Рыбный Мурман. 1979 г. Январь.
ОЕІІЕТ Ш1-1ТТШ7. HUT I№ iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiliiiiiliiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiilim iliiiiillliilllllliiliitllliliuiiitlltilililiiilllliliii un i......m in ium ......... ............................ . .................................................................................................... . Несмотря на трудности 2-1 мая прошлого года в *Рыбном Мурмане» мы прочи тали подборку материалов под общим заголовком «Объект про мысла — путассу». Можно без преувеличения сказать, что этой рыбой наши моряки инте ресовались мало. Действитель но. по химическому составу и вкусовым качествам путассу не отличается от тресковых. Она имеет тощее мясо п жирную пе чень. Она имеет целыіі ряд до стоинств как пищевой объект, и в то же время срок хранения ее невелик. Я беру промежуток времени от подъема путассу на палубу до обработки. Всего где- то четыре часа. Но вот получили мы рейсовое задание, и в нем говорилось, что экипаж Б М Р Т 13(3 «Волго балт» направляется я район об лова этой рыбы. Ну, хорошо, думали мы, заморозку путассу в неразделанпом виде нааін мо ряки освоят. А как быть с раз делкой ее «на спипку», которая Успешно выполним постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О МЕРАХ ПО ДАЛЬ НЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА, РАСШИ РЕНИЮ АССОРТИМЕНТА, ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА РЫБНОЙ п р о д у к ц и и И ПО УЛУЧШЕНИЮ ТОРГОВЛИ РЫБНЫМИ ТОВАРАМИ» тоже значилась в рейсовом за дании, по для выработки кото рой на судне не было ни одного приспособления? К тому же в экипаже не хватало шести ма- тросов-рыбообработчнков. На производственном совеща нии у капитан-директора Васи лия Харитоновича Мочалова во просы освоения и увеличения выработки спинки путассу уже на переходе стали основными, которые совет пытался решить. Но, не видя рыбы, не поймешь, не выработаешь технологии раз делки. Решили подождать пер вого траления. Опытность трал мейстера Александра Василье вича Селезнева, выпускника Ар хангельского рыбопромышлен ного техникума, мастерство ка питана позволили уже после первого выхода на рыбу взять хороший улов путассу. Вот именно здесь остро по чувствовалась нехватка шести матросов. Путассу плохо со храняется в ящиках на палубе н в бункерах рыбной фабрики. А ловится она хорошо. Значит, вывод напрашивается сам со бой: надо морозить. Когда рас пределили матросов по штатно му расписанию, которое сущест вует для правильного обслужи вания морозильных камер, вы ходило так, что для работы за рыбоделамн обработчиков не оставалось. В другое время нехватку шести матросов мож но было бы считать нор мальной. Но у нас в рейсовом задании значится «спинка» пу тассу, а рейсовое задание для моряка — закон. Где выход? Н вновь представители всех служб собрались в каюте капи тан-директора. Были предложе ния, использовать принцип вы работки тушки, но станки не те. Тогда предложили матросов-ры- бообработчнков и матросов па лубной команды объединить в одно звено па тот период, пока трал находится за бортом. По пробовали, вроде стало что-то получаться, по выход спинки за сутки промысла все равно был значительно ниже' задания. ІТодвахта, вот что могло нам, ры бообработчикам, оказать суще ственную помощь. К тому же подсчитали, что с увеличением выработки спинки путассу мо жем добиться и ежесуточного увеличения пая. Моряки — парод дружный. Слово «надо» они понимают как «должно быть». Штурманы, механики и мотористы, обслу живающий персонал и работни ки камбуза стали регулярно приходить на рыбную фабрику, занимать места матросов за ры- боделами, н веселее пошла ра бота, результаты стали намного выше. Выработав за рейс 205 тонн спинкн путассу, мы успеш но справились с заданием по за морозке этого вида ассортимен та. Заметьте, такое количество этой новой для рыбаков Севера продукции мы делали впервые п вручную. На судно получили радиограмму, что в наш адрес направлены станки для механи зированной разделки путассу, но они «осели > на каком-то дру гом траулере. На судне счита ют, что наш экипаж потрудился в плавании на «отлично», так же решили и в управлении тра лового флота. Встречали нас в порту со всеми почестями, луч шим морякам вручали знаки • Победитель социалистического соревнования работников рыб ной промышленности СССР 1978 года». Технологу присво или звание «Лучший по про фессии». За период промысла на «Вол- гобалте» было заморожено 3929 тонн путассу. Это доволь но много. Как мы выходили из положения? Путассу хорошо ло вится в ночное время, а под- вахту ночью вызывать нельзя. Поэтому, чтобы максимально использовать уловы на пищевые цели, ночыо делали полную вы катку рыбы пз морозильных ка мер, заполняли их и вновь вы катывали, а утром упаковщиков и трюмных направляли к рыбо- делам. Такая система замороз ки рыбы позволяла нам перевы полнять суточные задания и освобождать дополнительно че тырех моряков для выработки спинки путассу. Надо отдать должное рыбмастерам: на всех участках они были помощника ми для своих подопечных, осо бенно в ночное время. Постоян но Михаила Хлегановича Ва раксина н Ивана Васильевича Креденцара можно было за стать в отделении упаковки, видеть, как они помогают то упаковщикам, то фактуровщи- кам. Рейс для нашего экипажа был напряженным, трудным. Много пришлось поработать, од нако хорошиіі конец — делу ве нец. Всю рыбную продукцию на базы и в порту мы сдали без ка ких-либо замечаний по качест ву се изготовления. К 7 ноября наш экипаж выполнил репсовое задание, в декабре — годовой план по реализации пищевой продукции и всем другим пока зателям. В. КОРЧАГИН, помош'йК капитана по производству БМРТ «Волгобалт», пред- судкома. На снимке: Валерий Корча гин и Михаил Вараксин — мо лодые специалисты. Оба комсо мольцы и ходят в море на БМРТ «Волгобалт». ІІервыіі из них — помощник капитана по производству, второй — рыбмастер. Валерий Корчагин, которого вы видите на фотогра фии слева, окончил Гурьевский мореходный техникум. В 1974 году он пришел работать на суда Мурманского тралового флота, сходил дважды в море рыбмастером. Этого времени ему было достаточно, чтобы показать себя грамотным н принципиальным руководите лем. Михаил Вараксин тоже имеет специальное среднее техническое образование. В ми нувшем плавании им пришлось немало потрудиться. Выработка спинки путассу механизированным спі В опытном цехе Мурманско го рыбообрабатывающего ком бината из путассу в прошлом году было изготовлено девять видов продукции: путассу жаре ная, отварная, котлеты из пу тассу, путассу горячего копче ния, консервы «Путассу нату ральная», «Путассу жареная в масле», «Путассу в томатном соусе», «Путассу копченая в масле». Дегустационная комис сия тогда признала хорошими по вкусовым качествам путассу жареную и котлеты, а из кон сервов самыми вкусными ока зались «Путассу жареная в ма сле» и «Путассу бланширован ная в масле». К сожалению, эту продукцию на судовых фабриках Мурманского трало вого флота изготовлять пока возможностей нет. А вот воз можности рационального ис пользования уловов путассу есть. ІІа промысел путассу я при шел на БМРТ «Приоиежье». Работа оказалась сложной во всех отношениях: как в добыче путассу, так и в се обработке. На. судах, приходивших сюда, экипажи семь н более суток те ряли на «пристройку». В пер вую очередь сказывалось не знание характера поведения этой рыбы, ее путей миграции. Что касается помощников ка питанов по производству, то большинство их с обработкой встречались впервые. Судовые Сп ециа ли ст в е р н у л с я и з к ом а н д и р о в к и технологи не могли продолжи тельное время наладить уско ренную и качественную обра ботку еще и потому, что суще ствующие для них справочни ки,к глубокому сожалению, не раскрывают во всей полноте технологию производства пище вой продукции из этой рыбы. Еще на берегу мне удалось по знакомиться с пекотороіі лите ратурой о путассу, с рефера тивной информацией, вышед шей в нашей стране и за рубе жом. Но и они оказались до вольно скупыми. На берегу же ознакомился со станком для разделки путассу, который изготовил коллектив конструктооов и рабочих «Сев- техрыбпрома». На мой взгляд, он сложен. Такой станок, если попытаться повторить, своими силами із судовых условиях из готовить невозможно. Самое главное заключается в том, что без комплекта головорубки ра бота производственной команды по-прежнему остается сложной. Ручная же обработка путассу кропотлива и требует от матро- са-рыбообработчика большого навыка. Самое главное не в том: путассу, пролежавшая бо лее двух часов, ручной обработ ке не поддастся, так как в мо мент изготовления спинки на блюдаются срывы кожного по крова. Это считается механиче ским повреждением рыбы и приводит к нарушению требова ний ГОСТа-20057-7 і. Экипаж БМРТ «Приоиежье» после непродолжительного про мысла путассу снялся и ушел в другой район, а мне пришлось переправиться на однотипный БМРТ «Кпвач». На этом судне, по договоренности с команд ным составом судна, с произ водственной командой провел несколько занятий, в одноіі из лекций рассказал об опыте об работки путассу в нашей стра не н за рубежом. Надо при знаться, что матросы слушали с большим интересом. И не спроста. К моему приходу на БМРТ «Кивач» команда полу чила новый трал, освоила его и вела отлично добычу путассѵ. Подъемы были хорошими: за четыре часа траления на борту оказывалось 2 0— 30 тонн ры бы. Фабрика работала в пол ную нагрузку, но обработать такие уловы не могла. К тому нее начались сплошные «зало мы» противней на морозиль ных линиях. Когда стали выяс нять причины, оказалось, что виной этому были поступив шие с Кандалакшского механи ческого завода противни с бра ком, допущенным при нх изго товлении, и непродуманная рас становка матросов. Оператора ми на линии АСМА были по ставлены люди, которые шли первый раз в море на судах по добного типа. И это было сдела но, несмотря на то, что среди рыбообработчиков находились моряки, выполнявшие подоб ную работу, только на других судах подобного типа. Моряков поменяли местами, механиче ская служба корабля устрани ла неполадки морозильных ли ний. После этих мероприятий судовая фабрика начала замо раживать рыбу более ритмично, суточные показатели постепен но, но неуклонно стали расти, хотя сильно давала себя знать недоукомплектованность произ водственной команды и группы машинистов РМУ. Поскольку сегодня главной задачей для производственного отдела флота и судовых экипа жей является увеличение про изводства спинкн путассу, на БМРТ «Кивач» была создана творческая техническая группа по созданию специальной ме ханизированной линии. Спин ка путассу — это ассортимент, который уже нашел покупателя не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. В со став творческой группы вошли главный механик Александр Алексеевич Садковский, меха- ннк-наладчин Юрий Николаевич Углов и я, как технолог-настав ник. Дело в том, что я продол жительное время работал сле- сарем-наладчиком, затем меха- ником-наладчиком на Астра ханском рыбоперерабатываю щем комбинате. В Мурманск приехал после окончания Ас» ханского института рыоион промышленности. Нашей тв?£)ческой группой на БМРТ «Кивач» был разра ботан и смонтирован станок для разделки путассу механическим способом на «спинку». Создан он был на базе тушечноіі ма шинки А8 НТВ. При размер ном ряде путассу 25 —32 сан тиметра выход готовой продук ции улучшенного ассортимента составляет 37,3 кг спинки пу тассу. Средняя производитель ность станка достигает 1500 кг за 4 часа работы. Схема станка для производ ства спинки путассу в судовых условиях представлена на пер вом рисунке. Сверху приведена упрощенная схема (рис. 3) главной, режущей части стан ка. Ои состоит из двух ножей (3) и двух лотков (2). В ниж ней части лотков имеется паз для ножей (В-150). Лоток вог нут и устанавливается с таким наклоном, чтобы по желобу обезглавленная рыба (I) по>. тя жестью собственного веса ухо дила к ножу. Для увеличения скольжения можно додавать мизерную струю воды. Однако при этом следует помнить, что способность впитывать в себя воду у путассу велика. Насы щенная водой, эта рыба теря-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz