Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.
Спутники над океаном К ОНВЕНЦИЯ о междуна родной организации мор ской спутниковой связи — «Инмарсат» 16 июля 1979 года вступила в силу. Цель по вой организации — управление системой, которая должна быть создана на международ ной основе для обеспечения связи между морскими судами и берегом через космические спутники. Причиной возникно вения организации послужила чрезмерная перегрузка сущест вующих судовых каналов связи из-за значительной насыщенно сти Мирового океана морскими судами. Создание такой системы — я р кий пример современной па- >чно-технической революции и международного сотрудничест ва. В самом деле, использова ние спутников обеспечит уско рение передачи морских сооб щений в несколько раз. каче ство связи улучшится, так как она не будет зависеть от ионо сферных условий. Все это при ведет к устранению многих аварий и катастроф, повыше нию экономической эффектив ности работы флота, совершен ствованию условий пребывания людей на борту, значительному улучшению управления морски ми судами. 'K таким выводам пришли эксперты, длительное время изучавшие проблему использо вания спутников для морской связи в Межправительственной морской консультативной орга низации (ИМКО) — специали зированном учреждении ООН. Основываясь на рекомендаци ях экспертов, конференция представителей правительств, проходившая в 1975— 1976 гг. в Лондоне, решила создать но вую международную организа-* цию — «Инмарсат», которая одновременно охватывает дея тельность человека по исполь зованию и океана, и космоса. Спутники «Инмарсат», которые обеспечат связь между судами и берегом, будут выведены на геостационарную орбиту в 1981— 1982 гг. над Тихим, Ат лантическим и Индийским оке анами. Конвенция определяет ста тус, структуру и принципы де ятельности новой организации. Ее участниками стали социали стические страны — СССР, Болгария, Польша; западные — США . Великобритания, Япо ния, Канада. Австралия и ряд других; развивающиеся — Ин дия. Кувейт и другие страны, .также заинтересованные в р аз витии судоходства, морских промыслов н научных исследо ваний Мирового океана. Для практического осуществления конвенции в нашей стране со здано объединение «Морсвязь- спутник» при Министерстве морского флота СССР. Общая политика «Инмарсат» определяется Ассамблеей, ко торая обеспечивает соответст вие ее деятельности общеприз нанным принципам и нормам международного права, прежде всего положениям Устава ООН и тех международных догово ров, которые имеют основопо лагающее значение для исполь зования космоса и Мирового океана. На основе суверенного равенства каждое государство в Ассамблее имеет один голос, независимо от числа , судов, тоннажа флота и участия в ос воении космоса. Что касается исполнительно го органа — Совета, то в него входят представители соответ ствующих национальных орга низаций: 18 — на основе наибольшего ф и н а н с о в о г о вклада, а 4 — по принципу справедливого географического представительства с должным учетом интересов развивающих ся стран (это положение вклю чено в конвенцию по инициати ве советской стороны). В этом органе установлено взвешен ное голосование: вес голоса со ответствует доле финансового вклада. На 1 июля с. г. СССР занимает второе место по тако му вкладу (после США). В бу дущем вклад может меняться, так как он будет зависеть от интенсивности использования спутниковой связи морскими судами. Создание «Инмарсат», уч режденной по инициативе СССР, и участие в ней многих стран — свидетельство углуб ления разрядки, дальнейшего расширения международного сотрудничества, в частности в решении таких глобальных проблем современности, как ис пользование и освоение космо са и Мирового океана. Как подчеркивал Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС, эти проб лемы оказывают заметное вли яние на всю систему междуна родных отношений, затрагивают интересы всего человечества, и от решения этих проблем не могут стоять в стороне СССР и другие страны социализма. А. КОЛОДКИН, доктор юридических наук. Зашедшие в отводящий канал Нивской гидроэлектростанции № 3 в конце мая нерпы До сих пор держатся у берегов. Они охотно откликаются на зов людей, вылезают на сѵшѵ Фото А. БРЫСОВА. ЧТОБЫ МОРЕ БЫЛО ЧИСТЫМ У берегов Румынии на Ч ер ном море проведен эксперимент с «петроабсом» — порошком, абсорбирующим нефть на по верхности воды. Он создан спе циалистами Института морских исследований в Констанце и об ладает свойством притягивать и фиксировать нефть. Основной компонент нового препарата — отходы производства с заводов резиновых изделий. До 80 проц. собранной с з а грязненной поверхности нефти легко выделяется механическим или химическим- путем. В тех случаях, когда извлечение н еф ти из порошка представляется нецелесообразным, он легко спрессовывается в топливные брикеты, сжигаемые на ТЭЦ. Если в результате поврежде ния танкера разлившаяся нефть достигнет берега. загрязнив пляжи, дамбы и т. д., применя ются изготовленные специали стами Констанцы и Бухареста синтетические вещества, прев ращающие нефть в эмульсию, которая без труда смывается струен воды. ГОЛУБИ-СПАСИТЕЛИ Береговая охрана США осу ществляет экспериментальную программу по использованию специально тренированных го лубей для обнаружения в от крытом море потерпевших ко раблекрушение людей. Как со общил представитель береговой охраны, в настоящее время на Гаванских островах специаль ное обучение проходят две груп пы голубей, которых в ближай шее время предполагается ис пользовать при спасательных операциях на море. К мысли о возможности ис пользования голубей для обна ружения потерпевших корабле крушение специалистов подтол к л а необычная острота з р е ния этих птиц. Оказалось, что с помощью тренировки голубей можно научить распознавать оранжевый цвет, в который по международным правилам вы крашены спасательные плоты и надувные жилеты. Обучение птиц ведется по методу услов ного рефлекса: при обнаруже нии оранжевой «цели» голубь клюет в специальную кнопку, которая выдает ему вкусную «награду». Одновременно кнопка вклю чает специальный сигнал, даю щий знать пилоту вертолета-, по бортам которого в клетках р аз мещены голуби, что «цель» об наружена. Известно, что птицы вьют гнезда на деревьях. Бывает — в травке, на крышах домов. А вот одна пернатая семей ка облюбовала для своего гнез дышка... автокран. Чем прив лек стальной красавец семей ную пару серых дроздов, труд но-сказать. Но факт остается фактом: под металлическими переплета ми крана раздается веселый писк, четыре дрозденка и их родители чувствуют себя пре восходно! «Кон-Тики» на Онежском озере Холщовый парус на тра ве. Алый ребристый круг солнца на нем и темные бук вы: «Кон-Тики». Плот здесь же рядом, на воде. Темно красные ящики по обеим сторонам палатки образуют четкие параллели, на кото рых ясно вырисовывается: «Новосибирск, 11-я школа». Участники перехода ■— школьники из Новосибирска, семиклассники и девяти классники. С ними четверо взрослых. Руководитель по хода — учитель физкульту ры О. В. Маркин, его з а местители — студент элек тротехнического института Владимир Коваленко и ра ботник института автоматиче ских приборов Юрий Када- чигов. На борту плота на ходится ученый-психолог В, Соколов, он же врач, ки нооператор Как родилась идея? — Идею дал Тур Хейер дал. его «Кон-Тики» — наша настольная книга, — сказал Юрий Кадачигов. — Ему мы подарили свой «Кон Ти ки-1». «Кон-Тпкп-2» прошел по Обскому морю, «Кон-Тн- ки-3» держал путь по Оби и Обскому морю, «Кои-Ти- ки-4» плавал в прошлом го ду по Иссык-Кулю. Эти пу тешествия и стали подготов кой для «Кон-Тики-5», кото рый направляется в Ленин град В Петрозаводске, как и намечалось, разделились на две группы. Велосипедисты с 10 июля уже в пути вокруг Реализация билетов между народного олимпийского «Спортлото» (тираж состоится 15 августа в г. Праге) в горо дах и поселках области закан чивается 8 августа 1979 года. В фирменных киосках «Спортлото» в городе Мурман ске билеты меяідународного менных киосках «Спортлото» олимпийского «Спортлото» мо- города Мурманска — до 13 жно приобрести до 13 августа, августа. Части «Б» и «В» необходи- Приобретайте билеты мо опустить в ящики «Спорт- «Спортлото», своевременно лото» в городах и поселках опускайте в ящики «Спортло- области до 9 августа, а фир- то» части «Б» и «В». Онежского озера. Их марш рут Кондопога — Медвежье горск — Пяльма — Возне сенье. Вторая группа идет в Вознесенье на плоту. Там они встретились. Те, что бы ли на колесах, пересели на плот. «Плотовикй» взялись за рули велосипедов. От Петрокрепости все участни ки похода на «Кон-Тики» по Неве вместе дойдут до <А в роры» «Кои-Тики-5» — это 42 авиационных камеры. Длина плота 10 метров, ширина — 5. грузоподъемность — 12,6 тонны. Участники прихвати ли с собой приборы — пред стоят наблюдения за пого дой по заданию гидромет центра. ...Заполнены первые стра ницы вахтенного журнала. Поход по, маршруту Новоси бирск — Петрозаводск — Ленинград — Новосибирск продолжается. Уже позади Онего и Свирь. Попутного ветра тебе, «Кон-Тики»! Е. ПОЛУЙКО. Серьезный разговор. РОЗЫ Розы распускаются под моим окном, И росинки падают золотым огнен. Спать ,'егли вечерком и умылись дождем. Спят в бутонах они крепким розовым сноч. ЧТО Я ВИДЕЛА ИЗ ОКНА Сижу я у окошка, дождик моросит. Под окошком кошка ры.кая сидит. Говорю я кошке: «Прыгай-ка в окно!» А она не хочет — мокиет все разно, ЯБЛОКИ Яблоки красные висят на веточках. Яблоки вкусные — кушайте, деточки’ Яблоки сочные, яблоки спелые. Можно сказать, что они загорелые. В. БЕРЕЗЮК, 10 лет. Редактор А. А. МИРОНОВ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: плавбазы - Маточкин Шар». ЗАВТРА: ИСТ-1319 - Крас- нослободск». БМРТ -402 «Гон чаров», СРТ-р-716, СРТ-р-723,. СРТ-р-1448. 31 ИЮЛЯ: РТ-302 «Май коп», РТ -228 «Шексиа», БМРТ 406 «Спутник», плавба зы «Рыбный Мѵрман.» СРТ- 1446. «Рыбный Мур.чан». Индекс 52361. Цена 1 экз. Мурманская областная типография, г. Мурманск, Зак. 39 3 9 ПН-02239.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz