Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.

П е т р о с Х а р а т о Хорошо, когда в свой первый рейс чдешь со .'ложившейся, устоявшейся командой, когда экипаж своими трудовыми по­ бедами. выросшими от несом­ ненного уважения к рыбацкому труду, дает попять молодому ;«?»яь-у всю суть работы. *’ этой стороны Петросу Ни­ колаевичу Харатову, армянину, родом па расположенного в отрогах Южного Кавказа рай­ центра Хайдар Азербайджан­ ской ССР, повезло. Он сразу попал в хороший коллектив траулера ''.Карась» Мурманско­ го тралового ф лота. Необходимо было учиться грудному морскому ремеслу II он учился. Добрым словом вспоминают его старательность и добросовестность первые его наставники: мастер добычи Александр Бирюков, матрос Владимир Козлов. Да и сам Петрос никогда уже не забудет ■уроков, полученных от них и от других членов экипажа. С той самой поры Петя, как зо­ вут его все. может почти все: и шкерить рыбу, и чинить трал, и солить рыбу. Внимательный, очень тактич­ ный капитан «Карася» Карл Янович Циекалс заприметил старательность Петроса, и, ког- и а потребовался рубщик рыбь- -IX голов, - он поставил на эту операцию Харатова. Петрос оп­ равдал доверие капитана и тал одним из лучших 'рубщи­ ков. Был и такой случай. Забо- нс мастер по обработке. Тре­ бовался человек, заменивший Лы его на время болезни. И па п у сложную и трудоемкую ра­ боту вызвался идти Харатов. Рыбмастер после болезни спус­ тился в трюм и удивился: «Вот ито да!» И как ни искал внима­ тельным взглядом погрешно­ стей. не нашел их. «Молодец!» — только и сказал он Петросу. До мойвенной нутины, кото­ Пе рая и определила настоящее отношение Петроса к морю и рыбацкому труду, он сделал па этом судне два коротких рейса. Но они и помогли ему понять многое, хотя за плечами пария была и работа автосле­ сарем, и служба в строитель­ ных войсках, давшая ему не­ сколько строительных специ­ альностей, и работа сварщиком на Ереванском шинном заводе. II везде, где бы он ни работал, шла о нем молва, как о хоро­ шем, правильном человеке. Море манило неизведанно­ стью. и далекие края были для него, особенно под впечатлени­ ем рассказов брата (он тоже работал в Мурманске), какими- то особыми, до которых надо дойти только самому. И вот Мурманск. Отдел кад- в, медицинская комиссия. І рвый рейс, первые впечат­ ления.., Лето было солнечное, теплое, даже странно как-то было Пет­ росу видеть все это в Север­ ном Ледовитом океане. Можно было даже загорать, правда, только укрывшись от холодных ветров где-нибудь за брашпилем или па мостике за спасатель­ ными плотиками. II он. как все, загорал, присоединяя к не­ проходящему загару юга тем­ ный, северный. — Красивы, хотя и суровы северные моря, — рассказыва­ ет мне Петрос о своих впечат­ лениях. — И как-то странно и чудесно все вокруг после тем­ ных южных ночей... И я замечаю в его темных выразительных глазах грусть. Любит Петрос Армению и не­ плохо знает ее историю. ...Судно готовилось к пути­ не. Провели последнюю мото­ чистку. Петрос шел па путину впервые и поэтому чувствовал состояние необычного и пеожн данного волнения, как всегда перед новым и неизведанным... Об успехах экипажа судят по достигнутым результатам. В той путине экипаж траулера «Карась» занял первое место среди однотипных судов, ему были вручены вымпел коллек­ тива коммунистического труда и денежная премия Всесоюзного рыбопромышленного объеди­ нения «-Севрыба». На путине у Петроса Х ар а­ това произошли два знамена­ тельных события. Его приняли в члены Всесоюзного Ленин­ ского Коммунистического Сою­ за Молодежи. Рекомендации ему дали опытные командиры- наставники: секретарь комсо­ мольской организации судна третий помощник капитана Юрий Дружинин и третий ме­ ханик Виталий Шейкин. А еще оп стал старшиной вахты — это когда отвечаешь не только за себя, но и за работу всей вахты. На наш траулер « Восток» Петрос пришел раньше меня, и здесь он старшина вахты. И я не удивляюсь. С ним лег­ ко работается всем: и штурма­ ну, и тралмейстеру, и рыбмае- терам, и матросам. Петрос совсем не изменился: по-прежнему исполнителен, ди­ сциплинирован, трудолюбив. Довольны им и вахтенный штурман Владимир Слуцкий, и опытнейший капитан Пахом Алексеевич Тнмчура. и старший помощник капитана Александр Иванович Лнсенков. и мастер добычи Юрий ГІлехов. За что он ни возьмется, что ему ни поручат, все сделает точно и в срок. По-прежнему немногословен. И даже заядлый остряк Сергей Гречихо не решается «подко­ вырнуть» его просто так, обыч­ но никогда не упустит. На об­ щесудовом профсоюзном собра­ нии Петроса Николаевича Ха­ ратова избрали членом судово­ го комитета и общественным инспектором по технике без­ опасности. Вот и почти все о Харатове. Но, разумеется, это, может, десятая доля того, что можно .сказать о нем как о человеке, рыбаке, гражданине. Я с удовольствием пишу о таких ребятах, как Петрос, по­ тому что такие вот парни по­ могают радоваться жизни во всей красоте и многообразии. Впереди летне-осенняя пути­ на 1979 года. И для своенрав­ ной и капризной удачи так не­ обходим настрой п опыт. И эти качества у Петроса Николаеви­ ча есть! В. МЕЩЕРСКИЙ, мастер по обработке рыбы РТ -208 «Восток» Мурманского тралового флота. На снимке: П. Харатов. J даруют Экипаж БМ.РТ «Сулой» возвращается в порт с повой трудовой победой. Все обязательства выполнены досроч­ но С 2 0 июня судно работает на сэкономленных горюче­ смазочных материалах. Капитан-директор ФИЛЬКИНШТЕИН. * * * Моряки первого морского подменного экипажа .завер­ шили на месяц раньше срока рейсовое задание на БМ РТ «Хабаровск». Значительно перевыполняется план по кон­ сервам. К Дню рыбака будет выработано дополнительно к заданию 500 центнеров мороженой рыбопродукции. Капитан-директор РАТЬКОВ, первый помощник ка­ питана ЙРЫШКОВ, предсудкома ТЮТИНА, ком­ сорг МОСКВИН, Старший помощник капитана В. Л. Бондарев трудит­ ся в Мурманском траловом флоте десять лет. За это время он стал умелым судоводителем, вдумчивым воспи­ тателем молодежи. Вахта Владислава Леонидовича по­ стоянно занимает первое место, а сам он ударник ком­ мунистического труда, пропагандист. На снимке: В. Л. Бондарев. Фото Б. Щукина. ■оотан производственным отде­ лом. Так, при использовании второго типа делительных ре­ шеток оказалось, что меньше расходуется пергамента, улуч­ шается качество продукции (меньше лома) и вес брикетов точнее. Максимально использо вать сырье на пищевые цели мы стремились не только на мойвенной путине, но и на дон­ ных породах, и на путассу. 13 суток мы работали на облове донных пород рыбы. Двое-трое суток ушло на «пристрелку». Тем не менее мы выполнили задание на 102 процента. В отходы шли только внут­ ренности. Все остальное — на пищевые цели. Морозили голо­ вы трески, палтуса... Выраба­ тывали из зубатки полуфабри­ кат для дальнейшего производ- С'Я'Т консервов. Сделали 13 920 килограммов тушки трески Со­ брали 1110 килограммов тре­ ковой печени, которую при­ шлось, из-за отсутствия емко­ стей для жира, заморозить. Всего тушки выработали 28590 килограммов при плане 26 тонн, то есть 110 процентов за дания. Лучше других шкерилн рыбу опытный матрос В. II. Куколев. молодые рыбообработчики Ю Сундуков и В. Мусатов, палубные матросы В. Сидорин и С. Закандыкин. На облове путассу. На пере­ ходе делали консервы из деф- эостировапной мойвы. Исполь­ зовали для этой цели один борт. Удалось свести потери сырья при дефростации до ми­ нимума, но кончилась банкота- ра. В отличие от некоторых дру­ гих экипажей мы знали, что нам предстоит вести промысел путассу. Готовились, но не мо­ гли найти электродвигателя для спинкоразделочной маши­ ны. Решили вырабатывать спинку вручную. Обучали лю­ дей на шкерке поточным мето­ дом; обучился сам — научи товарища. В первое время рыба лови­ лась плохо. Размерный ряд ко­ лебался. В основном шла пу­ тассу. непригодная для шкер­ ки Поэтому весь подъем от­ правляли на морозку А когда рыба заловялась — рыбообра­ ботчики уже были обучены шкерке. В это же время подготовили бункер. Разделили его на три части, средняя из которых предназначалась для сортиров­ ки. Решили выпускать в основ­ ном потрошеную рыбу, в том числе и в коробочках по одно­ му килограмму. Но коробочек осталось мало, и взять их было негде. Тогда отсортировали утиль и значительную часть привели в стандартный вид. Задания на выпуск продукции этого ассортимента не было, но мы изготовили 22 89 0 кило­ граммов. Выработка спинки вручную — дело сложное. Тем не ме­ нее при плане 75 тони 200 ки­ лограммов мы изготовили этой продукции 84 тонны 4 80 кило­ граммов, что составило 112,3 процента. При механизации производительность, несомнен­ но, повысилась бы^ улучши­ лось качество, да и количество занятых на этой операции ры ­ бообработчиков сократилось. Тогда мы выработали бы боль­ ше путассу потрошеной без го­ товы, Сделали же 184 тонны 710 килограммов при плане 159 тонн 800 килограммов. Кроме того, нашкерили под соль по заказ-наряду 13 тонн 38 0 килограммов. Кругляком заморозили 753 тонны 33 0 килограммов путас­ су. Вновь хочется упомянуть о своевременной установке на клети брезентовых фартуков. Дело в том, что, работая юж­ нее, чем прежде, мы также стабильно морозили 45 тонн при нормальной температуре. В прошлом рейсе на облове путассу приходилось наблюдать изменение цвета мороженой рыбы. Оказалось, что все за­ висит от времени, после кото­ рого она попадает в камеру. Если сразу, то выделяется чер­ ный краситель, до двух часов подготовки —• краситель темно- коричневый, Если же рыба по­ лежит в ящике три часа, при морозке краситель не выделя­ ется. Мы постоянно проводили за­ нятия по изучению стандартов предприятия и с .рядовым, я с командным составом Р егуляр­ но проводились рейды к народ- юго. и технологического .ост- роля по качеству выпускаемой продукции. Все замечания при­ нимались во внимание, и непо­ рядки устранялись сразу Хочется отметить теснуго связь технологической службы с партийной и другими общест­ венными организациями. Сов­ местно удалось заинтересован» команду в выпуске продукции, улучшенного ассортимента. Уже впервые дни с-судоводи­ телями было достигнуто согла­ шение об оптимальных подъе­ мах: на мойве 15— 18 тонн, на путассу 1 0— 15 тонн Пра­ вда, количество подъемов уве­ личилось. но зато удавалось рационально использовать сы­ рье. На путассу хорошо работала смена Н. Г. “Перетягина. выра­ ботавшая 61 тонну спинки. Смена В. П. Горюнова выпол­ няла заказ-наряд, шкерпла пу­ тассу под соль Итоги рейса: задание по .сто­ имости пищевой продукции вы­ полнено на 120 процентов, по , 5 а стоозке на 105,3 процента. В, КРИКЛЕНКО . помощник к аш т ан а по производству БМРТ -4 1 7 <Всполох».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz