Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.
В н и м а н и е : о п ы т Навиг ационно- промысловый комплекс при о б л о в е п у т а с с у При облове путассу на БМРТ -1 3 6 «Волгобалт» был установлен навшгационяо - Про мысловый аомялеис «Симрад», ВАТ «А. Торце»» — нави гационная сяѵтниповая система «Транзит». программа, яредусмагрива- шш&я совместную работу этих судов была разработана флаг манской группой. Совместная работа судов бы л а направлена на всесторон нюю проверку комаленеа «Сим рад» и системы «Транзит», ва проведение сравнительного анализа результатов работы БМРТ -1 3 4 и ВАТ «А. Торцев» с результатами судов, не име ющих подобной аппаратуры, и на дальнейшее развитие и со вершенствование промысла пу тассу: В состав навигационно-про мыслового комплекса фирмы «Симрад». установленного на БМРТ -136, входят навигацион ная спутниковая система ^Тран зит» с допплеровским гидро акустическим лагом, гидроло- г а ш ѵ . с дисплеем, эхолоты Е К -12, ЕК-38 и кабельный зонд. ' На ВАТ - А. Торцев» уста новлена только навигационная спутниковая система «-Тран зит» . Необходимо отметить некото рые особенности поведения пу тассу. Так, в дневное время скопления путассу наблюдались на глубинах 150— 250 метров t виде мелких стаек вертикаль ным развитием 10— 12 метров. В ночное время, начиная с 20 часов, скопления рассеивались. В 3 часа утра рыба начинала концентрироваться в промысло вые скопления и к 6 часам опускалась на большие глуби ны. Уловы путасеѵ были толь ко в дневное время, ночью су да лежали в дрейфе, экипажи занимались профилактикой ме ханизмов и орудий лова. Несколько пным было пове дение рыбы на участках, рас положенных site рыболовных зон. Здесь, как правило, в ноч ное время скопления лутассу наблюдались на глубинах 2 0— 70 метров 8 форме узких тент, в дневное вцемя — на глуби нах от 100 до 3 0 0 метров. Такое поведение рыбы опре деляло тактику лова. Суда ма ксима ль по испол ьзова ли светлое время суток, вне зоны — ночное, когда облавливае- мость рыбы была выше. Слабая облавлпваемость пу тассу в дневное время объяс нялась большой скоростью пе ремещения рыбы Это подтвер ждалось наблюдениями с помо щью аппаратуры, установлен ной на БМРТ-136. На дисплее неоднократно наблюдали, как отдельные косяки путассу дви гались со скоростью о т . І до 2 узлов. В связи с этим для облова путассу в определенных райо нах суда должны иметь облег ченные скоростные тралы. Лучшим тралом для судов ти па <-Алтай» является трал по чертежу 2336-05. При вооружении трала сле дует иметь в виду: 1. Вес углубителей должен быть 1000 килограммов. 2. Вес цепей на нижней подборе — 350 — 4 5 0 кило граммов. 3. Длина регулировочных концов — 5 — 6 метров. 4. Длина кабелей — 100— 120 метров. 5. Длина цепок на траловых досках —- 19 0 0— 20 0 0 милли метров. Для судов типа ВМРТ «Лес ков» лучшим тралом является трал по чертежу 1763 при сле дующей загрузке: 1. Вес углубителей — 90 0 килограммов. 2. Вес цепей на нижней под боре — 2 7 0— 3 0 0 килограм мов. 3. Длина регулировочных концов — 5 — 6 метров. 4. Длина кабелей — 1 0 0— 120 метров. 5. Длина цепок на траловых досках — 1 5 0 0— 1750 милли метров. Скорость траления должна быть от 4,5 до 5,2 узла при вертикальном раскрытии трала 5 0—6 0 метров. Такое верти кальное раскрытие тралов до стигается установкой на верх нюю подбору пяти брезентовых щитков общей площадью 4 квадратных метра. Анализ результатов работы группы судов показал, что на- ивысшего среднесуточного вы лова добивались ВМРТ -136 и ВАТ «А. Торцев». Суточный вылов каждого из этих судов к среднесуточному вылову ос тальных судов составлял 119 процентов. Нужно учесть, что БМРТ -1 36 из 16 суток семь работал не с полной нагрузкой. В этот период на борту судна находился представитель фир мы «Симрад», который зани мался подстройкой аппаратуры, обучением личного состава по эксплуатации оборудования, на что затрачивалось определен ное количество промыслового времени Работая в тесном контакте с судами группы, БМРТ -136, ос новываясь на качественной ра боте навигационно - промысло вого комплекса «Симрад», по стоянно помогал судам, не имеющим подобной аппаратуры, производить расшифровку эхо- записей на поисковых прибо рах, своевременно выводить тралы в облавливаемые гори зонты, добиваться лучших уло вов. Используя навигационную спутниковую аппаратуру «Тран зит», БМРТ -136 и ВАТ *А. Торцев» удерживались сами на обнаруженных скоплениях и помогали судам удерживаться на лучших концентрациях При приближении района промысла к рыболовной зоне эти суда ве ли контроль за местоположени ем судов, работающих в непо средственной близости от бу ферной зоны, четко определя ли местонахождение судов, д а вали необходимые рекоменда ции по недопущению наруше ний буферной зоны. Опыт работы судов показал, что использование БМРТ -136 и ВАТ «А. Торцев» в составе промысловой группы позволило всем судам вести лов более ус пешно II безопасно, особенно когда район промысла пере мещался непосредственно к рыболовной зоне иностранного государства. Определенную помощь ока зал БМРТ -136 рыбопромысло вой науке при составлении еже суточных промысловых про гнозов, Знание направления и скорости перемещения отдель ных косяков рыбы всегда по вышало точность прогноза, об легчало ведение оперативного поиска путассу. При установке на судах на- вигационно-промысловых комп лексов фирмы «Симрад» сле дует иметь в виду те замеча ния. которые выявились в про цессе эксплуатации на БМРТ- 136 «Волгобалт»: 1. Посылочные генераторы и предварительный усилитель гидролокатора установлены в шахте рыбопоисковых прибо ров, где наблюдается повышен ная влажность. П Р И М Е Н И М А Д Л Я В С Е Х Т Р А Л О В В настоящее время возникла необходимость в замене тради ционного вооружения верхней подборы тралов кухтылями бо лее эффективным вооружением гидродинамическими устройст вами «-Гиплан-3». Использова ние гидродинамических уст ройств «Тнплан-3». позволяет •' « с т и промысел на значительно больших глубинах и при более высоких скоростях траления. Кроме того, стоимость гидроди намических устройств значи тельно ниже стоимости ку.хты- лей; Одиако при работе с при борами контроля трала с. акус тическими каналами связи спуск и подъем трала осущест вить очень трудно. Старший инженер отдела до бычи тралового флота В. А. Юганов и флагманский мастер по добыче рыбы А. Н. Неверов предложили следующей способ спуска-подъема трала, оснащен ного прибором контроля пара метров трала с акустическим каналом связи. В систему про мыслового комплекса вводятся дополнительный вытяжной ко нец. который проводится через блок, подвешенный на переход ном мостике, и направляющие блоки. Один конец вытяжного соединяется с дополнительным тросом на трале, второй конец идет на грузовую лебедку Узел соединения вытяжного конца и дополнительного троса должен свободно проходить через бло ки. Дополнительный трос на тра ле делается равным половине длины верхней подборы трала, один конец которого крепится в центре гужа за специальную штангу, а второй за скользящее кольцо на верхнем кабеле по средством разъемного приспо собления. Перед спуском тра ла вытяжной конец и дополни тельный трос соединяются меж ду собой и обжимаются грузо вой лебедкой. По мере спуска трала вытяжной конец выби рается, а затем травится до подхода колец на верхнем ка беле к слнповой канавке. Спуск трала приостанавли вается, производится пересое- динение дополнительного троса к верхнему кабелю, и спуск- трала продолжается в ооычном порядке. При подъеме трала, по выхо де узла соединения на промыс ловую палубу, производится от соединение дополнительного троса от верхнего кабеля и при соединение его к дополнитель ному вытяжному концу с по следующей выборкой слабины грузовой лебедкой. Дальнейший подъем трала производится в обычном поряд ке. Эта система применима для всех тралов на судах кормового траления А. МОСОЛОВ, старших инженер отдела добычи Мурманского трало вого флота. 2. Лебедка кабельного зонда установлена на кормовом пере ходном мостике, что уврлг-чи- вает длину трассы труб п « - ра вл к о -кабельной лебедки, 3 Кабельная лебедка . не - имеет ручного тормоза. 4 Система питания кабель ной лебедки воздухом взята от судового тііфона. При каждой подаче сигнала лебедка травит кабель. 5 Питание дисплея взято со щита грузовых лебедок. 6. Питание системы »Тран зит» взято от радиопеленгато ра. Результаты работы промыс ловых судов позволяют сделать следующие краткие выводы: I . Для обеспечения хорошей работы флота на промысле не обходимо постоянно держать на оперативном обслуживании ж менее двух поисковых судов. 2 В целях эффективного ис пользования необходимо про мысловые суда вооружать од нотипными тралами, изготов ленными по чертежам 2336-05 и 1763 с обязательной уста новкой подъемных щитков. 3. Планировать судам в рей совых заданиях время (не ме нее двух суток) на вооружение тралов в районе промысла. ' И. РОЗЕНБЕРГ, капитан- флагман Мурманского тра лового флота. ( 5 Й Ш ! ‘ чем по к р а си т ь ТРАУЛЕР? Коротко заполярное лето. Свои у него капризы: то радует солнышком, то затянут дожди. Это понимают и судовые экипажи. У них сейчас, помимо других забот, и такая — подго товиться к плаванию в осенне- зимних условиях, а как состав ная часть этой подготовки привести траулеры в лучший внешний вид. Беда только, нечем морякам покрасить надстройки, перебор ки. Заявки на краску отдел снабжения флота выполняет в урезанном виде. Например, на РТ-264 «Геничеек» выдали лишь 60 килограммов белил, значительно меньше требуемого. — А этого количества хва тит покрасить лишь лобовую часть рулевоіі рубки. — огор чался старший помощник капи тана «Геничеека» Б it. Шесте риков. — Да, дефицит поьрасочныч матерналов в этом году велиь, — говорит начальник снабже ния тралового флота 1і. А О р лов. — Мы постоянно бьем тре вогу. Администрация, партий ный комитет ставили вопрос к-Ч этом в соответствующих иг< таи- циях. Разговор замкнулся на равлении матернально-техщия - ского снабжения Всесоюзного объединения «-Севрыбак. Там тоже озабочены создавшееся проблемой. А чего же все-таки л;дать морякам? В СЕРГЕЕВ Почему мы не экономим время друг друга! Подчас, что бы добираться до сути деловой бумаги, приходится прочиты вать более полулиста текста, отпечатанного порой в солид ной организации. Вместо того чтобы, как говорится, брать быка за рога, кто-то глупо те рял время на написание, а за тем и на перепечатку иенуж- йых слов. И вот теперь отни мает драгоценное время на их пронтение. Существуют даже государственные стандарты, в которых содержатся требования к машинописным документам. Верно ли это? И почему вдруг возникла необходимость в таких стандартах? Да. такие государственные стандарты разработаны и дей ствуют. Они составляют унифи цированную систему организа ционно-распорядительной доку ментации. Действие стандартов — ГОСТ 6.38 — 72 и ГОСТ р .3 9— 72 — распространяется на организационно . распоря дительную документацию, при меняемую при оформлении, распорядительной и исполни тельной деятельности централь, ных и местных органов госу дарственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, а также подведом ственных им предприятий, ор- сем трудящихся. Во-вторых, время и жизнь изменили мас штабы и значение деловой пе реписки. Ежегодно создается более 5 00 миллиардов доку ментов Такое обилие их вовсе не свидетельствует о возрос шей любви к бѵмаготворству. ментацнго, в том числе орга низационно . распорядитель ную. Вниманию всех учрежде ний, организаций и предприя тий страны были предложены стандартные образцы построе ния формы документов, приме няемых в сфере управления специальность, которая освоена по необходимости. II все-таки благодаря усилиям Госстандар та и Главархива СССР удалось немало сделать для того, чтобы организационно . распоряди тельная документация готови лась и оформлялась по-новомѵ. К а к н а п и с а т ь п и с ь мо ганнзацин и учреждений, и, ус танавливает общие требования к ее оформлению. Почему вдруг возникла не обходимость в таких стандар тах? Во-первых. — не вдруг. На необходимость нормализации «бумажной работы» указывал В. II. Ленин еще в 1922 году. Выполняя требования партии и правительства, в довоенные го ды во всех звеньях государст венного управления добились определенной четкости при об работке деловых бумаг и ли- Это объективная необходи мость. Практика деловой переписки вызвала к жизни множество форм документов. По мнению специалистов, до недавнего времени в обращении находи лось около трех тысяч форм документов. Против такого раз нообразия, вызывающего зна чительные затраты труда и времени на обработку деловой корреспонденции, и выступили стандартнзаторы. С помощью ГОСТов они решили макси мально унифицировать доку- (приказ, решение, акт, прото кол, служебное письмо и др.). Выл регламентирован также состав данных этих докумен тов. Внедрение ГОСТ 6 .3 8— 72 и ГОСТ 6 .3 9— 72 оказалось де лом не менее сложным и тру доемким, чем внедрение новых технических условий на сталь и прокат. Это п понятно: дело производством у нас в той или иной степени занимаются мил лионы служащих и командиров производства. Для многих из них это, так сказать, вторая С пониманием и интересом новшество встречено, в частно сти, в московских организаци ях автомобильного транспорта, в большинстве министерств. Пользуясь стандартами, предприятия' и организации од новременно внесли ряд интере сных предложений, направлен ных на совершенствование до кументов и их оформления Не которые из этих предложений приняты Госстандартом и с 1 июля нынешнего года вводятся в действие (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz