Рыбный Мурман. 1979 г. Май.

г I К а ж д ы й г о д весной в Мурманской Музы­ кальном училище дает отчетный концерт дирижер­ ско-хоровое отделение. Кра­ сочная афиша заранее сооб^ щает об этом. В ее нижней части непременно фамилии дирижера Игоря Никитина и пианистки Натальи Белоусо­ вой. Эти концерты становят­ ся событием в культурной жизни города и являются характеристикой творческой деятельности всего училища. Игоря Никитина я знаю три года. Среднего роста, спокойный и уравновешен­ ный, внимательный взгляд умных и проницательных глаз — весь облик его гово­ рит об исключительной доб­ рожелательности и готовнос­ ти помочь. Это чувствует учащаяся молодежь и жад­ но тянется к нему за сове­ том и помощью. В чем же причина его популярности и авторитета? Опыт? Несом­ ненно. Он накоплен еще в стенах Ленинградской хоро­ вой капеллы им. Глинки и консерватории им. Римского- Корсакова, а также 18-ю го­ дами работы в Мурманском музыкальном училище в ка­ честве педагога и хормейсте­ ра. Но стаж не всегда являет­ ся свидетельством творче­ ского роста музыканта. Мож­ но.прожить всю жизнь в. ис­ кусстве и не подняться выше того уровня мастерства, ко­ торое дает консерватория. Творческая биография Иго- ТАЛАНТ' И ЗРЕЛОСТЬ I ПІItltHi I М1! I ПіИ I <1111Н1 i11НПНПі11111111111!II!і 1!НН ill 11!11!11!j1І<і III М I іIII(11111111 II П11П11Н I П11111111!1!II11!11111111 II II ” 1 му Я ря Никитина говорит об об­ ратном, многочисленные гра­ моты подтверждают его ус­ пешное движение к дальней­ шему совершенствованию своего таланта. Уже через два года после приезда в Мурманск в 1961 году орг­ комитет областного управле­ ния культуры награждает его Почетной грамотой за твор­ ческие успехи и активное участие в развитии художе­ ственной самодеятельности. В 1965 году — грамота Министерства к ѵ л ь т ѵ р ы РСФСР и ВЦСПС: 1967 год — И. Никитин лауреат Все­ союзного самодеятельного искусства; в 1968 году — Почетная грамота Советского комитета защиты мира за ак ­ тивную деятельность по ук­ реплению мира между наро­ дами: 1976 год — лауреат международного фестиваля русской и советской песни в Болгарии. Мы отметили лишь некоторые из наград И., Никитина. Но все они говорят о признании актив­ ной концертной деятельно­ сти И. Никитина. Созданный нм в 1962 го­ ду самодеятельный коллек­ тив, «Атлантика» побывал с концертами , в Финляндии, Норвегии, Швеции, Польше. Болгарии, всюду завоевы­ вая призовые места в твор­ ческих состязаниях и радуя сердца любителей музыки, способствуя укреплению дружбы и братской солидар­ ности народов. После фе­ стиваля самодеятельных коллективов в 1967 го­ ду «Атлантика» представ­ ляла Российскую Федерацию на декаде российского искус­ ства в Литве. Таков «по­ служной» список Игоря Ни­ китина в области самодея­ тельного искусства. Но основным делом его жизни остается педагогиче­ ская и хормейстерская ра­ бота в музыкальном учили­ ще, где он с 1962 года. Свыше 50 выпускников И. Никитина работают в дет­ ских музыкальных школах, клубах и дворцах культуры области, восемь из них полу­ чили высшее образование. Хор дирижерско-хорового от­ деления — это любимое де­ тище Никитина, которому он отдает всего себя без остат­ ка. Лишь высокая цель и большой труд могут по-на- стоящему сплотить молодежь для решения сложнейших художественных задач,' кото­ рые перед ними ставит ди­ рижер. Заставить поверить в эту цель, мобилизовать все свои возможности , на еже­ дневный и далеко не легкий ТРУД сможет далеко не каж­ дый. Учебная дисциплина? Но никакая дисциплина не заставит полюбить хоровое Искусство, если она не ос­ нована на глубокой предан­ ности делу и вере в талант дирижера. И. Никитин яв­ ляется таким дирижером. Отчетный концерт пора­ жал сложностью программы и отличным исполнением. В нее входили хор «Гроза» из оратории Гайдна «Времена года», первая часть кантаты С. Танеева «Иоанн Дамас- кин», месса Бриттена, хоры Новикова, Чеснокова, Фали- ка, Фибиха, исполненные как с сопровождением, так и без него. Слушатели забывали о том, что. звучит учебный хор, задачи которого конкретно определены программой, на­ столько совершенным было исполнение. Великолепно ак­ компанировала концертмей­ стер Н. Белоусова. Хоровое искусство — это высшая форма исполнитель­ ства, и здесь, как нигде, имеют значение личность ди­ рижера, его талант и зре­ лость. Заставить жить на сцене несколько десятков человек одной жизнью, вер­ но прочувствовать характер­ ность образов, сцен и кар­ тин может только чело­ век, пользующийся огром­ ным авторитетом исполните­ лей. Игорь Никитин сумел пробудить в каждом артисте хора активного творца, под- С іѵ і о т г р « В т о р о е п р и з в а н и е » О ТРАСЛЕВОЙ СМОТР самодеятельного художест­ венного творчества рыбаков «Второе призвание» проводится Мурманским областным комитетом проф­ союза рабочих пищевой промышленности, ВРПО «Севры- ба>>, совместно с радиостанцией «Атлантика», редакцией газеты «Рыбный Мурман» и направлен на выполнение за­ дач, поставленных ЦК КПСС по дальнейшему развитию са­ модеятельного художественного творчества. ЗАДАЧИ ОТРАСЛЕВОГО СМОТРА Основными задачами отраслевого смотра самодеятельно­ го художественного творчества рыбаков являются: Дальнейшее развитие народного творчества, разнообра­ зия видов и жанров самодеятельного искусства, создание новых и укрепление существующих кружков и коллективов художественной самодеятельности, широкое вовлечение в них рыбаков. Внедрение комплексного подхода к воспитательной ра­ боте. активное использование самодеятельного искусства в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании, преодолении пережитков прошлого в сознании людей и ор­ ганизации свободного времени рыбаков. Пропаганда средствами искусства всемирно-историческо­ го значения Великой Октябрьской революции, героической истории Коммунистической партии и советского государст­ ва. революционных, боевых и трудовых традиций советско­ го ^народа, самоотверженного созидательного труда строите­ лей коммунистического общества, неутомимой борьбы КПСС, Советского правительства за претворение Програм­ мы мира. Повышение идейно-художественного уровня самодея­ тельного искусства, обогащение репертуара высокохудоже­ ственными произведениями. Пропаганда достижений ’ само­ деятельного искусства — путем показа лучших концертных программ коллективов художественной самодеятельности во Дворце культуры им. С. М. Кирова, в ДМО. по телевиде­ нию и радиовещанию, организации выставок самодеятель­ ных художников и народных умельцев — рыбаков. Освещение хода смотра, опыта экипажей судов, добив­ шихся хороших результатов в развитии самодеятельного ху­ дожественного творчества, на страницах газеты «Рыбный Мурман» и в передачах радиостанции «Атлантика». Широкое привлечение творческих работников для ока­ зания помощи участникам художественной самодеятельно­ сти. РУКОВОДСТВО ОТРАСЛЕВЫМ СМОТРОМ Для практической работы по подготовке и проведению. отраслевого смотра создается областной оргкомитет. Для ру­ ководства общефлотскими смотрами организуются обще­ флотские оргкомитеты, которые утверждаются базовыми комитетами, а также рекомендуется создать оргкомитеты на судах. Областной и общеф.'ютскне комитеты разрабатывают планы работы и практические мероприятия по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества ры­ баков. оказывают методическую и практическую помощь эки­ пажам судов, утверждают жюри, программы заключитель­ ных мероприятий tl составляют сметы на проведение смот­ ра. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТРАСЛЕВОГО СМОТРА В отраслевом смотре самодеятельного народного твор­ чества принимают участие моряки плавсостава управления тралового флота, объединения «Мурмапрыбпром».. управ­ ления <Севрыбхолодфлот». управления промысловой раз­ ведки и научно-исследовательского флота, ордена Ленина морского рыбного иорта. Отраслевой смотр проводится с апреля до ноября 1979 года в три тура по следующим видам искусства: музыкаль­ ному, хореографическому, театральному, изобразительному и декоративно-прикладному. Первый тур — на судах с апреля до августа 1979 г. В ходе первого тура проводится организационная рабо­ та:' выявляются желающие принять участие в смотре, под­ бираются руководители, укрепляются созданные коллективы и создаются новые, обеспечиваются условия для их работы. Ведется активная концертная деятельность судовой ху­ дожественной самодеятельности: участие ее в судовых тор­ жественных и тематических вечерах, выступление с концер­ тами во Дворце культуры им. С. М. Кирова и Доме между­ рейсового отдыха моряков. ГІо завершении первого тура (рейса) судовой оргкоми­ тет проводит итоговый концерт с записью на магнитную лен­ ту, которая представляется общефлотскому оргкомитету не позднее 1 сентября 1979 года. Одновременно па судне организуется выставка работ самодеятельных художников и мастеров декоративно-при- кладного искусства. (На судах, где нет возможности орга­ низовать такую выставку, оформляется стенд с фотографн-. яміі этих произведений). В срок до 1 сентября 1979 г. лучшие произведения жи­ вописи и декоративно-прикладного искусства судовым орг­ комитетом представляются на общефлотскую выставку. Су­ довой оргкомитет вместе с записью концерта и выставоч­ ными работами представляет общефлотскому оргкомитету отчет об итогах проведения смотра на судне с приложением программы концерта и перечня работ судовой выставки, сведения об участниках смотра и решение о выдвижении их на общефлотскнй смотр, а также предложения о поощре­ нии участников и организаторов смотра. Кроме того, офор­ мляются альбомы и фотографии об участниках смотра. Второй тур — на флотах в сентябре 197.9 года. В ходе второго тура общефлотский оргкомитет опреде­ ляет коллективы, добившиеся ..лучших показателей в разви­ тии самодеятельного художественного творчества рыбаков, и присуждает им первое, второе или третье место, (Разрешается присваивать несколько первых, вторых. и третьих мест по флоту). ". Определяет и поощряет коллективы самодеятельности, отдельных участников — победителей в своих жанрах,- а также лучших организаторов смотра. ; . . . . . . . . Организует общефлотскую выставку работ самодеятель­ ных художников и мастеров декоративно-прикладного ис­ кусства. . ................ ... - Представляет областному оргкомитету для поощрений лучшие коллективы художественной; самОдеятёлйнобтц., :их руководителей, участников и организаторов смотра: отбпра- >ет - луч-шие работы общёфлотекбй выставки Для'-участи’я ' в • '-областной выставке во Дворце культуры им. С. ‘М’^Кирова. Третий, заключительный тур смотра проводится в ок­ тябре 1979 года, в ходе которого определяются: лучший флот, лучшие суда, коллективы; руководители самодеятель­ ности. участники, организатору. ПООЩРЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ СМОТРА Поощрение коллективов и отдельных исполнителей произ­ водится по итогам смотра соответствующими оргкомитетами.' Лучшим коллективам, руководителям и Отдельным ис­ полнителям — участникам заключительных показов, ..при-: суждаются дипломы первой, второй и третьей.степеней. пот четные грамоты обкома профсоюза и ВРПО «Ссврыба^... Для поощрения предприятий, судов, кудьтучрождений.-, за успешное проведение , .смотра " учреждаются дипломы обкома профсоюза и ВРГ10 «Севрь;5а» — «За достижение в развитий самодеятельного.творчёства»" чян яющ е го с я его любимо: художественному замыслу. —Основные черты II. Ни­ китина, — говорит концерт­ мейстер Н. Белоусова, — это обаяние и исключитель­ ная эрудиция. Он умеет сра­ зу схватить существенные особенности разучиваемого нового произведения и так показать его, что художест­ венные задачи становятся ясными и понятными с пер­ вой репетиции. Более того, он создает иллюзию зритель­ ного представления той жиз­ ни, о которой говорит компо­ зитор, вкусах, манере пове­ дения людей и мире их чув­ ствования, даже если это произведение далекой эпохи. Техника его дирижирования мягкая и пластичная, помо­ гающая исполнителям. — Дирижер оркестра или хора не должен ограничи­ ваться только рамками своей профессии, — говорит о своей работе И. Никитин. — Мне, например, очень помо­ гают увлечение рисованием, выжигание по дереву, чте­ ние литературы той эпохи, произведение которой я раз­ учиваю с хоровым коллекти­ вом. Если я воображаю зри­ мо и слышу внутренним слухом голоса, манеру го­ ворить и своеобразие пения- говора людей другой эпохи в разучиваемом произведе­ нии, то я считаю себя гото­ вым для работы над ним. Я •увлекаюсь психологией. Знание сильных и слабых сторон своих артистов по­ дмогает без какого-либо ад­ министрирования или нажи­ ма убедить их в необходи­ мости выполнения т е х . или иных технических, а затем и художественных задач, по­ ставленных композитором. О. БЕЛОГРУДОВ, мѵзы ковед. ОТ РЕДАКЦИИ: Можно только сожалеть, что ре­ зультаты работы хормейсте­ ра И. Никитина должны получать оценку лишь спе­ циалистов, коллег по работе, и только от апреля до ап­ реля. Разве нельзя органи­ зовать выступления хора для широкой общественно­ сти? Ведь его с удовольстви­ ем послушали бы и рыбаки во время стоянки судов в порту. Могут возразить: рас­ писание занятии и загру­ женность студентов учили­ ща не позволяют этого сде­ лать. Однако можно сослать­ ся на пример хора детской музыкальной школы № 1,. Дети учатся и в общеобразо­ вательной и музыкальной школах и находят время да­ вать 14—15 концертов в год. Дело не в учебном процес­ се, необходимо желание пропагандировать творчес­ кие достижения хора И. Ни­ китина. И в этом должны проя­ вить свою заннтересованость профсоюзные комитеты фло­ тов и береговых предприя­ тий рыбной промышленно­ сти Мурманска. Редактор А. А. МИРОНОВ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-147 «Прут», РТ 293 «Артек», БМРТ-401 «Куп­ рин», плавбазы «С. Васили­ син». ■ ЗАВТРА: БМРТ-406 «Спут­ ник», СРТ-м «Белолуцк». •іѴІѵрмаиекая об.мспіая ти­ пография, г. Мурманск. «Рыбный Мурман». Индекс .-^‘ 52861. Цена 1 экз. 2 коп. Зак. 3457. ПН-03390.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz