Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

О ДНО ИЗ ВАЖНЕЙ ШИХ НАПРАВЛЕ­ НИЙ внешнеполптиче- окон деятельности ШІСС и Советского государства — отношення СССР с промыш­ ленно развитыми капитали­ стическими странами. Как отмечалось на XXV съезде КПСС, «главным в нашей политике по отношению к капиталистическим государ­ ствам была и остается борь­ ба за утверждение принци­ пов мирного сосуществова­ ния, за прочныіі мир, за ос­ лабление, а в перспективе н устранение опасности воз­ никновения новой мировой р.оііны». Эта политика была провозглашена еще В. И. Лениным, который отмечал, что нет «никаких причин, по­ чему такое социалистическое государство, как наше, не может иметь неограничен­ ные деловые отношення с капиталистическими страна­ ми». Следуя заветам В. И. Ле­ нина н опираясь на более чем полувековой опыт своей миролюбивой внешней поли­ тики, Советский Союз вы­ двинул борьбу за разрядку международной напряженно­ сти в качестве одной из глав­ ных задач Программы ми­ ра, принятой XXIV съездом КПСС и развитой XXV съез­ дом партии. Наш северный сосед Принятая в октябре 1977 г. новая Конституция СССР закрепила миролюби­ вые принципы и цели совет­ ской внешней политики. В главе 4 Конституции указы­ вается, что СССР выступает за последовательное осуще­ ствление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем, за широкое между­ народное сотрудничество. Это в полной мере относит­ ся и к сотрудничеству в эко­ номической области. Отныне в Конституции СССР зафик­ сированы все 10 принципов взаимооотношений между государствами, согласован­ ных руководителями 35 стран в Хельсинки и провоз­ глашенных в Заключитель­ ном акте общеевропейского Совещания, четвертую го­ довщину которого широко отмечает в эти дни мировая общественность. Д ИНАМИКА II СТРУКТУ­ РА ТОВАРООБОРОТА между Советские Союзом и Норвегией тесно связаны и определяются как особенностя­ ми хозяйственного развития обеих стран, так и условиями торговой политики. Анализ динамики товарообо­ рота в послевоенный период позволяет сделать вывод о том, что развитие торговли между двумя странами происходит не. равномерно. В первые после­ военные годы (1 9 4 6— 1949 гг.), когда Норвегия перслшвала восстановительный период, то­ варооборот постоянно возрас­ тал. Затем произошло сокраще. ние объема как товарооборота, тан и номенклатуры товаров, что отражало общее ухудшение условий торговли Советского Союза с западноевропейскими капиталистическими странами. Новое оживление в торговле Норвегии с Советским Союзом началось в 1958 г. в связи с тем, что в условиях ухудшения мировой экономической конъ­ юнктуры норвежские фирмы начали проявлять повышенный интерес к торговле с СССР. В последующие годы наблюда­ лась тенденция роста объема товарооборота между двумя странами, причем в течение всего периода советский экс­ порт превышал импорт из Нор­ вегии (кроме 1954, 1956, 1968 гг.). Качественные изменения в послевоенный период претерпе­ вала и структура товарооборо­ та. В течение 5 0— 60-х годов товарная структура как экспор. та, так н импорта оставалась традиционной. СССР являлся крупнейшим покупателем про­ дукции норвежских морских промыслов и одним из основ­ ных поставщиков зерна и сырь­ евых товаров в Норвегию. Так, в середине 50-х годов две тре­ ти всего норвежского экспорта китового жира и половина экс­ порта соленой сельди направ­ лялись в СССР. Со своей сто­ роны Советский Союз в этот период по объему поставок в Норвегию пшеницы занимал второе место, ржи — первое место, апатитового концентра­ та — первое место. Перечис­ ленные товары являлись в гот период основными в советско- норвежской торговле. Кроме того, СССР импортировал из Норвегии мороженую сельдь и рыбное филе, штапельное во­ локно, а экспортировал легко­ вые автомобили, корма, нефте­ продукты, лесоматериалы (ба­ лансы). В конце 60-х — начале 70-х годов развитие научно-техни­ ческой ревблюцип, изменение характера специализации нор­ вежской экономики, а также дальнейшее развитие интегра­ ционных процессов в Западной Европе предопределили значи­ тельную ' структурную пере­ стройку как экспорта, так и импорта, которая выразилась в повышении доли машин и обо­ рудования при общем расшире­ нии ассортимента этой группы товаров. В советском экспорте в Норвегию доля машин и обо­ рудования составляла 1.9,8 процента в 1972 г., 23,3 про­ цента в 1973 г. Наряду с ро­ стом удельного веса этой то­ варной группы коренным обра­ зом изменилась ее структура. В середине 50-х — начале 60-х годов основную долю ма- ihjjh и оборудования составля- УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Мне неоднократно приходилось читать на страницах «Рыбного Мурмана» материалы под рубрикой «По страницам норвежской пе­ чати», заметки из газеты -Фнекарен». Норвегия — северный сосед Советского Союза, часто наши суда ведут промысел ря­ дом с норвежскими рыбаками, бывает, ока­ зываем друг другу в море помощь. И мате­ риалы, подобные тем, что печатались в «Рыб- нрс-дсіавляют ном Мурманс". т?8с интерес. Хочется высказать просьбу: тел ате.- чтобы наша рыбацкая газета подробно сказала об .экономическом сотрудничестве ветского Союза и Норвегии, а также о вежской рыбноіі промышленности. П. КОПЫЛОВ, вого флота. ЫІО, рас- Со- иор- мастер «о дооыче трало- ли легковые автомобили. В конце 60-х годов возросла продажа в Норвегию других видов машин и оборудования: гидроагрегатов для ГЭС, про­ катных станов, различного строительного оборудования, металлорежущих станков, элек- новую. долговременную основу, что означает переход к более полному использованию преи­ муществ международного раз­ деления труда, возможностей сотрудничества, 19 мая 1972 г. было заключено Соглашение об экономическом,' промышлен- тромоторов, тракторов, судово­ го оборудования. Если до середины 60-х го­ дов большую долю в экспорте СССР составляли такие това­ ры. как зерновые, лесоматери­ алы. целлюлозно-бумажные изделия, жмых и шпрот, то впоследствии эти товары вооб­ ще перестали экспортировать­ ся. С другой стороны, в сере­ дине 60-х годов в советском экс­ порте появились новые товар­ ные статьи: сахар рафиниро­ ванный, электроэнергия, _ алю­ миний. Кроме того, возрос удельный вес таких товаров советского экспорта, как неф­ тепродукты и апатитовый кон­ центрат. Значительные изменения произошли также в структуре советского импорта. Прекра­ щение в 60-х годах закупок в Норвегии китового жира, соле­ ной и свежемороженой сельди, значительное уменьшение, а с 1971 г. и полное прекращение закупок рыбного филе были по­ степенно компенсированы рос­ том закупок других норвежских товаров: целлюлозы, бумаги и пергамента, ферросплавов, три­ котажа, машин и оборудования. Расширение объема товаро­ оборота с Советским Союзом, повышение заинтересованности норвежских деловых кругов в такого рода контактах застав­ ляют норвежское правительст­ во уделять значительное вни­ мание вопросам регулирования экономических связей между двумя странами. Правовой основой советско- норвежской торговли является Договор о торговле и морепла­ вании, который был заключен в 1925 г. ІІо этому договору сто­ роны предоставили друг другу режим наиболее благоприятст- вуемой нации во всех вопросах взаимной торговли и судоход­ ства. Выли определены статус торгпредства и другие положе­ ния, способствующие нормали­ зации экономических связей. Торговые отношения между СССР и Норвегией были пре­ рваны второй мировой войной и восстановлены в 1946 г. В послевоенный период они оп­ ределялись целым рядом дого­ воров, соглашений и протоко­ лов о взаимных товарных по­ ставках. В начале 70-х годов разви­ тие торгово-экономических от­ ношений между двумя страна­ ми перешло на качестве ті(Т ном и научно-техническом со­ трудничестве в 1971 году — долгосрочное торговое согла­ шение на 1971 — 1975 гг. ко­ торое было продлено в октяб­ ре 1975 г. на следующий пя- тилетнпй период. Эти торговые соглашения не содержат то­ варных списков, а определяют общие условия торгово-эконо­ мических отношений между странами. Анализ проводимой торговой политики раскрывает основные причины изменения динамики и структуры товарооборота. Восстановительный период, который продолжается в тече­ ние первых послевоенных лет. характеризовался резким паде. ннем значения таможенных пошлин как средства торгово­ политической борьбы. Норвегия как и большинство западноев­ ропейских стран, испытывала острую нехватку промышлен­ ных и продовольственных то­ варов, поэтому их ввоз был временно освобожден от обло­ жения. В дальнейшем торго­ вая политика Норвегии была обусловлена ее вступлением в такие международные органи­ зации. как ГАТТ, ОЭСР, а поз­ днее ЕАСТ. В послевоенный период важ­ ную роль играли количествен­ ные ограничения импорта. В начале 50-х годов проводилась политика постоянного ограниче. иия номенклатуры импортируе­ мых из СССР товаров только такими, которые трудно купить на других рынках или за ко­ торые в других странах при­ ходилось платить в свободной валюте. Такая политика приве. ла к тому, что постепенно нор­ вежские фирмы начали терять интерес к закупке советских товаров, сталкиваясь с трудно­ стями при получении импорт­ ных лицензий. Вступление Норвегии в Ор. ганнзацию экономического со­ трудничества и развития по­ ставило на повестку дня вопрос о. постепенной отмене количест­ венных ограничений, как того требовали страны Западной Европы, и в первую очередь Англия. С 1949 г. процесс ли­ берализации импорта осущест­ влялся довольно быстрыми темпами. Однако для некото­ рых советских товаров послед­ ствия этой меры были далеко не благоприятными. Так, в 1958 г. были отменены коли­ чественные ограничения на им­ порт легковых автомооилен из стран Западной Европы, чтрч вызвало сильную конкуренцию^ для советских легковых авто­ мобилей. которые ввозились в страну без ограничений, так как расчеты осуществлялись по клирингу. Сильно затрудняло реализа­ цию советских товаров на юр- вежском рынке существование значительного сальдо іа кли­ ринговом счете в пользу СССР; после конвертирования совет­ ской стороной части сальдо в доллары норвежское правитель­ ство стало выдавать импорт­ ные лицензии лишь при усло­ вии обязательной закупки Со. ветским Союзом норвежских товаров на равную сумму Количественные ограничения в торговле с Советским Сою­ зом Норвегия сохраняла вплоть до 1962 г. С I января 1962 г. были введены так называемые свободные списки, которые предусматривали свободный импорт большинства товаров из СССР, кроме нефтепродуктов и некоторых других товаров. Норвегия также распространи: ла на СССР снижение та.\й. женных пошлин, которое осу­ ществлялось с 1968 по 1972 г. в рамках раунда «Кеннеди», (В настоящее время обложению пошлинами подлежит около 10 процентов всего советского экспорта к Норвегию). Дискриминирующее воздей­ ствие на развитие торгово-эко­ номических отношений с СССР оказывает участие Норвегии в замкнутых торгово . экономиче­ ских группировках. В связи с присоединением к ЕАСТ Нор­ вегия, нарушив принцип наи- большего б іагопрнятствования, который предусматривался до­ говором 1925 г., отказалась распространить па СССР льго­ ты и преимущества, которые она предоставила странам — членам ЕАСТ. что повлекло за собой значительные потери для советских импортных товаров, понижение их конкурентоспо­ собности на норвежском рын­ ке. Аналогичное дискриминиру­ ющее воздействие для с о у ­ сно-норвежской торговли имело и подписание соглашения с «Общим рынком» о создании зоны свободной торговли про­ мышленными товарами, кото­ рое также предусматривает преимущества для стран — членов зоны в ущерб другим, в том числе социалистическим, государствам. В порту. Фото Б. Щукина. ЖУРНАЛУ „ВЫМПЕЛ" - ДЕСЯТЬ ЛЕТ Десять лет назад, летом 1969 года, экипажи судов, тру­ женики береговых предприятий и организаций морского транс­ порта получили первый помер нового отраслевого периодиче­ ского издания — информаци­ онного бюллетеня «Вымпел», который два года назад был преобразован в журнал. 241 номер общим тиражом -около двух миллионов экземпляров выпустила редакция с тех пор. Среди читателей <Вымпела» не только работники морского транспорта, но и рыбаки, реч­ ники, военные моряки. Немало новых рубрик появи­ лось на страницах «Вымпела», в последние годы: - Практика партийно-политической рабо­ ты», - Основной Закон дейст­ вует, живет, работает», «Мы— интерна циоиа л исты», « ГГол ити- чеекйй климат планеты», «Будь бдителен, моряк!». Многие из них подсказаны читателями. Повышать идейный заряд и оперативность публикаций, до­ ходчивость и информационную насыщенность материалов, р аз­ вивать их боевой, наступатель­ ный характер, совершенс:-І'‘> вать контрпропагандистскую ра­ боту — это лишь часть основ­ ных задач, стоящих перед ре­ дакцией «Вымпела». Решение их станет весомым вкладом журнала в совершенствование вое питател ы іо й, па рти ііі?о-поли- тической работы на морском транспорте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz