Рыбный Мурман. 1979 г. Май.
М ОРІ профессиональны!! долг — заботиться о том, чтобы на корабле каждый моряк был здоров, работоспо собен. Но в жизни не бывает такой «узкой специализации». Все гораздо сложнее, особенно в связи со здоровьем не толь ко физическим, по и духовным, нравственным. Особенно в на чале жизненного пути. А на кораблях, как известно, моло дых моряков много. Вот поче му и хочется рассказать о ра боте наставников молодежи. Развитию наставничества на плавбазе «Севрыба» придается особое значение. ІІа судне об разован совет из 12 человек. Возглавляет его капитан-дирек тор А. П. Колычев. В совет входят наиболее авторитетные и уважаемые члены экипажа, с обязательным участием пред ставителен партийной, профсо юзной и комсомольской орга низаций. Всю свою работу со вет строит по плану. Так, толь ко за последний год с настав никами были проведены заня тия по следующим темам: <■Формирование и воспитание у комсомольцев "и молодежи ком мунистического отношения к труду рыбака и приобщение к морским профессиям». «Разви тие наставничества в свете тре бований XXV съезда КПСС и июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС», «Комплексная си стема управления качеством выпускаемой рыбопродукции», «Умение передать навыки, пере довой опыт веление време ни > и т. д. Наставник у пас будь то опытный командир или в совер шенстве владеющий своей про фессией рыбообработчик — шает. что читает его подшеф ный. чем увлекается, с кем дружит, как часто он ходит в і ,'ино или театр во время сто янки судна в порту, на что он расходует свою зарплату, во что он одевается, какие книги возьмет в рейс... II это, естест венно, не обывательское любо пытство. Разве не в ответе на ставник за то. что его подо печный, даже образцово выпол няющий вахтенные задания, по кинув палубу судна, идет не й кино или театр, а встречает ся е дружками где нибудь в «забегаловке» и оставляет там ■Значительную часть заработка? Разве наставнику безразлично, когда его подшефный ходит не ряшливо одетым, не следит за собственной внешностью? А ведь все, как правило, на чинается с деталей, с мело чей. Пришел моряк на вахту небритым, с оторванными пуго вицами на спецовке.' Мелочь? Л ведь так небрежно отнесется он и к своему рабочему месту, «Оли наставник' не сде лает ему з а м е ч а н и я , если не внушит, что на вахту следует приходить опрятно оде тым. Вот небольшой пример. Как-то рыбообработчик Е. С. Решецкий пришел на вахту, смотрит, а его подопечного нет. «Опять проспал?» А вот !I новичок появляется. Прибежал только-только, к са мому началу вахты. Евгений Степанович подходит к нему и подчеркнуто вежливо здорова ется. — Доброе утро. — отвечает Анатолий настороженно. Чувст вует свою вину... — Ты хоть умылся, позавт ракал? ІІет, — еле слышно бур- кнул Анатолий. — Не успел, проспал. — Ладно, ладно, преры вает его Е. С. Решецкий. —• Об этом потом, после вахты. Сей час о работе. Сам' ты можешь ііе есть, но какой прок от го лодного моряка? На вахту ты f ДО 3 ОрИЬ! Выпускать продукцию только отличного качества— таков девиз моряков ППР «Магнит». И в достижение поставленной цели большую долю труда вносят народные контролеры, в частности члены производственного сек. тора. На этих снимках запечат лены два момента деятель ности судовых дозорных. Слева — комсомолец Нико лай Чеканский проводит проверку с т а н д а р т о в : вес рыбных брикетов, их товарный вид. А моторист, член комсомольского бюро Сергей Калении проверяет соблюдение условий хра нения рыбной продукции в трюмах: температурный ре жим, укладку ящиков в твиндеках. Фото А. МОРОЗОВА, нашего морского корр. как циркач, играл двухпудовой гирей. По вот он на подвахте. Вялый, неповоротливый... Та ким он был, пока над ним не взял шефство второй механик технологического оборудования А. И. Школин. Н АСТАВНИК, которому дороги доверие и уваже ние своих подопечных, никогда не повысит голоса, даже если он чем-то недоволен или раздражен. Он постарает ся найти простые, западающие в душу слова, сумеет удовлет ворить просьбу молодого мо ря ка, помочь ему «зарядить ся» на трудовую вахту или подвахту. Для этого не требу ется специальных усилий или какого-то особого таланта. На- Гудинова ловко укладывают эту серебристую рыбку, одну к одной, в жестяные банки. Рядом с Петровичем, справа и слева, в солдатских галифе и гимнастерках стоят парни. — Ну йто? — смеется опытный моряк. — Видите, как все просто! Да вы не бой тесь! Через недельку, макси мум две, и вы будете уклады вать первые сотни уже своих банок-. Да вы не на меня — на руки смотрите... Надо полагать, именно та кие или почти такие живые натруженные руки имел в ви ду автор, когда писал: Пращур верил: на китах Держится планета. Я твержу, что на руках, Их теплом согрета. Н а с т а д н н ^ е с т в о — и е л е я и е в р е м е н и З А Л О Г СЧАСТЛИВОЙ СУДЬБЫ обязан приходить чистым, оп рятный] и причесанным. Надо полагать, тебе известно, что в пресервном цехе должна быть идеальная чистота. Анатолии в знак согласия ки вает головой. Однако Евгений Степанович понимает, что эта беседа не последняя. Парень после десятилетки вышел на промысел в первый раз, и с ним придется поработать, пока он станет настоящим моряком. Работа на плавбазе тре бует м о р с к о г о профес сионализма. А откуда он может быть у человека, скажем, только что окончившего служ бу в рядах Советской Армии или учебу в десятилетке? Как правило, молодые здо ровые парни приходят на суд но со средним образованием, с определенным теоретическим багажом. А трудятся многие из них нередко слабо, во вся ком случае, ниже своих при родных данных и возможно стей. В чем дело? Почему это происходит? Моряками, как известно, не рождаются. Ими становятся по влечению души. II в этом становлении должны принимать самое активное уча стие все, кто так или иначе занят обучением и воспитани ем будущего судового специа листа. начиная от непосредст венного командира до настав ника. Вспоминается такой случай. Был у пас па «Севрыбе» сле сарь технологического обору дования Г. Е. Федько. моряк атлетического сложения, скром ный. тихий такой. На верто летном площадке свободно, до прежде всего вспомнить своих учителей, своих судовых наставников, которые способ ствовали твоему росту, -дали возможность в совершенстве овладеть профессией моряка. Есть ли у нас на «Севрыбе» такие наставники? Конечно, есть. Вот имена некоторых из них: рыбообработчики П. А. Туров. А. Д. Боумгартен, А. А. Олянин, С. Ф. Васюхник, П. В. Мызин. сменный элект ромеханик В. С. Андриевский, второй помощник капитана В. В. Бычков, второй рефри жераторный механик JI. М. Белоглазов. токарь В. И. Кравченко, котельный маши нист С. Д. Томляк и многие другие. Они хорошо владеют методом у б е ж д а т ь , умело рабо тать с подшефными, прояв лять к ним внимание, совето ваться с ними, поддерживать их и помогать им. И доби ваться, чтобы моряк полно стью понимал, что ему пред стоит сделать, что требует от него наставник. Стремление найти общий язык с начинающим моряком совершенно не отрицает требо ваний Устава службы на судах флота. Помню, как-то прохожу по кормовому рыбцеху п наблю даю такую картину. Серебри стая мойва — на расфасовоч ном столе. Проворные руки ва шего передовика, наставника молодежи Николая Петровича Все начав вершить с нуля, Рук видна отвага. Их трудом живет земля, Все земные блага. Руки! Руки! Вы трудом Мир несете миру, Солнце, радость в каждый дом, В каждую квартиру... Повседневно у нас наставни ком разъясняются такие воп росы, как трудовая и техноло гическая дисциплина, эффек тивность мер борьбы с нару шителями ее, практика адап тации молодых моряков, дей ственность политико - массо вых мероприятий и т. д. Вот почему наши наставники зна ют, нравятся ли большинству моряііов их профессиональные обязанности и приобретаемые на плавбазе специальности, устраивает ли их морально-пси хологический климат в коллек тиве. Они умеют в неофициальной форме, непринужденной беседе узнать, чем моряк живет, как дела в его семье, погово рить с моряком запросто о личном бюджете, о необходи мости лучше трудиться, добро совестно относиться к пору ченному делу. Ежерейено к нам на судно приходят иногда до 75 про центов состава молодых моря ков, и всех их надо хорошо принять в коллектив, дать морскую закалку, привить лю бовь к избранной профессии, гордость за принадлежность к флоту рыбаков нашей страны, к рабочему классу Советского Союза. И здесь, образно гово ря. первую скрипку играют наши наставники, мудрые во спитатели. друзья и опытные товарищи новичков. Наши наставники — квал :* фіщированные специалисты, такие, например, как второй помощник капитана В. В. Бы чков и старший механик тех нологического оборудования В. Е. Растрыгпн. которым присвоено звание «Лучший по профессии», завоеванное в со ревновании. Они охотно рас крывают ѵсекреты» своего ма стерства. внимательно относятся к успехам своих подшефных, не упускают из поля зрения их недостатки, учат трудолюбию, имеют совместные с подопеч ными социалистические обяза тельства, воспитывают моло дых моряков на лучших и сла вных традициях, которыми так богата история экипажа - Сев- рыбы». Коллектив нашей плавбазы досрочно на 14 месяцев вы полнил государственный план девятой пятилетки, на 100 су ток — задание трех лет деся той пятилетки, выступив ини циатором выполнения плана первого квартала текущего го да к Дню выбороз в Верхов ный Совет СССР. Уже 13 фе враля мы с гордостью рапор товали о выполнении своих социалистических обязательств. В день коммунистического субботника экипаж «Севрыбы» трудился на сэкономленных топливе, электроэнергии и кар тонной таре. Кроме того, в честь 109-й годовщины со дня рождения В. II. Ленина в фонд десятой пятилетки лич ный состав плавбазы отчислил зарплату одного дня И в этом немалая заслуга наших на ставников. которые прекрасно знают и понимают, что настав ник на судне — это не долж ность, а звание, заслуженное повседневным кропотливым и честным трудом. В экипаже- они пользуются особым ува жением и признательностью. Становление молодого моря ка мы оцениваем уверенным выполнением им ежесуточных заданий, работой без брака, участием в техническом про грессе, постоянным повышени ем общеобразовательного уров ня, активностью в обществен ной жизни и достойным пове дением. У нас на судне 59 настав ников воспитывают 72 моло дых моряка. Прививают им чувство гордости за судовой коллектив, чуткость к товари щам. Т о л ь к о за 1978 год более 150 моряков прошли подготовку в школе передового опыта, свыше 70 повысили за это время свою классность. Наши наставники . на деле пропагандируют марксистско- ленинское понимание труда как высшей ценности, являющегося основным условием развития личности, ее первейшей потреб ностью. В этом — залог счастливой трудовой судьбы каждого мо ряка. в том числе — каждого севрыбовца Г. ЩЕРБАКОВ, старший врач плавбазы «Севрыба».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz