Рыбный Мурман. 1979 г. Май.

V ЕІЩШЕТИ оторвал. С Дмитрием Иосифови­ чем такого не случалось. Мы сейчас находимся в порту, часто бывают нерешвартовки. Наш четвертый штурман, будьте уве­ рены, клюз не перепутает. Команды его четки, потому и швартуемся без чрезвычайных происшествий. ■— Сам я владимирский. — рассказывает Дмитрий Иосифо­ вич. — о море, собственно, не мечтал, пока не призвали в Се­ верный флот. Именно во время службы я привязался к морю, полюбил его, именно поэтому Поступил в «Севрыбхолодфлот». На судах флота есть все воз­ можности учиться, и я этим вос­ пользовался. В заочной школе моряков закончил одиннадцать классов, и администрация флота направила меня на ускоренные курсы судоводителей в среднее * мореходное училище. Учился в' мореходке еще и потому, что отделить меня от моря уже не­ возможно. В Мурманске мой дом, жена, двое детишек, кото­ рые гордятся тем. что их па­ па моряк. Сказано это было без .пафо­ са. Сказано было так. как это могут говорить моряки, которые повидали на своем пути штормы и обледенения, штили и жаркое южное солнце, которые давно уже считают, что море — это не просто романтика, а каждо­ дневная работа. Д. КАРПАТОВ. Д ля творчества — все условия Мне 26 лет. Работаю стар­ шим диспетчером первого гру­ зового района Мурманского ор­ дена Ленина морского рыбного Йорта. До этого был начальни­ ком смены, а «ще раньше сти­ видором. Приехал в Мурманск го> направлению после оконча­ ния Калининградского мореход­ ного училища. S порту работает человек пятнадцать выпускни­ ков нашего училища. Правда, разных выпусков. Ёсть и одно­ курсники, с которыми поддер­ живаем тесный контакт. Хотя наш факультет эксплу­ атации . водного транспорта и дает хорошие теоретические знания, но начинать самостоя­ тельную работу было трудно. Н интересно. Различные типы судов, грузов. Словом, каждый день что-то приносит новое. Как и у многих молодых специали­ стов. у меня поначалу тоже бы­ ли конфликты, в основном с нарушителями трудовой дисцип­ лины, но помогли сами рабочие. Нарушителей вызывали на со­ вет бригадиров, ставили вопрос о проступке принципиально и по-рабочему строго: или рабо­ тать по-настоящему, или не ме­ шать работать другим. Тесное общение с рабочим коллективом, особенно с опыт­ ными, мастерами своего дела оказало большое влияние. Да и наставник был у меня в прямом смысле этого слова — настав­ ник. Это мастер смены И. Г. 5енюк, руководитель созданно­ го им же коллектива. До это­ го в районе было только три смены. Он учил правильной органи­ зации труда, оптимальному ^аспрздеяенйю людей на обьей- fax. Словом, тому, что должен знать руководитель. От него я унаследовал скену ЛГ? 4. Новая должность, новые за­ боты. большая ответственность (все-таки .14 бригад). Но и бо­ лее интересная. Это не только распределение на объектах бригад, но и механизмов. Нуж­ но правильно подсчитать, сколь­ ко потребуется погрузчиков, кар на том или ином судне, на хо­ лодильниках. Особенно трудно было поначалу работать на хо­ лодильниках; Никто из масте­ ров не умел, да и объект новый. Затем стало легче. И мастера помогали советом. Наверное, как у каждого на­ чальника смены, у меня тоже были бригады, которым можно поручить самое сложное дело и быть уверенным в его благопо­ лучном завершении. Это опыт­ ный коллектив Мо 66, возглав­ ляемый Н. И. Вернером. Ста­ бильная бригада, работающая (Окончание на 4 стр.). молодых чный со- биологии іій. Сам юпросами вания и іния про- шых. [ЛЯ мо.то- го стано- эгический ллектііве. нас в ин- іботает в зорческой доктор А Душ ­ наVк В П. в М А. передают ыи іпыт, СНІШго в Іного хо­ зяйства и океанографии. В конце прошлого года па ученом совете ПННРО шел большой разговор о подготовке высококвалифицированных спе­ циалистов. Разработана комп­ лексная программа, предусмат- івающая их профессиональ­ ный и научный рост, учебу в аспирантуре. В конце мая на 5 ченом совете эта программа будет утверждена. Молодые ученые института вносят большой вклад в реше­ ние тех задач, которые ставят перед нами рыбная промыш­ ленность. рыбохозяйственная па­ ука. Многие работают над кан- 'датскими диссертациями, час. выходят в экспедиции. Много раз выходил в море пальником рейса старший на­ учный сотрудник лаборатории донных рыб Александр Чума­ ков. На него возлагалась от­ ветственность за выполнение научной программы рейса. Глу­ бокие знания, большой опыт п у%3йе организовать работу я команды судна, и научной руппы позволили Александру его коллегам открыть новые перспективные районы промыс- а палтуса, зубатки, окуня, а акже выявить районы, опас­ ные для работы донными тра- .амн, определить величины за­ гсов различных видов рыб. Молодые ученые Борис Шульман и Александр Зубчен- ко ищут пути и методы борьбы с различны,ми болезнями рыб. Изучением ихтиофауны от­ крытого океана занимается мо­ лодой специалист Юрий Сопов. Скоро состоится защита дис­ сертации у самого молодого за­ ведующего сектором Галины Возной. Тема ее работы такова: «Влияние физических и хими­ ческих факторов среды на вос­ производство биомассы морско­ го фитопланктона». Молодой ученый Евгений Мнсяченко — младший науч­ ный сотрудник отдела разра­ ботки автоматической системы управления. Он председатель секции по работе с молодежью при областном правлении НТО. Несколько лет он возглавлял совет молодых ученых институ­ та, и сейчас члены совета по­ стоянно обращаются к нему за консультациями в работе. Творческий поиск, постоян­ ная учеба —• таков стиль ра­ боты молодых ученых ПННРО. Г. МАТИШОВ, старший научный сотрудник ПИНРО, кандидат геогра­ фических наук, председа­ тель областного совета мо­ лодых ученых, член совета молодых ученых ЦК ВЛКСМ. А ВТОР этой статьи—стар­ ший инженер производст­ венного отдела Мурман­ ского ордена Октябрьской Ре­ волюции тралового флота Кя- миль Аликперович Исмаилов— после окончания в 1961 году Бакинского рыбопромышленно­ го техникума начинал свою трудовую деятельность на Мур­ манском рыбокомбинате рабо­ там четвертого разряда. Он занимался засолкой рыбы, об­ работкой свежья и многим дру­ гим. Но вот рыбопромысловый флот стал интенсивно попол­ няться большими морозильны­ ми рыболовными трауле­ рами. Однокурсники по техни­ куму, которые по распределе­ нию были направлены в трало­ вый флот, рассказывали о боль­ ших преимуществах БМРТ пе­ ред судами бортового траления, о их п е р с п е к т и в н о с т и . Кямиль Аликперович уже ра­ ботал сменным технологом, на него на рыбокомбинате возла­ гали большие надежды. Но не усидел он на берегу, перешел на флот. Однако начинать при­ шлось все-таки на траулере бортового траления. Это не ис­ пугало молодого специалиста. Вскоре его направляют на мо­ розильные траулеры, он рабо­ тает мастером комплексной смены, затем помощником ка­ питана по производству. И так до 1972 года. В 1972 году его переводят с судов в производ­ ственный отдел. И здесь К. А. Исмаилов оказался иа своем месте. Он умело работает е молодыми специалистами, его уважают судовые инженеры- технологи. Кямиль Аликперо­ вич ведет большую работу по распространению на судах пе­ редового опыта по увеличению выпуска продукции улучшенно­ го ассортимента, высокого ка­ чества. Его статьи уже неод­ нократно публиковались в «Рыбном Мурмане». Они всег­ да вызывали живой интерес у моряков. Вырезанные из газет­ ных страниц, они помещались на судовых стендах по распро­ странению передового опыта и внедрению научной организации труда. Так за восемнадцать лет с помощью инженеров-наставни­ ков Мурманского рыбокомбина­ та и тралового флота на нашем бассейне вырос прекрасный, глубоко знающий свое дело епе. диалист. # На снимке — Кямиль Аликперович Исмаилов, автор публикуемой ниже статьи. Фото Б. Щукина. УЧЕНИК СТА Ч ТОБЫ СТАТЬ настоящим мастером своего Дела, чтобы научиться рабо­ тать с людьми, уметь вести их за собой, понимать их и до­ биться их уважения, необходи­ мо самому пройти долгий путь. На этом пути есть все: трудно­ сти и радость познания нового, горечь неудач и торжество победы. И на этом пути глав­ ное — не охладеть душой к избранной профессии. И очень хорошо, когда у молодого спе­ циалиста любовь к морю, лю­ дям, работе год от года креп­ нет. Конечно, молодой специа­ лист, пришедший на флот пос­ ле окончания какого-либо учеб­ ного заведения,* не чувствует себя чужаком. И в этом ему в первую очередь помогает, на мой взгляд, коллектив произ­ водственного отдела флота. У нас в отделе есть специаль­ ный журнал, который мы стали вести с 1972 года. Листая его страницы и останавливаясь на фамилии любого из работаю­ щего на судах флота рыбма- стера или технолога, можно проследить не только список- кораблей, на которых, он рабо­ тал. но и как работал, с кем работал, кто ему помогал в профессиональном росте. Производственный отдел, направляя молодого специа­ листа в море, старается сде­ лать так, чтобы он пошел на судне рядом или под началом опытного мастера или помощ­ ника капитана по производству. О пользе, которую приносит вот такая забота о молодом специалисте, говорить можно много. Здесь и ускоренное при­ обретение навыка по рацио­ нальному . использованию уло­ вов для производства -рыбной продукции, и более глубокое, с помощью наставника, изуче­ ние характеров матросов-рыбо- обработчиков. возможностей рыбной фабрики. Одним сло­ вом, многолетняя практика ра­ боты с молодыми специалиста­ ми позволяет сделать инжене­ рам производственного отдела вывод, что если они приходят к нам на флот с желанием закрепить практикой получен­ ные в институте или техникуме теоретические знания и если мы вдумчиво и правильно по­ добрали им наставников, то из таких молодых специалистов быстро вырастают опытные мастера, которым смело можно поручать любое, даже самое сложное и еще совсем новое для флота дело. Листая журнал учета моло­ дых специалистов, мы встре­ чаем фамилию уже помощника капитана по производству Йва- ш Григорьевича Сызоненко. Почему я остановился в пер­ вую очередь на его кандидату­ ре? Пришел Иван Григорьевич к нам на флот после окончания Белгород-Днестровского рыбо­ промышленного техникума. Мы долго думали, за каким настав­ ником его закрепить. Выбор нал на помощника капитана по производству Геннадия Алек­ сандровича Воронова. Так под его присмотром Сызоненко стал приобретать опыт мастера п о . обработке рыбы, а когда администрация флота решила резко увеличить производство пресервов, именно они вдвоем и взялись разработать более быстрые и совершенные прие­ мы их выпуска в судовых ус­ ловиях. Прошло время. И вот в ми­ нувшую весеннюю путину Иван Григорьевич Сызоненко уже возглавлял инициативную груп­ пу по производству на кораб­ лях флота пресервнрованной мойвы. Группа по обмену пере­ довым епытом под его началом проделала огромную работу. На всех судах, где она побыва­ ла. появлялись самодельные пресервные линии, которые позволяли в несколько раз уве­ личить выпуск пресервов из мойвы. Это наглядный /пример доброго наставничества, в ре­ зультате которого флот в лице молодого специалиста приоб­ рел настоящего мастера своего дела. Есть у нас на флоте молодой специалист Виталин Федорович Бондаренко. Начинал работать матросом, стал рыбмастером, а сегодня он — помощник ка­ питана по производству на большом автономном траулере «Капитан Маклаков». Он очень любит свою профессию, море, любознателен. У него накопил­ ся опыт обработки минтая. У дальневосточных моряков с производством продукции из него что-то не ладилось. По указанию Министерства рыбно­ го хозяйства СССР мы коман­ дировали Виталия Федоровича в рыбопромышленное объеди­ нение «Дальрыба ■>. где он вы­ холил в море н делился накоп­ ленным опытом. Вернѵлся в родной флот Бондаренко с По­ четной грамотой Министерства рыбного хозяйства СССР. II такие молодые специалисты трудятся в Мурманском трало­ вом флоте. Пришли работать на суда флота с малым практическим опытом В. П. Бутузов, А. Е. Уколов, Н. А. Гомаз. В. Ф. З а ­ харов. Сейчас, после несколь­ ких лет работы, это опытные помощники капитанов по про­ изводству. В 1972 году начинали свой трудовой путь на траулере «Север» молодые специалисты Константин Константинович Шардыко и Виктор Алексеевич Силков. Трудныіі им достался корабль. Траулер «Север» — это не РТ и не БМРТ. В каж­ дой смене на нем было по три матроса-рыбообработчика. а рыба ловилась хорошо. Чтобы ускорить обработку уловов, мо­ лодым рыбмастерам приходи­ лось самим постоянно нахо­ диться за рыбоделом Тяжело им было в рейсах, очень тяже­ ло, но не пали духом, не ушли из флота. Наоборот, когда посту­ пали БМРТ типа «Алтай», они с энтузиазмом взялись за их освоение на промысле. Сегодня они по праву считаются одни­ ми из лучших специалистов по обработке рыбы в траловом флоте. В производственном отделе разработан специальный план работы на судах с молодыми специалистами. Он разослан на корабли капитанам и их помощ­ никам по производству. Но план есть план, а вот такая форма работы с молодыми специали­ стами, как постоянная связь с их родителями, приносит поль­ зу ничуть не меньшую. Отли­ чается, скажем, молодой рыб- мастер или технолог на своем трудовом посту, дисциплиниро­ ван, мы посылаем его родите­ лям совместно с партийным и базовым комитетами благодарст­ венное письмо. Ну, а если спе­ циалист зарвался, недостойно ведет себя во время стоянки судна в порту то обижайтесь, папа с мамой, но вместе с на­ ми принимайте к сыну воспи­ тательные меры. И такая связь с родителями помогла нам уже воспитать не одного молодого специалиста. К. ИСМАИЛОВ, старший инженер производственно­ го отдела

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz