Рыбный Мурман. 1979 г. Март.
« I Л БМРТ-244 «Мур- F I маиск» я пришел в те минуты, когда в каюте каиитаи-дмре ктора Алексея Ивановича Захаро ва был торжественный мо мент. Подписывался договор с судоремонтниками на со циалистическое соревнование за досрочный выход судна из ремонта. Социалистическое соревнование моряков и ра бочих головного предприятия объединения «Мурманская судоверфь» должно помочь сократить ремонтную стоян ку на пять суток. Если по плану-графику полностью от ремонтировать БМРТ-244 на мечено к 5 сентября этого года, то судоремонтники обя зались закончить работы к 31 августа. Ведущий прораб Николай Дмитриевич Полевщиков в договоре по отдельным ви дам работ называл конкрет ные сроки их окончания. Ос новной объем, и это естест венно. возьмут на себя брига ды слесарей-дизелистов сле сарно-механического цеха. Чтобы договор не остался только на бумаге, под начало Николая Дмитриевича выде лены две бригады, у которых очень большой опыт по ре монту главных машин. Воз главляют их, нужно ска зать, лучшие рабочие объеди нения. Это Константин Алек сандрович Саранский и Иван Петрович Вышков. На счету коллективов, возглавляемых ими, не один десяток судовых дизелей, сданных в эксплуа тацию с первого предъявле ния. Эти бригады, как пра вило, ручаясь за свою работу, выдают судовым механикам гарантийные паспорта. — Ходом работ на нашем судне мы пока удовлетворе ны, — сказал капитан-дирек тор А. И. Захаров. — Де- фсктация закончена, фронт работ определен. ІІо всему чувствуется, что рабочие на строены не задерживать суд но у причала. Наша команда всем, чем может, помогает им. При ремонте механизмов и котельного отделения, прав да, могут возникнуть между нами трения. И в основном из-за запасных частей. Будем стараться понимать друг дру га, приобретать их общими усилиями. В дефиците сейчас нержавеющая сталь. Она по надобится для ремонта кам- РЕМОНТ СУДОВ оот у администрации этого судна нет. Дело в том, что судно уже давно в ремонте, а по-настоящему судоремонт ники занялись им совсем не давно. Впереди -у них еще очень большой объем работ как па палубах корабля, так и в его отделениях. Еще не отремонтированы мехаиизм) л .машинного отделения, жилые каюты, камбуз. На днях су доремонтники установили брашпиль, но питание к не му не подано, испытать его нельзя, как нельзя завести Два плюса и один минус буза. Николай Дмитриевич обещает удовлетворить этот дефицит. Таким образом, по лучается, что предпосылки к успешному выполнению до говора есть. Ну что же. Оптимизм ка питан-директора радует. Бу дем надеяться, что опыт и мастерство рабочих, беспо койство ведущего прораба и капитан-директора приведут оба коллектива к желаемому результату. К РАСНОЕ полотнище «Товарищи судоре монтники, общими усилиями обеспечим досроч ный и качественныіі ремонт РТ-308!» украшает борт это го судна. А рядом висит со циалистическое обязательст во экипажа и коллектива ра бочих, в котором говорится, что РТ-308 выйдет из ремон та 23 июня этого года. И здесь капитан Александр Дмитриевич Шейченко, хо рошо известный в нашем крае и за его пределами, был настроен радушно. Ходом ре монта корабля он доволен. Опасений, что сроки, опреде ленные социалистическим обязательством, будут сорва ны, у него нет. Экипаж ока зывает судоремонтникам по мощь во всем. Можно уверен но сказать, что ремонтируют корабль сообща, что моряки, хотя большинство из них уже давно в морс не ходят, не остаются сторопиимн наблю дателями. Такая постановка дела на корабле только мо жет радовать. В слеса Du o-м еха ническо м цехе головного предприятия судоремонтного объединения на специальном стенде выве шен список судов, которые должны выйти из ремонта в марте. Среди них есть БМРТ- 423 «Илья Катунин». Особо го восторга по поводу хода ра- якорные цепи. А это очень кропотливая работа. Не отремонтированы на БМРТ-423 танки питьевой воды, промыть, прохлорнро- вать которые — тоже дело многих дней. Медленно ведет ся ремонт жилых и санитар ных помещений на нижней палубе. Это также может привести к срыву сроков окончания ремонта. Н О не только подводят судоремонтники. Не завидную роль сыгра ли и службы самого управле ния Мурманского тралового флота. Ведущие специалисты на БМРТ-423 по их указа нию часто менялись. ІІа этом корабле сегодня ведает ходом ремонтных работ четвертый по счету старший помощник капитана и седьмой старший механик. А сейчас, представь те себе, могут ли эти специа листы за короткое время разобраться в какой-либо на правленности хода ремонт ных работ, что и почему де лается в первую очередь, а что и почему во вторую. Па этом корабле был во обще парадоксальный слу чай. На отходящее в море судно, без какой-либо заме ны, был отправлен старший механик. Его обязанности взял на себя второй механик, по вскоре и он был отозван для срочного выхода в море на «живом» БМРТ. Корабль остался без старшего и вто рого механиков. Старшего механика не присылали поч ти два месяца. Вот почему капитан- директор Валентин Иванович Ширяев почти серьезно пожалел, что к дип лому штурмана у него нет диплома механика. В течение тех двух месяцев, пока от сутствовал старший механик, работы на «Илье Катунине» велись крайне медленно. т ‘РИ ПРИМЕРА. В двух случаях ремоитные работы на . кораблях ведутся хорошо, по графикам и с опережением их, а и третьем есть основания пред полагать, что срок выхода большого морозильного ры боловного траулера из ремон та будет сорван. И, как видно из рассказа, в этом будут ви новаты не только инженеры и рабочие головного пред приятия объединения «Мур манская судоверфь», но и са ми тралфлотовцы. Потому, что нельзя так часто менять на кораблях тех специали стов, под чьим присмотром и по чьим планам идет ре монт судна. К хорошим ре зультатам это не приводит. Оттого и получилось, что один минус снизил лва плюса. С. ДАНИЛОВ. Наставник молодежи гаапш ей ' Ударник коммунистического труда мзтрос Вячеслав Никола евич Н-лов в «Севрыбхолод- флоте» работает 8 лет. Сейчас он — на плавбазе «Антаркти ка». Умелый бригадир и настав ник молодежи, он неоднократно поощрен. Фото С. Петрова. В АВИАЦИИ Перед каждым вы летом летчик должен получить массу разно образных сведений: о погоде, трассе переле та, ориентирах н тому подобном. Федераль ное авиационное управ ление США решило автоматизировать этот процесс. Теперь на во просы летчиков отве чает ЭВМ. Отвечает в прямом смысле слова — голосом. В памяти машины хранится восемьсот слов и фраз, записан ных диспетчером поле тов. Компьютер сам составляет из этих слов и фраз любые со четания. Вот как происходит диалог с ЭВМ. Летчик набирает на пульте название пункта, где он находится, и коор динаты места назначе ния. Затем записанный голос задает ему во просы, на которые пи лот должен отвечать только «да» или «нет» нажатием соответству ющей кнопки. Напри мер, компьютер спра шивает: «Требуются ли вам ежечасные наблю дения за земной по верхностью?» или «Ну жен ли вам прогноз по годы в пункте назначе ния?» На утвердитель ный ответ машина вы даёт имеющуюся ин формацию. Сейчас уче ные стремятся расши рить запас слов ЭВМ до четырех тысяч и дать возможность бесе довать с неіі одновре менно десяти летчикам. Машина занимала пло щадь 140 квадратных метров и работала со скоростью 5000 опера ций в секунду. Рядом е ней в музее есть и со временный компьютер, выполняющий несколь ко миллионов операций в секунду и занимай* щий площадь менеё двух квадратных мет ров. СРЕДИ ИСКУССТВОВЕДОВ В центральной биб лиотеке Манчестера обнаружено нескольнб музыкальных пьес не известного автора. Оп ределить, кто написал их, помог компьютер. ГІо особенностям твор* ческого почерка он вы яснил, что автором ро мансов на слова Миль тона для сопрано п ба са был композитор Ге орг Гендель, который длительное время жил в Англии. КАК ОБЕСПЕЧИТЬ МАШИНЕ РОВНЫЙ ПУЛЬС? В наше время элек тронным машинам по ручаются не только математические расче ты, но н целые процес сы, например управле ние приборами, стан- . нами, предприятиями. От таких машин . тре буют предельной точ ности. Ошибки могут привести к весьма пе чальным последствиям. Но и у ЭВМ есть свои встречные требования. Их нужно обеспечить бесперебойным элек тропитанием. II при этом напряжение, ча стота, сила тока и дру гие параметры не дол жны иметь даже ма лейших отклонений. Чехословацкое пред приятие «ЭВУ» разра ботало аппаратуру, ко торая автоматически корректирует и поддер живает па одном уров- fie все электрические параметры. Работает она с ювелирной точ ностью. А вот если слу чится авария в сети и ток перестанет посту пать? Что предпримет система электропита ния? Тогда она мгно венно подключит к ЭВМ сбои аккумуля торные батареи. Сло вом, она всегда поддер живает ровный пульс машины. II та работает без ошибок. ПЕЧАТАЕТ ЛАЗЕР Известно, что спо собность современных ЭВМ мгновенно произ водить математические операции намного опе режает по ‘скорости ци фропечатающие уст ройства. Это противоречие пытаются устранить конструкторы многих стран мира. В лабора тории американской фирмы «ИВМ» разра ботано сверхбыстро действующее печатаю щее устройство: до 14 тысяч строк в минуту. Пока это скорость ре кордная. Причем каж дая информационная строка может содер жать цифры, буквы и специфические графи ческие символы. Ко нечно, обычная пишу щая машинка с рыча гами не справилась бы с такой скоростью. Но здесь применен лазер ный луч, который с по мощью электронного преобразователя про изводит запись симво лов на фотобумагу, вращающуюся вместе с кареткой. Участки бу маги. получившие под действием лазерной вспышки электриче ский- заряд, притягива ют краску, частицы ко торой находятся внутри каретки. Затем краска закрепляется тепловым воздействием. МУЗЕИ КОМПЬЮТЕРОВ В Пенсильванском университете создан первый музей компью теров. Среди его экс понатов можно увидеть и знаменитого ветерана — ЭНИАК. Это пер вая большая ЭВМ, на чавшая работать 15 февраля 1946 года. ЭНИАК состояла из 18 тысяч ламп, 10 тысяч конденсаторов н 70 ты сяч сопротивлений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz