Рыбный Мурман. 1979 г. Май.
С о н п о б е д и т е л е й своим Головами .касались друг друга. Гул е о і ш ы их покоя лишал Все четыре немыслимых года... Мертвый немец, как спящий, лежал В двух шагах от уснувшего взвода. Спали все. И прозрачный дымок Их дыханья вставал меж развалин. Таял день. Пал Берлин. И не тог Дозвониться до Жукова Сталин. Константин ВАНШЕНКИН. «Пусть солдаты немного поспят», — Написал еще раньше Фатьянов. Спали все —■ под громовый раскат, Днем и в нитях упавших туманов. Это множество спящих мужчин На ступенях подъездов и в травах. За баранками пыльных машин, На остывшей броне и на траках. Им не верилось в это самим. И среди обожженного луга Командир с ординарцем М АКЛАКОВ... Все, кто знал Андрея Яковле вича, помнят этого че ловека с открытой и доб рой душой, великого труже- ника и верного товарища. Мы, журналисты, часто встречались с прославлен ным капитаном*: писали о нем и экипажах, которые умелый промысловик всегда приводил к победе. Знали, что он воевал здесь, на Се вере, был сначала боцма ном, а затем командиром с т о р о ж е в о г о кате ра, награжден орденом Кра сного Знамени. Знали, но разговоры неизменно вер телись вокруг мирных тем: о тралах его конструкции, рыбе, плане и разных неот ложных поБссдневных забо тах. И вот сегодня выясни лось, что о военной страни це биографии А. Я. Макла- кова имеются самые снуд- ные сведения. Хотя они и красноречивы, но хотелось бы знать больше о боевой работе рыбака-пОмора, все гда верного долгу, донесше го до последнего дня своей жизни верность главному принципу, человека, которо го Родина удостоила звания Героя Социалистического Труда. Мы гордимся тем, что на борту корабля — имя «К а питан Маклаков». Эту гор дость разделяем с экипажем большого автономного трау лера — лидера социалисти ческого соревнования. В воскресенье наша газета Опубликовала очередной текст традиционной Доски почета. Вот первые строки списка победителей нелегкой рыбацкой вахты в океане: БАТ «Капитан Макла ков» (напитан - директор С. С. Богомолов, секретарь партийной организации В. Ф. Дука, предс.удкома А. Э. Протасевич, секре тарь комсомольской органи зации А. Г. Рузанов). Сегодня, в День Победы, эти строки воспринимаются нак строки боевого приказа, отмечавшего очередную по беду. И потому вернусь к далеким сороковым... ...Андрею Яковлевичу к началу Великой Отечествен ной войны было около три. дцати пяти. Зрелый воз раст. Верно. Но зрелость эта приходит к человеку по- разному. Сегодня, напри мер, путь командира-рыба- на выглядит так: средняя школа — высшее морское училище — ступеньки ро ста: штурман — капитан. У напитана А. Я. МанлакоЕа был другой, трудный, порой нерадостный, но всегда пря мой и светлый путь, итог которого уже назван, — путь Героя. Других слов не ищу: сегодня 1завершается Вахта памяти, которая по решению ХѴШ съезда Л е нинского комсомола нача лась 3 мая по всей, стран е.. Девиз вахты: : «Стань вро вень с героями!» А молодым рыбакам надо знать правофланговых, ко нечно, и экипажу 'BATa'- «К а питан Маклаков»'. — мирных и боевых! Пред ставляю его в ходовой руб^ ке СКА -214 — стороже вого корабля, бывшего рыбо ловного судна, боевой единицы Северно го флота. Другая про фессия у рыбака — нести дозорную службу в любое время дня и ночи, при лю бой погоде, доставлять к линии фронта людей и бое припасы — сквозь огнен ный, насквозь прострелива емый врагом Мотовский за лив. И не уступить фашис там, откуда бы они ни на пали: с воздуха, с м о р я . или из студеных вод. А опасность такая подстерега ла всегда. На то они и ето- рожёвики — часовые неба и моря. Кончилась Бойна. Андрей Яковлевич вскоре возглав ляет экипаж траулера «Л е нинград». Вместе с рыбака ми РТ «Семга» он — ини циатор скоростных рейсов. 1948 год знаменателен для «Ленинграда» тем, что его коллектив сэкономил 27 су ток. А это дополнительный вылов четырех тысяч цент неров рыбы! Причем «мак- лаковцы», назовем так его товарищей по труду, дока зали: скоростные рейсы воз можны и зимой. Вся страна знает имя ткачихи Валентины Гагано вой. Она перешла в отстаю щий коллектив, вывела его из прорыва. Среди первых гагановцев в Мурманском тралоБом флоте стал А. Я. Маклаков. Несколько эки пажей при его умелом ру ководстве покончили с от ставанием. Всего один при мер. Не клеилось дело у рыбаков траулера «Умба». Прошлое дело, поругивал «Рыбный Мурман» этот РТ, конечно, стараясь помочь. И бот мы на его борту с радостью встречаем Анд рея Яковлевича, Он улыба ется, хотя и озабочен: план- тс горит! Только теперь уже все уверены: будет порядок, рыбаки с таким капитаном покажут, на что способны. И показали: годовое задание было выполнено досрочно! Траулер уходил в ремонт. Умелому организатору пред лагают другое, только что из новостроя судно, а он попросился... на «Метеор», который по сводкам был в самом хвосте' списка кораб лей флота. Но и здесь на стойчивость и душевная до брота, умение учить и тре бовать — короче, талант промысловика Маклакова привели людей к победе. И так — всю жизнь. Благодарны ему за это мно гие ученики и последовате ли. Они не посрамили чести своего учителя. БАТ «Капитан Маклаков» возвращается в ' родной порт победителем. От души хочется сказать, думая о судьбе . этого коллектива; «Вперед, «маклаковцы»!». П. БЫСТРОУМОВ . На снимке: А. Я. Макла ков. , кто прошел ' испытание я р у сом, помнит нравы хозяев судов и их верных и не очень разборчивых в сред ствах «воспитания» помощ ников, тот знает, что такое «зуек». Спросите об этом, молодые «маклаковцы», у ветеранов, которые, к сча стью, еще среди нас... Но всегда были и будут люди с большой бунвы, ко торые спасут от любой бе ды. помогут даже самым слабым росткам таланта не зачахнуть, не пропасть. Круто изменилась судьба Андрея МаклакоЕа после встречи со сбоим земляком, тоже бывшим зуйком, Ива ном Нинолаевлчем Демидо вым. В ту пору он работал- штурманом на траулере «Пинагор» Это был самый молодой штурман во всем траловом флоте. И судьбы их во многом сложились одинаково. Рано лишился родителей, в девять лет уже выходил со - взрослыми на' промысел трески, был гон-. Увидев, нак Маклаков умело управляется с «ве ревками», прямо заявил, что ему надо идти на трау лер. Но наступили другие времена: стали смотреть на возраст — годится ли юно ша для нелегкого матрос ского труда или нет? Демидов, как и обещал, уладил это дело: Андрей стал сначала матросом, а потом и тралмейстером на траулере «Пинагор». Чтобы полнее раскрыть эту, можно сназать, заглаЕ. ную строку в жизни Андрея Яковлевича, надо сказать еще несколько добрых слов о его учителе. Иван Николае вич Демидов в совершенст ве изучил траловое дело, однажды по его предложе нию экипаж ушел в море без отставшего мастера, справился штурман со свои ми обязанностями и с тралмейстерскимн. Жила, в нем страсть по исковика. В 1928 году «Пи нагор» был единственным Дальше — больше: без поиска Иван Николаевич уже не мог. Не для себя — для всех! И знания повы шал: стал штурманом даль него плавания. Вот итог: один из районов, найденных им, назван Демидовской банкой, после Великой Оте чественной войны в строю Мурманского тралового флота появился РТ -19 «К а питан Демидов». Эстафета: РТ "Демидов» — БАТ «Маклаков»! По девизу Вахты памяти: стань вровень с героями, молодой промысловик! Но наш рассказ не окон чен. Андрей Яковлевич, благодарный учителю за до брую учебу (Иван Никола евич умер в 3942 году), продолжил его дело. В АХТА... Такое емное и понятное каждому мо ряку слово. И каких только названий у нее нет... Мы это знаем. Сколько их было у Андрея Яковлевича В ОТ что хочется расска зать об «однофамиль це» корабля. Родился Андрей Яковлевич в 1906 году в деревне . Солза . А р хангельской области. В се мье помора, да и не только в такой семье, тогда тру довая биография начина лась рано. Но у рыбаков свои заботы. И стал Анд рейка зуйком. Дело вроде бы нехитрое: наживляй крючки яруса песчанкой •— и еся работа. Только так кажется со стороны и по сегодняшним меркам. Но гой, затем матросом на па русниках, окончил Сумскую мореходную школу (на ро дине, в Архангельской об ласти), поступил в 1920 го ду матросом в траловый флот. И вот встреча с земляком — Андреем, сетевязом тра- лово-такелажной мастер ской. Сам Иван, жизнера достный, шустрый, любимец старых капитанов, охотно делившихся с веселым штурманом своими знания ми, уже тогда умел проя вить заботу о товарище. траулером, не имевшим р а диостанции. Однажды моло дой капитан (снова — самый молодой на флоте!) тихонь ко, никого не спросив, ушел из группы. Пропал, как в воду канул. Нет, не пропал, а быстренько на брал полный груз «Пина гор» — и объявился побе дителем! Но флот-то вспо лошился, два траулера спе циальные поиски вели. Тре вогу отменили по радио, ко гда РТ «Пинагор» встал под разгрузку с полными трюмами. |<ВВВІВВВВВВВВВВВВавВВВВВВВВБВіВВВВВВВВВВВВВВВКВВВВВВВВВВВВІ<!ВВВ№ВВВВВЕВВВВВВЕВВВВВВВВ I В А Х Т А П А М Я Т И « ШІІШІШШІЩШШШШІІІШЩПШШНІІІШППІПНІІ в Іі СНОВА ВСТРЕЧИ НА МОРСКИХ J ДОРОГАХ , Е СНОВА ПРОМЫСЛОВЫЕ ДЕЛА . II ВЕТЕ РАНЫ , ВАС ОПЯТЬ НАДОЛГО £ ДОЛЯ ВАША В МОРЕ УВЕЛА . » КАК ВЫ МОРЕ НИ БЫЛО СУРОВО, Г ВРЕМЕНИ И ШТОРМУ ВОПРЕКИ «СНОВА «КАПИТАНА МАКЛАКОВА» « ВСТРЕТИЛИ СЕГОДНЯ РЫ БА КИ . І СНОВА ТРУД УПОРНЫЙ И УДАРНЫЙ . I СНОВА СПОР И С ВЕТ РОМ И С в о л н о й . II ДО Б РЫЙ ПУТЬ ВАМ, « МУРМАНСКИЕ ПАРНИ , I ВО ЗВ РАЩАЙТЕСЬ ПОСКОРЕЙ ДОМОЙ. е д , „ м с & к л & і е о л ц ы ^!В>С:ГІПК:Е:.С!СіС!ВБ!К!С)СІ«СіКІВВ»ЕІКіВѴЦБі«-:ВЫІ!СіКі№ВШЕІ»ВіШЕ1Е1ПБ!Кі«Б1ІпеВВ№І9С(е’ИКіВ1КІСі«ЕІК!ВПВиКіеПвК!ІЛК>К]еВКІКіСІК!кІВЯВВЕІВ№ВПВВВЬ'>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz