Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.
П е т р о с Х а р а т о Хорошо, когда в свой первый рейс чдешь со .'ложившейся, устоявшейся командой, когда экипаж своими трудовыми по бедами. выросшими от несом ненного уважения к рыбацкому труду, дает попять молодому ;«?»яь-у всю суть работы. *’ этой стороны Петросу Ни колаевичу Харатову, армянину, родом па расположенного в отрогах Южного Кавказа рай центра Хайдар Азербайджан ской ССР, повезло. Он сразу попал в хороший коллектив траулера ''.Карась» Мурманско го тралового ф лота. Необходимо было учиться грудному морскому ремеслу II он учился. Добрым словом вспоминают его старательность и добросовестность первые его наставники: мастер добычи Александр Бирюков, матрос Владимир Козлов. Да и сам Петрос никогда уже не забудет ■уроков, полученных от них и от других членов экипажа. С той самой поры Петя, как зо вут его все. может почти все: и шкерить рыбу, и чинить трал, и солить рыбу. Внимательный, очень тактич ный капитан «Карася» Карл Янович Циекалс заприметил старательность Петроса, и, ког- и а потребовался рубщик рыбь- -IX голов, - он поставил на эту операцию Харатова. Петрос оп равдал доверие капитана и тал одним из лучших 'рубщи ков. Был и такой случай. Забо- нс мастер по обработке. Тре бовался человек, заменивший Лы его на время болезни. И па п у сложную и трудоемкую ра боту вызвался идти Харатов. Рыбмастер после болезни спус тился в трюм и удивился: «Вот ито да!» И как ни искал внима тельным взглядом погрешно стей. не нашел их. «Молодец!» — только и сказал он Петросу. До мойвенной нутины, кото Пе рая и определила настоящее отношение Петроса к морю и рыбацкому труду, он сделал па этом судне два коротких рейса. Но они и помогли ему понять многое, хотя за плечами пария была и работа автосле сарем, и служба в строитель ных войсках, давшая ему не сколько строительных специ альностей, и работа сварщиком на Ереванском шинном заводе. II везде, где бы он ни работал, шла о нем молва, как о хоро шем, правильном человеке. Море манило неизведанно стью. и далекие края были для него, особенно под впечатлени ем рассказов брата (он тоже работал в Мурманске), какими- то особыми, до которых надо дойти только самому. И вот Мурманск. Отдел кад- в, медицинская комиссия. І рвый рейс, первые впечат ления.., Лето было солнечное, теплое, даже странно как-то было Пет росу видеть все это в Север ном Ледовитом океане. Можно было даже загорать, правда, только укрывшись от холодных ветров где-нибудь за брашпилем или па мостике за спасатель ными плотиками. II он. как все, загорал, присоединяя к не проходящему загару юга тем ный, северный. — Красивы, хотя и суровы северные моря, — рассказыва ет мне Петрос о своих впечат лениях. — И как-то странно и чудесно все вокруг после тем ных южных ночей... И я замечаю в его темных выразительных глазах грусть. Любит Петрос Армению и не плохо знает ее историю. ...Судно готовилось к пути не. Провели последнюю мото чистку. Петрос шел па путину впервые и поэтому чувствовал состояние необычного и пеожн данного волнения, как всегда перед новым и неизведанным... Об успехах экипажа судят по достигнутым результатам. В той путине экипаж траулера «Карась» занял первое место среди однотипных судов, ему были вручены вымпел коллек тива коммунистического труда и денежная премия Всесоюзного рыбопромышленного объеди нения «-Севрыба». На путине у Петроса Х ар а това произошли два знамена тельных события. Его приняли в члены Всесоюзного Ленин ского Коммунистического Сою за Молодежи. Рекомендации ему дали опытные командиры- наставники: секретарь комсо мольской организации судна третий помощник капитана Юрий Дружинин и третий ме ханик Виталий Шейкин. А еще оп стал старшиной вахты — это когда отвечаешь не только за себя, но и за работу всей вахты. На наш траулер « Восток» Петрос пришел раньше меня, и здесь он старшина вахты. И я не удивляюсь. С ним лег ко работается всем: и штурма ну, и тралмейстеру, и рыбмае- терам, и матросам. Петрос совсем не изменился: по-прежнему исполнителен, ди сциплинирован, трудолюбив. Довольны им и вахтенный штурман Владимир Слуцкий, и опытнейший капитан Пахом Алексеевич Тнмчура. и старший помощник капитана Александр Иванович Лнсенков. и мастер добычи Юрий ГІлехов. За что он ни возьмется, что ему ни поручат, все сделает точно и в срок. По-прежнему немногословен. И даже заядлый остряк Сергей Гречихо не решается «подко вырнуть» его просто так, обыч но никогда не упустит. На об щесудовом профсоюзном собра нии Петроса Николаевича Ха ратова избрали членом судово го комитета и общественным инспектором по технике без опасности. Вот и почти все о Харатове. Но, разумеется, это, может, десятая доля того, что можно .сказать о нем как о человеке, рыбаке, гражданине. Я с удовольствием пишу о таких ребятах, как Петрос, по тому что такие вот парни по могают радоваться жизни во всей красоте и многообразии. Впереди летне-осенняя пути на 1979 года. И для своенрав ной и капризной удачи так не обходим настрой п опыт. И эти качества у Петроса Николаеви ча есть! В. МЕЩЕРСКИЙ, мастер по обработке рыбы РТ -208 «Восток» Мурманского тралового флота. На снимке: П. Харатов. J даруют Экипаж БМ.РТ «Сулой» возвращается в порт с повой трудовой победой. Все обязательства выполнены досроч но С 2 0 июня судно работает на сэкономленных горюче смазочных материалах. Капитан-директор ФИЛЬКИНШТЕИН. * * * Моряки первого морского подменного экипажа .завер шили на месяц раньше срока рейсовое задание на БМ РТ «Хабаровск». Значительно перевыполняется план по кон сервам. К Дню рыбака будет выработано дополнительно к заданию 500 центнеров мороженой рыбопродукции. Капитан-директор РАТЬКОВ, первый помощник ка питана ЙРЫШКОВ, предсудкома ТЮТИНА, ком сорг МОСКВИН, Старший помощник капитана В. Л. Бондарев трудит ся в Мурманском траловом флоте десять лет. За это время он стал умелым судоводителем, вдумчивым воспи тателем молодежи. Вахта Владислава Леонидовича по стоянно занимает первое место, а сам он ударник ком мунистического труда, пропагандист. На снимке: В. Л. Бондарев. Фото Б. Щукина. ■оотан производственным отде лом. Так, при использовании второго типа делительных ре шеток оказалось, что меньше расходуется пергамента, улуч шается качество продукции (меньше лома) и вес брикетов точнее. Максимально использо вать сырье на пищевые цели мы стремились не только на мойвенной путине, но и на дон ных породах, и на путассу. 13 суток мы работали на облове донных пород рыбы. Двое-трое суток ушло на «пристрелку». Тем не менее мы выполнили задание на 102 процента. В отходы шли только внут ренности. Все остальное — на пищевые цели. Морозили голо вы трески, палтуса... Выраба тывали из зубатки полуфабри кат для дальнейшего производ- С'Я'Т консервов. Сделали 13 920 килограммов тушки трески Со брали 1110 килограммов тре ковой печени, которую при шлось, из-за отсутствия емко стей для жира, заморозить. Всего тушки выработали 28590 килограммов при плане 26 тонн, то есть 110 процентов за дания. Лучше других шкерилн рыбу опытный матрос В. II. Куколев. молодые рыбообработчики Ю Сундуков и В. Мусатов, палубные матросы В. Сидорин и С. Закандыкин. На облове путассу. На пере ходе делали консервы из деф- эостировапной мойвы. Исполь зовали для этой цели один борт. Удалось свести потери сырья при дефростации до ми нимума, но кончилась банкота- ра. В отличие от некоторых дру гих экипажей мы знали, что нам предстоит вести промысел путассу. Готовились, но не мо гли найти электродвигателя для спинкоразделочной маши ны. Решили вырабатывать спинку вручную. Обучали лю дей на шкерке поточным мето дом; обучился сам — научи товарища. В первое время рыба лови лась плохо. Размерный ряд ко лебался. В основном шла пу тассу. непригодная для шкер ки Поэтому весь подъем от правляли на морозку А когда рыба заловялась — рыбообра ботчики уже были обучены шкерке. В это же время подготовили бункер. Разделили его на три части, средняя из которых предназначалась для сортиров ки. Решили выпускать в основ ном потрошеную рыбу, в том числе и в коробочках по одно му килограмму. Но коробочек осталось мало, и взять их было негде. Тогда отсортировали утиль и значительную часть привели в стандартный вид. Задания на выпуск продукции этого ассортимента не было, но мы изготовили 22 89 0 кило граммов. Выработка спинки вручную — дело сложное. Тем не ме нее при плане 75 тони 200 ки лограммов мы изготовили этой продукции 84 тонны 4 80 кило граммов, что составило 112,3 процента. При механизации производительность, несомнен но, повысилась бы^ улучши лось качество, да и количество занятых на этой операции ры бообработчиков сократилось. Тогда мы выработали бы боль ше путассу потрошеной без го товы, Сделали же 184 тонны 710 килограммов при плане 159 тонн 800 килограммов. Кроме того, нашкерили под соль по заказ-наряду 13 тонн 38 0 килограммов. Кругляком заморозили 753 тонны 33 0 килограммов путас су. Вновь хочется упомянуть о своевременной установке на клети брезентовых фартуков. Дело в том, что, работая юж нее, чем прежде, мы также стабильно морозили 45 тонн при нормальной температуре. В прошлом рейсе на облове путассу приходилось наблюдать изменение цвета мороженой рыбы. Оказалось, что все за висит от времени, после кото рого она попадает в камеру. Если сразу, то выделяется чер ный краситель, до двух часов подготовки —• краситель темно- коричневый, Если же рыба по лежит в ящике три часа, при морозке краситель не выделя ется. Мы постоянно проводили за нятия по изучению стандартов предприятия и с .рядовым, я с командным составом Р егуляр но проводились рейды к народ- юго. и технологического .ост- роля по качеству выпускаемой продукции. Все замечания при нимались во внимание, и непо рядки устранялись сразу Хочется отметить теснуго связь технологической службы с партийной и другими общест венными организациями. Сов местно удалось заинтересован» команду в выпуске продукции, улучшенного ассортимента. Уже впервые дни с-судоводи телями было достигнуто согла шение об оптимальных подъе мах: на мойве 15— 18 тонн, на путассу 1 0— 15 тонн Пра вда, количество подъемов уве личилось. но зато удавалось рационально использовать сы рье. На путассу хорошо работала смена Н. Г. “Перетягина. выра ботавшая 61 тонну спинки. Смена В. П. Горюнова выпол няла заказ-наряд, шкерпла пу тассу под соль Итоги рейса: задание по .сто имости пищевой продукции вы полнено на 120 процентов, по , 5 а стоозке на 105,3 процента. В, КРИКЛЕНКО . помощник к аш т ан а по производству БМРТ -4 1 7 <Всполох».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz