Рыбный Мурман. 1979 г. Май.

ЛЕГКИХ РЕЙСОВ НЕБЫВАЕТ Баренцево море качало иосольно-свежьевои трау­ лер «Калининск» на крутой волне. Дул порывнстыіі ве­ тер. Он одел портал и над­ стройку в снежную шубу. На кормовой палубе, согнув­ шись над траловым мешком, работали двое. Работали молча. Да и о чем можно было говорить, если понима­ ли они друг друга без лиш­ них слов, да к тому же и по­ мерзли изрядно. Капитан Владимир Прокофьевич Се­ ров время от времени погля­ дывал на них из ходовой рубки. Поглядывал сочувст­ венно, но что он мог поделать: грунты тяжелые, однако именно здесь и дер­ жится окунь.' На помощь тралмейстеру Руденко нико­ го не вызовешь. Матросы участвуют только в спусках и подъемах трала, а потом они уходят на рыбную фаб­ рику шкерить рыбу. Моряки говорят, что лег­ ких рейсов не бывает. И это правильно. Закончился для экипажа «Калинннска» и этот трудный зимний рейс. По добыче рыбы задание бы­ ло выполнено на 116 про­ центов. Тралмейстер Влади­ мир Дмитриевич Руденко внес в это немалую долю своего труда. Владимир Дмитриевич — не прирожденный рыбак. Ро­ дился он в Мелитополе. До армии работал токарем на агрегатном заводе. Считал свою жизнь вполне устроен­ ной, пока не подошел срок призыва в армию. Среди со­ служивцев оказались и мур­ манчане. Слушая их разго­ воры о море, о Мурманске, постепенно загорелся жела­ нием приехать на Се­ вер. П о с л е демоби­ лизации домой он появился лишь на несколько дней. взял кое-какие вещи первой необходимости, билет на по­ езд и приехал в Мурманск. Далекими кажутся уже те дни Одиннадцать лет он 'ра­ ботает па судах Мурманско­ го тралового флота. Многое стерлось в памяти, а вот первого учителя по промыс­ ловому делу, сегодня трал- мейстера-наставннка Арка­ дия Ивановича Рубеновича, помнит хороню. Да разве можно забыть того, кто тер­ пеливо разъяснял новоиспе­ ченному .матросу палубной команды, за что и как брать­ ся при спуске и подъеме тра­ ла. при его ремонте. Разве .моя;но забыть того, кто заме­ тил в нем рабочую жилку, старание, стремление к со­ вершенствованию, кто не ус­ тавал повторять, что ничто никогда легко не дается, что надо учиться. Л настоял на свое.ѵі тралмейстер: по на­ пр а вл снию а д:\іиі!ист рации флота Руденко 1971 год пол­ ностью провел в школе усо- 15 ер іи сист во в а ни я кома ид н о- го состава. И здесь трудно пришлось — к тому времени у Владимира Дмитриевича была уже семья. На счету В. Д. Руденко уже не один десяток промы­ словых рейсов и в Баренцево море, и в Атлантику. Где бы он ни бывал, на каких судах ни ходил, к нему всегда от­ носятся с уважением. Прой­ дя путь от матроса до стар­ шего мастера по добыче, он научился ладить с моряками разных характеров. Он уже хорошо научился различать, к кому надо подойти с на­ ставлением, а кому достаточ­ но сказать одного слова, что­ бы матрос сделал то. что от него требуют. Нелегким было плавание в 1974 году на БМРТ «По­ волжье». Капитан-директор принял решение первую по­ ловину рейса провести дале­ ко на севере, где по его про­ мысловым дневникам в это время года должна была хо­ рошо ловиться треска, а дру­ гую половину использовать на промысле мойвы в Ат­ лантике. Так и сделали. Если моііву ловили пелагическим тралом, то треску добывали донным. Но поскольку рейс все-таки предполагался мой- венный, в распоряжении па­ лубной -команды оказался - всего один донный трал—и это для задевистых скальных грунтов. Но вышли из поло­ жения в том плавании на <Поволжье». Вышли благо­ даря неимоверным усилиям палубной команды, ее содру­ жеству со штурманским со­ ставом. Уже через два меся­ ца был набран полныіі груз разделанной трески, филе и тушки, а это около 1300 Тонн. Сдав мороженую рыб­ ную продукцию на транс­ портный рефрижератор, эки­ паж «Поволжья» уходил на промысел мойвы, а на верх­ ней площадке первого трюма лежал донный трал, кото­ рый трудно было узнать, но который на славу поработал благодаря умелым рукам матросов палубной команды и тралмейстера Руденко. С. ДАНИЛОВ. На снимке: В. Д. Руденко. Н О В Ы Й Т Р А Л В КЛАЙПЕДСКОМ фи­ лиале Центрального проектно - конструк­ торского и технологического бюро ВРИО < З а ирыба ■> раз­ работана конструкция трала для лова рыбы. Он состоит из .нескольких, например, четырех пластей, каждая из которых содержит сетную часть — 1. устьевую часть, образованную продольными канатами. — 2, подборы—3, топенанты — 4 и пожили- ны — 5 для крепления сет­ ной части — 1. . Дополнительный топенант — 6 соединяет центры под­ бор —3 и пожилин—5. Ка­ натная часть трала разделе­ на на несколько секций — 8, 9. и 10 — пожилинами. Трал работает по обычной схеме. САДНИ НА ОСИ В а з о в с к о м научно- иеследовательс к о м институте рыбного хо­ зяйства получено авторское свидетельство (№ 648182) на устройство для выращи­ вания рыбы. Это садки, ус­ тановленные на поворотной оси посредством втулок скольжения и фиксаторов. Каждый садок оснащен съем­ ной перегородкой с пере­ пускными отверстиями для прохода рыб. Поворотная ось может быть выполнена полостной и иметь отверстия для подачи воды, У каждого садка в тор­ цовых стенках есть окна для раздачи кормов. Молодь рыбы через окна при снятой перегородке за­ пускают в малую емкость садка. По мере подрастания рыбу переводят в два или бо­ лее садков, которые легко наращивают. Для обеспече­ ния большого водообмена садки вращают постоянно ле­ бедкой от привода и прово­ дят аэрацию путем подачи воды насосом через ради­ альные отверстия. ПО СТРАНИЦАМ НОРВЕЖСКОЙ ПЕЧАТИ Ежегодно в Норвегии вы­ лавливается около 400 тонн угря, причем 90 процентов из них в соленых и опрес­ ненных водах. По мнению специалиста в области тех­ ники ‘ рыболовства Като Люндера, в пресных водах можно вылавливать по край­ ней мере такое же количе­ ство угря. Наряду с лосо­ сем угорь является наиболее дорогим видом рыб, вылав­ ливаемых в стране. Цены на него стабильны, а спрос на внешнем рынке огромен. Большая часть угря, вылав. лпваемая в настоящее время в Норвегии, экспортируется и живом виде в Данию и Голландию при ценах за килограмм от 18 до 22 крон. По мнению ученых, начи­ ная с лета 1979 года, до вес­ ны 1980 года у Ян-Майена и в других районах вокруг Ис­ ландии можно выловить лишь 600 ООО тонн мойвы. Исследования показали, что в течение ряда лет пополне­ ние стада мойвы сокраща­ лось, а облов увеличивался. Заместитель директора Ин­ ститута морских исследова­ ний Одд Наккен сказал кор­ респонденту НТВ, что реко­ мендуемый ТАС (общий до­ пустимый вылов) составляет лишь половину того количе­ ства мойвы, которое было выловлено в 1978 году. Ученые получили очевид­ ные доказательства, что мой­ ва у Ян-Майена принадле­ жит исландскому стаду. Ряд повторных выловов меченой рыбы указывает, что «мойва мигрирует от Исландии в район Ян-Майена и возвра­ щается назад к Исландии в зимний сезон». Наккен не исключает, однако, что в меньшем объеме нерест мой­ вы происходит у Ян-Майена. Норвежские рыбаки, осуще­ ствлявшие лов креветки, со­ общали о вылове нерестую- щейся мойвы в этом районе в апреле 1978 года. Из газеты «Фнекарек». Перевод с норвежского А. АВЕРЧЕНКО. Уплотнительные в т у л к и П РИ ремонте водомер­ ных колонок паровых котлов часто требует­ ся замена дефицитных уп­ лотнительных втулок. Предложено изготавли­ вать уплотнительные втулки из асбестового шнура Для этого разработано приспо­ собление, позволяющее спрессовывать асбест в виде втулок необходимых разме­ ров и плотности. Для скреп­ ления отдельных слоев асбестового шнура приме­ няется клей БФ-2. Поверх­ ности приспособления перед закладкой асбеста натирают­ ся чешуйчатым графитом. После запрессовки заготовка асбестовой втулки просуши­ вается. затем извлекается из приспособления и нати­ рается чешуйчатым графи­ том. Плотность спрессовкп и продолжительность сушки определяются эксперимен­ тально. Авторы предложения — старшин дизельный механик плавбазы «Авача» О. Рудни­ ков и токарь Ю. Безбородов. п ТОЧНОСТЬ ПОВЫСИЛАСЬ [РИСПОСОБЛЕ Н И Е разработано и внедре­ но на судоремонтном заводе в городе Невельске. Оно предназначено для конт­ роля соосности гильзы бло­ ка цилиндров двигателей 8 НВД-48/2 АУ судов про­ мыслового флота и состоит из плиты с планкой, стоики с регулируемыми ножками, индикаторного нутромера. Приспособление устанавли­ вается на картере двигателя. Перемещая блок, при необ­ ходимости переставляя стой­ ку для осуществления заме­ ров соосности, блок цилинд­ ров устанавливают с требуе­ мой точностью. МАЛОГАБАРИТНЫЙ ук а зател ь напряжений /н У КАЗАТЕЛЬ с автома­ тическим переключени­ ем напряжений, разра­ ботанный в тресте «Ковдор- строй», предназначен для обнаружения и контроля на­ пряжений постоянного или переменного тока трех вели­ чин: 12. 24, 220 вольт. Сиг­ нальные лампочки высвечи­ вают в окошечках надписи этих величин. Устройство смонтировано в пластмассовом корпусе ци­ линдрической формы. На од­ ном конце корпуса есть щуп- игла, матовые окошечки, а на другом — плексигласо­ вый колпачок, с неоновой лампочкой. гибкий провод, соединенный с рукояткой в которой размещаются гася­ щее сопротивление и полу­ проводниковый диод У ру­ коятки зажим типа «кроко­ дил». При работе этот за ­ жим устанавливают на болт или шину заземления Щу­ пом прикасаются к токоведу­ щим частям. Если окажется напряжение 220 в. то якорь реле R, преодотев усилие пружины, произведет замы­ кание на контакт «а» и включит лампу ЛІ указыва­ ющую на 220 в (см. схему) Полупроводниковый диод Д7Ж позволяет обнаружить полярность источника тока, так как зажим типа «кроко­ дил» имеет минусовую по­ лярность. За дополнительными све­ дениями обращайтесь в Мур­ манский ЦНТИ но адресу: 183693, г. Мурманск, ир. Ленина. 65. Телефон 5-17. 09.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz