Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
Гастроли Мурманского драматического театра б Петрозаводске Миф о певце Орфее не толь, fv- подсказал американскому драматургу Т. Уильямсу заго ловок его знаменитой пьесы, но і : определил ее смысловой ри сунок — тему трагической борьбы одиночки за свое сча стье в условиях современной Америки. Режиссер Г. Михайлов {вме сте с оформителем — заслу женным' художником РСФСР В. Чудзиным) избрали верный путь — выявить гуманистиче ский пафос пьесы, те ценности, которые отстаивают главные герои ценой жизни. История любви двух «чужаков» — гита риста Вэла — ” бродяги и доче ри «итальяшки» где-то в захо лустье американского Юга — рассказана с «голоса автора», в довольно близком следовании и букве, и духу текста (об одном лишь отступлении речь пойдет ниже). Лирико-философская драма Уильямса — всегда нелегкое испытание творческих возмож ностей любого театра, особенно «Орфей.,.», одна из «наиболее трудных пьес», по признанию самого автора. Подход поста новщика определяет, в конеч ном счете, акценты в спектак ле. Поэтому важнейшие приме ты драмы Уильямса — соци альный контекст, мощная пла- ' стика жеста, философская сим волика — выявлены в разной степени и в связи с общим замыслом постановки Мурман ского театра. Явное предпочтение в спек такле «Орфей ...%■ отдано соци альной прорисовке среды — того «ада* американского Юга. где окажется новоявленный Орфей — гитарист Вэл. С са мого начала спектакля — раз говора двух завзятых сплетниц Долли и Быолы (артисты Г, Иванченко и К. Лелянова) до финальной сцены лпнча уси_ яивается атмосфера «больного общества», где царят -одиноче ство и вражда, насилие и по гоня за наживой. Этот обоб щенный образ американского Юга выявлен благодаря сла женной игре актерского ан самбля. Лицемерные святоши Ева и сестрица Темпл (артисты М. Бокадорова и Ф. Шевяко- ва) искусно паразитируют на несчастьях других. Зловещей силой веет от «южных джент льменов» с ножами — пары разбитных обывателей Короты ша (артист В. Рачило) и Пса дХ™Л» - Москва. Московскиіі метал лургический завод «Серп и мо лот» переживает свое второе рождение. Сооружаются новые производственные цехн, рекон струируются старые. Обновля ется Дворец культуры предпри ятия, построенный еще в годы первых пятилеток, а заводские спортсмены скоро получат но вый крытый легкоатлетический манеж. Каждый год предприятие вводит в эксплуатацию новые жилые здания. Вот и в этом году сто рабочих семей стали новоселами. 8 шестнадцатн- этажном доме со всеми удобст вами построенном на средства завода, квартиры имеют улуч шенную планировку. На снимке: новый жилой дом, сооружается на средства заво да «Серп н молот». Фото В. Кошевого. (Фотохроника TA.CC) . Хэмма (арт. В. Ерасов). Запом нится зрителям и артист В. Ле- репелицын в роли шерифа Тол- бета. Его герой плох не сам по себе, а потому, что ревност но служит дурным законам (вспомним, как веско преду преждает он Вэла: «Да не па дут на тебя, паренек, в этом графстве лучи восходящего солнца!»). Краски религиозной экзальтации, доходящей до ис терии, вносит в эту картину «больной Америки» жена шери фа (артистка Ю. Талько), Но, пожалуй, самый важный пер сонажен — и хорошим и труд ным — как бы влачится тень из царства природы. Так, Джеіг ба он сравнивает с волком, сподручный Джейба назван Пес Хэмма. Вэл-гитарист говорит о привольной, чистой жизни си ней птицы, его возлюбленная, воскресшая к жизни, упомина е т о сухой зацветшей смоков нице. Колдун — дядюшка Пле- зент (арт. В, Вагайцев) ивовсе принадлежит этому царству — темной магии первобытности. Все эти уподобления Т. Уиль ямса оборачиваются огромным У д е л о д ш н о к и х О спектакле «Орфей спускается в ад» сонаж этого плана — образ владельца магазина Джейба Торренса, созданный заслужен ным артистом РСФСР О. Леля новым. Джейб появляется на сцене нечасто, но присутствие этого живого трупа, главаря местных куклуксклановцев, действующие лица ощущают постоянно. От Джейба — Леля_ нова несет могильным холодом. Словно мертвец, который «хва тает живого», он люто ненави дит все чуждое ему — прояв ления человечности, духовной свободы и радости жить. Уси лиями таких, как он, создано общество, где есть злове щая среда «местных патрио тов». и пришлые чужаки, где «людей покупают и продают, как свиные туши в мясной лавке». Он — гарант этого «ада», где гибнут непокорные и бунтующие натуры. Когда в финале спектакля травят и линчуют в темноте Вэла и раз даются его смертные крики, ка жется, что под покровом ночи эти благодушные, лицемерные, истеричные обыватели — все. как один, — превратились в кошмарные сонмища джейбов. Но, повторим, театр Т. Уиль ямса — многомерен, противо речив и непривычен. Порой он кажется излишне натуралистич ным, чрезмерно обнаженным, особенно в том, что касается тайн человека. Американский драматург по-своему отзывает ся на бездуховность буржуаз ного общества, представляя его биологически-опрощенно. сбли жая нормы общественных от ношений с законами природы. Почти за каждым из его пер- напором на стихию чувств, на природные начала в человеке, что, в свою очередь, предпола гает и особый способ их вопло щения — его пластический те атр, Свободно владея языком открытой и целомудренной чувственности, Т. Уильяме в то же время перенажимает на теме стихийно-диких инстинктов человека. И непросто найти равновесие между крайностями мышления драматурга. Наи большая удача постановки «Ор фей...» — образ главной геро ини Лейди Торренс в исполне нии артистки А. Семенишииой. Именно Лейди-Семегшшина окажется в гуще все^ событий, когда в городке объявится «за летная птица» — музыкант Вэл. Казалось бы, здесь и иг рать «во вся тяжкие». Но акт рисе как раз и удастся озарить мир бездуховности и обыва тельщины смыслом и высокой страстью — высвобождением человека из ада корысти и продажности, чистым чувством безоглядной любви. Правда, нельзя не заметить, что акт риса порой густо кладет крас ки, едва ли не упиваясь эф фектом контраста (в сцене пер вого объяснения с Взлом она вначале предстанет почти от талкивающе-безобразной скря гой, чтобы затем расцвести в ореоле страсти-любви в фи нале спектакля). Некоторая монотонность надрыва затрону ла другой важный образ — смутьянки и дикарки Кэрол (ее играет увлеченно артистка Л. Поволоцкая). Метания Кэ рол порой поданы однопланово — как влечение к Вэлу. хотя в ш ФАБРИКА КИСЛОРОДА ІІо подсчетам ученых, оби тающие в морях и океанах во доросли выделяют 10 тысяч тонн кислорода в секунду, что составляет 90 процентов от об щего количества кислорода, вы. рабатываемого 'всей раститель ностью планеты. Этот факт, в частности, объясняет то, что и у самого моря, на побережье, и вдали человеку так легко дышится. Щ ПОЛЯРНАЯ ГАЛЕРА ^іогда сообщается о находке очередной затонувшей галеры, кажется само собой разумею щимся. что речь идет о районе тропиков, или субтропиков, ска жем, в Карибском море или Ат лантике у Наветренных остро вов. Однако" недавно канадские археологи при подводных ис следованиях наткнулись на ис панскую галеру XVI века, за тонувшую в... 250 милях се вернее порта Сент-Джонс (Нью фаундленд). Это первая наход ка такого рода в северных мо рях. этом образе уже видится про роческий портрет молодого по коления бунтарей 60-х годов. Мы подошли к философско- поэтическому плану пьесы Т. Уильямса — к образу глав ного героя музыканта Вэла. Этот образ — ключевой. В ре цензируемом спектакле Вэла играет артист В. Стоменок. В пьесе <Орфей спускается в ад» Вэл наделен некоей магической силой, сродни его древнему со брату. Его появление в город ке перевернет души людей, и прежде всего потому, что он — живой, духовно щедрый .чело век. а не стандарт американ ца. Его магия таится в его ис кусстве петь и одарять других богатством своей души. Оттого так тянутся к нему и Кэрол, н Лейди. Оттого его ненавидят Дзрейб и его присные. Он рас ковывает души, он возрождает в них любовь. Как раз Вэл и раскрывает символический смысл любви у Т. Уильямса, для которого любовь — не просто высокая страсть, а мо дель подлинных человеческих отношений. Артист В. Стоменок неволь но играет своего героя таким, каким его видят со стороны: для обывателей это подозри тельный бездельник, лоботряс с гитарой, для других он — оба ятельный бродяга, славный проходимец. Но как Орфей — как поэт-мессия — этот образ в спектакле не состоялся (ги тара так и останется у Вэла- Стоменка скорее знаком его за нятий, а не орудием в борьбе за души: Орфей без звучащей кифары). В целом же спек такль Мурманского театра на языке зрелого искусства рас сказывает нашим зрителям о том. что мир наживы, нетерпи мости и отчуждения не одо леть одиночкам. Л. МАЛЬЧУКОВ. («Ленинская правда»). Томский композитор Влади мир Лавриненко (на снимке) свой творческий путь начал в самодеятельном коллективе на родного хора электролампового завода. Здесь родились его пер вые песни. За двадцать лет их написано более трехсот. Почти все произведения посвящены родной природе, людям, преоб разующим суровый сибирский край. Песин исполняют акаде мический хор имени Пятницко го, Сибирский и Омский народ ные хоры .. Фото В. Казанцева. (Фотохроника ТАСС). Редактор А . А . М И Р О Н О В . С промысла В ПОП? СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-331 «М урманчанин», РТ-270 «Д убоссары », РТ-301 «М о з д о к , УПС «Борис Сафонов*. ТР «И р кутск». ЗАВТРА: РТ-320 «Мирный», PG* 104 «Гранули т», ПСТ-1327 « Ки рова каи*, ПСТ -1304 «Кижи». « ВОТ ТАК УЛОВЫ!.. Житель поселка Маймакеа, что под Архангельском, С. О. Дружинин, распотрошив только что пойманного окуня, быЛ не мало удивлен, когда увидел на своей ладони... золотую се режку! Может быть, н следую щий улов окажется золотым, или же вторая сережка оста лась в ухе незадачливой хозяй ки? Не думали Александр и Ва лентина Тараны, супруги из Днепропетровска, что вылов ленная в Днепре трехкилограм мовая щука преподнесет им такой сюрприз. Разделывая рыбу, Валентина обнаружила... часы. Еще более удивилась она тому, что они очень напоми нали ее собственные. Когда супруги стали искать их и не нашли, то поняли, что произо шло. Помогая мужу на рыбал ке. жена не заметила, как об ронила в воду часы. Щука кружила, вероятно, около при манки и приняла блестящую вещицу за добычу. • Э Л Ь Б А М О Л О Д Е Е Т Эльба прощается со старин ными колесными пароходами, которые некогда были ее гор достью. Для Эльбы колесные суда были типичны. Впервые они появились здесь 140 лет назад. Сегодня им на смену приходит новое поколение речных тепло ходов. МУРМАНСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ Ш 18 ПРОВОДИТ ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ Училище готовит квалифицированных рабочих для Мурман ского рыбообрабатывающего комбината и кадры рядового плаз состава для судов флотов рыбной промышленности на специ альностям: электрик судовой, моторист судовой 1 класса, аппаратчик стерилизации (с умением выполнять обработку, варку, вяление и копчение рыбы), машинист судовой котельный 1 класса, рефмашиинст судовой 1 класса. На специальность аппаратчика стерилизации принимаются девушки с образованием 10 классов (возраст не менее 17,5 лет), годные по состоянию здоровья для работы на рыбокомби нате. В группы плавсостава принимаются лица, окончившие слу жбу в рядах Советской Армии, и юноши, достигшие 17,5 лет,, с образованием 10 классов, годные по состоянию здоровья для работы на судах флотов рыбной промышленности. Срок обучения 1 год. Время обучения в училище засчиты вается в непрерывный тру-довой стаж. Иногородним учащимся из числа вѵшкам предоставляется общежитие. Всем окончившим училище предоставляется работа на Мурманском рыбокомбинате и на судах флотов Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба». Прием заявлений продолжается. Начало занятий в группах навсостава: с 1 октября (без предоставления общежития), с 10 января 1980 года, аппаратчики стерилизации — с 1 октября. Адрес училища: 183010, г. Мурманск, ул. Советская. 9-а Телефоны: 6-62-85. 6-20 97. военнослужащих и де- Администрация, партийный комитет, заводской коми, трт профсоюза с глубоким прискорбием извещают о кон чине одного из старейших работников завода-филиала № 1 объединения «Мурманская судоверфь», участника обороны Советского Заполярья БОГДАНОВА Михаила Федоровича и выражают искреннее соболезнование родным и близ ким покойного. «Рыбный М у р м а н » . Индекс 5 2 3 8 1 . Цена 1 экз. — 2 кзо. М урманская областная типография, г, М урманск. Вак. 3938 ПН-06959,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz