Рыбный Мурман. 1979 г. Март.

« I Л БМРТ-244 «Мур- F I маиск» я пришел в те минуты, когда в каюте каиитаи-дмре ктора Алексея Ивановича Захаро­ ва был торжественный мо­ мент. Подписывался договор с судоремонтниками на со­ циалистическое соревнование за досрочный выход судна из ремонта. Социалистическое соревнование моряков и ра­ бочих головного предприятия объединения «Мурманская судоверфь» должно помочь сократить ремонтную стоян­ ку на пять суток. Если по плану-графику полностью от­ ремонтировать БМРТ-244 на­ мечено к 5 сентября этого года, то судоремонтники обя­ зались закончить работы к 31 августа. Ведущий прораб Николай Дмитриевич Полевщиков в договоре по отдельным ви­ дам работ называл конкрет­ ные сроки их окончания. Ос­ новной объем, и это естест­ венно. возьмут на себя брига­ ды слесарей-дизелистов сле­ сарно-механического цеха. Чтобы договор не остался только на бумаге, под начало Николая Дмитриевича выде­ лены две бригады, у которых очень большой опыт по ре­ монту главных машин. Воз­ главляют их, нужно ска­ зать, лучшие рабочие объеди­ нения. Это Константин Алек­ сандрович Саранский и Иван Петрович Вышков. На счету коллективов, возглавляемых ими, не один десяток судовых дизелей, сданных в эксплуа­ тацию с первого предъявле­ ния. Эти бригады, как пра­ вило, ручаясь за свою работу, выдают судовым механикам гарантийные паспорта. — Ходом работ на нашем судне мы пока удовлетворе­ ны, — сказал капитан-дирек­ тор А. И. Захаров. — Де- фсктация закончена, фронт работ определен. ІІо всему чувствуется, что рабочие на­ строены не задерживать суд­ но у причала. Наша команда всем, чем может, помогает им. При ремонте механизмов и котельного отделения, прав­ да, могут возникнуть между нами трения. И в основном из-за запасных частей. Будем стараться понимать друг дру­ га, приобретать их общими усилиями. В дефиците сейчас нержавеющая сталь. Она по­ надобится для ремонта кам- РЕМОНТ СУДОВ оот у администрации этого судна нет. Дело в том, что судно уже давно в ремонте, а по-настоящему судоремонт­ ники занялись им совсем не­ давно. Впереди -у них еще очень большой объем работ как па палубах корабля, так и в его отделениях. Еще не отремонтированы мехаиизм) л .машинного отделения, жилые каюты, камбуз. На днях су­ доремонтники установили брашпиль, но питание к не­ му не подано, испытать его нельзя, как нельзя завести Два плюса и один минус буза. Николай Дмитриевич обещает удовлетворить этот дефицит. Таким образом, по­ лучается, что предпосылки к успешному выполнению до­ говора есть. Ну что же. Оптимизм ка­ питан-директора радует. Бу­ дем надеяться, что опыт и мастерство рабочих, беспо­ койство ведущего прораба и капитан-директора приведут оба коллектива к желаемому результату. К РАСНОЕ полотнище «Товарищи судоре­ монтники, общими усилиями обеспечим досроч­ ный и качественныіі ремонт РТ-308!» украшает борт это­ го судна. А рядом висит со­ циалистическое обязательст­ во экипажа и коллектива ра­ бочих, в котором говорится, что РТ-308 выйдет из ремон­ та 23 июня этого года. И здесь капитан Александр Дмитриевич Шейченко, хо­ рошо известный в нашем крае и за его пределами, был настроен радушно. Ходом ре­ монта корабля он доволен. Опасений, что сроки, опреде­ ленные социалистическим обязательством, будут сорва­ ны, у него нет. Экипаж ока­ зывает судоремонтникам по­ мощь во всем. Можно уверен­ но сказать, что ремонтируют корабль сообща, что моряки, хотя большинство из них уже давно в морс не ходят, не остаются сторопиимн наблю­ дателями. Такая постановка дела на корабле только мо­ жет радовать. В слеса Du o-м еха ническо м цехе головного предприятия судоремонтного объединения на специальном стенде выве­ шен список судов, которые должны выйти из ремонта в марте. Среди них есть БМРТ- 423 «Илья Катунин». Особо­ го восторга по поводу хода ра- якорные цепи. А это очень кропотливая работа. Не отремонтированы на БМРТ-423 танки питьевой воды, промыть, прохлорнро- вать которые — тоже дело многих дней. Медленно ведет­ ся ремонт жилых и санитар­ ных помещений на нижней палубе. Это также может привести к срыву сроков окончания ремонта. Н О не только подводят судоремонтники. Не­ завидную роль сыгра­ ли и службы самого управле­ ния Мурманского тралового флота. Ведущие специалисты на БМРТ-423 по их указа­ нию часто менялись. ІІа этом корабле сегодня ведает ходом ремонтных работ четвертый по счету старший помощник капитана и седьмой старший механик. А сейчас, представь­ те себе, могут ли эти специа­ листы за короткое время разобраться в какой-либо на­ правленности хода ремонт­ ных работ, что и почему де­ лается в первую очередь, а что и почему во вторую. Па этом корабле был во­ обще парадоксальный слу­ чай. На отходящее в море судно, без какой-либо заме­ ны, был отправлен старший механик. Его обязанности взял на себя второй механик, по вскоре и он был отозван для срочного выхода в море на «живом» БМРТ. Корабль остался без старшего и вто­ рого механиков. Старшего механика не присылали поч­ ти два месяца. Вот почему капитан- директор Валентин Иванович Ширяев почти серьезно пожалел, что к дип­ лому штурмана у него нет диплома механика. В течение тех двух месяцев, пока от­ сутствовал старший механик, работы на «Илье Катунине» велись крайне медленно. т ‘РИ ПРИМЕРА. В двух случаях ремоитные работы на . кораблях ведутся хорошо, по графикам и с опережением их, а и третьем есть основания пред­ полагать, что срок выхода большого морозильного ры­ боловного траулера из ремон­ та будет сорван. И, как видно из рассказа, в этом будут ви­ новаты не только инженеры и рабочие головного пред­ приятия объединения «Мур­ манская судоверфь», но и са­ ми тралфлотовцы. Потому, что нельзя так часто менять на кораблях тех специали­ стов, под чьим присмотром и по чьим планам идет ре­ монт судна. К хорошим ре­ зультатам это не приводит. Оттого и получилось, что один минус снизил лва плюса. С. ДАНИЛОВ. Наставник молодежи гаапш ей ' Ударник коммунистического труда мзтрос Вячеслав Никола­ евич Н-лов в «Севрыбхолод- флоте» работает 8 лет. Сейчас он — на плавбазе «Антаркти­ ка». Умелый бригадир и настав­ ник молодежи, он неоднократно поощрен. Фото С. Петрова. В АВИАЦИИ Перед каждым вы­ летом летчик должен получить массу разно­ образных сведений: о погоде, трассе переле­ та, ориентирах н тому подобном. Федераль­ ное авиационное управ­ ление США решило автоматизировать этот процесс. Теперь на во­ просы летчиков отве­ чает ЭВМ. Отвечает в прямом смысле слова — голосом. В памяти машины хранится восемьсот слов и фраз, записан­ ных диспетчером поле­ тов. Компьютер сам составляет из этих слов и фраз любые со­ четания. Вот как происходит диалог с ЭВМ. Летчик набирает на пульте название пункта, где он находится, и коор­ динаты места назначе­ ния. Затем записанный голос задает ему во­ просы, на которые пи­ лот должен отвечать только «да» или «нет» нажатием соответству­ ющей кнопки. Напри­ мер, компьютер спра­ шивает: «Требуются ли вам ежечасные наблю­ дения за земной по­ верхностью?» или «Ну­ жен ли вам прогноз по­ годы в пункте назначе­ ния?» На утвердитель­ ный ответ машина вы­ даёт имеющуюся ин­ формацию. Сейчас уче­ ные стремятся расши­ рить запас слов ЭВМ до четырех тысяч и дать возможность бесе­ довать с неіі одновре­ менно десяти летчикам. Машина занимала пло­ щадь 140 квадратных метров и работала со скоростью 5000 опера­ ций в секунду. Рядом е ней в музее есть и со­ временный компьютер, выполняющий несколь­ ко миллионов операций в секунду и занимай* щий площадь менеё двух квадратных мет­ ров. СРЕДИ ИСКУССТВОВЕДОВ В центральной биб­ лиотеке Манчестера обнаружено нескольнб музыкальных пьес не­ известного автора. Оп­ ределить, кто написал их, помог компьютер. ГІо особенностям твор* ческого почерка он вы­ яснил, что автором ро­ мансов на слова Миль­ тона для сопрано п ба­ са был композитор Ге­ орг Гендель, который длительное время жил в Англии. КАК ОБЕСПЕЧИТЬ МАШИНЕ РОВНЫЙ ПУЛЬС? В наше время элек­ тронным машинам по­ ручаются не только математические расче­ ты, но н целые процес­ сы, например управле­ ние приборами, стан- . нами, предприятиями. От таких машин . тре­ буют предельной точ­ ности. Ошибки могут привести к весьма пе­ чальным последствиям. Но и у ЭВМ есть свои встречные требования. Их нужно обеспечить бесперебойным элек­ тропитанием. II при этом напряжение, ча­ стота, сила тока и дру­ гие параметры не дол­ жны иметь даже ма­ лейших отклонений. Чехословацкое пред­ приятие «ЭВУ» разра­ ботало аппаратуру, ко­ торая автоматически корректирует и поддер­ живает па одном уров- fie все электрические параметры. Работает она с ювелирной точ­ ностью. А вот если слу­ чится авария в сети и ток перестанет посту­ пать? Что предпримет система электропита­ ния? Тогда она мгно­ венно подключит к ЭВМ сбои аккумуля­ торные батареи. Сло­ вом, она всегда поддер­ живает ровный пульс машины. II та работает без ошибок. ПЕЧАТАЕТ ЛАЗЕР Известно, что спо­ собность современных ЭВМ мгновенно произ­ водить математические операции намного опе­ режает по ‘скорости ци­ фропечатающие уст­ ройства. Это противоречие пытаются устранить конструкторы многих стран мира. В лабора­ тории американской фирмы «ИВМ» разра­ ботано сверхбыстро­ действующее печатаю­ щее устройство: до 14 тысяч строк в минуту. Пока это скорость ре­ кордная. Причем каж­ дая информационная строка может содер­ жать цифры, буквы и специфические графи­ ческие символы. Ко­ нечно, обычная пишу­ щая машинка с рыча­ гами не справилась бы с такой скоростью. Но здесь применен лазер­ ный луч, который с по­ мощью электронного преобразователя про­ изводит запись симво­ лов на фотобумагу, вращающуюся вместе с кареткой. Участки бу­ маги. получившие под действием лазерной вспышки электриче­ ский- заряд, притягива­ ют краску, частицы ко­ торой находятся внутри каретки. Затем краска закрепляется тепловым воздействием. МУЗЕИ КОМПЬЮТЕРОВ В Пенсильванском университете создан первый музей компью­ теров. Среди его экс­ понатов можно увидеть и знаменитого ветерана — ЭНИАК. Это пер­ вая большая ЭВМ, на­ чавшая работать 15 февраля 1946 года. ЭНИАК состояла из 18 тысяч ламп, 10 тысяч конденсаторов н 70 ты­ сяч сопротивлений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz