Рыбный Мурман. 1979 г. Март.
К АК. МЫ СООБЩАЛИ, в нашем городе прошли Дни польской экономики и техники. Целью конференции бы ло ознакомить специалистов предприятий Всесоюзною рыбопромышленного объединения «Севрыба» и Министерств» морского флота СССР с достижениями Польской Народной Республики в области судостроения, судоремонта, механизиро ванной обработки морепродуктов на судах и береговых пред приятиях. В секции по судостроению был прочитан доклад, ко торый подготовил С. Пупа, заместитель директора Центра су достроительной техники в Гданьске. Тема доклада вызвала большой интерес у специалистов предприятий Мурманска. Ни же с небольшими сокращениями приводится текст доклада. . 1.0 бая установка может развить мощность в 71200 л. с., с авто матическим обслуживанием, обеспечивается скорость хода в 16 узлов. Это судно может ра ботать во всех климатических условиях. Оно оборудовано сов ременными приборами, что по зволяет эффективно добывать рыбу донными и пелагическими тралами и перерабатывать ее на Е ЩЕ в давние времена на польских землях су ществовали крупные торговые центры — Волин и Гданьск-. Отсюда торговые С у да направлялись в Германию. Швецию и Россию. Морские торговые нуги защищал воен ный флот Польские корабли тех вре мен строились на верфях, рас положенных вдоль польского побережья, в Щецине, (’дань-, ске. Эльблопге и в Пуцке. Осо бенно высокий уровень судо строения в то время отмечался в Гданьске, где в 1610 году су ществовала академическая гим назия (сегодняшний вуз), в которой изучалось и судо строение. Позднее в Польше был построен новый порт Гды ня. Здесь находились Гдынь ская верфь --- акционерное об щество. верфь военно-морского флота, верфь по постройке ры бодобывающих судов, верфь по постройке спортивных яхт. Но нее это. конечно, не сравнимо с тем. что существует в Польше сегодня. Современная судостроитель ная промышленность Польской Народной Республики распола гает шестью производственны ми верфями с сильными завод скими проектно - конструктор скими бюро. 20 машинострои тельных заводов и предприятий, Производящих судовые меха низмы и устройства, технологи ческое оборудование, обеспечи вающие верфи ремонтно-мон тажными у с тутами. — все это тоже судостроительная про мышленность ПНР. Кроме этой производственной базы, в сос тав судостроительной промыш ленности входят отраслевые на учно-исследовательские центры. Сюда относятся и Внешнеторго вое предприятие по импорту и экспорту судов, судоверфей и судооборудован ия «Центро мер», которое проводит иссле дования рынка, прогнозирует направление развития мирового спроса па суда и судовое обо рудование. Судостроительная промышленность обеспечивает себя хорошо подготовленными кадрами рабочих: в ее распоря жении 20 школ профессиональ ного обучения, 8 основных су достроительных школ, 12 тех никумов. Польс ка я судостроитель на я промышленность, созданная на родной властью в 1946 году, на протяжении минувших лет про шла период такого небывалого развития, какого, можно ска зать. не отметила ни одна из других отраслей промышленно сти. От первого шага, каким бы ла постройка углерудовоза <Сблдек» дедвейтом 24 5 0 тони, до 105-тысячников («-Маршал Буденный»), Таким был качест венный скачок польского судо строения. С развитием польской судо строительной промышленности неразрывно связаны дружба и братское сотрудничество с Со ветским Союзом. Начало этому сотрудничеству было положено в октябре 1949 года, когда со стоялись первые переговоры правительственных комиссий обеих стран по вопросу сотруд ничества в области судострои тельной промышленности. Польская судостроительная промышленность получала сталь, механизмы и устройства, а самое важное — получила всестороннюю помощь в лице консультантов высокого класса — советских специалистов. Мно гие из нас и сегодня помнят и тепло вспоминают руководителя консультантов тов. Лукьянова, руководителя группы заказчи ков тов. Николаева, директора Регистра СССР тов. Черкасова. птличного рыбака, мастера сво ПНР : суда для СССР его дела тов. Журавлева, кото рый вложил все свои знания в совместную разработку первых траулеров типа Б - 10. Помнят у нас н отличного капитана тов. Кавалерова, который может считать себя соавтором при разработке первых плавбаз. Благодаря заказам СССР, польская судостроительная про мышленность. впервые в своей истории, стала экспортером су дов. Польская судостроитель ная промышленность поставила Советскому Союзу с 1950 по 1977 год 691 судно общей гру зоподъемностью 1524 тысячи тонн. В польском судостроении особое место принадлежит по стройке рыбопромысловых су дов. ’5а прошедшее время не прерывно повышались требова ния к рыбопромысловому фло ту, суда становились все более сложными, насыщенными со временной техникой, увеличива ется производительность их, с каждым годом улучшаются бы товые условия для плавающего состава. Одним из примеров для подтверждения сказанного мо жет послужить рыболовный су пертраулер Б-400, на кото ром в октябре прошлого года был поднят Государственный флаг Союза Советских Социа листических Респѵб.тк. Его си пят» линиях в рыбцехе: замора живать в блоки, выпускать конг сервы, производить другую про дукцию и хранить ее в охлаж денных трюмах с температурой минус 28 градусов Цельсия. Это судно укомплектовано са мым современным навигацион ным оборудованием и средства ми связи и отвечает всем требо ваниям международных правил и конвенций. Большого внимания заслужи вает консервная рыбопромыс ловая база Б-670 типа «Консти туция СССР», предназначен ная для приема различного ро да уловов с добывающих судов и переработки их в готовую про дукцию, хранимую в ее трюмах или передаваемую на транс портный рефрижератор. Б аза предназначена таь'же для снаб жения судов всем необходимым для успешной работы. Ее эки паж выполняет „ все необходи мые ремонты добывающих су дов. С нее можно вести развед ку промыслового района, де лать метеорологические измере ния. Жилые и другие помеще ния этой базы обладают повы шенным комфортом. Если говорить о перспекти вах строительства промысловых судов, то, в первую очередь, надо помнить, что быстрый роет населения земного ша ра привел к трудному продо вольственному положению. Од ним из способов решения этой проблемы является дальней ший рост мировой добычи ры бы при одновременном рацио нальном использовании живых ресурсов моря. Прогноз миро вого потребления белка показы вает, что для удовлетворения потребности в нем уже в 1990 году нужно будет увеличить улов в Д Е а раза. Однако д а л ь нейшее развитие рыболовства уже сейчас значительно ослож нено. В 1.977 году многие стра ны мира ввели 200-мильную экономическую зону. Таким об разом, следует учитывать, что свободное рыболовство, которое обеспечивало промысел в каж дом районе Мирового океана, перестало существовать. Стра нам. членам СЭВ. в том числе Советскому Союзу и Польской Народной Республике, которые традиционно вели рыболовство в зарубежных шельфовых во дах, установлены квоты вылова рыбы значительно нігже факти чески сложившихся за предыду щие годы объемов добычи. Польская судостроительная промышленность с большим вниманием следит за изменени ями в мировом рыболовстве.- Некоторыми выводами я и хо тел бы поделиться В существующих условиях сырьевой базы для обеспечения населения наших стран требуе мым количеством белка необхо димо использовать все ресурсы Миро,кого океана на пищевые цели. I Ісследованпя в этой об ласти ведутся в ПНР уже не сколько лет. Исходя из накоп ленного опыта, польская судо строительная промышленность в рамках научно-технического сотрудничества с СССР р азра ботала проект нового траулера. Надеемся, что в следующей пятилетке советские рыбаки уже получат такое, судно. Ухудшение промысловой об становки в Мировом ѳкеане вызывает повышенную заинте ресованность в организации промышленного рыболовства в полярных районах, где нахо дится большое количество цен ных сортов рыбы, но освоению которых препятствует ледяной покров. Поэтому польская судо строительная промышленность считает необходимым создать судно для облова рыбных кон центраций в битом льду и ве дет работы в этом направлении. Считаем, что эксплуатационным требованиям может отвечать БМРТ , но с совсем новыми об водами корпуса, которые пре пятствовали бы попаданию би того льда или же тьднны под корпус и создавали бы за нор мой чистое водное пространст во протяженностью более двух длин корпуса и шириной, рав ной ширине судна, а также во дяной ноток, - который не сдви гал бы выпускаемый или под тягиваем),ііі трал в сторону льда. Дальнейшему развитию под лежит автоматика работы су довых систем и устройств. Мы считаем, что все говорит за то. что суда будущего оснастятся аппаратурой, работающей по системе «Нажми кнопку». Объем автоматики расширяет ся сейчас в системе навига ции. Мостик становится цент ральным органом «нервной сис темы» судна для всех опера ций: силовой установки, для промысловых устройств. Одна ко широкое введение автомати ки лишает досмотра механиз мов. систем и устройств челове ческим глазом. Поэтому, чтобы суда будущего работали безот казно. их следует оборудовать автоматической системой диаг ностики, которая будет показы вать состояние отдельных узлов н элементов. Работы над созда нием систем диагностики ве дутся. Программа всей работы судо строительной п ромышленности Польши в настоящее время предназначена для создания са мых экономичных и самых вы сокопроизводительных промыс ловых судов. Хотелось бы за кончить выступление пожелани ем счастливого плавания экипа жам советских судов, постро енных в Польской Народной Республике. I Ш іи іІШ ІІІІІІІІІШ Ш Ш ІШ ІІІІІІІІІІ! Н ЕДАВНО вернулся с промысла экипаж БМРТ-259 «Новиков- Прибой». Рейсовое задание выполнено. В этом не по следнюю роль сыграл экспе римент с применением подъ емных щитков для тралов. Работами руководил трал мейстер наставник Борис Федорович Епифанов. - Не все новшества моряки встречают с энтузиазмом. Так было и в самом начале эксперимента... Б. Ф. Епифанов и наш тралмейстер' П. В. Кондра тенко возглавили группу по изготовлению подъемных щитков из брезента. С тра ла были полностью удалены к.ѵхтыли. их заменили на щитки. Для проверки верти кального раскрытия трала установили соответствующие приборы контроля. Во время первого спуска они зафикси ровали вертикальное раскоы- тие трала до девяти метров. Это никого ие ѵстронло. От дали регулировочные цепоч ки, и трал раскрылся на 12 метров. ЛУЧШЕ ЩИТК Сразу же увеличились уло вы. Если до этого мы, как и экипажи других судов груп пы, поднимали 2 —3 тонны рыбы, то после установки щитков стали поднимать 4 — 5 тонн. Эти результаты убе дили скептиков не только нашего судна в необходимо сти подобного эксперимента. И на других судах стали за менять кухтыли на щитки. Конечно, не все получалось гладко, но Б. Ф. Епифанов не отказывал в помощи. Теперь, по окончании рей са, можно сказать, что все мы были участниками этого эксперимента. Хочется отме тить положительные момен ты внедрения щитков на Фло те. Прежде всего облов рыбы при усовершенствовании во оружения можно вести даже при большем давлении воды, чем с кухтылями, которые на больших глубинах выходили из эксплуатации. На замену их прежде уходило промыс ловое время. Увеличилось, и значитель но, вертикальное раскрытие трала, повысились уловы. Естественно, брезентовые щитки значительно дешевле кухтылей. Это тоже не н у ж н о сбрасывать со счетов. За мена кухтылей позволит сэ кономить большое количест во стали и силумина, кото рым в нашей промышленно сти найдется должное при менение. Прея.’де при спуске трала нередко один из кухтылей по падал в промысловую рвань (ячейницу). Приходилось поднимать трал на борт и чи нить его, теряя промысловое время. Мы работали со щит ками четыре месяца, и по добных случаев не было. Щитки легки и занимают мало места. А с разворачм: ванием и укладкой трала на банкетку может справиться один человек, хотя прежде приходилось «попотеть» всей вахте. Значительно быстрее проходит и замена вооруже ния. Мы работали и донны», и пелагическим тралами, | операции по замене вооруже ния проходили быстрее и лег че. чем прежде. От всех членов палубной команды нашего судна хоте’- лось бы поблагодарить но ваторов за подарок моиякам. Члены экипажа БМРТ- 2 5 9 «Новиков-Пгибойл: С. КАРБОВСКИИ мас тер добычи, Л. МИРОШ НИЧЕНКО. старший мат рос, Ф. ФИЛИППОВ. I матрос первого класса. ' ill! IПІIППІИIIII1111II11И1111!1111111(Г!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz