Рыбный Мурман. 1979 г. Май.
ЛЕГКИХ РЕЙСОВ НЕБЫВАЕТ Баренцево море качало иосольно-свежьевои трау лер «Калининск» на крутой волне. Дул порывнстыіі ве тер. Он одел портал и над стройку в снежную шубу. На кормовой палубе, согнув шись над траловым мешком, работали двое. Работали молча. Да и о чем можно было говорить, если понима ли они друг друга без лиш них слов, да к тому же и по мерзли изрядно. Капитан Владимир Прокофьевич Се ров время от времени погля дывал на них из ходовой рубки. Поглядывал сочувст венно, но что он мог поделать: грунты тяжелые, однако именно здесь и дер жится окунь.' На помощь тралмейстеру Руденко нико го не вызовешь. Матросы участвуют только в спусках и подъемах трала, а потом они уходят на рыбную фаб рику шкерить рыбу. Моряки говорят, что лег ких рейсов не бывает. И это правильно. Закончился для экипажа «Калинннска» и этот трудный зимний рейс. По добыче рыбы задание бы ло выполнено на 116 про центов. Тралмейстер Влади мир Дмитриевич Руденко внес в это немалую долю своего труда. Владимир Дмитриевич — не прирожденный рыбак. Ро дился он в Мелитополе. До армии работал токарем на агрегатном заводе. Считал свою жизнь вполне устроен ной, пока не подошел срок призыва в армию. Среди со служивцев оказались и мур манчане. Слушая их разго воры о море, о Мурманске, постепенно загорелся жела нием приехать на Се вер. П о с л е демоби лизации домой он появился лишь на несколько дней. взял кое-какие вещи первой необходимости, билет на по езд и приехал в Мурманск. Далекими кажутся уже те дни Одиннадцать лет он 'ра ботает па судах Мурманско го тралового флота. Многое стерлось в памяти, а вот первого учителя по промыс ловому делу, сегодня трал- мейстера-наставннка Арка дия Ивановича Рубеновича, помнит хороню. Да разве можно забыть того, кто тер пеливо разъяснял новоиспе ченному .матросу палубной команды, за что и как брать ся при спуске и подъеме тра ла. при его ремонте. Разве .моя;но забыть того, кто заме тил в нем рабочую жилку, старание, стремление к со вершенствованию, кто не ус тавал повторять, что ничто никогда легко не дается, что надо учиться. Л настоял на свое.ѵі тралмейстер: по на пр а вл снию а д:\іиі!ист рации флота Руденко 1971 год пол ностью провел в школе усо- 15 ер іи сист во в а ни я кома ид н о- го состава. И здесь трудно пришлось — к тому времени у Владимира Дмитриевича была уже семья. На счету В. Д. Руденко уже не один десяток промы словых рейсов и в Баренцево море, и в Атлантику. Где бы он ни бывал, на каких судах ни ходил, к нему всегда от носятся с уважением. Прой дя путь от матроса до стар шего мастера по добыче, он научился ладить с моряками разных характеров. Он уже хорошо научился различать, к кому надо подойти с на ставлением, а кому достаточ но сказать одного слова, что бы матрос сделал то. что от него требуют. Нелегким было плавание в 1974 году на БМРТ «По волжье». Капитан-директор принял решение первую по ловину рейса провести дале ко на севере, где по его про мысловым дневникам в это время года должна была хо рошо ловиться треска, а дру гую половину использовать на промысле мойвы в Ат лантике. Так и сделали. Если моііву ловили пелагическим тралом, то треску добывали донным. Но поскольку рейс все-таки предполагался мой- венный, в распоряжении па лубной -команды оказался - всего один донный трал—и это для задевистых скальных грунтов. Но вышли из поло жения в том плавании на <Поволжье». Вышли благо даря неимоверным усилиям палубной команды, ее содру жеству со штурманским со ставом. Уже через два меся ца был набран полныіі груз разделанной трески, филе и тушки, а это около 1300 Тонн. Сдав мороженую рыб ную продукцию на транс портный рефрижератор, эки паж «Поволжья» уходил на промысел мойвы, а на верх ней площадке первого трюма лежал донный трал, кото рый трудно было узнать, но который на славу поработал благодаря умелым рукам матросов палубной команды и тралмейстера Руденко. С. ДАНИЛОВ. На снимке: В. Д. Руденко. Н О В Ы Й Т Р А Л В КЛАЙПЕДСКОМ фи лиале Центрального проектно - конструк торского и технологического бюро ВРИО < З а ирыба ■> раз работана конструкция трала для лова рыбы. Он состоит из .нескольких, например, четырех пластей, каждая из которых содержит сетную часть — 1. устьевую часть, образованную продольными канатами. — 2, подборы—3, топенанты — 4 и пожили- ны — 5 для крепления сет ной части — 1. . Дополнительный топенант — 6 соединяет центры под бор —3 и пожилин—5. Ка натная часть трала разделе на на несколько секций — 8, 9. и 10 — пожилинами. Трал работает по обычной схеме. САДНИ НА ОСИ В а з о в с к о м научно- иеследовательс к о м институте рыбного хо зяйства получено авторское свидетельство (№ 648182) на устройство для выращи вания рыбы. Это садки, ус тановленные на поворотной оси посредством втулок скольжения и фиксаторов. Каждый садок оснащен съем ной перегородкой с пере пускными отверстиями для прохода рыб. Поворотная ось может быть выполнена полостной и иметь отверстия для подачи воды, У каждого садка в тор цовых стенках есть окна для раздачи кормов. Молодь рыбы через окна при снятой перегородке за пускают в малую емкость садка. По мере подрастания рыбу переводят в два или бо лее садков, которые легко наращивают. Для обеспече ния большого водообмена садки вращают постоянно ле бедкой от привода и прово дят аэрацию путем подачи воды насосом через ради альные отверстия. ПО СТРАНИЦАМ НОРВЕЖСКОЙ ПЕЧАТИ Ежегодно в Норвегии вы лавливается около 400 тонн угря, причем 90 процентов из них в соленых и опрес ненных водах. По мнению специалиста в области тех ники ‘ рыболовства Като Люндера, в пресных водах можно вылавливать по край ней мере такое же количе ство угря. Наряду с лосо сем угорь является наиболее дорогим видом рыб, вылав ливаемых в стране. Цены на него стабильны, а спрос на внешнем рынке огромен. Большая часть угря, вылав. лпваемая в настоящее время в Норвегии, экспортируется и живом виде в Данию и Голландию при ценах за килограмм от 18 до 22 крон. По мнению ученых, начи ная с лета 1979 года, до вес ны 1980 года у Ян-Майена и в других районах вокруг Ис ландии можно выловить лишь 600 ООО тонн мойвы. Исследования показали, что в течение ряда лет пополне ние стада мойвы сокраща лось, а облов увеличивался. Заместитель директора Ин ститута морских исследова ний Одд Наккен сказал кор респонденту НТВ, что реко мендуемый ТАС (общий до пустимый вылов) составляет лишь половину того количе ства мойвы, которое было выловлено в 1978 году. Ученые получили очевид ные доказательства, что мой ва у Ян-Майена принадле жит исландскому стаду. Ряд повторных выловов меченой рыбы указывает, что «мойва мигрирует от Исландии в район Ян-Майена и возвра щается назад к Исландии в зимний сезон». Наккен не исключает, однако, что в меньшем объеме нерест мой вы происходит у Ян-Майена. Норвежские рыбаки, осуще ствлявшие лов креветки, со общали о вылове нерестую- щейся мойвы в этом районе в апреле 1978 года. Из газеты «Фнекарек». Перевод с норвежского А. АВЕРЧЕНКО. Уплотнительные в т у л к и П РИ ремонте водомер ных колонок паровых котлов часто требует ся замена дефицитных уп лотнительных втулок. Предложено изготавли вать уплотнительные втулки из асбестового шнура Для этого разработано приспо собление, позволяющее спрессовывать асбест в виде втулок необходимых разме ров и плотности. Для скреп ления отдельных слоев асбестового шнура приме няется клей БФ-2. Поверх ности приспособления перед закладкой асбеста натирают ся чешуйчатым графитом. После запрессовки заготовка асбестовой втулки просуши вается. затем извлекается из приспособления и нати рается чешуйчатым графи том. Плотность спрессовкп и продолжительность сушки определяются эксперимен тально. Авторы предложения — старшин дизельный механик плавбазы «Авача» О. Рудни ков и токарь Ю. Безбородов. п ТОЧНОСТЬ ПОВЫСИЛАСЬ [РИСПОСОБЛЕ Н И Е разработано и внедре но на судоремонтном заводе в городе Невельске. Оно предназначено для конт роля соосности гильзы бло ка цилиндров двигателей 8 НВД-48/2 АУ судов про мыслового флота и состоит из плиты с планкой, стоики с регулируемыми ножками, индикаторного нутромера. Приспособление устанавли вается на картере двигателя. Перемещая блок, при необ ходимости переставляя стой ку для осуществления заме ров соосности, блок цилинд ров устанавливают с требуе мой точностью. МАЛОГАБАРИТНЫЙ ук а зател ь напряжений /н У КАЗАТЕЛЬ с автома тическим переключени ем напряжений, разра ботанный в тресте «Ковдор- строй», предназначен для обнаружения и контроля на пряжений постоянного или переменного тока трех вели чин: 12. 24, 220 вольт. Сиг нальные лампочки высвечи вают в окошечках надписи этих величин. Устройство смонтировано в пластмассовом корпусе ци линдрической формы. На од ном конце корпуса есть щуп- игла, матовые окошечки, а на другом — плексигласо вый колпачок, с неоновой лампочкой. гибкий провод, соединенный с рукояткой в которой размещаются гася щее сопротивление и полу проводниковый диод У ру коятки зажим типа «кроко дил». При работе этот за жим устанавливают на болт или шину заземления Щу пом прикасаются к токоведу щим частям. Если окажется напряжение 220 в. то якорь реле R, преодотев усилие пружины, произведет замы кание на контакт «а» и включит лампу ЛІ указыва ющую на 220 в (см. схему) Полупроводниковый диод Д7Ж позволяет обнаружить полярность источника тока, так как зажим типа «кроко дил» имеет минусовую по лярность. За дополнительными све дениями обращайтесь в Мур манский ЦНТИ но адресу: 183693, г. Мурманск, ир. Ленина. 65. Телефон 5-17. 09.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz