Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.

Охватить идейным яаш і- жнем все группы молодежи, воспитывать ее ка револю­ ционных. боевых и трудо­ вых традициях партии и яарода, в духе коммунисти­ ческой морали. И з постановления ЦК КПСС * 0 дал ьнейш ем у л у ч ­ шении идеологической, поли­ тике воспитательной рабо­ ты.». м ѵ з е и . ЗРИМЫЕ ТРАДИЦИИ Несколько лет в Мурманске работает постоянно действую­ щая выставка «История ста­ новления и развития рыбной промышленности Северного бассейна». Собраны десятки тысяч ценных, зачастую уни­ кальных экспонатов по всем периодам богатой событиями, фактами и именами истории рыбной промышленности Се­ вера страны. Тысячи посети­ телей — моряков и работни­ ков береговых предприятий, курсантов мореходных училищ и учащихся ГПТУ и средних школ, гости из других бассей­ нов и городов дают высокую оценку экспозиции. По како­ му-то недоразумению эта экс­ позиция пока еще не обрела права музея, хотя именно так ее упорно и с полным осно­ ванием называют посетители во время многочисленных экскурсий. По экспонатам одного из разделов выставки подготов­ лен публикуемый ниже мате­ риал Е. Макаровой. в ы с т а в к и — в а ж н о е с р е д с т в о в о с п и т а н и я В ГОДЫ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ... - Вот если бы нашелся ги­ гантски!! человек, который вос­ стал бы. заж е г пустышо по-но­ вому. по-своему». — так писал Михаил Пришвин, путеш ество­ вавший по Кольской земле, ко­ торая поразила его своей ди ко ­ стью. безлюдьем и безмолви- елі.. . Время для пр еобразования этой ■безлюдной пустыни» при­ шло только с Великим О к т я б ­ рем. В этот край, столь бога­ тый- и заброш енный, нужно бы ­ ло вдохнуть жизнь. Особое вни­ мание на это о бр ащ а л о сь уж е з і-.амом первом н ар о дн о х о зя й ­ ственном плане. плане ГОЭЛ РО . где говорилось: • Олонецко-Мурманская область настолько богата естеств ен ны ­ ми запасами как ископаемых, главным образом ж ел е зны х руд. так и лесами, что на в о з­ можность вы звать к жизни этот край и извлечь из него то. что необходимо стране, сл е ­ дует обратить самое серьезное внимание, в особенности на Мурманское побережье, кото­ рое одно могло бы снабдить в изобилии рыбой всю Россию и составить с ер ьезный предмет вывоза за границу». С р азу ж е с освобождением Мурм апа от интервентов н а ч а ­ лось восстановление его на р о д ­ ного хозяйства, именно с вос­ становления рыбных п р омы с ­ лов. 29 нюня 1 9 2 0 года впервые под советским ф л а гом из М у р ­ манска на промысел вышл о с у д­ но только что сформированной траловой ф лотилии — т р а у л е р <Лучннскнй». В том лее д в а д ­ цато.'.! партией и п р а в и т ел ьс т ­ вом осущ ествляется ряд м ер о ­ приятий. направленных на р а з ­ витие рыбной промышленности Севера. Не хватало рабочих рѵк, н в августе 19 2 0 года СТО' п р и ­ нимает постановление <-0 м о ­ билизации лиц, работающих в рыбной промышленности, н а­ правленной на быстрейшее у ком пл екто ван ие промы слов специалистами», подписанное В. И. Лениным . Постановление вступило в силу по тел егр аф у , то” есть н е ­ медленно. Вы дел яю тся деньги для за к у п к и промы слового обо­ р у до вания в Норвегии, в част­ ности, моторных ботов. П р и н и ­ м аются м еры для обеспечения продовольствием тр у д ящ и х ся Севера. Не было вопроса, к ас ающ е ­ гося развити я ры б ны х п р омы с­ лов, который В. Н. Л ен ин счи­ тал бы незначи тел ьным . Б л а го д а р я неослабному вни­ манию со стороны партии и п равительства, у д а р н ом у труду за период с 192Ѳ по 1 9 2 8 год, х о зя й ствен н ая ж и зн ь на. К о л ь ­ ском полуострове бурно р а зв и ­ валась. Об этом можно судить даж е по увеличению роста на­ селения края: население у в ел и ­ чилось почти в два раза. Край строился, строилась и одна из самы х в аж ны х о т р ас ­ лей народного х о зя й ст в а— р ы б ­ ная пр омышленность, которая сдел а л а большой шаг в своем развитии за годы первых п я т и ­ леток. СНК С С С Р в постановлении о п ятилетием плане рыбной промышленности Сою за ССР , принятом 29 июля 1 9 3 0 г., под­ чер кну л необходимость к о р ен ­ ной реко н стр у кции рыбной промышленности на основе но­ вейшей техники. Пятплетннм планом объем к ап итальных вложений по о к ­ ругу на пять лет о п р едел ялся в 4 6 7 .5 миллиона рублей, бо л ьш ая часть этих средств шла на развити е рыбной п р о ­ мышленности Мурмана. При этом III М у рм а н с к ая о к р у ж н а я па р тк о нф ер е н ц и я 2 6 — 3 0 мая 1 9 3 0 г. к в ал иф и ц и р о в а л а у т ­ в ерж ден ны й план к ак план-ми­ нимум, п о д леж ащ и й уточнению и увеличению. ІТятилетний план был боевой п р ограммой д л я рыбников С е ­ вера. «С е ве р н а я а рм и я к омм у ­ нистов будет неуклонно бороть­ ся за проведение генеральной линии партии... и мобилизует все силы на выполнение п яти­ лет пего плана хозяйственного и культурного строительства». — так а я тел е гр а мм а была н а ­ правлена в адрес Ц е н т р ал ь н о ­ го Комитета ВКП (б) первой С е ­ верной краевой партийной кон­ ференцией. Принятие первого пятнлетне- го плана вы звало могучий творческий подъем трудящи х ся. На Мурм ане развер н у ло сь социалистическое соревнование. Первы е у да р ны е бригады по явились в Мурм анском порту. З десь ш л а борьба за внедрение м еханического оборудования, з порту бы ли у становлены э л е к т ­ рические лебедки. которые вдвое повысили пр о и зво дител ь­ ность труда: с двух до четырех тонн в час. 3 я н в а р я 1 9 3 2 года Л е н и н ­ градский обком ВКП (б) п р ед­ ложи л «С евсою зрыбе» обратить особое внимание па м ех а н и за ­ цию п о грузочн о-разгрузочны х работ в порту. Обком партии в зя л под контроль обеспечение тр а л б а зы вагонетками, т р а н с ­ портерами, эл ектролебедками . В порту были установлены ры- бо п ер егр уж ателн , стеллингн. И зобретение инж е н е р а Том аса освободило рабочих от т я ж е л о ­ го физического труда при р а з ­ г р у зк е т р ау л е р о в и зн ач и те л ь­ но сократило в р е м я стоянок мысловики. Так, Я ко в Г ео р ги е­ вич Р ом а н о в пришел в т р а л о ­ вый флох в 1 9 2 7 году. В ы х о ­ дил в море штурманом , о тли ч­ но у п р а в л я л судном, но т р а л о ­ вое дело было ему незнакомо. И каждую свободную минуту он сидел с ч е р теж ам и над и з у ­ чением конструкции тралов, просил тр алм ей стер о в показать, как надо чинить и проверять трал. Он п л а в ал с. опы тными кап итанами Новолшловы.м и Демидовым. В о сх ищ ал ся их опытом, ум ен ием и ж е л а л стать іа к н м ж ^ капитаном. В сам о сто ятел ьный рейс в д о лж ­ ности к ап итана он впервые вЬі- ствозания норма выработки по­ вы силась до 3 5 килограммов. Ударничество охватило и р а ­ ботниц Мурм анского ры бо к ом ­ бината, которые настойчиво б о ­ ролись за улучшение качества продукции. 9 0 процентов веек ры бны х товаров уходило отсю­ да первым сортом. Одной из лучших работниц в те годы бы л а бригадир посолочного з а ­ вода рыбокомбината Прасковья С тепановна Л учкин а, инициа­ тивная, энергичная, трудолюби­ вая ж енщин а. Вступив' з 1931 году в члены ЁКП (б), Л у ч к и ­ на активно у частвовала в ’ про-, йзводственной Жизни завода. На снимке: очередная экскурсия. судов у причалов. Одним из первых, кто освоил работу на спеллингах в Му рм анск ом пор ту, был передовой рабочий В а ­ силий К у зьм и ч Левчук. К ом ан ды ры боловны х т р а у ­ леров брали на себя высокие социалистические о б я з а т е л ь с і. ва. Экипаж Р Т -4 0 «С кат» р е ­ шил сэкономить пять пр о ц ен­ тов угля, сократить простои в порту, подготовить из состава к ом ан ды одного засо л ьщик а. К ом сомольцы РТ -21 « Т р а л ­ м ейстер» ввели м еж вахтенное соревнование, что позволило сократить, в р ем я на спуск т р а ­ ла дО 8 — 10 минут, на под ъем — до 12 — 16 минут. Активнее стали работать партийны е и комсомольские я ч е й к и на флоте. Они в о зг л а в ­ ляли соревнование и м оби ли зо­ вали силы на выполнение п л а ­ на. Н а ф л о т е проводились м е ­ сячни ки ударного труда, у к р еп ­ лен и я трудовой дисциплины. В 1931 году м ежду т р а у л е ­ рами были за к лю че ны 2 7 дого­ воров на соревнование. Д л я соревнующ их ся эк и п аж е й был у ч р еж ден особый вымпел <-■По ­ лярной правды». В 1 9 3 2 году этот вымпел бы л вручен эк и п аж у РТ -2 9 «Киров», который н а ча л путину 1 9 3 2 года стопроцентным всту­ плением в партию и комсомол. На флоте вы р астал и новые пр е к р ас ны е капитаны-про- шел на Р Т -2 8 «К ам бал а» . Это бы л старен ький т р ал ьщ и к , низ­ кобортный. с сырым и ку б р и к а ­ ми, Д а ж е а каюте капитана приходилось подвеши вать роко- ны над койкой, чтобы спастись от д ож дя (протекала палуба). Т яж е л о было п л а в ат ь на т а ­ ком судне, однако капитан в и ­ де.!. как входят в строй новые суда, знал, что скоро и ему буден дан новый, соврем ен ный тр ау л ер . И он смело ш ел в мо ­ ре, при возил целые трюмы р ы ­ бы. Одним из первых на своем «■старичке» о т п р ав л я л ся в с веж ьевы е рейсы. В этих р е й ­ сах он сам помогал за с о л ьщ и ­ кам находить нужны е составы л ьд а и соли, сам с п у ск ал ся в трюм, по к азы вал , как надо у к ­ л ад ы в а ть рыбу, и приходил в порт с по л ным грузом хорошей свеж ей трески. К апитан Р о м а ­ нов стал известен па флоте как муж ественный, опытный капитан и промы словик. Ши р о ко р а зв ер н у л о с ь рабочее изобретательство на М у р м а н ­ ской судоверфи. Ударник, к у з ­ нец с тридцатилетним рабочим с таж е м Я ко в К ар ло в и ч Дрѵвин в р е зу л ьт ат е своей р а ц и о н а л и ­ заторской р аботы добился у д е ­ шевл ен ия вы р аб аты в а емы х с у ­ довых гвоздей и у в ел и чен и я их выпуска. Р а н ьш е кузнец с мо ­ лотобойцем могли за рабочий день вы р аб о тать 2 0 килограм ­ мов гвоздей, после усовершен в о зг л а в л я л а партгруппу. К ом ­ мунисты под ее ру к о в о дств о ^ были инициаторами всех л у ч ­ ших начинаний. В р е зу л ьт ат е выпотнения з а ­ даний Яйтилетнего плана здесь, на Севере, из разр о зненный рыбны х промы слов выросла к р у пная рыбная п р омыш л е н ­ ность. так п о в л и явш ая на р а з ­ витие нашего края. А. М, Горький, побывавший на С е в е ­ ре в годы первой п я ти л етк е, был удивлен громадным строи­ тельством, вы р ази в это с л о в а ­ ми: «...B Мурм анске особенна хорошо чувствуешь шпроту р а зм а х а государствен йога строительства». Остается в заключение с к а ­ зать, что здесь не п е р е ч и с л е ­ ны экспонаты, на основе ко то ­ ры х построен этот м атер иал . С делан о это умышленно: ие надо смотреть, изучать. П р и х о ­ дите па вы ставку, и вы сопріі* коснетесь с историей рыбногг» Севера, ощутите связь времен. Е. МАКАРОВА, сотрѵдни ца выставки «История ста­ новления н развития рыб­ ной промышленности С е ­ верного бассейна». 1J11! 111і 111!111111111111111111111! 1111III 1111! 111111! I I 11111Н111I I 11111111111і IП 1111111І І Ш I ІІІІН III! II IJ IIIIIII I 11111! 11! і 111111І І 11111II 11111111111111111111111I I 111111111I I 111111II It I і 1111I I 11111П В СТРАНЕ КЛЕНОВОГО ЛИСТА И з б л о к н о т а м о р я к а : в с т р е ч и в С е н т - Д ж о н с е {Окончание. Нач. на 2 —3 стр.), По к а зы в ат ь действительное положение дел в нашей стране, активно противостоять западной пропаганде, бу рж у а зн о й идео логин, наглядно демо нстр ир о ­ вать яркие преимущ ества с о ­ циалистического строя — эти задачи поставили перед собой коммунисты ремонтно-подмен­ ной команды, о бсуждая на партийном собрании постанов­ ление ЦК КПСС «О дальней­ шем улучшении идеологиче­ ской, идейно-воспитательной р а ­ б о ты -. Моряки п р ек р асно пон и­ мают, насколько в аж н о каждое лово в беседе с иностранцами, дтл многих которых встречи с нами были, вероятно, первой возможностью черпать пр авди­ вую информ ац ию о нашей с т р а ­ не. наших планах, целях, на­ ших мы сл ях и делах. И не у д и ­ вительно. что так быстро у бы ­ вала судовая л и т ер а ту р а на* а н ­ глийском язы ке. Д л я многих рабочих, которые ремо н ти р о ва­ ли наши суда, было интересно прочитать о симпатичном р у с ­ ском парне Юрин Гагарине, ставшем п ер вым в мире кос­ монавтом; о строительстве БАМ а, об освоении Арктики, о преобразован ии Сибири, одно название которой д л я многих кан ад цев еще до недавних пор было н асто ящим пугалом. Их п о р аж а е т сплоченность наших ста народов и национальностей (в К анаде лиш ь 8 провинций, и по крайней м ере в трех, из них зам етны сепаратистские ■настроения). Им т яж е л о по­ нять, что м о р я к или строитель может быть депутатом в е р х о в ­ ного Совета ССС Р , им трудно представить себе, что общо 't- вен ная оценка человека о п р е д е ­ л яется по его отношению к т р у ­ ду, Мо р як и н а зы в а л и имена капитана Кучиева и т р а л м е й с ­ тер а К озлова, доярки Земдиха- новой и к ап итана Е вгр аф о в а, Р а с с к а з ы в а л и о подвигах А н а ­ то ли я Б р е д о в а во в р ем я войны и в мирны е дни — младшего с ерж ан та милиции Кобринца, о буднях пятилетки. О ты сячах подлинных героев труда, жизни. То, что С С С Р — стр а н а р е а л ь ­ ных героев, край титанов, есть ф а к т убедительный. и история уж е да л а им до лж ную оценку. Мы приводили ее во время встреч с ж и т е л я м и С ент-Джон­ са, города в стране кленового листа. А. Г РУ Д ИН , первый п о ­ мощник Р Я К - 2 М у рм а н с к о ­ го трал о во го флота. С Е ГОД ИЯ ОЖ ИДА ЕТСЯ П РИХОД : Р Т-3 2 4 «Молодел, но». Б М Р Т - 2 -i.j «Ж нгѵлсзсі ; •-• З А В Т Р А : СРТ -р -7 0 6 <. Бах- мач». С РТ -р -7 1 0 «Балаклава».. С Т Р - 3 0 4 ■< Соли горек», т р ан с ­ портного судна «Атлан тика», Т Р «М. Т езен» . Т Р «И. Ш и ш ­ кин». танкера « Р а ди й » РТ- 2 6 9 «Дагестан», РТ-31В .-Ма­ кеевка». В управление тралового лота поступила телеграмма из резайки: дети доехали бла­ гополучно. Все здоровы, чувст­ вуют себя прекрасно. Настрое­ ние отличное. А. РОМАНЮТИН, замести, тел ь председ ател я базком а п р о ф с ою за . Р ед а к то р А. А. МИ РОНОВ . «Рыбный Мурман» Индекс 528G1. Ценз I экз. — £ коз Му рм анск ая о бл астная типография г Мурманск. За к. 3 9 3 !. ПИ 06831.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz