Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.

С TP ТЕЛ Ь С ТВ О ѵ Умелым судоводителем зарекомендовал себя четвертый Помощник капитана БМРТ «Полярный» Н. Н. Кислый. Ак­ тивно участвует он и в общественной жизни судна. Молодые моряки избрали его членом бюро комсомольской организации. Фото Г. ШМАТОВА. Г Большой промысловый ко­ рабль с доброй сотней членов экипажа — один из множества рыбацких судов, приписанных к Мурманску, ошвартовался в порту после очередного долго­ го и трудного рейса Соскучив­ шиеся по берегу моряки отпра­ вились в город: местные — к семьям, иногородние — в би­ летную кассу, многие — за профсоюзными путевками в дома отдыха и санатории Не­ которым холостякам удалось получить место в Доме между­ рейсового отдыха моряков, но таких единицы, большинство же неженатых парней о каза­ лись перед выбором: всю стоя­ нку судна в порту шить в по­ рядком надоевшей за время плавания каюте или... Впро­ чем, другого «или» в общем-то нет. Такова типичная за послед­ ние годы ситуация для каждо­ го экипажа после каждого воз­ вращения: с промысла. If коро­ тают, «проводят время» остав­ шиеся без места в ДМО моря­ ки. Подчас, к сожалению, не самым лучшим образом, с сом­ нительными ѵзнакомыми», с не м енее сомнительным ночлегом • н а хате», «на берегу»... А проходя мимо строящегося но­ вого Дома междурейсового от­ дыха моряков, мысленно и вслух вопрошают: когда? Когда же. наконец, войдет в строй ЭТОТ дом? Несколько дней назад авто­ ры этих строк прошли по эт а­ жам стройки, чтобы выяснить положений дел на . строительст­ ве нового ДМО. С *1 п е р с е й II Целая семья судов с этим именем служила и продол­ жает служить океанографи­ ческой науке, развитию про­ мышленного рыболовства Северного бассейна. Более десяти лет бороздит просто­ ры океана «Персей-III». Тридцать лет назад пришел, на Север «Персей-И» и по­ казал себя одним из лучших научно -' промысловых судов. Но начало всему было по­ ложено в 1923 году, когда- вышел в свой первый рейс к берегам Земли Франца- Иосифа «Персей». Строили его умельцы-поморы, ладили основательно, на совесть, и это сыграло не последнюю - роль в дальнейшей судьбе ’«Персея». Восемнадцать лет отдал науке корабль. За это вре­ мя было пройдено около 200 тысяч миль в 90 экспедици­ ях. Из каждой такой экспе­ диции доставлялись ценней­ шие данные о рыбных бо­ гатствах Баренцева моря, интересные материалы оке­ анологических исследований. Девяностый рейс был пос­ ледним для «Персея», но ис­ тория его на этом не конча­ ется. В фондах музея Всесоюз­ ного объединения «Севры- ба» собраны материалы славном ‘ прошлом и не нее славном настоящем баков Мурмана. Сюда при­ ходят молодые рыбаки, что­ бы ознакомиться с традици­ ями промысловиков старших поколений, услышать став­ шие легендами рассказы о героических рейсах трауле­ ров за рыбой в годы Вели­ кой Отечественной войны, о подвигах мирных судов, ста­ вших сторожевыми корабля­ ми. Были материалы и о -Персее». Но сотрудникам ліузея очень хотелось раздо­ быть «кспонаты непосредст­ венно с'самого судна, место­ нахождение которого было установлено точно: губа Эйно Мотовского залива ...Десятого июля 1941 го­ да «Персей» шел Мотовским СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ главной находкой были .ле­ бедка и леера ...Жаль расставаться с «Персеем», свой срок он от­ служил вполне. Но память о нем останется надолго, как об одном из уникальных су­ дов — ученом, промыслови­ ке, воине. Частица «Пер­ сея» займет достойное место в музее, рядом с фотогра­ фиями тех. кто посвятил се­ бя науке об океане: В. Г. Бочарова, С. В. Бруевича, Л. А. Зенкевича, Н Н. Зу- Кленовой, II. И. многих других плеяды ученых экипажа «Пер­ во время поисков «Персея». о ме­ ры- заливом к губе Эйно. Вра­ жеский самолет - разведчик обнаружил идущее судно и вызвал бомбардировщики. На корабль обрушился смер. тоносный груз. Начался по­ жар. Вышла из строя маши­ на. «Персей» заполняла во­ да. Часть экипажа сумела добраться до берега... Пост­ радали и дома на берегу. Спустя • некоторое время, в губе Эйно было намечено построить причал для кате- ров-охотников, мотоботов, барж... Когда саперы прибы­ ли к месту назначения, их внимание в этом тихом, опу­ стевшем уголке привлек корпус затонувшего судна. Во время отлива его удалось тщательно обследовать. Уди­ вила прочность дерева: кор­ пус был сделан из сосны и мореного дуба. Это настоя­ щее- искусное произведение мастеров-корабелов. За основу будущего при­ чала, и было взято затонув­ шее судно. Благодаря уди­ вительной находке работы закончили за . неделю. Чуть позже узнали саперы и об истории знаменитого кораб­ ля. Так началась военная служба «Персея», что про­ должалась 1160 дней герои­ ческой обороны Среднего и Рыбачьего. Удивительная история, много интересных материа­ лов, но ни одного «вещест­ венного доказательства» —- все это побудило организо­ вать экспедицию к месту гибели «Персея». Спустя почти 38 лет с того героиче­ ского дня участники экспе­ диции на буксире портофло- та «Смелый» вошли в Мо- товский залив. Старого причала в губе Эйно уже не сохранилось: годы и приливы сделали свое дело. Но во время от­ лива метров за пятьдесят увидели почерневший корпус судна. Сомнений не остава­ лось: по всем данным это был «Персей». Но возмож­ ности подойти к нему и ош­ вартоваться не было. По­ добрались на шлюпке. В составе экспедиции бы­ ли водолазы: инструктор ДОСААФ Г, Г. Король и работник портофлота А. Э. Терехов, В легком водолаз­ ном снаряжении они обсле­ довали корпус затонувшего судна. И вновь хочется воз­ дать должное корабелам: пробыв столько лет в воде, дерево неплохо сохранилось. Удалось отделить три доски от обшивки судна. Но самой , бова. М. В Месяцева і из славной — членов сея ». Хочется поблагодарить за помощь организаторов экспе­ диции и ес участников: на­ чальника портофлота И. Н. Сизова, капитана С. Б. Бат- расова. водолазов Г. Г. Ко­ роля, А. Э. Терехова и всех членов экипажа «Смелого». А. ИВАНОВА, сотрудни­ ца музея Всесоюзного объединения «Севрыба». Первый этап;. Закончено ос­ нование под полы. Оштукату­ рена одна треть коридора, з а ­ кончена проводка слаботочных систем. Начата стяжка полов. Работают 7 штукатуров из СУ- 11 . Второй этаж. Закончена штукатурка стен, уложен пар­ кет полностью па всем этаже, завершена отделка потолков в коридоре', на две трети поме­ щений выложены кафелем сан­ узлы. Третий этаж. На половине площади закончена стяжка полов, в половине помещений уложен кафель, окончены шту­ катурные работы ,. смонтирована на трети потолков облицовка. Работают два плотника и 6 плиточников. Четвертый этаж. Закончена стяжка полов, на одной трети сделана облицовка санузлов кафелем, начат монтаж комнат­ ных перегородок. Пятый этаж. Закончены шту­ катурные работы и стяжка по­ лов. Делаются комнатные пе­ регородки. На половине сан­ узлов уложен кафель. На трети коридоров смонтированы вен­ тиляционные короба. Шестой этаж. Нет стяжки полов Не закончены штукатур­ ные работы в коридоре, не ош­ тукатурены лифтовые шахты. Осталось , немного до оконча­ ния монтажа вентиляционных коробов. Седьмой этаж. Закончены штукатурные работы и монтаж вентиляционных коробов. В шести номерах и холле уложен паркет Смонтированы стояки вентиляционной системы. В беседе . с начальником СМУ-ІО Германом Александро­ вичем Мокеевым. секретарем парткома СМУ-ІО Василием Филипповичем Токаревым вы­ яснилось, что для ускорения сроков сдачи ДМО в эксплуа­ тацию необходима помощь флотов. О лей шла речь еше в первом квартале, была дого­ воренность треста «Мурманск- жплстрой» и отдела капиталь­ ного строительства «Севрыбы» с . отделом кадров и учебных заведений ВРПО о том. что флота будут выделять людей в помощь стройке. Г. А, Моке’ев и В. Ф. Тока­ рев говорили, что сейчас по­ мощь флотов стройке особенно нужна: требуется как можно скорее начать и быстро вести рытье траншен к ДМО. Они рассказали, что в отделе кад­ ров и учебных заведений . Сев- рыбы» от строителей потребо­ вали документацию по прок­ ладке траншеи, причем в трех экземплярах, с чертежами. Тре­ бование это само по себе р а­ зумное: отделу легче ориенти­ роваться при выделении и ра­ циональной расстановке людей с флотов на рытье тех или нных участков траншеи. Не считаясь с личным временем, строители в два дня подготови­ ли требуемую документацию. И, естественно, с надеждой стали ждать помощников. . Но ’их. помощников, нет на стройке до сих пор Не присла­ ли их ни отдел кадров - Сев- рыбы». ни управления флотов. Главный инженер треста • Мурманскжплетрой» В. Д Хо- ботиловс тревогой говорил о з а ­ тяжке с инженерным обеспече­ нием строительства ДМО. Без кабеля, водопровода, ливневой канализации не может быть и речи о сдаче ДМО. Пока стоит теплое время года, нельзя те­ рять ни часа в рытье траншей. Длиной в три километра (ра­ ционализаторы треста сократи­ ли ее па 80 0 метров против проектной протяженности) она проляжет по оживленным ули­ цам города, пересечется с дру­ гими инженерными линиями, а это потребует временно пере-' крывать некоторые участки для движения, словом, вызовет оп­ ределенные сложности. Сейчас, пока не начался период д ож ­ дей. самое благоприятное вре­ мя для прокладки траншеи. В. Д. Хоботилов прямо ска­ зал. что если коммуникации, для которых нужна траншея, будут обеспечены в третьем квартале этого года, то ДМО. . без сомнения, войдет в строй в намеченные сроки. Так где же обещанные стро­ ителям помощники? СЕДОВА, начальник ОКСа тралового флота. Т. ТРУНОВА, инженер ОКСа, И. БЕРЕЗЮК, кор­ респондент «Рыбного Мур­ мана». В. С. Олейников — передовой слесарь механосборочного цеха Мурманской судоверфи. Комсомольско-молодежная брига­ да, в которой он трудится, постоянно перекрывает задания. Фото В. МЕЩЕРСКОГО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz