Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.
Д в а д ц а т а я предолимпийская Наш комсомольско - мо лодежный экипаж ІІІІР / Буссоль» провел в рейсе двадцатую заочную пред олимпийскую спартакиаду под девизом «Олимпиада — не только для олимпийцев». Мы убедились па собст венном опыте, что при же лании можно превратить в спортивную площадку и па лубу, и трюм, и небольшой наливной бассейн. Программа спартакиады была обширной: по двенад цати видам спорта. Основное внимание уделено те.м из них. которые входят в комп лекс ГТО: футболу, волей болу. настольному теннису, штанге, подтягиванию на пе рекладине. шахматам, шаш кам, подводному плаванию, морскому многоборью, пере тягиванию каната, стрельбе пз пневматической винтовки. В проведении спартакиады приняли участие все члены экипажа. 57 моряков выполнили нормативы комплекса ГТО, 9 пз них завоевали право но сить золотой значок «Тотов к труду и обороне СССР». Н. Ф. Вершинин и А, И. волков подтвердили знания перворазрядников по волей болу. 28 человек выполнили нор.ѵтативы третьего разряда по различным видам спор та. Такая массовость в спор те стала возможной благода ря большой работе, прово димой советом физкультуры совместно с комитетом ВЛКСМ и судовым комите том профсоюза. В состав совета физкультуры - входят 8 моряков, председатель — матрос В. В. Сухарев, име ющий третий спортивный разряд по настольному тен нису. Н ТИМОШЕНКО, пер. вый помощник капитана. СЛУШАЕТ аучиться быстрочитать СОВЕТ Акгнвио работает совет профилактики правонаруше ний в Мурманском морском рыбном порту. На очередном заседании члены совета заслушали от чет заместителя начальника третьего грузового района В. А. Колмапова «О состоя нии трудовой дисциплины и воспитательной работе в кол. .тективе». Совет утвердил план на второе полугодие, в котором предусмотрены улучшение профилактической работы в общежитиях порта, усиление правовой пропаганды. В. НИКОЛАЕВ. ОГАС СВЕТ, и тихо на чинает звучать музы ка. У сидящих за сто лом закрыты глаза, руки лежат на г,-оленях. — Я спокоен, я совер шенно спокоен. Мое внима ние сосредоточено на паль цах. С этих слов, произноси мых монотонным голосом, па фоне плавной, широко лью щейся мелодии, начинается сеанс аутогенной трениров ки. Мы находимся на заняти ях группы аспирантов и ра ботников Московского энер гетического института, ж е лающих освоить технику бы строго чтения. Здесь присут ствует автор этой методики кандидат технических наук О. А. Кузнецов. После два дцатиминутного сеанса, цель которого добиться макси мальной концентрации вни мания слушателей на пред стоящих занятиях, зажига ется свет. Начинается проверка до машних заданий. Соавтор О. Кузнецова в разработке методики Л. Хромов разло жил перед каждым слуша телем контрольный текст. Через 1 0— 15 минут каждо му слушателю, прочитавше му этот текст, нужно будет ответить на контрольные во просы. Вы. читатель, тоже можете стать участником этого лю бопытного эксперимента. Вот сейчас, закончив этот аб зац, оторвитесь на минуту от этой статьи и поду майте о том. как вы чита ете. Вопрос не совсем поня тен'.' Имеется в виду, есть ли у вас программа чтения: что читать, как' читать, что выбрать из текста, где за держивать свое внимание и читать медленно, а где. на оборот, скользить взглядом по набору? Вопросы, как 1 ’идіпе, просты, но согласи те, т., что вы, скорее всего, даже не задумываетесь над ними. А опыты показали, что применение простейшей про граммы во время чтения по зволяет повысить его ско рость вдвое и значительно улучшить усвоение прочи танного материала. Програм. ма — правило, организую щее четкую последователь- нгсть умственных действий во время процесса чтения,— на языке специалистов на зывается интегральным ал горитмом чтения. Еот алгоритм, состоящий из семи пунктов. Название. Автор. Источник. Основное Наша страна — самый крупный в мире издатель, а на селение ее — самый жадный читатель. Примерно треть людей учится. Практически все пользуются печатной про дукцией. Между тем поток информации, особенно научной и производственной, увеличивается с каждым дцем. Что д е лается в СССР для того, чтобы облегчить людям усвоение новых сведений? В частности, правда ли. что создана си стема быстрого чтения? Факты.Критика. содержание. Новизна. Учитывая утверждение современных лингвистов, что лишь 25 процентов объема научно-технических и попу лярных текстов несут основ ной смысл, читатель, воору женный этой схемой, в- ко роткое время сможет обна ружить содержательный объем текста и сосредото чить свое внимание на нем. опустив неинформативный материал. — Это лишь первый этап на пути освоения техники быстрого чтения, — говорит О. Кузнецов. Сейчас в мире издается огромное количество книг, выходит более 100 тысяч научных журналов. Ежеднев ный выпуск литературы со ставляет более 60 миллио нов страниц. С большой скоростью увеличивается и количество информации. Ученые подсчитали, чта ко времени, когда родившийся сегодня человек окончит высшее учебное заведение, объем научно-технической и экономической информации возрастет в 4 раза, а когда ему исполнится 50 лет, по ток ее увеличится более чем в 30 раз. В пашей стране создана общегосударственная систе ма научно-технической и экономической информации, комплексно решается вопрос ее обработки, успешно дей ствуют автоматизированные информационные системы. Широко используется совре менная вычислительная тех ника и аппаратура для пе редачи данных. Но на вы ходе любой информационной системы в конечном итоге оказывается человек. Он должен обрабатывать и ус ваивать данные, выданные автоматически.ми системами. — Какова же его обыч ная скорость чтения сего дня" — 150 — 200 слов в ми нуту. Эти данные получены нами во время эксперимен тального обучения. Для сра внения -замечу, что скорость чтения сегодня такая же. как и 5 0— 100 лет назад. В наши дни низкая интенсив ность чтения перестает быть Каждым раз, когда суда не тор. промысловики отмечают и м«. Владыке морей яренодиос ресекают эква- На этом снимке, который прислал на ре- раздник Непту- дакционныя конкурс В. Казьмин, запечатлен ится хлеб-соль. один из эпизодов праздника на БМРТ-176. лишь интеллектуальной про блемой. Она ставит и значи тельные задачи экономичес кого характера. Судите сами, чтобы не отстать от жизни и не про пустить важнейшие изобре тения и открытия, ученым, инженерам, хозяйственникам необходимо читать сейчас все больше и больше. Вопросы управления, как известно, неразрывно связа ны с вопросами сбора и переработки информации. Приведу лишь один факт. Руководителям ряда москов ских научно - исследователь ских институтов ежедневно приходится читать 1 5 0— 200 машинописных страниц не обходимых служебных доку ментов. Умение быстро читать теку щие материалы в значитель ной степени определяет воз можность более эффектив ного руководства. Это осо бенно актуально сейчас, в условиях быстрого роста промышленного производст ва. совершенствования мето дов самой системы управле ния народным хозяйством. Со все большим внедре нием в структуру производ ства систем автоматики, АСУ, ЭВМ процесс чтения становится все больше необ ратимым участником произ водства. меняя характер са мого труда. ...Подавление артикуля ции при чтении — такова тема сегодняшних занятий. Упражнения, которые сейчас выполняют слушатели, не совсе.м обычны — каждому пз них необходимо во время чтения выстукивать задан ный ритм. — Олег Андреевич, како ва цель этого упражнения? —• Многие из пас думают, что умеют читать молча, беззвучно. Но это не так. Чтение — процесс речевой, это значит, что сопровожда ется он внутренней речью: своеобразным «говорением про себя». Образно говоря, мы не столько читаем гла зам!!, сколько ушами, так как считываемая информа ция передается в мозг, где она затем обрабатывается с участием речевого канала. При выстукивании специаль ного ритма в соответствую щей зоне коры головного мозга возникает зона индук тивного торможения, кото рое делает невозможным произнесение слова, т. е. становится фактически по мехой для артикуляции, за медляющей скорость чтения. — Есть ли еще и другие помехи увеличению скоро- сі и? — Да, есть. Из них мож но выделить помимо арти куляции регрессию, малое поле зрения и отсутствие гибкой стратегии чтения. Преодоление их входит в программу обучения методу быстрого чтения, состоящую ' из семнадцати занятии. Методика эта разрабаты валась нами в течение плтк лет в тесном контакте с мо сковскими учеными и де монстрировалась в павильо не «Народное образование- на ВДНХ СССР. Я хочу об ратить внимание на то, что обучение по этой методике, в отличие от зарубежных, ведется без приборов. Эф фект же достигается тем. что слушатели во время занятий и тренировок дома избавля ются от привычек, задержи вающих развитие скорости чтения. — Каковы же возможно сти вашей системы? — Согласно данным, по лученным после проверки уровня чтения у лиц. про шедших полный курс заня тий, — до тысячи слов в минуту. Фактически они стали читать в пять раз бы стрее. Причем, подчеркивав без ущерба для освоения текста. — Какова же природа быстрого чтения? — Это не чтение по диа гонали, кое-как. Прежде всего это активный созида тельный процесс, в ходе ко торого читателем анализи руются факты, суждения, а затем происходит синтез от дельных понятий и заклады вается фундамент новых знаний. Я хочу привести один пример. Вот что рассказы вает в своих воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевич: «Чи тал Владимир Ильич совер шенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось. что он не прочитывает строку за стро кой. а смотрит страницу за страницей и быстро усваи вает все, поразительно глу боко и точно... Именно эта дало возможность Владими ру Ильичу прочитать такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться». — Применимо ли скоро чтение к художественной .ли тературе? — Чтение художествен ных произведений доставля ет, как известно, человеку эстетическое наслаждение. Здесь нет нужды в быстро*: чтении. Оно -требуется, когда надо усвоить научные и тех нические книги. Хотя в принципе можно применить метод быстрого . чтения и к художественной литературе. с . т о л е т о в . ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ Дети, отправляющиеся в пио нерский лагерь имени 30-летия Победы, расположенный у стан ции Березайка Калининской об ласти, выезжают 23 июня в 23 часа 55 минут поездом № 55. номера вагонов с 1 по 8. По- садка детей будет производить ся по посадочным талонам, ко торые выдаются завтра с 9 ча сов во время прохождение детьми комиссии. Базовый комитет профсою за управления тралэвого флота. Редактор А. А. МИРОНОВ. С Е Г О Д Н Я ОЖИДАЕТСЯ- ПРИХОД. РТ-300 «Муром», РТ-332 «Мателот». ЗАВТРА: РТ-188 «Лавна», БМРТ-247 «Витебск», ППР «Сказочник Андерсен», БМРТ- 3 4 5 «Пассат-2», СТР-212 «Со- сновоборск», танкера «Кекур». Администрация, партий, ный комитет и базовый ко митет профсоюза тралового флота с глубоким прискорби. ем извещают о том, что 18 июня после тяжелой болез ни скончался ветеран флота, член КПСС с 1943 года, первый помощник капитана КУЗНЕЦОВ Василий Константинович, и выражают- искреннее собо лезнование семье и близким покойного. t Рыбный Мур.ман». Индекс 5 2 8 6 1. Цена 1 экз. — * ко Мурманская областная типография, г. Мурманск.____ За к. 3928. ПН 0 2 )3 1 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz