Рыбный Мурман. 1979 г. Июнь.
• Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В О — В Е Л Е Н И Е В Р Е М Е Н И 3 А , т Е X Н п н е з а м е т н о с т ь i t в л е и поревели в другой облов окуня. Про- обстановка сложи- Только вот ПЕРВОМ же самостоя тельном рейсе Сергей До вга ль попал в поре- у. Сначала еще ничего — успешно работали в Б а ренцевом море на об шве мойвы. Судно район на '.'•ы.словая лась неплохая, частые штормы... Что помогло .молодому :*ле ктрора д нона внгатору ? В какой-то степени, конечно, с .1 е кал к а . рас торолпость, большое желай не выполнить работ\ как можно лучше. Все что так. Однако <голой смскалкой* сложную аппара туру не возьмешь. Да и ма ло <взяты-. Ею ведь управ лять надо, подчинить своей ноле, заставить работать. На помощь Довгалю пришла сила добрая. Сила тех зна ний. которые- он получил еще до того, как пришел ра ботать в рыбную промыш ленность. в конструкторском бюро и во время службы в армии, где занимался ремон том радиоэлектронной аппа ратуры. — Поэтому изучение но вой для меня электрорадио- навигационпой аппаратуры не представляло особых трудностей, — рассказывает Сергей. — Правда, нельзя сказать, что не было их совсем. Ведь аппаратура эта имеет свои особенности и для уверенной работы с ней опыт необходим был как воздух. Помогли Сергею старшие товарищи по работе — С. А. Мужжевлев, у которого он стажировался на БМРТ-451 «Лазурный», С. Е. Ряби ков, начальник радиостанции, с которым он работал во вре мя своего первого самостоя тельного рейса на БМРТ- 176 «Знамя Победы». Да. тот первый самостоя тельный рейс Довгаль за помнил надолго. В нем он получил первый и, быть мо жет, самый главный .'.рок- товарищества. — Оборвался кабель. Вы шла из строя злектрорадио- тонная аппаратура, и судно «ослепло», такое ощущение бы ло моей вине уплы вают драгоценные минуты промысла. Пока минуты... Глазом не успеешь моргнуть, как они перерастут в часы бессмысленного болтания по волнам. Была моя вахта, и я даже как-то не подумал о том, что мне кто-то может по мочь. Может, 1 переволновал ся, а может, только теоре тически знал, что такое ѵдружба морская», как в песне поется. Ну. а начальник станции Сергей Ефимович Рябиков и радист Анатолий Серафимо вич Еряшев на практике продемонстрировали молодо му навигатору, что же это такое. Втроем они заменили ка бель за 1 час 15 минут По том Сергей подсчитал, что у одного на эту работу ушло бы более трех часов. чавчгаці: По су j З наете. ,ю, что ьогда .мы затрагиваем та кие вопросы, как качество продукции, улучшение ассор тимента, меньше всего в это время думаем о навигаторе. Ну. работает парень. И лад но. Что говорить, редкий матрос вспомнит о навигато ре. Дтя него важна рыба. Много рыбы. А не ее поис ки. И мало того, если о нави гаторе- часто вспоминают, значит, он... плохой спе циалист. Аппаратура часто выходит из строя. Не может вовремя сориентироваться и обеспечить необходимой ин формацией о месте сосредо точения рыбных косяков, их передвижении. • А чтобы этого не было, знай свое дело, будь неза метным... но и незамени мым. Не допускай потерь ценного промыслового вре мени и тем самым не сбивай производство с налаженного режима, Стало быть, к качеству и ассортименту навигатор име ет самое прямое отношение. Ну, а качество работы са мого навигатора? Чем опре деляется оно? Конечно же, его техниче ской грамотностью, знанием и умением управлять слож ной злектрорадионавигацион- ной аппаратурой. Наконец, постоянным стремлением к повышению уровня знаний, своей квалификации. ’ Но вот мы упомянули о тюдях, "которые помогли Сергею освоить новую для него специальность. Называ ют их ■наставники». Как-то немного даже жаль, что этим сухим, канцелярским словом называют сложив шуюся плеяду людей с чут кими. добрыми, отзывчивыми сердцами. В народе говорят: человек, не посадивший и но вырас тивший за вето свою жизнь деревца, прожил ее на прасно. Про каждого из на ставников можно с уверен ностью сказать: свою жизнь они живут не зря. Потому что сеют добрые семена зна- :іи й . Как это часто бывает, на- тавннкп Сергея Довгаля ни за что не хотели, чтобы им -приписывали» успехи молодого электрорадионави гатора. — Что и говорить, парень толковый, хватает все на ле ту. Такого обучать — одно удовольствие. А главное, чувствует большую ответст венность за свое дело. Да, здесь тот случай, ког да зерно попало в благодат ную почву. И если теперь Довгаль окреп настолько, что уверенно справляется со своими обязанностями, то, значит, добрыми и заботли выми были руки, посеявшие это зерно. ■ Молодой электрорадиона вигатор хорошо знает об этом и будет помнить всег- Дй С. НИВИН, начальник отдела связи объединения «Мурманрыбпром». НА КОНКУРС МИНУТА ОТДЫХА С ЕКРЕТАРЬ судовой комсомольской организации БМРТ «Новокуйбышевск» объединения «Мурманрыб- пром» Вячеслав Хмара пользуется большим уважением в экипаже. Вожак молодежи — отличный радиооператор, победитель соцсоревнования. Он неоднократно поощрялся. Механик-наладчик А. Балыбердин сфотографировал Вя чеслава в минуту отдыха и прислал этот снимок в нашу ре дакцию на конкурс. В Н О Г У с ж и з н ь ю В ПОСЛЕДНИЕ годы на судах Мурманского ор дена Ленина морского рыбного порта, как и во всех других судовладельческих организациях Северного бас сейна, идет интенсивный процесс обновления состава радиоэлектронного оборудо вания. На смену старому «ламповому поколению» ра диотехнической аппаратуры приходит новая техника с совершенной элементной ба зой. Новые электронные ап параты часто не имеют даже внешнего сходства со своими классическими предками. Но главное их отличие — это широкое использование по лупроводниковых приборов и микросхем. Полупроводни ки вытеснили своих хрупких стекля нных предшественни ков — вакуумные приборы. Вследствие этого принци пиально изменились элект рические схемы приборов, компоновка блоков и узлов. Аппаратура стала надежней, но в то же время намного сложней и уязвимей при не достаточно грамотном к ней отношении при эксплуатации и ремонте. В целях поддержания тех нических знаний радиоспе- циалйстов на должном тех ническом уровне, в Мурман ском рыбном порту ежегод но с октября по май прово дится учеба судовых и бере говых рад носпециалистов, связанных с эксплуатацией и . ремонтом радиоаппарату ры. Перед началом учебного года отдел связи и ЭРН рыб ного порта совместно со спе циалистами электрорадиона- вигационной камеры опреде ляет темы и составляет ка лендарный план технических занятий. В конце мая проведено последнее, итоговое занятие. А оно было посвящено в о с новном практическим вопро сам. Специалисты ЗРНК, имеющие достаточный опыт ремонта нового радиообору дования, непосредственно на рабочих приборах и блоках, в кабинете действующего оборудования, рассказали о некоторых особенностях об служивания УКВ радиостан ции «Рейд» и радиолокатора «Миус», познакомили слу шателей с методами обна ружения неисправностей и Г ОД НАЗАД у берегов Бретани пошел на дно либерийский тан кер «Амоко Кадиц». 2 3 0 0 0 0 тонн нефти вылилось в мо ре, загрязнено 2 5 0 км бере говой полосы, нанесен непо правимый ущерб флоре и фауне здешних, мест. Тысячи рыбаков остались без зара ботка. Еще не устранены тяжелые последствия, а 29 апреля этого года после столкновения с норвежским Под „дешевым флагом" судном почти на том же мес те затонул либерийский тан кер «Джнно» с 41 ООО тонн нефти на борту. Общеизвестно, что боль шая часть катастроф падает на фрахтеры и танкеры ка- питалистнчес ких “"государств, плавающие под так называе мым «дешевым флагом», — под флагами Либерии, Гон дураса, Ливана, Панамы, Сомали. Число их за послед ние пять лет удвоилось. Система перевода судов, чаще всего устаревших, под «дешевый флаг» крайне вы годна. Концерн «Откер» (ФРГ) подсчитал, что на каждом судне в год эконо мится около 20 0 ООО — 4 0 0 ООО .марок. И вот итог: их устранения, квалифици рованно ответили на ряд вопросов. За последние два года в системе технической учебы радиоспециалисты познако мились практически со все ми типами нового оборудо вания радиосвязи и электро- радионавигации, которыми оснащаются суда флота. Большую помощь в осво ении новой техники оказал старший инженер кабинета действующих приборов ЭР НК В И. Трошин, вели себя активно на курсах старшина группы групповой механик отдела связи А. А. Воронов, механик - настав ник по связи Н. Т. Макаров н другие. Обновленные знания по могут специалистам намного грамотнее эксплуатировать новую технику, добиваться от нее большей отдачи, бу дут способствовать увеличе нию срока службы оборудо вания. А. МЕЖУЕВ, старший инженер отдела связи и ЭРН рыбного порта. 20% тоннажа в ФРГ пере возится под «дешевым фла гом». Судовладельцы в та ких случаях платят значи тельно меньше налогов, им не нужно тратиться на меры социального обеспечения команд, набираемых, как правило, за низкую плату из числа африканского и азиатского населения. Зара ботки настолько малы, что профессиональные моряки отказываются выходить в море. Командный состав имеет низкую квалификацию, а у капитанов зачастую «ли повые» дипломы. Когда ли берийский танкер «Зеа- гулль» тонул у берегов Си цилии, никто, кроме капи тана, не сумел послать в эфир сигнал «SOS». Чтобы выжать еще больше прибы ли, суда посылают в рейс с неполными экипажами. Все это вызывает безработицу среди профессиональных мо ряков. Так, каждый четвер тый шведский моряк за последние два года потерял свой заработок. Судовые концерны всеми силами препятствуют по стройке национального тан керного флота в Либерии, Ливане, Гондурасе, Панаме, которые за низкую цену пе ревозят около 9 0 процентов нефти для стран капитала. Даже правительства капи талистических стран, также получающие свою выгоду от подобной практики, обеспо коены положением дел. С 1976 г. в США введена ин спекция, обязанная контро лировать суда, плавающие под «дешевым флагом». Вот выводы, сделанные ей после осмотра танкера «Голден Джесон», шестнадцать раз терпящего бедствия: неис правны мотор, спасательные средства, пожарные помпы, электроприборы. Капитан после прихода в Ньюпорт сразу же отправился в цер ковь — отблагодарить бога за то, что благополучно до брались до порта. Не лучше положение и на многих дру гих судах. Судовладельцы дают взятку инспекции — и все остается прежним. 1978 г. рекордный для стран капитала по числу ка тастроф — их было на 17 процентов больше, чем в 1977 г. События пяти месяцев этого года ( в нача ле марта только в Средизем ном море за пятьдесят часов произошли 3 крупные ката строфы) говорят о том, что этот печальный рекорд мо жет быть побит Перевод с немецкого из еженедельника «Вохен- пост» М. КАРНАК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz