Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.

Н А ЭТОМ СНИМКЕ запечатлен Вячеслав Михайлович Догадкнн, бывший разведчик-североморец, капитан пер­ вого ранга в отставке. После тридцатилетнего перерыва он приезжал в Мурманск на празднование победы на край­ нем правом фланге Великой Отечественной войны. Сейчас ѵіы готовимся к 35-летию этого знаменательного события. Ветеран вновь навестил своих друзей-северян. Вячеслав Михайлович среди североморцев известен не только рейдами в тылы врага, но и как отличный мастер, можно сказать, изобретатель взрывного дела. Он высту­ пал в качестве инструктора минеров, которые ставили на коммуникациях фашистов различные «сюрпризы», наносив­ шие большой урон врагу. Ветеран ведет большую военно-патриотическую работу. П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора. m явявхі иная» идиве. чиэ^г г.тмт-як иявакже* еяквіх мвіяи ваяяет вжата вгвхе яввэ ігезгяг Курс - норд-ост. Берем ное.тедыі» пеленг. Узкость ост;!вив за кормой, Б госі и ч;.і к mx- 1 }>I;ходл:л[. Ceptr, В ">юре і;о-н-рапин: чея - - домой. Линогравюра И ЧОШКИНА. ЗВЕЗДОЧКА В пламени сражений за родную власть На армейском шлеме звездочка зажглась. И на бескозырке в тот же самый миг На морском просторе свет ее возник... Закачались тени, задрожала мгла. В пламени сражений звездочка росла! В ней — Отчизны слава, в ней — народа честь И моя, наверно, капля крови есть... На войне гражданской и в большой войне Звездочка сияла с солнцем наравне. С ней мы сокрушили злобного врага. Сила нашей правды миру дорога. С нею отстояли счастье мы свое. Сам товарищ Ленин зажигал ее. Александр ЖАРОВ. «Профессия рыбака пользуется в народе особым уважени­ ем. Она требует немало мужества, знаний, преданности изб­ ранному делу. Рыбацкое счастье переменчиво, но оно никогда не отворачивается от тех, кто не боится трудностей, работает самоотверженно, упорно постигает секреты ремесла...» «Правда», 13 июля 1975 года. ( З а п и с к и с у до в о г о s pan а) СОВЕТ МАСТЕРОВ ДЕЙСТВУЕТ Постоянно действующему со­ вету мастеров плавбазы «Сев- рыба» чуть более трех лет. Однако <младенчество» его уже давно прошло, наступила нора зрелости, рыбацкой прин­ ципиальности л профессиональ­ ного мастерства. Что же из­ менилось за эти три года? . Прежде всего, совет расши­ рил сферу своего воздействия, стал более массовой организа­ цией. оперативно влияющей не только на труд личного соста­ ва производственной службы, но II других, сопредельных микроколлективов. Например, службы технологического обо­ рудования, электрослужбы и I д. Словом, совет мастеров стал подходить к оценке дея­ тельности отдельных коллекти­ вов смен комплексно, всесто­ ронне, ибо в каждой смене ■ на вахте трудятся электрик, слесарь технологического обо­ рудования, машинист рыбомуч­ ной установки, элеваторщики и целый ряд других сугубо мор­ ских специалистов, фактически подчиненных одному-един- ственному человеку — смен­ ному технологу, который осу­ ществляет строгое соблюдение принципа единоначалия. Здесь ему оказывается всесторонняя помощь со стороны админист­ рации судна и общественных организаций. А это позволяет экипажу вести постоянный учет и контроль за количеством и качеством принимаемого сырья н выпускаемой рыбопродукции. Сменному технологу оказывают неоценимую помощь два рыб- мастера. которые обязаны уз­ навать у промысловиков, сколь­ ко времени хранится сырье с •, Чіента вылова до момента сдача его на плавбазу; знать температуру окружающей сре­ ды (воздуха или воды, в кото­ рой хранится сырье): соблю­ дать очередность обработки уловов и вести контроль еще за целой массой технологиче­ ских приемов при изготовлении готовой рыбопродукция, ее- '•ра­ нении и отправке в порт. Па- пример. при выработке пресер­ вов рыбмастер первой катего­ рии обязан весьма принципи­ ально следить за качеством сырья, поступающего для раз­ делки на пресервы, за раздел­ кой сырья: за нормами заклад­ ки в банки Специй, взвешенных порций рыбы, тузлука; герме­ тичностью шва закатанных пресервных баноі; и т- д. И все же эффективность производства и качество вы­ полняемого труда непосредст­ венно на рабочих местах остав­ ляет желать лучшего. Как пока­ зали исследования, проведен­ ные старшим инженером-нор- мировщнком В. Н. Коряк, не­ посредственные исполнители — рыбообработчики, — на ко­ торых собственно спускается рейсовое задание и которые, казалось бы, должны быть бо- чее других членов экипажа за­ интересованы в максимальном выпуске рыбопродукции, фак­ тически заняты лишь на 73,7 процента, остальные члены эки­ пажа загружены па 111.7 про­ цента при обработке рыбы па подвахтах. Справедливо ли это? Думается, нет. Мы понимаем, что такие исследования должны быть продолжены и не только па «Севрыбе», но и на других плавбазах. Несмотря на это, совет ма­ стеров прилагает немало уси­ лий к претворению в жизнь де­ виза рыбаков: «Работать без отстающих!» Целенаправлен­ ными, пусть даже меньшими но объему выпускаемой рыбопро­ дукции, комплексными сменами можно достичь значительно лучших результатов. Именно па это была направ­ лена в дальнейшем вся работа совета мастеров, на что ее на­ целило решение •партийного ко­ митета, на котором была рас­ смотрена деятельность совета <Севрыбы». Еще более точное направле­ ние дало экипажу вышедшее в 1077 году постановление ЦК КПСС и : Совета Министров СССР «О мерах но дальнейше­ му повышению роли мастера производственного участка про­ мышленных предприятий it строительных организации». В состав совета мастеров были введены младшие и средние специалисты из числа команд­ ною состава, ибо они-то как раз и подходят под это поста­ новление применительно к су­ дам данного типа. А это не­ замедлительно сказалось на ка­ честве выпускаемой рыбопро­ дукции. Если за 1977 год на плавбазу поступило рекламаций на общую сумму 32 тысячи рублей, то в 1978 — не было ни одной рекламации. Это ли не доказательство эффективно­ сти работы совета мастеров? УСТАЛОСТЬ И «КАЮТНЫЙ» ОТДЫХ Специфика труда рыбообра­ ботчиков на плавбазе такова, что здесь невозможно даже введение физкультурных пауз. Посудите сами, какие могут быть паузы, например, при вы­ грузке готовой рыбопродукции, при выпуске мороженой или при заготовке продукции в мел­ кой расфасовке?! А вот интен­ сивность труда растет букваль­ но с каждым годом. Понятно, что моряк, отработавший доб­ росовестно вахту, плюс подвах- ту, устает. Тем необходимее ему отдых, разрядка, а он си­ дит в каюте среди однообраз­ ных и безвкусно раскреплен­ ных стандартных принадлежно­ стей, так называемого судового имущества. Зачастую говорим мы словами рыбообработчика Николая Терехова, доберешься кое-как до койки, бросишь ус­ талые кости и рад, что пришла пора полежать, отдохнуть. Это говорит человек, наделенный молодой энергией, задором, ко­ торый имеет опыт и богатые профессиональные навыки ра­ боты в море. Такое наводігг па некоторые мысли. Подлинная іи эта усталость? Думаю, да. Хорошо ли это? Уверен, что хорошо. Человек от чистой ду­ ши потрудился, н теперь его одолевает счастливая усталость, которая — свидетельство того, что он на вахте не ленился, работал з полную силу. Мы знаем, что утомление в период отдыха исчезает без следа я на следующую вахту Николай Терехов выйдет снова энергичным, бодрым и деятель­ ным. Стряхнув усталость, он полноценнее и производитель­ нее начнет трудиться. Вроде бы все просто: поработал иа со­ весть —- отдохни; отдохнул — трудись на славу. Но так ли все просто? ) Га Востоке бытует пословица: «Для того, чтобы лошадь напилась, нужно приве­ сти ее к воде». Как бы мы ни были требовательны к моряку и ни восставали против его пассивности, разве вправе мы, администрация судна, партий­ ная, другие общественные ор­ ганизации, снимать с себя от­ ветственность н тревогу за то, что Н. Терехов после вахты или подвахты находится в каюте? Конечно, пет. А вот он, Н. Те­ рехов, вправе ждать от нас помощи в том, что мы поможем ему непроизвольно, вдумчиво, толково, по-деловому вклю­ читься в сложную систему су­ довой культурной и обществен­ ной жизни, сделать так, чтобы моряк стал причастным к ду­ ховной жизни судна, но не ка­ ютным завсегдатаем. — Каюта, — говорит стар­ шая буфетчица В. М. Малаш- кова, — не нейтральное место пребывания. Ведь на судне в рейсе развертывается и проте­ кает многогранная жизнь эки­ пажа. Это концентрат человече­ ских отношений, условие и средство их формирования, ес­ ли хотите. Да, да. II наши ка­ юты необходимо превратить в особую сферу самовыражения моряка. Пока, наверное, это мечта. Быть может, даже уто­ пия. Но... Выражают ли наши сегодняшние судовые каюты злобу дня, лицо эпохи, конкрет­ ный образ жизни тружеников моря? Видимо, да — с точки зрения соблюдения правил тех­ ники безопасности, охраны тру­ да, противопожарной безопас­ ности и т. д. А где, простите, индивидуальность?.. Если мыс­ ленно перебрать все каюты, в которых мне довелось жить в течение почти десяти лет ра­ боты на судах, то получается, к счастью, жильцы все были, безусловно, разные, а содержи­ мое кают, сами каюты, к со­ жалению, мало чем отличались и отличаются друг от друга до их пор. Те же серые шторы на иллюминаторах, которые навевают тоску и унылость, тот же стандартный набор мебели, который утомляет своей без­ вкусной окраской, и аляпова­ тые картины на переборках, изготовленные кустарным спо­ собом в судовых условиях.. Все это так угнетает, право слово. Так угнетает!.. А ведь нам известны приме­ ры, когда в цехах заводов со­ здаются зеленые уголки стан­ ки вместо монотонной шаровой окрашены в разные цвета, ра­ дующие глаз. МОРСКАЯ КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА Теперь, когда темпы научно- технического прогресса приоб­ ретают все более стремитель­ ный характер, поступательное движение производства, выс­ шую производительность труда могут обеспечить не просто профессиональная подкован­ ность, но широкие знания че­ ловека, его социальная значи­ мость и зрелость, общая куль­ тура. Возьмем, например, рыбооб­ работчика Николая Петровича Гудинова. Культурный он мо­ ряк или нет? Давайте разбе­ ремся вместе. Когда вы придете из мага­ зина домой и откроете банку консервов, в которой ровно, по- хозяйски уложены одна к од­ ной рыбки, вы, надо полагать, этому не удивитесь. Так и дол­ жно быть. Хотя одно это уже, рассказывает о человеке, его мировоззрении, о его понима­ нии красоты много больше, не­ жели любые, самые высокие слова о самых высоких прин­ ципах эстетики. Таким образом, культура производства не во­ обще, а непосредственно на ра­ бочих местах, зримая культура производства при выпуске де­ ликатесной продукции в кра­ сочной упаковке т -ми /па­ че приводит К О!I : ' ни эсте­ тических н чал во сом, что творчески делам ч врыбовец, Чему его учат члены постоянно действующего совета мастеров. Г. ЩЕРБАКОВ, старший ерач плавбазы «Севрыбй-;. (Окончание дледует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz