Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.

К Д Н Ю В О Е Н Н О - Ш О Р С К О Г О Ф Л О Т Л. ОШАНИН. А т ы б у д ь » н (Подводная песня) На снимке: североморцы -нодводнинк кандидат в члены КП С С , командир отлично­ го отделе*»** Н . Дмитриев м комсомолец Е. П уиыш ев. Фоте В. Студендов*. Ты прости, что мы видимся редко, — С глубиною я душу связал. Вот опять я ушел в «кругосветку», А тебе ничего не сказал. А ты будь нежна, Не мучайся зря, Земная жена Морского царя. Не грусти, что плохая погода. — Я ее вод водой не боюсь. Может быть, не вернусь я полгода. Но зато я внезапно вернусь. Неприметные вражьему глазу, Не оставив следа под волной, Мы прошли, не всплывая ни разу, Опоясали шарик земной. Это было, а что будет завтра, Где проляжет полет моряка, Океанских глубин космонавты Никому не расскажут пока. А ты будь нежна, Не мучайся зря. Земная жена Морского царя. Не все проблемы решены О с н о в н а я цель введе­ ния Системы непрерыв­ ных классификационных освидетельствований — сокра­ щение продолжительности и объемов заводских ремонтов су- $ов за счет проведения осви­ детельствований отдельных их Элементов в период нахождения '^ эксплуатации и во время меж- ■рейсовых стоянок. Как известно, Система не­ прерывных классификационных освидетельствований судов инс­ пекцией Регистра СССР заклю­ чается в распределении их объ­ ема, отвечающих требованиям для возобновления класса Реги­ стра СССР, на отдельные час­ тичные осмотры. проводимые ежегодно во время межрейео- бых стоянок, в период ремон­ тов или совмещаемые с еже­ годными освидетельствования­ ми. Причем полный цикл осви­ детельствований должен быть осуществлен в период, на кото­ рый присвоен или возобновлен класс Регистра СССР. Объемы освидетельствований частей корпуса. механизмов, систем, устройств и оборудова­ ния в течение четырехлетнего классификационного периода должны распределяться по воз­ можности равномерно, пример­ но по 25 процентов в течение ьаждого года или по 50 про­ центов каждые два года. В течение четырех лет ответ­ ственные части корпуса, меха- ^ шізмы , системы, устройства и эорудование должны быть предъявлены инспекции Регис­ тра СССР к освидетельствова­ нию в объеме очередного клас­ сификационного не менее одно­ го раза. Такие освидетельство­ вания проводятся к сроки, ук а­ занные в учетном мсте-плане. Допускаются отклонения: плюс- минус три месяца от преду­ смотренных в плане сроков. Согласно действующим пра­ вилам, при ежегодных и других освидетельствованиях судов, на­ ходящихся в системе непрерыв. ной классификации, в случае просрочки предъявления объ­ ектов к очередным осмотрам до тех пор, пока эти объекты не будут предъявлены к осви­ детельствованию в соответст­ вии с учетным листом-планом. Один экземпляр одобренного учетного листа-плана, являю ­ щегося неотъемлемой частью классификационного освиде­ тельствования, хранится на судне, ■второй — в инспекции Регистра СССР, третий — в качестве контрольного — в ме­ ханико-судовой службе управ­ ления флота. Учетные листы- планы, составленные судовла­ д ел ьц ами , подлежат рассмотре­ нию и одобрению той инспек­ цией Регистра СССР, под над­ зором которой проводился ре­ монт и первоначальный или очередной классификационный «смотр судна. В связи с этий в «’лучаях, когда наши суда ре­ монтируются на иногородних "^дер«онтных предприятиях, в ейетйвлмти и j«efrvOTpeww О применении системы непрерывных классификационных освидетельствований судов управления „Севрыбхолодфлот *4 учетных листов-планов возни­ кают определенные трудности. Распоряжением главного ин_ женера управления <Севрыб­ холодфлот» от 14 ноября 1975 года № 137 составление и со­ гласование учетных листов-пла­ нов инспекцией Регистра СССР возложено на капитанов и глав­ ных механиков судов. Черно­ вые экземпляры этих докумен­ тов предварительно должны быть рассмотрены соответству­ ющими специалистами механи­ ко-судовой службы, а отпеча­ танные экземпляры согласова­ ны с начальником службы. Как показала практика, при рассмотрении учетных листов- планов инспекцией Регистра СССР, как правило, возникают различные замечания, в ре­ зультате чего документы при­ ходится переделывать. А это связано с необходимостью от­ правлять их на переоформле­ ние, затем снова на судно и в инспекцию Регистра СССР. Как видим, оформление учет­ ных листов-планов требует зн а­ чительного времени. Кроме то­ го, определенные трудности с составлением учетных листов- планов возникают потому, что часто, почти до конца ремонта судна, не известно, какие ме­ ханизмы и оборудование будут установлены взамен изношен­ ного. Объясняется это недоста­ точностью лимитов на снабже­ ние и нарушением договорных обязательств поставщиками. В управлении «Севрыбхолод­ флот» и системе непрерывной классификации находится 1.0 судов, из них 9 дизель-элект­ роходов типа «Сибирь» и од­ но Судно типа «Поляр». Первым судном, переведен­ ным в ноябре 197 3. года на эту систему классификации, был транспортный рефрижера­ тор «Иван Айвазовский» С тех пор механико-судовой службой и механиками судов накоплен определенный опыт в этом важ ­ ном деле. Для судов типа дизель-элек­ троход «Сибирь», на котором установлено 4 главных дизель- генератора типа ЗД100, систе­ ма частичных освидетельство­ ваний хороша тем. что позволя­ ет избегать при освидетельст­ вованиях- по частям той тесно­ ты в помещениях как ГДГ. так и ВДГ. которая наблюдается при разборке для освидетель­ ствования всех механизмов од­ новременно. а также тем. что осмотры могут проводиться в период нахождения судов в экс­ плуатации. В отношении транспортного рефрижератора <Вильгельм- Пик» (типа «Поляр»)-, дереве-' денного »а систему кеврерыв- ной классификации в 1977 го­ ду, никаких затруднений с ос­ видетельствованием инспекцией Регистра СССР не возникало. Однако следует отметить, что главный двигатель указанного судна в эту систему не вклю­ чен и будет освидетельство­ ваться в обычном порядке, т. е. один раз в четыре года. Другое дело в отношении дизель-электроходов, главные двигатели которых включены в систему непрерывной класси­ фикации. Здесь имеются опре­ деленные трудности. Однако эти трудности не являются след­ ствием недостатков системы не­ прерывной классификации, они обусловлены иными факторами. Так, например, имеют место случаи, когда после проведен­ ных в рейсах моточисток дви­ гателей, по приходе в порт их вновь приходится разбирать для предъявления инспекции Регистра СССР, т. к. подошли сроки, указанные в учетном листе-плане. По этой же при­ чине иногда приходится подвер­ гать разборке для освидетель­ ствования инспекцией Регистра СССР механизмы, не вырабо­ тавшие установленные мото­ ресурсы. В одних случаях — это ре­ зультат неправильного плани­ рования отработки механизма­ ми установленных моторесур­ сов, в других — нестабильные рейсообороты, обусловленные спецификой рыбного промысла: работа на «коротком» или «длинном плече», планирова­ ние рейсооборотов таким обра­ зом. что однотипные суда за один « тот же календарный период эксплуатируются не одинаково интенсивно и. сле­ довательно, имеют значитель­ ную разницу в отработке ме­ ханизмами моторесурсов Такого положения можно из­ бежать путем правильного пла­ нирования рейсооборотов и. сл е­ довательно. отработки механиз­ мами моторесурсов. Следует стремиться к тому, чтобы од­ нотипные суда по интенсивнос­ ти эксплуатации находились бы в примерно равных услови­ ях. Очень важным вопросом в деле осуществления непрерыв­ ной классификаций судов инс­ пекцией Регистра СССР я вл я ­ ется обеспечение потребности в сменно-запас-ных частях, осо­ бенно к двигателям типа ЗД 1 0 0 и 8ч23/30, а также различном оборудовании. Однако на протяжении ряда лет заявки на ЗИП к двпгате- ля-м типа ЗД 1 0 0 удовлетворя­ ются всего лишь на 3 3—-35 процентов. ' к двигателям 8ч 2 3 /3 0 — т 1 8— 2 0 -процен­ тов. По этой причине в насто­ ящее время поддержание дви­ гателей в нормальном техниче­ ском состоянии весьма затруд­ нительно. С января 1976 года завод- поставщик запасных частей к двигателям типа ЗД 1 0 0 пере­ шел на выпуск пятой модифи­ кации шатунно-поршневой груп­ пы для этих двигателей, а д е­ тали предыдущих модификаций сняты с производства. Замена одного поршня ста­ рой модификации требует з а ­ мены всех поршней и шатунов поршнями и шатунами пятой модификации. А в год их выде­ ляется всего 3 — 4 комплекта. Если учесть, что на дизель- электроходах установлено 68 двигателей ЗД100, то становит­ ся очевидным, что выделяемого количества деталей шатунно­ поршневой группы для парка указанных дизелей явно недо­ статочно. Не лучше обстоит дело и с ЗППом к двигателям типа 8ч23/30, которых на днзель- электроходах насчитывается 51 единица. Нет поршней, втулок цилиндров, крышек цилиндров, клапанов, подшипников, порш­ невых колец и т. д. Все перечисленные выше факторы создают определенные трудности в предъявлении ука­ занных двигателей инспекции Регистра СССР к освидетель­ ствованиям. Кроме того, следу­ ет учесть, что примерно 50- процентов двигателей типа ЗД100 и 8 ч23 /3 0 отработали- двойной и более моторесурс. По просьбе технического ру­ ководства управления «Севрыб­ холодфлот» завод, выпускаю­ щий дизель ЗД100, согласился на проведение капитальных ре­ монтов их не по отработке мо­ торесурсов (20 тысяч часов), а по результатам дефектации и обмеров основных деталей, ог­ раничив, однако, предельную отработку моторесурса 30 тыс. часов. Завод, выпускающий двига­ тели 8ч23/30, также согласил­ ся на эксплуатацию двигателей до капитального ремонта на ос­ нове результатов дефектации и обмеров основных деталей без какого-либо ограничения мото­ ресурса. Однако согласие этих заво­ дов на увеличение моторесур­ сов двигателей до капитального ремонта решением вопроса счи­ тать нельзя. Для успешного применения системы непрерывной класси­ фикации судов типа «Сибирь» необходимо возможно быстрее решить вопросы поставки уп­ равлению «Севрыбхоло дфлот »■ новых двигателей, типа З Д 100 и. 8 ч2 3 /3 6 и. запасных частей к ним, что даст возможность производить капитальные р е­ монты указанных двигателей и замену двигателей, выработав­ ших установленные моторесур­ сы. Необходим также обменный фонд насосов переменной про­ изводительности рулевых ма­ шин, установленных на судах типа «Сибирь», так как при разборке их. как правило, вы­ являются различные дефекты, устранить которые в период ко. ротких стоянок судов в порту не представляется возможным, тем более что ремонт упомяну­ тых насосов в Мурманске вы­ полняет только СР З ММФ и на ремонт одного насоса требу­ ется не менее 25 суток. Эффективность системы не­ прерывной классификации в уп­ равлении «Севрыбхолодфлот» значительно снижается из-за отсутствия в составе техниче­ ского персонала флота дове­ ренных лиц Регистра СССР, которые бы могли частичные освидетельствования механиз. мов, систем, устройств произ­ водить непосредственно в рей­ сах. По мнению специалистов ЦПКТБ ВРПО «Севрыба». ос­ нованном на анализе работы судов управления Мурманского тралового флота, целесооб­ разен перевод на систему не­ прерывной классификации толь­ ко судов, поступивших из ново- строя или после первого боль­ шого ремонта, так как после второго большого ремонта эта система не будет эффективной из-за значительного возраста­ ния объемов корпусных работ. В этом свете учитывая от­ личие специфики работы тран­ спортных судов от работы до­ бывающих судов, а также их конструктивные особенности, .следовало бы поручить ЦПКТБ ВРПО . «Севрыба» .провести аналогичный анализ по судам управления «Севрыбхолодфлот» с целью выработки определен­ ных рекомендаций по переводу их на систему непрерывной классификации Расчет фактической экономи­ ческой эффективности от при­ менения, системы непрерывной классификации. выполненный ЦПКТБ ВРПО «Севрыба» по Т Р «Иван Айвазовский»- и ТР «Космонавт Гагарин» (типа «Сибирь»), показал, что по пер­ вому судну среднегодовой эко­ номический эффект составил 6,6 тысячи рублей и среднего­ довое увеличение эксплуатаци­ онного периода на 1.19 суток, по второму судну, соответствен­ но, 5,5 тысячи рублей и 1,13 суток. Применение системы непре­ рывных классификационных ос­ видетельствований судов может быть более эффективным лишь при условии положительного решения вопросов! поставлю і-:- ных .выше, _Г. К Р А В Ц О В , груяибВФй механик управления «Сег

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz