Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.

ЗА Э ФФ Е К Т И В Н О С Т Ь И Д ЕО Л О Г И Ч Е С К ОЙ , ПО Л И Т И К О - ВОС П И Т А Т Е Л Ь НОЙ РАБОТЫ Б ОЛЬШОЙ МОРОЗИЛЬ­ НЫЙ . РЫБОЛОВНОЙ ТРАУЛЕР «Высокозс?» вошел в строй сравнительно недавно. День его спуска стал судовым..праздником, к .которо­ му экипаж готовит свои трудо­ вые подарки-. С первых- дней эксплуатации судна' партийно- политическую работу возглавил первый помощник капитана А. А. Евенко. . Судно сразу же с новостроя уходило на промысел. Отличи­ тельная особенность первого рейса — новый экипаж, новая техника и оборудование. .По­ этому роль первого помощника в сплочении и создании коллек­ тива, способного решать постав­ ленные перед моряками цели, особенно высока'. Партийная организация по­ ставила задачу перед дачным составом не только быстро и высококачественно освоить но­ вую технику,, но и с первых дней добиться -максимального выпуска пищевой рыбной про: дукций. Экипаж вышел в район Юго-Восточной и Юго-Западной Атлантики, где предстояло работать н течение двух лет без захода в-родной порт. Первый помощник понимал, что при работе вдали от родных берс-гов успех возможен только в том случае, если на судне бу­ дут созданы сплоченный кол­ лектив, обстановка товарище­ ской взаимопомощи. Это, в первую очередь, отно­ сится к командному составу судна, активу, на который по­ стоянно опирается первый по­ мощник в своей повседневной работе. В этом, пожалуй, залог успешной работы экипажа. В таком коллективе все ра­ дости и неудачи делятся меж­ ду всеми членами экипажа, ни­ кто не остается в стороне. Очень важно заметить у каж­ дого человека что-то свое, хо­ рошее и положить это в основу индивидуальной работы с каж­ дым моряком. В первую очередь многое за­ висит от взаимоотношений пер­ вого помощника и капитана судна. В течение двух лет на судне работает капитан-директор П. П. Стариченок, умелый про­ мысловик, беспокойный /чело­ век, который не может уйти с мостика, если какой-нибудь эки­ паж рядом работает лучше и нм' не приняты все меры для до­ стижения высокого уровня ра­ боты. О БЛАДАЯ ВЫСОКИМ общеобразов а ; е чьи ы м уровнем (он выпускник МВИМУ . имени Ленинского комсомола). капитан-директор вот уже в течение нескольких лет возглавляет школу комму­ нистического труда. И ' не слу­ чайно в общих успехах экипажа большая заслуга его слушате­ лей, творчески решающих про­ изводственные задачи. Все интересные вопросы, касающиеся ния уровня работы проблемы воспитания состава, обсуждаются «узком» кругу: вый помощник, Сплачивая экипаж туя группы по интересам, орга­ низовывал экскурсии по памят­ ным местам а музеям Москвы. В ИрбВЕДЕНИИ интер1 производственную деятельность. Так, старший механик В. А. Ти- таренко зарекомендовал себя н е -только, хорошим специалис­ том, способным наладить 'рабо: ту сложного оборудования со­ временного судна, но и умелым организатором. . К нему прихо­ дили моряки со своими забота­ ми, делились своими бедами. И не случайно впоследствии В. А. Титаренко был избран секрета­ рем партийной организации. Начальник радиостанции Г. Г. Евстигнеев, казалось бы, по роду деятельности далек от производственных дел. Но имен­ но он предложил совершенно новую схему ведения экрана со­ циалистического’ соревнования, который был применен.. затем ,на всех судах группы и, по мне­ нию капйтана-флагмана А. П.. Барабанова, позволял наиболее полно отражать результаты ра­ боты экипажей. Котда на■судне проводилось отчетно-выборное профсоюзное собрание, все члены экипажа единодушно избрали Г. Г. Ев­ стигнеева председателем судо­ вого”комитета профсоюза. На конкретных поручениях проверялись и другие руково-. дители общественных организа­ ций судна. В экипаже не то-ропятся про­ водить выборы общественных организаций. Только после то­ го, как первый помощник капи­ тана, другие командиры, на кон­ кретной -работе проверят моря­ ков, идет подбор актива. При этом коммунисты, работающие в различных службах судна, по­ лучают конкретные поручения и отвечают за состояние дел в коллективе. Из о п ы т а работы первого п омощн и к а а п ита на А. Евенко (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС: «...Анализ недостатков всегда служил для нас исходным пунк- том улучшения всей работы»... «Здесь требуется особое внима­ ние со стороны партийных ор­ ганизаций и хозяйственных ор­ ганов, необходимы болёё жёст­ кие меры к тем, кто отвечает за положение дел». ' ! тичеекои работы первый помощник умело сочетает име­ ющиеся'' а т ерп алы по этим на­ правлениям а выступления мо­ ряков, ранее побывавших границей," их .впечатления, ві воды. На живых, убедительных примерах первый помощник по­ казывает идеологическую борь­ бу на современном этапе. К Экипаж уже неоднократно На партийных собраниях, со- заходил в порт Джеймс-Таун. В вещаниях командного состава, один из последних рейсов пер- общесудовых собраниях пер- вый помощник обратил внима- вый п о м ощ н и к вы с т у п а л ' с ние моряков на-тот факт, что в ' F\. В задумки, повыше- экипажа, личного в началев капитан, пер- секретарь пар­ тийной организации, затем вы­ носятся на суд всего экипажа или на совещания командного состава. Кстати, такие совеща­ ния стали поистине іиколоіг вос­ питания для молодых руководи­ телей. - - Капитан-директор, первый ромощник капитана, подводя итоги работы служб, н смен. Всегда уделяли большое внима­ ние личному участию команди­ ров производства в воспитании подчиненных, участию их в об-1 щественной работе-. Видя такие бтнопіения, построенные на тре­ бовательности к каждому ко­ мандиру, и личный состав стал, как говорится, «болеть» за про­ изводство. Первый помощник стремится разглядеть в каждом склонность I определенной общественной работе, вовлечь в активную ХОДЕ РАБОТЫ возни­ кает много вопросов. Так, к примеру, в райо­ не Юго-Западной Атлантики у экипажа уловы были неболь­ шие. Судовая группа экономи­ ческого анализа предложила выпускать тушку и производить мороженую продукцию, что уве­ личивало выход пищевой про­ дукции. Однако для экипажа выгодно выпускать только раз­ деланную продукцию, хотя при этом объединение имеет убыт­ ки. Многие члены экипажа не понимали государственных за­ дач увеличения выпуска тушки. И тогда в сменах -и вахтах, не­ посредственно на рабочих ме­ стах, агитаторы, профгрупор­ ги выступили с разъяснением задач по увеличению выпуска пищевой продукции и улучшен­ ного ассортимента. И личный состав правильно воспринял сложившуюся обстановку. Уже через двое суток стали пере­ выполняться задания по этим показателям. Выпуск рыбопро­ дукции улучшенного ассорти­ мента составил 180 процентов. Первый помощник при . этом не стремился сам охватить все участки, всюду побывать. Ч а­ сто на рыбофабрике были пар­ торг, предсудкома, секретарь комсомольского бюро. И надо было видеть, как в их присутст­ вии моряки подтягивались, ра­ ботали веселее.. Свое мнение, подтвержденное постоянным анализом работы, эти руково­ дители общественных органи­ заций высказывали при. подве­ дений итогов социалистического соревнования, на судне. Кроме того, они были постоянно в курсе всех событий на промысле: ка­ ков вылов, что вырабатывается на том или ином судне. Присут- . ствие их на радиосоветах было практически достоянным. Задача первого помощника капитана в этом случае заклю­ чалась в координации'-деятель­ ности всех общественных органи- ■•кІцшКрешений перспективных вопросов. Как-то встал вопрос о сокращении количества людей на такоіі операции, как снятие бумаги с' брикетов. На совеща­ нии комсостава было предложе­ но позаимствовать опыт напар­ ников по парно-групповому со­ ревнованию. Специалисты суд­ на перешли на борт БМРТ-2425 «В. Адонкин». Предложенная схема работы этого судна бук­ вально на следующий день по­ зволила освободить трех чело­ век на рыбофабрике. Судовая группа научной организации труда, дополнила схему расста­ новки личного состава на рыбо­ фабрике своими методами ра­ боты. Так, было предложено от­ паривать парафинированную бу­ магу с брикетов, с одновре­ менной глазуровкой. Принятые меры позволили увеличить вы­ пуск продукции до 70 тонн, и все суда группы стали в даль-, нейшем применять предложен­ ный метод. Это главное досто­ инство парно-группового сорев­ нования. Для того чтобы делать подобные находки, предлагать усовершенствования, первый помощник должен быть доста­ точно компетентным в вопросах производства. При этом первый помощник не старается переложить ответ­ ственность за работу .обществен­ ных организаций на плечи толь­ ко руководителей этих органи- должным анализом и критикой, что всегда задавало острый, са­ мокритичный тон “всему собра­ нию. Так, при работе на ббловё ледяной рыбы на однф из со­ браний острой критике была подвергнута работа капитан-ди­ ректора Д. Ф. Бочкарева. Это, прежде всего, касалось перёбе- местном костеле появилась ре лигиозная литература на рус; ском языке и её предлагали советским морякам. Этот при: мер послужил поводом для серьезного разговора па судне. Были приведены н другие при­ меры обострения идеологичес­ кой 'борьбы, развития вь новых те к из района в район, длитель- Форш и методов. ности бесприцельных тралений, При а ци п иаль по, по-делово­ му выступали коммунисты суд­ на: рьібмастёр А. В. Иванчеев, матросы А: И. Шуваёв, В. И. Тюленёв, И. В. Белышцын, боцман . В. Г. Свиридов и дру­ гие. ~ •Был поднят вопрос о направ­ лении прилова на пищевые це­ ли, расстановке личного соста-' ва. Администрация Судна изме­ нила режим работы судна, за счет ■применения передового метода было увеличено число тралений. Группа народного контроля стала чаще проводить рейды по проверке использова­ ния прилова на пищевые цели, рациональной расстановке лич­ ного состава на рыбной фабри­ ке. На борт перешли наставни­ ки. Положение дел на судне вы­ правилось, рейсовое задание было выполнено успешно, свы­ ше 90 процентов добытого сыр: заций. Так, в рейсе комсомоль- ца направлено на пищевые це- цы снизили свое влияние на жизнь судна, ослабил работу «Комсомольский прожектор», а некоторые комсомольцы ста­ ли допускать ^нарушения устав­ ных требований. Многие комсо- мольцы добросовестно выполня­ ли свои поручения. Ежедневно выпускались ' радиогазета и стенгазета. Хорошо:выполняли свои поручения ; камбузник В. И. Савельев,' -четвертый по­ мощник капитана В;: Ф. Лукан- ский, токарь* Н.ѵГ. Лебан, мото: рист А. Н. Варакин. Появилась необходимость оказать .помощь в организации комсомольской работы, привлечь каждого ком­ сомольца к активной общест­ венной работе. И тогда на по­ вестку партийного собрания был вынесен вопрос «О партийном руководстве комсомольской ор­ ганизацией судна». Вопрос рассматривался ши­ роко: была проанализирована работа совета молодых специа­ листов, совета наставников, ли. По решению коммунистов за­ слушивались отдельные руково­ дители служб. К примеру, отчет помощника капитана по произ­ водству В. Н. Цесько помог вскрыть организационные ошиб­ ки на рыбофабрике. , Большое внимание на судне уделяли бесперебойной работе механизмов, своевременному техническому обслуживанию. Агитаторы выступали перед мо­ ряками £ разъяснением важно­ сти эффективности работы при базировании ‘ на иностранные порты, приближенные непосред­ ственно к району промысла. Надо отметить, что опыт ра­ боты экипажа без захода в Мурманск в течение двух лет показал, что судно находится в хорошем техническом состоя­ нии и при увеличении снабже­ ния запасными деталями и уз- проверена руководящая роль лами этот межремонтный срок коммунистов, раоотающих всо­ ставе комсомольской организа­ ции. Принятое постановление позволило активизировать ра­ боту комсомольского бюро, а в итоге работа секретаря комсо­ мольского бюро В. С. Бондарен­ ко признана хорошей, в качест­ ве поощрения он был команди­ рован по путевке на Выставку достижений народного хозяйст­ ва СССР. Наиболее авторитетные и опытные люди были выдвинуты наставниками молодежи. Это боцман В. Г. Свиридов, навига­ тор А. А. Шепелев, старший „механик В. А. Титаренко, ка­ питан-директор П. П. Стариче­ нок, матрос П. И. Белоконь и другие ветераны труда. Совет молодых специалистов привлек молодых командиров к общест­ венной работе, они приняли уча­ стие в разработке и внедрении рационализаторских предложе­ нии. Р УКОВОДСТВОМ К ДЕЙ­ СТВИЮ для' партийной организации судна ста­ ли слова Л. И. Брежнева, ска­ занные им на ноябрьском может быть доведен до четы­ рех лет. Наряду со многими производ­ ственными вопросами первому помощнику приходилось ре­ шать не менее сложную задачу — безусловное выполнение всеми членами экипажа, правил поведения советского моряка за границей и таможенных правил. Эта работа начиналась еще с организационного собрания в Мурманске, когда экипаж вы­ езжал в Москву для дальнейше­ го перелета в Лубо. Уже здесь создавались группы на переезд, назначались ответственные из числа командного состава, ком­ мунистов. Они поддерживали порядок и дисциплину при пере­ езде до Москвы. На судне заведен порядок: сел в поезд — ты уже член еди­ ного экипажа и на тебя рас­ пространяются все требования Устава службы на судах фло­ та рыбной промышленности, Как правило, в Москве око­ ло 10— 12 часов приходилось ожидать вылета, и здесь пер­ вый помощник, умело комплек- Проводимая работа во мно­ гом дополнялась лекционной пропагандой, ' политической . и экономической' учебой личного состава. Не случайно на судне нет нарушений . таможенных правил и правил поведения со­ ветского моряка за границей. Используя " свободное время на переходах и в период про­ мысла, лекторы общества «Зна, ние» регулярно выступали с лекциями, беседами о полити­ ческом и экономическом поло­ жении стран Юго-Западной \ Африки и Южной Америки^' вблизи которых экипаж рабо­ тал. Такие мероприятия вызывали интерес у членов экипажа, и они охотно их посещали. В рейсе члены идеологиче­ ской группы постоянно проводи­ ли агитационно -пропагандист­ скую работу, индивидуальные беседы с моряками, в которых - воспитывались чувство долга, любовь к Родине, непримири­ мость к буржуазной идеологий и пропаганде. А ГИТАЦИОННО , МАС­ СОВАЯ и индивидуаль­ ная работа с моряками - дала свои положительные ре­ зультаты. На должноя уровне при высокой организованности провели отдых моряки в кон­ голезском порту Пуэнт-Нуаре. Моряки судна с высоким по­ ниманием и чувством граждан­ ского долга воспринимают за­ дачи, поставленные партией и правительством на десятую п ^ тилетку. С первых дней работы на судне развернулась борьба за экономное расходование энерге­ тических ресурсов, промвоору- жения и материалов. За два го­ да работы экипаж БМРТ-2418 «Высоковск» сэкономил пром- вооружения на 82 тысячи руб­ лей, дизельного топлива — 91,5 тонны, мазута — 103 тонны, масла — 2 тонны. Это во многом помогло эф­ фективно использовать промыс­ ловую обстановку, увеличить выпуск . готовой продукции. Экипаж близок к выполнению плана четырех лет десятой пя­ тилетки по всем основным по­ казателям. Реализуемая -про­ дукция только в последнем рей­ се превысила 3 миллиона руб­ лей. Во всем -этом немалая за­ слуга первого помощника ка­ питана А. А. Евенко. И таких, как он, в объедине­ нии немало. Многие первые по­ мощники объединения являют­ ся поистине душой коллектива, умелыми воспитателями и руко­ водителями.■Среди них можнек назвать Ю. Г. Юдина. А. Козловского, Б. А. Лузана, В, Н. Раздобарова, В. И. Бело- гривцева и других, способных увлечь, повести за собой кол­ лектив. В. НИКИТИН, секретарь парткома объеди­ нения «Мурманрыбпром».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz