Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

Ш « м м яисьме * * Рыбный Мурман» мастер *в добы­ че рыбы г р а м м г а флота П. Копылов высказал ирвеьбу — опубликовать материалы вб экономическом сотрудни­ честве СССР н Норвегии, о рыбной промышленности со­ седнего с нашей страной государства. В «Ры бн ом М у р м а н е » за 3 августа с. г. редакция опубликовала экономический очерк «В н еш н я я торговля С С С Р с Н о р в е ги е й ». С сегодняшнего номера начинается публикация серии статей под общим заголовком «Рыболовство Н о р в е ги и ». вания и рациональнее исполь­ зование запасов. Норвегия .ввела 200-мнльную ской зоны, а СССР экономическую зону вдоль сво- рения до 200 миль В результате введения Нор­ вегией 200-мильной экономпче- расши- морских его материкового побережья с районов, прилегающих к побе- 1 января 1977 г., а с 13 мая режыо страны в Баренцевом 1977 г издала «Предписания море, в целях регулирования по рыболовству и промыслу рыболовства вся активная ры- иностранцев в экономической боловная зона- этого моря ока- зоне Норвегии», на основании залась или под норвежской, или под советской юрисдик­ цией, В этой связи в Варен- Освещенне современного со­ стояния и перспектив развития проблем в связи с установле- норвежской, рыбной промыш­ ленности, а также сложивших­ ся взаимоотношений в области которых регламентируются по­ рядок и условия работы рыбо­ ловных судов других государств цевом море, как и в других Норвегии к решению серьезных в Баренцевом, Норвежском и морях, омывающих побережье Северном морях. Советский Союз ввел вре- нием нового правового режима рыболовства в СВА. СССР, в последние годы воз­ ник комплекс совершенно но- менные меры по сохранению вых проблем Советский Союз и Норвегия живых ресурсов и регулнрова- относится определение ч и с л у разме- онах Баренцева моря с 25 мая промысловых объектов и рас- Рыболовство Норвегии (Современное состояние и перспективы развития) рыболовства между СССР и по удельному объему улова за- нию рыболовства в прилегаю- ров общих допустимых уловов Норвегией представляется а к- нимают ведущее положение іцнх к побережью страны рай- (ОДУ) по отдельным 'видам туальпым. Это объясняется сРеДн других стран в этом рай- " тем, что в настоящее время _____________________________ все государства в Северо-Во- .............. ..... сточной Атлантике (СВА) вве­ ли 200-мильные рыболовные зоны, к тому же интересы Норвегии и СССР в области рыболовства тесно переплета­ ются в этом районе. Указан­ ные государства прежде всего заинтересованы в рациональ­ ном использовании и регулиро­ вании промысла морских жи­ вых ресурсов Баренцева, Грен­ ландского и Норвежского мо­ рей, где сырьевые запасы ос­ новных промысловых видов рыб представлены единым эко­ логическим комплексом. Сложившиеся добрососедские отношения между двумя стра­ нами, уходящие корнями в да­ лекое прошлое, являются ре­ альным выражением на прак­ тике принципа мирного сосу­ ществования ГОСуДарСТВ С 1533- ЛИЧНЫМ политическим строем. Подтверждением этому служит существующий подход СССР и one. На долю СССР и Норве­ гии приходится до 44.6 процен­ та от общего вылова рыбы в СВА и до 90 процентов от об­ щего вылова в Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. Основные промысловые виды рыб, добываемые в упо­ мянутых морях, полностью ли­ бо большую часть своего жиз­ ненного цикла проводят в во­ дах. подпадающих под юрис­ дикцию СССР и Норвегии. В этой связи становится очевид­ ной ответственность этих двух государств за меры регулиро- 1977 г Как ’ известно указан­ ные меры, предусмотренные советским законом, носят вре­ менный характер и будут ос­ таваться в силе только до при­ нятия иного законодательного акта (с учетом работы Конфе­ ренции ООН по морскому пра­ ву), определяющего режим, в советских прибрежных водах. Между тем ггорвежский закон устанавливает без всяких ого­ ворок 200-мильную экономиче­ скую зону с исключительным правом Норвегии на живые ре­ сурсы моря. пределенне их между сосед­ ними прибрежными государ­ ствами (с учетом того, что большинство видов распростра­ нено как в зоне СССР, так и Норвегии), а также проблема распределения излишков или выделения части квот «треть­ им странам». Не менее важ­ ными являются вопросы, свя­ занные с выработкой и приня­ тием совместных мер регулиро­ вания промысловых объектов, представляющих единый эко­ логический комплекс для двух зон. Соглашения о в области ры- аяреля 19 7 5 г. Взаимоотношения СССР и Норвегии в области морского рыболовства базируются- на межправительственных согла­ шениях о сотрудничестве в об­ ласти рыболовства от 11 апре­ ля 1975 г и о взаимных от­ ношениях в области рыболов­ ства от 15 октября 1976 г Эти соглашения позволяют двум го­ сударствам рассматривать и ре­ шать на взаимовыгодной осно­ ве все вопросы, связанные с рыболовством, в новых усло­ виях введения ■ 200-мильных зон. В развитие сотрудничестве боловства от 11 обе стороны учредили в том же году Сметанную советско- норвежскую комиссию по рыбо­ ловству. которая за три года провела совместно семь сес­ сий Результаты ее работы по­ казывают, что в условиях вве­ дения 200-мильных зон Комис­ сия является хорошим органом по рассмотрению и рекоменда­ циям правительствам обоих го- су царств „оптимальных решений К числу важных мероприя­ тий. осуществленных Норвегией за последние годы, относятся установление бестраловых зон в условиях открытого моря, подготовка и введение 200- мильной экономической зоны вдоль материкового побережья, объявление об установлении 200-мильной, так называемой рыбоохранной зоны вокруг ар­ хипелага Шпицберген и как следствие — переориентация норвежской рыбной промыш­ ленности наиболее интенсивное использование норвежским фло­ том запасов в этих районах. (Продолжение следует). Гастроли Мурманского областного драматического театра в Петрозаводске «ЧТОІ ДОМ БЫЛ чи сТьГ Й » Заметки о спектакле по пьесе Виктора Розова „Гнездо глухаря“ чВсе счастливые семьи по­ хожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастли­ ва по-своему». Что если исхо­ дя из этой мысли великого писателя, вникнуть в содержа­ ние новой пьесы Виктора Ро ­ зова. вникнуть с тем большим основанием, что вслед за на­ званием следуют определяю­ щие избранный автором жанр слова — «Семейные сцены». К какому разряду можно от­ нести семью Степана Алексе­ евича Судакова? К счастли­ вым; в чем сам он поначалу не сомневается, или, может быть, к несчастливым по-сво­ ему? Думается, ни то, ни дру­ гое не может здесь быть опре­ деляющим, ибо определяют суть пьесы не перипетии се­ мейных отношений, а суть тех общественных проблем, кото­ рые со всей свойственной ему м е т а ф о‘р и ч е с к о й остротой поднимает здесь Виктор Розов. А метафорическое начинает­ ся уже с названия пьесы — <Гнездо глухаря», то есть че­ ловека, до которого очень глу­ хо доходит смысл того, что происходит вокруг. Н сам он, в сущности, глух даже к тому значительному и важному, что испытывают обитатели гнезда: жена его Наталья Гавриловна и дети — Искра и Пров. Зато к зятю своему Ясюнину не глух Судаков. Он не устает восхищаться его талантами, сделав из этого человека поч­ ти икону, наподобие тех, что собрал, у себя в кабинете, соб­ рал, потому что это модно. Гнездо глухаря. Его с при­ стальным вниманием к дета­ лям воспроизвел на сцене з а ­ служенный художник РСФСР В. И. Чудзин. Такое же вни­ мание к нюансам, характеризу­ ющим психологическую атмос­ феру 4гнезда ■> и характер каж­ дого из живущих здесь людей, проявил постановщик спектак­ ля заслуженный деятель ис­ кусств РСФС Р В. 6 . Киселев. Следим за развитием дейст­ вия и вспоминаем о первой встрече с мурманчанами, про­ исшедшей вскоре после того, как в театр пришел новый главный режиссер В. В. Кисе­ лев. В театре многое измени­ лось с тех пор. Повысился уровень всей его творческой работы. Как-то само собоіі получи­ лось, что пишущий эти строки сначала смотрел интересно по­ ставленный тем же режиссером спектакль «Клоп», а затем уже «Гнездо глухаря». И естест­ венно, пришла мысль о. том, что некоторые герои Владими­ ра Маяковского, пройдя про­ цесс трансформации, в ином качестве предстали перед нами в пьесе Виктора Розова. Ко­ нечно, Прнсыпкин наших дней ничуть внешне не напоминает своего нэповского собрата: и умнее, и респектабельнее, и ученым званием обзавелся. Да и кому придет в голову обна­ руживать присыпкннские чер­ ты у талантливого человека, стремительно поднимающегося по служебной лестнице. А ведь есть же! Есть. И первым ощутил это мещанское, обывательское начало в муже своей сестры девятиклассник Пров. Это он перед финалом произносит слова, вынесенные нами в заголовок: <Я хо­ чу, чтоб дом был чистый». Гнездо глухаря сверкает чи­ стотой. и однако сюда пробра­ лось клопиное отношение к жизни. Хозяин дома воевал. Хорошо • воевал. А вот потом постепенно стало засасывать его потребительское, мелкое. Принцип '«рука руку моет» стал для Судакова привычным, даже основополагающим. И это очень убедительно показывает исполнитель роли заслуженный артист РСФС Р В. II. Ка.мкнн. Его Судаков настолько уверо­ вал в естественность такой жизненной практики, что и на мгновение не задумывается над тем, что практика эта противо­ речит идеалам его собственной юности, его молодости. Где уж ему понять мятущуюся душу дочери, помочь в моральном становлении сыну, увидеть то положение рабы вещей, в которое ввергнута жена. Он, Судаков, все знает, все пони­ мает. а другие члены его се­ мьи (за исключением Егора, конечно) способны только за­ блуждаться. Каким горьким будет про­ зрение! Одной ій кульминационных в спектакле становится гцена в конце первого акта, когда Су­ даков видит дочь коленопрек­ лоненной у его обреченных быть сувенирами древних икон: <Плюй на них!» — восклицает он И тут свое решительное слово произносит Наталья Гав­ риловна: — Тихо! Сделал из меня домашнюю курицу. Думаешь, совсем переродилась?. Я не до конца твоей этой жизнью при­ шиблена. Уют он нам, видите, создал, жратву. А хочешь, я сейчас все это твое шмотье в окошко повыкидываю! Я тебе так дверью хлопну, ты меня потом обратно и Новодевичьим кладбищем не заманишь! В этом взрыве раскрывается сполна фронтовичка Наталья; сдержанный, но твердый ха­ рактер которой последователь­ но раскрывает артистка М. Н. Бокадорова. И есть в семье глухаря еще два характера Это дочь Искра, внешне ничем не показываю­ щая ту бурю, которая сотряса­ ет ее с тех пор. как она поня­ ла. что такое Егор. В этой ро­ ли заслуженная артистка Р СФС Р М. П. Скоромникова начисто отказывается от мело­ драматического, от внешних проявлений чувств своей геро­ ини. Как и у матери, у нее свой фронт, свой передний край, и в решительных- мину­ ты она одерживает духовную победу. Совсем иной, до конца от­ крытый, казалось, наивный, но видящий, может быть, больше всех — Пров (артист С. А. Кирсанов) В этой роли моло­ дой исполнитель сумел пока­ зать те лучшие черты благо­ родства и чистоты, которые роднят его с героями первых пьес Виктора Розова. В чем-то у него положение сложнее, чем у них. Он не может кру­ шить отцовской саблей поли­ рованную мебель обывателей, да и оружие отца его давно притупилось. У Прова свое оружие, своя мораль, которая бросает его на колени в фина­ ле первого акта и заставляет, воскликнуть с юношеской за­ пальчивостью и с подлинной болью: «Господи, сделай так. чтобы Егор сдох!» Хочется отдать должное акте­ ру: без нажима он добивается того, чего ждут от него автор и режиссер: от общения с этой личностью зритель выносит ощущение веры в то. что на таких людей, когда они обре­ тут крылья, можно будет по­ ложиться. Под стать Прову и его при­ ятельница Зоя (артистка Л. В. ГІоволоцкая). Удался в спек­ такле и образ ее матери (ар­ тистка К. Н. Лелянова), уда­ лись и другие образы, пусть и эпизодические, но от правиль­ ного решения которых, как все­ гда у Розова, много зависит. Это и землячка Судакова (ар­ тистка Е. В. Мазурова), и Ари­ адна (артистка А. П. Азарчен- ко). и Дзирелли (артист В. А. Перепелнцын) и другие. И все же что-есть Георгии Самсонович Ясюнии? Что есть Егор? Ведь, в сущности, тра­ гедия и вред Судаковых как раз в том и состоит, что они не могут отличить черное от бело­ го. плохое от хорошего даже в своей семье, даже в своем доме. Вот и Степан Алексе­ евич, умудренный жизненным опытом, делает из Ясюнгіна икону, всячески способствует жизненному успеху, только перед закрытием занавеса на­ чав понимать, что зажег зеле­ ный свет перед холодным эго­ истом в личной жизни, перед карьеристом на- службе. Почему же дал такого ма­ ху Судаков? Это - объясняется двумя причинами Первая из них состоит в том. что он — глухарь, человек, утративший моральные ' критерии Вторая причина в изощрении методов, во внешней обаятельности Ясю- іиша, спекулирующего своим с мужицким» происхождением, умеющего обвести вокруг паль­ ца и многоопытного начальни­ ка и его дочь. Именно в связи со всем этим нельзя не сказать о том, что исполнитель роли Егора В. П. Ерасов стремись показать мел­ кую сущность крупного прохо­ димца, делает это слишком прямолинейно Помните, на­ всегда уходя из квартиры Су­ даковых. Ясюнив залихватски подбрасывает ключ: мол, те­ перь ему уже нечего церемо­ ниться, Впереди — карьера, красивая жизнь... Это впереди. II по его мнению Но позади- то было то. что сумел обма­ нуть всех (кроме Прова), а как- раз это умение Егора во мно­ гом остается за кадром. Да, Ясюнин как будто сде­ лал карьеру. Но мы верим, что ненадолго. Верим, ибо, как и Пров, хотим, чтоб дом был чи­ стым. И в том. что пьеса Вик­ тора Розова, спектакль театра рождают именно такие мысли, — высокая гражданственность спектакля, его наступательное, светлое начало. И с . Б А Ц Е Р . («Л е ни н ск ая правда» 1 1 ав­ густа с. г .) . Клуб на корабле Плавучий клуб создан для рыбаков Камчатки, промышля­ ющих в море вдали от родных берегов. Он разместился на траулере «Конус», специально предназначенном для культур­ ного обслуживания тружени­ ков моря. Здесь можно послушать лек­ ции ч ’іе"ов общества «З н а­ ние». познакомиться с книж­ ными новинками. К услугам любителей кино фильмотека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz