Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
Д О Б Р Ы Й У ЖЕ ЗА ПОЛНОЧЬ ОН взглянул на календарь. Но прежде чем перевер нуть листок, посмотрел па об ратную сторону его. У Влади мира Александровича есть при вычка «узелки па память» за писывать на обратной сторо же листков перекидного кален даря, Взгляд задержался па по метке: «Советы молодым спе циалистам». Судно шло к родным бере гам. В тот раз ходили в райо ны Юго-Восточной Атлантики. Почти два месяца пролетели быстро. Осталось дней пять до Мурманска. И, как всегда, в тгп дни забот прибавляется. Сегодня он проверял состояние готовности судна к очередному рейсу, провел совещание с су доводителями, готовил доку ментацию к порту. 11 между заботами готовился выступить перед курсантами старших кур сов. А сейчас, глядя па эту за пись, задумался. Двойное чув- с т е о испытывал капнтан-дирек- тор: с одной стороны, жаль рас ставаться с ребятами. Боль шинство из них были на штат ных должностях и работали с огоньком. Освоили вопросы, предусмотренные учебной про граммой. С другой стороны, был доволен, что большинство чле нов экипажа стремится от всей души передать практические на выки молодым. Завтра он будет выступать... 23 года работает В. А. Гав рилов па флоте, из них более 10 — капитан-директором уче бно-производственного судна «Борис Сафонов». Сколько за бот н тревог пришлось пере жить за эти годы. Сколько обычных и непредвиденных слу чаев морской практики дове лось видеть ему. Он начал свою беседу с простого примера. — Пять лет назад на нашем судне проходил практику один курсант. Трудно давались ему навыки морской практики, к то му же был ой с ленцой. Вто рой недостаток особенно не правился боцману. Посмотрит, бывало, боцман на работу это го курсанта, вздохнет и скажет: — Сегодня ты на гречневую кашу не заработал. — А куда спешить? — слы шалось в ответ. Такие диалоги проходили почти каждый день. Спустя полгода, при стоянке судна в порту, ко мне зашел боцман, сказал, что тот кур сант снова прибыл на судно и попросил отправить его обрат но. А следом вошел 'курсант и предъявил направление па дол жность четвертого помощника капитана. Долго пришлось мо лодому судоводителю восста навливать авторитет в глазах боцмана и моряков Хоть и по здновато, но он понял, что тру диться надо всегда в полную силу. Этот пример говорит о том, что дисциплинированность и трудолюбие надо вырабаты вать еще до того как ступишь на судно. В. А. Гаврилов нмееет боль шой опыт лекторской работы. Уже несколько лет собирает он материалы о жизни и боевом пути дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Благо даря его инициативе на судне создана каюта боевой Славы, где собраны экспонаты о Б. Ф. Сафонове и славных защитни ках Советского Заполярья. Каюту-музей посещают в на чале рейса вновь прибывшие курсанты п члены экипажа. Нередко на судно приходят и школьники города. Всегда зна комство с ТР начинается с ка юты боевой Славы. И как пра вило, проводит беседы там ка питан-директор. Есть у Владимира Александ ровича и еще любимая тема: ■Славные трудовые и боевые флотские традиции». Богатый материал собран у него о том, что хорошего передается моря ками из поколения в поколе ние. Эту беседу он сопровож дает показом любительского ки нофильма, отснятого и монти рованного им нее. Он пропа гандист школы основ марксиз ма-ленинизма. Тщательно гото вится к занятиям. Много энергии отдает Влади мир Александрович лекционной работе, II каждая его беседа или лекция оставляет добрый след в памяти молодых. Не слу чайно среди лучших членов группы общества «Знание» уче бно-производственного судна «Борис Сафонов» его имя зна чится первым. В . Г Р Е Б Е Н Н И К О В . С Александром Константи новичем Субботиным мы встре тились на транспортном судне «Атлантика» управления «Сев- рыбхо.тодфлот». Судно только вернулось в порт приписки после месячного рейса, начи налась отгрузка в железнодо рожные вагоны рыбноіі муки, и дел у Александра Константи новича хватало на двоих. Но, несмотря па это, он четко вы полнял своп обязанности. Александр іюнстантниовпч любит море. По он не мурман чанин. В семье рабочего из Ки ровской области, где он родил ся, о море никто никогда не мечтал и в море не ходил. О море, рыбаках знали разве что по кинофильмам да из книг и считали такую работу трудной и опасной. В 1971 году он в торже. ственной обстановке получил диплом штурмана, изъявив же лание работать па судах управ ления «Севрыбхолодфлот», где Штурман і К. Су ббо т ин проходил практику. С его судьба неразрывно с этим флотом. Он х плавбазах «Феликс Ко ксей Хлобыстов», двинек» и «Рига». тех пор связана одил па », «Але- Северо- Щ — Наше транспортное судно «Атлантика», — говорил Алек сандр Константинович, — вете ран флота. II все таки тру диться на нем, как судоводите лю. интересно. Переходы из района в район чередуются швартовыми и грузовыми опе рациями. Мы передаем рыба кам топливо, питьевую воду, снабжаем их бочками и банка ми под консервы и пресервы, перевозим другие средства про изводства, без которых рыбаки обойтись не могут. Я считаю, что в море бесполезной работы не бывает, а потому надо чест но относиться к любому пору ченному делу. Я рад, что наш экипаж из рейса в рейс с зада нием хорошо справляется. Д . С Е Р Г Е Е В . Фото Б. Щукина. З и м а — к о н т р о л е р с т р о г и й З А БОТ А ОБ У С ЛОВ И Я Х Т Р УДА К о л л е к т и в фабрики ору дий лова, учитывая уро ки прошлой зимы, начал подготовку к очередному тако му климатическому периоду еще до окончания отопительно го сезона. Активно взялась за дело комиссия под председа тельством главного инженера В. И. Выборова. Многие рабо ты мы своими силами выпол нить не могли, поэтому заклю чили договоры о наладке при точно-вытяжных установок, об изготовлении централизованно го пульта управления вентиля ционными установками и их паспортизации. От этого в зна чительной мере зависят усло вия труда на всех участках про изводства нашего предприятия —одного из первых помощни ков промысла. Немало работ уже заверше но. Отремонтированы вентиля ция и запорная арматура, ре конструирована система горя чего водоснабжения, а другая система — отопления — про мыта гидроппевматнческнм способом, сделана профилакти ка электроосвещения — в дол гую полярную ночь без него ни одной операции по изготовле нию орудий лова не выпол нишь. Подготовка фабрики к работе в зимних условиях близится к завершению. В настоящее вре мя проводятся «косметика» теп- лоцентров, очистка и необходи мый ремонт канализации. Мур манский участок «Спецавтома- тики» закончил наладку авто матического управления при точных установок. «Промвен- тиляция» к 1 сентября выдаст паспорта на все вентиляцион ные установки. Вызывает лишь сомнение. что СМУ ВРИО <Севрыба» закончит монтаж пульта управления вентиляци онными установками к 1 сен тября. так как работы приоста новлены и начнутся не ранее этой даты. Близится к заверше нию наладка приборов учета теплоэнергии, которые ведет лаборатория энергохозяйства рыбного порта (и. о. начальни ка Б. Д. Столяров). Неоцени мую помощь в подготовке к работе в зимних условиях нам оказывают специалисты тепло вых сетей южного района рыб ного порта (начальник X. Г. Гайфуллин). Благодаря их со ветам и практическим делам нам удается выполнить меро приятия раньше намеченного срока. Есть и трудности. По Проек ту окна фабрики открываются наружу, а не вовнутрь здания, поэтому застеклить или помыть их не представляется возмож ным: для этого требуетя шар нирная автовышка. Но добиться ее. либо «выпросить > в какой- то организации — Целая проб лема. Вот уже несколько лет мы заказываем приборы учета теп- лоэиергии. Наконец, в конце прошлого года мы получили два прибора, а требуется их... пять. Хотелось, чтобы к нашей прось бе внимательнее отнеслись в УМТС ВРПО «Севрыба». До начала отопительного се зона осталось не так уж мно го времени. Но коллектив фаб рики уверен, что намеченные мероприятия будут выполнены своевременно. А . Т А Р А С О В , инженер-ме ханик фабрики орудий ло ва. В . Г . К О З Л О В С К И Й . В . И . К Р Ы Л О В А . Т . Н . Н И К И Т Е Н К О ( « С Е В Т Е Х Р Ы Б П Р О М » ). О П Т И М А Л Ь Н Ы Е Р Е Ж И М Ы П О Л У Ч Е Н И Я СОЛЕНОЙ, ПРЯНОЙ И МАРИНОВАНОЙ МОЙВЫ В 1971 — 1976 гг. ПІІНРО были разработаны технологиче ские процессы получения соле ной, пряной н маринованой мойвы, сконструирована меха низированная пиния приготов ления соленой мойвы произво дительностью 84 т готовой про дукции з сутки. Исследования показали, что н.з бареицсвоморской и ньюфа ундлендской зимне-весенней мойвы более 10 см и содержа нием жира в целой рыбе не ме нее 6,5% может быть получе на в бочках соленая, пряная и маринованая продукция хоро шего качества. Из летне-осен ней и зимне-весенней мойвы, содержащей в желудках каля- нус, такую продукцию готовить нельзя, так как при этом обра зуется большое количество «ло- панца». В производство можно на бавлять сырец, хранившийся на палубе при 0— 3*С не более суток. При плюсовой темпера туре мойву следует пересыпать /іьдом. В морской воде мойву хранить не рекомендуется из-за ее набухания. •ѴІойва простого и пряного лосола должна содержать 6— 12% соли (слабосоленая — 6— 8%, среднесоленая 9— 12%), маринованая — 6— 8% и иметь общую кислотность 0,3— 1,2%. Содержание соли свыше 12% отражается па вкусовых качествах продукта, а менее 6% —приводит к сни жению стойкости его в хране нии. Маринованая мойва с кислотностью менее 0,3 и бо лее 1,2% имеет низкие вкусо вые качества. При посоле мой вы в бочке соль рекомендуется применять в следующих дозах: для получения слабосоленой продукции простого и пряного посола 7— 9%, средне-соленой 10— 12% и маринованой 7— 9%. При производстве послед ней содержание пикеля (уксус но-солевого раствора) долж но быть равным 5%, соли 8%, кислоты — 6— 16% (0,3— 0,8% массы рыбы). Общая кислот ность готовой продукции оказы вается на 0,2— 0,4% выше, а содержание кислоты в рыбе -- на 0,2% ниже ее дозы. Рыбу перемешивают с 85— 90% дозы соли и специй. Ос тальной частью засыпают верх ний слой. Специи, предназна ченные для приготовления пря ной заливки следует также на правлять на пересыпку, по скольку многочисленными опы тами доказано, что в этом слу чае продукция по вкусовым данным не отличается от про дукции, полученной с примене нием пряной заливки. При ма риновании никель заливают по степенно, по мере заполнения бочки. Для посола или маринования, созревания и последующего хранения продукции оптималь ной является температура — 3 — 5°С. При температурах ры бы ниже 0° и помещения — — 3 — — 5°С обеспечивается нормальное просаливание или маринование, так как криоско- пическая точка сока мойвы, из-за насыщения поваренной солью, снижается быстрее, чем ее температура. Посол и мари нование можно вести и при более высоких температурах (до 10°С), однако в этом слу чае продукцию следует выдер живать не более трех суток во избежание резкого снижения ее стойкости при хранении. При температурах ниже — 8°С солить и мариновать мойву не рекомендуется, так как это приведет к замораживанию ры бы и тузлука или пикеля. При посоле, созревании и хранении в оптимальном тем пературном режиме (— 3 — — 5°С) соленая, пряная н ма- риноваиая мойва является стойким продуктом. Слабосо леная мойва простого и пря ного посола созревает в тече ние 2— 3 мес., а среднесоле- иая — 3— 4 мес. Первая может храниться 3— 5 мес., вторая— 5— 6 мес. Маринованая мойва созревает в течение 1,5— 2 мес. и может хранить ся 3— 1 мес. При темпе ратуре — 2— Н °С период со зревания и допустимый срок хранения сокращаются вдвое. Среднесоленая созревшая мой ва простого и пряного посола при 15— 18°С выдерживает хранение в течение J5— 20 сут., а при 22— 25°С — 3— 8 суток. Для приготовления мойвы про стого и пряного посола исполь зуют бочкн емкостью 50 л., для маринованой — 25 л. В таре большей емкости рыба дефоми- руется, а применение тары меньшей емкости ведет к уве личению трудоемкости и повы шению себестоимости продук ции. Во время наполнения боч ку необходимо встряхивать, по скольку при отстое усадки ры бы практически не происходит. При посоле вручную и дозе соли 7—9% в бочку емкостью 50 л вмещается 47 кг мойвы- сырца. а при дозировке соли 10— 12% — 46 кг. при меха низированном посоле—соответ ственно 48 н 47 кг. Из 48, 47. 46 кг мойвы-сыр ца получается соответственно 45. 44 и 43 кг готовой продук ции простого и пряного посола. После просаливания рыбы боч ка оказывается незаполненной. Для лучшего использования емкости тары необходимо либо добавить 2— 3 кг рыбы соот ветствующей солености, либо долить 3— 4 кг тузлука Слабо соленую рыбу следует доливать тузлуком плотностью 1, 10. среднесоленую — тузлуком плотностью 1,12 г/см3. Предла гаемый способ посола мойвы позволяет заранее знать выход готовой продукции. При .мариновании в бочку ем костью 25 л вмещается £1 кг рыбы-сырца, масса готовой про дукции составляет 19 кг. Установлено, что на 4-е сут ки в рыбу проникает 80— 90% всего диффундирующего в нее количества соли и кислоты. При — 3 — — 5°С выравнива ние концентраций кислоты и Со ли в рыбе и пикеле в процессе маринования происходит на 8— 12 сутки (в зависимости от размера и жирности мойвы), а соли в рыбе и тузлуке при по соле — 11— 20-е сутки. По разработанным режимам были приготовлены опытные партии мойвы: вручную соле ной и пряной (160 т) и на ме ханизированной линии — соле ной (243 т). Продукция успеш но выдержала перевозку по железной дороге и была реали зована . в различных городах страны. В 1977 г. на предпри ятиях и судах ВРПО «Севры ба» был начат массовой вы пуск этой продукции. Состав лена и передана промышленно сти техническая документации на соленую и пряную мойву-: При этом предусмотрен посол рыбы на СРТ, плавбазах и бе реговых предприятиях. Изготовлены и установлены на плавбазах <■ Севрыбхолод- флота» три механизированные линии посола мойвы. (<'Рыбное хозяйство*).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz