Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.

....................................................................................................... . ....................................................... ииштшштшштшшшшшшшшшшишштишшшштшшшшиши^ і А ПРОМЫСЛЕ зимой один из матросов по­ просил рекомендацию н для вступления в партию у старшего механика Алек­ сандра Федоровича Зотова. «Дед» смутился: — Я ведь беспартийный... В свою очередь смутился матрос: — А .мы все считали вас коммунистом, Федорович. Через несколько дней по­ сле этого Зотов пришел к секретарю партийной орга­ низации судна, старшему по­ мощнику капитана Азиславу Федоровичу Пнхитчуку. вру­ чил ему заявление с прось­ бой принять его кандидатом з члены КПСС, передал со­ держание разговора с мат­ росом . — Одно время бытовало выражение «беспартийный большевик». Оно выражает мысль, что человек, не со­ стоя в рядах партии, предан ее идеям, — сказал он. — Это так естественно — мы же советские люди, н без партии жизнь наша невоз­ можна. Но быть членом КПСС —. большая честь и огромная ответственность. Мне 45 лет. Всю жизнь я на море, сам знаешь. А вот - прежде чем заявление напи­ сать, всю свою жизнь, год за гопом, словно страницы книги перелистал Какая она была, моя жизнь? Все ли в ней так, как положено? Не поздновато ли я принял это самое важное для себя решение — стать коммуни­ стом? Секретарь серьезно по­ смотрел на стармеха и не похлопал его по спине, не улыбнулся. Пожал ему кре­ пко руку: — Все будет в порядке, Федорович. У тебя все пра­ вильно. Зотов о себе: • Я — мур­ манчанин, коренной. Вырос на Жилстрое, дом наш еще сохранился — на улице Декабристов, 28. Все хочу его сфотографировать, дом сносить собираются, строи­ тельство в Первомайском районе идет большое. Учил­ ся в четвертой школе. По­ сле семилетки, как положе­ но пошел в моряки, начал с мореходки. Почему «как положено»? Мы же поморы, Зотовы. Наша деревня Та­ мила в 33 километрах от Онеги, так что сами пони­ маете. Они, конечно, мор­ ских училищ не кончали, предки мои, но рыбачили — этим жили. Отец был тр ал ­ мейстером, знал Шамалуе- ва, приз имени которого в соревновании па фло­ те. Сорок два года назад, в шторм, отец погиб. пия на флоте (1973 г.), на­ гражден Почетной грамотой ВЦСПС (1974 г.), занесен во флотскую Книгу почета (1976 г.). 9 февраля этого года экипаж траулера «.Га­ лич» стал коллективом ком­ мунистического труда. Этот год вообще запом­ нится морякам «Галича». В январе они стали победите­ лями флотского социалисти­ ческого соревнования. В ф е­ врале, несмотря на то что полмесяца не по своей вине простояли в ремонте, спра­ вились с программой пер­ вого квартала. В марте, со­ ревнуясь с экипажами трау- ты.ѵі душевным складом. Он не способен сказать чело­ веку грубое слово, даже ес­ ли ю т не прав. Но он не сможет быть н равнодуш­ ным. Он тактично поставит на место рвача, лодыря и любителя спиртного, без кри­ ка и надрыва, так, как по­ добает настоящему команди­ ру- Александр Федорович ра­ ботал с. опытными капитана­ ми тт. Астахнным, Захаро­ вым, Серовым, Покровским. Сейчас капитаном на «Гали­ че» Владимир Васильевич Дымов. Коммунист, опыт­ ный промысловик, он и во « Х О Ч У С Т А Т Ь К О М М У Н И С Т О М ! » Мать переехала в Мур­ манск. Вырастила нас. Сест­ ра Надя бухгалтером рабо­ тает, другая — Полина — в Калининграде. Ну, а я в 1954 году, и двадцати лет мне тогда не было, окончил судомеханическпй ф акуль­ тет, пошел в море. На тра­ улерах «Сатурн», «Марс», «Чирчик» плавал старшим машинистом. «Дедом» стал в шестьдесят восьмом. Ходил на траулерах «Абхазия», «Гатчина», «Минусинск». С 1970 года закреплен за «Галичем». Принял его по­ сле ремонта, и с тех нор моя судьба связана с ним». А теперь несколько слов о траулере РТ -2 6 3 «Галич» — сам Александр Федоро­ вич о нем может рассказы ­ вать бесконечно, и это впол­ не естественно— на нем Зо­ тов завершает вторую пяти­ летку. В эти годы экипаж судна стал победителем со­ циалистического соревиова- хов и Наши леров «ЦІексна», «Зелено- дольск», «Геннчеек». срабо­ тали превосходно. — Проштормовалпеь. счи­ тай, полрейса, — говорит Зотов, — но улов взяли хо­ роший все. Работали в кон­ такте, были в курсе и успе- неудач друг у друга, соперники — опыт­ ные, заядлые рыбаки. Он любит выражение «за­ ядлый рыбак», вкладывая в него понятия самые различ­ ные, суть которых сводится, собственно, к тому, что этот человек — мастер своего дела, увлеченный им до глубины души. Таков он и сам, старший механик РТ «Галич» Александр Федоро­ вич Зотов. Старпом А. Ф. Пихитчук, секретарь партийной орга­ низации «Галича»: «Мне Александр Федорович инте­ ресен разнообразием прист­ растий, острой наблюдатель­ ностью, интеллектом, бога- Р Ы Б А Ц К О Е С П А С И Б О ! м НЕ не довелось при­ сутствовать при торже­ ственной закладке на Клайпедском судостроитель­ ном заводе «Балтия» голов­ ного посолыю-свежьевого траулера 1301 «Баренцево море». Этот день вошел в ис­ торию завода памятной да­ той. Родина поручала корабе­ лам Литвы освоить строи­ тельство новых, хорошо ос­ нащенных в промысловом отношении траулеров. И хо­ тя я не был на том торже­ стве, имею самое непосред­ ственное отношение к пер­ венцу Мне пришлось, как мы говорим, «обкатать» его. то есть проверить в промыс­ ловой обстановке, показать промысловикам и доказать скептикам, что новое судно обладает многими преимуще­ ствами Дело в том, что пос­ ле первых коротких опытных рейсов оценка качеств ново­ го судна была невысокой. Нужно было конкретнее изучить все «повадки» суд­ на, его технику. Пришлось много поработать и, конеч­ но, проявить большую на­ стойчивость. Нельзя сказать, что в первом рейсе па «Б а­ ренцевом море» дела у нас шли блестяще. Сильный шум от работающих механизмов мешал палубной команде. Для судоводителей были не­ привычны сами обводы суд­ на, носовая бульба, высокий борт. Но люди на новом траулере подобрались хоро­ шо знающие свое дело, гра­ мотные. Мне, ветерану фло­ та, доверили возглавить их. Нашему важное экипажу поручили и ответственное де­ ло, мы должны оылн сказать свое последнее слово. II мы сегодня говорим: умеют строить суда литовские кора­ белы. Судно нам понрави­ лось, н мы благодарны за него судостроителям. Выли в процессе освоения траулера, конечно, и слож­ ности. Нас, например, не устраивала вместимость суд­ на. Начали изыскивать воз­ можности для ликвидации этого недостатка. Так. в ка­ честве емкости для рыбьего жира начали использовать носовую бульбу, рыбную му­ ку и консервы сдавали на плавбазу. Беспокоила нас утечка рассола из чердаков, из-за чего продукция теряла много веса. Решили и эту проблему. На новых судах учтены все наши замечания: изменено расположение рыб- цеха, существенные передел­ ки произведены в трюмах. Рейс выявил и несомнен­ ные преимущества нового траулера. Он насыщен со­ временными приборами, по­ могающими промысловикам, удобно и надежно управле­ ние главным двигателем. Экипаж доволен своими жи ­ лыми и служебными поме­ щениями: красивая отделка /кают, столовой, кают-компа­ нии, хорошо осиаіценный камбуз — все это и многое другое создает отличные ус­ ловия для труда и отдыха рыбаков во время рейса. Во время обкатки судна в Б а ­ ренцевом море была весьма сложная промысловая об­ становка. Но благодаря хо­ рошему ходу траулер всегда своевременно прибывал к месту скопления рыбы. Улов оыл высокий, четко взаимо­ действовали мы с плавбазой, принимавшей от нас продук­ цию. Когда другие суда штормовали, «Баренцево мо­ ре» за счет сильной маши­ ны, хороших мореходных ка­ честв вело лов. И главное то, что вся команда, работав­ шая на обработке рыбы, бы­ ла, надежно укрыта от непо­ годы. После этого «Баренцево море» стало уходить в удли­ ненные рейсы. Увеличива­ лась продолжительность рей­ сов, увеличивался и вылов. Что и говорить, заработком мы тоже обижены не были. Все наши успехи на про­ мысле по праву могут раз­ делить с нами корабелы Клайпеды. Рыбаки были до­ вольны судном н уже ждали, когда флот пополнится новы­ ми. Сейчас, побывав на з а ­ воде, я мог лично наблюдать за строительством этих ко- раблей-тружеников, воочию убедиться в том, какой это нелегкий труд. Мы, промыс­ ловики, от всего сердца благодарны корабелам за эту заботу о нас, которую они проявляют при сооружении траулеров. А это, поверьте, облегчает нам работу вдали от родных берегов. Спасибо вам, товарищи судостроите­ ли! Мы верим вам и надеем­ ся, что н в дальнейшем наше сотрудничество будет так же успешно развиваться, что и в дальнейшем будете так же чутко относиться к нашим запросам, пожеланиям и предложениям. Б. АРАНОВИЧ, капитан, директор БІШРТ «Сам. шит». время неустойчивой промыс­ ловой обстановки, усложнен­ ной морозами и штормами, ведет трал с ювелирной точностью на самом разно­ образном грунте. В том. что ему всегда сопутствует уда­ ча. немалая заслуга старше­ го механика Зотова. Порядок в машинном от­ делении судна идеальный. Однажды. помню, новичок на своей первой вахте спо­ койно наблюдал, как течет сальник. Подошел к нему машинист второго класса Константин Кулик, постоял рядом, помолчал. А сверху все — кап-кап... —- Тебе что, ключ труд­ но взять? — спрашивает. — А мне что. больше всех надо? — отвечает но­ вичок. — Не мое заведова­ ние... Константин сам взял ключ, затянул гайку. Ни слова не сказал товарищу, а тот покраснел. Стиль работы коллектива машинной команды «Гали­ ча»: сделал сам — помо­ ги товарищу. А внедрил его в жизнь, сплотил экипаж дтшинно - судовой службы Александр Федорович Зо­ тов Тот же Кулик пришел на сѵ^но матросом, а сейчас готовится управлять рыбо­ мучной установкой, матросу В Тюшеву «дед» помог ос­ воить специальность котель­ ного машиниста. Вторыми профессиями владеют ма­ шинист РМУ В. Данилов, старший машинист В. Нн- колаГічук. секретарь судо­ вой комсомольской органи­ зации II Кукуету, матрос В. Бодрочѵк. Весьма пока­ зательно. что первым кол­ лективом коммунистического труда на судне стал экипаж машинной команды. А пер­ выми ударниками коммуни­ стического труда тт. Дани­ лов Кукуету. Бодрочук. Не говоря, конечно, об их на­ ставнике — А. Ф. Зотове». Александр Федорович — председатель судового коми­ тета профсоюза. Этого высо­ кого доверия моряков он ѵдостоиваетея не первый год и к обязанностям про­ фсоюзного шефа относится ревностно и с большой от­ ветственностью. За. высокие показатели в труде, за орга­ низацию всегда четких, без­ заветных морских вахт А. Ф. Зотов удостоен высо­ кой правительственной на­ грады — ордена Трудового Красного Знамени. Кандидатом в члены пар­ тии старшего механика З о ­ това коммунисты «Галича» приняли единогласно. На парткоме, когда попросили рассказать о рабочих буд­ нях судна, Александр Федо­ рович был краток,' опериро­ вал в основном цифрами. К Дню рыбака решено дать на народный стол 48.3 тысячи центнеров рыбного полу­ фабриката. завершив тем самым программу четырех лет пятилетки. Не преми­ нул сказать о делах ма­ шинной команды: сбереже­ но 700 килограммов масел, две тонны дизельного топли­ ва. 40 тонн мазута на две тысячи рублей. Партком утвердил реше­ ние первичной партийной организации «Галича» о принятии А. Ф. Зотова кан­ дидатом в члены КПСС. В. ЗАСУХИН. z г ІІІІІІІІІІІШ Ш Ш ІІІІІІІІІІШ ІІІШ Ш ІІП Ш ІН Ш Ш Ш Ш ІІН Н ІІН ІІМ ІІШ ІІІІІІІІІІІІІІ* т ш Ветеран рыбной промышленности Заполярья, участник Великой Отечественной войны Владимир Осипович Ру­ даков и сегодня трудится на флоте. Он ремонтный меха­ ник плавбазы «Арктика» управления «Севрыбхолод- флот», ударник коммунистического труда. На снимке: В. О. Рудаков. Фото В. Топтѵнова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz