Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.

В н и м а н и е : о п ы т Навиг ационно- промысловый комплекс при о б л о в е п у т а с с у При облове путассу на БМРТ -1 3 6 «Волгобалт» был установлен навшгационяо - Про­ мысловый аомялеис «Симрад», ВАТ «А. Торце»» — нави­ гационная сяѵтниповая система «Транзит». программа, яредусмагрива- шш&я совместную работу этих судов была разработана флаг­ манской группой. Совместная работа судов бы ­ л а направлена на всесторон­ нюю проверку комаленеа «Сим­ рад» и системы «Транзит», ва проведение сравнительного анализа результатов работы БМРТ -1 3 4 и ВАТ «А. Торцев» с результатами судов, не име­ ющих подобной аппаратуры, и на дальнейшее развитие и со­ вершенствование промысла пу­ тассу: В состав навигационно-про­ мыслового комплекса фирмы «Симрад». установленного на БМРТ -136, входят навигацион­ ная спутниковая система ^Тран­ зит» с допплеровским гидро­ акустическим лагом, гидроло- г а ш ѵ . с дисплеем, эхолоты Е К -12, ЕК-38 и кабельный зонд. ' На ВАТ - А. Торцев» уста­ новлена только навигационная спутниковая система «-Тран­ зит» . Необходимо отметить некото­ рые особенности поведения пу­ тассу. Так, в дневное время скопления путассу наблюдались на глубинах 150— 250 метров t виде мелких стаек вертикаль­ ным развитием 10— 12 метров. В ночное время, начиная с 20 часов, скопления рассеивались. В 3 часа утра рыба начинала концентрироваться в промысло­ вые скопления и к 6 часам опускалась на большие глуби­ ны. Уловы путасеѵ были толь­ ко в дневное время, ночью су­ да лежали в дрейфе, экипажи занимались профилактикой ме­ ханизмов и орудий лова. Несколько пным было пове­ дение рыбы на участках, рас­ положенных site рыболовных зон. Здесь, как правило, в ноч­ ное время скопления лутассу наблюдались на глубинах 2 0— 70 метров 8 форме узких тент, в дневное вцемя — на глуби­ нах от 100 до 3 0 0 метров. Такое поведение рыбы опре­ деляло тактику лова. Суда ма ксима ль по испол ьзова ли светлое время суток, вне зоны — ночное, когда облавливае- мость рыбы была выше. Слабая облавлпваемость пу­ тассу в дневное время объяс­ нялась большой скоростью пе­ ремещения рыбы Это подтвер­ ждалось наблюдениями с помо­ щью аппаратуры, установлен­ ной на БМРТ-136. На дисплее неоднократно наблюдали, как отдельные косяки путассу дви­ гались со скоростью о т . І до 2 узлов. В связи с этим для облова путассу в определенных райо­ нах суда должны иметь облег­ ченные скоростные тралы. Лучшим тралом для судов ти­ па <-Алтай» является трал по чертежу 2336-05. При вооружении трала сле­ дует иметь в виду: 1. Вес углубителей должен быть 1000 килограммов. 2. Вес цепей на нижней подборе — 350 — 4 5 0 кило­ граммов. 3. Длина регулировочных концов — 5 — 6 метров. 4. Длина кабелей — 100— 120 метров. 5. Длина цепок на траловых досках —- 19 0 0— 20 0 0 милли­ метров. Для судов типа ВМРТ «Лес­ ков» лучшим тралом является трал по чертежу 1763 при сле­ дующей загрузке: 1. Вес углубителей — 90 0 килограммов. 2. Вес цепей на нижней под­ боре — 2 7 0— 3 0 0 килограм­ мов. 3. Длина регулировочных концов — 5 — 6 метров. 4. Длина кабелей — 1 0 0— 120 метров. 5. Длина цепок на траловых досках — 1 5 0 0— 1750 милли­ метров. Скорость траления должна быть от 4,5 до 5,2 узла при вертикальном раскрытии трала 5 0—6 0 метров. Такое верти­ кальное раскрытие тралов до­ стигается установкой на верх­ нюю подбору пяти брезентовых щитков общей площадью 4 квадратных метра. Анализ результатов работы группы судов показал, что на- ивысшего среднесуточного вы­ лова добивались ВМРТ -136 и ВАТ «А. Торцев». Суточный вылов каждого из этих судов к среднесуточному вылову ос­ тальных судов составлял 119 процентов. Нужно учесть, что БМРТ -1 36 из 16 суток семь работал не с полной нагрузкой. В этот период на борту судна находился представитель фир­ мы «Симрад», который зани­ мался подстройкой аппаратуры, обучением личного состава по эксплуатации оборудования, на что затрачивалось определен­ ное количество промыслового времени Работая в тесном контакте с судами группы, БМРТ -136, ос­ новываясь на качественной ра­ боте навигационно - промысло­ вого комплекса «Симрад», по­ стоянно помогал судам, не имеющим подобной аппаратуры, производить расшифровку эхо- записей на поисковых прибо­ рах, своевременно выводить тралы в облавливаемые гори­ зонты, добиваться лучших уло­ вов. Используя навигационную спутниковую аппаратуру «Тран­ зит», БМРТ -136 и ВАТ *А. Торцев» удерживались сами на обнаруженных скоплениях и помогали судам удерживаться на лучших концентрациях При приближении района промысла к рыболовной зоне эти суда ве­ ли контроль за местоположени­ ем судов, работающих в непо­ средственной близости от бу­ ферной зоны, четко определя­ ли местонахождение судов, д а­ вали необходимые рекоменда­ ции по недопущению наруше­ ний буферной зоны. Опыт работы судов показал, что использование БМРТ -136 и ВАТ «А. Торцев» в составе промысловой группы позволило всем судам вести лов более ус­ пешно II безопасно, особенно когда район промысла пере мещался непосредственно к рыболовной зоне иностранного государства. Определенную помощь ока­ зал БМРТ -136 рыбопромысло­ вой науке при составлении еже­ суточных промысловых про­ гнозов, Знание направления и скорости перемещения отдель­ ных косяков рыбы всегда по­ вышало точность прогноза, об легчало ведение оперативного поиска путассу. При установке на судах на- вигационно-промысловых комп­ лексов фирмы «Симрад» сле­ дует иметь в виду те замеча­ ния. которые выявились в про­ цессе эксплуатации на БМРТ- 136 «Волгобалт»: 1. Посылочные генераторы и предварительный усилитель гидролокатора установлены в шахте рыбопоисковых прибо­ ров, где наблюдается повышен­ ная влажность. П Р И М Е Н И М А Д Л Я В С Е Х Т Р А Л О В В настоящее время возникла необходимость в замене тради­ ционного вооружения верхней подборы тралов кухтылями бо­ лее эффективным вооружением гидродинамическими устройст­ вами «-Гиплан-3». Использова­ ние гидродинамических уст­ ройств «Тнплан-3». позволяет •' « с т и промысел на значительно больших глубинах и при более высоких скоростях траления. Кроме того, стоимость гидроди­ намических устройств значи­ тельно ниже стоимости ку.хты- лей; Одиако при работе с при­ борами контроля трала с. акус­ тическими каналами связи спуск и подъем трала осущест­ вить очень трудно. Старший инженер отдела до­ бычи тралового флота В. А. Юганов и флагманский мастер по добыче рыбы А. Н. Неверов предложили следующей способ спуска-подъема трала, оснащен­ ного прибором контроля пара­ метров трала с акустическим каналом связи. В систему про­ мыслового комплекса вводятся дополнительный вытяжной ко­ нец. который проводится через блок, подвешенный на переход­ ном мостике, и направляющие блоки. Один конец вытяжного соединяется с дополнительным тросом на трале, второй конец идет на грузовую лебедку Узел соединения вытяжного конца и дополнительного троса должен свободно проходить через бло­ ки. Дополнительный трос на тра­ ле делается равным половине длины верхней подборы трала, один конец которого крепится в центре гужа за специальную штангу, а второй за скользящее кольцо на верхнем кабеле по­ средством разъемного приспо­ собления. Перед спуском тра­ ла вытяжной конец и дополни­ тельный трос соединяются меж­ ду собой и обжимаются грузо­ вой лебедкой. По мере спуска трала вытяжной конец выби­ рается, а затем травится до подхода колец на верхнем ка­ беле к слнповой канавке. Спуск трала приостанавли­ вается, производится пересое- динение дополнительного троса к верхнему кабелю, и спуск- трала продолжается в ооычном порядке. При подъеме трала, по выхо­ де узла соединения на промыс­ ловую палубу, производится от­ соединение дополнительного троса от верхнего кабеля и при­ соединение его к дополнитель­ ному вытяжному концу с по­ следующей выборкой слабины грузовой лебедкой. Дальнейший подъем трала производится в обычном поряд­ ке. Эта система применима для всех тралов на судах кормового траления А. МОСОЛОВ, старших инженер отдела добычи Мурманского трало­ вого флота. 2. Лебедка кабельного зонда установлена на кормовом пере­ ходном мостике, что уврлг-чи- вает длину трассы труб п « - ра вл к о -кабельной лебедки, 3 Кабельная лебедка . не - имеет ручного тормоза. 4 Система питания кабель­ ной лебедки воздухом взята от судового тііфона. При каждой подаче сигнала лебедка травит кабель. 5 Питание дисплея взято со щита грузовых лебедок. 6. Питание системы »Тран­ зит» взято от радиопеленгато­ ра. Результаты работы промыс­ ловых судов позволяют сделать следующие краткие выводы: I . Для обеспечения хорошей работы флота на промысле не­ обходимо постоянно держать на оперативном обслуживании ж менее двух поисковых судов. 2 В целях эффективного ис­ пользования необходимо про­ мысловые суда вооружать од­ нотипными тралами, изготов­ ленными по чертежам 2336-05 и 1763 с обязательной уста­ новкой подъемных щитков. 3. Планировать судам в рей­ совых заданиях время (не ме­ нее двух суток) на вооружение тралов в районе промысла. ' И. РОЗЕНБЕРГ, капитан- флагман Мурманского тра­ лового флота. ( 5 Й Ш ! ‘ чем по к р а си т ь ТРАУЛЕР? Коротко заполярное лето. Свои у него капризы: то радует солнышком, то затянут дожди. Это понимают и судовые экипажи. У них сейчас, помимо других забот, и такая — подго­ товиться к плаванию в осенне- зимних условиях, а как состав­ ная часть этой подготовки привести траулеры в лучший внешний вид. Беда только, нечем морякам покрасить надстройки, перебор­ ки. Заявки на краску отдел снабжения флота выполняет в урезанном виде. Например, на РТ-264 «Геничеек» выдали лишь 60 килограммов белил, значительно меньше требуемого. — А этого количества хва­ тит покрасить лишь лобовую часть рулевоіі рубки. — огор­ чался старший помощник капи­ тана «Геничеека» Б it. Шесте­ риков. — Да, дефицит поьрасочныч матерналов в этом году велиь, — говорит начальник снабже­ ния тралового флота 1і. А О р ­ лов. — Мы постоянно бьем тре­ вогу. Администрация, партий­ ный комитет ставили вопрос к-Ч этом в соответствующих иг< таи- циях. Разговор замкнулся на равлении матернально-техщия - ского снабжения Всесоюзного объединения «-Севрыбак. Там тоже озабочены создавшееся проблемой. А чего же все-таки л;дать морякам? В СЕРГЕЕВ Почему мы не экономим время друг друга! Подчас, что­ бы добираться до сути деловой бумаги, приходится прочиты­ вать более полулиста текста, отпечатанного порой в солид­ ной организации. Вместо того чтобы, как говорится, брать быка за рога, кто-то глупо те­ рял время на написание, а за­ тем и на перепечатку иенуж- йых слов. И вот теперь отни­ мает драгоценное время на их пронтение. Существуют даже государственные стандарты, в которых содержатся требования к машинописным документам. Верно ли это? И почему вдруг возникла необходимость в таких стандартах? Да. такие государственные стандарты разработаны и дей­ ствуют. Они составляют унифи­ цированную систему организа­ ционно-распорядительной доку­ ментации. Действие стандартов — ГОСТ 6.38 — 72 и ГОСТ р .3 9— 72 — распространяется на организационно . распоря­ дительную документацию, при­ меняемую при оформлении, распорядительной и исполни­ тельной деятельности централь, ных и местных органов госу­ дарственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, а также подведом­ ственных им предприятий, ор- сем трудящихся. Во-вторых, время и жизнь изменили мас­ штабы и значение деловой пе­ реписки. Ежегодно создается более 5 00 миллиардов доку­ ментов Такое обилие их вовсе не свидетельствует о возрос­ шей любви к бѵмаготворству. ментацнго, в том числе орга­ низационно . распорядитель­ ную. Вниманию всех учрежде­ ний, организаций и предприя­ тий страны были предложены стандартные образцы построе­ ния формы документов, приме­ няемых в сфере управления специальность, которая освоена по необходимости. II все-таки благодаря усилиям Госстандар­ та и Главархива СССР удалось немало сделать для того, чтобы организационно . распоряди­ тельная документация готови­ лась и оформлялась по-новомѵ. К а к н а п и с а т ь п и с ь мо ганнзацин и учреждений, и, ус­ танавливает общие требования к ее оформлению. Почему вдруг возникла не­ обходимость в таких стандар­ тах? Во-первых. — не вдруг. На необходимость нормализации «бумажной работы» указывал В. II. Ленин еще в 1922 году. Выполняя требования партии и правительства, в довоенные го­ ды во всех звеньях государст­ венного управления добились определенной четкости при об­ работке деловых бумаг и ли- Это объективная необходи­ мость. Практика деловой переписки вызвала к жизни множество форм документов. По мнению специалистов, до недавнего времени в обращении находи­ лось около трех тысяч форм документов. Против такого раз­ нообразия, вызывающего зна­ чительные затраты труда и времени на обработку деловой корреспонденции, и выступили стандартнзаторы. С помощью ГОСТов они решили макси­ мально унифицировать доку- (приказ, решение, акт, прото­ кол, служебное письмо и др.). Выл регламентирован также состав данных этих докумен­ тов. Внедрение ГОСТ 6 .3 8— 72 и ГОСТ 6 .3 9— 72 оказалось де­ лом не менее сложным и тру­ доемким, чем внедрение новых технических условий на сталь и прокат. Это п понятно: дело­ производством у нас в той или иной степени занимаются мил­ лионы служащих и командиров производства. Для многих из них это, так сказать, вторая С пониманием и интересом новшество встречено, в частно­ сти, в московских организаци­ ях автомобильного транспорта, в большинстве министерств. Пользуясь стандартами, предприятия' и организации од­ новременно внесли ряд интере­ сных предложений, направлен­ ных на совершенствование до­ кументов и их оформления Не­ которые из этих предложений приняты Госстандартом и с 1 июля нынешнего года вводятся в действие (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz