Рыбный Мурман. 1979 г. Март.

К АК. МЫ СООБЩАЛИ, в нашем городе прошли Дни польской экономики и техники. Целью конференции бы­ ло ознакомить специалистов предприятий Всесоюзною рыбопромышленного объединения «Севрыба» и Министерств» морского флота СССР с достижениями Польской Народной Республики в области судостроения, судоремонта, механизиро­ ванной обработки морепродуктов на судах и береговых пред­ приятиях. В секции по судостроению был прочитан доклад, ко­ торый подготовил С. Пупа, заместитель директора Центра су­ достроительной техники в Гданьске. Тема доклада вызвала большой интерес у специалистов предприятий Мурманска. Ни­ же с небольшими сокращениями приводится текст доклада. . 1.0 бая установка может развить мощность в 71200 л. с., с авто­ матическим обслуживанием, обеспечивается скорость хода в 16 узлов. Это судно может ра­ ботать во всех климатических условиях. Оно оборудовано сов­ ременными приборами, что по­ зволяет эффективно добывать рыбу донными и пелагическими тралами и перерабатывать ее на Е ЩЕ в давние времена на польских землях су­ ществовали крупные торговые центры — Волин и Гданьск-. Отсюда торговые С у ­ да направлялись в Германию. Швецию и Россию. Морские торговые нуги защищал воен­ ный флот Польские корабли тех вре­ мен строились на верфях, рас­ положенных вдоль польского побережья, в Щецине, (’дань-, ске. Эльблопге и в Пуцке. Осо­ бенно высокий уровень судо­ строения в то время отмечался в Гданьске, где в 1610 году су­ ществовала академическая гим­ назия (сегодняшний вуз), в которой изучалось и судо­ строение. Позднее в Польше был построен новый порт Гды­ ня. Здесь находились Гдынь­ ская верфь --- акционерное об­ щество. верфь военно-морского флота, верфь по постройке ры ­ бодобывающих судов, верфь по постройке спортивных яхт. Но нее это. конечно, не сравнимо с тем. что существует в Польше сегодня. Современная судостроитель­ ная промышленность Польской Народной Республики распола­ гает шестью производственны­ ми верфями с сильными завод­ скими проектно - конструктор­ скими бюро. 20 машинострои­ тельных заводов и предприятий, Производящих судовые меха­ низмы и устройства, технологи­ ческое оборудование, обеспечи­ вающие верфи ремонтно-мон­ тажными у с тутами. — все это тоже судостроительная про­ мышленность ПНР. Кроме этой производственной базы, в сос­ тав судостроительной промыш­ ленности входят отраслевые на­ учно-исследовательские центры. Сюда относятся и Внешнеторго­ вое предприятие по импорту и экспорту судов, судоверфей и судооборудован ия «Центро­ мер», которое проводит иссле­ дования рынка, прогнозирует направление развития мирового спроса па суда и судовое обо­ рудование. Судостроительная промышленность обеспечивает себя хорошо подготовленными кадрами рабочих: в ее распоря­ жении 20 школ профессиональ­ ного обучения, 8 основных су­ достроительных школ, 12 тех­ никумов. Польс ка я судостроитель на я промышленность, созданная на­ родной властью в 1946 году, на протяжении минувших лет про­ шла период такого небывалого развития, какого, можно ска­ зать. не отметила ни одна из других отраслей промышленно­ сти. От первого шага, каким бы­ ла постройка углерудовоза <Сблдек» дедвейтом 24 5 0 тони, до 105-тысячников («-Маршал Буденный»), Таким был качест­ венный скачок польского судо­ строения. С развитием польской судо­ строительной промышленности неразрывно связаны дружба и братское сотрудничество с Со­ ветским Союзом. Начало этому сотрудничеству было положено в октябре 1949 года, когда со­ стоялись первые переговоры правительственных комиссий обеих стран по вопросу сотруд­ ничества в области судострои­ тельной промышленности. Польская судостроительная промышленность получала сталь, механизмы и устройства, а самое важное — получила всестороннюю помощь в лице консультантов высокого класса — советских специалистов. Мно­ гие из нас и сегодня помнят и тепло вспоминают руководителя консультантов тов. Лукьянова, руководителя группы заказчи­ ков тов. Николаева, директора Регистра СССР тов. Черкасова. птличного рыбака, мастера сво­ ПНР : суда для СССР его дела тов. Журавлева, кото­ рый вложил все свои знания в совместную разработку первых траулеров типа Б - 10. Помнят у нас н отличного капитана тов. Кавалерова, который может считать себя соавтором при разработке первых плавбаз. Благодаря заказам СССР, польская судостроительная про­ мышленность. впервые в своей истории, стала экспортером су­ дов. Польская судостроитель­ ная промышленность поставила Советскому Союзу с 1950 по 1977 год 691 судно общей гру­ зоподъемностью 1524 тысячи тонн. В польском судостроении особое место принадлежит по­ стройке рыбопромысловых су­ дов. ’5а прошедшее время не­ прерывно повышались требова­ ния к рыбопромысловому фло­ ту, суда становились все более сложными, насыщенными со­ временной техникой, увеличива­ ется производительность их, с каждым годом улучшаются бы­ товые условия для плавающего состава. Одним из примеров для подтверждения сказанного мо­ жет послужить рыболовный су­ пертраулер Б-400, на кото­ ром в октябре прошлого года был поднят Государственный флаг Союза Советских Социа­ листических Респѵб.тк. Его си­ пят» линиях в рыбцехе: замора­ живать в блоки, выпускать конг сервы, производить другую про­ дукцию и хранить ее в охлаж­ денных трюмах с температурой минус 28 градусов Цельсия. Это судно укомплектовано са­ мым современным навигацион­ ным оборудованием и средства­ ми связи и отвечает всем требо­ ваниям международных правил и конвенций. Большого внимания заслужи­ вает консервная рыбопромыс­ ловая база Б-670 типа «Консти­ туция СССР», предназначен­ ная для приема различного ро­ да уловов с добывающих судов и переработки их в готовую про­ дукцию, хранимую в ее трюмах или передаваемую на транс­ портный рефрижератор. Б аза предназначена таь'же для снаб­ жения судов всем необходимым для успешной работы. Ее эки­ паж выполняет „ все необходи­ мые ремонты добывающих су­ дов. С нее можно вести развед­ ку промыслового района, де­ лать метеорологические измере­ ния. Жилые и другие помеще­ ния этой базы обладают повы­ шенным комфортом. Если говорить о перспекти­ вах строительства промысловых судов, то, в первую очередь, надо помнить, что быстрый роет населения земного ша­ ра привел к трудному продо­ вольственному положению. Од­ ним из способов решения этой проблемы является дальней­ ший рост мировой добычи ры ­ бы при одновременном рацио­ нальном использовании живых ресурсов моря. Прогноз миро­ вого потребления белка показы­ вает, что для удовлетворения потребности в нем уже в 1990 году нужно будет увеличить улов в Д Е а раза. Однако д а л ь ­ нейшее развитие рыболовства уже сейчас значительно ослож­ нено. В 1.977 году многие стра­ ны мира ввели 200-мильную экономическую зону. Таким об­ разом, следует учитывать, что свободное рыболовство, которое обеспечивало промысел в каж ­ дом районе Мирового океана, перестало существовать. Стра­ нам. членам СЭВ. в том числе Советскому Союзу и Польской Народной Республике, которые традиционно вели рыболовство в зарубежных шельфовых во­ дах, установлены квоты вылова рыбы значительно нігже факти­ чески сложившихся за предыду­ щие годы объемов добычи. Польская судостроительная промышленность с большим вниманием следит за изменени­ ями в мировом рыболовстве.- Некоторыми выводами я и хо­ тел бы поделиться В существующих условиях сырьевой базы для обеспечения населения наших стран требуе­ мым количеством белка необхо­ димо использовать все ресурсы Миро,кого океана на пищевые цели. I Ісследованпя в этой об­ ласти ведутся в ПНР уже не­ сколько лет. Исходя из накоп­ ленного опыта, польская судо­ строительная промышленность в рамках научно-технического сотрудничества с СССР р азра­ ботала проект нового траулера. Надеемся, что в следующей пятилетке советские рыбаки уже получат такое, судно. Ухудшение промысловой об­ становки в Мировом ѳкеане вызывает повышенную заинте­ ресованность в организации промышленного рыболовства в полярных районах, где нахо­ дится большое количество цен­ ных сортов рыбы, но освоению которых препятствует ледяной покров. Поэтому польская судо­ строительная промышленность считает необходимым создать судно для облова рыбных кон­ центраций в битом льду и ве­ дет работы в этом направлении. Считаем, что эксплуатационным требованиям может отвечать БМРТ , но с совсем новыми об­ водами корпуса, которые пре­ пятствовали бы попаданию би­ того льда или же тьднны под корпус и создавали бы за нор­ мой чистое водное пространст­ во протяженностью более двух длин корпуса и шириной, рав­ ной ширине судна, а также во­ дяной ноток, - который не сдви­ гал бы выпускаемый или под­ тягиваем),ііі трал в сторону льда. Дальнейшему развитию под­ лежит автоматика работы су­ довых систем и устройств. Мы считаем, что все говорит за то. что суда будущего оснастятся аппаратурой, работающей по системе «Нажми кнопку». Объем автоматики расширяет­ ся сейчас в системе навига­ ции. Мостик становится цент­ ральным органом «нервной сис­ темы» судна для всех опера­ ций: силовой установки, для промысловых устройств. Одна­ ко широкое введение автомати­ ки лишает досмотра механиз­ мов. систем и устройств челове­ ческим глазом. Поэтому, чтобы суда будущего работали безот­ казно. их следует оборудовать автоматической системой диаг­ ностики, которая будет показы ­ вать состояние отдельных узлов н элементов. Работы над созда­ нием систем диагностики ве­ дутся. Программа всей работы судо­ строительной п ромышленности Польши в настоящее время предназначена для создания са­ мых экономичных и самых вы­ сокопроизводительных промыс­ ловых судов. Хотелось бы за­ кончить выступление пожелани­ ем счастливого плавания экипа­ жам советских судов, постро­ енных в Польской Народной Республике. I Ш іи іІШ ІІІІІІІІІШ Ш Ш ІШ ІІІІІІІІІІ! Н ЕДАВНО вернулся с промысла экипаж БМРТ-259 «Новиков- Прибой». Рейсовое задание выполнено. В этом не по­ следнюю роль сыграл экспе­ римент с применением подъ­ емных щитков для тралов. Работами руководил трал­ мейстер наставник Борис Федорович Епифанов. - Не все новшества моряки встречают с энтузиазмом. Так было и в самом начале эксперимента... Б. Ф. Епифанов и наш тралмейстер' П. В. Кондра­ тенко возглавили группу по изготовлению подъемных щитков из брезента. С тра­ ла были полностью удалены к.ѵхтыли. их заменили на щитки. Для проверки верти­ кального раскрытия трала установили соответствующие приборы контроля. Во время первого спуска они зафикси­ ровали вертикальное раскоы- тие трала до девяти метров. Это никого ие ѵстронло. От­ дали регулировочные цепоч­ ки, и трал раскрылся на 12 метров. ЛУЧШЕ ЩИТК Сразу же увеличились уло­ вы. Если до этого мы, как и экипажи других судов груп­ пы, поднимали 2 —3 тонны рыбы, то после установки щитков стали поднимать 4 — 5 тонн. Эти результаты убе­ дили скептиков не только нашего судна в необходимо­ сти подобного эксперимента. И на других судах стали за­ менять кухтыли на щитки. Конечно, не все получалось гладко, но Б. Ф. Епифанов не отказывал в помощи. Теперь, по окончании рей­ са, можно сказать, что все мы были участниками этого эксперимента. Хочется отме­ тить положительные момен­ ты внедрения щитков на Фло­ те. Прежде всего облов рыбы при усовершенствовании во­ оружения можно вести даже при большем давлении воды, чем с кухтылями, которые на больших глубинах выходили из эксплуатации. На замену их прежде уходило промыс­ ловое время. Увеличилось, и значитель­ но, вертикальное раскрытие трала, повысились уловы. Естественно, брезентовые щитки значительно дешевле кухтылей. Это тоже не н у ж ­ н о сбрасывать со счетов. За­ мена кухтылей позволит сэ­ кономить большое количест­ во стали и силумина, кото­ рым в нашей промышленно­ сти найдется должное при­ менение. Прея.’де при спуске трала нередко один из кухтылей по­ падал в промысловую рвань (ячейницу). Приходилось поднимать трал на борт и чи­ нить его, теряя промысловое время. Мы работали со щит­ ками четыре месяца, и по­ добных случаев не было. Щитки легки и занимают мало места. А с разворачм: ванием и укладкой трала на банкетку может справиться один человек, хотя прежде приходилось «попотеть» всей вахте. Значительно быстрее проходит и замена вооруже­ ния. Мы работали и донны», и пелагическим тралами, | операции по замене вооруже­ ния проходили быстрее и лег­ че. чем прежде. От всех членов палубной команды нашего судна хоте’- лось бы поблагодарить но­ ваторов за подарок моиякам. Члены экипажа БМРТ- 2 5 9 «Новиков-Пгибойл: С. КАРБОВСКИИ мас­ тер добычи, Л. МИРОШ­ НИЧЕНКО. старший мат­ рос, Ф. ФИЛИППОВ. I матрос первого класса. ' ill! IПІIППІИIIII1111II11И1111!1111111(Г!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz