Рыбный Мурман. 1979 г. Май.

Ценное пособие М ОРЯКИ рыбопромыс­ ловых и транспортных судов, плавающих і районах Северной Атланти­ ки, достаточно хорошо пред­ ставляют, насколько успех и безопасность морских р а­ бот зависят от погодных у с­ ловий. Достаточно сказать, что' при наличии ... сильных штормовых ветров и волне­ ния, быстром обледенении, появлении льдов и айсбер­ гов приходится менять курс корабля для выхода из опа­ сной зоны, приостанавливать или еовершенно прекращать лов рыбы. Безусловно, та­ кие «капризы» погоды отра­ жаются на эффективности мореплавания, а в ряде слу­ чаев приводят к авариям и даж е гибели судов вместе с экипажами. Для избежания или ослаб­ ления влияния сложных по­ годных ситуации моряки, как известно, используют различные виды фактичес­ кой и прогностической гид- рометииформации, поступа- ющей на суда. В то же вре­ мя большую помощь судо­ водителям в принятии пра­ вильного решения могут ока­ зать' и специализированные гидрометеорологические по- і собия. Поэтому недавно по заказу министерств рыбного хозяйства и морского ф л ота СССР, а также некоторых других народнохозяйствен­ н ы х организации издано специальное пособие «.Ат­ лас особо: опасных и опасных для мореплавания и рыбо­ лове тв а гидроме теорол оги- ческил явлений. Северная часть Атлантического океа­ на». Данное пособие пред­ ставляет ' собой набор карт с текстом, на основе кото­ рых при планировании мор­ ских работ можно выявить с учетом типа судна безопас­ ные в гидрометео­ ролог! ічес ісом от!іоше нни районы и перио­ ды плавания, определить об­ щую обстановку в предпола­ гаемых зонах лова, оценить силу и частоту опасных гид ром етеорол оги чес к их я в- леииіі, . возможных в различ­ ных частях Северной Ат­ лантики. Б атласе приводят­ ся важные для практическо­ го использования сведения о штормовых ветрах разной скорости и продол­ жительности действия, сильном волнении и наи­ больших размерах морских воли, границах распростра­ нения. льдов и айсбергов, частоте и быстроте обледе­ нения судов и т. д., а также характерные синоптические. ситуации, при которых воз­ никают и сохраняются ж е ­ стокие штормы и ураганы. Распределение этих особо опасных и срасиых гидро­ метеорологических факторов дано в пособий боілее чем на 100 картах для каждого месяца года, что особен­ но ценно в новом атласе, т. ранее в подобных ис­ точниках освещались глав­ ным образом весенне-летние сезоны. При этом следует подчеркнуть, что при со­ ставлении карт были до­ полнительно использованы многочисленные материалы наблюдений, выполненные в последние 2 0—3 0 . лет, ко­ торые выделяются своей регулярностью, качеством и охватом обширных районов океана, где данных в прош­ лом было крайне мало или они полностью отсутствова­ ли. Наглядность и простота изображен ия гидрометин - формации на картах, а так­ же приведенные в атласе примеры и рекомендации по их примевен ию позволяют быстро уяснить и оператив­ но получить необходимые * сведения по заданным раи- * онам северной части Атлан- I тики и применять их для * „ решения поставленных прак- тических задач. ■ ; Для оолее правильного ; понимания особенностей раз- * вития, и распространения не- * благоприятных . гидромет- ; явлений в океане в атласе ; дан краткий климатический * обзор ' каждого опасного ; гидрометэлемента, позво- ; . ляющий быстро определить, « где, в каком виде и когда * это опасное явление может ■ наблюдаться. 5 Кроме того, в пособие S включены специальные раз- ! делы, помогающие устано- * вить, на какие гидрометео- 5 рологические факторы сле- ■ дует обратить внимание при ■ выполнении тех или иных ■ видов работ, и выяснить на- ■ дежность снимаемых с карт ■ данных. Пояснительный ■ текст в атласе написан яс- ■ но и доступно, карты опас- ■ ных гидрометявлений отра- 5 жают самое современное со- * стояние изученности даино- J го вопроса. ; Таким образом, оценивая ; в целом вновь изданный I «Атлас особо опасных и I опасных для мореплавания Е и рыболовства гидрометео- I рологических явлений» по - Северной Атлантике, необ­ ходимо отметить, что новое пособие может оказать су­ щественную помощь судово­ дителям рыбопромысловых и транспортных судов при решении многих практичес­ ких вопросов,. связанных с морскими . работами, будет способствовать, повышению эффективности и безопасно, сти .мореплавания, ведения рыбного промысла и народ­ нохозяйственных перевозок. В составлении атласа при­ нимали участие видные уче­ ные ряда центральных на­ учно - исследовательских институтов Государствен­ ного комитета СССР по гидрометеорологии я конт­ ролю природной среды, а также специалисты Мурман­ ского филиала Арктического и Антарктического паучно- . исследовательского инсти­ тута. В настоящее время такого рода пособия подго­ тавливаются и по Гренланд­ скому, Норвежскому п Б а ­ ренцеву морям, где возмож­ ность встречи с опасными гидрометусловиями не менее высока, чем в районах Се­ верной Атлантики. В. КОГАН, старший на­ учный сотрудник Мур­ манского филиала ААНИИ , кандидат гео­ графических наук. В Кольском форелевом вук> сеть поставлено .15 М а л е н ь к и й моторный бот. попыхивая тру­ бой. отвалил от прича­ ла. ІГалубу его только что загрузили баками, напол­ ненными смесью,— кормом для рыбы... Суденышко ве­ дет по Имандре старшина- В секциях плавучего со­ оружения — молодь форели и етальиоголового лосося. Их численность где-то в пределах 500 тысяч. Так называемый посадочный ма­ териал завозится из рыбо­ водных хозяйств Карелии, тонн деликатесной рыбы. На понтоне, в особых садках — крупная радуж­ ная форель, предназначен­ ная для маточного стада, и стальноголовый лосось. По виду они трудно различимы. Лишь на лобной части стальноголового лосося чуть-чуть больше блеска. В прошлом году икра етальиоголового лосося бы­ ла доставлена из Ропшин- ского производственно-экс­ периментального рыбного хозяйства. Инкубировалась она в местных условиях, а затем молодь выращивалась в теплых водах Кольской атомной электростанции. Впоследствии вес отдельных экземпляров достиг 700 граммов. Нынче с Ропши доставлено 30 тысяч штук стальноголового лосося со средней навеской 6 граммов. Сейчас вес рыбешек коле­ блется от 20 до 80 граммов. К осени лосось достигнет товарного веса. Работы по выращиванию ценной рыбы ведутся под руководством главного рыбо­ вода Кольского форелевого хозяйства Надежды Григо­ рьевны Волковой. Ее первой помощницей является мас­ тер. выпускница Петрозавод­ ского университета Галина Ивановна Гладинова. Они и их товарищи стараются сде­ лать нее, угобы увеличить Ф о т о р е п о р т а ж выпуск деликатесной про­ дукции. На снимках: мастер Г. И. Гладинова; старшина - мо­ торист А. Г. Низовцев; р а­ бочие-рыбоводы Н. В. Чуба- кова и Е. А. Огурцова (сле­ ва направо); пока рыбешки еще малы, но удержать их в руках уже почти невоз­ можно; понтон, в садках ко­ торого выращивается товар­ ный лосось. А. БРЫСОВ . Фото автора, нос. Полярные Зори. , Эстонии п Ленинградской области. На рыбоводном за­ воде '.•.Имандра*, что распо­ ложен недалеко от Кольско­ го форелевого хозяйства, икра инкубируется. А затем мальки весом от 1,3 и до 3 граммов попадают в садки понтона. Очередная партия уже провела лето на Іімандров- ском рыбоводном заводе. В садки малыш были переса­ жены в ноябре. Такое пере­ селение в условиях зимы не страшно, а даже, наоборот, благотворно действует на рост рыбешек. Теплая вода оі водящего капала Коль­ ской АЭС благоприятствует их развитию. К осени ф о­ рель достигнет товарного веса 1 1 0— 150 граммов и будет отправлена в м агази­ ны для продажи. Прошлой осенью, например, в торго- чоторист А. Г. Низовцев. m-дет к стоящему і-а озере металлическому понтону. Для непосвященного — это загадка. Но все просто: и бот, и домики па берегу озера, и понтон, и многое другое принадлежит Коль­ скому форелевому хозяйст­ ву. Организовано оно пять лет назад. Становление про­ ходило сложно. Комбиниро­ ванные садки, имевшиеся вначале, не оправдали еебя. Не было и отработанной технологии выращивания молоди. . . Сейчас многие проблемы решены, работа стабилизи­ ровалась. Хозяйство уже располагает собственной л а ­ бораторией, кормоцехом, подсобными, помещениями и, ва к уже упоминалось выше, большим металлическим понтоном и судном.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz