Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.

Д в а д ц а т а я предолимпийская Наш комсомольско - мо­ лодежный экипаж ІІІІР / Буссоль» провел в рейсе двадцатую заочную пред­ олимпийскую спартакиаду под девизом «Олимпиада — не только для олимпийцев». Мы убедились па собст­ венном опыте, что при же­ лании можно превратить в спортивную площадку и па­ лубу, и трюм, и небольшой наливной бассейн. Программа спартакиады была обширной: по двенад­ цати видам спорта. Основное внимание уделено те.м из них. которые входят в комп­ лекс ГТО: футболу, волей­ болу. настольному теннису, штанге, подтягиванию на пе­ рекладине. шахматам, шаш­ кам, подводному плаванию, морскому многоборью, пере­ тягиванию каната, стрельбе пз пневматической винтовки. В проведении спартакиады приняли участие все члены экипажа. 57 моряков выполнили нормативы комплекса ГТО, 9 пз них завоевали право но­ сить золотой значок «Тотов к труду и обороне СССР». Н. Ф. Вершинин и А, И. волков подтвердили знания перворазрядников по волей­ болу. 28 человек выполнили нор.ѵтативы третьего разряда по различным видам спор­ та. Такая массовость в спор­ те стала возможной благода­ ря большой работе, прово­ димой советом физкультуры совместно с комитетом ВЛКСМ и судовым комите­ том профсоюза. В состав совета физкультуры - входят 8 моряков, председатель — матрос В. В. Сухарев, име­ ющий третий спортивный разряд по настольному тен­ нису. Н ТИМОШЕНКО, пер. вый помощник капитана. СЛУШАЕТ аучиться быстрочитать СОВЕТ Акгнвио работает совет профилактики правонаруше­ ний в Мурманском морском рыбном порту. На очередном заседании члены совета заслушали от­ чет заместителя начальника третьего грузового района В. А. Колмапова «О состоя­ нии трудовой дисциплины и воспитательной работе в кол. .тективе». Совет утвердил план на второе полугодие, в котором предусмотрены улучшение профилактической работы в общежитиях порта, усиление правовой пропаганды. В. НИКОЛАЕВ. ОГАС СВЕТ, и тихо на­ чинает звучать музы­ ка. У сидящих за сто­ лом закрыты глаза, руки лежат на г,-оленях. — Я спокоен, я совер­ шенно спокоен. Мое внима­ ние сосредоточено на паль­ цах. С этих слов, произноси­ мых монотонным голосом, па фоне плавной, широко лью­ щейся мелодии, начинается сеанс аутогенной трениров­ ки. Мы находимся на заняти­ ях группы аспирантов и ра­ ботников Московского энер­ гетического института, ж е­ лающих освоить технику бы­ строго чтения. Здесь присут­ ствует автор этой методики кандидат технических наук О. А. Кузнецов. После два­ дцатиминутного сеанса, цель которого добиться макси­ мальной концентрации вни­ мания слушателей на пред­ стоящих занятиях, зажига­ ется свет. Начинается проверка до­ машних заданий. Соавтор О. Кузнецова в разработке методики Л. Хромов разло­ жил перед каждым слуша­ телем контрольный текст. Через 1 0— 15 минут каждо­ му слушателю, прочитавше­ му этот текст, нужно будет ответить на контрольные во­ просы. Вы. читатель, тоже можете стать участником этого лю­ бопытного эксперимента. Вот сейчас, закончив этот аб­ зац, оторвитесь на минуту от этой статьи и поду­ майте о том. как вы чита­ ете. Вопрос не совсем поня­ тен'.' Имеется в виду, есть ли у вас программа чтения: что читать, как' читать, что выбрать из текста, где за­ держивать свое внимание и читать медленно, а где. на­ оборот, скользить взглядом по набору? Вопросы, как 1 ’идіпе, просты, но согласи­ те, т., что вы, скорее всего, даже не задумываетесь над ними. А опыты показали, что применение простейшей про­ граммы во время чтения по­ зволяет повысить его ско­ рость вдвое и значительно улучшить усвоение прочи­ танного материала. Програм. ма — правило, организую­ щее четкую последователь- нгсть умственных действий во время процесса чтения,— на языке специалистов на­ зывается интегральным ал­ горитмом чтения. Еот алгоритм, состоящий из семи пунктов. Название. Автор. Источник. Основное Наша страна — самый крупный в мире издатель, а на­ селение ее — самый жадный читатель. Примерно треть людей учится. Практически все пользуются печатной про­ дукцией. Между тем поток информации, особенно научной и производственной, увеличивается с каждым дцем. Что д е­ лается в СССР для того, чтобы облегчить людям усвоение новых сведений? В частности, правда ли. что создана си­ стема быстрого чтения? Факты.Критика. содержание. Новизна. Учитывая утверждение современных лингвистов, что лишь 25 процентов объема научно-технических и попу­ лярных текстов несут основ­ ной смысл, читатель, воору­ женный этой схемой, в- ко­ роткое время сможет обна­ ружить содержательный объем текста и сосредото­ чить свое внимание на нем. опустив неинформативный материал. — Это лишь первый этап на пути освоения техники быстрого чтения, — говорит О. Кузнецов. Сейчас в мире издается огромное количество книг, выходит более 100 тысяч научных журналов. Ежеднев­ ный выпуск литературы со­ ставляет более 60 миллио­ нов страниц. С большой скоростью увеличивается и количество информации. Ученые подсчитали, чта ко времени, когда родившийся сегодня человек окончит высшее учебное заведение, объем научно-технической и экономической информации возрастет в 4 раза, а когда ему исполнится 50 лет, по­ ток ее увеличится более чем в 30 раз. В пашей стране создана общегосударственная систе­ ма научно-технической и экономической информации, комплексно решается вопрос ее обработки, успешно дей­ ствуют автоматизированные информационные системы. Широко используется совре­ менная вычислительная тех­ ника и аппаратура для пе­ редачи данных. Но на вы­ ходе любой информационной системы в конечном итоге оказывается человек. Он должен обрабатывать и ус­ ваивать данные, выданные автоматически.ми системами. — Какова же его обыч­ ная скорость чтения сего­ дня" — 150 — 200 слов в ми­ нуту. Эти данные получены нами во время эксперимен­ тального обучения. Для сра­ внения -замечу, что скорость чтения сегодня такая же. как и 5 0— 100 лет назад. В наши дни низкая интенсив­ ность чтения перестает быть Каждым раз, когда суда не тор. промысловики отмечают и м«. Владыке морей яренодиос ресекают эква- На этом снимке, который прислал на ре- раздник Непту- дакционныя конкурс В. Казьмин, запечатлен ится хлеб-соль. один из эпизодов праздника на БМРТ-176. лишь интеллектуальной про­ блемой. Она ставит и значи­ тельные задачи экономичес­ кого характера. Судите сами, чтобы не отстать от жизни и не про­ пустить важнейшие изобре­ тения и открытия, ученым, инженерам, хозяйственникам необходимо читать сейчас все больше и больше. Вопросы управления, как известно, неразрывно связа­ ны с вопросами сбора и переработки информации. Приведу лишь один факт. Руководителям ряда москов­ ских научно - исследователь­ ских институтов ежедневно приходится читать 1 5 0— 200 машинописных страниц не­ обходимых служебных доку­ ментов. Умение быстро читать теку­ щие материалы в значитель­ ной степени определяет воз­ можность более эффектив­ ного руководства. Это осо­ бенно актуально сейчас, в условиях быстрого роста промышленного производст­ ва. совершенствования мето­ дов самой системы управле­ ния народным хозяйством. Со все большим внедре­ нием в структуру производ­ ства систем автоматики, АСУ, ЭВМ процесс чтения становится все больше необ­ ратимым участником произ­ водства. меняя характер са­ мого труда. ...Подавление артикуля­ ции при чтении — такова тема сегодняшних занятий. Упражнения, которые сейчас выполняют слушатели, не совсе.м обычны — каждому пз них необходимо во время чтения выстукивать задан­ ный ритм. — Олег Андреевич, како­ ва цель этого упражнения? —• Многие из пас думают, что умеют читать молча, беззвучно. Но это не так. Чтение — процесс речевой, это значит, что сопровожда­ ется он внутренней речью: своеобразным «говорением про себя». Образно говоря, мы не столько читаем гла­ зам!!, сколько ушами, так как считываемая информа­ ция передается в мозг, где она затем обрабатывается с участием речевого канала. При выстукивании специаль­ ного ритма в соответствую­ щей зоне коры головного мозга возникает зона индук­ тивного торможения, кото­ рое делает невозможным произнесение слова, т. е. становится фактически по­ мехой для артикуляции, за­ медляющей скорость чтения. — Есть ли еще и другие помехи увеличению скоро- сі и? — Да, есть. Из них мож­ но выделить помимо арти­ куляции регрессию, малое поле зрения и отсутствие гибкой стратегии чтения. Преодоление их входит в программу обучения методу быстрого чтения, состоящую ' из семнадцати занятии. Методика эта разрабаты­ валась нами в течение плтк лет в тесном контакте с мо­ сковскими учеными и де­ монстрировалась в павильо­ не «Народное образование- на ВДНХ СССР. Я хочу об­ ратить внимание на то, что обучение по этой методике, в отличие от зарубежных, ведется без приборов. Эф­ фект же достигается тем. что слушатели во время занятий и тренировок дома избавля­ ются от привычек, задержи­ вающих развитие скорости чтения. — Каковы же возможно­ сти вашей системы? — Согласно данным, по­ лученным после проверки уровня чтения у лиц. про­ шедших полный курс заня­ тий, — до тысячи слов в минуту. Фактически они стали читать в пять раз бы­ стрее. Причем, подчеркивав без ущерба для освоения текста. — Какова же природа быстрого чтения? — Это не чтение по диа­ гонали, кое-как. Прежде всего это активный созида­ тельный процесс, в ходе ко­ торого читателем анализи­ руются факты, суждения, а затем происходит синтез от­ дельных понятий и заклады­ вается фундамент новых знаний. Я хочу привести один пример. Вот что рассказы­ вает в своих воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевич: «Чи­ тал Владимир Ильич совер­ шенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось. что он не прочитывает строку за стро­ кой. а смотрит страницу за страницей и быстро усваи­ вает все, поразительно глу­ боко и точно... Именно эта дало возможность Владими­ ру Ильичу прочитать такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться». — Применимо ли скоро­ чтение к художественной .ли­ тературе? — Чтение художествен­ ных произведений доставля­ ет, как известно, человеку эстетическое наслаждение. Здесь нет нужды в быстро*: чтении. Оно -требуется, когда надо усвоить научные и тех­ нические книги. Хотя в принципе можно применить метод быстрого . чтения и к художественной литературе. с . т о л е т о в . ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ Дети, отправляющиеся в пио­ нерский лагерь имени 30-летия Победы, расположенный у стан­ ции Березайка Калининской об­ ласти, выезжают 23 июня в 23 часа 55 минут поездом № 55. номера вагонов с 1 по 8. По- садка детей будет производить­ ся по посадочным талонам, ко­ торые выдаются завтра с 9 ча­ сов во время прохождение детьми комиссии. Базовый комитет профсою­ за управления тралэвого флота. Редактор А. А. МИРОНОВ. С Е Г О Д Н Я ОЖИДАЕТСЯ- ПРИХОД. РТ-300 «Муром», РТ-332 «Мателот». ЗАВТРА: РТ-188 «Лавна», БМРТ-247 «Витебск», ППР «Сказочник Андерсен», БМРТ- 3 4 5 «Пассат-2», СТР-212 «Со- сновоборск», танкера «Кекур». Администрация, партий, ный комитет и базовый ко­ митет профсоюза тралового флота с глубоким прискорби. ем извещают о том, что 18 июня после тяжелой болез­ ни скончался ветеран флота, член КПСС с 1943 года, первый помощник капитана КУЗНЕЦОВ Василий Константинович, и выражают- искреннее собо­ лезнование семье и близким покойного. t Рыбный Мур.ман». Индекс 5 2 8 6 1. Цена 1 экз. — * ко Мурманская областная типография, г. Мурманск.____ За к. 3928. ПН 0 2 )3 1 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz