Рыбный Мурман. 1979 г. Июль.

БЫТЬ ИНИЦИАТОРОМ? ЛЕГНО ЛИ В этом рейсе наш т .и п аж БМ Р Т «Хол моторы» выступил инициатором социалистического соревнования среди коллекти­ вов судов Мурманского трало­ вого флота за достойную встре­ чу профессионального рыбац­ кого праздника. Сразу отмечу, что со своими обязательствами мы справились досрочно. Пе­ ревыполнены задания девяти месяцев по вылову рыбы и вы­ пуску мороженой рыбопродук­ ции, больше годового плана выработано консервов. Мы знали, что быть инициа­ торами почетно, но и очень ответственно. И прежде чем пойти па такой шаг, прикинули свои возможности, все «за» и '•против». В пользу решения был целый ряд факторов. Во- первых, текучесть кадров на судах создает значительные трудности, особенно в начале рейса. Наш же экипаж обно­ вился незначительно, Значит, уже с первых дней мы могли работать, не затрачивая вре­ мени на обучение экипажа. Кроме того, узнав о планиро­ вании рейса, мы поняли, что и это дает возможность принять положительное решение. Дело в том, что у экипажа накопил­ ся необходимый опыт работы и на мойвенной путине, и, глав­ ное. на облове путассу. Следо­ вательно, учитывая уроки про­ шлого, смогли получить необ­ ходимое снаряжение, правиль­ но организовать подготовку к рейсу. На мойвенной путине мы про­ работали месяц пз четырех ме­ сяцев плавания. Что можно сказать об этом периоде... Мой­ ва ловилась хорошо. Подъемы достигали до 40 тонн. А де­ лали по три подъема в сутки. Старались, конечно, направ­ лять максимум рыбы-сырца на пищевые цели. Словом, рабо­ тали на путине так же, как и прежде, по не забывали об от­ ветственности инициаторов. Поэтому отрабатывали до пол­ ного взаимопонимания,’ согла­ сованности действия всех: служб. II это не замедлило сказаться на результатах. Уже на путине мы почувствовали уверенность в своих 'силах, правильность решения. С неделю мы промышляли путассу вне зоны. Слабые кон­ центрации не позволяли брать больших уловов. Подъемы были по 10— 15 тонн. Но за это время мы «пристрелялись», от­ регулировали оборудование и, когда перешли работать в эко­ номическую зону, были готовы к большим уловам. И действи­ тельно, в сутки брали до 100 тонн путассу. Можно было и больше, но производственные мощности фабрики не позволя­ ли брать больших уловов. Путассу — рыба своеобраз­ ная В отличие от мойвы — подвижна, и стереотипа в о в р ем я ее облова до сих пор не выра­ ботано: не знаешь, как поведет себя во время очередного тра­ ления. Для облова путассу мы использовали облегчен ный трал ,Nb 1763, разработанный ЦПКТБ, применили іцитки. да­ ющие хорошее вертикальное раскрытие, отрегулировали контрольные приборы. Вначале все шло нормально, несмотря на то, что не работал один из дизелей. Затем, когда отказал еще один, скорость уменьши­ лась. Получилось так, что при большом раскрытии трала и маленькой скорости хода часть рыбы успевала выйти из тра­ ла. Практика же показала, что оптимальный вариант — это скорость хода четыре узла и раскрытие трала — вертикаль­ ное 55 метров, горизонтальное —- 40 метров. Волновал вопрос: получился ли на судне комплекс. Теперь можно с уверенностью подтвер­ дить, что согласованность бы­ ла. и трудности рейса сплотили экипаж. Мы промышляли в ос­ новном в дневное время. Под­ нимали трал, выливали улов. Производственники старались его быстрее убрать. Мы в это время делали осмотр орудия лова, готовили трал к очеред­ ному спуску. Когда на палубе оставалось около 15 тонн ры ­ бы, судоводители старались как можно быстрее спустить трал, чтобы увеличить время тр ал е­ ния без простоя рыбообработ­ чиков. Когда день прибавился, мы делали по три траления в сутки. ІТочыо же все равно ло­ жились в дрейф. В это время велась профилактика механиз­ мов, орудий лова. «Праздноша­ тающихся» у нас не было. Когда выдавалось свободное время у пагубной команды, матросы сами шли на фабрику и шкернли рыбу под соль. II другие члены экішажа выходи­ ли на подвахту в свое свобод­ ное время. Словом, все стара­ лись сдержать слово, данное коллективом флоту, рыбакам Мурмаиа. «Рыб ак — дважды моряк» — бытует на флоте поговорка. Хочется отметить, что наши судоводители показали себя настоящими рыбаками. II опы­ тный капитан Б. Д. Шохин, п второй штурман А. В. Колчин, рыбак осторожный, без тени лихачества, умеющий ценить орудия лова, и хорошо инфор­ мированный о делах других экипажей третий штурман В П. Жуков, который всегда был в курсе промысловой обс­ тановки. Немало забот выпало на до­ лю радионавигатора А. В. Се­ дова. Его «хозяйство» было в идеальном порядке^ Самописцы трала давали хорошую, ясную картину, и судоводители виде­ ли, как долго производить тра­ ление, сколько рыбы зашло в трал... Во всем можно положиться на мастеров лова С. С. Зелен- кина и В. А. Михтнева. Если первый на флоте не меньше 15 лет, то второй прибыл не так давно, после окончания Б а ­ кинского техникума. Несмотря на го. что по итогам соревнова­ ния на первом месте коллек­ тив, которым руководит опыт­ ный мастер, соперники были достойны друг друга. ІІз матросов хотелось бы назвать лучших, хотя и другие достойны похвалы. Тем не ме­ нее А. II. Иванович, В. Г. Зен- ченко н А. М. Запьяицев бы­ ли настоящими «маяками» со­ ревнования. Л. ГАЛАИ, старший мастер лова БМРТ «Холмѳгоры». ВАХТА, ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА Да, в этом году исполнилось ровно 50 лет, как ходит в мо­ ре Михаил Ильич Бачип. Ста­ рейший капитан рыбного Мур- мана находился на промысле на траулерах 318-м и 317-м и лишь но воле случая оказался в канун Дня рыбака в Мурман­ ске, готовясь в очередной рейс. ...Я познакомился с Михаи­ лом Ильичом в море на РТ «Макеевка», куда он перешел- с другого судна. Высокий чело­ век с очень спокойным лицом, иссеченным квадратиками мор­ щинок, что делало возраст их обладателя неопределенным, — такие лица бывают у людей, большую часть жизни отдав­ ших морю и ветру, — капитан- наставник сразу вписался в ра­ бочий ритм экипажа и стал на судне хозяином (я тогда не знал, что РТ «Макеевка» был последним его траулером, на котором он капитанйл). Создавалось такое впечатле­ ние, что капитан-наставник Ба- чин был нужен всем: рыбакам, работающим в Баренцевом, спе­ циалистам «Севрыбпромраз- ведкц» и тралового флота, командирам других поисковых судов, Михаил Ильич часами не выходит пз радиорубки, про­ водит капитанские советы, ко­ ординирует промысел. А па судне работа идет споро. Много ли найдется в Север­ ном бассейне людей, кто может сказать, к примеру: «В 1930 году на юге этой банки скло­ ны, помню, были крутоваты, измучились с тралами». ... Через пять месяцев и три дня после начала Великой Оте­ чественной войны бывший ры ­ боловный траулер, сторожевой корабль ѵБрпз», на котором Михаил Ильич служил коман­ диром отделения минеров, со­ вершил подвиг, ставший леген­ дой. Вот как о нем написано в листовке «К новым победам, боевые товарищи!», выпущен­ ной в тот далекий год полит­ управлением Северного флота и хранящейся на постоянно действующей выставке «Стано­ вление и развитие рыбной про. мышленности Северного бассей­ на» ВРПО «Севрыба»: «Когда нужно, бесстрашные северомор­ цы без колебаний идут на та­ ран и давят фашистскую гади­ ну». Так поступил отважный ко­ мандир -сторожевого корабля Киреев. Обнаружив всплываю­ щую подлодку противника, ко­ мендоры Чижов о Потапов от­ крыли но ней меткий огонь. Лодке нанесены серьезные по­ вреждения, но она еще не по­ бита. «Курс па лодку противника!» И Киреев врезается фор­ штевнем корабля в корпус ф а ­ шистского пирата Только об­ ломки и масло остались от врага на поверхности поды. Всеволод Алексеевич Киреев, долгие годы бывший одним пз руководителей рыбаков Севера, сейчас живет в Севастополе. В музее хранятся его трубка, ф у ­ ражка. А вот встречаются они с Михаилом Ильичом послед­ ние годы, к сожалению, не :,р- сто. В канун Дня побі ды мы сто­ яли с капитаном-наставником на мостике «Макеевки» Он показал мне приглашение при­ ехать на встречу ветеранов и вздохнул: — Опять не получится Вот уж поистине, в морях мои до­ роги. ...Начались они у 14-летнего Миши Бачина в 1927 году. В море он вышел вместе с отцом — известным на Поморье ры ­ баком на лодке, которую Илья Прокопьевич сам сделал. — был оп еще и знаменитым умельцем по дереву. По тради­ ции села Кушерека, не, кото­ рой кроме М. II. Бачина вы­ шло еще 2 0 ’ знаменитых на Севере капитанов — Романовы. Холкины. Новожиловы, Самков — всех Мишиных сверстников проверяли морем с детства Окончив ШУКС. в 1952-м Михаил Ильич стал на ка пи-' танский мостик РТ «Баер». По­ том были траулеры «Москва», <Джан кой». *Макеевка». С 1972 года Бачни — флаг­ манский капитан тралового флота. С! 1.952 года, учитывая его огромный опыт и знания, ему вменили в обязанность по­ иск рыбы, За успешное освое­ ние районов и новых объектов лова в 1966 году М. II. Бачин был награжден орденом Лени­ на. До этого его трудовые вах­ ты отмена тпсь орденом Трудо­ вого Красного Знамени и ме­ далью «За трудовую доблесть». Неудивительно, что, когда в Мурманске создалось управле­ ние - Севрыбпромразведка». М. И. Бачина приг іаснли туда кашп ан ом-наставником. 20 июля запланирован оче­ редной выход в море коммуни­ ста М. II. Бачина. Ждут его декады и месяцы привычной— — трудной и прекрасной — ры­ бацкой работы, ог эффективно­ сти которой в немалой степени зависит успех промысловиков Севера. В. ЗАСУХИН. На снимке: электрик СРТ-р-718, секретарь судовой парт­ организации В. Н. Шевченко. Фамилия моряка на судовой Доске почета. Фото Б. Щукина. Стражи внутренних водоемов X р о н и к а о д н о г о р е й д а Река Уыба -— одни из во­ доемов нашего полуострова, в котором повсеместно непо­ зволителен лов рыбы, вклю­ чая любительский. Вот по- . чемз? мне представлялось, что наш с инспекторами «Мурмаорыбвода» рейд по ■ее верховью может превра­ титься в обычную прогулку. — Затевать Обычный шлюпочный переход, — раз­ убеждали инспекторы Апа- титского у ч а с т к а , — для нас непозволитель­ ная роскошь. Сейчас, когда лето м аши на природу, а тем более к рекам, букваль­ но всех, каждый наш рейд — тщательно и заранее продуман. И все же с первым -.по­ рогом» сіалкиваемся в са­ мом начале пути. Выясня­ ется, что старший инспек­ тор почему-то к на этот раз увез с собой клю­ чи от гаража, » котором хранятся запчасти д л я ’ авто­ машины. А у нашего везде­ хода, как на грех, спустило колесо. Молча адресуя не весьма лестные слова в ад­ рес организаторов поездки па Умбу. помогаю перетас­ кивать обратно от автома­ шины к складу шлюпку и подвесной мотор. Не проронив ни слова" возмущения. мои спут- t ники тут же упако­ вывают во второй рюк­ зак надувную резиновую лодку. Вручают мне под от­ ветственность до конца рей­ да складные весла... Опуская описание красот заполярного ' тета. то несу­ щейся, то величаво спокой­ ной перед очередным поро­ гом Умбы с ее девственно чистой водой, с в о й . дальней­ ший репортаж подчиняю принципам хронологии. [Iran, в полночь с оказией отправляемся в поселок Ок­ тябрьский, что в пятидесяти километрах от Кнровска. До­ рога, вернее последняя ее треть, отнимает около двух часов. С каждым километ­ ром пути туман будто кто-то замешивает на дегте, а ли­ вень получает все новые -и новые добавки из хляби не­ бесной Похоже, что начало рейда , вновь придется ото­ двигать. . В семь утра ветер, резко сменив н а п р а в л е н и е ,р в е т в клочья туманные завесы. А потеплевший дождь больше похож на ‘ грибной: местами прорываются лучи солнца. Но мы уже больше не в си­ лах бороться со сном. Ровно в девять, дав пять минут, на сборы, призрев­ шие нас хозяева объ явля­ ют: — Есть оказия до умб- ского моста! —- Великолепно, — напе­ ребой благодарим мы друж ­ но живущих в далеком лес­ ном поселке двух холостя­ ков, — ведь это как раз-то, что нам и нужно! — Да ладно, чего там ,—- добреет один из них, — по­ ка я побегу и придержу по- „путку. вы хоть чайком по­ балуйтесь. Тряску на пустом ф ан т а­ стических размеров тягаче- лесовозе, можно сравнить разве что с ездой на телеге с квадратными колесами по булыжной мостовой. К тому же выясняется, что один - из нас забыл про дополггатель-, ные обязанности н оставил на месте бивуака тщательно упакованные вёсла', Это уд­ линяет наш усеянный ка- мешогами путь еще на пять километров. Как бы там ни было, но ровно в час дня мы начина­ ем оборудовать свою ЛАС-3 (лодка надувная спасатель­ ная на трех пассажиров ил и на триста килограммов гру­ за). Через полчаса мы уже отплываем под завистливые напутствия сгрудившейся у перил моста компании. ■Мое робкое предполо­ жение о .браконьерах инс­ пекторы отвергают наотрез. — Люди’ приехали на машинах, которые ни за что не оставят безнадзорны­ ми. — аргументируют они свое мнение.— А у моста ло­ вить рыбу удочкой боязнь быть уличенным в наруше­ нии «Правил рыболовства» не позволит завзятому бра­ коньеру. Плывем час, другой, тре­ тий. ГІо берегам ни души. Похоже, что напрасно ша­ рим биноклем по перекатам и встречающимся время от времени плесам да пугаем ’ утиные стаи и гусей-одино- чек. Делаем привал. Разог­ рев консервы и вскипятив чай, продолжаем путь даль­ ше вниз по Умбе. После того, как очеред­ ной, особенно бурливый по­ рог полюбопытствовал, ка­ ково содержимое нашей яр­ ко-оранжевой посудины, не­ вольно зазвучала туристская песня. Допеть до конца не дает недвусмысленный толчок в бок впередсмотрящего. II тут мы явно слышим — за оче редным извивом реки люд­ ские голоса пытаются пере­ петь бурлящий поток. Наша шлюпка, больше напоминаю- щая надувной • плот, берет, к у р с -на нос КОСЫ. Происхо­ дит странное: по мере при­ ближения голоса затухают.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz