Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». В. И. Ленин. ИСКУССТВО. РОЖДЕННОЕ ОКТЯБРЕМ 27 августа 1 91 9 года Совнарком Р С Ф С Р принял де­ крет о национализации к инодела в Советской России. Этот день стал днем рождения советского кино. З а шестьдесят лет оно прошло большой и славный путь. Множество интереснейших хроникально, документа ль. ных, худож ественных, научно-популярных, м у л ы и и л и к а . ционных картин вышло за эти годы на студиях страны. Н а снимке: кадр из фил ьм а « Р а с с к а зы о Л ен и н е».. Фотохроника ТАСС. • Встреча друзей Кировакан — В О З Н А Ч А Л О С Ь с того, что по приглашению горкома КПСС города Кир овакана в солнечной Арм ении побывала дел ега­ ция эки паж а т р ау л ер а. «.К и ­ ровакан». Первый помощник капитана Н. Н. Скутельни- к о б и м атрос М. III. Саху- лЯн р а сск азал и арм ян ск им др у зьям о З а п о л я р ье , о с л а ­ вном труде коллектива с у д­ на, которое носит имя их го­ рода. Мурм анч анам был оказан теплый прием. Ж и те л и горо­ да интересовались работой и жизнью моряков, р а сс п р а ­ шивали о З ап ол яр ье, вы р а ­ ж ал и чувство гордости по поводу того, что северны е м оря бороздит т р ау л ер с именем их родного города на борту. Покидая солнечную А р м е ­ нию, моряки пригласили своих новых друзей в гости. II вот августовское утро. Т р ау л ер «К ир овак ан» мягко к асается бортом кранцев причальной стенки. Среди в стречающих второй с ек р е ­ тар ь Кироваканского горко­ ма КПСС А л еш а Х а ч а ту р о ­ вич Б адян, заведующий ор­ ганизационным отделом гор­ кома К ар лен Арм енакови ч Д йнилян , директор свето­ технического завода Грачик Ам аянович Акопян, х у дож . „Кировакан 1 ник Х ачатур А р ам о ви ч Ка- рабекян. Капитан т р ау л е р а В. А, В еселов рапортует: — Рейс прошел успешно. За д а н и е выполнено на 130 процентов. В кают-компании судна о ткры лся митинг, по св ящ ен ­ ный возвращ ению передово­ го эк и п аж а в порт и встрече делегации города К и р о в а к а ­ на. Выступая на нем, зам ес, титель начальни ка у п р а в л е ­ ния «С евры б п р ом разведк а» В. Г. За й ц е в поздравил ры ­ баков с успешным о конча­ нием рейса и п ож ел ал им хорошего отдыха на берегу. В. Г. З а й ц е в тепло привет­ ствовал гостей из Армении. С большим . вниманием слуш а л и собравшиеся на м и ­ тинг рассказ А. X. Б а д я н а об истории Кировакана, в котором только после В е л и ­ кой Октябрьской социал иста, ческой революции появился первый станок. Сегодня этот город — большой индустри­ аль ны й центр, крупная здравница. Гости и хозяева обм еня­ лись подарками. Э к и п аж у была преподнесена картина вида озера Севан кисти х'у. дожника X. А. К араб екяна. Д ел егац ия ознакомилась с судном. В ее честь был дан торж ественный обед. И. МАВЗЮТОВ. Капитан Э ТОТ ГОД для Рудоль­ фа Михайловича Ор­ лова , капитана IЮТ- 1310 «Жиздра» Архангель­ ского тралового флота, бо­ гат юбилеями: исполняется 30 лет е тех пор. как он стал моряком. 20 лет назад стал капитаном А совсем недавно Рудольф .Михайло­ вич и Ннііа Александровна Орловы праздновали свой • серебряный» юбилей. Любовь к морю н семье Орловых переда палет» из по­ коления в поколение: были моряками и дед и отец Р у ­ дольфа Михайловича. А сам он ті 15 лет ушел в море. Затем были годы учебы, долгие месяцы работы на промысле. С тареньки й РТ «Ж и зд р а » , капитаном которого стал Р у ­ дол ьф Михайлович, вдруг приобрел широкую извест­ ность: все годы семилетки прочно у д е рж и в ал первое место к социалистическом соревновании. Д е в я та я пя­ тилетка выполнена за три с половиной года. Тогда к ап и­ тану Орлову был вручен орден Трудового Красного Знам ен и, его ф о т о гр а ф и я по­ м ещена па Доску почета на ВДНХ. Р Т <Жнздра» доживал последние дни, а на смену шел новый ІІСТ, п р и н я в ­ ший вместе с именем т р у ­ довую славу своего пр е д ­ шественника. И капитаном его был назначен коммунист Орлов. 2 8 шоня 1979 года ком­ сомольско-молодежный эки­ паж ПСТ «Ж и зд р а » р а п о р ­ товал о выполнении плана четырех лет пятилетки. При. няты е моряками повышен­ ные социалистические о б я з а ­ тельства: годовой план — « Жиздры » к Дню рыбака — перекры­ ты Экипажу было присвое­ но звание коллектива ком­ мунистического труда. Жиздра — небольшой го­ родок в Калужской области по праву гордитс-н своим морским тезкой. Комілшо іь- ііы судна ведут переписку с юными гражданами города, рассказывают о своих делах и замыслах, с интересом узнают о жизни мо 1 одеж и в далекой от моря Жиздре. 3 0 лет в море — богатый опыт. 11 Р у д о л ьф Ми хайло­ вич щ едро делится им с мо­ л одежью Пока капитал О р ­ лов был в отпуске, экипаж «Ж и зд р ы » во зглавл ял Н и ко­ лай Цыкар'ев, окончивший Мурм анское мореходное учи. л нщ е и перенявший у Р у ­ д о л ьф а Михайловича бес­ предельную любовь к морю и своей профессии, т р у д о ­ любие и творческий поиск. С тарш им помощником капи­ тана ушел в рейс и другой воспитанник Р у д о л ьф а Ми­ хайловича — Павел Б урков. Экипаж ИСТ -.Жиздра» принял .социалистические о б язател ьства выполнить п я ­ тилетку к 6 3 -й годовщине Великого О ктября, но уже сегодня моряки уверенно го­ ворят: — Выполним к Дню ры ­ бака 19 8 0 года. У этой уверенности есть основания. Коллектив «•Жи­ зд ры * сплоченный, д р у ж ­ ный." В о згл ав л я ет его ком ­ мунист Орлов, дв аж ды удо­ стоенный зн ака «Отличник социалистического с оревно­ вания Министерства ры бно­ го хозяйства ССС Р » , доб­ рый и требовательный нас­ тавник и очень душевный человек. И. БЕРЕЗЮК. В Мурманске состоялся семинар актива народного контроля предприятий рыбной промышленности города. Дозорные обменялись опытом работы. На снимке: народные контролеры — участники семи­ нара (слева направо) токарь СРЗ-2 П. И. Мороз, помощ­ ник капитана подменного экипажа тралового флота В. М. Карпов, начальник радиостанции управления «Сев. рыбхолодфлот» П. В. Жабенок, маляр плавмастерскон тралового флота П. И. Бугаков. «ВАВЧУГА» - НОВОЕ СУДНО Теплоход спокойно шел по фарватеру, затем неожиданно развернулся и врезался в бе­ рег. Авария? Ничего подобного. Столь необычный маневр пре­ дусмотрен программой исиыта. ний нового судна, построенного в Советском Союзе. За к р еп и ть ся в нужном поло-, ,кении поперек течения тепло­ ходу помог кормовой якорь, которым он оснащен в отличие от обычных судов, имеющих носовой яко рь А затем вверх поднялась носовая часть кор­ пуса судна и на береговой от­ кос выдвинулась складная ап­ парель. По этому мосту из трю­ ма выехал бульдозер. Т ак на­ ча л ас ь р а згр у зка судна, кото­ рому не нужны причалы и не страшно мелководье. Это судно м аксимальным во­ дои зм ещ ен ием 2 2 6 5 тонн lit претендует на большую грузо­ подъемность. В порту з а гр у з­ ки, оборудованном причалами иди имеющем подходящие глу­ бины. она составляет всего 1 2 0 0 тонн. Но осадка теплохо­ да при этом ок аж ется лишь три метра. А с грузом до 4 00 тонн судно мож ет плавать и на двухметровой глубине. Т а ­ кая особенность позволяет ис­ пользовать новый теплоход при снабжении районов, труд­ нодоступных для обычного мор­ ского и речного транспорта. Р ейсы этого теплохода вы­ игрывают в рентабельности и при доставке малых партий, гр у за в разл и чны е пункты. • Любую грузовую операцию эк и п аж судна может осущест­ вить своими силами. С этой целью теплоход оборудован краном грузоподъемностью 12 тонн с 20-метровой стрелой. Есть в его хозяйстве и тр ак ­ тор. Р а з г р у з к а сыпучих грузов осущ ествляется с помощью 26- метрового ленточного тр ан ­ спортера, который иа специа­ льной раме выдвигается из бортового люка. А насосы и почти п о л укилом етровый шланг позволяет вести р а згр узку жидкого топлива. Первое в мире саморазгру- ж ающ ее с я судно, не требующее причалов, получило имя «Ваз- чуга» — по названию старин­ ного русского села на Севере, которое в X V II— ХѴШ веках славилось своими верф ями. Н а ­ дежность пл авани я «Вавчуги» в А р ктике обеспечивает л едо­ кол. С окончанием же арктиче­ ской навигации судно может быть использовано на любой внутренней линии — как р еч­ ной, так и морской. При длине 72 ,5 метра и ш и ­ рине 13 м етров «В авч уга» име­ ет скорость 10 узлов. Продол­ жительн ость его автономного пл авани я со ставл яет 10 суток. И спы тани я первого теплохода новой конструкции успешно з а ­ вершены . В. ТЮРИН. (АПН). о в с т в о Н о р в е г и и Р ы б о л (Продолжение. Нач. в № 94 —98). Ин тенсификация промы сла североморской скумбрии в с е ­ редине 60-х годов такж е при­ вела к подрыву запасов этого ценного объекта. Норвежские уловы скумбрии возросли с 10,4 тыс. т в 1 9 5 0 г. до 8 6 7 тыс. т а 19 67 г. (м ак сим ал ь­ ный уровень добычи); в после­ дующие годы произошло по­ степенное их снижение. В ре­ зультате принятых в 1 9 7 0 г. мер по регулированию пр омы с­ л а скумбрии ее уловы сн и зи ­ лись до 1 7 3 ,9 тыс. т в 1 9 77 г., что составило 68% от общего Кылова этого промыслового объ екта всеми странами. С ложивш ееся неблагоприят­ ное положение с традиционны ­ ми п ромы словыми объектами (сельдью, с к у м б р и е й ) . потребо­ вало быстрой переориентации норвежского кошелькового ф л о ­ та на промы сел других о б ъ ек ­ тов. Причем необходимо было приступить к облову таких ви­ дов рыб, промы сел которых мог вестись тем ж е флотом и теми ж е орудиями лова (к ош ел ьк о ­ вые невода), что и сел ьд ь и скумбрия. Одноврем енно новый объект ры боловства должен был обладать высокой числен­ ностью и быть пригодным для массовой переработки на муку н жир. Т аким объектом стала мойва, уловы которой в Б а р е н ­ цевом море возросли с 2 0 тыс. т в 19 6 4 г. до 2,1 млн. т. в 1 97 7 г. Н ор в еж ск и е уловы мойвы начинают быстро расти с 1965 г.; в 197 0 г они пре­ высили у р овен ь 1 млн. т, а в 1977 г. — 2 млн. т, что соста­ вило 6 7% от общего улова Норвегии. Весь улов почти полностью п е р ераб аты в ается на муку и рыбий жир. Т ак же, как и в прошлом при промы сле сельди, в настоящее врем я промы сел мойвы ведется по всему а р еа л у обитания, а на- правлени е сы р ц а на вы раб от­ ку муки и ж и р а ставит перед добывающим флотом задачу м аксим альной эксплуатации сы ­ рьевых запасов с целью пол­ ной за гр у зк и ры бомучны х з а ­ водов. Промы сел мойвы ведется Норвегией ие только в Б а р е н ­ цевом море, но такж е и в Се­ в еро-Западн ой А т л а н т и к е (С ЗА ) — у побережья Канады . Однако уловы в этом районе незначите льны по сравнению с Б а р е н ц е вы м морем и не пре­ вышают . 4 3 .8 тыс. т в год ( 1 9 7 6 г.) С 1977 г. начат экс. пер им ен тал ьный лов мойвы у берегов о. Ян-Майен и Восточ­ ной Гренландии. Б о л ьш а я часть мойвы добы ­ вается в зимне-весенний период во в р е м я .миграции косяков па нерест в пр и бр еж ны е воды С е­ верной Норвегии и Зап адн о го Мурм ана. Л етне-осенняя на­ г ульн ая мойва образует скоп­ лен ия в северных, северо-вос­ точных и северо-зап адны х рай­ онах Б ар ен ц ев а моря. Однако зимне-весенний промы сел мой­ вы 1 9 7 8 г. из-за плохих погод­ ных условии о к азал ся хуже, чем в п реды дущ ие годы (0,8 млн. т по сравнению-с 1,2 млн. т в 1 9 7 6 г. и. 1,4 млн. т в 1 97 7 г.) Д е п артам ен т рыболов­ ства Норвегии с целью ритмич­ ной загр узки рыбомучных з а ­ водов установил на этот период одностороннюю квоту вы лова мойвы дл я но р веж ских судов (1,1 млн. т), котор ая впервые о к а з а л а с ь невыбранной. С конца 60-х годов резко возрос промы сел донных видов — лофотено-баренцевоморских трески, пикши, сайды, на ко­ торы е в 1 9 7 0 г. приходилось 2 2 ,1% , а в 1 9 7 7 г, — 13,5% н орвеж ских уловов. Среднегодовой улов флотом Норвегии аркто-норвежской трески, обитающей в Н о р в еж ­ ском и Б ар ен ц ев ом морях (от Л оф о тенских островов до Но­ вой З ем ли на востоке и вдоль Западного Шп ицбергена на се­ вере). составил 2 7 1 ,3 тыс. т в 1 9 4 6— 1 9 7 3 гг. М ак сим ал ьный уровень добычи (407 тыс. т) был достигнут в 1971 г., что говорит о некотором н а р ащ и в а ­ нии промыслового усилия в конце 60-х — начале 70-х. го­ дов; в 1 9 7 7 г. норвежские уло­ вы трески составили 2 8 7 ,3 тыс. т. В. ЗИЛАНОВ. Л . ЯНИК. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz