Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.

{Окончание. Нач. в № 69). Культура производства, на наш взгляд, в условиях моря — это доброта и доброжела­ тельность каждого члена :ки- пажа, уважительное отношение к своим товарищам и к своему делу. Это когда моряк не по­ зволяет себе ни на минуту опоздать ни на собрание, ни на заседание судового комитета, ни на политзанятия. Это крв- сивые мускулистые тела сев- рыбовцев, когда они занима­ ются спортом на вертолетной площадке. Это их достоинство и сознание своей значимости. В. И. Ленин в статье «Луч­ ше меньше, да лучше», говоря о необходимости существенных преобразований в управлении общественным производством, писал: «Именно о культуре ставлю я здесь вопрос, потому что в этих делах достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки». Выступая на июль­ ском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС, товарищ Л. И. Бреж­ нев подчеркнул именно такое наше понимание культуры се­ годня в самом широком смыс­ ле слова, как культуры труда, Зыта, человеческих отношений. СПОРТ — ТРУДУ п о м о щ н и к Труд в море предъявляет свои специфические требования к организму человека, разно* сторонне действует на него.. И это очень хорошо понимают члены нашего совета мастеров, партийная, комсомольская, профсоюзная организации и командиры судна. Любое заседание совета ма­ стеров — это, во-первых, пе­ дагогический процесс сам по себе, обмен профессиональными знаниями, опытом, приобретен­ ным в процессе труда, передо­ выми методами работы, приво­ дящей к повышению эффектив­ ности производства и качества выполняемого труда, и, во-вто­ рых, это совершенствование тех или иных операций непо­ средственно на рабочих местах, приводящих к снижению влия- _ ния утомительных и монотон­ ных движений на организм че­ ловека. Могучим фактором, помога­ ющим сохранить постоянную работоспособность и устойчи­ вость нервной системы личного состава к стрессовым ситуаци­ ям в длительных рейсах, слу­ жат занятия спортом. Видимо, это не является новостью ни для рыбообработчиков, ни для рыбмастеров, ни для механи­ ков, ни для штурманов. На на­ шей плавбазе есть немало мо­ ряков, систематически занима­ ющихся спортом, разнообраз­ ными физическими упражнени­ ями, бегом. Это, например, рыбообработчики Юрий Ерма­ ков, Николай Гончаров, рефма- шинисты Петрас Навикас и Валерий Некращук, электрик Виктор Сопилов, сменный элек­ тромеханик Виталий Андриев­ ский, старший электромеханик Борис Иванюк, главный меха­ ник Леонид Хмызенко, камбуз­ ник Сергей Исаев, радиоопера­ тор Ольгерт Добржанский... Это они собственными сила­ ми оборудовали гимнастический зал, сконструировали и уста­ новили в нем различные спор­ тивные снаряды. И, очевидно, далеко не случайно члены эки­ пажа, регулярно занимающиеся спортом, обращаются в мед­ пункт плавбазы разве только :лишь для того, чтобы занятия спортом проходили под контро­ лем врача. Их организм быст­ рее адаптируется к условиям ^плавания, сохраняет более вы­ сокий уровень работоспособно­ сти, легче приспосабливается к береговым условиям после длительных рейсов. Это позволяет считать физи­ ческие упражнения важной со­ ставной частью успешной рабо­ ты в условиях моря. Именно поэтому наш медицинский пер­ сонал периодически в течение рейса рассказывает командному (Записки су дового врача) и рядовому составу об общих основах физиологии труда ры­ бака и о важности спортивных тренировок. Такая пластичность нашего организма позволяет целена­ правленно влиять на него, при­ спосабливать к повышающимся функциональным нагрузкам в период изобильного поступле­ ния сырья, к возрастающим проявлениям силы и быстроты, выносливости и координации движений при интенсивном вы­ пуске готовой рыбопродукции, например, пресервов или моро­ женой, к все более и более на­ растающим психическим напря­ жениям по мере увеличения срока нахождения вдали от се­ мьи, родных и близких. Всем известно, что путем многократного повторения спе­ циальных воздействий, раздра­ жителей, выполнения физичес­ ких и других упражнений мо­ жет быть воспитана, улучшена, развита, наконец. повышена любая сторона деятельности человека — волевая, умствен­ ная, эстетическая и т. п. Одна­ ко главную роль при этом иг­ рают те изменения, которые происходят в организме во вре­ мя работы, когда совершенст­ вуется управление всеми орга­ нами и системами со стороны центральной нервной системы, когда, образуются и упрочива­ ются навыки, постепенно пере­ растая в профессиональные. Весьма важную роль в повы­ шении работоспособности игра­ ют и процессы восстановления энергоресурсов в тканях рабо­ тавших мышц. Здесь особенно важно отме­ тить изменения и усовершенст­ вования, происходящие под влиянием спортивных трениро­ вок в деятельности центральной нервной системы моряка. Пре­ жде всего, у рыбака повышает­ ся силй в'озбудительного и тор­ мозного процессов, то есть нер­ вные клетки вырабатывают в себе способность выдерживать чрезвычайные напряжения, ко­ торые присущи людям, связы- ' вающим свою жизнь с морем. Эта способность нервной си­ стемы совершенствует орга­ низм, особенно в отношении трех основных качеств двига­ тельной деятельности: силы, быстроты и выносливости. Разумеется, соответствующим подбором средств, методов и тренировочных нагрузок можно вызвать морфологические, фи­ зиологические и психологичес­ кие сдвиги применительно к требованиям того или иного вида работы и индивидуальным особенностям людей, находя­ щихся в длительном плавании. Это зависит от уровня общей физической подготовки, кото­ рая, естественно, направлена на гармоничное развитие человека, прежде всего, и необходима как воздух тем, кто посвятил своіо жизнь морю. А достигается та­ кая подготовка разнообразием применяемых физических уп­ ражнений, систематически воз­ действующих на все органы и системы организма, на все ча­ сти тела. В результате у ры­ баков вырабатывается способ­ ность продолжительное время выполнять монотонную и одно­ образную работу при вовлече­ нии в действие многих мышеч­ ных групп тела, что предъяв­ ляет высокие требования к сердечно - сосудистой и дыха­ тельной системам. Правда, скрывать не будем, что ника­ ких или. точнее, почти никаких заводских спортивных снаря­ дов для подобных целей у нас на судне нет и когда они бу­ дут и будут ли, мы судить не можем. Но, полагаем,, что ком­ петентные органы эти .вопросы возьмут себе на заметку, О большем мы пока не говорим и на большее не претендуем. Совет мастеров прекрасно осознает, что на базе общей физической 'подготовки лучше вырабатывается и развивается не только способность бороться с утомлением, но и уменье вы­ полнять поставленную задачу наиболее эффективно в услови­ ях, скажем, строгого ограниче­ ния времени, например, в те­ чение четырехчасовой вахты. ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛЬНОГО КЛИМАТА При нахождении в .море труд на плавбазе характеризу­ ется определенной суточной цикличностью. Интенсивность и продолжительность нагрузки через определенные, зачастую неравномерные промежутки времени, чередуются с отды­ хом, его продолжительностью и неодинаковым характером (за­ нятие другими видами деятель­ ности, например, выполнение каких-либо общественных обя­ занностей). числом чередований (например, вахта — отдых — вахта. Или: вахта— подвахта •— отдых — вахта). Однако не спортом единым определяется успешная работа экипажа в море. Немаловаж­ ную роль играют эмоциональ­ ный настрой, моральный кли­ мат в микроколлективах эки­ пажа, правильно организован­ ный досуг, рациональное пита­ ние, хорошие бытовые условия, материальная заинтересован­ ность, заход для отдыха эки­ пажа в иностранный порт, сво­ евременно доставленная почта и многие другие факторы в ус­ ловиях, ограниченных рамками плавбазы, становятся весьма важными регуляторами эмоци­ онального порядка. Ведь не секрет, особенно для моряка, что вовремя до­ ставленная весточка от родных и близких, просмотренный но­ вый кинофильм, прочитанная хорошая книга, свежая газета — повышают эмоциональный тонус, увеличивают устойчи­ вость нервной системы к не­ благоприятным влияниям усло­ вий длительного рейса, снима­ ют стрессовое напряжение, что в конечном итоге помогает ры­ бакам сохранить работоспособ-. ность, лучше переносить тяго­ ты морской жизни, способству­ ет успешному выполнению рей­ сового задания. И. наоборот, неосторожно об­ роненное слово, злое замеча­ ние, сорвавшееся в общем-то без умысла, — вызывает не­ адекватную реакцию. При дру­ гих условиях, скажем, на бер е­ гу или в самом начале рейса, на шутку человек ответит, яс­ но, шуткой, отреагирует в той или иной степени адекватно. Но через 3 — 4 — 5 месяцев пребывания в море можно ожи­ дать в ответ на незначитель­ ную шутку и грубость, и .рез­ кий выпад. Известен такой случай. На БМРТ «Достоевский» на от­ крытой части палубы был уста­ новлен рыбодел, за которым 3 матроса шкерили подаваемую из ящика рыбу.. Была хорошая солнечная погода, отличное на­ строение. богатый улов, сло­ вом. ничто не предвещало ни­ какой беды. Матрос-подаваль- Щнк, засмотревшись на сол­ нечные блики, отражавшиеся на гладкой, как зеркало, поверх­ ности воды, или. возможно, за­ мечтавшись, вспоминал е чем- то, короче, отвлекся от рабо­ ты. Тем временем у одного из шкеріциков закончилась рыба и он. улучив момент, взял у соседа рыбину и «мазнул» ее хвостом по губам подавальщи­ ка, расплывшись в улыбке. Ес­ ли бы это произошло в начале рейса, то скорее всего инци­ дент был бы исчерпан окаты­ ванием водой из шланга в от­ вет или как-то иначе, но, надо полагать, беззлобно. Здесь же реакция была иная. В руках матроса - подавальщика была «.пика», на конце которой нахо­ дится металлический крюк. Так - вот матрос-пода вальщик ударил этой пикой по голове матроса-шксрщика, который, наверное, все-таки не ожидал такой реакции. Результат — недельное пребывание матроса- шкерщика в санчасти. Затем разбор случившегося. На воп­ рос: «Зачем ты его «мазнул» рыбиной?» — последовал ответ: — «Я пошутил». «А ты зачем пи. кой его ударил?» — «Я тоже по­ шутил». Ничего себе «шуточ­ ки». Потом матрос-подаваль­ щик разводил руками и гово­ рил: «И как это получилось, не пойму»... Или вот еще совсем, так сказать, свежий случай, проис­ шедший через несколько дней после захода в иностранный порт. Есть у нас матрос-рыбо­ обработчик М. Д. Коблак, мо­ лодой. здоровый парень, 23 лет. Так вот приходит он к капитан-директору А. П. Бо- ■ лычеву с заявлением, в кото­ ром' в категорической форме пишет: «Прошу списать меня с судна, от работы отказываюсь». Не проходит и суток, как он приносит второе заявление, в котором опять-таки просит о списании его с судна и добав­ ляет, что у него-де «не выдер­ живают нервы». Естественно, капитан-дирек­ тор пригласил меня, показал заявление М. Д. Коблака и по­ просил осмотреть последнего: быть может, матрос действи­ тельно нездоров. Судовые медики не выявили у него никаких заболеваний. Более того, врачи констатиро­ вали отменность его здоровья. Однако в процессе обследова­ ния с М. Д. Коблаком состоял­ ся разговор, из которого выяс­ нилось, что он просто-напросто устал от однообразия и интен­ сивной монотонности выполня­ емых операций. Плюс ко всему, он впервые в жизни соверша­ ет такой продолжительный рейс. Сам же матрос по харак­ теру человек инертный, не об­ щительный и, как единствен­ ный сын у своих любящих ро­ дителей, привыкший к тому, что для него все есть, ему все подают «на блюдечке с золо­ той каемочкой...» А тут этого нет. Здесь надо делать все са­ мому. Но надо отдать ему дол­ жное, к работе М. Д. Коблак относился добросовестно, во всяком случае, всю первую по- іовину рейса па него жалоб не поступало. На четвертом меся­ це сменному технологу по_- надобилась перестановка людей на рабочих местах, другими словами, в целях производст­ венной необходимости надо бы­ ло произвести перераспределе­ ние обязанностей между . от­ дельными рыбообработчиками. До «того М. Д. Коблак рабо­ тал трюмным. Здесь же его поставили на расфасовку рыбо­ продукции, что значительно легче, чем труд трюмного. Ес­ ли бы это было в начале рей­ са, то последовал бы ответ: «Есть!» — и вопрос был бы исчерпан. Но здесь, как види­ те, вопрос этим не разрешил­ ся. Последовала бурная ответ­ ная реакция, которую врачи называют неадекватной. На слабый раздражитель последо­ вала весьма категоричная, взрывная реакция: «Работать не хочу, хочу в порт, буду увольняться, надоело!» Позже: «Используйте меня на работе только в трюме, или... И вооб­ ще я не могу равнодушно смо­ треть на сменного технолога. Один его вид вызывает у меня раздражение». Пришлось немало поработать членам совета мастеров, капи­ тан-директору А. П. Болычеву. помощнику капитана по произ­ водству В. А. Белецкому, по­ ка М. Д. Коблак не успокоился, не пришел, как говорится, в себя. А когда его душа «оттая­ ла», стал он по-прежнему тру­ диться добросовестно, охотно, с огоньком и задором, причем на любых операциях. И очень огорчался впоследствии необду­ манностью своих действий, го­ ворил: «И как это получилось, сам не знаю до сих пор...». А причина здесь одна — эмоциональный голод, тоска по дому, но «берегу» плюс явное неумение занять себя другим делом, отвлечься от тоскливых мыслей., нежеланием заняться спортом, аутотренингом, реко­ мендуемым каждому моряку. Или возьмем для примера такой факт. При продолжитель­ ности рейса на плавбазе в 165 суток членам экипажа предо­ ставляется право захода в пна- странный порт на двое суток для отдыха. Казалось бы, этот заход надо делать в середине рейса. Но это только на первый взгляд. Практика показывает, что заход, сделанный в середи­ не рейса, не достигает пресле­ дуемой цели. Мы не берем на себя смелость судить о других судах, но приведем любопыт­ ную подробность из жизни эки­ пажа нашей плавбазы. За 105 суток нахождения на промысле до захода в иност­ ранный порт зарегистрировано 680 обращений в медпункт, то есть в среднем но 6 человек, а после захода — по десять об­ ращений. На наш взгляд, причина здесь в снятии стрессового на­ пряжения, определенного наст­ роя нервной системы на время рейса. Ведь выходя в полуго­ довой рейс, моряк вольно иль невольно «настраиваете себя на длительную работу ндали от родных берегов, затем прохо­ дит начальный небольшой пе­ риод «врабатываемостп» и ада­ птации. производительность труда доходит до какого-то оп­ ределенного уровня, и поддер­ живается в дальнейшем без ка­ ких-либо резких спадов и подъ­ емов, особенно при достаточном и равномерном поступлении сырья. Но вот сделан заход в ино­ странный порт. Создается обманчивое впечатление. что все уже позади, пора и домой, в порт. Вот здесь-то и снижают­ ся защитные силы организма, появляется отрицательное от­ ношение к работе, если не ска­ зать больше... Временами чело­ век сверх силы заставляет себя работать, хотя ни желания, ни радости от своего труда не ис­ пытывает. Ему просто по-чело­ вечески хочется домой Пожа­ луй, словами это чувство труд­ но передать. Чтобы попять его надо прочувствовать это на са мом себе. Вот здесь-то и под стерегают ѵшряка всевозмож­ ные «болячки», которые ранее, во всяком случае, до захода в иностранный порт, ничем себя не проявляли, точнее их прос­ то не было, как таковых А тут вдруг мы начинаем наб подать различные обострения всевоз­ можных радикулитов, тонзилм- тов, резкое увеличение числа аллергических состояний, про­ студных заболеваний снижение аппетита, потерю работоспособ­ ности, повышенную утомляе­ мость и, в конечном итоге, — понижение производственных показателей. Впереди еще пред­ стояли целых 2 месяца напря­ женного труда, а из них почти три недели ушло на процесс перестройки, реадаптации орга­ низма. Мы пока не можем подтвер­ дить наши наблюдения более глубокими выкладками. Для этого, очевидно, нужны тща­ тельные исследования II не на одном судне, а, наверное, на нескольких. Однако на плавба­ зе «Севрыба» эти данные та­ ковы, что. исходя пз них, со­ вету мастеров, администрации судна, общественным органи­ зациям приходится в дальней­ шем строить свою работу с учетом воспитания у членов экипажа твердой воли и вынос­ ливости Разумеется, при стро­ гом подходе к индивидуальным особенностям каждого моряка. Г. ЩЕРБАКОВ, старший врач илавбазы «Севрыба».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz