Рыбный Мурман. 1979 г. Май.
Некоторые одног Д Н Е В Н И К Е пр омы с ла. который р едак ц ия <Рыбного М у рм ан а» р егу л яр но вела с весенней мойвенной путины, бортовой номер БМ Р Т '■ЛІамнн-Снбн- р як» (4 0 3 ) мо;кно было в стретить часто. Упоминался он потому, что. невзирая на все трудности промысла, эк и паж этого судна добивался высоких суточных п о к азате лей как по вылову .мойвы, так и по производству пи щевой продукции из нее. Но если быть точным во всем, то следует сказать, что эк и п аж Б М Р Т «Мамнн-Си- биряк» хорошо трудился не ■jолько на промы сле мойвы, по и на промы сле рыбы дон ных пород — трески, зу б ат ки. к амбалы . В районах до бычи мойвы задание по за морозке было выполнено на 134 процента, выработано 42 8 0 0 банок пресервов, что составило 3 5 0 процентов рейсового плана. На п р омы сле трески задание по за м о розке эк и п аж выполнил на 100,3 процента, по п р о и з водству тушки — на 147 процентов, по р еал и зац и и — на 111 процентов. Одним словом, можно, к а залось. говорить об успеш ном рейсе, назы вать победи телей социалистического со ревновании. со спокойной душой проводить БМ Р Т - Мамии-Сибиряк» в ремонт в Польскую Народную Р е с публику. Вроде бы все так, но каш тан-директор В а л е н тин Данилович- Несмеянов считает, что рейс мог за к о н читься с еще более хорошими показателями, но... Вот об этих «но» и хочется р а сс к а зать. К весенней мойвенной пу тине на фло тах и в у п р а в лении « С евры бхолодфлот» готовились задолго. Начал о ее было, правда не совсем таким, как хотелось бы мо р як ам . Мойва подходила медленно, з а л е г а л а на грунт. По затем р е зк ая «вспышка» ее потребовала, чтобы в р а й оне лова сосредоточено бы ло максимальное количество промы словых судов. Именно потому Б М Р Т <Мамин-Сиби- ряк> оыл снят с промы сла донных ры б и переведен па п ромы сел мойвы. Уже неоднократно от к а питан-директоров можно бы ло у слыш ать, что такой р е з кий перевод судна без за х о да для р азгр у зки в порт не всегда выгоден Почему? Да потому, что часть емкости трюмов уж е за н я т а рыбной продукцией. Во-вторых, на промы сле мойвы полный гр у з Б М Р Т польскоіі и не мецкой построек набирают в довольно короткий срок. Но это не беда, это хорошо. Плохо то, что на промысел мойвы была ср азу перестав лена большая часть кораб лей и почти одновременно. Нек о то ры е из них. правда, побывали в порту и обраба тывал ись по так н а зы в а е мой .-зеленой улице». О д н а ко о стальны е Б М Р Т Мур манского тралового флота, объединения. «Архангельск- ры бпром» и объединения «М у рм ап ры бп р ом» почти в одно и то ж е вр ем я ввиду хорошей «ры бал ки » о к а з а лись с полными трюмами морож еной рыбной п родук ции. С полными трюмами, по без наличия т р ан сп о р т ных р еф р иж ер а то р о в в р а й онах добычи мойвы. Один- два р е ф р иж е р а то р а это, ко нечно, не выход из п о л ож е ния. Суда вы стр аи вал ись для подхода к ним в длинную очередь, а д ож давшись • до бро», сдав а л и сотню-другую тонн морож еной мойвы, по л у чал и в соответствии со сданным количеством рыбы т ар у и вновь уходили на промысел. Ч ерез двое-трое суток такие Б М Р Т опять о к азы в а л и с ь полногрузными И снова шли в очередь для подхода к транспортному р еф р иж ер а то р у , ложи лись в дрейф. В этом отношении эки па ж у Б М Р Т «Мамии-Си биряк» несколько повезло. Судно по у к азан ию н а ча л ьн и к а п ромы сла было на 2 4 суток пере ведено в р а з р я д поисковых. А каково другим, кто поис ком не зан им а л ся ? — Н ам предложили, — р а с с к а зы в а л Валентин Д ан и лович. — сдать 124 тонны мойвы на плавбазу. К а за лось бы. что был найден вы ход из трудного положения. На самом деле для моряков так а я сдача ул о ва невыгод на. Мойва хоть и была от менной, а принимали ее подчас на пищевы е цели с пон иж ени ем с ортно сти. II здесь ничего нел ьзя было сделать, ибо п л ав база д и кто вал а условия. В период добычи мойвы, не говоря уж е о работе на донных породах, па «Мами- не-Сибнряке» да л а себя зн ать текучесть кадров на флоте. Почти все матросы, к ак рыбообработчики, так и палубной команды, о к а з а лись только что пр и нятым и на флот. Ясно, что прои зво дительностью такая команда не блистала. Учеба? Да. она проводилась. Но проводилась именно в то время, когда тр ебо вал ась н а ибо л ьш ая от дача. 3 — 4 рыбины в мину ту. Р а зв е это темп р аздел ки трески? Именно поэтому приходилось о трывать специ алистов от своих непосред ственных обязанностей для работы на подвахте в рыб- цехе, хотя дел своих у них было куда как много. Судно перед ремонтом, м ехани змы изношены. на промы сле не хватает воды, а потому на рыбомучную ус тановку подать «настоящи й» пар невозможно. Да и сама установка, оборудование рыбной ф абр и к и вообще р а ботали только из-за неимо верного стар ан ия машинной команды сделать рейс у с пешным. Про м ех ани ка-на л адчика, коммуниста, пред седателя судового комитета Всеволода Ни ко л аеви ча Ше- пельского так и говорили: <Он обедал, работал и спал на рыбной ф а б р и к е и в от делении РМУ » . Вот те основные причины, которы е не позволили эки п аж у БМ Р Т - 4 0 3 «Мамин- Сибнряк» тр у диться на про мы сле с еще большей э ф фективностью. Д. КАРПАТОВ. На снимках —• лучшие производственники БМРТ «Мамин-Сибиряк» (сверху вниз): механик . наладчик В. Н. Шепельский, стар ший матрос Ю. И. Стрель цов, рефрижераторный ме ханик Е. Г. Лапшев. По страницам вешской печати «Баренцево море сильно переохлаждено, и это приве ло к тому, что молодь рыбы [трески) имеет более запад ное направление, чем преж де», — сказал заведующий лабораторией донных рыб Бергенского института мор ских исследований Арвид Хюлен корреспонденту «Ло- фотпостен» по окончании рейсов э/с «Г. О. Саре» в северные районы в феврале- марте. Ученые полагают, что распределение рыбы имеет связь с гидрологическими условиями, что, в свою оче редь, указывает на то, что можно ожидать хорошего промысла молодой трески, сказал Хюлен. Тем не менее он выразил озабоченность состоянием запасов трески, поскольку «ряд годовых классов слабые», нбо были сильно обловлены как в прошлом, так и в нынешнем году. По словам Хюлена, совет ские ученые во время обме на мнениями с норвежскими учеными на встрече в Мур манске также выразили оза боченность состоянием запа сов трески. •к -к * Н о р в еж ск и е рыбаки з а канчивают п ромы сел мойвы. Со дня о ткры тия сезона j 5 я н в а р я ими выловлено 5 4 1 9 0 5 5 гкл. мойвы. О ста ток квоты, выделенной для траулеров, составляет 4 4 3 9 6 5 гкл. Но р в еж ск ие кош ел ько висты прев гісили свою квоту на 161 5 2 0 гкл. П р ав л ен и е союза рыбаков Ф и нм а р к а вы ск а зал о с ь про тив нач а л а в 1 9 8 0 году про бного бурения у побережья северной Норвегии с целью поиска нефти, В резолюции, принятой правлением , у к а зы вается, что загр язнен ие моря, связан ное с такого рода деятельностью , может нанести непоправимый ущ ер б району, который я в л я е т с я «одним из богатейших в мире н агульны х районов д л я многих видов рыб». И з газеты «Фнскарсн». ІІепевод с норвежского - А . ' А В Е Р Ч Е Н К О Заочный лекторий для судоводителей Морское право: ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА В неко то ры х соглашениях с учетом исторических связей в области рыболовства С С С Р и страны , заинтересованной в продолж ении ведения промы сла у наших берегов за пределами т ер р и то р и ал ьны х вод, за к р е п л яется принцип тради цион но сти, который я в л я е т с я одним из новых принципов м еж д у н а родного права и стоит на по вестке дня III конф ерен ции ООН по морскому праву. В соглашениях подробно регл ам ентир ую тся порядок и условия допуска иностранных государств. В соответствии с У к а зом «О в р ем е н ны х м ерах по сохранению ж и вы х ресурсов и регулированию рыболовства пр и бр еж ны х районах СССР , представ ля ть 11 де іітиф и ц иру ю- щи е данны е на суда, н а п р а в л я емы е на лов; обязател ьно обе спечивать выполнение этими судами требований советской стороны, в том числе р а зр е ш ать советским должностным л ицам подниматься на борт иностранного судна в ц ел я х проведения инспекции; юрис дикция в отношении судов-иару- шителей в советских при бреж ных районах, которая осущест вл я ется советской стороной. Р я д договоров специально оговаривает порядок р егулиро ван ия проходных видов — во прос, я в л яющ и й ся одним из н а иболее дискуссионных на III Лекция 1 4 . А в т о р и т е т сторо н К АК у к аз ы в а л о сь ранее, доступ иностранных р ы боловных судов в совет ские 2 0 0 -м ил ьны е прибрежны е районы может о существляться на основании соглашений или иной договоренности. Практи ка последних лет со всей очевид ностью показала, что основной формой доступа в эти районы являются двусторонние согла ш е н и я . ССС Р зак лю чи л ц елый 'р я д таких соглашений как с со- седними странами, так и с го сударствами, которые тради ци онно вели промы сел в 200- мильных п ри брежны х аквато риях СССР. Главной целью соглашения я влялось стремление договари вающихся сторон обеспечить сохранение рыбных запасов в водах, прилегающих к побере жью СССР, и наиболее рацио нальное управление этими за пасами. В соглашениях с при балтийскими странами четко оговаривается стремление госу дарств не только обеспечить свои собственные интересы, но и подчеркивается значение Кон венции о рыболовстве и сохра нении живых ресурсов в Бал тийском море и Бельтах. В раз рабатываемых документах от мечается ' взаимозависимость определенных запасов рыб, ми грирующих в районах действия соглашения, или единства эко логического комплекса региона. Соглашения всегда основыва ются на принципах междуна родного морского права и с уче том работы III конференции ООН по морскому праву. в морских районах, прилегаю щих к побережью СССР» со ветская сторона определяет ежегодно при условии коррек тив, возникающих в случае не предвиденных обстоятельств, размер допустимого улова. В отдельных случаях, когда со глашение строится на принципе взаимности, такой размер уста навливается после консульта ций договаривающихся сторон. В балтийском регионе общий допустимый улов для иностран ных судов определяется совет ской стороной с учетом реко мендаций Международной ко миссии по рыболовству в Бал тийском море. В соглашениях, как прави ло, оговариваются следующие положения! обязанность госу дарств, ведущих Йромысел в конференции ООН по морскому праву. Отсюда — любое дого ворное определение рациональ ного управления такими ресур сами может создать благоприят ный или вредный прецедент для разрешения этой проблемы в ходе многосторонних встреч. В связи с этим можно привет ствовать положения соглашений по рыболовству, подтверждаю щие ответственность государ ства происхождения за проход ные запасы, и запрещение про мысла за пределами 200-миль ных прибрежных зон. Основы ваясь на Конвенции о рыболов стве и охране живых ресурсов в балтийском море и Бельтах 197$ Г., соглашения, касающие ся этого региона, признают не обходимость сотрудничества в сохранении, рациональном уп равлении н восстановлении пи насов проходных видов. В строгом соответствии с нормами действующего м еж д у народного права соглашения, р а зр аб аты в а е мы е с участием ССС Р , не наносят ущ ер ба дру гим странам. П р и знавая авторитет II] кон ф еренции ООН по морскому праву, в соглашениях по допу ску иностранных рыболовных судов в советские 2 0 0 мильные при брежны е районы особо ого варивается, что ничто не нано сит ущ ер ба позициям или точ кам зрения обеих договариваю щихся сторон по вопросам мор ского права на этой К о нф ер ен ции. В н екоторы х слу ч аях согла шения включают возможность получения лицензий на право ведения промысла или право взимать плату в р азум ны х р а з мерах за выдачу р азреш ен ий на п ромы сел в советских при бр ежны х районах. Все в ш и е сказанное подтвер ж д а ет то, что, отстаивая «пози цию взаимоприемлемого у р егу лирования проблем Мирового океана, Советский Союз не от ступает от этого и в своей п р а к тике». СССР как на м еж д у н а родной арене, так и внутри страны делает все от него зави сящее, чтобы Мировой океан пер естал быть сферой разно- -гласий и конфликтов, а стал районом «друж ественного об щ ения народов, их созидатель ных усилий во имя мира и прогресса». Т. ЛЕБЕДЕВА, Т. СПИВА КОВА (Институт государ ства и права Академии наук СССР: ЦНИИТЭИРХ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz