Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

Гастроли Мурманского драматического театра б Петрозаводске Миф о певце Орфее не толь, fv- подсказал американскому драматургу Т. Уильямсу заго­ ловок его знаменитой пьесы, но і : определил ее смысловой ри­ сунок — тему трагической борьбы одиночки за свое сча­ стье в условиях современной Америки. Режиссер Г. Михайлов {вме­ сте с оформителем — заслу­ женным' художником РСФСР В. Чудзиным) избрали верный путь — выявить гуманистиче­ ский пафос пьесы, те ценности, которые отстаивают главные герои ценой жизни. История любви двух «чужаков» — гита­ риста Вэла — ” бродяги и доче­ ри «итальяшки» где-то в захо­ лустье американского Юга — рассказана с «голоса автора», в довольно близком следовании и букве, и духу текста (об одном лишь отступлении речь пойдет ниже). Лирико-философская драма Уильямса — всегда нелегкое испытание творческих возмож­ ностей любого театра, особенно «Орфей.,.», одна из «наиболее трудных пьес», по признанию самого автора. Подход поста­ новщика определяет, в конеч­ ном счете, акценты в спектак­ ле. Поэтому важнейшие приме­ ты драмы Уильямса — соци­ альный контекст, мощная пла- ' стика жеста, философская сим­ волика — выявлены в разной степени и в связи с общим замыслом постановки Мурман­ ского театра. Явное предпочтение в спек­ такле «Орфей ...%■ отдано соци­ альной прорисовке среды — того «ада* американского Юга. где окажется новоявленный Орфей — гитарист Вэл. С са­ мого начала спектакля — раз­ говора двух завзятых сплетниц Долли и Быолы (артисты Г, Иванченко и К. Лелянова) до финальной сцены лпнча уси_ яивается атмосфера «больного общества», где царят -одиноче­ ство и вражда, насилие и по­ гоня за наживой. Этот обоб­ щенный образ американского Юга выявлен благодаря сла­ женной игре актерского ан­ самбля. Лицемерные святоши Ева и сестрица Темпл (артисты М. Бокадорова и Ф. Шевяко- ва) искусно паразитируют на несчастьях других. Зловещей силой веет от «южных джент­ льменов» с ножами — пары разбитных обывателей Короты­ ша (артист В. Рачило) и Пса дХ™Л» - Москва. Московскиіі метал­ лургический завод «Серп и мо­ лот» переживает свое второе рождение. Сооружаются новые производственные цехн, рекон­ струируются старые. Обновля­ ется Дворец культуры предпри­ ятия, построенный еще в годы первых пятилеток, а заводские спортсмены скоро получат но­ вый крытый легкоатлетический манеж. Каждый год предприятие вводит в эксплуатацию новые жилые здания. Вот и в этом году сто рабочих семей стали новоселами. 8 шестнадцатн- этажном доме со всеми удобст­ вами построенном на средства завода, квартиры имеют улуч­ шенную планировку. На снимке: новый жилой дом, сооружается на средства заво­ да «Серп н молот». Фото В. Кошевого. (Фотохроника TA.CC) . Хэмма (арт. В. Ерасов). Запом­ нится зрителям и артист В. Ле- репелицын в роли шерифа Тол- бета. Его герой плох не сам по себе, а потому, что ревност­ но служит дурным законам (вспомним, как веско преду­ преждает он Вэла: «Да не па­ дут на тебя, паренек, в этом графстве лучи восходящего солнца!»). Краски религиозной экзальтации, доходящей до ис­ терии, вносит в эту картину «больной Америки» жена шери­ фа (артистка Ю. Талько), Но, пожалуй, самый важный пер­ сонажен — и хорошим и труд­ ным — как бы влачится тень из царства природы. Так, Джеіг ба он сравнивает с волком, сподручный Джейба назван Пес Хэмма. Вэл-гитарист говорит о привольной, чистой жизни си­ ней птицы, его возлюбленная, воскресшая к жизни, упомина­ е т о сухой зацветшей смоков­ нице. Колдун — дядюшка Пле- зент (арт. В, Вагайцев) ивовсе принадлежит этому царству — темной магии первобытности. Все эти уподобления Т. Уиль­ ямса оборачиваются огромным У д е л о д ш н о к и х О спектакле «Орфей спускается в ад» сонаж этого плана — образ владельца магазина Джейба Торренса, созданный заслужен­ ным артистом РСФСР О. Леля новым. Джейб появляется на сцене нечасто, но присутствие этого живого трупа, главаря местных куклуксклановцев, действующие лица ощущают постоянно. От Джейба — Леля_ нова несет могильным холодом. Словно мертвец, который «хва­ тает живого», он люто ненави­ дит все чуждое ему — прояв­ ления человечности, духовной свободы и радости жить. Уси­ лиями таких, как он, создано общество, где есть злове­ щая среда «местных патрио­ тов». и пришлые чужаки, где «людей покупают и продают, как свиные туши в мясной лавке». Он — гарант этого «ада», где гибнут непокорные и бунтующие натуры. Когда в финале спектакля травят и линчуют в темноте Вэла и раз­ даются его смертные крики, ка­ жется, что под покровом ночи эти благодушные, лицемерные, истеричные обыватели — все. как один, — превратились в кошмарные сонмища джейбов. Но, повторим, театр Т. Уиль­ ямса — многомерен, противо­ речив и непривычен. Порой он кажется излишне натуралистич­ ным, чрезмерно обнаженным, особенно в том, что касается тайн человека. Американский драматург по-своему отзывает­ ся на бездуховность буржуаз­ ного общества, представляя его биологически-опрощенно. сбли­ жая нормы общественных от­ ношений с законами природы. Почти за каждым из его пер- напором на стихию чувств, на природные начала в человеке, что, в свою очередь, предпола­ гает и особый способ их вопло­ щения — его пластический те­ атр, Свободно владея языком открытой и целомудренной чувственности, Т. Уильяме в то же время перенажимает на теме стихийно-диких инстинктов человека. И непросто найти равновесие между крайностями мышления драматурга. Наи­ большая удача постановки «Ор­ фей...» — образ главной геро­ ини Лейди Торренс в исполне­ нии артистки А. Семенишииой. Именно Лейди-Семегшшина окажется в гуще все^ событий, когда в городке объявится «за­ летная птица» — музыкант Вэл. Казалось бы, здесь и иг­ рать «во вся тяжкие». Но акт­ рисе как раз и удастся озарить мир бездуховности и обыва­ тельщины смыслом и высокой страстью — высвобождением человека из ада корысти и продажности, чистым чувством безоглядной любви. Правда, нельзя не заметить, что акт­ риса порой густо кладет крас­ ки, едва ли не упиваясь эф­ фектом контраста (в сцене пер­ вого объяснения с Взлом она вначале предстанет почти от­ талкивающе-безобразной скря­ гой, чтобы затем расцвести в ореоле страсти-любви в фи­ нале спектакля). Некоторая монотонность надрыва затрону­ ла другой важный образ — смутьянки и дикарки Кэрол (ее играет увлеченно артистка Л. Поволоцкая). Метания Кэ­ рол порой поданы однопланово — как влечение к Вэлу. хотя в ш ФАБРИКА КИСЛОРОДА ІІо подсчетам ученых, оби­ тающие в морях и океанах во­ доросли выделяют 10 тысяч тонн кислорода в секунду, что составляет 90 процентов от об­ щего количества кислорода, вы. рабатываемого 'всей раститель­ ностью планеты. Этот факт, в частности, объясняет то, что и у самого моря, на побережье, и вдали человеку так легко дышится. Щ ПОЛЯРНАЯ ГАЛЕРА ^іогда сообщается о находке очередной затонувшей галеры, кажется само собой разумею­ щимся. что речь идет о районе тропиков, или субтропиков, ска­ жем, в Карибском море или Ат­ лантике у Наветренных остро­ вов. Однако" недавно канадские археологи при подводных ис­ следованиях наткнулись на ис­ панскую галеру XVI века, за­ тонувшую в... 250 милях се­ вернее порта Сент-Джонс (Нью­ фаундленд). Это первая наход­ ка такого рода в северных мо­ рях. этом образе уже видится про­ роческий портрет молодого по­ коления бунтарей 60-х годов. Мы подошли к философско- поэтическому плану пьесы Т. Уильямса — к образу глав­ ного героя музыканта Вэла. Этот образ — ключевой. В ре­ цензируемом спектакле Вэла играет артист В. Стоменок. В пьесе <Орфей спускается в ад» Вэл наделен некоей магической силой, сродни его древнему со­ брату. Его появление в город­ ке перевернет души людей, и прежде всего потому, что он — живой, духовно щедрый .чело­ век. а не стандарт американ­ ца. Его магия таится в его ис­ кусстве петь и одарять других богатством своей души. Оттого так тянутся к нему и Кэрол, н Лейди. Оттого его ненавидят Дзрейб и его присные. Он рас­ ковывает души, он возрождает в них любовь. Как раз Вэл и раскрывает символический смысл любви у Т. Уильямса, для которого любовь — не просто высокая страсть, а мо­ дель подлинных человеческих отношений. Артист В. Стоменок неволь­ но играет своего героя таким, каким его видят со стороны: для обывателей это подозри­ тельный бездельник, лоботряс с гитарой, для других он — оба­ ятельный бродяга, славный проходимец. Но как Орфей — как поэт-мессия — этот образ в спектакле не состоялся (ги­ тара так и останется у Вэла- Стоменка скорее знаком его за­ нятий, а не орудием в борьбе за души: Орфей без звучащей кифары). В целом же спек­ такль Мурманского театра на языке зрелого искусства рас­ сказывает нашим зрителям о том. что мир наживы, нетерпи­ мости и отчуждения не одо­ леть одиночкам. Л. МАЛЬЧУКОВ. («Ленинская правда»). Томский композитор Влади­ мир Лавриненко (на снимке) свой творческий путь начал в самодеятельном коллективе на­ родного хора электролампового завода. Здесь родились его пер вые песни. За двадцать лет их написано более трехсот. Почти все произведения посвящены родной природе, людям, преоб­ разующим суровый сибирский край. Песин исполняют акаде­ мический хор имени Пятницко­ го, Сибирский и Омский народ­ ные хоры .. Фото В. Казанцева. (Фотохроника ТАСС). Редактор А . А . М И Р О Н О В . С промысла В ПОП? СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-331 «М урманчанин», РТ-270 «Д убоссары », РТ-301 «М о з д о к , УПС «Борис Сафонов*. ТР «И р ­ кутск». ЗАВТРА: РТ-320 «Мирный», PG* 104 «Гранули т», ПСТ-1327 « Ки­ рова каи*, ПСТ -1304 «Кижи». « ВОТ ТАК УЛОВЫ!.. Житель поселка Маймакеа, что под Архангельском, С. О. Дружинин, распотрошив только что пойманного окуня, быЛ не­ мало удивлен, когда увидел на своей ладони... золотую се­ режку! Может быть, н следую­ щий улов окажется золотым, или же вторая сережка оста­ лась в ухе незадачливой хозяй­ ки? Не думали Александр и Ва­ лентина Тараны, супруги из Днепропетровска, что вылов­ ленная в Днепре трехкилограм­ мовая щука преподнесет им такой сюрприз. Разделывая рыбу, Валентина обнаружила... часы. Еще более удивилась она тому, что они очень напоми­ нали ее собственные. Когда супруги стали искать их и не нашли, то поняли, что произо­ шло. Помогая мужу на рыбал­ ке. жена не заметила, как об­ ронила в воду часы. Щука кружила, вероятно, около при­ манки и приняла блестящую вещицу за добычу. • Э Л Ь Б А М О Л О Д Е Е Т Эльба прощается со старин­ ными колесными пароходами, которые некогда были ее гор­ достью. Для Эльбы колесные суда были типичны. Впервые они появились здесь 140 лет назад. Сегодня им на смену приходит новое поколение речных тепло­ ходов. МУРМАНСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ Ш 18 ПРОВОДИТ ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ Училище готовит квалифицированных рабочих для Мурман­ ского рыбообрабатывающего комбината и кадры рядового плаз состава для судов флотов рыбной промышленности на специ­ альностям: электрик судовой, моторист судовой 1 класса, аппаратчик стерилизации (с умением выполнять обработку, варку, вяление и копчение рыбы), машинист судовой котельный 1 класса, рефмашиинст судовой 1 класса. На специальность аппаратчика стерилизации принимаются девушки с образованием 10 классов (возраст не менее 17,5 лет), годные по состоянию здоровья для работы на рыбокомби­ нате. В группы плавсостава принимаются лица, окончившие слу­ жбу в рядах Советской Армии, и юноши, достигшие 17,5 лет,, с образованием 10 классов, годные по состоянию здоровья для работы на судах флотов рыбной промышленности. Срок обучения 1 год. Время обучения в училище засчиты­ вается в непрерывный тру-довой стаж. Иногородним учащимся из числа вѵшкам предоставляется общежитие. Всем окончившим училище предоставляется работа на Мурманском рыбокомбинате и на судах флотов Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба». Прием заявлений продолжается. Начало занятий в группах навсостава: с 1 октября (без предоставления общежития), с 10 января 1980 года, аппаратчики стерилизации — с 1 октября. Адрес училища: 183010, г. Мурманск, ул. Советская. 9-а Телефоны: 6-62-85. 6-20 97. военнослужащих и де- Администрация, партийный комитет, заводской коми, трт профсоюза с глубоким прискорбием извещают о кон­ чине одного из старейших работников завода-филиала № 1 объединения «Мурманская судоверфь», участника обороны Советского Заполярья БОГДАНОВА Михаила Федоровича и выражают искреннее соболезнование родным и близ­ ким покойного. «Рыбный М у р м а н » . Индекс 5 2 3 8 1 . Цена 1 экз. — 2 кзо. М урманская областная типография, г, М урманск. Вак. 3938 ПН-06959,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz