Рыбный Мурман. 1979 г. Май.

С о н п о б е д и т е л е й своим Головами .касались друг друга. Гул е о і ш ы их покоя лишал Все четыре немыслимых года... Мертвый немец, как спящий, лежал В двух шагах от уснувшего взвода. Спали все. И прозрачный дымок Их дыханья вставал меж развалин. Таял день. Пал Берлин. И не тог Дозвониться до Жукова Сталин. Константин ВАНШЕНКИН. «Пусть солдаты немного поспят», — Написал еще раньше Фатьянов. Спали все —■ под громовый раскат, Днем и в нитях упавших туманов. Это множество спящих мужчин На ступенях подъездов и в травах. За баранками пыльных машин, На остывшей броне и на траках. Им не верилось в это самим. И среди обожженного луга Командир с ординарцем М АКЛАКОВ... Все, кто знал Андрея Яковле­ вича, помнят этого че­ ловека с открытой и доб­ рой душой, великого труже- ника и верного товарища. Мы, журналисты, часто встречались с прославлен­ ным капитаном*: писали о нем и экипажах, которые умелый промысловик всегда приводил к победе. Знали, что он воевал здесь, на Се­ вере, был сначала боцма­ ном, а затем командиром с т о р о ж е в о г о кате­ ра, награжден орденом Кра­ сного Знамени. Знали, но разговоры неизменно вер­ телись вокруг мирных тем: о тралах его конструкции, рыбе, плане и разных неот­ ложных поБссдневных забо­ тах. И вот сегодня выясни­ лось, что о военной страни­ це биографии А. Я. Макла- кова имеются самые снуд- ные сведения. Хотя они и красноречивы, но хотелось бы знать больше о боевой работе рыбака-пОмора, все­ гда верного долгу, донесше­ го до последнего дня своей жизни верность главному принципу, человека, которо­ го Родина удостоила звания Героя Социалистического Труда. Мы гордимся тем, что на борту корабля — имя «К а­ питан Маклаков». Эту гор­ дость разделяем с экипажем большого автономного трау­ лера — лидера социалисти­ ческого соревнования. В воскресенье наша газета Опубликовала очередной текст традиционной Доски почета. Вот первые строки списка победителей нелегкой рыбацкой вахты в океане: БАТ «Капитан Макла­ ков» (напитан - директор С. С. Богомолов, секретарь партийной организации В. Ф. Дука, предс.удкома А. Э. Протасевич, секре­ тарь комсомольской органи­ зации А. Г. Рузанов). Сегодня, в День Победы, эти строки воспринимаются нак строки боевого приказа, отмечавшего очередную по­ беду. И потому вернусь к далеким сороковым... ...Андрею Яковлевичу к началу Великой Отечествен­ ной войны было около три. дцати пяти. Зрелый воз­ раст. Верно. Но зрелость эта приходит к человеку по- разному. Сегодня, напри­ мер, путь командира-рыба- на выглядит так: средняя школа — высшее морское училище — ступеньки ро­ ста: штурман — капитан. У напитана А. Я. МанлакоЕа был другой, трудный, порой нерадостный, но всегда пря­ мой и светлый путь, итог которого уже назван, — путь Героя. Других слов не ищу: сегодня 1завершается Вахта памяти, которая по решению ХѴШ съезда Л е ­ нинского комсомола нача­ лась 3 мая по всей, стран е.. Девиз вахты: : «Стань вро­ вень с героями!» А молодым рыбакам надо знать правофланговых, ко­ нечно, и экипажу 'BATa'- «К а­ питан Маклаков»'. — мирных и боевых! Пред­ ставляю его в ходовой руб^ ке СКА -214 — стороже­ вого корабля, бывшего рыбо­ ловного судна, боевой единицы Северно­ го флота. Другая про­ фессия у рыбака — нести дозорную службу в любое время дня и ночи, при лю­ бой погоде, доставлять к линии фронта людей и бое­ припасы — сквозь огнен­ ный, насквозь прострелива­ емый врагом Мотовский за­ лив. И не уступить фашис­ там, откуда бы они ни на­ пали: с воздуха, с м о р я . или из студеных вод. А опасность такая подстерега­ ла всегда. На то они и ето- рожёвики — часовые неба и моря. Кончилась Бойна. Андрей Яковлевич вскоре возглав­ ляет экипаж траулера «Л е­ нинград». Вместе с рыбака­ ми РТ «Семга» он — ини­ циатор скоростных рейсов. 1948 год знаменателен для «Ленинграда» тем, что его коллектив сэкономил 27 су­ ток. А это дополнительный вылов четырех тысяч цент­ неров рыбы! Причем «мак- лаковцы», назовем так его товарищей по труду, дока­ зали: скоростные рейсы воз­ можны и зимой. Вся страна знает имя ткачихи Валентины Гагано­ вой. Она перешла в отстаю­ щий коллектив, вывела его из прорыва. Среди первых гагановцев в Мурманском тралоБом флоте стал А. Я. Маклаков. Несколько эки­ пажей при его умелом ру­ ководстве покончили с от­ ставанием. Всего один при­ мер. Не клеилось дело у рыбаков траулера «Умба». Прошлое дело, поругивал «Рыбный Мурман» этот РТ, конечно, стараясь помочь. И бот мы на его борту с радостью встречаем Анд­ рея Яковлевича, Он улыба­ ется, хотя и озабочен: план- тс горит! Только теперь уже все уверены: будет порядок, рыбаки с таким капитаном покажут, на что способны. И показали: годовое задание было выполнено досрочно! Траулер уходил в ремонт. Умелому организатору пред­ лагают другое, только что из новостроя судно, а он попросился... на «Метеор», который по сводкам был в самом хвосте' списка кораб­ лей флота. Но и здесь на­ стойчивость и душевная до­ брота, умение учить и тре­ бовать — короче, талант промысловика Маклакова привели людей к победе. И так — всю жизнь. Благодарны ему за это мно­ гие ученики и последовате­ ли. Они не посрамили чести своего учителя. БАТ «Капитан Маклаков» возвращается в ' родной порт победителем. От души хочется сказать, думая о судьбе . этого коллектива; «Вперед, «маклаковцы»!». П. БЫСТРОУМОВ . На снимке: А. Я. Макла­ ков. , кто прошел ' испытание я р у ­ сом, помнит нравы хозяев судов и их верных и не очень разборчивых в сред­ ствах «воспитания» помощ­ ников, тот знает, что такое «зуек». Спросите об этом, молодые «маклаковцы», у ветеранов, которые, к сча­ стью, еще среди нас... Но всегда были и будут люди с большой бунвы, ко­ торые спасут от любой бе­ ды. помогут даже самым слабым росткам таланта не зачахнуть, не пропасть. Круто изменилась судьба Андрея МаклакоЕа после встречи со сбоим земляком, тоже бывшим зуйком, Ива­ ном Нинолаевлчем Демидо­ вым. В ту пору он работал- штурманом на траулере «Пинагор» Это был самый молодой штурман во всем траловом флоте. И судьбы их во многом сложились одинаково. Рано лишился родителей, в девять лет уже выходил со - взрослыми на' промысел трески, был гон-. Увидев, нак Маклаков умело управляется с «ве­ ревками», прямо заявил, что ему надо идти на трау­ лер. Но наступили другие времена: стали смотреть на возраст — годится ли юно­ ша для нелегкого матрос­ ского труда или нет? Демидов, как и обещал, уладил это дело: Андрей стал сначала матросом, а потом и тралмейстером на траулере «Пинагор». Чтобы полнее раскрыть эту, можно сназать, заглаЕ. ную строку в жизни Андрея Яковлевича, надо сказать еще несколько добрых слов о его учителе. Иван Николае­ вич Демидов в совершенст­ ве изучил траловое дело, однажды по его предложе­ нию экипаж ушел в море без отставшего мастера, справился штурман со свои­ ми обязанностями и с тралмейстерскимн. Жила, в нем страсть по­ исковика. В 1928 году «Пи­ нагор» был единственным Дальше — больше: без поиска Иван Николаевич уже не мог. Не для себя — для всех! И знания повы­ шал: стал штурманом даль­ него плавания. Вот итог: один из районов, найденных им, назван Демидовской банкой, после Великой Оте­ чественной войны в строю Мурманского тралового флота появился РТ -19 «К а­ питан Демидов». Эстафета: РТ "Демидов» — БАТ «Маклаков»! По девизу Вахты памяти: стань вровень с героями, молодой промысловик! Но наш рассказ не окон­ чен. Андрей Яковлевич, благодарный учителю за до­ брую учебу (Иван Никола­ евич умер в 3942 году), продолжил его дело. В АХТА... Такое емное и понятное каждому мо­ ряку слово. И каких только названий у нее нет... Мы это знаем. Сколько их было у Андрея Яковлевича В ОТ что хочется расска­ зать об «однофамиль­ це» корабля. Родился Андрей Яковлевич в 1906 году в деревне . Солза . А р ­ хангельской области. В се­ мье помора, да и не только в такой семье, тогда тру­ довая биография начина­ лась рано. Но у рыбаков свои заботы. И стал Анд­ рейка зуйком. Дело вроде бы нехитрое: наживляй крючки яруса песчанкой •— и еся работа. Только так кажется со стороны и по сегодняшним меркам. Но гой, затем матросом на па­ русниках, окончил Сумскую мореходную школу (на ро­ дине, в Архангельской об­ ласти), поступил в 1920 го­ ду матросом в траловый флот. И вот встреча с земляком — Андреем, сетевязом тра- лово-такелажной мастер­ ской. Сам Иван, жизнера­ достный, шустрый, любимец старых капитанов, охотно делившихся с веселым штурманом своими знания­ ми, уже тогда умел проя­ вить заботу о товарище. траулером, не имевшим р а ­ диостанции. Однажды моло­ дой капитан (снова — самый молодой на флоте!) тихонь­ ко, никого не спросив, ушел из группы. Пропал, как в воду канул. Нет, не пропал, а быстренько на­ брал полный груз «Пина­ гор» — и объявился побе­ дителем! Но флот-то вспо­ лошился, два траулера спе­ циальные поиски вели. Тре­ вогу отменили по радио, ко­ гда РТ «Пинагор» встал под разгрузку с полными трюмами. |<ВВВІВВВВВВВВВВВВавВВВВВВВВБВіВВВВВВВВВВВВВВВКВВВВВВВВВВВВІ<!ВВВ№ВВВВВЕВВВВВВЕВВВВВВВВ I В А Х Т А П А М Я Т И « ШІІШІШШІЩШШШШІІІШЩПШШНІІІШППІПНІІ в Іі СНОВА ВСТРЕЧИ НА МОРСКИХ J ДОРОГАХ , Е СНОВА ПРОМЫСЛОВЫЕ ДЕЛА . II ВЕТЕ РАНЫ , ВАС ОПЯТЬ НАДОЛГО £ ДОЛЯ ВАША В МОРЕ УВЕЛА . » КАК ВЫ МОРЕ НИ БЫЛО СУРОВО, Г ВРЕМЕНИ И ШТОРМУ ВОПРЕКИ «СНОВА «КАПИТАНА МАКЛАКОВА» « ВСТРЕТИЛИ СЕГОДНЯ РЫ БА КИ . І СНОВА ТРУД УПОРНЫЙ И УДАРНЫЙ . I СНОВА СПОР И С ВЕТ РОМ И С в о л н о й . II ДО Б РЫЙ ПУТЬ ВАМ, « МУРМАНСКИЕ ПАРНИ , I ВО ЗВ РАЩАЙТЕСЬ ПОСКОРЕЙ ДОМОЙ. е д , „ м с & к л & і е о л ц ы ^!В>С:ГІПК:Е:.С!СіС!ВБ!К!С)СІ«СіКІВВ»ЕІКіВѴЦБі«-:ВЫІ!СіКі№ВШЕІ»ВіШЕ1Е1ПБ!Кі«Б1ІпеВВ№І9С(е’ИКіВ1КІСі«ЕІК!ВПВиКіеПвК!ІЛК>К]еВКІКіСІК!кІВЯВВЕІВ№ВПВВВЬ'>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz