Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

Д О Б Р Ы Й У ЖЕ ЗА ПОЛНОЧЬ ОН взглянул на календарь. Но прежде чем перевер­ нуть листок, посмотрел па об­ ратную сторону его. У Влади­ мира Александровича есть при­ вычка «узелки па память» за­ писывать на обратной сторо­ же листков перекидного кален­ даря, Взгляд задержался па по­ метке: «Советы молодым спе­ циалистам». Судно шло к родным бере­ гам. В тот раз ходили в райо­ ны Юго-Восточной Атлантики. Почти два месяца пролетели быстро. Осталось дней пять до Мурманска. И, как всегда, в тгп дни забот прибавляется. Сегодня он проверял состояние готовности судна к очередному рейсу, провел совещание с су­ доводителями, готовил доку­ ментацию к порту. 11 между заботами готовился выступить перед курсантами старших кур­ сов. А сейчас, глядя па эту за­ пись, задумался. Двойное чув- с т е о испытывал капнтан-дирек- тор: с одной стороны, жаль рас­ ставаться с ребятами. Боль­ шинство из них были на штат­ ных должностях и работали с огоньком. Освоили вопросы, предусмотренные учебной про­ граммой. С другой стороны, был доволен, что большинство чле­ нов экипажа стремится от всей души передать практические на­ выки молодым. Завтра он будет выступать... 23 года работает В. А. Гав­ рилов па флоте, из них более 10 — капитан-директором уче­ бно-производственного судна «Борис Сафонов». Сколько за­ бот н тревог пришлось пере­ жить за эти годы. Сколько обычных и непредвиденных слу­ чаев морской практики дове­ лось видеть ему. Он начал свою беседу с простого примера. — Пять лет назад на нашем судне проходил практику один курсант. Трудно давались ему навыки морской практики, к то­ му же был ой с ленцой. Вто­ рой недостаток особенно не правился боцману. Посмотрит, бывало, боцман на работу это­ го курсанта, вздохнет и скажет: — Сегодня ты на гречневую кашу не заработал. — А куда спешить? — слы­ шалось в ответ. Такие диалоги проходили почти каждый день. Спустя полгода, при стоянке судна в порту, ко мне зашел боцман, сказал, что тот кур­ сант снова прибыл на судно и попросил отправить его обрат­ но. А следом вошел 'курсант и предъявил направление па дол­ жность четвертого помощника капитана. Долго пришлось мо­ лодому судоводителю восста­ навливать авторитет в глазах боцмана и моряков Хоть и по­ здновато, но он понял, что тру­ диться надо всегда в полную силу. Этот пример говорит о том, что дисциплинированность и трудолюбие надо вырабаты­ вать еще до того как ступишь на судно. В. А. Гаврилов нмееет боль­ шой опыт лекторской работы. Уже несколько лет собирает он материалы о жизни и боевом пути дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Благо­ даря его инициативе на судне создана каюта боевой Славы, где собраны экспонаты о Б. Ф. Сафонове и славных защитни­ ках Советского Заполярья. Каюту-музей посещают в на­ чале рейса вновь прибывшие курсанты п члены экипажа. Нередко на судно приходят и школьники города. Всегда зна­ комство с ТР начинается с ка­ юты боевой Славы. И как пра­ вило, проводит беседы там ка­ питан-директор. Есть у Владимира Александ­ ровича и еще любимая тема: ■Славные трудовые и боевые флотские традиции». Богатый материал собран у него о том, что хорошего передается моря­ ками из поколения в поколе­ ние. Эту беседу он сопровож­ дает показом любительского ки­ нофильма, отснятого и монти­ рованного им нее. Он пропа­ гандист школы основ марксиз­ ма-ленинизма. Тщательно гото­ вится к занятиям. Много энергии отдает Влади­ мир Александрович лекционной работе, II каждая его беседа или лекция оставляет добрый след в памяти молодых. Не слу­ чайно среди лучших членов группы общества «Знание» уче­ бно-производственного судна «Борис Сафонов» его имя зна­ чится первым. В . Г Р Е Б Е Н Н И К О В . С Александром Константи­ новичем Субботиным мы встре­ тились на транспортном судне «Атлантика» управления «Сев- рыбхо.тодфлот». Судно только вернулось в порт приписки после месячного рейса, начи­ налась отгрузка в железнодо­ рожные вагоны рыбноіі муки, и дел у Александра Константи­ новича хватало на двоих. Но, несмотря па это, он четко вы­ полнял своп обязанности. Александр іюнстантниовпч любит море. По он не мурман­ чанин. В семье рабочего из Ки­ ровской области, где он родил­ ся, о море никто никогда не мечтал и в море не ходил. О море, рыбаках знали разве что по кинофильмам да из книг и считали такую работу трудной и опасной. В 1971 году он в торже. ственной обстановке получил диплом штурмана, изъявив же­ лание работать па судах управ­ ления «Севрыбхолодфлот», где Штурман і К. Су ббо т ин проходил практику. С его судьба неразрывно с этим флотом. Он х плавбазах «Феликс Ко ксей Хлобыстов», двинек» и «Рига». тех пор связана одил па », «Але- Северо- Щ — Наше транспортное судно «Атлантика», — говорил Алек­ сандр Константинович, — вете­ ран флота. II все таки тру­ диться на нем, как судоводите­ лю. интересно. Переходы из района в район чередуются швартовыми и грузовыми опе­ рациями. Мы передаем рыба­ кам топливо, питьевую воду, снабжаем их бочками и банка­ ми под консервы и пресервы, перевозим другие средства про­ изводства, без которых рыбаки обойтись не могут. Я считаю, что в море бесполезной работы не бывает, а потому надо чест­ но относиться к любому пору­ ченному делу. Я рад, что наш экипаж из рейса в рейс с зада­ нием хорошо справляется. Д . С Е Р Г Е Е В . Фото Б. Щукина. З и м а — к о н т р о л е р с т р о г и й З А БОТ А ОБ У С ЛОВ И Я Х Т Р УДА К о л л е к т и в фабрики ору­ дий лова, учитывая уро­ ки прошлой зимы, начал подготовку к очередному тако­ му климатическому периоду еще до окончания отопительно­ го сезона. Активно взялась за дело комиссия под председа­ тельством главного инженера В. И. Выборова. Многие рабо­ ты мы своими силами выпол­ нить не могли, поэтому заклю­ чили договоры о наладке при­ точно-вытяжных установок, об изготовлении централизованно­ го пульта управления вентиля­ ционными установками и их паспортизации. От этого в зна­ чительной мере зависят усло­ вия труда на всех участках про­ изводства нашего предприятия —одного из первых помощни­ ков промысла. Немало работ уже заверше­ но. Отремонтированы вентиля­ ция и запорная арматура, ре­ конструирована система горя­ чего водоснабжения, а другая система — отопления — про­ мыта гидроппевматнческнм способом, сделана профилакти­ ка электроосвещения — в дол­ гую полярную ночь без него ни одной операции по изготовле­ нию орудий лова не выпол­ нишь. Подготовка фабрики к работе в зимних условиях близится к завершению. В настоящее вре­ мя проводятся «косметика» теп- лоцентров, очистка и необходи­ мый ремонт канализации. Мур­ манский участок «Спецавтома- тики» закончил наладку авто­ матического управления при­ точных установок. «Промвен- тиляция» к 1 сентября выдаст паспорта на все вентиляцион­ ные установки. Вызывает лишь сомнение. что СМУ ВРИО <Севрыба» закончит монтаж пульта управления вентиляци­ онными установками к 1 сен­ тября. так как работы приоста­ новлены и начнутся не ранее этой даты. Близится к заверше­ нию наладка приборов учета теплоэнергии, которые ведет лаборатория энергохозяйства рыбного порта (и. о. начальни­ ка Б. Д. Столяров). Неоцени­ мую помощь в подготовке к работе в зимних условиях нам оказывают специалисты тепло­ вых сетей южного района рыб­ ного порта (начальник X. Г. Гайфуллин). Благодаря их со­ ветам и практическим делам нам удается выполнить меро­ приятия раньше намеченного срока. Есть и трудности. По Проек­ ту окна фабрики открываются наружу, а не вовнутрь здания, поэтому застеклить или помыть их не представляется возмож­ ным: для этого требуетя шар­ нирная автовышка. Но добиться ее. либо «выпросить > в какой- то организации — Целая проб­ лема. Вот уже несколько лет мы заказываем приборы учета теп- лоэиергии. Наконец, в конце прошлого года мы получили два прибора, а требуется их... пять. Хотелось, чтобы к нашей прось­ бе внимательнее отнеслись в УМТС ВРПО «Севрыба». До начала отопительного се­ зона осталось не так уж мно­ го времени. Но коллектив фаб­ рики уверен, что намеченные мероприятия будут выполнены своевременно. А . Т А Р А С О В , инженер-ме­ ханик фабрики орудий ло­ ва. В . Г . К О З Л О В С К И Й . В . И . К Р Ы Л О В А . Т . Н . Н И К И Т Е Н К О ( « С Е В Т Е Х Р Ы Б П Р О М » ). О П Т И М А Л Ь Н Ы Е Р Е Ж И М Ы П О Л У Ч Е Н И Я СОЛЕНОЙ, ПРЯНОЙ И МАРИНОВАНОЙ МОЙВЫ В 1971 — 1976 гг. ПІІНРО были разработаны технологиче­ ские процессы получения соле­ ной, пряной н маринованой мойвы, сконструирована меха­ низированная пиния приготов­ ления соленой мойвы произво­ дительностью 84 т готовой про­ дукции з сутки. Исследования показали, что н.з бареицсвоморской и ньюфа­ ундлендской зимне-весенней мойвы более 10 см и содержа­ нием жира в целой рыбе не ме­ нее 6,5% может быть получе­ на в бочках соленая, пряная и маринованая продукция хоро­ шего качества. Из летне-осен­ ней и зимне-весенней мойвы, содержащей в желудках каля- нус, такую продукцию готовить нельзя, так как при этом обра­ зуется большое количество «ло- панца». В производство можно на­ бавлять сырец, хранившийся на палубе при 0— 3*С не более суток. При плюсовой темпера­ туре мойву следует пересыпать /іьдом. В морской воде мойву хранить не рекомендуется из-за ее набухания. •ѴІойва простого и пряного лосола должна содержать 6— 12% соли (слабосоленая — 6— 8%, среднесоленая 9— 12%), маринованая — 6— 8% и иметь общую кислотность 0,3— 1,2%. Содержание соли свыше 12% отражается па вкусовых качествах продукта, а менее 6% —приводит к сни­ жению стойкости его в хране­ нии. Маринованая мойва с кислотностью менее 0,3 и бо­ лее 1,2% имеет низкие вкусо­ вые качества. При посоле мой­ вы в бочке соль рекомендуется применять в следующих дозах: для получения слабосоленой продукции простого и пряного посола 7— 9%, средне-соленой 10— 12% и маринованой 7— 9%. При производстве послед­ ней содержание пикеля (уксус­ но-солевого раствора) долж­ но быть равным 5%, соли 8%, кислоты — 6— 16% (0,3— 0,8% массы рыбы). Общая кислот­ ность готовой продукции оказы­ вается на 0,2— 0,4% выше, а содержание кислоты в рыбе -- на 0,2% ниже ее дозы. Рыбу перемешивают с 85— 90% дозы соли и специй. Ос­ тальной частью засыпают верх­ ний слой. Специи, предназна­ ченные для приготовления пря­ ной заливки следует также на­ правлять на пересыпку, по­ скольку многочисленными опы­ тами доказано, что в этом слу­ чае продукция по вкусовым данным не отличается от про­ дукции, полученной с примене­ нием пряной заливки. При ма­ риновании никель заливают по­ степенно, по мере заполнения бочки. Для посола или маринования, созревания и последующего хранения продукции оптималь­ ной является температура — 3 — 5°С. При температурах ры­ бы ниже 0° и помещения — — 3 — — 5°С обеспечивается нормальное просаливание или маринование, так как криоско- пическая точка сока мойвы, из-за насыщения поваренной солью, снижается быстрее, чем ее температура. Посол и мари­ нование можно вести и при более высоких температурах (до 10°С), однако в этом слу­ чае продукцию следует выдер­ живать не более трех суток во избежание резкого снижения ее стойкости при хранении. При температурах ниже — 8°С солить и мариновать мойву не рекомендуется, так как это приведет к замораживанию ры­ бы и тузлука или пикеля. При посоле, созревании и хранении в оптимальном тем­ пературном режиме (— 3 — — 5°С) соленая, пряная н ма- риноваиая мойва является стойким продуктом. Слабосо­ леная мойва простого и пря­ ного посола созревает в тече­ ние 2— 3 мес., а среднесоле- иая — 3— 4 мес. Первая может храниться 3— 5 мес., вторая— 5— 6 мес. Маринованая мойва созревает в течение 1,5— 2 мес. и может хранить­ ся 3— 1 мес. При темпе­ ратуре — 2— Н °С период со­ зревания и допустимый срок хранения сокращаются вдвое. Среднесоленая созревшая мой­ ва простого и пряного посола при 15— 18°С выдерживает хранение в течение J5— 20 сут., а при 22— 25°С — 3— 8 суток. Для приготовления мойвы про­ стого и пряного посола исполь­ зуют бочкн емкостью 50 л., для маринованой — 25 л. В таре большей емкости рыба дефоми- руется, а применение тары меньшей емкости ведет к уве­ личению трудоемкости и повы­ шению себестоимости продук­ ции. Во время наполнения боч­ ку необходимо встряхивать, по­ скольку при отстое усадки ры­ бы практически не происходит. При посоле вручную и дозе соли 7—9% в бочку емкостью 50 л вмещается 47 кг мойвы- сырца. а при дозировке соли 10— 12% — 46 кг. при меха­ низированном посоле—соответ­ ственно 48 н 47 кг. Из 48, 47. 46 кг мойвы-сыр­ ца получается соответственно 45. 44 и 43 кг готовой продук­ ции простого и пряного посола. После просаливания рыбы боч­ ка оказывается незаполненной. Для лучшего использования емкости тары необходимо либо добавить 2— 3 кг рыбы соот­ ветствующей солености, либо долить 3— 4 кг тузлука Слабо­ соленую рыбу следует доливать тузлуком плотностью 1, 10. среднесоленую — тузлуком плотностью 1,12 г/см3. Предла­ гаемый способ посола мойвы позволяет заранее знать выход готовой продукции. При .мариновании в бочку ем­ костью 25 л вмещается £1 кг рыбы-сырца, масса готовой про­ дукции составляет 19 кг. Установлено, что на 4-е сут­ ки в рыбу проникает 80— 90% всего диффундирующего в нее количества соли и кислоты. При — 3 — — 5°С выравнива­ ние концентраций кислоты и Со­ ли в рыбе и пикеле в процессе маринования происходит на 8— 12 сутки (в зависимости от размера и жирности мойвы), а соли в рыбе и тузлуке при по­ соле — 11— 20-е сутки. По разработанным режимам были приготовлены опытные партии мойвы: вручную соле­ ной и пряной (160 т) и на ме­ ханизированной линии — соле­ ной (243 т). Продукция успеш­ но выдержала перевозку по железной дороге и была реали­ зована . в различных городах страны. В 1977 г. на предпри­ ятиях и судах ВРПО «Севры­ ба» был начат массовой вы­ пуск этой продукции. Состав­ лена и передана промышленно­ сти техническая документации на соленую и пряную мойву-: При этом предусмотрен посол рыбы на СРТ, плавбазах и бе­ реговых предприятиях. Изготовлены и установлены на плавбазах <■ Севрыбхолод- флота» три механизированные линии посола мойвы. (<'Рыбное хозяйство*).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz