Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.
....................................................................................................... . ....................................................... ииштшштшштшшшшшшшшшшишштишшшштшшшшиши^ і А ПРОМЫСЛЕ зимой один из матросов по просил рекомендацию н для вступления в партию у старшего механика Алек сандра Федоровича Зотова. «Дед» смутился: — Я ведь беспартийный... В свою очередь смутился матрос: — А .мы все считали вас коммунистом, Федорович. Через несколько дней по сле этого Зотов пришел к секретарю партийной орга низации судна, старшему по мощнику капитана Азиславу Федоровичу Пнхитчуку. вру чил ему заявление с прось бой принять его кандидатом з члены КПСС, передал со держание разговора с мат росом . — Одно время бытовало выражение «беспартийный большевик». Оно выражает мысль, что человек, не со стоя в рядах партии, предан ее идеям, — сказал он. — Это так естественно — мы же советские люди, н без партии жизнь наша невоз можна. Но быть членом КПСС —. большая честь и огромная ответственность. Мне 45 лет. Всю жизнь я на море, сам знаешь. А вот - прежде чем заявление напи сать, всю свою жизнь, год за гопом, словно страницы книги перелистал Какая она была, моя жизнь? Все ли в ней так, как положено? Не поздновато ли я принял это самое важное для себя решение — стать коммуни стом? Секретарь серьезно по смотрел на стармеха и не похлопал его по спине, не улыбнулся. Пожал ему кре пко руку: — Все будет в порядке, Федорович. У тебя все пра вильно. Зотов о себе: • Я — мур манчанин, коренной. Вырос на Жилстрое, дом наш еще сохранился — на улице Декабристов, 28. Все хочу его сфотографировать, дом сносить собираются, строи тельство в Первомайском районе идет большое. Учил ся в четвертой школе. По сле семилетки, как положе но пошел в моряки, начал с мореходки. Почему «как положено»? Мы же поморы, Зотовы. Наша деревня Та мила в 33 километрах от Онеги, так что сами пони маете. Они, конечно, мор ских училищ не кончали, предки мои, но рыбачили — этим жили. Отец был тр ал мейстером, знал Шамалуе- ва, приз имени которого в соревновании па фло те. Сорок два года назад, в шторм, отец погиб. пия на флоте (1973 г.), на гражден Почетной грамотой ВЦСПС (1974 г.), занесен во флотскую Книгу почета (1976 г.). 9 февраля этого года экипаж траулера «.Га лич» стал коллективом ком мунистического труда. Этот год вообще запом нится морякам «Галича». В январе они стали победите лями флотского социалисти ческого соревнования. В ф е врале, несмотря на то что полмесяца не по своей вине простояли в ремонте, спра вились с программой пер вого квартала. В марте, со ревнуясь с экипажами трау- ты.ѵі душевным складом. Он не способен сказать чело веку грубое слово, даже ес ли ю т не прав. Но он не сможет быть н равнодуш ным. Он тактично поставит на место рвача, лодыря и любителя спиртного, без кри ка и надрыва, так, как по добает настоящему команди ру- Александр Федорович ра ботал с. опытными капитана ми тт. Астахнным, Захаро вым, Серовым, Покровским. Сейчас капитаном на «Гали че» Владимир Васильевич Дымов. Коммунист, опыт ный промысловик, он и во « Х О Ч У С Т А Т Ь К О М М У Н И С Т О М ! » Мать переехала в Мур манск. Вырастила нас. Сест ра Надя бухгалтером рабо тает, другая — Полина — в Калининграде. Ну, а я в 1954 году, и двадцати лет мне тогда не было, окончил судомеханическпй ф акуль тет, пошел в море. На тра улерах «Сатурн», «Марс», «Чирчик» плавал старшим машинистом. «Дедом» стал в шестьдесят восьмом. Ходил на траулерах «Абхазия», «Гатчина», «Минусинск». С 1970 года закреплен за «Галичем». Принял его по сле ремонта, и с тех нор моя судьба связана с ним». А теперь несколько слов о траулере РТ -2 6 3 «Галич» — сам Александр Федоро вич о нем может рассказы вать бесконечно, и это впол не естественно— на нем Зо тов завершает вторую пяти летку. В эти годы экипаж судна стал победителем со циалистического соревиова- хов и Наши леров «ЦІексна», «Зелено- дольск», «Геннчеек». срабо тали превосходно. — Проштормовалпеь. счи тай, полрейса, — говорит Зотов, — но улов взяли хо роший все. Работали в кон такте, были в курсе и успе- неудач друг у друга, соперники — опыт ные, заядлые рыбаки. Он любит выражение «за ядлый рыбак», вкладывая в него понятия самые различ ные, суть которых сводится, собственно, к тому, что этот человек — мастер своего дела, увлеченный им до глубины души. Таков он и сам, старший механик РТ «Галич» Александр Федоро вич Зотов. Старпом А. Ф. Пихитчук, секретарь партийной орга низации «Галича»: «Мне Александр Федорович инте ресен разнообразием прист растий, острой наблюдатель ностью, интеллектом, бога- Р Ы Б А Ц К О Е С П А С И Б О ! м НЕ не довелось при сутствовать при торже ственной закладке на Клайпедском судостроитель ном заводе «Балтия» голов ного посолыю-свежьевого траулера 1301 «Баренцево море». Этот день вошел в ис торию завода памятной да той. Родина поручала корабе лам Литвы освоить строи тельство новых, хорошо ос нащенных в промысловом отношении траулеров. И хо тя я не был на том торже стве, имею самое непосред ственное отношение к пер венцу Мне пришлось, как мы говорим, «обкатать» его. то есть проверить в промыс ловой обстановке, показать промысловикам и доказать скептикам, что новое судно обладает многими преимуще ствами Дело в том, что пос ле первых коротких опытных рейсов оценка качеств ново го судна была невысокой. Нужно было конкретнее изучить все «повадки» суд на, его технику. Пришлось много поработать и, конеч но, проявить большую на стойчивость. Нельзя сказать, что в первом рейсе па «Б а ренцевом море» дела у нас шли блестяще. Сильный шум от работающих механизмов мешал палубной команде. Для судоводителей были не привычны сами обводы суд на, носовая бульба, высокий борт. Но люди на новом траулере подобрались хоро шо знающие свое дело, гра мотные. Мне, ветерану фло та, доверили возглавить их. Нашему важное экипажу поручили и ответственное де ло, мы должны оылн сказать свое последнее слово. II мы сегодня говорим: умеют строить суда литовские кора белы. Судно нам понрави лось, н мы благодарны за него судостроителям. Выли в процессе освоения траулера, конечно, и слож ности. Нас, например, не устраивала вместимость суд на. Начали изыскивать воз можности для ликвидации этого недостатка. Так. в ка честве емкости для рыбьего жира начали использовать носовую бульбу, рыбную му ку и консервы сдавали на плавбазу. Беспокоила нас утечка рассола из чердаков, из-за чего продукция теряла много веса. Решили и эту проблему. На новых судах учтены все наши замечания: изменено расположение рыб- цеха, существенные передел ки произведены в трюмах. Рейс выявил и несомнен ные преимущества нового траулера. Он насыщен со временными приборами, по могающими промысловикам, удобно и надежно управле ние главным двигателем. Экипаж доволен своими жи лыми и служебными поме щениями: красивая отделка /кают, столовой, кают-компа нии, хорошо осиаіценный камбуз — все это и многое другое создает отличные ус ловия для труда и отдыха рыбаков во время рейса. Во время обкатки судна в Б а ренцевом море была весьма сложная промысловая об становка. Но благодаря хо рошему ходу траулер всегда своевременно прибывал к месту скопления рыбы. Улов оыл высокий, четко взаимо действовали мы с плавбазой, принимавшей от нас продук цию. Когда другие суда штормовали, «Баренцево мо ре» за счет сильной маши ны, хороших мореходных ка честв вело лов. И главное то, что вся команда, работав шая на обработке рыбы, бы ла, надежно укрыта от непо годы. После этого «Баренцево море» стало уходить в удли ненные рейсы. Увеличива лась продолжительность рей сов, увеличивался и вылов. Что и говорить, заработком мы тоже обижены не были. Все наши успехи на про мысле по праву могут раз делить с нами корабелы Клайпеды. Рыбаки были до вольны судном н уже ждали, когда флот пополнится новы ми. Сейчас, побывав на з а воде, я мог лично наблюдать за строительством этих ко- раблей-тружеников, воочию убедиться в том, какой это нелегкий труд. Мы, промыс ловики, от всего сердца благодарны корабелам за эту заботу о нас, которую они проявляют при сооружении траулеров. А это, поверьте, облегчает нам работу вдали от родных берегов. Спасибо вам, товарищи судостроите ли! Мы верим вам и надеем ся, что н в дальнейшем наше сотрудничество будет так же успешно развиваться, что и в дальнейшем будете так же чутко относиться к нашим запросам, пожеланиям и предложениям. Б. АРАНОВИЧ, капитан, директор БІШРТ «Сам. шит». время неустойчивой промыс ловой обстановки, усложнен ной морозами и штормами, ведет трал с ювелирной точностью на самом разно образном грунте. В том. что ему всегда сопутствует уда ча. немалая заслуга старше го механика Зотова. Порядок в машинном от делении судна идеальный. Однажды. помню, новичок на своей первой вахте спо койно наблюдал, как течет сальник. Подошел к нему машинист второго класса Константин Кулик, постоял рядом, помолчал. А сверху все — кап-кап... —- Тебе что, ключ труд но взять? — спрашивает. — А мне что. больше всех надо? — отвечает но вичок. — Не мое заведова ние... Константин сам взял ключ, затянул гайку. Ни слова не сказал товарищу, а тот покраснел. Стиль работы коллектива машинной команды «Гали ча»: сделал сам — помо ги товарищу. А внедрил его в жизнь, сплотил экипаж дтшинно - судовой службы Александр Федорович Зо тов Тот же Кулик пришел на сѵ^но матросом, а сейчас готовится управлять рыбо мучной установкой, матросу В Тюшеву «дед» помог ос воить специальность котель ного машиниста. Вторыми профессиями владеют ма шинист РМУ В. Данилов, старший машинист В. Нн- колаГічук. секретарь судо вой комсомольской органи зации II Кукуету, матрос В. Бодрочѵк. Весьма пока зательно. что первым кол лективом коммунистического труда на судне стал экипаж машинной команды. А пер выми ударниками коммуни стического труда тт. Дани лов Кукуету. Бодрочук. Не говоря, конечно, об их на ставнике — А. Ф. Зотове». Александр Федорович — председатель судового коми тета профсоюза. Этого высо кого доверия моряков он ѵдостоиваетея не первый год и к обязанностям про фсоюзного шефа относится ревностно и с большой от ветственностью. За. высокие показатели в труде, за орга низацию всегда четких, без заветных морских вахт А. Ф. Зотов удостоен высо кой правительственной на грады — ордена Трудового Красного Знамени. Кандидатом в члены пар тии старшего механика З о това коммунисты «Галича» приняли единогласно. На парткоме, когда попросили рассказать о рабочих буд нях судна, Александр Федо рович был краток,' опериро вал в основном цифрами. К Дню рыбака решено дать на народный стол 48.3 тысячи центнеров рыбного полу фабриката. завершив тем самым программу четырех лет пятилетки. Не преми нул сказать о делах ма шинной команды: сбереже но 700 килограммов масел, две тонны дизельного топли ва. 40 тонн мазута на две тысячи рублей. Партком утвердил реше ние первичной партийной организации «Галича» о принятии А. Ф. Зотова кан дидатом в члены КПСС. В. ЗАСУХИН. z г ІІІІІІІІІІІШ Ш Ш ІІІІІІІІІІШ ІІІШ Ш ІІП Ш ІН Ш Ш Ш Ш ІІН Н ІІН ІІМ ІІШ ІІІІІІІІІІІІІІ* т ш Ветеран рыбной промышленности Заполярья, участник Великой Отечественной войны Владимир Осипович Ру даков и сегодня трудится на флоте. Он ремонтный меха ник плавбазы «Арктика» управления «Севрыбхолод- флот», ударник коммунистического труда. На снимке: В. О. Рудаков. Фото В. Топтѵнова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz