Рыбный Мурман. 1979 г. Май.

І Д И Ц И М Ж П А Р Т И Ш Ш Н А Р О Д А ШШШШШШШШ ІШШІШІШШШШШІ І і ; ^ ем в с е г р у п п ы | р е в о л ю ц и о н н ы х , 1 п а р т и и и н а р о д а , | і. У ч и т ы в а т ь п р и 1 : т а ю щ и й у р о в е н ь | о й п о д г о т о в к и . I ? «О дальнейшем улучш ении Е спитителъиогі работы». S ІІІІІІИШШШШШІІШІШІШІШШШІШІНГ; М о л о д о й человек в форме курсанта мореходного училища, готовящего кад­ ры для рыбной промышленное- ти страны, всегда привлекает внимание мурманчан. И это по­ мя то : сегодняшний курсант завтра — командир производ­ ства! Он должен стать мастером своего дела, идейно закаленным моряком, воспитателем и на­ ставником. В АВГУСТЕ прошлого года, когда формировалась сеть политического и экономи­ ческого образования, на партий­ ном собрании, посвященном это­ му вопросу, пропагандистом комсомольского кружка по кур­ су «Конституция развитого со­ циализма» на транспортном рефрижераторе «Роза Люксем­ бург» был утвержден второй электромеханик коммунист с высшим образованием А, А. Шамс^. 'Динов. Он был к тому времени дале­ ко не нобичок в этой работе: за его плечами уже имелся восьми­ летний пропагандистский стаж, немалый опыт. К выполнению этого важного н ответственного партийного по­ ручения А. А. Шамсутдинов готовился тщательно и основа­ тельно. Прежде всего еще за­ долго до начала занятий он разработал личный творчесний план. В нем, в частности, пред­ усматривалось подготовиться и выступить с лекциями на темы «Актуальные вопросы полити­ ки КПСС», «Идеологическая борьба на современном этапе», «Новая Конституция СССР — манифест эпохи социализма и коммунизма». У м е т ь в и д е т ь г л а в н о е Эти лекции получились со­ держательными по умело по­ добранному фактическому ма­ териалу и интересными по фор­ ме подачи слушателям. Ауди­ тория восприняла их хорошо. По-деловому провел пропа­ гандист А. А. Шамсутдинов и семинарское занятие по книгам Л. И. Брежнева «Возрождение» и «Целина». Заинтересованно выступили на этом занятии матрос В. Н. Трегуб, электрик В. Г. Слюеарев, рефрижератор­ ный машинист И. Ф Калинов­ ский. Истоки неуклонного раз­ вития социалистического строя, возрастание руководящей роли Коммунистической партии, свер­ шения и задачи молодого совет­ ского поколения, облик совре­ менного моряка Страны Сове­ тов — таково краткое содержа­ ние их выступлений. Кружок, которым руководит Александр Александрович Шам­ сутдинов, небольшой по составу слушателей: в нем девять ком­ сомольцев. Но разве от этого ниже уровень значимости и от­ ветственности того большого дела, которое делает пропаган­ дист? Нет, ничуть не ниже: ведь это девять молодых людей, пытливых, в одинаковой мере уверенных и сомневающихся по своей молодости в тех или иных своих шагах по жизни. У них возникают десятки, сотни боль­ ших и малых вопросов к себе, своим сверстникам, старшим то­ варищам. И при этом — девять различных характеров с их такими же разными, часто про­ тиворечивыми проявлениями. Все это и многое другое дол­ жен учитывать пропагандист, тем более морской пропа­ гандист, который в рейсе в по­ исках ответа по той или иной проблеме не имеет возможности обратиться за помощью в круп­ ную библиотеку, к консультан­ ту, методисту кабинета полит­ просвещения, словом, к содей­ ствию берега. Поэтому Александр Алек­ сандрович избрал верный и на­ дежный путь — тщательно и, кан говорится, капитально гото- Е КС ф О Р М И М Е Т О Д О В ра­ но, им ко- ич- ах. ол- это от- іая но іен-Н ен- ле- ви- па- сах кет ле- гти В ше ря- рех ды. зм- ленинйзм в действии», «Консти­ туция развитого социализма» — по этим двум темам осуществ­ ляется программа обучения. Необходимо, чтобы каждый про­ пагандист кружка и семинара был образованным, авторитет­ ным человеком. Поэтому почти все пропагандисты в траловом флоте — коммунисты, 85 про­ центов — с высшим образова­ нием. НанбоѴіѣ доходчивым и запо­ минающимся занятие бывает тогда, когда всякое теоретиче­ ское положение разъясняется на конкретном, практическом материале. Большинство пропа­ гандистов именно так и органи­ зуют их, привлекая в помощь методический материал и допол­ нительную литературу. А во время^стоянок судов в порту все пропагандисты проходят ат­ тестацию, организуемую парт­ комом, кабинетом политпросве­ щения флота и комитетом ВЛКСМ. о жизни нашей страны и со­ бытиях за рубежом, принятая по радио, не всегда удовлетво­ ряет из-за краткости содержа­ ния. Поэтому суда необходимо снабжать полнее политико-про­ пагандистской литературой и другим вспомогательным мате­ риалом конкретно о той стране, в какую .запланирован заход <?удна. Одним словом, к каждой встрече с молодежью других стран надо готовиться предмет­ но. А . КОПОШЕНКО, секре­ тарь комсомольской органи­ зации ППР «Рембрандт». Находясь на промысле, моря­ ки получают информацию о со­ бытиях в нашей стране и за ру­ бежом из газет, доставляемых транспортными судами, получа­ ют фотогазеты, слушают совет­ ские радиостанции. Особо важ­ ная информация передается на суда радиограммами. В начале 1979 года на всех судах флота прошла обществен­ но-политическая аттестация участников Ленинского зачета «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!». Она показала, что молодежь флота в основном справилась с принятыми социа­ листическими обязательствами. Молодые моряки продемонстри­ ровали хорошее знание мате­ риалов XXV съезда КПСС, последующих П л е н у м о в ЦК КПСС, документов XVПІ съезда ВЛКСМ. Выяви­ лись и недостатки в комсомоль­ ской работе: не все моряки при­ нимают участие в общественной жизни флота. В Мурманском траловом фло­ те семь комсомольско-молодеж­ ных экипажей носят звание кол­ лективов коммунистического труда. Они соревнуются между собой за досрочное выполнение заданий десятой пятилетки, за повышение трудовой и полити­ ческой активности, экономию и бережливость, ускорение техни­ ческого прогресса на судах, за укрепление трудовой и производ­ ственной дисциплины. По ито­ гам первого квартала победите­ лем в соревновании стал комсо- тлольско - молодежный экипаж ППР «Навигатор». Моряки это­ го судна выступили инициато­ рами почина: «Пятилетний план по выпуску пищевой продукции выполнить к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина». Комсомольске-молодежный эки­ паж БМРТ «В. Гаврилов» стал инициатором социалистического соревнования за выполнение по­ лугодового плана по выпуску пищевой продукции к 1 июня. Очень важно для молодых морянов, родившихся и вырос­ ших в условиях мира, хорошо знать, какой ценой добыт этот мир. Поэтому комитет ВЛКСМ привлекает молодежь флота к походам по местам революцион­ ной, боевой и трудовой славы, организует поездки в Долину Славы, в Североморск, экскур­ сии на БАТ «Генерал Родим­ цев» , организует встречи с вете­ ранами войны и труда, а также с воинами крейсера «Мур­ манск», Около шестисот моло­ дых морянов принимают уча­ стие в экспедиции «Моя Роди­ на — СССР». Подтверждая свое стремление к интернационализму, моряки флота участвовали в вечере дружбы со студентами из Вар­ шавы, а студенты университета имени Патриса Лумумбы были гостями морянов БМРТ «Кивач» Комитет комсомола оказывал содействие болгарским морянам, промышлявшим в Баренцевом море, в переписке с родными и близкими, приглашал их на ве­ чера отдыха, организовал для них экскурсию в музей рыбной промышленности. И, бывая за рубежом, встре­ чаясь с местными жителями, моряки рассказывают им правду о Советском Союзе, организуют дружеские беседы, спортивные встречи. Е. ВОРОБЬЕВ, секретарь ковдвтета ВЛКСМ Мурманского тралового флота. виться самому, упорно, изо дня в день работать над пополнени­ ем собственных знаний. Конеч­ но, это истина даже для начи­ нающего пропагандиста — прежде всего работать над со­ бой. Но разве не пренебрегают подчас этой истиной и пропаган­ дисты со стажем, надеясь на память, конспекты, опыт, да ма­ ло ли на что? Александр Александрович первостепенное значение при­ дает первоисточникам, прежде всего их подбору. Задача эта не проста, как кажется на перЕый взгляд. Источников для занятий много, и нужно отобрать стро­ го по данной теме, не дать «раствориться» ей в разговоре со слушателями в море фактов и цифр, не «утопить»' стержень занятия. Поэтому очень важно умение пропагандиста подо­ брать только то, что необходи­ мо только на этом занятии. Когда это сделано, А. А. Шамсутдинов приступает к до­ полнительной и, если нужно, к специальной литературе. Кста­ ти, сам он не довольствуется только библиотекой, выписыва­ ет обширную литературу, ре­ комендует это и своим слушате­ лям. Но можно неплохо овладеть материалом, а занятия пройдут сухо. Избежать этого помогают Александру Александровичу эрудиция, начитанность, умение сложное излагать просто, но без упрощенчества. Немалое значение для про­ пагандиста, а главное — для слушателей, имеет его личный, человеческий характер. Мне, например, да и вообще в нашем коллективе, по душе характер А. А. Шамсутдинова. Он и у своих подопечных комсомоль­ цев воспитывает трудолюбие, выдержанность, доброжелатель­ ность и... чувство юмора. Последнее, кстати говоря, очень ценно для моряка дальнего пла­ вания. У Александра Александ­ ровича чувство юмора — это одно из действенных средств пропагандистской работы и хо­ рошее «лекарство» для того или иного молодого парня, очень загрустившего по берегу в дли­ тельном рейсе. Что такое индивидуальная работа старшего с младшим, как ее строить, какими «ключа­ ми? открывать душу молодого моряка, который, допустим, по­ шел в свой первый рейс? Гото­ вых ответов, а тем более «ре­ цептов» нет, да и, пожалуй, быть ~не должно. У всех это одинаково на первый взгляд, но у всех и по разному проис­ ходит, ногда приглядишься и вникнешь. Не у всех, даже опытных пропагандистов, полу­ чается она умелой и действен­ ной, эта индивидуальная работа с молодежью, не каждому дано разобраться в характере моло­ дого человека, объективно и точно оценить его достоинства и недостатки, возможности и способности, разглядеть в нем главное, подлинное, отметая на­ носное, напускное, шелуху, Александру Александровичу это дано, у него это получается толково, ненавязчиво, само собой. Вот только один пример. В комсомольском кружке, кото­ рым он руководит, есть слуша­ тель Г. Черняков. В коллектив судна он пришел бесклассным матросом. Одним словом, нови­ чок в морском, деле. Конечно, его учили, ему помогали те, кто с ним работали в палубной команде. Но не был сторонним наблюдателем в этом и А. А. Шамсутдинов, хотя сам он за­ нят в механической службе суд­ на. Присматривался исподволь, оценивал, а потом занялся пар­ нем вплотную, помогал и сло­ вом и делом. Очень это важ­ но — дружеская повседневная помощь старшего младшему. Стал Г. Черняков матросом первого класса. Но на этом его рост не остановился, сейчас на него подготовлена характеристи­ ка для поступления в Мурман­ ское мореходное училище име­ ни И. И. Месяцева. Характери­ стика хорошая: фамилия Г. В. Чернякова на судовой Доске почета, он один из активных слушателей комсомольского кружка политпросвещения. Когда пропагандист А, А. Шамсутдинов проводит семи­ нар, "он стремится ставить за­ дачи не вообще перед всеми его участниками, а конкретно перед каждым слушателем, показыва­ ет личное участие каждого мо­ ряка во всей жизни и работе энипажа судна. Когда проводил семинар по теме личного уча­ стия слушателей комсомоль- сного кружка в выполнении су­ довым коллективом социалисти­ ческих обязательств, то полу­ чился обстоятельный и пред­ метный разговор. Настолько об­ стоятельный и содержательный, что решено было продолжить его на общесудовом комсомоль­ ском собрании. Много было ска­ зано добрых слов в адрес чле­ на комсомольского кружка реф­ рижераторного м а ш и н и с т а И. Калиновского; мотористу С. Лукашу по-товарищески по­ советовали кое в чем подтя­ нуться. И последнее, о чем хочется сказать в заключение: для про­ пагандиста главное — это ви­ деть, даже по небольшим штри­ хам в жизни коллектива, боль­ шую цель своей общественной работы. Это работа с людьми. Александр Александ р о в и ч Шамсутдинов видит эту цель. И. ЛАВРЕНОВ, первый иоиощник капитана транс­ портного рефрижератора «Роза Люксембург». Материалы сегодняшнего но­ мера «Рыбного Мурмама» иод- готовледы совмести© с секто­ ром но работе с молодыми ры­ б а к а м обкома ВЛКСМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz