Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
Н Е ДА ВН О в музее Все союзного рыбопро мышленного о бъеди нения «С еврыба» побывал ветеран войны и тр у д а Юрий В асильевич Котов. Он познакомился с экспози цией, надолго за д е рж а л с я у р а зд ел а « Ры б ак и М у рм а в а в годы Великой Отечествен ной воины». Многое вспомнилось ве терану, который рано л и шился родителей, воспиты вал ся в детском доме, кото рому рано пришлось начи нать свою трудовую дея тельность. В 1 9 3 3 году он с группой ребят приехал из Ленинграда в Мурм анск по ступать в ры бопр омыш лен ный техникум. Но так полу чилось, что от техникума пришлось о тказаться, устро иться на корабли промы сло вого флота. Ходил он коче гаром на РТ -37 «Палтус». Нелегкое это было занятие бросать уголь в топку, дер ж ат ь пар «на марке». В 1 9 3 8 году Юрия В асилье вича, как лучш его кочегара фл ота, перевели на стаха новский комсомольско-моло дежный Р Т -1 6 «Ленин», в этом же году, как стахановца, его направили учиться на механика в учеб но-курсовой комбинат «Мур- манрыбы». После учебы были рейсы на РТ -20, а пё- ред самой войной он рабо тал механиком на РТ -79 «Тбилиси». Вместе с этим кораблем Юрий В асильевич Котов был мобилизован на С еверный флот защ ищ а ть Р од и н у от нем ецко-ф ашист ских захватчиков. Мы попросили ветерана труда и войны поделиться своими воспоминаниями с чи тател ям и рыбацкой г а зе ты, вспомнить некоторые эпизоды и з своей военной жизни, на что Юрий В аси л ьевич охотно согласился. Т р ау л е р «Тбилиси» после мобилизации в состав С е верного флота был переобо рудован в сторо?кевой ко р абль и получил бортовой номер — 77. Юрий Василье- ршо, захватив Мурманск. Однако сроки взятия самого северного морского порта С С С Р у гитлеровцев посто янно срывались. Враг_ не во ш ел в наш город ни 15 июля, ни 18 августа, ни 10 о к тяб ря. Поняв тщетность своих попыток захватить М у р манск, ги тлеровцы начали беспощадно бомбить его с воздуха, а на морских дор о гах устроили откры тый раз- бой. Единственное, чем можно было защи тить без оруж ны е транспорты сою з ников — органи зовать си стему конвоирования. Основными силами сопро вожден ия и явились т р а л ь щики ТЩ и сторож евы е ко рабли типа РТ. А это были лись тогда на репде стано вища Вугрино у острова Колгуев. Отсюда под конво ем они проходили до горла Б елого моря, а там само стоятельно ш ^и в А р х а н гельск. Пока одна группа судов была в пути .на рейде становищ а ф о рм и ро в ал ась следующ ая. Транспорты приходили из Югорского Ш а р а под прикры тием ко раблей Северного отряда. СК Р -7 7 был в постоянном движ ении, так как перехо ды транспорты соверш ал и только в темное время су ток. З а военную кампанию 1941 года Северный флот и его Б е л ом о р с к а я ф л о ти л и я обеспечили безопасность пл ав ан и я на к оммуникациях ІСПШІІЕТ вич Котов стал командиром отделения машинистов. Эки паж С К Р -7 7 был проверен в трудовых делах, а вот опы та ср аж ен и й на воде у него не было. Учиться приходи лось непосредственно в бое вых схватках с врагом. А враг в то время был с и л ь ным. Все хорошо знают, что М урм анск с н езам ер зающ им портом имел д л я нашей с тр а ны огромное значение. Сюда приходили транспортные ко рабли союзников, они до ста в л я л и гр у зы для ф ронта и народного хозяйства. Е сте ственно, что ф аш и сты стр е мились п ерер езать эту арте- те корабли, которые ранее пр и н ад л еж ал и рыбопромы с ловому флоту. Н а во ор уж е нии они имели пушку м ало го к али бра да два пулемета. Они имели скорость хода 7 — 8 миль. Но несмотря на это. корабли сопровождения смело вступали в бой с са молетами, подводными лод к ам и и кораб лям и врага. Их эки паж и защ ищ а л и тр ан спортные суда, охраняли коммуникации, т р ал и л и ми ны. И может быть, где-то в Англии и Ам ерике живут моряки, которы е и до сих пор с благодарностью вспо минают советских матросов и морских офицеров, кото ры е ценой своей ж изни да л и им возможность невр е д имыми вернуться к своим очагам. В книге «Вместе с флотом» командующий К раснознам енным С евер ным флотом а дм и р ал А. Г. Головко писал: «Н а север ном театре морской войны неоценимую помощь военно м у ф л о ту о к азал и рыболов ные трау л еры , имевшие опытные и за к ал е н ны е к ад ры, приспособленные для п лавани я в т яж е л ы х услови ях полярного края, выпол нили огромную боевую р а боту. Своими успехами в борьбе с врагом Северный военный ф л о т обязан и их помощи». В первый год войны кон войная система была орга низована на трассах. К о л ь ский зал и в — горло Белого моря и горло Белого моря —- Новозем ельские пр ол и вы. С К Р -7 7 входил в отряд Б ел омор ск о й флотилии. К а р аваны судов формирова- Велое море — Кольский за лив — Мотовский залив и Б елое море — А р к т и к а 6 3 9 судам. Эти корабли п ере везли 1 80 ты сяч человек и 2 1 2 тысяч тонн воинских и х озяй ственных грузов. Кро ме конвоирования транспор тов,' С К Р - 7 7 нес дозорную служ бу в районе С еми Ост ровов. Святого Носа и К а нина Носа — Н аш СК Р -7 7 , — р ас с к а зы в ал Юрий В асильевич Котов, — конвоировал Транспорты и к Новой З е м ле. Ч ащ е операц ии проходи л и успешно. Но случ ал и сь нападения немецкой а в и а ции, не обходилось и без потерь... С К Р -7 7 нес дозорную службу, о х р а н яя водный путь, по которому в это в р е мя проходил большой к ара- бан транспортных судов. К а р а в а н должен был р а з д е литься. Часть его уходила на Мурм анск, а другие д о лж ны были следовать в А р х а н гельск. С то яла хорош ая по года, небо было чистым, и гитлеровцы поспешили этим воспользоваться. С н ачала йад караван ом пролетел разведчик, а вслед за ним появились бомбарди ровщи ки. Конвойные суда, м ан ев р и р уя возле транспортов, при нялись отбивать их а т а ки. Над морем стоял неимо верный грохот, из-за треска пуш ек и пулем етов матросы не с лыш а л и дру г друга. Н е мецким л етчи к ам н и как не у дав ал о сь зайти на п р и цельное бомбометание. В этом бою пулем етчики СК Р -7 7 сбили торпедоносец. Но одному -фашисту у далось изловчиться, и его бомба по п ала в транспорт. Н а судне за б уш ев а л п ож ар, оно н ача ло крениться, готовое вот-вот погрузиться в море. Не пе р естав ая отбивать атаки бомбардировщиков, СК Р -7 7 поспешил на помощь м оря кам транспорта. Команда была спасена, а когда са м олеты врага скрылись за горизонтом, ее передали на другой транспорт. Сторож е вому кораблю надо было прод олж ать нести дозорную службу. Помнит Юрий Васильевич такж е 19 мая 194 2 года, когда ему пришлось пере- -'жить самую страшную бом бежку. В тот день тоже ни чего не предвещ ало беды. С торож евы е корабли стояли у причала Иоканьги, попол нял ся запас снарядов и про довольствия. Надо было взят ь топливо и воду. И вдруг небо над Иокапьгой наполнилось гулом сам ол ет ных моторов. Гитлеровские летчики пошли в а та к у с р а зу. без разведки. Черны е столбы бомбовых разры вов взм етнули сь на берегу, а потом бомбы стал и падать на причал. По ф аши стским стервятни кам откры л и огонь, но они уж е успели сделать свое черное дело. От прям о го попадания начал тонуть С К Р 73, в прошлом рыбо ловное судно. Моряки СК Р - 77 поспешили на помощь товарищ ам . Под бомбами и пу л ем етным огнем врага они спасли всех остаЕши-хся в ж ивы х с СКР -7 3. А помог ли им это сделать наш и л ет чики. Они н а в я за л и немцам ж а р к и й бой. JB марте 19 4 5 года СКР - 77 в ерн улся на мирный фронт и вновь стал т р ау л е ром «Тбилиси». Юрий В а сильевич остался на нем в должности старшего м ех а ника. потом он ходил в море на РТ -1 1 1, 159 и других су дах. построенных уж е пос ле воііны, но до конца своей ж и зн и он сохранит в п а м я ти СК Р -7 7 , товарищей, с ко торыми рабо тал и воевал. А в музее Всесоюзного объединения «С еврыба» бу- Лет х раниться фо тогр афия, на которой запечатлены машинисты сторожевого ко р абл я и среди них Ю. В. Ко тов — командир отделения, на груди которого сверкает м ед ал ь « З а отвагу». Этой высокой правительственной наградой Юрий Васильевич был н аграж ден за боевые заслуги в 1 9 4 3 году В . К О П И Л Е В Й Ч , со трудник музея В Р П О «С е в ры б а ». • На снимках: Ю. В. Котов (в центре) в группе боевых друзей; Ю. В. Котов с внуч кой Юлей. Фото Б . Щ у к и н а . Р ы б О Л (Продолжение. Нач. в № 9 4 — 99). Необходимо отметить, что промы сел трески Норвегией в последние годы базируется в основном на вылове преднерес- foBbix и нерестовых особей «скрей» во 'в р ем я подхода ры бы аа нерест к северо-западно му побережью Норвегии (банки Ф у лей, Сера, Лофотенское м ел ководье) и р екр уто в «финм ар- кенской» тр ес к а в период зи мовки и нагула, т. е. полнос тью ведется в экономической боне Норвегии. Среднегодовой вылов пикши норвежскими рыбаками в 1947 * ^ 1 9 7 3 гг. составлял 4 6 тыс. т. К а к известно, пикша обитает в Бар ен цевом и Норвеж ском мо- ftox и явл я ет ся вторым по зн а чению промы словым объектом семейства тресковых. В 70-е годы пр омы с ел .п и кш и снизился о В С т В и в 1977 г. составил 3 0 ,2 тыс. т. Существенное значение для Норвегии имеет такж е п ромы сел сайды, уловы которой в по следние годы п ревыш аю т 100 тыс. т. Р езул ьтати в н о сть нор вежского промы сла тресковы х во многом зависит от числен ности этих видов и интенсив ности их лова др у гим и госу дарствами. В 60-е годы Норвегия н ача ла промы сел черного (грен ландского палтуса, обитающего в установленной норвежской зоне Б арен цева, Норвежского и Гренландского морей и водах архипелага Шпицберген. До 1 9 6 4 года самостоятельного пр омы сла палтуса норвежские ры баки не вели, за исключени ем небольшого прилова на про мы сле трески и сайды. В 1 9 7 6 г. норвежские уловы чер ного п ал ту са составили 6 .0 тыс. т (в 1977 г. — 3,7 тыс. т). о Н о р К этому ж е периоду относится освоение п р омы сла другого ценного объ екта — окуня-клю - вача (5,3 тыс. т в 1 9 7 7 г.), оби тающ его в районе архипелага Шпицберген и о. Медвежий. К числу сравни тельно новых промы сло вы х объектов в Б а р е н цевом море и других районах Северной Атлантики, добыча которых возросла лишь в по следние годы, относится кре ветка, обитающая в ц е н т р а л ь ном и восточном районах и в водах арх ипел ага Шпицберген. Н орвеж ский промы сел кре ветки резко вдзрос в 70-е годы и составил 2 5 ,8 тыс. т в 19 7 7 г. До этого креветку вы лавливали в небольших количествах (7 ,8 тыс. т в 1 9 7 0 г.) в при бреж ны х водах пролива С к а геррак. В последующие годы в связи с охл аж дени ем придон ны х слоев воды на прибрежны х нреветочных банках Норвегия в е г и и р а сш и р и л а поиски новых райо нов и р езко активизир овал а промы сел в районе Западной Гренландии, где в 1 9 7 3 г. были обн ар уж ены большие запасы креветки. Однако в связи с у становле нием 200 -м ил ьн о й экономиче ской зоны ЕЭС у берегов Г р ен ландии норвеж ский промысел креветки в этом районе, н ачи ная с 1 9 77 г., резко снизился. В то ж е врем я общий вылов креветки в 1977 г, остался на прежн ем уровне в связи с ин тенсификацией промы сла в во дах Б а р ен ц ев а моря, в районе Шпицбергена, а такж е в про ливе Скагеррак. Все большее значение для Норвегии приобретает п ромы сел в Северном море, где ос новными объ ектам и явл яю тся тресо чка Э см арка, песчанка, к и л ьк а (шпрот), скумбрия, сай да. В среднем за 1 9 6 5— 1 9 7 5 гг. здесь добывалось 12 4 ,2 тыс. т ук азан ны х видов, а в 19 76 г. — 5 9 0 тыс. т, или 17% от общего вылова Норве гией. В последние годы в стране большое внимание стало уде л я ть ся развитию а к в а к у л ьт у ры, было создано около 2 0 0 то варных хозяйств. продукция которых (лосось, ф орель) ча стично экспортируется в стр а ны Западной Европы. В 197 7 г. произведено 2 тыс. т ф орели и 2.4 тыс. т лосося на сумм у 120 млн. крон. Весьма персп ективным счи тается такж е развед ени е мидий. Б л а го д а р я огромной про тяж ен ности береговой линии, обилию пр и бреж ны х островов, бу£Ч шхер, наличию благоприятных гидробиологических условий, особенно по западному и южно му побережью, Норвегия, по подсчетам специалистов, может ежегодно производить до і .о млн. т. мидий. В. З И Л А Н О В , Л. ЯННК . (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz