Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.
З а в т р а - В с е с о ю з н ы й д е н ь и з о б р е т а т е л я и р а ц и о н а л и з а т о р а Вклад новаторов Подписанный В. П. Лениным 30 июня 1919 года «Декрет об изобретениях. Положение» явился первым актом молодой Советской республики, определившим политическое, эко номическое и социальное отношение к тем. кто занимается техническим творчеством. За 02 года Советского государства в про изводстве использованы сотни тысяч рацио нализаторских предложений, тысячи изобре тении. Если в 1930 году использовано свыше 100 тысяч изобретений, технических усовершенст вований, рацпредложений, то в IX пятилетке было внедрено около ‘20 миллионов рацпред ложений и свыше 195 тысяч изобретений, от которых получен экономический эффект 19,6 миллиарда рублей. Свой вклад в выполнение X пятилетки, ре шений XXV съезда КПСС, XVI съезда проф союзов СССР, V съезда ВОИР вносят изоб ретатели и рационализаторы нашей отрасли. За 1976— 1978 гг. использовано 10 503 ра ционализаторских предложения и 52 изобре тения, от которых в копилку рационализатор ского фонда пятилетки внесено 11 миллио нов 226 тысяч рублей. Инженерами, ' конструкторами, техниками получено 177 авторских свидетельств и поло жительных решений на изобретение. Из года в год успешно работают новаторы объедине ния «Мурманрыбпром». За пять мАяцев юбилейного года в бассей не свыше 350 тысяч рублей экономии полу чено от внедрения рационализаторских пред ложений и изобретений. Совет ВОИР объединения взял иод копт роль ((«пользование 21 рацпредложения и трех изобретений. Дважды совет ВОИР рас сматривал вопросы. И не случайно процент использования рационализаторских предложе ний составляет 93. Налажен хороший контакт между советом ВОИР, Б РИЗ ом , советом молодых специа листов и базовыми комитетами профсоюзов. Серьезно и вдумчиво подходят к организа ционной работе с новаторами на головном предприятии и СРЗ-2 объединения «Мурман ская судоверфь», в управленші «Севрыбпром. разведка». траловом флоте, управлении «Сев- рыбхо. іодфлот». рыбном порту, на рыбоком б и н а т . Большую активность проявляют в привле чении молодежи к изобретательской работе, разработке предложений в ЦПКТБ, ІГГО - Севтехрыбпром». отделении института «Гип- рорыбфлот», МВИМУ им. Ленинского комсо мола, рыбном порту, объединении ‘.'Мурман ская судоверфь». Весомую роль в привитии основ техниче ского творчества играют наши учебные заве дения. готовящие специалистов для флотов и предприятий. Много делается для этого в мо реходном училище им. П. И. Месяцсва. МВИМУ нм. Ленинского комсомола, ГПТУ.9 (Кандалакшский механический завод), клубе- флотилии <Альбатрос». Одни из лучших коллективов но поста новке рационализаторской работы в траловом флоте экипаж БМРТ «Котсльнпч». Работу по техническому творчеству и совета ВОИР возглавляет старший механик В. И. Радев, кин. Под его руководством за 19 7 6— 1978 го ды разработано 118 предложений, которые направлены на улучшение производства, по вышение производительности труда, механи зации процессов добычи и обработки рыбы, экономию топлива. Совет ВОИР на плавбазе «Полярная звез да» возглавляет главный механик Л. М. Алей- нер. На судне 115 членов ВОИР, из них каждый пятый рационализатор. Активно уча ствует коллектив в соревновании рационали заторов. В БРИ З флота поступило. 113 рац предложений, из которых 98 использовано, и получен экономический эффект 259,3 тысячи рублей. Уже в этом году новаторами разрабо тано 37 рацпредложений с экономическим эф фектом 50 тысяч рублей. Работа совета ВОИР. новаторов — всегда под пристальным вниманием администрации, партийной и проф союзной организаций судна. К сожалению, много у нас еще и проблем, нерешенных вопросов как в самой органи зации работы по техническому творчеству, так и в конкретной работе с рационализато рами и изобретателями. Ежегодно не исполь зуется 15 процентов новшеств — это наносит не только моральный ущерб новаторам, с ко торым нельзя не считаться, но и тратятся сотни тысяч рублей, тонны металла, топлива и других материальных ресурсов, электро энергии. Высок еще процент ручных работ и трудо емких процессов. Слабо обобщается опыт лучших новаторов, показ достижений. Необ ходимо улучшить информацию по используе мым новшествам, улучшить контакт между конструкторами, проектными и научными ор ганизациям!! и предприятиями, добиться, что бы каждое изобретение и рационализаторское предложение не задерживалось, чтобы новатор своевременно мог получить авторское воз награждение, чтобы Положения, рассматрива ющие отношения администрации и авторов, вы по. і пял пс!, неукоснительно. Моряки и портовики, судоремонтники н рыбообработчики, инженеры и конструкторы, все новаторы рыбной промышленности и со вет ВОИР прилагают все свои силы и уме ние для развития технического творчества, будут в первых рядах борцов за ускорение технического прогресса. И.ГОНИКМАН, председатель объединен ного совета ВОИР рыбной промышлен ности. Петр Савельевич Прищеп был направлен по распределе нию в управление «Мурман- с е л ь д ь » в 1953 году после окончания Астраханской рыбо промысловой мореходной шко лы. Молодой специалист быстро осваивает технику, работая ме- хаником-дизелистбм на сѵдах типа СРТ и СРТ-р «Океан». В 1957 году в тогдашний сель дяной флот начнпаібт поступать БМРТ , и Петр Савельевич на правляется. как один из луч ших специалистов, на новое судно. Работая на большом морозильном рыболовном тр ау лере. Петр Савельевич вносит нем идет и П. С. Прищеп. В 19/ 1 году он принимает новое судно БМРТ -364 «Шереметье во» в Николаеве. В том, что в своем первом рейсе это судно успешно выполнило рейсовое задание, большая заслуга и Петра Савельевича. О том. как он работал, свидетельствует характеристика, данная капита ном Лишневским: «...ударник комтруда. в рейсе разработал н внедрил 8 рационализатор ских предложений по замене дефицитных импортных дета лен электрооборудования мо розильной установки». Во время перехода на про мысел помогает электрикам В С С Г Й Й В П О И С К Е 11111111111111111111IIf!11!Iі1111II1111111111 і11111111111111111111!111111111111П11111111!П!1111<1 множество изменении и пере делок в механизмы и оборудо вание для более надежной и экономичной их эксплуатации. В этот период Петр Савельевич начинает осознавать, что его знаний недостаточно для пол ного освоения новой судовой техники, автоматики, в которой он видит будущее флота. С 1965 по* 1968 год П. С. Прищеп — курсант Мурман ского мореходного училища им. И. И. Месяцева. Именно оно стало истоком мастерства Прищепа. В 1968 году он за кончил училище по специаль ности эксплуатация судового электрооборудования. Наиболее яркие страницы трудовой биографии Петра Са вельевича были «написаны» в период работы электромехани ком на БМРТ-439 «Муромск». Вот оценка его труда старшим групповым инженером--электро механиком И. В. Зиновьевым: «Трудолюбивый, требователь ный к себе и подчиненным, пользуется авторитетом среди моряков и особенно в судоме ханической службе, ударник коммунистического труда, ра ционализатор, технически гра мотный электромеханик». Растет рыболовный флот объединения «Мурман рыб- пром», совершенствуются и усложняются средства управ ления судном, орудия лова и автоматика. В ногу со време- IіI!11111іIі111111і11111111111і11111111і11і11і11і11111111111111111111!111S11II111111111111111111іI}1111!)М іі 11111111і1111111111!111111і11111111111і11і11f11111і11111і11111111111111111іIі111111іі1111111ІІІ Идет тринадцатое лето... Обсуждены замечания ноч кой смены, даны задания еле сарям, запрошены нужные де тали н материалы. Короткое совещание и — за работу Так с пятиминутки начинается ра бочий день Анатолия Павлови ча ГІреснухина. слесаря льдо- завода Мурманского рыбного порта. Лето — пора для слесарей горячая. Уже сейчас нужно подготовить к зиме технику. Тринадцать творческих лет на счету Анатолия Павловича Пресиухина Первое — создаст ся мьдозавод в порт,\ Развпва ющемуся рыболовному -флоп требовалось много тьда и со ли для сохранения -продукции. ' Как и всякое начинание, но вое производство требова ю це лого ряда доработок и переде лок. Хватало работы новому коллективу Завод работа.! и совершенствовался. Пригодился Анатолию опыт прошлых лет. В порту он с 1956 года. Его как'одного из опытных рабочих направили на новый участок. Так на производстве сложил ся коллектив новаторов Здесь проявилось творческое горение у Анатолия Пресиухина и его товарищей. Потом было второе, третье... девятое лето. А после лета на ступила зима. И каждый год уполномоченный но рациоиали заторской работе на участке А. И. Куликов регистрировал 5 —в рационализаторских пред ложений Преснухнна. Вспоминает Анатолий Прес- нухин десятое лето. Ледовая машина имела ряд конструк тнвных недостатков. И наконец полностью износилась, остава лось списать в металлолом. Ждать новую — значит долгое время работать не в полную мощность. И тогда за дело взялся слесарь Преенухпп. Машину раскидали до осно вания, одно шасси осталось. II вот па оставшейся раме Апато лий Павлович создавал свою модель. Небольшую часть дета лей использовал ог старой. А все остальное сделано его ру ками или изготовлено по его эскизам. Учел недостатки пре жней конструкции и по-своему переделал или добавил многие узлы. Например, на старой ма шине не было промежуточного вала. Преснухин сконструиро вал. изготовил и установил сто. Привод был с одной сто роны Из-за этого рвалась цепь. Новатор сделал двусторонний привод Вот уже три года ра ботает без замечаний перекон струированная слесарем маши на. Экономический эффект ог ромный. Но необходимо выска зать пожелание техническому отделу. В ледовой машине ГІреснухина следует выявить признаки новизны и оформить заявку на изобретение. На одиннадцатое лето появ- іяется следующая оригиналь ная новинка Анатолия Прес- ііухииа. Случается, техника откажет в самое неподходящее время. Так и было в двенадцатое ле то. Вышла из строя кранбалка грузоподъемного устройства. Выкрошились», зубья большой шестерни. Запасной нет. И произошло это, когда слесари переоделись в чистую одежду, обсуждая планы выходного дня. Анатолий Преснухин с това рищами, отложив личные дела, взялся за работу. Решили применить уже из вестный новаторский прием. Запилили изломы, насверлили, нарезали резьбу. Изготовили и завернули ввертыши. Заточили их под модуль зуба — а это дело тонкое. И грузоподъемник заработал. П в ту зиму хватило дел, как-, впрочем, и н предыдущую. Рвалась лента транспортера, подающего смерзшиеся глыбы льда на дробилку. Приходилось оставаться после работы, ме нять лепту. Эта проблема и сей час беспокоит рационализатора, как исключить разрывы ленты. Тринадцатое. К этому лету прогнулись, ослабли перекры тия льдогенератора. Во время ремонта Преснухин предложил в.место положенных по проекту трубчатых перекры тий установить более мощные, швеллерные. Новые перекры тия позволили также 'уклады вать на них щитки и делать ремонт. , II вообще па заводе предсто ят переделки. Нужно усилить конструкции здания. Пока придут строители, рабочие за вода ведут подготовительные работы. Анатолий Павлович Преснухин занимается сваркой арматуры. Он в совершенстве освоил профессию сварщика. Своим опытом, знаниями, твор ческим закалом Анатолий Пав лович делится с молодыми раоо. чнмн. Он наставник молодежи. А. П. Преснухин не одинок в своем новаторском поиске. Се годня на заводе трудятся 36 рационализаторов. Это больше половины коллектива. . Каждый год в ВРИЗ порта с льдозавода поступают 3 5—36 рацпредло жений. Лучшие рационализато ры участка, товарищи Анатолия Пресиухина, электромонтажник Николай Ковязин, сменный ме ханик Николай Пчельников, слесарь Игорь Холин, маши ннст Алексей Тихомиров. Анатолий Преснухин и инже нер-технолог Виталий Михай- ловий Селяев, как и другие работники завода, в беседе со мной сошлись в одном мнении. Успехом и массовостью рацио нализаторской работы, творче ским климатом коллектив обя зан своему руководителю Ива ну Павловичу Целиканову. Сам активный рационализатор, Иван Павлович всячески поддержи вает новаторское движение. Внедряет передовые методы труда, делится с рабочими тех нической мыслью, содействует внедрению всего нового. Рассказывают, прн сборке пе реконструированной Преснухн- ным ледовой машины потребо вались ковши, без которых она работать не может. Обратились к Целиканову. Он тут же изго товил эскизы, подал заказ на судоверфь. Сам проконтролиро вал и ускорил изготовление. Середина тринадцатого нова торского лета Анатолия Павло вича Пресиухина. Шестидеся тое лето изобретателей и ра ционализаторов страны. Потом будут другие. Будет их много, трудовых, творческих лет. на сыщенных радостью созидания. Е. АВГУСТИНОВИЧ. подготовить электрическое ооо- рудование к работе, проводит ежедневно техническую учебу личного состава судомеханиче ской службы, инструктажи не посредственно на рабочих ме стах, следит за соблюдением правил технической эксплуа тации судового электрообору дования, техники безопасности. Петр Савельевич с большим вниманием относится к вопро сам научной организации тру да и правильной расстановке специалистов электромехани ческой службы на судне. Одной из основных предпо сылок успешной технической эксплуатации судовых механиз мов. систем автоматики и су дового электрооборудования является своевременное выпол нение графиков планово-пре- дупредительного осмотра и ре монта. ГІ. С. Прищеп делает все, чтобы на судне точно вы полнялись все графики. — Я всегда должен знать,— говорит моряк, — как ведут себя электродвигатель-. судо вая система автоматики. Петр Савельевич в каждом рейсе планирует работу так, чтобы оставалось время и на разработку творческих идей, которые он реализует тут же на своем судне. Отлично раз бираясь в сложном электроме ханическом оборудовании и ав томатике. специалист творче ски подходит к их эксплуата ции. За последние три года Петр Савельевич подал около 30 рацпредложений, внедрение ко торых дало около 50 тысяч рублей экономии. Прищеп — инициатор внедрения таких усовершенствований систем и оборудования, как трехконтакт ный магнитный переключа тель для морозильных устано вок МАР, автозапуск вентиля торов помещения лебедочных, преобразователей. Петр Савельевич за 10 лет работы электромехаником вос питал много хороших специа листов, которые успешно рабо тают и применяют его опыт в своей практической деятель ности. А сам он всегда в поис ке нового, всегда стремится улучшить работу оборудова ния. облегчить труд моряков. Д. ИВ АЦИК, начальник от дела электрооборудования и автоматики объединения «Мурманрыбпром». СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-230 «Зелено- дольск», БМРТ -2644 «Зеле нец». ТР «М. Тезен», ТР <И Айвазовский», танкера «Ра?Г дий». ЗАВТРА: БМРТ-448 «То рос», ПСТ-1323 «Кирееве к»-, танкера «Кекур». Редактор А. А. МИРОНОВ. Мурманская областная ти пография, «Рыбный — 5 2 8 6 !. 2 коп. г. Мурманск, Мурман». Индекс Цепа 1 экз. — Зак. 4540 . ПН-ОввѲв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz