Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.
З а э ф ф е к т и в н о с т ь и д е о л о г и ч е с к о й , п о л и т и к о - в о е н и т з т е л ь и о й р а б о т у ЛИЧНЫЙ ПЛАН ПРОПАГАНДИСТА Ц е н т р а л ь н ы й к о м і і - ТЕТ КПСС в постановле нии «О дальнейшем улуч- >ы іііііі идеологической, колнти- ко -восіш та тел ь : юн работы » у ка зал. что сердцевиной этой ра боты было и остается формиро вание у советских людей науч ного мировоззрения, беззавет ной преданности делу партии, ком му нист и'чес к им идеала м , любви к социалистической От чизне, пролетарского интерпа- «нополпзма. Наша практика работы н по сещение моряками экономичес ких зон и портов иностранных государств наглядно показыва ют: для того, чтобы достойно представлять социалистическое • Общество, активно пропаганди ровать советский образ жизни, уметь давать отпор провокато- . рам, советский моряк должен быть политически и экономиче ски грамотным, обладать идей ной убежденностью, иметь па-- у чное м 11 ровоззреи не. Ответственная роль в осу ществлении этой задачи принад лежит пропагандистам, их уме нию комплексно подойти к ор ганизации учебного процесса в системе партийной учебы, эко номического образования и уомсомольс кого пол ит ичес кого просвещения. Наиболее эффективное сред ство. обеспечивающее методи чески правильный комплексный подход к организации учебного процесса, — это личный твор ческий план пропагандиста Н А ТРАНСПОРТ !ЮМ Р Е Ф РИЖ Е РА ТО Р Е ■Демь ян Коротчснко» пропа ганд истом к руж ка !> о «с одюль- екого политического просвеще ния является первый помощник капитана Ю. П. Шевченко, опытный политработник, уме лый ’ организатор и наставник молодежи. Участвуя в движении «Про пагандист — пятилетке», Юрий Петрович на протяжении не скольких лет работает по лич ному творческому плану. У не го сложилась своя методика составления н реализации на меченных мероприятий, своя струн,тура плана. В 1978-79 учебном голу в Комсомольском кружке изучал ся курс .. Конституция разви того социализма». Вот какие цели г! задачи поставил про пагандист на учебный год: — сформировать у молоде жи классовое самосознание, марксистско - ленинское миро воззрение. коммунистическое отношение к труду, способство вать формированию у молоде жи. активной жизненной пози ции: — дать слушателям глубо кое научно! представление о развитом социалистическом об ществе на основании изучения ноноіі Конституции СССР: — привить молодежи по требность н интерес к самосто ятельному изучению марксист ско-ленинской теории, произве дений классиков марксизма-ле нинизма: — научить применить на практике- полученные знания, развивать творческую инициа тиву, вовлечь в борьбу за эко номию и бережливость и дру гие. Затем планируются меропри ятия. которые нужно выпол нить до начала учебного года: уточняется качественный со став слушателей, время и ме сто проведения занятий, пропа гандист знакомится с личными комплексными планами комсо мольцев и молодежи — участ никами Ленинского зачета, да ет советы но их лучшему со ставлению. На основании изучения ка. чествениого состава слушателей пропагандист определяет ф ор мы и методы индивидуального подхода к каждому из них. предполагаемые нра ктнческне задания. Например. В. М. Полнтчук. молодой специалист. третий помощник капитана, секретарь бюро комсомольской организа ции судна, готовится к вступ лению в КПСС. Ему было по ручено на основании глубокого изучения книг Л. И. Брежнева <Малая земля». «Возрожде ние». <Целина» составить к ар тотеку фактического материала книг применительно к изучае мому курсу «Конституция р аз витого социализма». Мотористу. комсомольцу, ударнику ' коммунистического труда Н. И. Бевза поручалось подобрать материал из местных газет к теме: «Социальное р аз витие и культура». Пропагандист проверяет и готовит для занятий необходи мую литературу, учебные и наглядные пособия, подбирает кинофильмы и магнитофильмы. которые "можно было бы ис пользовать при изучении курса «Конституция развитого социа лизма» . Немаловажное значение для активизации учебного процес са имеет охват слушателей подпиской на периодическую печать. Свою задачу Ю. П. Шевченко видит в том, чтобы своевременно провести всю не обходимую агитационную рабо ту. Пропагандист включает в план два внеочередных занятия перед началом учебного года. ты L Сначала на Кандалакшский рыбзавод пришла ее мать — Нина Сергеевна Завьялова. Эго было 30 лет назад. За многолетний добросовестный труд Нина Сергеевна удостоена ордена Трудового Красного Знамени. По стопам ѵатери пошла и ее дочь Тамара. На пред приятии стала работать сравнительно недавно, но уже завоевала уважение товарищей. И не случайно коммунис ты принят Тамару Павловну в члены КПСС. Н* снимке: Тамара Завьялова. Фото А . -Брысоѵа ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОПАГАНДИСТА КРУЖКА КОМСОМОЛЬСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ТР «ДЕМЬЯН КОРОТЧЕНКО» ГО П. ШЕВЧЕНКО Они посвящены методике со ставления конспектов и самос тоятельной работе с первоис точниками. И СХОДЯ ИЗ ПОСТАВЛЕН НЫХ ЗАДАЧ , качествен ного состава слушателей, пропагандист разработал вто рой раздел плана — «Выполне ние учебной программы», где особое внимание сконцентриро вано на вопросах, способствую щих претворению в жизнь по ставленных задач. Здесь же бы ло запланировано выполнение слушателями практических з а даний: подготовка выступле ний, рефератов, анализ кон кретных ситуаций с выводами и рекомендациями, проведение экономических расчетов, под бор цифрового материала и г. д. Этот раздел плана дает воз можность понять. насколько пропагандист владеет методи кой, какими формами проведе, ния занятий пользуется. Юрий Петрович — опытный пропагандист, поэтому большое внимание он уделяет активным формам учебы. Так, при разра ботке темы с Экономическая система СССР» он запланиро вал провести семинарское з а нятие с тщательным разбором факторов роста производитель ности труда, повышения эф фективности и качества рабо ты. При этом двум слушателям было предложено дать оценку личных комплексных планов по их воздействию на эти факто ры. Слушателю С. В, Крючко ву, четвертому электромехани ку, начальнику штаба «"Комсо мольского прожектора»* было запланировано выступление по материалам рейдов, вскрывших резервы производства, факты бесхозяйственности. По теме «Социальное разви тие и культура» пропагандист решил прочитать лекцию, в ко. торой можно было использовать впечатления от посещения ино странных портов Лас-ГІальмас и Берген, проиллюстрировать ими раздел «Коренная противо положность социализма и капи тализма в области социального развития». В целях активизации учебно го процесса пропагандист чере дует разнообразные формы з а нятий: лекции, собеседования, семинары, практические зан я тия, дискуссии и т. д. На з а нятиях практикуются отчеты о выполнении слушателями лич ных комплексных планов, про ведение общественно - полити ческой аттестации, защита соц обязательств. В свою очередь, молодежь на занятиях получа ет информацию о делах кол лектива судна, флота, о рабо те смежников — участников Договора тринадцати. Пропагандист так строит учебу, чтобы она воспитывала любовь к профессии, способст вовала повышению профессио нального мастерства слушате лей, будила в них творческую мысль, и это ему удается. Так, комсомолец А. И. Печерский пришел на судно сразу же по сле службы в армии. Здесь он стал грамотным матросом, ос воил специальность лебедчика. Его фотография помещена на судовой Доске почета. Моло до::'! специалист В. В. Ольхов ский был направлен на судно после окончания МВ ІШУ . стал квалифицированным электро механиком. активным рациона лизатором. Недавно принят в ряды КПСС В АЖНЫМ СПОСОБОМ по знания теории и средст вом ее применения на практике являются, практичес кие задания слушателям. Не случайно о них упоминается почти в каждом разделе плана, при решении каждой из поста вленных задач. Ю П. Шевченко зачастую поручает слушателям изгото вить наглядную агитацию к занятиям. Так, был оформлен большой стенд, на котором по местили материалы по разде лам: — обсуждение Проекта но вой Конституции СССР, пред ложения и замечания, выска занные членами экипажа: — в чем различие между Конституцией СССР 1936 года и Конституцией СССР 1978 го да: —- » ознаменование новой Конституции (трудовые подар ки, успехи судна). В ряде случаев практичес ким заданием может быть уча- іа.іі.загорской ра- эффектнвііостн в работе редко.л- етие в рацион боге, анализ производства, легии и т. д. Следующий пропагандист дя из задачи: раздел плана составляет, нсхо- опираясь на пар тийную, комсомольскую и дру гие общественные организации, повысить общественно - поли тическую и трудовую актив ность слушателей, содейство вать их нравственному и мо ральному воспитанию. Так, по рекомендации про пагандиста стали работать по литинформаторами В. М. По- лнтчук, третий помощник ка питана, и П. В. Лейкин, мо торист; агитаторами — А. И. Печерский, матрос, П. Н. Си- роткин, четвертый помощник капитана, Н. И. Бевза, мото рист. Пропагандист уделяет осо бое внимание вовлечению мо лодежи, не имеющей среднего образования. в смотр-конкурс «Каждому молодому моряку — среднее образование». Б л а годаря этому слушатели А. Л. Трефилов, котельный машинист, А. И. Печерский, матрос, А. Е. Стогов, моторист. успешно окончили заочную школу мо ряков. По инициативе слушателей Юрия Петровича на судне соз дана художественная самодея тельность. Пропагандист особое внима ние обращает на новичков. Практика показала, что вовлечь вновь пришедшего на судно в активную работу — значит из бавить его от кажущегося од нообразия морской жизни, вос питать патриота судна и флота. А это очень важно для всего коллектива, который подолгу находится в море вдали от род ного дома. Пропагандист намечает, кому из слушателей необходимо ока зать помощь в овладении зна ниями. С помощью Юрия Пет ровича слушателями были на писаны рефераты: «Роль ком сомола в реализации прав и обязанностей советской молоде жи», «Соревнование « Б е р е г— промыслу, промысел — бере гу» и вклад экипажа ТР «Де мьян Коротченко» в выполне ние флотом обязательств по Договору тринадцати», «Мо ральный облик современного молодого гражданина СССР». Эти и другие рефераты, за щищенные на занятиях, затем были использованы в качестве бесед, докладов. С ними слу шатели выступали перед экипажем. Б ОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ пропагандист уделил обу чению слушателей веде нию конспектов, работе с пер воисточниками. Лучшим стиму лом ■для овладения этими на выками, отмечает Ю. П. Шев ченко, являются практические задания, т. к. они заставляют слушателей почувствовать от ветственность и необходимость в хороших, глубоких знаниях. Последний раздел личного творческого плана Ю. П. Шев ченко — «Повышение своего идейно - теоретического уровня и методического мастерства». Здесь предусмотрены постоян ная и кропотливая работа над документами партии и прави тельства (на одном из семина ров пропагандистов управления Юрий Петрович поделился опы том по этому вопросу), изуче ние произведений классиков марксизма - ленинизма, трудов Л. П. Брежнева, других руко водителей партии и правитель ства. разработка лекций и бе сед (Ю. II. Шевченко — член судовой организации общества «Знание», выступает по вопро сам международной жизни и проблемам идеологической борьбы), изучение мелоди ческой литературы. по-\- щеп не в период стоянки судна в порту семинаров, совещаний, лекториев, постоянное на кап л и. ванне материалов по темам вы ступлений и по вопросам мето дики партийной пропаганды, учеба в университете марксиз ма-ленинизма. Нужно отметить, что план для пропагандиста Шевченко не является догмой. В процес се учебного года он корректи руется, подвергается изменени ям:, Так, в связи с состояв шимся ноябрьским (1978 г.) Пленумом ЦК КПСС было за планировано дополнительное занятие. Составлен план. начался учебный год, но пропагандист продолжает изучать своих слу шателей, их поведение в кол лективе и отношение, к труду. Были и. незапланированные мероприятия. В . одном из рей сов на борту судна находился артист «Ленфильма» М. П. Ва сильев. В комсомольском кру жке изучалась в то время те ма - Защита социалистического Отечества». ІТо просьбе пропа гандиста гость принял уча > < в собеседовании и рассказал-ѳ роли советского киноискусства в патриотическом воспитании молодежи. Закончился еще один учеб ный год. Пропагандист совмест но со слушателями подводит его итоги, анализирует выпол нение личного творческого пла на. План успешно выполнен и, судя по всем показателям р а боты экипажа, стал определен ным вкладом в дело коммуни стического воспитания молоде жи. Коллектив справился с планом четвертого года десятой пятилетки; успешно трудится и в этом году. Экипаж носит высокое звание коллектива коммунистического труда. Комсомольская органи зация судна — одна из актив ных и инициативных на флоте. ІГо итогам общественной атте стации четыре комсомольца —- слушателя кружка награждены знаком ЦК ВЛКСМ «Ленин ский зачет». А. ЧЕВУРАКОВА, заведу ющая кабинетом политпрос вещения парткома управле ния «Севрыбхолодфлот». .................... ............... 1 ____ Ял Лекции в море На борту ТР «Хибинские горы» начала р а боту агитационно-пропагандистская группа в составе старшего преподавателя Высшей комсомольской-школы при ЦК ВЛКСМ, кан дидата философских наук В. А. Демьяненко, . группы артистов Леиконцсрта. Прочитаны интересные лекции: <Молодежь и идеологиче ская борьба», «Международное молодежное движение», «Китай сегодня» С успехом вы ступили артисты. . . Первый вомвшмж ГЛКБСКЙЙ*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz