Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.

З а э ф ф е к т и в н о с т ь и д е о л о г и ч е с к о й , п о л и т и к о - в о е н и т з т е л ь и о й р а б о т у ЛИЧНЫЙ ПЛАН ПРОПАГАНДИСТА Ц е н т р а л ь н ы й к о м і і - ТЕТ КПСС в постановле­ нии «О дальнейшем улуч- >ы іііііі идеологической, колнти- ко -восіш та тел ь : юн работы » у ка­ зал. что сердцевиной этой ра­ боты было и остается формиро­ вание у советских людей науч­ ного мировоззрения, беззавет­ ной преданности делу партии, ком му нист и'чес к им идеала м , любви к социалистической От­ чизне, пролетарского интерпа- «нополпзма. Наша практика работы н по­ сещение моряками экономичес­ ких зон и портов иностранных государств наглядно показыва­ ют: для того, чтобы достойно представлять социалистическое • Общество, активно пропаганди­ ровать советский образ жизни, уметь давать отпор провокато- . рам, советский моряк должен быть политически и экономиче­ ски грамотным, обладать идей­ ной убежденностью, иметь па-- у чное м 11 ровоззреи не. Ответственная роль в осу­ ществлении этой задачи принад­ лежит пропагандистам, их уме­ нию комплексно подойти к ор­ ганизации учебного процесса в системе партийной учебы, эко­ номического образования и уомсомольс кого пол ит ичес кого просвещения. Наиболее эффективное сред­ ство. обеспечивающее методи­ чески правильный комплексный подход к организации учебного процесса, — это личный твор­ ческий план пропагандиста Н А ТРАНСПОРТ !ЮМ Р Е ­ Ф РИЖ Е РА ТО Р Е ■Демь­ ян Коротчснко» пропа­ ганд истом к руж ка !> о «с одюль- екого политического просвеще­ ния является первый помощник капитана Ю. П. Шевченко, опытный политработник, уме­ лый ’ организатор и наставник молодежи. Участвуя в движении «Про­ пагандист — пятилетке», Юрий Петрович на протяжении не­ скольких лет работает по лич­ ному творческому плану. У не­ го сложилась своя методика составления н реализации на­ меченных мероприятий, своя струн,тура плана. В 1978-79 учебном голу в Комсомольском кружке изучал­ ся курс .. Конституция разви­ того социализма». Вот какие цели г! задачи поставил про­ пагандист на учебный год: — сформировать у молоде­ жи классовое самосознание, марксистско - ленинское миро­ воззрение. коммунистическое отношение к труду, способство­ вать формированию у молоде­ жи. активной жизненной пози­ ции: — дать слушателям глубо­ кое научно! представление о развитом социалистическом об­ ществе на основании изучения ноноіі Конституции СССР: — привить молодежи по­ требность н интерес к самосто­ ятельному изучению марксист­ ско-ленинской теории, произве­ дений классиков марксизма-ле­ нинизма: — научить применить на практике- полученные знания, развивать творческую инициа­ тиву, вовлечь в борьбу за эко­ номию и бережливость и дру­ гие. Затем планируются меропри­ ятия. которые нужно выпол­ нить до начала учебного года: уточняется качественный со­ став слушателей, время и ме­ сто проведения занятий, пропа­ гандист знакомится с личными комплексными планами комсо­ мольцев и молодежи — участ­ никами Ленинского зачета, да­ ет советы но их лучшему со­ ставлению. На основании изучения ка. чествениого состава слушателей пропагандист определяет ф ор­ мы и методы индивидуального подхода к каждому из них. предполагаемые нра ктнческне задания. Например. В. М. Полнтчук. молодой специалист. третий помощник капитана, секретарь бюро комсомольской организа­ ции судна, готовится к вступ­ лению в КПСС. Ему было по­ ручено на основании глубокого изучения книг Л. И. Брежнева <Малая земля». «Возрожде­ ние». <Целина» составить к ар­ тотеку фактического материала книг применительно к изучае­ мому курсу «Конституция р аз­ витого социализма». Мотористу. комсомольцу, ударнику ' коммунистического труда Н. И. Бевза поручалось подобрать материал из местных газет к теме: «Социальное р аз­ витие и культура». Пропагандист проверяет и готовит для занятий необходи­ мую литературу, учебные и наглядные пособия, подбирает кинофильмы и магнитофильмы. которые "можно было бы ис­ пользовать при изучении курса «Конституция развитого социа­ лизма» . Немаловажное значение для активизации учебного процес­ са имеет охват слушателей подпиской на периодическую печать. Свою задачу Ю. П. Шевченко видит в том, чтобы своевременно провести всю не­ обходимую агитационную рабо­ ту. Пропагандист включает в план два внеочередных занятия перед началом учебного года. ты L Сначала на Кандалакшский рыбзавод пришла ее мать — Нина Сергеевна Завьялова. Эго было 30 лет назад. За многолетний добросовестный труд Нина Сергеевна удостоена ордена Трудового Красного Знамени. По стопам ѵатери пошла и ее дочь Тамара. На пред­ приятии стала работать сравнительно недавно, но уже завоевала уважение товарищей. И не случайно коммунис­ ты принят Тамару Павловну в члены КПСС. Н* снимке: Тамара Завьялова. Фото А . -Брысоѵа ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОПАГАНДИСТА КРУЖКА КОМСОМОЛЬСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ТР «ДЕМЬЯН КОРОТЧЕНКО» ГО П. ШЕВЧЕНКО Они посвящены методике со­ ставления конспектов и самос­ тоятельной работе с первоис­ точниками. И СХОДЯ ИЗ ПОСТАВЛЕН ­ НЫХ ЗАДАЧ , качествен­ ного состава слушателей, пропагандист разработал вто­ рой раздел плана — «Выполне­ ние учебной программы», где особое внимание сконцентриро­ вано на вопросах, способствую­ щих претворению в жизнь по­ ставленных задач. Здесь же бы­ ло запланировано выполнение слушателями практических з а ­ даний: подготовка выступле­ ний, рефератов, анализ кон­ кретных ситуаций с выводами и рекомендациями, проведение экономических расчетов, под­ бор цифрового материала и г. д. Этот раздел плана дает воз­ можность понять. насколько пропагандист владеет методи­ кой, какими формами проведе, ния занятий пользуется. Юрий Петрович — опытный пропагандист, поэтому большое внимание он уделяет активным формам учебы. Так, при разра­ ботке темы с Экономическая система СССР» он запланиро­ вал провести семинарское з а ­ нятие с тщательным разбором факторов роста производитель­ ности труда, повышения эф ­ фективности и качества рабо­ ты. При этом двум слушателям было предложено дать оценку личных комплексных планов по их воздействию на эти факто­ ры. Слушателю С. В, Крючко­ ву, четвертому электромехани­ ку, начальнику штаба «"Комсо­ мольского прожектора»* было запланировано выступление по материалам рейдов, вскрывших резервы производства, факты бесхозяйственности. По теме «Социальное разви­ тие и культура» пропагандист решил прочитать лекцию, в ко. торой можно было использовать впечатления от посещения ино­ странных портов Лас-ГІальмас и Берген, проиллюстрировать ими раздел «Коренная противо­ положность социализма и капи­ тализма в области социального развития». В целях активизации учебно­ го процесса пропагандист чере­ дует разнообразные формы з а ­ нятий: лекции, собеседования, семинары, практические зан я­ тия, дискуссии и т. д. На з а ­ нятиях практикуются отчеты о выполнении слушателями лич­ ных комплексных планов, про­ ведение общественно - полити­ ческой аттестации, защита соц­ обязательств. В свою очередь, молодежь на занятиях получа­ ет информацию о делах кол­ лектива судна, флота, о рабо­ те смежников — участников Договора тринадцати. Пропагандист так строит учебу, чтобы она воспитывала любовь к профессии, способст­ вовала повышению профессио­ нального мастерства слушате­ лей, будила в них творческую мысль, и это ему удается. Так, комсомолец А. И. Печерский пришел на судно сразу же по­ сле службы в армии. Здесь он стал грамотным матросом, ос­ воил специальность лебедчика. Его фотография помещена на судовой Доске почета. Моло­ до::'! специалист В. В. Ольхов­ ский был направлен на судно после окончания МВ ІШУ . стал квалифицированным электро­ механиком. активным рациона­ лизатором. Недавно принят в ряды КПСС В АЖНЫМ СПОСОБОМ по­ знания теории и средст­ вом ее применения на практике являются, практичес­ кие задания слушателям. Не случайно о них упоминается почти в каждом разделе плана, при решении каждой из поста­ вленных задач. Ю П. Шевченко зачастую поручает слушателям изгото­ вить наглядную агитацию к занятиям. Так, был оформлен большой стенд, на котором по­ местили материалы по разде­ лам: — обсуждение Проекта но­ вой Конституции СССР, пред­ ложения и замечания, выска­ занные членами экипажа: — в чем различие между Конституцией СССР 1936 года и Конституцией СССР 1978 го­ да: —- » ознаменование новой Конституции (трудовые подар­ ки, успехи судна). В ряде случаев практичес­ ким заданием может быть уча- іа.іі.загорской ра- эффектнвііостн в работе редко.л- етие в рацион боге, анализ производства, легии и т. д. Следующий пропагандист дя из задачи: раздел плана составляет, нсхо- опираясь на пар­ тийную, комсомольскую и дру­ гие общественные организации, повысить общественно - поли­ тическую и трудовую актив­ ность слушателей, содейство­ вать их нравственному и мо­ ральному воспитанию. Так, по рекомендации про­ пагандиста стали работать по­ литинформаторами В. М. По- лнтчук, третий помощник ка­ питана, и П. В. Лейкин, мо­ торист; агитаторами — А. И. Печерский, матрос, П. Н. Си- роткин, четвертый помощник капитана, Н. И. Бевза, мото­ рист. Пропагандист уделяет осо­ бое внимание вовлечению мо­ лодежи, не имеющей среднего образования. в смотр-конкурс «Каждому молодому моряку — среднее образование». Б л а ­ годаря этому слушатели А. Л. Трефилов, котельный машинист, А. И. Печерский, матрос, А. Е. Стогов, моторист. успешно окончили заочную школу мо­ ряков. По инициативе слушателей Юрия Петровича на судне соз­ дана художественная самодея­ тельность. Пропагандист особое внима­ ние обращает на новичков. Практика показала, что вовлечь вновь пришедшего на судно в активную работу — значит из­ бавить его от кажущегося од­ нообразия морской жизни, вос­ питать патриота судна и флота. А это очень важно для всего коллектива, который подолгу находится в море вдали от род­ ного дома. Пропагандист намечает, кому из слушателей необходимо ока­ зать помощь в овладении зна­ ниями. С помощью Юрия Пет­ ровича слушателями были на­ писаны рефераты: «Роль ком­ сомола в реализации прав и обязанностей советской молоде­ жи», «Соревнование « Б е р е г— промыслу, промысел — бере­ гу» и вклад экипажа ТР «Де­ мьян Коротченко» в выполне­ ние флотом обязательств по Договору тринадцати», «Мо­ ральный облик современного молодого гражданина СССР». Эти и другие рефераты, за­ щищенные на занятиях, затем были использованы в качестве бесед, докладов. С ними слу­ шатели выступали перед экипажем. Б ОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ пропагандист уделил обу­ чению слушателей веде­ нию конспектов, работе с пер­ воисточниками. Лучшим стиму­ лом ■для овладения этими на­ выками, отмечает Ю. П. Шев­ ченко, являются практические задания, т. к. они заставляют слушателей почувствовать от­ ветственность и необходимость в хороших, глубоких знаниях. Последний раздел личного творческого плана Ю. П. Шев­ ченко — «Повышение своего идейно - теоретического уровня и методического мастерства». Здесь предусмотрены постоян­ ная и кропотливая работа над документами партии и прави­ тельства (на одном из семина­ ров пропагандистов управления Юрий Петрович поделился опы­ том по этому вопросу), изуче­ ние произведений классиков марксизма - ленинизма, трудов Л. П. Брежнева, других руко­ водителей партии и правитель­ ства. разработка лекций и бе­ сед (Ю. II. Шевченко — член судовой организации общества «Знание», выступает по вопро­ сам международной жизни и проблемам идеологической борьбы), изучение мелоди­ ческой литературы. по-\- щеп не в период стоянки судна в порту семинаров, совещаний, лекториев, постоянное на кап л и. ванне материалов по темам вы­ ступлений и по вопросам мето­ дики партийной пропаганды, учеба в университете марксиз­ ма-ленинизма. Нужно отметить, что план для пропагандиста Шевченко не является догмой. В процес­ се учебного года он корректи­ руется, подвергается изменени­ ям:, Так, в связи с состояв­ шимся ноябрьским (1978 г.) Пленумом ЦК КПСС было за­ планировано дополнительное занятие. Составлен план. начался учебный год, но пропагандист продолжает изучать своих слу­ шателей, их поведение в кол­ лективе и отношение, к труду. Были и. незапланированные мероприятия. В . одном из рей­ сов на борту судна находился артист «Ленфильма» М. П. Ва­ сильев. В комсомольском кру­ жке изучалась в то время те­ ма - Защита социалистического Отечества». ІТо просьбе пропа­ гандиста гость принял уча > < в собеседовании и рассказал-ѳ роли советского киноискусства в патриотическом воспитании молодежи. Закончился еще один учеб­ ный год. Пропагандист совмест­ но со слушателями подводит его итоги, анализирует выпол­ нение личного творческого пла­ на. План успешно выполнен и, судя по всем показателям р а­ боты экипажа, стал определен­ ным вкладом в дело коммуни­ стического воспитания молоде­ жи. Коллектив справился с планом четвертого года десятой пятилетки; успешно трудится и в этом году. Экипаж носит высокое звание коллектива коммунистического труда. Комсомольская органи­ зация судна — одна из актив­ ных и инициативных на флоте. ІГо итогам общественной атте­ стации четыре комсомольца —- слушателя кружка награждены знаком ЦК ВЛКСМ «Ленин­ ский зачет». А. ЧЕВУРАКОВА, заведу­ ющая кабинетом политпрос­ вещения парткома управле­ ния «Севрыбхолодфлот». .................... ............... 1 ____ Ял Лекции в море На борту ТР «Хибинские горы» начала р а­ боту агитационно-пропагандистская группа в составе старшего преподавателя Высшей комсомольской-школы при ЦК ВЛКСМ, кан­ дидата философских наук В. А. Демьяненко, . группы артистов Леиконцсрта. Прочитаны интересные лекции: <Молодежь и идеологиче­ ская борьба», «Международное молодежное движение», «Китай сегодня» С успехом вы­ ступили артисты. . . Первый вомвшмж ГЛКБСКЙЙ*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz