Рыбный Мурман. 1979 г. Май.

М ОРІ профессиональны!! долг — заботиться о том, чтобы на корабле каждый моряк был здоров, работоспо­ собен. Но в жизни не бывает такой «узкой специализации». Все гораздо сложнее, особенно в связи со здоровьем не толь­ ко физическим, по и духовным, нравственным. Особенно в на­ чале жизненного пути. А на кораблях, как известно, моло­ дых моряков много. Вот поче­ му и хочется рассказать о ра­ боте наставников молодежи. Развитию наставничества на плавбазе «Севрыба» придается особое значение. ІІа судне об­ разован совет из 12 человек. Возглавляет его капитан-дирек­ тор А. П. Колычев. В совет входят наиболее авторитетные и уважаемые члены экипажа, с обязательным участием пред­ ставителен партийной, профсо­ юзной и комсомольской орга­ низаций. Всю свою работу со­ вет строит по плану. Так, толь­ ко за последний год с настав никами были проведены заня­ тия по следующим темам: <■Формирование и воспитание у комсомольцев "и молодежи ком­ мунистического отношения к труду рыбака и приобщение к морским профессиям». «Разви­ тие наставничества в свете тре­ бований XXV съезда КПСС и июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС», «Комплексная си­ стема управления качеством выпускаемой рыбопродукции», «Умение передать навыки, пере­ довой опыт веление време ни > и т. д. Наставник у пас будь то опытный командир или в совер­ шенстве владеющий своей про­ фессией рыбообработчик — шает. что читает его подшеф­ ный. чем увлекается, с кем дружит, как часто он ходит в і ,'ино или театр во время сто­ янки судна в порту, на что он расходует свою зарплату, во что он одевается, какие книги возьмет в рейс... II это, естест­ венно, не обывательское любо­ пытство. Разве не в ответе на­ ставник за то. что его подо­ печный, даже образцово выпол­ няющий вахтенные задания, по­ кинув палубу судна, идет не й кино или театр, а встречает­ ся е дружками где нибудь в «забегаловке» и оставляет там ■Значительную часть заработка? Разве наставнику безразлично, когда его подшефный ходит не­ ряшливо одетым, не следит за собственной внешностью? А ведь все, как правило, на­ чинается с деталей, с мело­ чей. Пришел моряк на вахту небритым, с оторванными пуго­ вицами на спецовке.' Мелочь? Л ведь так небрежно отнесется он и к своему рабочему месту, «Оли наставник' не сде­ лает ему з а м е ч а н и я , если не внушит, что на вахту следует приходить опрятно оде­ тым. Вот небольшой пример. Как-то рыбообработчик Е. С. Решецкий пришел на вахту, смотрит, а его подопечного нет. «Опять проспал?» А вот !I новичок появляется. Прибежал только-только, к са­ мому началу вахты. Евгений Степанович подходит к нему и подчеркнуто вежливо здорова­ ется. — Доброе утро. — отвечает Анатолий настороженно. Чувст­ вует свою вину... — Ты хоть умылся, позавт­ ракал? ІІет, — еле слышно бур- кнул Анатолий. — Не успел, проспал. — Ладно, ладно, преры вает его Е. С. Решецкий. —• Об этом потом, после вахты. Сей­ час о работе. Сам' ты можешь ііе есть, но какой прок от го­ лодного моряка? На вахту ты f ДО 3 ОрИЬ! Выпускать продукцию только отличного качества— таков девиз моряков ППР «Магнит». И в достижение поставленной цели большую долю труда вносят народные контролеры, в частности члены производственного сек. тора. На этих снимках запечат­ лены два момента деятель­ ности судовых дозорных. Слева — комсомолец Нико­ лай Чеканский проводит проверку с т а н д а р т о в : вес рыбных брикетов, их товарный вид. А моторист, член комсомольского бюро Сергей Калении проверяет соблюдение условий хра­ нения рыбной продукции в трюмах: температурный ре­ жим, укладку ящиков в твиндеках. Фото А. МОРОЗОВА, нашего морского корр. как циркач, играл двухпудовой гирей. По вот он на подвахте. Вялый, неповоротливый... Та­ ким он был, пока над ним не взял шефство второй механик технологического оборудования А. И. Школин. Н АСТАВНИК, которому дороги доверие и уваже­ ние своих подопечных, никогда не повысит голоса, даже если он чем-то недоволен или раздражен. Он постарает­ ся найти простые, западающие в душу слова, сумеет удовлет­ ворить просьбу молодого мо­ ря ка, помочь ему «зарядить­ ся» на трудовую вахту или подвахту. Для этого не требу­ ется специальных усилий или какого-то особого таланта. На- Гудинова ловко укладывают эту серебристую рыбку, одну к одной, в жестяные банки. Рядом с Петровичем, справа и слева, в солдатских галифе и гимнастерках стоят парни. — Ну йто? — смеется опытный моряк. — Видите, как все просто! Да вы не бой­ тесь! Через недельку, макси­ мум две, и вы будете уклады­ вать первые сотни уже своих банок-. Да вы не на меня — на руки смотрите... Надо полагать, именно та­ кие или почти такие живые натруженные руки имел в ви­ ду автор, когда писал: Пращур верил: на китах Держится планета. Я твержу, что на руках, Их теплом согрета. Н а с т а д н н ^ е с т в о — и е л е я и е в р е м е н и З А Л О Г СЧАСТЛИВОЙ СУДЬБЫ обязан приходить чистым, оп­ рятный] и причесанным. Надо полагать, тебе известно, что в пресервном цехе должна быть идеальная чистота. Анатолии в знак согласия ки­ вает головой. Однако Евгений Степанович понимает, что эта беседа не последняя. Парень после десятилетки вышел на промысел в первый раз, и с ним придется поработать, пока он станет настоящим моряком. Работа на плавбазе тре­ бует м о р с к о г о профес­ сионализма. А откуда он может быть у человека, скажем, только что окончившего служ­ бу в рядах Советской Армии или учебу в десятилетке? Как правило, молодые здо­ ровые парни приходят на суд­ но со средним образованием, с определенным теоретическим багажом. А трудятся многие из них нередко слабо, во вся­ ком случае, ниже своих при­ родных данных и возможно­ стей. В чем дело? Почему это происходит? Моряками, как известно, не рождаются. Ими становятся по влечению души. II в этом становлении должны принимать самое активное уча­ стие все, кто так или иначе занят обучением и воспитани­ ем будущего судового специа­ листа. начиная от непосредст­ венного командира до настав­ ника. Вспоминается такой случай. Был у пас па «Севрыбе» сле­ сарь технологического обору­ дования Г. Е. Федько. моряк атлетического сложения, скром­ ный. тихий такой. На верто­ летном площадке свободно, до прежде всего вспомнить своих учителей, своих судовых наставников, которые способ­ ствовали твоему росту, -дали возможность в совершенстве овладеть профессией моряка. Есть ли у нас на «Севрыбе» такие наставники? Конечно, есть. Вот имена некоторых из них: рыбообработчики П. А. Туров. А. Д. Боумгартен, А. А. Олянин, С. Ф. Васюхник, П. В. Мызин. сменный элект­ ромеханик В. С. Андриевский, второй помощник капитана В. В. Бычков, второй рефри­ жераторный механик JI. М. Белоглазов. токарь В. И. Кравченко, котельный маши­ нист С. Д. Томляк и многие другие. Они хорошо владеют методом у б е ж д а т ь , умело рабо­ тать с подшефными, прояв­ лять к ним внимание, совето­ ваться с ними, поддерживать их и помогать им. И доби­ ваться, чтобы моряк полно­ стью понимал, что ему пред­ стоит сделать, что требует от него наставник. Стремление найти общий язык с начинающим моряком совершенно не отрицает требо­ ваний Устава службы на судах флота. Помню, как-то прохожу по кормовому рыбцеху п наблю­ даю такую картину. Серебри­ стая мойва — на расфасовоч­ ном столе. Проворные руки ва­ шего передовика, наставника молодежи Николая Петровича Все начав вершить с нуля, Рук видна отвага. Их трудом живет земля, Все земные блага. Руки! Руки! Вы трудом Мир несете миру, Солнце, радость в каждый дом, В каждую квартиру... Повседневно у нас наставни­ ком разъясняются такие воп­ росы, как трудовая и техноло­ гическая дисциплина, эффек­ тивность мер борьбы с нару­ шителями ее, практика адап­ тации молодых моряков, дей­ ственность политико - массо­ вых мероприятий и т. д. Вот почему наши наставники зна­ ют, нравятся ли большинству моряііов их профессиональные обязанности и приобретаемые на плавбазе специальности, устраивает ли их морально-пси­ хологический климат в коллек­ тиве. Они умеют в неофициальной форме, непринужденной беседе узнать, чем моряк живет, как дела в его семье, погово­ рить с моряком запросто о личном бюджете, о необходи­ мости лучше трудиться, добро­ совестно относиться к пору­ ченному делу. Ежерейено к нам на судно приходят иногда до 75 про­ центов состава молодых моря­ ков, и всех их надо хорошо принять в коллектив, дать морскую закалку, привить лю­ бовь к избранной профессии, гордость за принадлежность к флоту рыбаков нашей страны, к рабочему классу Советского Союза. И здесь, образно гово­ ря. первую скрипку играют наши наставники, мудрые во­ спитатели. друзья и опытные товарищи новичков. Наши наставники — квал :* фіщированные специалисты, такие, например, как второй помощник капитана В. В. Бы­ чков и старший механик тех­ нологического оборудования В. Е. Растрыгпн. которым присвоено звание «Лучший по профессии», завоеванное в со­ ревновании. Они охотно рас­ крывают ѵсекреты» своего ма­ стерства. внимательно относятся к успехам своих подшефных, не упускают из поля зрения их недостатки, учат трудолюбию, имеют совместные с подопеч­ ными социалистические обяза­ тельства, воспитывают моло­ дых моряков на лучших и сла­ вных традициях, которыми так богата история экипажа - Сев- рыбы». Коллектив нашей плавбазы досрочно на 14 месяцев вы­ полнил государственный план девятой пятилетки, на 100 су­ ток — задание трех лет деся­ той пятилетки, выступив ини­ циатором выполнения плана первого квартала текущего го­ да к Дню выбороз в Верхов­ ный Совет СССР. Уже 13 фе­ враля мы с гордостью рапор­ товали о выполнении своих социалистических обязательств. В день коммунистического субботника экипаж «Севрыбы» трудился на сэкономленных топливе, электроэнергии и кар­ тонной таре. Кроме того, в честь 109-й годовщины со дня рождения В. II. Ленина в фонд десятой пятилетки лич­ ный состав плавбазы отчислил зарплату одного дня И в этом немалая заслуга наших на­ ставников. которые прекрасно знают и понимают, что настав­ ник на судне — это не долж­ ность, а звание, заслуженное повседневным кропотливым и честным трудом. В экипаже- они пользуются особым ува­ жением и признательностью. Становление молодого моря­ ка мы оцениваем уверенным выполнением им ежесуточных заданий, работой без брака, участием в техническом про­ грессе, постоянным повышени­ ем общеобразовательного уров­ ня, активностью в обществен­ ной жизни и достойным пове­ дением. У нас на судне 59 настав­ ников воспитывают 72 моло­ дых моряка. Прививают им чувство гордости за судовой коллектив, чуткость к товари­ щам. Т о л ь к о за 1978 год более 150 моряков прошли подготовку в школе передового опыта, свыше 70 повысили за это время свою классность. Наши наставники . на деле пропагандируют марксистско- ленинское понимание труда как высшей ценности, являющегося основным условием развития личности, ее первейшей потреб­ ностью. В этом — залог счастливой трудовой судьбы каждого мо­ ряка. в том числе — каждого севрыбовца Г. ЩЕРБАКОВ, старший врач плавбазы «Севрыба».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz