Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

Н Е ДА ВН О в музее Все­ союзного рыбопро­ мышленного о бъеди­ нения «С еврыба» побывал ветеран войны и тр у д а Юрий В асильевич Котов. Он познакомился с экспози­ цией, надолго за д е рж а л с я у р а зд ел а « Ры б ак и М у рм а в а в годы Великой Отечествен­ ной воины». Многое вспомнилось ве­ терану, который рано л и ­ шился родителей, воспиты­ вал ся в детском доме, кото­ рому рано пришлось начи­ нать свою трудовую дея­ тельность. В 1 9 3 3 году он с группой ребят приехал из Ленинграда в Мурм анск по­ ступать в ры бопр омыш лен­ ный техникум. Но так полу­ чилось, что от техникума пришлось о тказаться, устро­ иться на корабли промы сло­ вого флота. Ходил он коче­ гаром на РТ -37 «Палтус». Нелегкое это было занятие бросать уголь в топку, дер­ ж ат ь пар «на марке». В 1 9 3 8 году Юрия В асилье­ вича, как лучш его кочегара фл ота, перевели на стаха­ новский комсомольско-моло­ дежный Р Т -1 6 «Ленин», в этом же году, как стахановца, его направили учиться на механика в учеб­ но-курсовой комбинат «Мур- манрыбы». После учебы были рейсы на РТ -20, а пё- ред самой войной он рабо­ тал механиком на РТ -79 «Тбилиси». Вместе с этим кораблем Юрий В асильевич Котов был мобилизован на С еверный флот защ ищ а ть Р од и н у от нем ецко-ф ашист­ ских захватчиков. Мы попросили ветерана труда и войны поделиться своими воспоминаниями с чи тател ям и рыбацкой г а зе ­ ты, вспомнить некоторые эпизоды и з своей военной жизни, на что Юрий В аси­ л ьевич охотно согласился. Т р ау л е р «Тбилиси» после мобилизации в состав С е­ верного флота был переобо­ рудован в сторо?кевой ко­ р абль и получил бортовой номер — 77. Юрий Василье- ршо, захватив Мурманск. Однако сроки взятия самого северного морского порта С С С Р у гитлеровцев посто­ янно срывались. Враг_ не во­ ш ел в наш город ни 15 июля, ни 18 августа, ни 10 о к тяб­ ря. Поняв тщетность своих попыток захватить М у р ­ манск, ги тлеровцы начали беспощадно бомбить его с воздуха, а на морских дор о ­ гах устроили откры тый раз- бой. Единственное, чем можно было защи тить без­ оруж ны е транспорты сою з­ ников — органи зовать си­ стему конвоирования. Основными силами сопро­ вожден ия и явились т р а л ь ­ щики ТЩ и сторож евы е ко­ рабли типа РТ. А это были лись тогда на репде стано­ вища Вугрино у острова Колгуев. Отсюда под конво­ ем они проходили до горла Б елого моря, а там само­ стоятельно ш ^и в А р х а н ­ гельск. Пока одна группа судов была в пути .на рейде становищ а ф о рм и ро в ал ась следующ ая. Транспорты приходили из Югорского Ш а р а под прикры тием ко­ раблей Северного отряда. СК Р -7 7 был в постоянном движ ении, так как перехо­ ды транспорты соверш ал и только в темное время су­ ток. З а военную кампанию 1941 года Северный флот и его Б е л ом о р с к а я ф л о ти л и я обеспечили безопасность пл ав ан и я на к оммуникациях ІСПШІІЕТ вич Котов стал командиром отделения машинистов. Эки­ паж С К Р -7 7 был проверен в трудовых делах, а вот опы ­ та ср аж ен и й на воде у него не было. Учиться приходи­ лось непосредственно в бое­ вых схватках с врагом. А враг в то время был с и л ь­ ным. Все хорошо знают, что М урм анск с н езам ер зающ им портом имел д л я нашей с тр а ­ ны огромное значение. Сюда приходили транспортные ко­ рабли союзников, они до­ ста в л я л и гр у зы для ф ронта и народного хозяйства. Е сте­ ственно, что ф аш и сты стр е­ мились п ерер езать эту арте- те корабли, которые ранее пр и н ад л еж ал и рыбопромы с­ ловому флоту. Н а во ор уж е­ нии они имели пушку м ало­ го к али бра да два пулемета. Они имели скорость хода 7 — 8 миль. Но несмотря на это. корабли сопровождения смело вступали в бой с са­ молетами, подводными лод­ к ам и и кораб лям и врага. Их эки паж и защ ищ а л и тр ан­ спортные суда, охраняли коммуникации, т р ал и л и ми­ ны. И может быть, где-то в Англии и Ам ерике живут моряки, которы е и до сих пор с благодарностью вспо­ минают советских матросов и морских офицеров, кото­ ры е ценой своей ж изни да­ л и им возможность невр е­ д имыми вернуться к своим очагам. В книге «Вместе с флотом» командующий К раснознам енным С евер­ ным флотом а дм и р ал А. Г. Головко писал: «Н а север ­ ном театре морской войны неоценимую помощь военно­ м у ф л о ту о к азал и рыболов­ ные трау л еры , имевшие опытные и за к ал е н ны е к ад ­ ры, приспособленные для п лавани я в т яж е л ы х услови­ ях полярного края, выпол­ нили огромную боевую р а ­ боту. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный ф л о т обязан и их помощи». В первый год войны кон­ войная система была орга­ низована на трассах. К о л ь ­ ский зал и в — горло Белого моря и горло Белого моря —- Новозем ельские пр ол и­ вы. С К Р -7 7 входил в отряд Б ел омор ск о й флотилии. К а ­ р аваны судов формирова- Велое море — Кольский за ­ лив — Мотовский залив и Б елое море — А р к т и к а 6 3 9 судам. Эти корабли п ере­ везли 1 80 ты сяч человек и 2 1 2 тысяч тонн воинских и х озяй ственных грузов. Кро­ ме конвоирования транспор­ тов,' С К Р - 7 7 нес дозорную служ бу в районе С еми Ост­ ровов. Святого Носа и К а ­ нина Носа — Н аш СК Р -7 7 , — р ас­ с к а зы в ал Юрий В асильевич Котов, — конвоировал Транспорты и к Новой З е м ­ ле. Ч ащ е операц ии проходи­ л и успешно. Но случ ал и сь нападения немецкой а в и а ­ ции, не обходилось и без потерь... С К Р -7 7 нес дозорную службу, о х р а н яя водный путь, по которому в это в р е ­ мя проходил большой к ара- бан транспортных судов. К а ­ р а в а н должен был р а з д е ­ литься. Часть его уходила на Мурм анск, а другие д о лж ­ ны были следовать в А р х а н ­ гельск. С то яла хорош ая по­ года, небо было чистым, и гитлеровцы поспешили этим воспользоваться. С н ачала йад караван ом пролетел разведчик, а вслед за ним появились бомбарди ровщи­ ки. Конвойные суда, м ан ев­ р и р уя возле транспортов, при нялись отбивать их а т а ­ ки. Над морем стоял неимо­ верный грохот, из-за треска пуш ек и пулем етов матросы не с лыш а л и дру г друга. Н е­ мецким л етчи к ам н и как не у дав ал о сь зайти на п р и ­ цельное бомбометание. В этом бою пулем етчики СК Р -7 7 сбили торпедоносец. Но одному -фашисту у далось изловчиться, и его бомба по­ п ала в транспорт. Н а судне за б уш ев а л п ож ар, оно н ача­ ло крениться, готовое вот-вот погрузиться в море. Не пе­ р естав ая отбивать атаки бомбардировщиков, СК Р -7 7 поспешил на помощь м оря­ кам транспорта. Команда была спасена, а когда са­ м олеты врага скрылись за горизонтом, ее передали на другой транспорт. Сторож е­ вому кораблю надо было прод олж ать нести дозорную службу. Помнит Юрий Васильевич такж е 19 мая 194 2 года, когда ему пришлось пере- -'жить самую страшную бом­ бежку. В тот день тоже ни­ чего не предвещ ало беды. С торож евы е корабли стояли у причала Иоканьги, попол­ нял ся запас снарядов и про­ довольствия. Надо было взят ь топливо и воду. И вдруг небо над Иокапьгой наполнилось гулом сам ол ет­ ных моторов. Гитлеровские летчики пошли в а та к у с р а­ зу. без разведки. Черны е столбы бомбовых разры вов взм етнули сь на берегу, а потом бомбы стал и падать на причал. По ф аши стским стервятни кам откры л и огонь, но они уж е успели сделать свое черное дело. От прям о­ го попадания начал тонуть С К Р 73, в прошлом рыбо­ ловное судно. Моряки СК Р - 77 поспешили на помощь товарищ ам . Под бомбами и пу л ем етным огнем врага они спасли всех остаЕши-хся в ж ивы х с СКР -7 3. А помог­ ли им это сделать наш и л ет ­ чики. Они н а в я за л и немцам ж а р к и й бой. JB марте 19 4 5 года СКР - 77 в ерн улся на мирный фронт и вновь стал т р ау л е ­ ром «Тбилиси». Юрий В а­ сильевич остался на нем в должности старшего м ех а­ ника. потом он ходил в море на РТ -1 1 1, 159 и других су­ дах. построенных уж е пос­ ле воііны, но до конца своей ж и зн и он сохранит в п а м я ­ ти СК Р -7 7 , товарищей, с ко­ торыми рабо тал и воевал. А в музее Всесоюзного объединения «С еврыба» бу- Лет х раниться фо тогр афия, на которой запечатлены машинисты сторожевого ко­ р абл я и среди них Ю. В. Ко­ тов — командир отделения, на груди которого сверкает м ед ал ь « З а отвагу». Этой высокой правительственной наградой Юрий Васильевич был н аграж ден за боевые заслуги в 1 9 4 3 году В . К О П И Л Е В Й Ч , со­ трудник музея В Р П О «С е в ры б а ». • На снимках: Ю. В. Котов (в центре) в группе боевых друзей; Ю. В. Котов с внуч­ кой Юлей. Фото Б . Щ у к и н а . Р ы б О Л (Продолжение. Нач. в № 9 4 — 99). Необходимо отметить, что промы сел трески Норвегией в последние годы базируется в основном на вылове преднерес- foBbix и нерестовых особей «скрей» во 'в р ем я подхода ры ­ бы аа нерест к северо-западно­ му побережью Норвегии (банки Ф у лей, Сера, Лофотенское м ел ­ ководье) и р екр уто в «финм ар- кенской» тр ес к а в период зи­ мовки и нагула, т. е. полнос­ тью ведется в экономической боне Норвегии. Среднегодовой вылов пикши норвежскими рыбаками в 1947 * ^ 1 9 7 3 гг. составлял 4 6 тыс. т. К а к известно, пикша обитает в Бар ен цевом и Норвеж ском мо- ftox и явл я ет ся вторым по зн а ­ чению промы словым объектом семейства тресковых. В 70-е годы пр омы с ел .п и кш и снизился о В С т В и в 1977 г. составил 3 0 ,2 тыс. т. Существенное значение для Норвегии имеет такж е п ромы ­ сел сайды, уловы которой в по­ следние годы п ревыш аю т 100 тыс. т. Р езул ьтати в н о сть нор­ вежского промы сла тресковы х во многом зависит от числен­ ности этих видов и интенсив­ ности их лова др у гим и госу­ дарствами. В 60-е годы Норвегия н ача­ ла промы сел черного (грен­ ландского палтуса, обитающего в установленной норвежской зоне Б арен цева, Норвежского и Гренландского морей и водах архипелага Шпицберген. До 1 9 6 4 года самостоятельного пр омы сла палтуса норвежские ры баки не вели, за исключени­ ем небольшого прилова на про­ мы сле трески и сайды. В 1 9 7 6 г. норвежские уловы чер­ ного п ал ту са составили 6 .0 тыс. т (в 1977 г. — 3,7 тыс. т). о Н о р К этому ж е периоду относится освоение п р омы сла другого ценного объ екта — окуня-клю - вача (5,3 тыс. т в 1 9 7 7 г.), оби­ тающ его в районе архипелага Шпицберген и о. Медвежий. К числу сравни тельно новых промы сло вы х объектов в Б а р е н ­ цевом море и других районах Северной Атлантики, добыча которых возросла лишь в по­ следние годы, относится кре­ ветка, обитающая в ц е н т р а л ь ­ ном и восточном районах и в водах арх ипел ага Шпицберген. Н орвеж ский промы сел кре­ ветки резко вдзрос в 70-е годы и составил 2 5 ,8 тыс. т в 19 7 7 г. До этого креветку вы лавливали в небольших количествах (7 ,8 тыс. т в 1 9 7 0 г.) в при­ бреж ны х водах пролива С к а­ геррак. В последующие годы в связи с охл аж дени ем придон­ ны х слоев воды на прибрежны х нреветочных банках Норвегия в е г и и р а сш и р и л а поиски новых райо­ нов и р езко активизир овал а промы сел в районе Западной Гренландии, где в 1 9 7 3 г. были обн ар уж ены большие запасы креветки. Однако в связи с у становле­ нием 200 -м ил ьн о й экономиче­ ской зоны ЕЭС у берегов Г р ен ­ ландии норвеж ский промысел креветки в этом районе, н ачи ­ ная с 1 9 77 г., резко снизился. В то ж е врем я общий вылов креветки в 1977 г, остался на прежн ем уровне в связи с ин­ тенсификацией промы сла в во­ дах Б а р ен ц ев а моря, в районе Шпицбергена, а такж е в про­ ливе Скагеррак. Все большее значение для Норвегии приобретает п ромы ­ сел в Северном море, где ос­ новными объ ектам и явл яю тся тресо чка Э см арка, песчанка, к и л ьк а (шпрот), скумбрия, сай­ да. В среднем за 1 9 6 5— 1 9 7 5 гг. здесь добывалось 12 4 ,2 тыс. т ук азан ны х видов, а в 19 76 г. — 5 9 0 тыс. т, или 17% от общего вылова Норве­ гией. В последние годы в стране большое внимание стало уде­ л я ть ся развитию а к в а к у л ьт у ­ ры, было создано около 2 0 0 то­ варных хозяйств. продукция которых (лосось, ф орель) ча­ стично экспортируется в стр а­ ны Западной Европы. В 197 7 г. произведено 2 тыс. т ф орели и 2.4 тыс. т лосося на сумм у 120 млн. крон. Весьма персп ективным счи­ тается такж е развед ени е мидий. Б л а го д а р я огромной про тяж ен­ ности береговой линии, обилию пр и бреж ны х островов, бу£Ч шхер, наличию благоприятных гидробиологических условий, особенно по западному и южно­ му побережью, Норвегия, по подсчетам специалистов, может ежегодно производить до і .о млн. т. мидий. В. З И Л А Н О В , Л. ЯННК . (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz