Рыбный Мурман. 1979 г. Май.
Ценное пособие М ОРЯКИ рыбопромыс ловых и транспортных судов, плавающих і районах Северной Атланти ки, достаточно хорошо пред ставляют, насколько успех и безопасность морских р а бот зависят от погодных у с ловий. Достаточно сказать, что' при наличии ... сильных штормовых ветров и волне ния, быстром обледенении, появлении льдов и айсбер гов приходится менять курс корабля для выхода из опа сной зоны, приостанавливать или еовершенно прекращать лов рыбы. Безусловно, та кие «капризы» погоды отра жаются на эффективности мореплавания, а в ряде слу чаев приводят к авариям и даж е гибели судов вместе с экипажами. Для избежания или ослаб ления влияния сложных по годных ситуации моряки, как известно, используют различные виды фактичес кой и прогностической гид- рометииформации, поступа- ющей на суда. В то же вре мя большую помощь судо водителям в принятии пра вильного решения могут ока зать' и специализированные гидрометеорологические по- і собия. Поэтому недавно по заказу министерств рыбного хозяйства и морского ф л ота СССР, а также некоторых других народнохозяйствен н ы х организации издано специальное пособие «.Ат лас особо: опасных и опасных для мореплавания и рыбо лове тв а гидроме теорол оги- ческил явлений. Северная часть Атлантического океа на». Данное пособие пред ставляет ' собой набор карт с текстом, на основе кото рых при планировании мор ских работ можно выявить с учетом типа судна безопас ные в гидрометео ролог! ічес ісом от!іоше нни районы и перио ды плавания, определить об щую обстановку в предпола гаемых зонах лова, оценить силу и частоту опасных гид ром етеорол оги чес к их я в- леииіі, . возможных в различ ных частях Северной Ат лантики. Б атласе приводят ся важные для практическо го использования сведения о штормовых ветрах разной скорости и продол жительности действия, сильном волнении и наи больших размерах морских воли, границах распростра нения. льдов и айсбергов, частоте и быстроте обледе нения судов и т. д., а также характерные синоптические. ситуации, при которых воз никают и сохраняются ж е стокие штормы и ураганы. Распределение этих особо опасных и срасиых гидро метеорологических факторов дано в пособий боілее чем на 100 картах для каждого месяца года, что особен но ценно в новом атласе, т. ранее в подобных ис точниках освещались глав ным образом весенне-летние сезоны. При этом следует подчеркнуть, что при со ставлении карт были до полнительно использованы многочисленные материалы наблюдений, выполненные в последние 2 0—3 0 . лет, ко торые выделяются своей регулярностью, качеством и охватом обширных районов океана, где данных в прош лом было крайне мало или они полностью отсутствова ли. Наглядность и простота изображен ия гидрометин - формации на картах, а так же приведенные в атласе примеры и рекомендации по их примевен ию позволяют быстро уяснить и оператив но получить необходимые * сведения по заданным раи- * онам северной части Атлан- I тики и применять их для * „ решения поставленных прак- тических задач. ■ ; Для оолее правильного ; понимания особенностей раз- * вития, и распространения не- * благоприятных . гидромет- ; явлений в океане в атласе ; дан краткий климатический * обзор ' каждого опасного ; гидрометэлемента, позво- ; . ляющий быстро определить, « где, в каком виде и когда * это опасное явление может ■ наблюдаться. 5 Кроме того, в пособие S включены специальные раз- ! делы, помогающие устано- * вить, на какие гидрометео- 5 рологические факторы сле- ■ дует обратить внимание при ■ выполнении тех или иных ■ видов работ, и выяснить на- ■ дежность снимаемых с карт ■ данных. Пояснительный ■ текст в атласе написан яс- ■ но и доступно, карты опас- ■ ных гидрометявлений отра- 5 жают самое современное со- * стояние изученности даино- J го вопроса. ; Таким образом, оценивая ; в целом вновь изданный I «Атлас особо опасных и I опасных для мореплавания Е и рыболовства гидрометео- I рологических явлений» по - Северной Атлантике, необ ходимо отметить, что новое пособие может оказать су щественную помощь судово дителям рыбопромысловых и транспортных судов при решении многих практичес ких вопросов,. связанных с морскими . работами, будет способствовать, повышению эффективности и безопасно, сти .мореплавания, ведения рыбного промысла и народ нохозяйственных перевозок. В составлении атласа при нимали участие видные уче ные ряда центральных на учно - исследовательских институтов Государствен ного комитета СССР по гидрометеорологии я конт ролю природной среды, а также специалисты Мурман ского филиала Арктического и Антарктического паучно- . исследовательского инсти тута. В настоящее время такого рода пособия подго тавливаются и по Гренланд скому, Норвежскому п Б а ренцеву морям, где возмож ность встречи с опасными гидрометусловиями не менее высока, чем в районах Се верной Атлантики. В. КОГАН, старший на учный сотрудник Мур манского филиала ААНИИ , кандидат гео графических наук. В Кольском форелевом вук> сеть поставлено .15 М а л е н ь к и й моторный бот. попыхивая тру бой. отвалил от прича ла. ІГалубу его только что загрузили баками, напол ненными смесью,— кормом для рыбы... Суденышко ве дет по Имандре старшина- В секциях плавучего со оружения — молодь форели и етальиоголового лосося. Их численность где-то в пределах 500 тысяч. Так называемый посадочный ма териал завозится из рыбо водных хозяйств Карелии, тонн деликатесной рыбы. На понтоне, в особых садках — крупная радуж ная форель, предназначен ная для маточного стада, и стальноголовый лосось. По виду они трудно различимы. Лишь на лобной части стальноголового лосося чуть-чуть больше блеска. В прошлом году икра етальиоголового лосося бы ла доставлена из Ропшин- ского производственно-экс периментального рыбного хозяйства. Инкубировалась она в местных условиях, а затем молодь выращивалась в теплых водах Кольской атомной электростанции. Впоследствии вес отдельных экземпляров достиг 700 граммов. Нынче с Ропши доставлено 30 тысяч штук стальноголового лосося со средней навеской 6 граммов. Сейчас вес рыбешек коле блется от 20 до 80 граммов. К осени лосось достигнет товарного веса. Работы по выращиванию ценной рыбы ведутся под руководством главного рыбо вода Кольского форелевого хозяйства Надежды Григо рьевны Волковой. Ее первой помощницей является мас тер. выпускница Петрозавод ского университета Галина Ивановна Гладинова. Они и их товарищи стараются сде лать нее, угобы увеличить Ф о т о р е п о р т а ж выпуск деликатесной про дукции. На снимках: мастер Г. И. Гладинова; старшина - мо торист А. Г. Низовцев; р а бочие-рыбоводы Н. В. Чуба- кова и Е. А. Огурцова (сле ва направо); пока рыбешки еще малы, но удержать их в руках уже почти невоз можно; понтон, в садках ко торого выращивается товар ный лосось. А. БРЫСОВ . Фото автора, нос. Полярные Зори. , Эстонии п Ленинградской области. На рыбоводном за воде '.•.Имандра*, что распо ложен недалеко от Кольско го форелевого хозяйства, икра инкубируется. А затем мальки весом от 1,3 и до 3 граммов попадают в садки понтона. Очередная партия уже провела лето на Іімандров- ском рыбоводном заводе. В садки малыш были переса жены в ноябре. Такое пере селение в условиях зимы не страшно, а даже, наоборот, благотворно действует на рост рыбешек. Теплая вода оі водящего капала Коль ской АЭС благоприятствует их развитию. К осени ф о рель достигнет товарного веса 1 1 0— 150 граммов и будет отправлена в м агази ны для продажи. Прошлой осенью, например, в торго- чоторист А. Г. Низовцев. m-дет к стоящему і-а озере металлическому понтону. Для непосвященного — это загадка. Но все просто: и бот, и домики па берегу озера, и понтон, и многое другое принадлежит Коль скому форелевому хозяйст ву. Организовано оно пять лет назад. Становление про ходило сложно. Комбиниро ванные садки, имевшиеся вначале, не оправдали еебя. Не было и отработанной технологии выращивания молоди. . . Сейчас многие проблемы решены, работа стабилизи ровалась. Хозяйство уже располагает собственной л а бораторией, кормоцехом, подсобными, помещениями и, ва к уже упоминалось выше, большим металлическим понтоном и судном.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz