Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.
К Д Н Ю В О Е Н Н О - Ш О Р С К О Г О Ф Л О Т Л. ОШАНИН. А т ы б у д ь » н (Подводная песня) На снимке: североморцы -нодводнинк кандидат в члены КП С С , командир отлично го отделе*»** Н . Дмитриев м комсомолец Е. П уиыш ев. Фоте В. Студендов*. Ты прости, что мы видимся редко, — С глубиною я душу связал. Вот опять я ушел в «кругосветку», А тебе ничего не сказал. А ты будь нежна, Не мучайся зря, Земная жена Морского царя. Не грусти, что плохая погода. — Я ее вод водой не боюсь. Может быть, не вернусь я полгода. Но зато я внезапно вернусь. Неприметные вражьему глазу, Не оставив следа под волной, Мы прошли, не всплывая ни разу, Опоясали шарик земной. Это было, а что будет завтра, Где проляжет полет моряка, Океанских глубин космонавты Никому не расскажут пока. А ты будь нежна, Не мучайся зря. Земная жена Морского царя. Не все проблемы решены О с н о в н а я цель введе ния Системы непрерыв ных классификационных освидетельствований — сокра щение продолжительности и объемов заводских ремонтов су- $ов за счет проведения осви детельствований отдельных их Элементов в период нахождения '^ эксплуатации и во время меж- ■рейсовых стоянок. Как известно, Система не прерывных классификационных освидетельствований судов инс пекцией Регистра СССР заклю чается в распределении их объ ема, отвечающих требованиям для возобновления класса Реги стра СССР, на отдельные час тичные осмотры. проводимые ежегодно во время межрейео- бых стоянок, в период ремон тов или совмещаемые с еже годными освидетельствования ми. Причем полный цикл осви детельствований должен быть осуществлен в период, на кото рый присвоен или возобновлен класс Регистра СССР. Объемы освидетельствований частей корпуса. механизмов, систем, устройств и оборудова ния в течение четырехлетнего классификационного периода должны распределяться по воз можности равномерно, пример но по 25 процентов в течение ьаждого года или по 50 про центов каждые два года. В течение четырех лет ответ ственные части корпуса, меха- ^ шізмы , системы, устройства и эорудование должны быть предъявлены инспекции Регис тра СССР к освидетельствова нию в объеме очередного клас сификационного не менее одно го раза. Такие освидетельство вания проводятся к сроки, ук а занные в учетном мсте-плане. Допускаются отклонения: плюс- минус три месяца от преду смотренных в плане сроков. Согласно действующим пра вилам, при ежегодных и других освидетельствованиях судов, на ходящихся в системе непрерыв. ной классификации, в случае просрочки предъявления объ ектов к очередным осмотрам до тех пор, пока эти объекты не будут предъявлены к осви детельствованию в соответст вии с учетным листом-планом. Один экземпляр одобренного учетного листа-плана, являю щегося неотъемлемой частью классификационного освиде тельствования, хранится на судне, ■второй — в инспекции Регистра СССР, третий — в качестве контрольного — в ме ханико-судовой службе управ ления флота. Учетные листы- планы, составленные судовла д ел ьц ами , подлежат рассмотре нию и одобрению той инспек цией Регистра СССР, под над зором которой проводился ре монт и первоначальный или очередной классификационный «смотр судна. В связи с этий в «’лучаях, когда наши суда ре монтируются на иногородних "^дер«онтных предприятиях, в ейетйвлмти и j«efrvOTpeww О применении системы непрерывных классификационных освидетельствований судов управления „Севрыбхолодфлот *4 учетных листов-планов возни кают определенные трудности. Распоряжением главного ин_ женера управления <Севрыб холодфлот» от 14 ноября 1975 года № 137 составление и со гласование учетных листов-пла нов инспекцией Регистра СССР возложено на капитанов и глав ных механиков судов. Черно вые экземпляры этих докумен тов предварительно должны быть рассмотрены соответству ющими специалистами механи ко-судовой службы, а отпеча танные экземпляры согласова ны с начальником службы. Как показала практика, при рассмотрении учетных листов- планов инспекцией Регистра СССР, как правило, возникают различные замечания, в ре зультате чего документы при ходится переделывать. А это связано с необходимостью от правлять их на переоформле ние, затем снова на судно и в инспекцию Регистра СССР. Как видим, оформление учет ных листов-планов требует зн а чительного времени. Кроме то го, определенные трудности с составлением учетных листов- планов возникают потому, что часто, почти до конца ремонта судна, не известно, какие ме ханизмы и оборудование будут установлены взамен изношен ного. Объясняется это недоста точностью лимитов на снабже ние и нарушением договорных обязательств поставщиками. В управлении «Севрыбхолод флот» и системе непрерывной классификации находится 1.0 судов, из них 9 дизель-элект роходов типа «Сибирь» и од но Судно типа «Поляр». Первым судном, переведен ным в ноябре 197 3. года на эту систему классификации, был транспортный рефрижера тор «Иван Айвазовский» С тех пор механико-судовой службой и механиками судов накоплен определенный опыт в этом важ ном деле. Для судов типа дизель-элек троход «Сибирь», на котором установлено 4 главных дизель- генератора типа ЗД100, систе ма частичных освидетельство ваний хороша тем. что позволя ет избегать при освидетельст вованиях- по частям той тесно ты в помещениях как ГДГ. так и ВДГ. которая наблюдается при разборке для освидетель ствования всех механизмов од новременно. а также тем. что осмотры могут проводиться в период нахождения судов в экс плуатации. В отношении транспортного рефрижератора <Вильгельм- Пик» (типа «Поляр»)-, дереве-' денного »а систему кеврерыв- ной классификации в 1977 го ду, никаких затруднений с ос видетельствованием инспекцией Регистра СССР не возникало. Однако следует отметить, что главный двигатель указанного судна в эту систему не вклю чен и будет освидетельство ваться в обычном порядке, т. е. один раз в четыре года. Другое дело в отношении дизель-электроходов, главные двигатели которых включены в систему непрерывной класси фикации. Здесь имеются опре деленные трудности. Однако эти трудности не являются след ствием недостатков системы не прерывной классификации, они обусловлены иными факторами. Так, например, имеют место случаи, когда после проведен ных в рейсах моточисток дви гателей, по приходе в порт их вновь приходится разбирать для предъявления инспекции Регистра СССР, т. к. подошли сроки, указанные в учетном листе-плане. По этой же при чине иногда приходится подвер гать разборке для освидетель ствования инспекцией Регистра СССР механизмы, не вырабо тавшие установленные мото ресурсы. В одних случаях — это ре зультат неправильного плани рования отработки механизма ми установленных моторесур сов, в других — нестабильные рейсообороты, обусловленные спецификой рыбного промысла: работа на «коротком» или «длинном плече», планирова ние рейсооборотов таким обра зом. что однотипные суда за один « тот же календарный период эксплуатируются не одинаково интенсивно и. сле довательно, имеют значитель ную разницу в отработке ме ханизмами моторесурсов Такого положения можно из бежать путем правильного пла нирования рейсооборотов и. сл е довательно. отработки механиз мами моторесурсов. Следует стремиться к тому, чтобы од нотипные суда по интенсивнос ти эксплуатации находились бы в примерно равных услови ях. Очень важным вопросом в деле осуществления непрерыв ной классификаций судов инс пекцией Регистра СССР я вл я ется обеспечение потребности в сменно-запас-ных частях, осо бенно к двигателям типа ЗД 1 0 0 и 8ч23/30, а также различном оборудовании. Однако на протяжении ряда лет заявки на ЗИП к двпгате- ля-м типа ЗД 1 0 0 удовлетворя ются всего лишь на 3 3—-35 процентов. ' к двигателям 8ч 2 3 /3 0 — т 1 8— 2 0 -процен тов. По этой причине в насто ящее время поддержание дви гателей в нормальном техниче ском состоянии весьма затруд нительно. С января 1976 года завод- поставщик запасных частей к двигателям типа ЗД 1 0 0 пере шел на выпуск пятой модифи кации шатунно-поршневой груп пы для этих двигателей, а д е тали предыдущих модификаций сняты с производства. Замена одного поршня ста рой модификации требует з а мены всех поршней и шатунов поршнями и шатунами пятой модификации. А в год их выде ляется всего 3 — 4 комплекта. Если учесть, что на дизель- электроходах установлено 68 двигателей ЗД100, то становит ся очевидным, что выделяемого количества деталей шатунно поршневой группы для парка указанных дизелей явно недо статочно. Не лучше обстоит дело и с ЗППом к двигателям типа 8ч23/30, которых на днзель- электроходах насчитывается 51 единица. Нет поршней, втулок цилиндров, крышек цилиндров, клапанов, подшипников, порш невых колец и т. д. Все перечисленные выше факторы создают определенные трудности в предъявлении ука занных двигателей инспекции Регистра СССР к освидетель ствованиям. Кроме того, следу ет учесть, что примерно 50- процентов двигателей типа ЗД100 и 8 ч23 /3 0 отработали- двойной и более моторесурс. По просьбе технического ру ководства управления «Севрыб холодфлот» завод, выпускаю щий дизель ЗД100, согласился на проведение капитальных ре монтов их не по отработке мо торесурсов (20 тысяч часов), а по результатам дефектации и обмеров основных деталей, ог раничив, однако, предельную отработку моторесурса 30 тыс. часов. Завод, выпускающий двига тели 8ч23/30, также согласил ся на эксплуатацию двигателей до капитального ремонта на ос нове результатов дефектации и обмеров основных деталей без какого-либо ограничения мото ресурса. Однако согласие этих заво дов на увеличение моторесур сов двигателей до капитального ремонта решением вопроса счи тать нельзя. Для успешного применения системы непрерывной класси фикации судов типа «Сибирь» необходимо возможно быстрее решить вопросы поставки уп равлению «Севрыбхоло дфлот »■ новых двигателей, типа З Д 100 и. 8 ч2 3 /3 6 и. запасных частей к ним, что даст возможность производить капитальные р е монты указанных двигателей и замену двигателей, выработав ших установленные моторесур сы. Необходим также обменный фонд насосов переменной про изводительности рулевых ма шин, установленных на судах типа «Сибирь», так как при разборке их. как правило, вы являются различные дефекты, устранить которые в период ко. ротких стоянок судов в порту не представляется возможным, тем более что ремонт упомяну тых насосов в Мурманске вы полняет только СР З ММФ и на ремонт одного насоса требу ется не менее 25 суток. Эффективность системы не прерывной классификации в уп равлении «Севрыбхолодфлот» значительно снижается из-за отсутствия в составе техниче ского персонала флота дове ренных лиц Регистра СССР, которые бы могли частичные освидетельствования механиз. мов, систем, устройств произ водить непосредственно в рей сах. По мнению специалистов ЦПКТБ ВРПО «Севрыба». ос нованном на анализе работы судов управления Мурманского тралового флота, целесооб разен перевод на систему не прерывной классификации толь ко судов, поступивших из ново- строя или после первого боль шого ремонта, так как после второго большого ремонта эта система не будет эффективной из-за значительного возраста ния объемов корпусных работ. В этом свете учитывая от личие специфики работы тран спортных судов от работы до бывающих судов, а также их конструктивные особенности, .следовало бы поручить ЦПКТБ ВРПО . «Севрыба» .провести аналогичный анализ по судам управления «Севрыбхолодфлот» с целью выработки определен ных рекомендаций по переводу их на систему непрерывной классификации Расчет фактической экономи ческой эффективности от при менения, системы непрерывной классификации. выполненный ЦПКТБ ВРПО «Севрыба» по Т Р «Иван Айвазовский»- и ТР «Космонавт Гагарин» (типа «Сибирь»), показал, что по пер вому судну среднегодовой эко номический эффект составил 6,6 тысячи рублей и среднего довое увеличение эксплуатаци онного периода на 1.19 суток, по второму судну, соответствен но, 5,5 тысячи рублей и 1,13 суток. Применение системы непре рывных классификационных ос видетельствований судов может быть более эффективным лишь при условии положительного решения вопросов! поставлю і-:- ных .выше, _Г. К Р А В Ц О В , груяибВФй механик управления «Сег
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz