Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.

З а в т р а - В с е с о ю з н ы й д е н ь и з о б р е т а т е л я и р а ц и о н а л и з а т о р а Вклад новаторов Подписанный В. П. Лениным 30 июня 1919 года «Декрет об изобретениях. Положение» явился первым актом молодой Советской республики, определившим политическое, эко­ номическое и социальное отношение к тем. кто занимается техническим творчеством. За 02 года Советского государства в про­ изводстве использованы сотни тысяч рацио­ нализаторских предложений, тысячи изобре­ тении. Если в 1930 году использовано свыше 100 тысяч изобретений, технических усовершенст­ вований, рацпредложений, то в IX пятилетке было внедрено около ‘20 миллионов рацпред­ ложений и свыше 195 тысяч изобретений, от которых получен экономический эффект 19,6 миллиарда рублей. Свой вклад в выполнение X пятилетки, ре­ шений XXV съезда КПСС, XVI съезда проф­ союзов СССР, V съезда ВОИР вносят изоб­ ретатели и рационализаторы нашей отрасли. За 1976— 1978 гг. использовано 10 503 ра­ ционализаторских предложения и 52 изобре­ тения, от которых в копилку рационализатор­ ского фонда пятилетки внесено 11 миллио­ нов 226 тысяч рублей. Инженерами, ' конструкторами, техниками получено 177 авторских свидетельств и поло­ жительных решений на изобретение. Из года в год успешно работают новаторы объедине­ ния «Мурманрыбпром». За пять мАяцев юбилейного года в бассей­ не свыше 350 тысяч рублей экономии полу­ чено от внедрения рационализаторских пред­ ложений и изобретений. Совет ВОИР объединения взял иод копт роль ((«пользование 21 рацпредложения и трех изобретений. Дважды совет ВОИР рас­ сматривал вопросы. И не случайно процент использования рационализаторских предложе­ ний составляет 93. Налажен хороший контакт между советом ВОИР, Б РИЗ ом , советом молодых специа­ листов и базовыми комитетами профсоюзов. Серьезно и вдумчиво подходят к организа­ ционной работе с новаторами на головном предприятии и СРЗ-2 объединения «Мурман­ ская судоверфь», в управленші «Севрыбпром. разведка». траловом флоте, управлении «Сев- рыбхо. іодфлот». рыбном порту, на рыбоком­ б и н а т . Большую активность проявляют в привле­ чении молодежи к изобретательской работе, разработке предложений в ЦПКТБ, ІГГО - Севтехрыбпром». отделении института «Гип- рорыбфлот», МВИМУ им. Ленинского комсо­ мола, рыбном порту, объединении ‘.'Мурман­ ская судоверфь». Весомую роль в привитии основ техниче­ ского творчества играют наши учебные заве­ дения. готовящие специалистов для флотов и предприятий. Много делается для этого в мо­ реходном училище им. П. И. Месяцсва. МВИМУ нм. Ленинского комсомола, ГПТУ.9 (Кандалакшский механический завод), клубе- флотилии <Альбатрос». Одни из лучших коллективов но поста­ новке рационализаторской работы в траловом флоте экипаж БМРТ «Котсльнпч». Работу по техническому творчеству и совета ВОИР возглавляет старший механик В. И. Радев, кин. Под его руководством за 19 7 6— 1978 го­ ды разработано 118 предложений, которые направлены на улучшение производства, по­ вышение производительности труда, механи­ зации процессов добычи и обработки рыбы, экономию топлива. Совет ВОИР на плавбазе «Полярная звез­ да» возглавляет главный механик Л. М. Алей- нер. На судне 115 членов ВОИР, из них каждый пятый рационализатор. Активно уча­ ствует коллектив в соревновании рационали­ заторов. В БРИ З флота поступило. 113 рац­ предложений, из которых 98 использовано, и получен экономический эффект 259,3 тысячи рублей. Уже в этом году новаторами разрабо­ тано 37 рацпредложений с экономическим эф­ фектом 50 тысяч рублей. Работа совета ВОИР. новаторов — всегда под пристальным вниманием администрации, партийной и проф­ союзной организаций судна. К сожалению, много у нас еще и проблем, нерешенных вопросов как в самой органи­ зации работы по техническому творчеству, так и в конкретной работе с рационализато­ рами и изобретателями. Ежегодно не исполь­ зуется 15 процентов новшеств — это наносит не только моральный ущерб новаторам, с ко­ торым нельзя не считаться, но и тратятся сотни тысяч рублей, тонны металла, топлива и других материальных ресурсов, электро­ энергии. Высок еще процент ручных работ и трудо­ емких процессов. Слабо обобщается опыт лучших новаторов, показ достижений. Необ­ ходимо улучшить информацию по используе­ мым новшествам, улучшить контакт между конструкторами, проектными и научными ор ­ ганизациям!! и предприятиями, добиться, что­ бы каждое изобретение и рационализаторское предложение не задерживалось, чтобы новатор своевременно мог получить авторское воз­ награждение, чтобы Положения, рассматрива­ ющие отношения администрации и авторов, вы по. і пял пс!, неукоснительно. Моряки и портовики, судоремонтники н рыбообработчики, инженеры и конструкторы, все новаторы рыбной промышленности и со­ вет ВОИР прилагают все свои силы и уме­ ние для развития технического творчества, будут в первых рядах борцов за ускорение технического прогресса. И.ГОНИКМАН, председатель объединен­ ного совета ВОИР рыбной промышлен­ ности. Петр Савельевич Прищеп был направлен по распределе­ нию в управление «Мурман- с е л ь д ь » в 1953 году после окончания Астраханской рыбо­ промысловой мореходной шко­ лы. Молодой специалист быстро осваивает технику, работая ме- хаником-дизелистбм на сѵдах типа СРТ и СРТ-р «Океан». В 1957 году в тогдашний сель­ дяной флот начнпаібт поступать БМРТ , и Петр Савельевич на­ правляется. как один из луч­ ших специалистов, на новое судно. Работая на большом морозильном рыболовном тр ау ­ лере. Петр Савельевич вносит нем идет и П. С. Прищеп. В 19/ 1 году он принимает новое судно БМРТ -364 «Шереметье­ во» в Николаеве. В том, что в своем первом рейсе это судно успешно выполнило рейсовое задание, большая заслуга и Петра Савельевича. О том. как он работал, свидетельствует характеристика, данная капита­ ном Лишневским: «...ударник комтруда. в рейсе разработал н внедрил 8 рационализатор­ ских предложений по замене дефицитных импортных дета­ лен электрооборудования мо­ розильной установки». Во время перехода на про­ мысел помогает электрикам В С С Г Й Й В П О И С К Е 11111111111111111111IIf!11!Iі1111II1111111111 і11111111111111111111!111111111111П11111111!П!1111<1 множество изменении и пере­ делок в механизмы и оборудо­ вание для более надежной и экономичной их эксплуатации. В этот период Петр Савельевич начинает осознавать, что его знаний недостаточно для пол­ ного освоения новой судовой техники, автоматики, в которой он видит будущее флота. С 1965 по* 1968 год П. С. Прищеп — курсант Мурман­ ского мореходного училища им. И. И. Месяцева. Именно оно стало истоком мастерства Прищепа. В 1968 году он за­ кончил училище по специаль­ ности эксплуатация судового электрооборудования. Наиболее яркие страницы трудовой биографии Петра Са­ вельевича были «написаны» в период работы электромехани­ ком на БМРТ-439 «Муромск». Вот оценка его труда старшим групповым инженером--электро­ механиком И. В. Зиновьевым: «Трудолюбивый, требователь­ ный к себе и подчиненным, пользуется авторитетом среди моряков и особенно в судоме­ ханической службе, ударник коммунистического труда, ра­ ционализатор, технически гра­ мотный электромеханик». Растет рыболовный флот объединения «Мурман рыб- пром», совершенствуются и усложняются средства управ­ ления судном, орудия лова и автоматика. В ногу со време- IіI!11111іIі111111і11111111111і11111111і11і11і11і11111111111111111111!111S11II111111111111111111іI}1111!)М іі 11111111і1111111111!111111і11111111111і11і11f11111і11111і11111111111111111іIі111111іі1111111ІІІ Идет тринадцатое лето... Обсуждены замечания ноч­ кой смены, даны задания еле сарям, запрошены нужные де­ тали н материалы. Короткое совещание и — за работу Так с пятиминутки начинается ра­ бочий день Анатолия Павлови­ ча ГІреснухина. слесаря льдо- завода Мурманского рыбного порта. Лето — пора для слесарей горячая. Уже сейчас нужно подготовить к зиме технику. Тринадцать творческих лет на счету Анатолия Павловича Пресиухина Первое — создаст­ ся мьдозавод в порт,\ Развпва ющемуся рыболовному -флоп требовалось много тьда и со ли для сохранения -продукции. ' Как и всякое начинание, но вое производство требова ю це­ лого ряда доработок и переде лок. Хватало работы новому коллективу Завод работа.! и совершенствовался. Пригодился Анатолию опыт прошлых лет. В порту он с 1956 года. Его как'одного из опытных рабочих направили на новый участок. Так на производстве сложил ся коллектив новаторов Здесь проявилось творческое горение у Анатолия Пресиухина и его товарищей. Потом было второе, третье... девятое лето. А после лета на­ ступила зима. И каждый год уполномоченный но рациоиали заторской работе на участке А. И. Куликов регистрировал 5 —в рационализаторских пред­ ложений Преснухнна. Вспоминает Анатолий Прес- нухин десятое лето. Ледовая машина имела ряд конструк тнвных недостатков. И наконец полностью износилась, остава­ лось списать в металлолом. Ждать новую — значит долгое время работать не в полную мощность. И тогда за дело взялся слесарь Преенухпп. Машину раскидали до осно­ вания, одно шасси осталось. II вот па оставшейся раме Апато лий Павлович создавал свою модель. Небольшую часть дета­ лей использовал ог старой. А все остальное сделано его ру­ ками или изготовлено по его эскизам. Учел недостатки пре­ жней конструкции и по-своему переделал или добавил многие узлы. Например, на старой ма­ шине не было промежуточного вала. Преснухин сконструиро­ вал. изготовил и установил сто. Привод был с одной сто­ роны Из-за этого рвалась цепь. Новатор сделал двусторонний привод Вот уже три года ра ботает без замечаний перекон­ струированная слесарем маши­ на. Экономический эффект ог­ ромный. Но необходимо выска­ зать пожелание техническому отделу. В ледовой машине ГІреснухина следует выявить признаки новизны и оформить заявку на изобретение. На одиннадцатое лето появ- іяется следующая оригиналь­ ная новинка Анатолия Прес- ііухииа. Случается, техника откажет в самое неподходящее время. Так и было в двенадцатое ле­ то. Вышла из строя кранбалка грузоподъемного устройства. Выкрошились», зубья большой шестерни. Запасной нет. И произошло это, когда слесари переоделись в чистую одежду, обсуждая планы выходного дня. Анатолий Преснухин с това­ рищами, отложив личные дела, взялся за работу. Решили применить уже из вестный новаторский прием. Запилили изломы, насверлили, нарезали резьбу. Изготовили и завернули ввертыши. Заточили их под модуль зуба — а это дело тонкое. И грузоподъемник заработал. П в ту зиму хватило дел, как-, впрочем, и н предыдущую. Рвалась лента транспортера, подающего смерзшиеся глыбы льда на дробилку. Приходилось оставаться после работы, ме­ нять лепту. Эта проблема и сей­ час беспокоит рационализатора, как исключить разрывы ленты. Тринадцатое. К этому лету прогнулись, ослабли перекры тия льдогенератора. Во время ремонта Преснухин предложил в.место положенных по проекту трубчатых перекры­ тий установить более мощные, швеллерные. Новые перекры­ тия позволили также 'уклады­ вать на них щитки и делать ремонт. , II вообще па заводе предсто­ ят переделки. Нужно усилить конструкции здания. Пока придут строители, рабочие за­ вода ведут подготовительные работы. Анатолий Павлович Преснухин занимается сваркой арматуры. Он в совершенстве освоил профессию сварщика. Своим опытом, знаниями, твор ческим закалом Анатолий Пав­ лович делится с молодыми раоо. чнмн. Он наставник молодежи. А. П. Преснухин не одинок в своем новаторском поиске. Се­ годня на заводе трудятся 36 рационализаторов. Это больше половины коллектива. . Каждый год в ВРИЗ порта с льдозавода поступают 3 5—36 рацпредло­ жений. Лучшие рационализато­ ры участка, товарищи Анатолия Пресиухина, электромонтажник Николай Ковязин, сменный ме­ ханик Николай Пчельников, слесарь Игорь Холин, маши ннст Алексей Тихомиров. Анатолий Преснухин и инже­ нер-технолог Виталий Михай- ловий Селяев, как и другие работники завода, в беседе со мной сошлись в одном мнении. Успехом и массовостью рацио нализаторской работы, творче­ ским климатом коллектив обя­ зан своему руководителю Ива ну Павловичу Целиканову. Сам активный рационализатор, Иван Павлович всячески поддержи­ вает новаторское движение. Внедряет передовые методы труда, делится с рабочими тех­ нической мыслью, содействует внедрению всего нового. Рассказывают, прн сборке пе­ реконструированной Преснухн- ным ледовой машины потребо­ вались ковши, без которых она работать не может. Обратились к Целиканову. Он тут же изго­ товил эскизы, подал заказ на судоверфь. Сам проконтролиро­ вал и ускорил изготовление. Середина тринадцатого нова­ торского лета Анатолия Павло­ вича Пресиухина. Шестидеся­ тое лето изобретателей и ра­ ционализаторов страны. Потом будут другие. Будет их много, трудовых, творческих лет. на­ сыщенных радостью созидания. Е. АВГУСТИНОВИЧ. подготовить электрическое ооо- рудование к работе, проводит ежедневно техническую учебу личного состава судомеханиче­ ской службы, инструктажи не­ посредственно на рабочих ме­ стах, следит за соблюдением правил технической эксплуа­ тации судового электрообору­ дования, техники безопасности. Петр Савельевич с большим вниманием относится к вопро­ сам научной организации тру­ да и правильной расстановке специалистов электромехани­ ческой службы на судне. Одной из основных предпо­ сылок успешной технической эксплуатации судовых механиз­ мов. систем автоматики и су­ дового электрооборудования является своевременное выпол­ нение графиков планово-пре- дупредительного осмотра и ре­ монта. ГІ. С. Прищеп делает все, чтобы на судне точно вы­ полнялись все графики. — Я всегда должен знать,— говорит моряк, — как ведут себя электродвигатель-. судо­ вая система автоматики. Петр Савельевич в каждом рейсе планирует работу так, чтобы оставалось время и на разработку творческих идей, которые он реализует тут же на своем судне. Отлично раз­ бираясь в сложном электроме­ ханическом оборудовании и ав­ томатике. специалист творче­ ски подходит к их эксплуата­ ции. За последние три года Петр Савельевич подал около 30 рацпредложений, внедрение ко­ торых дало около 50 тысяч рублей экономии. Прищеп — инициатор внедрения таких усовершенствований систем и оборудования, как трехконтакт­ ный магнитный переключа­ тель для морозильных устано­ вок МАР, автозапуск вентиля­ торов помещения лебедочных, преобразователей. Петр Савельевич за 10 лет работы электромехаником вос­ питал много хороших специа­ листов, которые успешно рабо­ тают и применяют его опыт в своей практической деятель­ ности. А сам он всегда в поис­ ке нового, всегда стремится улучшить работу оборудова­ ния. облегчить труд моряков. Д. ИВ АЦИК, начальник от­ дела электрооборудования и автоматики объединения «Мурманрыбпром». СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-230 «Зелено- дольск», БМРТ -2644 «Зеле­ нец». ТР «М. Тезен», ТР <И Айвазовский», танкера «Ра?Г дий». ЗАВТРА: БМРТ-448 «То­ рос», ПСТ-1323 «Кирееве к»-, танкера «Кекур». Редактор А. А. МИРОНОВ. Мурманская областная ти­ пография, «Рыбный — 5 2 8 6 !. 2 коп. г. Мурманск, Мурман». Индекс Цепа 1 экз. — Зак. 4540 . ПН-ОввѲв

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz