Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.
БЫТЬ ИНИЦИАТОРОМ? ЛЕГНО ЛИ В этом рейсе наш т .и п аж БМ Р Т «Хол моторы» выступил инициатором социалистического соревнования среди коллекти вов судов Мурманского трало вого флота за достойную встре чу профессионального рыбац кого праздника. Сразу отмечу, что со своими обязательствами мы справились досрочно. Пе ревыполнены задания девяти месяцев по вылову рыбы и вы пуску мороженой рыбопродук ции, больше годового плана выработано консервов. Мы знали, что быть инициа торами почетно, но и очень ответственно. И прежде чем пойти па такой шаг, прикинули свои возможности, все «за» и '•против». В пользу решения был целый ряд факторов. Во- первых, текучесть кадров на судах создает значительные трудности, особенно в начале рейса. Наш же экипаж обно вился незначительно, Значит, уже с первых дней мы могли работать, не затрачивая вре мени на обучение экипажа. Кроме того, узнав о планиро вании рейса, мы поняли, что и это дает возможность принять положительное решение. Дело в том, что у экипажа накопил ся необходимый опыт работы и на мойвенной путине, и, глав ное. на облове путассу. Следо вательно, учитывая уроки про шлого, смогли получить необ ходимое снаряжение, правиль но организовать подготовку к рейсу. На мойвенной путине мы про работали месяц пз четырех ме сяцев плавания. Что можно сказать об этом периоде... Мой ва ловилась хорошо. Подъемы достигали до 40 тонн. А де лали по три подъема в сутки. Старались, конечно, направ лять максимум рыбы-сырца на пищевые цели. Словом, рабо тали на путине так же, как и прежде, по не забывали об от ветственности инициаторов. Поэтому отрабатывали до пол ного взаимопонимания,’ согла сованности действия всех: служб. II это не замедлило сказаться на результатах. Уже на путине мы почувствовали уверенность в своих 'силах, правильность решения. С неделю мы промышляли путассу вне зоны. Слабые кон центрации не позволяли брать больших уловов. Подъемы были по 10— 15 тонн. Но за это время мы «пристрелялись», от регулировали оборудование и, когда перешли работать в эко номическую зону, были готовы к большим уловам. И действи тельно, в сутки брали до 100 тонн путассу. Можно было и больше, но производственные мощности фабрики не позволя ли брать больших уловов. Путассу — рыба своеобраз ная В отличие от мойвы — подвижна, и стереотипа в о в р ем я ее облова до сих пор не выра ботано: не знаешь, как поведет себя во время очередного тра ления. Для облова путассу мы использовали облегчен ный трал ,Nb 1763, разработанный ЦПКТБ, применили іцитки. да ющие хорошее вертикальное раскрытие, отрегулировали контрольные приборы. Вначале все шло нормально, несмотря на то, что не работал один из дизелей. Затем, когда отказал еще один, скорость уменьши лась. Получилось так, что при большом раскрытии трала и маленькой скорости хода часть рыбы успевала выйти из тра ла. Практика же показала, что оптимальный вариант — это скорость хода четыре узла и раскрытие трала — вертикаль ное 55 метров, горизонтальное —- 40 метров. Волновал вопрос: получился ли на судне комплекс. Теперь можно с уверенностью подтвер дить, что согласованность бы ла. и трудности рейса сплотили экипаж. Мы промышляли в ос новном в дневное время. Под нимали трал, выливали улов. Производственники старались его быстрее убрать. Мы в это время делали осмотр орудия лова, готовили трал к очеред ному спуску. Когда на палубе оставалось около 15 тонн ры бы, судоводители старались как можно быстрее спустить трал, чтобы увеличить время тр ал е ния без простоя рыбообработ чиков. Когда день прибавился, мы делали по три траления в сутки. ІТочыо же все равно ло жились в дрейф. В это время велась профилактика механиз мов, орудий лова. «Праздноша тающихся» у нас не было. Когда выдавалось свободное время у пагубной команды, матросы сами шли на фабрику и шкернли рыбу под соль. II другие члены экішажа выходи ли на подвахту в свое свобод ное время. Словом, все стара лись сдержать слово, данное коллективом флоту, рыбакам Мурмаиа. «Рыб ак — дважды моряк» — бытует на флоте поговорка. Хочется отметить, что наши судоводители показали себя настоящими рыбаками. II опы тный капитан Б. Д. Шохин, п второй штурман А. В. Колчин, рыбак осторожный, без тени лихачества, умеющий ценить орудия лова, и хорошо инфор мированный о делах других экипажей третий штурман В П. Жуков, который всегда был в курсе промысловой обс тановки. Немало забот выпало на до лю радионавигатора А. В. Се дова. Его «хозяйство» было в идеальном порядке^ Самописцы трала давали хорошую, ясную картину, и судоводители виде ли, как долго производить тра ление, сколько рыбы зашло в трал... Во всем можно положиться на мастеров лова С. С. Зелен- кина и В. А. Михтнева. Если первый на флоте не меньше 15 лет, то второй прибыл не так давно, после окончания Б а кинского техникума. Несмотря на го. что по итогам соревнова ния на первом месте коллек тив, которым руководит опыт ный мастер, соперники были достойны друг друга. ІІз матросов хотелось бы назвать лучших, хотя и другие достойны похвалы. Тем не ме нее А. II. Иванович, В. Г. Зен- ченко н А. М. Запьяицев бы ли настоящими «маяками» со ревнования. Л. ГАЛАИ, старший мастер лова БМРТ «Холмѳгоры». ВАХТА, ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА Да, в этом году исполнилось ровно 50 лет, как ходит в мо ре Михаил Ильич Бачип. Ста рейший капитан рыбного Мур- мана находился на промысле на траулерах 318-м и 317-м и лишь но воле случая оказался в канун Дня рыбака в Мурман ске, готовясь в очередной рейс. ...Я познакомился с Михаи лом Ильичом в море на РТ «Макеевка», куда он перешел- с другого судна. Высокий чело век с очень спокойным лицом, иссеченным квадратиками мор щинок, что делало возраст их обладателя неопределенным, — такие лица бывают у людей, большую часть жизни отдав ших морю и ветру, — капитан- наставник сразу вписался в ра бочий ритм экипажа и стал на судне хозяином (я тогда не знал, что РТ «Макеевка» был последним его траулером, на котором он капитанйл). Создавалось такое впечатле ние, что капитан-наставник Ба- чин был нужен всем: рыбакам, работающим в Баренцевом, спе циалистам «Севрыбпромраз- ведкц» и тралового флота, командирам других поисковых судов, Михаил Ильич часами не выходит пз радиорубки, про водит капитанские советы, ко ординирует промысел. А па судне работа идет споро. Много ли найдется в Север ном бассейне людей, кто может сказать, к примеру: «В 1930 году на юге этой банки скло ны, помню, были крутоваты, измучились с тралами». ... Через пять месяцев и три дня после начала Великой Оте чественной войны бывший ры боловный траулер, сторожевой корабль ѵБрпз», на котором Михаил Ильич служил коман диром отделения минеров, со вершил подвиг, ставший леген дой. Вот как о нем написано в листовке «К новым победам, боевые товарищи!», выпущен ной в тот далекий год полит управлением Северного флота и хранящейся на постоянно действующей выставке «Стано вление и развитие рыбной про. мышленности Северного бассей на» ВРПО «Севрыба»: «Когда нужно, бесстрашные северомор цы без колебаний идут на та ран и давят фашистскую гади ну». Так поступил отважный ко мандир -сторожевого корабля Киреев. Обнаружив всплываю щую подлодку противника, ко мендоры Чижов о Потапов от крыли но ней меткий огонь. Лодке нанесены серьезные по вреждения, но она еще не по бита. «Курс па лодку противника!» И Киреев врезается фор штевнем корабля в корпус ф а шистского пирата Только об ломки и масло остались от врага на поверхности поды. Всеволод Алексеевич Киреев, долгие годы бывший одним пз руководителей рыбаков Севера, сейчас живет в Севастополе. В музее хранятся его трубка, ф у ражка. А вот встречаются они с Михаилом Ильичом послед ние годы, к сожалению, не :,р- сто. В канун Дня побі ды мы сто яли с капитаном-наставником на мостике «Макеевки» Он показал мне приглашение при ехать на встречу ветеранов и вздохнул: — Опять не получится Вот уж поистине, в морях мои до роги. ...Начались они у 14-летнего Миши Бачина в 1927 году. В море он вышел вместе с отцом — известным на Поморье ры баком на лодке, которую Илья Прокопьевич сам сделал. — был оп еще и знаменитым умельцем по дереву. По тради ции села Кушерека, не, кото рой кроме М. II. Бачина вы шло еще 2 0 ’ знаменитых на Севере капитанов — Романовы. Холкины. Новожиловы, Самков — всех Мишиных сверстников проверяли морем с детства Окончив ШУКС. в 1952-м Михаил Ильич стал на ка пи-' танский мостик РТ «Баер». По том были траулеры «Москва», <Джан кой». *Макеевка». С 1972 года Бачни — флаг манский капитан тралового флота. С! 1.952 года, учитывая его огромный опыт и знания, ему вменили в обязанность по иск рыбы, За успешное освое ние районов и новых объектов лова в 1966 году М. II. Бачин был награжден орденом Лени на. До этого его трудовые вах ты отмена тпсь орденом Трудо вого Красного Знамени и ме далью «За трудовую доблесть». Неудивительно, что, когда в Мурманске создалось управле ние - Севрыбпромразведка». М. И. Бачина приг іаснли туда кашп ан ом-наставником. 20 июля запланирован оче редной выход в море коммуни ста М. II. Бачина. Ждут его декады и месяцы привычной— — трудной и прекрасной — ры бацкой работы, ог эффективно сти которой в немалой степени зависит успех промысловиков Севера. В. ЗАСУХИН. На снимке: электрик СРТ-р-718, секретарь судовой парт организации В. Н. Шевченко. Фамилия моряка на судовой Доске почета. Фото Б. Щукина. Стражи внутренних водоемов X р о н и к а о д н о г о р е й д а Река Уыба -— одни из во доемов нашего полуострова, в котором повсеместно непо зволителен лов рыбы, вклю чая любительский. Вот по- . чемз? мне представлялось, что наш с инспекторами «Мурмаорыбвода» рейд по ■ее верховью может превра титься в обычную прогулку. — Затевать Обычный шлюпочный переход, — раз убеждали инспекторы Апа- титского у ч а с т к а , — для нас непозволитель ная роскошь. Сейчас, когда лето м аши на природу, а тем более к рекам, букваль но всех, каждый наш рейд — тщательно и заранее продуман. И все же с первым -.по рогом» сіалкиваемся в са мом начале пути. Выясня ется, что старший инспек тор почему-то к на этот раз увез с собой клю чи от гаража, » котором хранятся запчасти д л я ’ авто машины. А у нашего везде хода, как на грех, спустило колесо. Молча адресуя не весьма лестные слова в ад рес организаторов поездки па Умбу. помогаю перетас кивать обратно от автома шины к складу шлюпку и подвесной мотор. Не проронив ни слова" возмущения. мои спут- t ники тут же упако вывают во второй рюк зак надувную резиновую лодку. Вручают мне под от ветственность до конца рей да складные весла... Опуская описание красот заполярного ' тета. то несу щейся, то величаво спокой ной перед очередным поро гом Умбы с ее девственно чистой водой, с в о й . дальней ший репортаж подчиняю принципам хронологии. [Iran, в полночь с оказией отправляемся в поселок Ок тябрьский, что в пятидесяти километрах от Кнровска. До рога, вернее последняя ее треть, отнимает около двух часов. С каждым километ ром пути туман будто кто-то замешивает на дегте, а ли вень получает все новые -и новые добавки из хляби не бесной Похоже, что начало рейда , вновь придется ото двигать. . В семь утра ветер, резко сменив н а п р а в л е н и е ,р в е т в клочья туманные завесы. А потеплевший дождь больше похож на ‘ грибной: местами прорываются лучи солнца. Но мы уже больше не в си лах бороться со сном. Ровно в девять, дав пять минут, на сборы, призрев шие нас хозяева объ явля ют: — Есть оказия до умб- ского моста! —- Великолепно, — напе ребой благодарим мы друж но живущих в далеком лес ном поселке двух холостя ков, — ведь это как раз-то, что нам и нужно! — Да ладно, чего там ,—- добреет один из них, — по ка я побегу и придержу по- „путку. вы хоть чайком по балуйтесь. Тряску на пустом ф ан т а стических размеров тягаче- лесовозе, можно сравнить разве что с ездой на телеге с квадратными колесами по булыжной мостовой. К тому же выясняется, что один - из нас забыл про дополггатель-, ные обязанности н оставил на месте бивуака тщательно упакованные вёсла', Это уд линяет наш усеянный ка- мешогами путь еще на пять километров. Как бы там ни было, но ровно в час дня мы начина ем оборудовать свою ЛАС-3 (лодка надувная спасатель ная на трех пассажиров ил и на триста килограммов гру за). Через полчаса мы уже отплываем под завистливые напутствия сгрудившейся у перил моста компании. ■Мое робкое предполо жение о .браконьерах инс пекторы отвергают наотрез. — Люди’ приехали на машинах, которые ни за что не оставят безнадзорны ми. — аргументируют они свое мнение.— А у моста ло вить рыбу удочкой боязнь быть уличенным в наруше нии «Правил рыболовства» не позволит завзятому бра коньеру. Плывем час, другой, тре тий. ГІо берегам ни души. Похоже, что напрасно ша рим биноклем по перекатам и встречающимся время от времени плесам да пугаем ’ утиные стаи и гусей-одино- чек. Делаем привал. Разог рев консервы и вскипятив чай, продолжаем путь даль ше вниз по Умбе. После того, как очеред ной, особенно бурливый по рог полюбопытствовал, ка ково содержимое нашей яр ко-оранжевой посудины, не вольно зазвучала туристская песня. Допеть до конца не дает недвусмысленный толчок в бок впередсмотрящего. II тут мы явно слышим — за оче редным извивом реки люд ские голоса пытаются пере петь бурлящий поток. Наша шлюпка, больше напоминаю- щая надувной • плот, берет, к у р с -на нос КОСЫ. Происхо дит странное: по мере при ближения голоса затухают.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz