Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
О ДНО ИЗ ВАЖНЕЙ ШИХ НАПРАВЛЕ НИЙ внешнеполптиче- окон деятельности ШІСС и Советского государства — отношення СССР с промыш ленно развитыми капитали стическими странами. Как отмечалось на XXV съезде КПСС, «главным в нашей политике по отношению к капиталистическим государ ствам была и остается борь ба за утверждение принци пов мирного сосуществова ния, за прочныіі мир, за ос лабление, а в перспективе н устранение опасности воз никновения новой мировой р.оііны». Эта политика была провозглашена еще В. И. Лениным, который отмечал, что нет «никаких причин, по чему такое социалистическое государство, как наше, не может иметь неограничен ные деловые отношення с капиталистическими страна ми». Следуя заветам В. И. Ле нина н опираясь на более чем полувековой опыт своей миролюбивой внешней поли тики, Советский Союз вы двинул борьбу за разрядку международной напряженно сти в качестве одной из глав ных задач Программы ми ра, принятой XXIV съездом КПСС и развитой XXV съез дом партии. Наш северный сосед Принятая в октябре 1977 г. новая Конституция СССР закрепила миролюби вые принципы и цели совет ской внешней политики. В главе 4 Конституции указы вается, что СССР выступает за последовательное осуще ствление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем, за широкое между народное сотрудничество. Это в полной мере относит ся и к сотрудничеству в эко номической области. Отныне в Конституции СССР зафик сированы все 10 принципов взаимооотношений между государствами, согласован ных руководителями 35 стран в Хельсинки и провоз глашенных в Заключитель ном акте общеевропейского Совещания, четвертую го довщину которого широко отмечает в эти дни мировая общественность. Д ИНАМИКА II СТРУКТУ РА ТОВАРООБОРОТА между Советские Союзом и Норвегией тесно связаны и определяются как особенностя ми хозяйственного развития обеих стран, так и условиями торговой политики. Анализ динамики товарообо рота в послевоенный период позволяет сделать вывод о том, что развитие торговли между двумя странами происходит не. равномерно. В первые после военные годы (1 9 4 6— 1949 гг.), когда Норвегия перслшвала восстановительный период, то варооборот постоянно возрас тал. Затем произошло сокраще. ние объема как товарооборота, тан и номенклатуры товаров, что отражало общее ухудшение условий торговли Советского Союза с западноевропейскими капиталистическими странами. Новое оживление в торговле Норвегии с Советским Союзом началось в 1958 г. в связи с тем, что в условиях ухудшения мировой экономической конъ юнктуры норвежские фирмы начали проявлять повышенный интерес к торговле с СССР. В последующие годы наблюда лась тенденция роста объема товарооборота между двумя странами, причем в течение всего периода советский экс порт превышал импорт из Нор вегии (кроме 1954, 1956, 1968 гг.). Качественные изменения в послевоенный период претерпе вала и структура товарооборо та. В течение 5 0— 60-х годов товарная структура как экспор. та, так н импорта оставалась традиционной. СССР являлся крупнейшим покупателем про дукции норвежских морских промыслов и одним из основ ных поставщиков зерна и сырь евых товаров в Норвегию. Так, в середине 50-х годов две тре ти всего норвежского экспорта китового жира и половина экс порта соленой сельди направ лялись в СССР. Со своей сто роны Советский Союз в этот период по объему поставок в Норвегию пшеницы занимал второе место, ржи — первое место, апатитового концентра та — первое место. Перечис ленные товары являлись в гот период основными в советско- норвежской торговле. Кроме того, СССР импортировал из Норвегии мороженую сельдь и рыбное филе, штапельное во локно, а экспортировал легко вые автомобили, корма, нефте продукты, лесоматериалы (ба лансы). В конце 60-х — начале 70-х годов развитие научно-техни ческой ревблюцип, изменение характера специализации нор вежской экономики, а также дальнейшее развитие интегра ционных процессов в Западной Европе предопределили значи тельную ' структурную пере стройку как экспорта, так и импорта, которая выразилась в повышении доли машин и обо рудования при общем расшире нии ассортимента этой группы товаров. В советском экспорте в Норвегию доля машин и обо рудования составляла 1.9,8 процента в 1972 г., 23,3 про цента в 1973 г. Наряду с ро стом удельного веса этой то варной группы коренным обра зом изменилась ее структура. В середине 50-х — начале 60-х годов основную долю ма- ihjjh и оборудования составля- УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Мне неоднократно приходилось читать на страницах «Рыбного Мурмана» материалы под рубрикой «По страницам норвежской пе чати», заметки из газеты -Фнекарен». Норвегия — северный сосед Советского Союза, часто наши суда ведут промысел ря дом с норвежскими рыбаками, бывает, ока зываем друг другу в море помощь. И мате риалы, подобные тем, что печатались в «Рыб- нрс-дсіавляют ном Мурманс". т?8с интерес. Хочется высказать просьбу: тел ате.- чтобы наша рыбацкая газета подробно сказала об .экономическом сотрудничестве ветского Союза и Норвегии, а также о вежской рыбноіі промышленности. П. КОПЫЛОВ, вого флота. ЫІО, рас- Со- иор- мастер «о дооыче трало- ли легковые автомобили. В конце 60-х годов возросла продажа в Норвегию других видов машин и оборудования: гидроагрегатов для ГЭС, про катных станов, различного строительного оборудования, металлорежущих станков, элек- новую. долговременную основу, что означает переход к более полному использованию преи муществ международного раз деления труда, возможностей сотрудничества, 19 мая 1972 г. было заключено Соглашение об экономическом,' промышлен- тромоторов, тракторов, судово го оборудования. Если до середины 60-х го дов большую долю в экспорте СССР составляли такие това ры. как зерновые, лесоматери алы. целлюлозно-бумажные изделия, жмых и шпрот, то впоследствии эти товары вооб ще перестали экспортировать ся. С другой стороны, в сере дине 60-х годов в советском экс порте появились новые товар ные статьи: сахар рафиниро ванный, электроэнергия, _ алю миний. Кроме того, возрос удельный вес таких товаров советского экспорта, как неф тепродукты и апатитовый кон центрат. Значительные изменения произошли также в структуре советского импорта. Прекра щение в 60-х годах закупок в Норвегии китового жира, соле ной и свежемороженой сельди, значительное уменьшение, а с 1971 г. и полное прекращение закупок рыбного филе были по степенно компенсированы рос том закупок других норвежских товаров: целлюлозы, бумаги и пергамента, ферросплавов, три котажа, машин и оборудования. Расширение объема товаро оборота с Советским Союзом, повышение заинтересованности норвежских деловых кругов в такого рода контактах застав ляют норвежское правительст во уделять значительное вни мание вопросам регулирования экономических связей между двумя странами. Правовой основой советско- норвежской торговли является Договор о торговле и морепла вании, который был заключен в 1925 г. ІІо этому договору сто роны предоставили друг другу режим наиболее благоприятст- вуемой нации во всех вопросах взаимной торговли и судоход ства. Выли определены статус торгпредства и другие положе ния, способствующие нормали зации экономических связей. Торговые отношения между СССР и Норвегией были пре рваны второй мировой войной и восстановлены в 1946 г. В послевоенный период они оп ределялись целым рядом дого воров, соглашений и протоко лов о взаимных товарных по ставках. В начале 70-х годов разви тие торгово-экономических от ношений между двумя страна ми перешло на качестве ті(Т ном и научно-техническом со трудничестве в 1971 году — долгосрочное торговое согла шение на 1971 — 1975 гг. ко торое было продлено в октяб ре 1975 г. на следующий пя- тилетнпй период. Эти торговые соглашения не содержат то варных списков, а определяют общие условия торгово-эконо мических отношений между странами. Анализ проводимой торговой политики раскрывает основные причины изменения динамики и структуры товарооборота. Восстановительный период, который продолжается в тече ние первых послевоенных лет. характеризовался резким паде. ннем значения таможенных пошлин как средства торгово политической борьбы. Норвегия как и большинство западноев ропейских стран, испытывала острую нехватку промышлен ных и продовольственных то варов, поэтому их ввоз был временно освобожден от обло жения. В дальнейшем торго вая политика Норвегии была обусловлена ее вступлением в такие международные органи зации. как ГАТТ, ОЭСР, а поз днее ЕАСТ. В послевоенный период важ ную роль играли количествен ные ограничения импорта. В начале 50-х годов проводилась политика постоянного ограниче. иия номенклатуры импортируе мых из СССР товаров только такими, которые трудно купить на других рынках или за ко торые в других странах при ходилось платить в свободной валюте. Такая политика приве. ла к тому, что постепенно нор вежские фирмы начали терять интерес к закупке советских товаров, сталкиваясь с трудно стями при получении импорт ных лицензий. Вступление Норвегии в Ор. ганнзацию экономического со трудничества и развития по ставило на повестку дня вопрос о. постепенной отмене количест венных ограничений, как того требовали страны Западной Европы, и в первую очередь Англия. С 1949 г. процесс ли берализации импорта осущест влялся довольно быстрыми темпами. Однако для некото рых советских товаров послед ствия этой меры были далеко не благоприятными. Так, в 1958 г. были отменены коли чественные ограничения на им порт легковых автомооилен из стран Западной Европы, чтрч вызвало сильную конкуренцию^ для советских легковых авто мобилей. которые ввозились в страну без ограничений, так как расчеты осуществлялись по клирингу. Сильно затрудняло реализа цию советских товаров на юр- вежском рынке существование значительного сальдо іа кли ринговом счете в пользу СССР; после конвертирования совет ской стороной части сальдо в доллары норвежское правитель ство стало выдавать импорт ные лицензии лишь при усло вии обязательной закупки Со. ветским Союзом норвежских товаров на равную сумму Количественные ограничения в торговле с Советским Сою зом Норвегия сохраняла вплоть до 1962 г. С I января 1962 г. были введены так называемые свободные списки, которые предусматривали свободный импорт большинства товаров из СССР, кроме нефтепродуктов и некоторых других товаров. Норвегия также распространи: ла на СССР снижение та.\й. женных пошлин, которое осу ществлялось с 1968 по 1972 г. в рамках раунда «Кеннеди», (В настоящее время обложению пошлинами подлежит около 10 процентов всего советского экспорта к Норвегию). Дискриминирующее воздей ствие на развитие торгово-эко номических отношений с СССР оказывает участие Норвегии в замкнутых торгово . экономиче ских группировках. В связи с присоединением к ЕАСТ Нор вегия, нарушив принцип наи- большего б іагопрнятствования, который предусматривался до говором 1925 г., отказалась распространить па СССР льго ты и преимущества, которые она предоставила странам — членам ЕАСТ. что повлекло за собой значительные потери для советских импортных товаров, понижение их конкурентоспо собности на норвежском рын ке. Аналогичное дискриминиру ющее воздействие для с о у сно-норвежской торговли имело и подписание соглашения с «Общим рынком» о создании зоны свободной торговли про мышленными товарами, кото рое также предусматривает преимущества для стран — членов зоны в ущерб другим, в том числе социалистическим, государствам. В порту. Фото Б. Щукина. ЖУРНАЛУ „ВЫМПЕЛ" - ДЕСЯТЬ ЛЕТ Десять лет назад, летом 1969 года, экипажи судов, тру женики береговых предприятий и организаций морского транс порта получили первый помер нового отраслевого периодиче ского издания — информаци онного бюллетеня «Вымпел», который два года назад был преобразован в журнал. 241 номер общим тиражом -около двух миллионов экземпляров выпустила редакция с тех пор. Среди читателей <Вымпела» не только работники морского транспорта, но и рыбаки, реч ники, военные моряки. Немало новых рубрик появи лось на страницах «Вымпела», в последние годы: - Практика партийно-политической рабо ты», - Основной Закон дейст вует, живет, работает», «Мы— интерна циоиа л исты», « ГГол ити- чеекйй климат планеты», «Будь бдителен, моряк!». Многие из них подсказаны читателями. Повышать идейный заряд и оперативность публикаций, до ходчивость и информационную насыщенность материалов, р аз вивать их боевой, наступатель ный характер, совершенс:-І'‘> вать контрпропагандистскую ра боту — это лишь часть основ ных задач, стоящих перед ре дакцией «Вымпела». Решение их станет весомым вкладом журнала в совершенствование вое питател ы іо й, па рти ііі?о-поли- тической работы на морском транспорте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz