потрудился в плавании на «отлично», так же решили и в управлении тра­ лового флота. Встречали нас в порту со всеми почестями, луч­ шим морякам вручали знаки • Победитель социалистического соревнования работников рыб­ ной промышленности СССР 1978 года». Технологу присво­ или звание «Лучший по про­ фессии». За период промысла на «Вол- гобалте» было заморожено 3929 тонн путассу. Это доволь­ но много. Как мы выходили из положения? Путассу хорошо ло­ вится в ночное время, а под- вахту ночью вызывать нельзя. Поэтому, чтобы максимально использовать уловы на пищевые цели, ночыо делали полную вы­ катку рыбы пз морозильных ка­ мер, заполняли их и вновь вы­ катывали, а утром упаковщиков и трюмных направляли к рыбо- делам. Такая система замороз­ ки рыбы позволяла нам перевы­ полнять суточные задания и освобождать дополнительно че­ тырех моряков для выработки спинки путассу. Надо отдать должное рыбмастерам: на всех участках они были помощника­ ми для своих подопечных, осо­ бенно в ночное время. Постоян­ но Михаила Хлегановича Ва­ раксина н Ивана Васильевича Креденцара можно было за­ стать в отделении упаковки, видеть, как они помогают то упаковщикам, то фактуровщи- кам. Рейс для нашего экипажа был напряженным, трудным. Много пришлось поработать, од­ нако хорошиіі конец — делу ве­ нец. Всю рыбную продукцию на базы и в порту мы сдали без ка­ ких-либо замечаний по качест­ ву се изготовления. К 7 ноября наш экипаж выполнил репсовое задание, в декабре — годовой план по реализации пищевой продукции и всем другим пока­ зателям. В. КОРЧАГИН, помош'йК капитана по производству БМРТ «Волгобалт», пред- судкома. На снимке: Валерий Корча­ гин и Михаил Вараксин — мо­ лодые специалисты. Оба комсо­ мольцы и ходят в море на БМРТ «Волгобалт». ІІервыіі из них — помощник капитана по производству, второй — рыбмастер. Валерий Корчагин, которого вы видите на фотогра­ фии слева, окончил Гурьевский мореходный техникум. В 1974 году он пришел работать на суда Мурманского тралового флота, сходил дважды в море рыбмастером. Этого времени ему было достаточно, чтобы показать себя грамотным н принципиальным руководите­ лем. Михаил Вараксин тоже имеет специальное среднее техническое образование. В ми­ нувшем плавании им пришлось немало потрудиться. Выработка спинки путассу механизированным спі В опытном цехе Мурманско­ го рыбообрабатывающего ком­ бината из путассу в прошлом году было изготовлено девять видов продукции: путассу жаре­ ная, отварная, котлеты из пу­ тассу, путассу горячего копче­ ния, консервы «Путассу нату­ ральная», «Путассу жареная в масле», «Путассу в томатном соусе», «Путассу копченая в масле». Дегустационная комис­ сия тогда признала хорошими по вкусовым качествам путассу жареную и котлеты, а из кон­ сервов самыми вкусными ока­ зались «Путассу жареная в ма­ сле» и «Путассу бланширован­ ная в масле». К сожалению, эту продукцию на судовых фабриках Мурманского трало­ вого флота изготовлять пока возможностей нет. А вот воз­ можности рационального ис­ пользования уловов путассу есть. ІІа промысел путассу я при­ шел на БМРТ «Приоиежье». Работа оказалась сложной во всех отношениях: как в добыче путассу, так и в се обработке. На. судах, приходивших сюда, экипажи семь н более суток те­ ряли на «пристройку». В пер­ вую очередь сказывалось не­ знание характера поведения этой рыбы, ее путей миграции. Что касается помощников ка­ питанов по производству, то большинство их с обработкой встречались впервые. Судовые Сп ециа ли ст в е р н у л с я и з к ом а н д и р о в к и технологи не могли продолжи­ тельное время наладить уско­ ренную и качественную обра­ ботку еще и потому, что суще­ ствующие для них справочни­ ки,к глубокому сожалению, не раскрывают во всей полноте технологию производства пище­ вой продукции из этой рыбы. Еще на берегу мне удалось по­ знакомиться с пекотороіі лите­ ратурой о путассу, с рефера­ тивной информацией, вышед­ шей в нашей стране и за рубе­ жом. Но и они оказались до­ вольно скупыми. На берегу же ознакомился со станком для разделки путассу, который изготовил коллектив конструктооов и рабочих «Сев- техрыбпрома». На мой взгляд, он сложен. Такой станок, если попытаться повторить, своими силами із судовых условиях из­ готовить невозможно. Самое главное заключается в том, что без комплекта головорубки ра­ бота производственной команды по-прежнему остается сложной. Ручная же обработка путассу кропотлива и требует от матро- са-рыбообработчика большого навыка. Самое главное не в том: путассу, пролежавшая бо­ лее двух часов, ручной обработ­ ке не поддастся, так как в мо­ мент изготовления спинки на­ блюдаются срывы кожного по­ крова. Это считается механиче­ ским повреждением рыбы и приводит к нарушению требова­ ний ГОСТа-20057-7 і. Экипаж БМРТ «Приоиежье» после непродолжительного про­ мысла путассу снялся и ушел в другой район, а мне пришлось переправиться на однотипный БМРТ «Кпвач». На этом судне, по договоренности с команд­ ным составом судна, с произ­ водственной командой провел несколько занятий, в одноіі из лекций рассказал об опыте об­ работки путассу в нашей стра­ не н за рубежом. Надо при­ знаться, что матросы слушали с большим интересом. И не­ спроста. К моему приходу на БМРТ «Кивач» команда полу­ чила новый трал, освоила его и вела отлично добычу путассѵ. Подъемы были хорошими: за четыре часа траления на борту оказывалось 2 0— 30 тонн ры­ бы. Фабрика работала в пол­ ную нагрузку, но обработать такие уловы не могла. К тому нее начались сплошные «зало­ мы» противней на морозиль­ ных линиях. Когда стали выяс­ нять причины, оказалось, что виной этому были поступив­ шие с Кандалакшского механи­ ческого завода противни с бра­ ком, допущенным при нх изго­ товлении, и непродуманная рас­ становка матросов. Оператора­ ми на линии АСМА были по­ ставлены люди, которые шли первый раз в море на судах по­ добного типа. И это было сдела­ но, несмотря на то, что среди рыбообработчиков находились моряки, выполнявшие подоб­ ную работу, только на других судах подобного типа. Моряков поменяли местами, механиче­ ская служба корабля устрани­ ла неполадки морозильных ли­ ний. После этих мероприятий судовая фабрика начала замо­ раживать рыбу более ритмично, суточные показатели постепен­ но, но неуклонно стали расти, хотя сильно давала себя знать недоукомплектованность произ­ водственной команды и группы машинистов РМУ. Поскольку сегодня главной задачей для производственного отдела флота и судовых экипа­ жей является увеличение про­ изводства спинкн путассу, на БМРТ «Кивач» была создана творческая техническая группа по созданию специальной ме­ ханизированной линии. Спин­ ка путассу — это ассортимент, который уже нашел покупателя не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. В со­ став творческой группы вошли главный механик Александр Алексеевич Садковский, меха- ннк-наладчин Юрий Николаевич Углов и я, как технолог-настав­ ник. Дело в том, что я продол­ жительное время работал сле- сарем-наладчиком, затем меха- ником-наладчиком на Астра­ ханском рыбоперерабатываю­ щем комбинате. В Мурманск приехал после окончания Ас» ханского института рыоион промышленности. Нашей тв?£)ческой группой на БМРТ «Кивач» был разра­ ботан и смонтирован станок для разделки путассу механическим способом на «спинку». Создан он был на базе тушечноіі ма­ шинки А8 НТВ. При размер­ ном ряде путассу 25 —32 сан­ тиметра выход готовой продук­ ции улучшенного ассортимента составляет 37,3 кг спинки пу­ тассу. Средняя производитель­ ность станка достигает 1500 кг за 4 часа работы. Схема станка для производ­ ства спинки путассу в судовых условиях представлена на пер­ вом рисунке. Сверху приведена упрощенная схема (рис. 3) главной, режущей части стан­ ка. Ои состоит из двух ножей (3) и двух лотков (2). В ниж­ ней части лотков имеется паз для ножей (В-150). Лоток вог­ нут и устанавливается с таким наклоном, чтобы по желобу обезглавленная рыба (I) по>. тя­ жестью собственного веса ухо­ дила к ножу. Для увеличения скольжения можно додавать мизерную струю воды. Однако при этом следует помнить, что способность впитывать в себя воду у путассу велика. Насы­ щенная водой, эта рыба теря-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz