Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
За, в ы с о к у ю э ФФ е к т и в н о с т Л использования флота,] I 1 Л р астут? Причем, некоторые л еж а т без употребления по году и больше. Однозначно на этот вопрос не ответить. Причин несколько. Но если при дефиците одних изделий есть излишек других — зн а чит, мы плохо определяем потребность в них. Это одна из главных (если не гл а в ная) причина недостатка за пасных частей. В чем же де ло? На наш взгляд, несо вершенна сущ ествующ ая си стема приобретения зап ас ны х частей по импорту. Мы в этом убедились. Н а ч и н ая с 1 9 7 5 года, мы производим р асчеты потребности за п а с ных частей к заявочным компаниям . С тараем ся у честь все, что можно: парк механизмов, количество де тален на парк — с учетом применяемости, ф актические П р едставл яется целесооб р азным поднять такой воп рос: как мы используем зап части? Р е ч ь не о техниче, ской стороне дела, а. скорее, — о бухгалтерской. По пра вилам бухгалтерского учета запасны е части (как м ало ценный инвентарь) списыва ю тся ср азу ж е по получении со склада. Не странно ли, гаечный ключ, п а я л ьн а я лампа, любой предмет их стоимости обязательно будет занесен в инвентарную кни гу. И материальио-ответст- в-енное лицо проявит заботу о сохранности этих «пред метов». А вот полученные со склада запч асти (будь то бл о к главного двигателя или, ротор трубовоздуходувки, стоимостью в несколько ты сяч рублей валютой) сразу же списываются. Ни за кем миллионы рублеіі, примерно 2 5 — 3 0 процентов складских запасов. Ясно- экипаж , отправляю щ ийся в длительный рейс, не мож ет ограничиться реги стровым запасом. Но для того, чтобы рационально ис пользовать вы деляемы е л и миты и фонды, необходимо учи ты вать и остатки зап ч а стей на судах. Иначе ош и б -' ки в за к аз ах неизбежны. А это возможно только в том случае, если в деле расхо дования запчастей будет на веден порядок. Р асход д е та лей на судне долж ен оф орм л я ть ся соответствующим а к том, а изношенные детали в установленном порядке на до сдавать в металлолом. Конечно, возникнут дополни тельные хлопоты и заботы д л я судовых машинных С н а б ж е н и е з а пч а с т ями — I одна из к люч е вы х з ада ч 1 B ' С О В Р ЕМ Е Н НЫ Х ус ловиях мирового р ы боловства повышение эфф ективности и спользова ния флота — одно из в аж нейших условий выполнения задач по выпуску пищевой продукции. Увеличение экс плуатационного времени су дов рыбной промышленности в значительной мере зависит от обеспечения их запасны ми частями. В РПО «Севры- ба», у правлени я флотов Се верного бассейна, Д П К Т Б постоянно ведут работу по совершенствованию этого процесса: р азр аб аты вается норм ативная документация, производятся расчеты по требности в запасных-’ча стях. ц ентрализовано снаб жение ими через транспорт но-складскую контору, при нимаются м еры по у вели че нию объем а производства запчастей на судоремонтных предпри яти ях бассейна н по кооперации. Все это дало возможность; при сниж ении складских запасов с 6 5 7 дней в 19 7 2 году до 3 2 4 дней в 1978, увеличить у дельны е расходы запчастей за 'этот период с 8 .2 тысячи рублей до 14,7 тысячи. Правда, надо учесть рост фл ота и цен, В настоящее врем я обес печение судов запасными ча стями — одна и з ключевых задач в деле улучш ен ия тех нической эксп л у атац и и ф л о та. Д а это, в общем, и не удивительно. В наш век тех ника настолько у слож н и лась. что .запасные части изготавливать не так про сто. Н у ж н ы самые разнооб р азны е станки и оборудова ние, современная техноло гия. Поэтому лучш е всего выпускать запчасти на заво- дах-изготовителях м ех а н и з мов. Но по целому ряду при чин это не всегда удается. Это одна сторона. Во-вто рых, дело это дорогостоя щее. В РП О «С еврыба» рас ходует на приобретение за п частей миллионы рублей в год. А их все не хватает. В одних случаях из-за недо статка денежных средств, в других — из-за отсутствия производственных мощно стей. И в то ж е время р а с тут запасы запчастей на складах: в денежном вы р а ж ении за последние шесть лет они увеличились почти вдвое. Что ж е получается: за п ч а стей не хватает, а за п а сы их расходы за 3 — 5 лет, нормы р асхода (а они разраб о таны на большинство типов с у дов), остатки на складах, сделанны е заявки, вы делен ные фонды и т д., — всего более дв адцати показателей. В связи с тем, что далеко не всегда ранее сделанны е зая в к и у д овлетворяю тся пол ностью и в установленны е сроки, при составлении оче редной заяв к и зак азчи к ста новится перед выбором: з а к азы в а ть еще или, уповая, что ранее сделанную за я в к у удовлетворят, не з а к а з ы вать? Часто отдают предпо чтение первому: лучш е пусть л еж и т на полке л иш н я я де таль, чем судно простоит из-за отсутствия ее на. с к л а де. Но ведь лимиты ограни чены: истратил деньги на одно — не купишь другого. Т аким образом порождается дефиц ит одних изделий и излишки других. Не л учш е обстоит дело и с поставками запасных ч а стей с отечественных зав о дов. Бели по импорту мы в основном ограничены р а зм е рами вы деленны х лимитов денежных средств, то по оте чественным поставщикам это — недостаточные произ водственные возможности предприятий. Есть немало причин, препятствующих из готовлению запасных частей в нужном количестве и ас сортименте. Р а зум е ет ся , лучш е всего бы ло бы не за к а з ы в а ть де тал и заранее, а покупать их тогда, когда в них есть по требность. Но пока этой воз можности нет. Значит, н уж но вним ательнее подходить к за к аз у каждой д'этаяи. а то, что получено, расходо вать бережнее. не числятся, за их исполь зование юридически никто не отвечает. Мы сделали прбверку на личия запчастей на БМ Р Т типа «Л есков» и ПП Р типа <-Грумант». Их оказалось немало сверх регистрового запаса. И любой механик со мной согласится, что сумели мы учесть дал еко не все. Су да были выбраны совершен но произвольно. Можно предполагать, что картина эта будет примерно такой же и на других кораблях. Мертвым грузом л еж а т не установленными детали на команд. Потребуются и до полни тельны е за тр а ты на контрольный аппарат. Но дел ат ь это надо. С ледует такж е улучшить органи зац ию учета на с к л а дах судовладельцев. Я имею в виду не бухгалтерскую сторону дела, а техниче скую. Запись в карточке складского учета «втулка цилиндра» еще ни о чем не говорит. Д о лж ны быть ук а заны точно все реквизиты, особенно номер чертеж а. М а л ейш а я ошибка в его напи сани и (одна буква, точка и т. п.) в корне меняет дело. С этой целью Ц П К Т Б еще шесть лет н азад разработало ■для транспортно-складской конторы н о м е н к л ат о р .' Вне дрение его на складах ТСК позволило поставить учет на нужный уровень. А это д е ло, повторяю, не только бух галтерское, но и техниче ское. Если потребитель и снабж енец говорят на р а з ных языках, они не поймут друг друга. Так и пол уч ает ся, когда в требовании напи сано одно, а в карточке складского учета — другое. И приходится зачастую су довым специалистам ездить н а скл ады и искать нужные детали. Но смею уверить чи тателей, что не всегда даже опытный специалист сумеет в изуально определить: эта детал ь ему п отребовалась или подобная ей. По этой причине нередко суда уходят в море без нужных деталей, в то время когда они имеют ся в наличии. Очень большие н адежды в деле совершенствования обеспечения ф л о та за п а сн ы ми частям и в озлагали сь на организацию ц ен трал и зо ван ного снабжения ими через транспортно-складскую кон тору. Имелось в виду, что, сосредоточив все запасы в одном месте, можно лучше удовлетворить потребность за счет их маневрирования. Меньше будут издерж ки на хранение и р е ал и з ац ию зап частей, проще внедрять вы числительную т е х н и к у .. И .надо прямо сказать: в основ ном' ожидания оправдалась. Так, со складов ТСК в 1 9 7 8 году на суда поступило 7 3 процента запасных частей при примерно ра вн ы х запа сах па с к л адах ТСК и пред приятий. И оборачиваемость их на складах ТСК в 2 ,5 р а за выше, чем у судовла дельцев. Только за счет это го удалось за период с 1 9 7 3 по 1 9 7 8 год высвободить более 15 млн. рублей обо ротных средств, ІЗначитель- но лучш е на ТСК поставле ны учет и хранение. Сама необходимость вести снабж е ние через ТСК, минуя с к л а ды судовладельцев, 'застави ла последних тщател ьнее и обоснованнее за к а з ы в а ть за пасные части. И хотя в этом деле еще много нерешенного, целесо образность такой ф ормы обеспечения запчастями уже не подвергается сомнению. Надо только довести до л о гического заверш ен ия ряд вопросов организационного и правового характера. Тог да система, которая ставится Министерством рыбного хо зяйства С С С Р другим бас сейнам в пример. будет функционировать еще л у ч ше.. Справедливы.. на наш взгляд, нар екания су до вл а дельцев о недостаточной и несвоевременной инф о рм а ции о наличии деталей на скл адах ТСК. Р еш и ть этот вопрос можно только с при менением ЭВМ. И следует отметить. что внедрение ЭВМ в м атериально-техниче ском снабжении Северного бассейна идет не теми тем п а ми, которые требуются. Ме жду тем, ТСК располагает двум я элек тр он но-ф акту р ными машинами (ЭФВМ) « Зо ем тр о н -3 8 3» с пристав ками, позволяющими решить вопрос автом атизаци и учета. В этом случае потребители могли бы иметь своеврем ен ную и полную и нф орм ац ию о наличии изделий на складах ТСК. Необходимо спец иали стам УМТС ТСК и ЦП К Т Б принять все меры к тому, чтобы в 19 8 0 году эту за д а чу решить. И хотя автом ати за ц и я учета движ ения — только первый ш аг во внед рении ЭВМ в управлении м атериально - технического снабжения, но шаг очень важный и нужный. И . М И Н Ц , зав. отделом Ц П К Т Б В Р П О «Севры - б а * Эти снимки сделаны в транспортно-складской кон торе. 1 . Диспетчер отдела комплектация Н и н а М акси мовна Земляная работает в рыбной промышленности бо лее 2 2 лет. Неоднократно поощрялась. Уд арник ком мунистического труда. 2. В складе № 3 запечатлены р а ботники Раиса Сулейманов на Мавликеева и заведую щая складом Н и н а Н и к о л а евна Федотова. 3 . О том, как выглядит склад запчастей н оборудования, как механизи рованы некоторые работы в нем, читатель убедится по снимку, на котором запечат лены водитель электропо грузчика Галина Никифоров на Семенова и зав. складом Е вгения Петровна Бондарен ко. Фото Б . Щ у к и н а . I I I I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz