Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.
{Окончание. Нач. в № 69). Культура производства, на наш взгляд, в условиях моря — это доброта и доброжела тельность каждого члена :ки- пажа, уважительное отношение к своим товарищам и к своему делу. Это когда моряк не по зволяет себе ни на минуту опоздать ни на собрание, ни на заседание судового комитета, ни на политзанятия. Это крв- сивые мускулистые тела сев- рыбовцев, когда они занима ются спортом на вертолетной площадке. Это их достоинство и сознание своей значимости. В. И. Ленин в статье «Луч ше меньше, да лучше», говоря о необходимости существенных преобразований в управлении общественным производством, писал: «Именно о культуре ставлю я здесь вопрос, потому что в этих делах достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки». Выступая на июль ском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС, товарищ Л. И. Бреж нев подчеркнул именно такое наше понимание культуры се годня в самом широком смыс ле слова, как культуры труда, Зыта, человеческих отношений. СПОРТ — ТРУДУ п о м о щ н и к Труд в море предъявляет свои специфические требования к организму человека, разно* сторонне действует на него.. И это очень хорошо понимают члены нашего совета мастеров, партийная, комсомольская, профсоюзная организации и командиры судна. Любое заседание совета ма стеров — это, во-первых, пе дагогический процесс сам по себе, обмен профессиональными знаниями, опытом, приобретен ным в процессе труда, передо выми методами работы, приво дящей к повышению эффектив ности производства и качества выполняемого труда, и, во-вто рых, это совершенствование тех или иных операций непо средственно на рабочих местах, приводящих к снижению влия- _ ния утомительных и монотон ных движений на организм че ловека. Могучим фактором, помога ющим сохранить постоянную работоспособность и устойчи вость нервной системы личного состава к стрессовым ситуаци ям в длительных рейсах, слу жат занятия спортом. Видимо, это не является новостью ни для рыбообработчиков, ни для рыбмастеров, ни для механи ков, ни для штурманов. На на шей плавбазе есть немало мо ряков, систематически занима ющихся спортом, разнообраз ными физическими упражнени ями, бегом. Это, например, рыбообработчики Юрий Ерма ков, Николай Гончаров, рефма- шинисты Петрас Навикас и Валерий Некращук, электрик Виктор Сопилов, сменный элек тромеханик Виталий Андриев ский, старший электромеханик Борис Иванюк, главный меха ник Леонид Хмызенко, камбуз ник Сергей Исаев, радиоопера тор Ольгерт Добржанский... Это они собственными сила ми оборудовали гимнастический зал, сконструировали и уста новили в нем различные спор тивные снаряды. И, очевидно, далеко не случайно члены эки пажа, регулярно занимающиеся спортом, обращаются в мед пункт плавбазы разве только :лишь для того, чтобы занятия спортом проходили под контро лем врача. Их организм быст рее адаптируется к условиям ^плавания, сохраняет более вы сокий уровень работоспособно сти, легче приспосабливается к береговым условиям после длительных рейсов. Это позволяет считать физи ческие упражнения важной со ставной частью успешной рабо ты в условиях моря. Именно поэтому наш медицинский пер сонал периодически в течение рейса рассказывает командному (Записки су дового врача) и рядовому составу об общих основах физиологии труда ры бака и о важности спортивных тренировок. Такая пластичность нашего организма позволяет целена правленно влиять на него, при спосабливать к повышающимся функциональным нагрузкам в период изобильного поступле ния сырья, к возрастающим проявлениям силы и быстроты, выносливости и координации движений при интенсивном вы пуске готовой рыбопродукции, например, пресервов или моро женой, к все более и более на растающим психическим напря жениям по мере увеличения срока нахождения вдали от се мьи, родных и близких. Всем известно, что путем многократного повторения спе циальных воздействий, раздра жителей, выполнения физичес ких и других упражнений мо жет быть воспитана, улучшена, развита, наконец. повышена любая сторона деятельности человека — волевая, умствен ная, эстетическая и т. п. Одна ко главную роль при этом иг рают те изменения, которые происходят в организме во вре мя работы, когда совершенст вуется управление всеми орга нами и системами со стороны центральной нервной системы, когда, образуются и упрочива ются навыки, постепенно пере растая в профессиональные. Весьма важную роль в повы шении работоспособности игра ют и процессы восстановления энергоресурсов в тканях рабо тавших мышц. Здесь особенно важно отме тить изменения и усовершенст вования, происходящие под влиянием спортивных трениро вок в деятельности центральной нервной системы моряка. Пре жде всего, у рыбака повышает ся силй в'озбудительного и тор мозного процессов, то есть нер вные клетки вырабатывают в себе способность выдерживать чрезвычайные напряжения, ко торые присущи людям, связы- ' вающим свою жизнь с морем. Эта способность нервной си стемы совершенствует орга низм, особенно в отношении трех основных качеств двига тельной деятельности: силы, быстроты и выносливости. Разумеется, соответствующим подбором средств, методов и тренировочных нагрузок можно вызвать морфологические, фи зиологические и психологичес кие сдвиги применительно к требованиям того или иного вида работы и индивидуальным особенностям людей, находя щихся в длительном плавании. Это зависит от уровня общей физической подготовки, кото рая, естественно, направлена на гармоничное развитие человека, прежде всего, и необходима как воздух тем, кто посвятил своіо жизнь морю. А достигается та кая подготовка разнообразием применяемых физических уп ражнений, систематически воз действующих на все органы и системы организма, на все ча сти тела. В результате у ры баков вырабатывается способ ность продолжительное время выполнять монотонную и одно образную работу при вовлече нии в действие многих мышеч ных групп тела, что предъяв ляет высокие требования к сердечно - сосудистой и дыха тельной системам. Правда, скрывать не будем, что ника ких или. точнее, почти никаких заводских спортивных снаря дов для подобных целей у нас на судне нет и когда они бу дут и будут ли, мы судить не можем. Но, полагаем,, что ком петентные органы эти .вопросы возьмут себе на заметку, О большем мы пока не говорим и на большее не претендуем. Совет мастеров прекрасно осознает, что на базе общей физической 'подготовки лучше вырабатывается и развивается не только способность бороться с утомлением, но и уменье вы полнять поставленную задачу наиболее эффективно в услови ях, скажем, строгого ограниче ния времени, например, в те чение четырехчасовой вахты. ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛЬНОГО КЛИМАТА При нахождении в .море труд на плавбазе характеризу ется определенной суточной цикличностью. Интенсивность и продолжительность нагрузки через определенные, зачастую неравномерные промежутки времени, чередуются с отды хом, его продолжительностью и неодинаковым характером (за нятие другими видами деятель ности, например, выполнение каких-либо общественных обя занностей). числом чередований (например, вахта — отдых — вахта. Или: вахта— подвахта •— отдых — вахта). Однако не спортом единым определяется успешная работа экипажа в море. Немаловаж ную роль играют эмоциональ ный настрой, моральный кли мат в микроколлективах эки пажа, правильно организован ный досуг, рациональное пита ние, хорошие бытовые условия, материальная заинтересован ность, заход для отдыха эки пажа в иностранный порт, сво евременно доставленная почта и многие другие факторы в ус ловиях, ограниченных рамками плавбазы, становятся весьма важными регуляторами эмоци онального порядка. Ведь не секрет, особенно для моряка, что вовремя до ставленная весточка от родных и близких, просмотренный но вый кинофильм, прочитанная хорошая книга, свежая газета — повышают эмоциональный тонус, увеличивают устойчи вость нервной системы к не благоприятным влияниям усло вий длительного рейса, снима ют стрессовое напряжение, что в конечном итоге помогает ры бакам сохранить работоспособ-. ность, лучше переносить тяго ты морской жизни, способству ет успешному выполнению рей сового задания. И. наоборот, неосторожно об роненное слово, злое замеча ние, сорвавшееся в общем-то без умысла, — вызывает не адекватную реакцию. При дру гих условиях, скажем, на бер е гу или в самом начале рейса, на шутку человек ответит, яс но, шуткой, отреагирует в той или иной степени адекватно. Но через 3 — 4 — 5 месяцев пребывания в море можно ожи дать в ответ на незначитель ную шутку и грубость, и .рез кий выпад. Известен такой случай. На БМРТ «Достоевский» на от крытой части палубы был уста новлен рыбодел, за которым 3 матроса шкерили подаваемую из ящика рыбу.. Была хорошая солнечная погода, отличное на строение. богатый улов, сло вом. ничто не предвещало ни какой беды. Матрос-подаваль- Щнк, засмотревшись на сол нечные блики, отражавшиеся на гладкой, как зеркало, поверх ности воды, или. возможно, за мечтавшись, вспоминал е чем- то, короче, отвлекся от рабо ты. Тем временем у одного из шкеріциков закончилась рыба и он. улучив момент, взял у соседа рыбину и «мазнул» ее хвостом по губам подавальщи ка, расплывшись в улыбке. Ес ли бы это произошло в начале рейса, то скорее всего инци дент был бы исчерпан окаты ванием водой из шланга в от вет или как-то иначе, но, надо полагать, беззлобно. Здесь же реакция была иная. В руках матроса - подавальщика была «.пика», на конце которой нахо дится металлический крюк. Так - вот матрос-пода вальщик ударил этой пикой по голове матроса-шксрщика, который, наверное, все-таки не ожидал такой реакции. Результат — недельное пребывание матроса- шкерщика в санчасти. Затем разбор случившегося. На воп рос: «Зачем ты его «мазнул» рыбиной?» — последовал ответ: — «Я пошутил». «А ты зачем пи. кой его ударил?» — «Я тоже по шутил». Ничего себе «шуточ ки». Потом матрос-подаваль щик разводил руками и гово рил: «И как это получилось, не пойму»... Или вот еще совсем, так сказать, свежий случай, проис шедший через несколько дней после захода в иностранный порт. Есть у нас матрос-рыбо обработчик М. Д. Коблак, мо лодой. здоровый парень, 23 лет. Так вот приходит он к капитан-директору А. П. Бо- ■ лычеву с заявлением, в кото ром' в категорической форме пишет: «Прошу списать меня с судна, от работы отказываюсь». Не проходит и суток, как он приносит второе заявление, в котором опять-таки просит о списании его с судна и добав ляет, что у него-де «не выдер живают нервы». Естественно, капитан-дирек тор пригласил меня, показал заявление М. Д. Коблака и по просил осмотреть последнего: быть может, матрос действи тельно нездоров. Судовые медики не выявили у него никаких заболеваний. Более того, врачи констатиро вали отменность его здоровья. Однако в процессе обследова ния с М. Д. Коблаком состоял ся разговор, из которого выяс нилось, что он просто-напросто устал от однообразия и интен сивной монотонности выполня емых операций. Плюс ко всему, он впервые в жизни соверша ет такой продолжительный рейс. Сам же матрос по харак теру человек инертный, не об щительный и, как единствен ный сын у своих любящих ро дителей, привыкший к тому, что для него все есть, ему все подают «на блюдечке с золо той каемочкой...» А тут этого нет. Здесь надо делать все са мому. Но надо отдать ему дол жное, к работе М. Д. Коблак относился добросовестно, во всяком случае, всю первую по- іовину рейса па него жалоб не поступало. На четвертом меся це сменному технологу по_- надобилась перестановка людей на рабочих местах, другими словами, в целях производст венной необходимости надо бы ло произвести перераспределе ние обязанностей между . от дельными рыбообработчиками. До «того М. Д. Коблак рабо тал трюмным. Здесь же его поставили на расфасовку рыбо продукции, что значительно легче, чем труд трюмного. Ес ли бы это было в начале рей са, то последовал бы ответ: «Есть!» — и вопрос был бы исчерпан. Но здесь, как види те, вопрос этим не разрешил ся. Последовала бурная ответ ная реакция, которую врачи называют неадекватной. На слабый раздражитель последо вала весьма категоричная, взрывная реакция: «Работать не хочу, хочу в порт, буду увольняться, надоело!» Позже: «Используйте меня на работе только в трюме, или... И вооб ще я не могу равнодушно смо треть на сменного технолога. Один его вид вызывает у меня раздражение». Пришлось немало поработать членам совета мастеров, капи тан-директору А. П. Болычеву. помощнику капитана по произ водству В. А. Белецкому, по ка М. Д. Коблак не успокоился, не пришел, как говорится, в себя. А когда его душа «оттая ла», стал он по-прежнему тру диться добросовестно, охотно, с огоньком и задором, причем на любых операциях. И очень огорчался впоследствии необду манностью своих действий, го ворил: «И как это получилось, сам не знаю до сих пор...». А причина здесь одна — эмоциональный голод, тоска по дому, но «берегу» плюс явное неумение занять себя другим делом, отвлечься от тоскливых мыслей., нежеланием заняться спортом, аутотренингом, реко мендуемым каждому моряку. Или возьмем для примера такой факт. При продолжитель ности рейса на плавбазе в 165 суток членам экипажа предо ставляется право захода в пна- странный порт на двое суток для отдыха. Казалось бы, этот заход надо делать в середине рейса. Но это только на первый взгляд. Практика показывает, что заход, сделанный в середи не рейса, не достигает пресле дуемой цели. Мы не берем на себя смелость судить о других судах, но приведем любопыт ную подробность из жизни эки пажа нашей плавбазы. За 105 суток нахождения на промысле до захода в иност ранный порт зарегистрировано 680 обращений в медпункт, то есть в среднем но 6 человек, а после захода — по десять об ращений. На наш взгляд, причина здесь в снятии стрессового на пряжения, определенного наст роя нервной системы на время рейса. Ведь выходя в полуго довой рейс, моряк вольно иль невольно «настраиваете себя на длительную работу ндали от родных берегов, затем прохо дит начальный небольшой пе риод «врабатываемостп» и ада птации. производительность труда доходит до какого-то оп ределенного уровня, и поддер живается в дальнейшем без ка ких-либо резких спадов и подъ емов, особенно при достаточном и равномерном поступлении сырья. Но вот сделан заход в ино странный порт. Создается обманчивое впечатление. что все уже позади, пора и домой, в порт. Вот здесь-то и снижают ся защитные силы организма, появляется отрицательное от ношение к работе, если не ска зать больше... Временами чело век сверх силы заставляет себя работать, хотя ни желания, ни радости от своего труда не ис пытывает. Ему просто по-чело вечески хочется домой Пожа луй, словами это чувство труд но передать. Чтобы попять его надо прочувствовать это на са мом себе. Вот здесь-то и под стерегают ѵшряка всевозмож ные «болячки», которые ранее, во всяком случае, до захода в иностранный порт, ничем себя не проявляли, точнее их прос то не было, как таковых А тут вдруг мы начинаем наб подать различные обострения всевоз можных радикулитов, тонзилм- тов, резкое увеличение числа аллергических состояний, про студных заболеваний снижение аппетита, потерю работоспособ ности, повышенную утомляе мость и, в конечном итоге, — понижение производственных показателей. Впереди еще пред стояли целых 2 месяца напря женного труда, а из них почти три недели ушло на процесс перестройки, реадаптации орга низма. Мы пока не можем подтвер дить наши наблюдения более глубокими выкладками. Для этого, очевидно, нужны тща тельные исследования II не на одном судне, а, наверное, на нескольких. Однако на плавба зе «Севрыба» эти данные та ковы, что. исходя пз них, со вету мастеров, администрации судна, общественным органи зациям приходится в дальней шем строить свою работу с учетом воспитания у членов экипажа твердой воли и вынос ливости Разумеется, при стро гом подходе к индивидуальным особенностям каждого моряка. Г. ЩЕРБАКОВ, старший врач илавбазы «Севрыба».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz