Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

С о о б щ а е т п о д р о б н о с т и Ч е т ы р е в е к а с п у с т я К ак мы уж е сообщали, в редакцию г азеты «Труд» по­ ступили сведения с Новой З е м л и о том, что на северо- восточной ее оконечности обн ар уж ены останки к о раб ­ л я экспедиции Вил л ем а Б а ­ ренца 1 5 9 6 года. На тепл о ­ ходе Северного морского п а ­ роходства «С а я ны л ес » в А р ­ х ангельск с Новой З е м л и в озвратилась комплексная экспедиция, которая почти м есяц работала в районе з и ­ мовки Б арен ца. ...В ожидании катера ре-, бята бродили по палубам теплохода, н а сл аж д ая с ь сол­ нечным теплом, комфортом. Лишь каюта, где состоялась наша беседа, вы гл ядел а весьма неуютно: на полу, на столе в беспорядке л еж а л и огромные рюкзаки, коробки, свертки. В них — находки экспедиции. Д есятки самых р азл и чны х предметов. Д е ­ сятки следов экспедиции Б а ­ ренца. От деревянной обшив' ки корабля до... Дмитрий Кравченко до ста­ ет бум ажн ик и и з вл ек ает из него круглую позеленевшую за столетия пѵлю от м уш к е ­ та. Следом — фи гу р к у м ед­ ведя, изготовленную из та ­ кой ж е пули... Но разговор наш не ср азу заш е л о находках. Г овори­ ли о значении экспедиции, о трудности поисков, о Б а р е н ­ це. Собеседниками моими, (ч>оме руководителя эк с п е ­ диции Дм и тр ия Кравченко, были Геннадий Рыбин — старшина водолазной с л у ж ­ бы экспедиции, старший ин­ ж ен ер « Загранэн ергострой- монтаж» и Юозас К азл ау с - кас — радист поисковой группы, кинооператор Л и ­ товской киностудии. — К акое зн ачени е имела для освоения А р к ти к и эк с п е ­ диция Б а р ен ц а? С его им е­ нем связано многое, — на­ чал разговор Дмитрий К р а в ­ ченко. — Во многом Б а р ен ц о к а ­ зал ся первопроходцем. Ему удал ось нанести на карту относительно правильный контур западного побережья Новой Земли , впервые про­ извести осенне-зимние м е ­ теорологические наблюдения. К ром е того, Б а р ен ц во в р е ­ мя экспедиции ещ е р а з под­ твердил, что Новую Зем лю первыми открыли и освоили русские поморы. Т ак что лю ­ бая вещь, сохрани вш аяся от экспедиции, на мой взгляд, п редставляет большую н а у ч ­ ную и историческую цен­ ность. И, я бы еще добавил, духовную. Ведь насколько о тваж ным н муж ественным до отчаяния был этот че л о ­ век, настолько трагична с у ­ дьба его... Многие о тваж ны е м о р е ­ плаватели предприняли в XV! веке попытку обогнуть Новую З е м лю в н адежде от­ к ры ть кратчайший, как тог­ да думали, путь в Восточ­ ную Индию. Гуг Виллоуби, Б у р р о , А р т у р Пет, К арл Дж а км а н — никому из них не у лы бн у л ось счастье обой­ ти самый большой остров Ледовитого океана. Б ар ен ц о казал с я пер вым из за п а д н о ­ европейцев, достигшим вы со ­ ких широт. И, наконец, есть еще один н ем ал о в аж н ы й повод д л я п о ­ исков. Возможность найти все останки корабля Б а р е н ­ ца, а она не исключается благод аря особенности Л е д я ­ ной гавани и ее побережья, пр едставл яет нам р е д ч а й ­ ший случай собрать ориги­ н альную к а р а в е л л у 1 5 9 6 го­ да. Если мне не изменяет память, судов этой эпохи нет ни в одном музее мира. В полиэтиленовом свертке — о тшлиф ованны е галькой, водой и врем енем р а зны е по величине куски обшивки к о ­ рабля. На многих из них — рж авы е ш ляп ки гвоздей, м еталл и ческие скобы... К с о ­ ж алению , не все найденные останки корабля экспедиция везет в Москву. Остался на побережье Л едяной гавани кусок борта разм ер ом два на четыре метра, который н а ­ столько прочно вм ерз в грунт и настолько окайался т яж е л , что доставка его из гавани на мыс Ж е л а н и я и на теплоход на сей р аз бы ла не под силу у частни кам экспе­ диции. В зял и с собой самое необ­ ходимое, представл яющ ее первоочередной интерес. А чтобы подтвердить п р и н ад­ лежность найденных о стан­ ков кораблю Б ар ен ц а, в ы ­ дернули нз сохранившегося остова зимовья несколько кор аб ельны х гвоздей, к о ­ то рым и оно было сколочено. Т еперь осталось эти гвозди сравни ть с теми, что со х р а ­ нились в кусках бортовой обшивки. — Р а ботать приходилось в т ру дны х условиях, — всту­ пил в разговор Геннадий Рыбин. •— Почти ежедневно шли дожди, был туман, х о ­ лод. А когда пришли в Л е ­ дяную гавань, то оказалось, что она полностью о пр а в ды ­ вает свое название льда набилось столько, что отыскать участок чистой воды д л я подводных поисков стоило немалого труда. По­ рой по четыр е часа рубили дл я этого лел топором. А потом еще хозяева Арктики — белы е медведи — стали донимать. Любопытные, так и норовят подойти поближе к лагерю. Вначале многие сом н ев а ­ лись: найдем ли хоть что- н и будь0 И первая ж е н а ­ ходка о к азал а сь так а я , что сомнения ср азу исчезли. Это был осколок кер а м и ч е ­ ского кувшина с гербом А м ­ стер дам а. После такого н а ­ ча л а д а ж е л е д я н а я вода с т ем п е р а т у р о й около нуля граду со в стал а казаться теп­ лее. — Но некоторы е детали к о раб л я нам у далось о бн а­ р уж и ть на берегу, — п р о ­ д о лж ает р азго в ор Ю озас К а зл ау ск ас. — Все они б ы ­ ли под довольно большим с ло ем земли. Когда Дм и трий и зучил р е л ь еф берега Л е д я ­ ной гавани, он об н ар уж и л нескол ько наносных холмов. С тал и копать один из них и о б н ар уж и л и борт. — То, что части корабля оказал ись на берегу, можно о бъ ясн и ть дв ум я причинами. Во-первых, что самое в ер о ­ ятное, их могло вынести на с уш у волной. Во-вторых, по мнению ученых, берег Н о ­ вой З е м л и к аж ды й год н а ­ мы в ае тс я над морем п р и м е р ­ но на сантиметр. Т ак что когда-то эти обломки могли находиться и под водой. К о ­ нечно, т я ж е л а я л ед о в ая об­ с тано вк а в гавани не позво ­ лила нам выполнить весь объем подводной поисковой работы. К аж ды й из а к в а л а н ­ гистов, а их у нас было в о ­ семь, провел под водой в общ ем около двух с полови­ ной часов. Но и эта работа уж е позволяет нам быть у в е ­ р енным в том, что Л р дя н ая гавань н адежн о хранит вот уж е скоро ч еты р е века ос­ танки к о р аб л я Б арен ца. ... Добрых полчаса сгр у­ ж а л и участники экспедиции свое имущ ество на катер. С особой бережностью п е р ед а ­ вали по трапу из р у к в р у ­ ки свертки и коробки с но- в озем ельским и находками. И видавшие виды м оряки А р ­ хангельского порта с н е ск ры ­ в ае мым любопытством р а з ­ г л я д ы в а л и выцветши й в во­ де обломок шпангоута... — Зн а еш ь, в чем нам больше всего повезло? — спросил К равченко, когда катер отвалил от отвесного борта теплохода. — В под­ держке, которую мы посто­ янно ощ ущ а л и и во время работы экспедиции, и во в р е ­ мя ее подготовки. В ряд ли мы нашли бы следы к о р аб ­ л я Б а р е н ц а и о бн аружили с только находок, если бы нам не помогли А р х а н г е л ь ­ ский обком комсомола. С е ­ верное морское пароходство, Диксонское управлени я ги д ­ р ом етеослужбы , г лав н ая р е ­ дакция кинопрограмм Ц ент­ рального телевидения, кото­ р ая сним ала фильм о нашем поиске, и, конечно же, р а ­ ботники полярной станции Мыс Ж е л ан и я . С . С Н Е Г И Р Е В . А р ха н ге л ь ск. « О с е н н и й » в ы п у с к В п о рту. Фото Б. Щукина, ' = S Марки рассказывают Вы ставк а почтовых марок, п освящ енны х спорту, откры ­ л ас ь в столице Эстонии. П р е д ­ ставлено более тридцати к о л ­ лекций, р асс к азы в ающ и х о р а з ­ витии спорта в СССР , об Олимпийских играх. В вы ст ав ­ ке участвуют коллекци онеры п рибалтийских республик, Мо­ сквы, Л ен инград а, К а л и н и н ­ града. Интерес вы зы вает такж е к о л л ек ци я открыток, экслиори- сов, значков. * Министерство с вязи ССС Р посвятило в ы ­ ставке спортивных м арок худо­ ж ественный м арки рованный конверт. В композиции его р и ­ сунка — ф а к е л и яхта на фо- не башен древнего Т аллина, где будет проходить Олимпий­ с ка я регата. (ТАСС). Охотно покупают мурм анчане билеты денежно - вещевой л о ­ тереи дополнительного выпуска. В этом году 2 1— 22 сентября в Пензе будет разы гры в атьс я дополнительный, «осенний» выпуск денежно - вещевой лотереи, в которой р а зы г р ы в а ­ ется 6 0 автомашин «Москвич- 2 1 4 0 » , 6 0 автомобилей «Ж и г у ­ ли» ' В А З -2 1 0 1 1 . мотоциклы «Урал» М -6 7 -3 6 , х олодильни­ ки, цветные телеви зоры , пи ани­ но, ковры и большое количест­ во других ценных вещей. Д е н еж н ы е вы и грыш и по л о ­ терейным би летам и деньги взам ен в ещ евы х выигрыш ей выпл ач иваю тся сб ер е гат ел ь­ ными кассами. В ещ е вы е выигрыши вы даю т­ ся и выпл ач иваю тся по л у ч ат е ­ лям чер ез торговые п р е д п р и я ­ тия и организации. Спешите приобрести билеты денежно - вещ евой лотереи д о ­ полнительного «осеннего»', в ы ­ пуска, участвуйте в тираж е. Г . Б У Х Т О Я Р О В А . И такие суда нужны в море. Фото Е . Николаенко, токаря плавмастерской «Резец». Ф Л О Т Н Е П А Л А Как известно, Н еп ал — го рная страна, р аспо л ож ен ная в центр ал ьно й части вы со ч ай ­ шей на земном ш аре горной системы Гим алаев. Ни в одной точке своих границ Н епал д а ­ ж е близко не подходит к морю, нет на его территории крупных р ек и озер. Т ем не менее, Н е ­ пал р еш и л стать морской д е р ­ жавой. В первый рейс два с у д ­ на под н епальским ф л агом вы й ­ дут в 1 9 8 0 году. Они будут кур си р о вать на линии К а л ь к у тт а — Европа. П Е Р В О Е С У Д Н О Первое после войны польское с у д н о '— рудовоз «С ольд ек» — было построено на гданьских в е р ф я х в 1 9 4 8 году. С той п о ­ ры в П Н Р построено 1 6 5 0 с у ­ дов, из которых около тысячи — по з а к а з а м других стран. Суда, построенные в Польше, ходят сейчас под ф л а га м и 30 стран. В Д Р Е Й Ф Е К ризис в области торгового судоходства, который п оразил зап адны е страны , нал ожи л свой отпечаток и на Швецию. З а последние три года тоннаж торгового флота этой страны ум ен ьшил ся почти в два раза, к аж ды й третий м оряк потерял работу. Швеция, которая по тоннажу торгового ф л ота т р а ­ диционно находилась среди п ер вы х стран в мире, заним ает в насто ящи й момент лишь ч е ­ ты рн ад ц ато е место в мировой иерархии. * К А Т Е Р В С Т Р Е Ч А Ю Т . . . С И Н И Ц Ы Есть в Т аганрогском заливе мотолодка «Прогресс», на к о ­ торой госрыбинспектор А. Камбуров совершает служ ебны е рейсы. Е два его катер п о я в л я ­ ется на горизонте, как с б е р е ­ га к нему у с тр е м ляю тс я две синички, которые свили гнездо в укромном месте на катере и вы вели птенцов. Птицы без­ ошибочно распознают «свой» катер и не путают его ни с ка­ ким другим, несмотря на то, что в этом заливе ходит м но ­ го однотипных судов. Н ередко птицы вовсе не покидают к а ­ тер и совершают на нем « вы ­ ход в море», о хр ан яя свое по­ томство. « О М А Р - Г И Г А Н Т Недавно в водах у восточ­ ного побережья- СШ А т р ау л ер выловил ом ар а длиной более м етра и весом в 11 кил огр ам ­ мов, Этот редкий эк зем п л я р был передан в зоологический ин. ститут, где определили, что его возраст превыш ает 2 0 0 лет. Надо, однако, сказать, что э т о т * р ак не побил рекордного веса — самым крупным омаром по- п р еж н ем у остается экзем пл яр , пойманный в 1 9 3 4 году в США . который весил 19 кило­ грамм о в (этот гигант и поныне находится в Бостонском музее). Зам . редактора П . А . Б Ы С Т Р О У М О В . С промысла в П О 0 Т Сегодня ожидается приход: Р Т -1 3 8 «А б хази я » , р Т -3 0 5 «М а х а ч к ал а » , С РТ -4 2 2 3 . Завтра: БМ Р Т - 3 6 6 «Ж е л е з ­ ногорск», ААРН И ТЕАЕООИЫ Мурмалск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с городских АТС 7-62 64. 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45. «Рыбный Мурман». Индекс 528 63, Цена 1 экз. — 2 коз. Мурманская областная типография, г. Мурманск. З а к . 7 1 2 5 . ПН -0 6 9 7 4 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz