Рыбный Мурман. 1979 г. Май.
V ЕІЩШЕТИ оторвал. С Дмитрием Иосифови чем такого не случалось. Мы сейчас находимся в порту, часто бывают нерешвартовки. Наш четвертый штурман, будьте уве рены, клюз не перепутает. Команды его четки, потому и швартуемся без чрезвычайных происшествий. ■— Сам я владимирский. — рассказывает Дмитрий Иосифо вич. — о море, собственно, не мечтал, пока не призвали в Се верный флот. Именно во время службы я привязался к морю, полюбил его, именно поэтому Поступил в «Севрыбхолодфлот». На судах флота есть все воз можности учиться, и я этим вос пользовался. В заочной школе моряков закончил одиннадцать классов, и администрация флота направила меня на ускоренные курсы судоводителей в среднее * мореходное училище. Учился в' мореходке еще и потому, что отделить меня от моря уже не возможно. В Мурманске мой дом, жена, двое детишек, кото рые гордятся тем. что их па па моряк. Сказано это было без .пафо са. Сказано было так. как это могут говорить моряки, которые повидали на своем пути штормы и обледенения, штили и жаркое южное солнце, которые давно уже считают, что море — это не просто романтика, а каждо дневная работа. Д. КАРПАТОВ. Д ля творчества — все условия Мне 26 лет. Работаю стар шим диспетчером первого гру зового района Мурманского ор дена Ленина морского рыбного Йорта. До этого был начальни ком смены, а «ще раньше сти видором. Приехал в Мурманск го> направлению после оконча ния Калининградского мореход ного училища. S порту работает человек пятнадцать выпускни ков нашего училища. Правда, разных выпусков. Ёсть и одно курсники, с которыми поддер живаем тесный контакт. Хотя наш факультет эксплу атации . водного транспорта и дает хорошие теоретические знания, но начинать самостоя тельную работу было трудно. Н интересно. Различные типы судов, грузов. Словом, каждый день что-то приносит новое. Как и у многих молодых специали стов. у меня поначалу тоже бы ли конфликты, в основном с нарушителями трудовой дисцип лины, но помогли сами рабочие. Нарушителей вызывали на со вет бригадиров, ставили вопрос о проступке принципиально и по-рабочему строго: или рабо тать по-настоящему, или не ме шать работать другим. Тесное общение с рабочим коллективом, особенно с опыт ными, мастерами своего дела оказало большое влияние. Да и наставник был у меня в прямом смысле этого слова — настав ник. Это мастер смены И. Г. 5енюк, руководитель созданно го им же коллектива. До это го в районе было только три смены. Он учил правильной органи зации труда, оптимальному ^аспрздеяенйю людей на обьей- fax. Словом, тому, что должен знать руководитель. От него я унаследовал скену ЛГ? 4. Новая должность, новые за боты. большая ответственность (все-таки .14 бригад). Но и бо лее интересная. Это не только распределение на объектах бригад, но и механизмов. Нуж но правильно подсчитать, сколь ко потребуется погрузчиков, кар на том или ином судне, на хо лодильниках. Особенно трудно было поначалу работать на хо лодильниках; Никто из масте ров не умел, да и объект новый. Затем стало легче. И мастера помогали советом. Наверное, как у каждого на чальника смены, у меня тоже были бригады, которым можно поручить самое сложное дело и быть уверенным в его благопо лучном завершении. Это опыт ный коллектив Мо 66, возглав ляемый Н. И. Вернером. Ста бильная бригада, работающая (Окончание на 4 стр.). молодых чный со- биологии іій. Сам юпросами вания и іния про- шых. [ЛЯ мо.то- го стано- эгический ллектііве. нас в ин- іботает в зорческой доктор А Душ наVк В П. в М А. передают ыи іпыт, СНІШго в Іного хо зяйства и океанографии. В конце прошлого года па ученом совете ПННРО шел большой разговор о подготовке высококвалифицированных спе циалистов. Разработана комп лексная программа, предусмат- івающая их профессиональ ный и научный рост, учебу в аспирантуре. В конце мая на 5 ченом совете эта программа будет утверждена. Молодые ученые института вносят большой вклад в реше ние тех задач, которые ставят перед нами рыбная промыш ленность. рыбохозяйственная па ука. Многие работают над кан- 'датскими диссертациями, час. выходят в экспедиции. Много раз выходил в море пальником рейса старший на учный сотрудник лаборатории донных рыб Александр Чума ков. На него возлагалась от ветственность за выполнение научной программы рейса. Глу бокие знания, большой опыт п у%3йе организовать работу я команды судна, и научной руппы позволили Александру его коллегам открыть новые перспективные районы промыс- а палтуса, зубатки, окуня, а акже выявить районы, опас ные для работы донными тра- .амн, определить величины за гсов различных видов рыб. Молодые ученые Борис Шульман и Александр Зубчен- ко ищут пути и методы борьбы с различны,ми болезнями рыб. Изучением ихтиофауны от крытого океана занимается мо лодой специалист Юрий Сопов. Скоро состоится защита дис сертации у самого молодого за ведующего сектором Галины Возной. Тема ее работы такова: «Влияние физических и хими ческих факторов среды на вос производство биомассы морско го фитопланктона». Молодой ученый Евгений Мнсяченко — младший науч ный сотрудник отдела разра ботки автоматической системы управления. Он председатель секции по работе с молодежью при областном правлении НТО. Несколько лет он возглавлял совет молодых ученых институ та, и сейчас члены совета по стоянно обращаются к нему за консультациями в работе. Творческий поиск, постоян ная учеба —• таков стиль ра боты молодых ученых ПННРО. Г. МАТИШОВ, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат геогра фических наук, председа тель областного совета мо лодых ученых, член совета молодых ученых ЦК ВЛКСМ. А ВТОР этой статьи—стар ший инженер производст венного отдела Мурман ского ордена Октябрьской Ре волюции тралового флота Кя- миль Аликперович Исмаилов— после окончания в 1961 году Бакинского рыбопромышленно го техникума начинал свою трудовую деятельность на Мур манском рыбокомбинате рабо там четвертого разряда. Он занимался засолкой рыбы, об работкой свежья и многим дру гим. Но вот рыбопромысловый флот стал интенсивно попол няться большими морозильны ми рыболовными трауле рами. Однокурсники по техни куму, которые по распределе нию были направлены в трало вый флот, рассказывали о боль ших преимуществах БМРТ пе ред судами бортового траления, о их п е р с п е к т и в н о с т и . Кямиль Аликперович уже ра ботал сменным технологом, на него на рыбокомбинате возла гали большие надежды. Но не усидел он на берегу, перешел на флот. Однако начинать при шлось все-таки на траулере бортового траления. Это не ис пугало молодого специалиста. Вскоре его направляют на мо розильные траулеры, он рабо тает мастером комплексной смены, затем помощником ка питана по производству. И так до 1972 года. В 1972 году его переводят с судов в производ ственный отдел. И здесь К. А. Исмаилов оказался иа своем месте. Он умело работает е молодыми специалистами, его уважают судовые инженеры- технологи. Кямиль Аликперо вич ведет большую работу по распространению на судах пе редового опыта по увеличению выпуска продукции улучшенно го ассортимента, высокого ка чества. Его статьи уже неод нократно публиковались в «Рыбном Мурмане». Они всег да вызывали живой интерес у моряков. Вырезанные из газет ных страниц, они помещались на судовых стендах по распро странению передового опыта и внедрению научной организации труда. Так за восемнадцать лет с помощью инженеров-наставни ков Мурманского рыбокомбина та и тралового флота на нашем бассейне вырос прекрасный, глубоко знающий свое дело епе. диалист. # На снимке — Кямиль Аликперович Исмаилов, автор публикуемой ниже статьи. Фото Б. Щукина. УЧЕНИК СТА Ч ТОБЫ СТАТЬ настоящим мастером своего Дела, чтобы научиться рабо тать с людьми, уметь вести их за собой, понимать их и до биться их уважения, необходи мо самому пройти долгий путь. На этом пути есть все: трудно сти и радость познания нового, горечь неудач и торжество победы. И на этом пути глав ное — не охладеть душой к избранной профессии. И очень хорошо, когда у молодого спе циалиста любовь к морю, лю дям, работе год от года креп нет. Конечно, молодой специа лист, пришедший на флот пос ле окончания какого-либо учеб ного заведения,* не чувствует себя чужаком. И в этом ему в первую очередь помогает, на мой взгляд, коллектив произ водственного отдела флота. У нас в отделе есть специаль ный журнал, который мы стали вести с 1972 года. Листая его страницы и останавливаясь на фамилии любого из работаю щего на судах флота рыбма- стера или технолога, можно проследить не только список- кораблей, на которых, он рабо тал. но и как работал, с кем работал, кто ему помогал в профессиональном росте. Производственный отдел, направляя молодого специа листа в море, старается сде лать так, чтобы он пошел на судне рядом или под началом опытного мастера или помощ ника капитана по производству. О пользе, которую приносит вот такая забота о молодом специалисте, говорить можно много. Здесь и ускоренное при обретение навыка по рацио нальному . использованию уло вов для производства -рыбной продукции, и более глубокое, с помощью наставника, изуче ние характеров матросов-рыбо- обработчиков. возможностей рыбной фабрики. Одним сло вом, многолетняя практика ра боты с молодыми специалиста ми позволяет сделать инжене рам производственного отдела вывод, что если они приходят к нам на флот с желанием закрепить практикой получен ные в институте или техникуме теоретические знания и если мы вдумчиво и правильно по добрали им наставников, то из таких молодых специалистов быстро вырастают опытные мастера, которым смело можно поручать любое, даже самое сложное и еще совсем новое для флота дело. Листая журнал учета моло дых специалистов, мы встре чаем фамилию уже помощника капитана по производству Йва- ш Григорьевича Сызоненко. Почему я остановился в пер вую очередь на его кандидату ре? Пришел Иван Григорьевич к нам на флот после окончания Белгород-Днестровского рыбо промышленного техникума. Мы долго думали, за каким настав ником его закрепить. Выбор нал на помощника капитана по производству Геннадия Алек сандровича Воронова. Так под его присмотром Сызоненко стал приобретать опыт мастера п о . обработке рыбы, а когда администрация флота решила резко увеличить производство пресервов, именно они вдвоем и взялись разработать более быстрые и совершенные прие мы их выпуска в судовых ус ловиях. Прошло время. И вот в ми нувшую весеннюю путину Иван Григорьевич Сызоненко уже возглавлял инициативную груп пу по производству на кораб лях флота пресервнрованной мойвы. Группа по обмену пере довым епытом под его началом проделала огромную работу. На всех судах, где она побыва ла. появлялись самодельные пресервные линии, которые позволяли в несколько раз уве личить выпуск пресервов из мойвы. Это наглядный /пример доброго наставничества, в ре зультате которого флот в лице молодого специалиста приоб рел настоящего мастера своего дела. Есть у нас на флоте молодой специалист Виталин Федорович Бондаренко. Начинал работать матросом, стал рыбмастером, а сегодня он — помощник ка питана по производству на большом автономном траулере «Капитан Маклаков». Он очень любит свою профессию, море, любознателен. У него накопил ся опыт обработки минтая. У дальневосточных моряков с производством продукции из него что-то не ладилось. По указанию Министерства рыбно го хозяйства СССР мы коман дировали Виталия Федоровича в рыбопромышленное объеди нение «Дальрыба ■>. где он вы холил в море н делился накоп ленным опытом. Вернѵлся в родной флот Бондаренко с По четной грамотой Министерства рыбного хозяйства СССР. II такие молодые специалисты трудятся в Мурманском трало вом флоте. Пришли работать на суда флота с малым практическим опытом В. П. Бутузов, А. Е. Уколов, Н. А. Гомаз. В. Ф. З а харов. Сейчас, после несколь ких лет работы, это опытные помощники капитанов по про изводству. В 1972 году начинали свой трудовой путь на траулере «Север» молодые специалисты Константин Константинович Шардыко и Виктор Алексеевич Силков. Трудныіі им достался корабль. Траулер «Север» — это не РТ и не БМРТ. В каж дой смене на нем было по три матроса-рыбообработчика. а рыба ловилась хорошо. Чтобы ускорить обработку уловов, мо лодым рыбмастерам приходи лось самим постоянно нахо диться за рыбоделом Тяжело им было в рейсах, очень тяже ло, но не пали духом, не ушли из флота. Наоборот, когда посту пали БМРТ типа «Алтай», они с энтузиазмом взялись за их освоение на промысле. Сегодня они по праву считаются одни ми из лучших специалистов по обработке рыбы в траловом флоте. В производственном отделе разработан специальный план работы на судах с молодыми специалистами. Он разослан на корабли капитанам и их помощ никам по производству. Но план есть план, а вот такая форма работы с молодыми специали стами, как постоянная связь с их родителями, приносит поль зу ничуть не меньшую. Отли чается, скажем, молодой рыб- мастер или технолог на своем трудовом посту, дисциплиниро ван, мы посылаем его родите лям совместно с партийным и базовым комитетами благодарст венное письмо. Ну, а если спе циалист зарвался, недостойно ведет себя во время стоянки судна в порту то обижайтесь, папа с мамой, но вместе с на ми принимайте к сыну воспи тательные меры. И такая связь с родителями помогла нам уже воспитать не одного молодого специалиста. К. ИСМАИЛОВ, старший инженер производственно го отдела
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz