Рыбный Мурман. 1979 г. Март.

Л а д о у м е т ь э к о н о м и т ь (Окончание. Нач. в № 25). , Нехватку времени у судовых команд для правиль­ ной эксплуатации техники следует не увеличивать, покрывая ремонтом своими силами низкую смен­ ность на судоремонтных предприятиях и невыпол­ нение н а ш общесоюзных нормативов суточной отра­ ботки, а сокращать. Ведь в конце концов суда вы­ ходят в море ловить рыбу, обрабатывать рыбопро­ дукцию, эксплуатировать хорошо налаженную/ на­ дежную и исправную технику, проводить ее про­ филактику в пределах, не нарушающих производст­ венный цикл, а не ремонтироваться.. Иными слова-. >ш, каждый должен заниматься своим делом, толь­ ко тогда может быть работа и эффективной, и ка­ чественной. С целью выявления новых путей экономии нами проведены испытания' по приготовлению и сжига­ нию водотопливной эмульсин в главных котлах РТ № 282 п 332. Эмульсия приготовлялась при по­ мощи гомогенизатора УЗГС(Ф). Как показали испы­ тания. смесь с 'содержанием пресной воды до 15 процентов горит хорошо, устойчиво, факел- иолу-. чается более объемным. Конечно, на. испарение во­ ды тоже требуется топливо, поэтому только простая замена части топлива водой экономии сама по себе не даст. Однако экономия топлива практически уве- 'Лнчнвается за счет снижения коэффициента 'избыт­ ка воздуха и уменьшения нагара на поверхностях нагрева. Кроме того, регулярное применение водо- топливной смеси разрушает старый нагар. Опыты в этом направлении нами будут проводиться как с гомогенизатором УЗГС(Ф), так и генератором ка­ витации ГК-1. В перспективе это позволит сжигать в котлах все отходы сепарации, а также нефтеос- татки льяльных вод. Одним из главных направлений остается приме­ нение рациональных сортов топлива в двигателях. Что сделано в этой области? Использование в 1978 году газотурбинного, моторного топлива и мазута в двигателях позволило в целом по типам судов за­ менить дизельное топливо на рациональные сорта: іІПР типа «Рембрандт» — на 34 процента, ППР .типа «Грумант» — на 29,5, БАТ типа «Горизонт» — на 22, БІѴІРТ типа «Лесков» — на 26, БМРТ типа «Пушкин» — на 25,5, проекта 394 AM — на 11 процентов. Отличных результатов добились экипажи ППР <?Ван Дейк» — 40,2 процента (только мазут), * Глетчер» — 43,3, БМРТ%248 — 43,4, БМРТ-237 — 34.2, БМРТ-403 — 36,3, БМРТ-420 — 43,5, БМРТ-412 — 28,5, БАТ «И. Сивко.» — 29,6, *А. Торцев» — 22,6 процента. Особо следует от­ метить ППР «Ван Дейк» (старший механик В. И. Иликов), который заменил 40,2 процента дизельно­ го топлива мазутом, а сейчас выступил инициато­ ром общефлотского соревнования за отличное тех­ ническое состояние механизмов и экономию топ­ ливно-энергетических ресурсов. И, надо сказать, до­ стижение таких высоких показателей — это пря­ мая заслуга В. И. Иликова. Когда перед рейсом я его спросил, как он намеревается работать, Влади­ мир Иванович ответил: — Буду заменять до 70 процентов дизельного топлива мазутом, тем более что наш мазут имеет обычно вязкость не 5 градусов, а всего 2— 3. По­ этому его можно применять в двигателях почти йапрямую. И свое слово он сдержал. Ежемесячно расход мазута в двигателях составляет более 300 тонн, а с 15 декабря 1978 года двигатели работают полно­ стью на мазуте. Такое решение Владимир Иванович принял по­ сле того, как провел все подготовительные работы. Он установил для одного вспомогательного двига­ теля отдельный расходный бак и провел опыты по работе двигателя на одном мазуте. II не только по .работе, но и по запуску на этом топливе. Это, по- моему, достойный ответ всем сторонним наблюда­ телям и недоброжелателям, которых, увы, не ста­ новится меньше и которых коробит упоминание о применении рациональных видов топлиъа в двига­ телях. Это достойный ответ также тем нерадивым Механикам, которые пытаются свое нежелание, не­ умение II все недостатки в работе техники свалить на применение рациональных видов топлива в дви­ гателях. Что касается соревнования за отличное техниче­ ское состояние механизмов, то с 1 января 1979 го­ да решением администрации н базового комитета флота введено в действие Положение об этом виде соревнования, победители которого будут награжде­ ны призом «Судно отличного технического состоя­ ния». Учреждены 4 приза по отдельным группам судов, а также денежные премии за первые три ме­ ста в каждой группе. Заканчивается полное переоборудование ППР «Ковдор» для применения мазута в главном двига­ теле и смеси топлив во вспомогательных двигате­ лях. На этом судне, как и на БМРТ «Илья Кат.у- нин», тоже переоборудуемом но полной схеме, будут проведены специальные теплотехнические испыта­ ния, которые дадут ответ на многие возникающие при использовании в двигателях рациональных ви­ дов топлив вопросы. Правда, в последнее время в связи с затяжкой окончания ремонта Мурманской судоверфью техническое руководство флота готово согласиться не проводить испытания, чтобы уско­ рить на несколько суток выход судна пз ремонта. Такое решение практически свело бы на нет все на­ дежды специалистов Северного бассейна — выяс­ нить особенности и дальнейшую перспективу приме­ нения рациональных топлив в ДВС, а также омерт­ вит и оборудование, н вложенные в переоборудо­ вание средства. В.связи с началом испытаний на ПГІР «Ковдор» надо отметить неправильную позицию отдельных специалистов ЦГІКТБ. Дело в том, что па нефте­ базу поступила присадка к топливу, которая исклю­ чает все неприятности в работе топливной аппара­ туры, а руководитель отдела ЦПКТБ И. Ф. Коше­ лев, которому почему-то дали монопольное право распоряжаться присадкой, для первого переоборуду­ емого на бассейне под мазут судна эту присадку категорически отказывается выделить. Надеемся, что ВРПО «Севрыба» поможет обеспечить ІІПР «Ковдор» всем необходимым для успешного про­ ведения испытаний н в порту, и в море. На ППР «Гейзер» установлен опытный образец роторного гомогенизатора, разработанного ЦНИИ МФ. При участии и под руководством специалиста института сейчас проходят испытания этого гомоге­ низатора в морских условиях. Мы надеемся с помо­ щью гомогенизатора добиться переработки - любого топлива или топливной смеси в однородную массу с размером частиц не более 5— 6 микрон. Думаем, что удастся также создать водотопливные эмуль­ сии для двигателей, а их применение, по данным не­ которых исследований, позволит снизить натарооб- разование. В связи с расширением применения рациональ­ ных видов топлива в двигателях значительно воз­ росли при топливоподготовке трудозатраты личного состава. Сократить эти затраты — задача номер один для специалистов судов и управления. Один из путей — это гомогенизация топлива, что резко снижает количество отходов при сепарации и за­ грязнение сепараторов. В этом направлении первые шаги сделаны: устанавливаются гомогенизаторы УЗГС(Ф) на ППР «Ковдор» и БМРТ-423, опытную его эксплуатацию ведет В. И. Иликов на ППР «Ван Дейк». Имеются рабочие чертежи этого гомо­ генизатора. и мы надеемся с помощью ВРПО «Сев- рыба» организовать их производство и наладку на нашем бассейне. Испытывается также опытный об­ разец роторного гомогенизатора на ПНР «Гейзер». Другой путь — закупка и установка на судах самоочищающихся сепараторов. Пока нам удалось получить только 6 таких сепараторов, которые ус­ тановлены на ППР «Ван Дейк», «Перемышль», «Грумант», «Сказочник Андерсен», «Ковдор» и БМРТ-423. Как показывает опыт их эксплуатации, затраты -труда становятся даже меньше, чем при работе на дизтопливе и старых сепараторах. К со­ жалению, серьезную ошибку допускают наши ру­ ководители в том, что на судах, проходящих ремонт за границей, установку таких сепараторов не произ­ водят. В то же время мы их закупаем в Польше, везем сюда и здесь сами устанавливаем. Наверное, это не ио-хоздйски, можно и нужно изыскать сред­ ства для установки в течение ближайших лет на всех основных типах судов хотя бы по одному та­ кому сепаратору. Для компенсации роста трудовых затрат во фло­ те с апреля 1978 года действует инструкция по премированию личного состава, обеспечивающего выполнение задания по экономии топлива и непо­ средственно участвующего в использовании рацио­ нальных сортов топлива в двигателях. Еще один путь снижения затрат труда при топли­ воподготовке — это разделение систем испытания главного и вспомогательных двигателей. Как пока­ зывает опыт эксплуатации, главные, более тихоход­ ные двигатели менее чувствительны к виду топлива, а основные затраты труда приходятся на топливную аппаратуру, фильтры, воздухоохладители вспомога­ тельных двигателей. Поэтому важно обеспечить, особенно на БМРТ, питание вспомогательных дви­ гателей дизтопливом нлп смесью с небольшим до­ бавлением рациональных сортов. Работа эта тоже, к сожалению, двигается вперед медленно, и в основ­ ном ио вине судовых механиков. Ведь моглн же на БМРТ № 400, 402, 409, 413 и некоторых других пе­ ределать систему питания своими силами. И теперь многие дополнительные заботы у механиков и мото­ ристов этих судов отпали. Как уже отмечалось на страницах «Рыбного Мурмана», у нас еще есть суда, где проектом пре­ дусмотрено использование дизтоплива в котлах (ти­ па «Рыбак», «Баренцево море»). Нами проведена проверка возможности сжигания. газотурбинного топлива в котлах ПСТ-1315 и РТЛ «Рыбачка». Мо­ жно с полной уверенностью констатировать, что ни­ каких особых препятствий для применения газотур­ бинного топлива. Хотелось бы только напомнить проектировщи­ кам ПСТ, что надо вернуться к автономной схеме питания котлов, как это было на первых пяти судах, чтобы мы при эксплуатации не тратили на это ни средств, ни времени. Ссылки на невозможность сжи­ гания в котлах другого топлива, кроме дизельного, несостоятельны, а упорство в отстаивании своего мнения в этом вопросе честн проектировщикам не делает. • Много споров вызывает вопрос, растет ли (и на­ сколько) расход топливной аппаратуры в случае применения в двигателях рациональных сортов топ­ лива. Статистика вроде бы указывает на несомнен­ ный рост, а опыт лучших механиков судов Мурман­ ского пароходства, исследования Калининградского института рыбной промышленности и хозяйства это не подтверждают. Видимо, наиболее полный ответ на этот вопрос дадут специальные теплотехнические испытания на ППР «Ковдор» и БМРТ-423. В заключение нужно отметить, что экономия и сокращение расходов топливно-энергетических ре­ сурсов — это повседневная, настойчивая и труд­ ная работа. И успех приходит только к тем, кто це­ леустремленно работает в этом направлении, не жа­ леет для этого ни сил, ни времени. Партийное бюро механико-судовой службы при­ зывает партийные организации судов развернуть еще шире социалистическое соревнование вахт и су­ довых служб за экономию и сокращение расходов горюче-смазочных материалов каждым специали­ стом, всеми до единого членами экипажа, создать обстановку нетерпимости к фактам расточительства и бесхозяйственности в расходовании топлива, элек­ трической и тепловой энергии. В центр всей работы надо поставить ориентацию на конечные результаты производства, поиск наибо­ лее эффективных и экономичных путеіі их ^дости­ жения. На это нас нацеливают решения ноябрьско­ го (1978 г.) Пленума ЦК КПСС. Л. ПУРЛИЦИС, секретарь партбюро механико­ судовой службы Мурманского тралового флота. О б у ч е н и е у п р а в л е н ию ^-п«Г~ѵ п ш п О M l МОСКВА. Институт управ­ ления имени Серго Орджони­ кидзе готовит ннженеров-эконо- мистов по организации управ­ ления производством. Его выпускники должны уметь анализировать состояние дел на предприятии, выявлять недостатки, предлагать админи­ страции проекты их искорене­ ния. Они должны давать руко­ водству " высококвалифициро­ ванные советы, направленные на достижение наибольшей эф­ фективности производства, по­ вышение качества работы... В этом году состоится вто­ рой выпуск Института управле­ ния имени Серго Орджоникид­ зе. Полторы тысячи его воспи­ танников, представителей самой современной профессии придут на фабрики и заводы, в учреяг- дения. НА СНИМКЕ: Виктор Зуб- рев. После окончания Институ­ та управления имени Серго Орджоникидзе он поступил в аспирантуру, занимается проб­ лемами управления строитель­ ством. Фото В, Христофорова. (Фотохроника ТАСС). О т л и ч н ы е и з д е л и я в ы п у с к а ю т м о с к в и ч и О ТЛИЧНО трудятся работ ники завода «Мано­ метр» — одного из пе­ редовых предприятий столицы. 2 5 0 человек решили досрочно, к 110-й годовщине со дня рож­ дения В. И. Ленина выполнить личные пятилетки. Надежные приборы выпускает «Мано­ метр». Каждое третье его изде­ лие носит государственный Знак качества. Многие марки приборов, вы­ пускаемые предприятием, хоро­ шо известны в странах СЭВ — они поставляются в ГДР, Бол­ гарию, Монголию, на Кубѵ. НА СНИМКЕ: в сборочном цехе завода. Ударники комму­ нистического труда В. Грасен- ков (справа) и В. Сучков ведут отладку приборов КС-4 на стен­ де. Фото В. Мастюкова. IФотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz