Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
Ш « м м яисьме * * Рыбный Мурман» мастер *в добы че рыбы г р а м м г а флота П. Копылов высказал ирвеьбу — опубликовать материалы вб экономическом сотрудни честве СССР н Норвегии, о рыбной промышленности со седнего с нашей страной государства. В «Ры бн ом М у р м а н е » за 3 августа с. г. редакция опубликовала экономический очерк «В н еш н я я торговля С С С Р с Н о р в е ги е й ». С сегодняшнего номера начинается публикация серии статей под общим заголовком «Рыболовство Н о р в е ги и ». вания и рациональнее исполь зование запасов. Норвегия .ввела 200-мнльную ской зоны, а СССР экономическую зону вдоль сво- рения до 200 миль В результате введения Нор вегией 200-мильной экономпче- расши- морских его материкового побережья с районов, прилегающих к побе- 1 января 1977 г., а с 13 мая режыо страны в Баренцевом 1977 г издала «Предписания море, в целях регулирования по рыболовству и промыслу рыболовства вся активная ры- иностранцев в экономической боловная зона- этого моря ока- зоне Норвегии», на основании залась или под норвежской, или под советской юрисдик цией, В этой связи в Варен- Освещенне современного со стояния и перспектив развития проблем в связи с установле- норвежской, рыбной промыш ленности, а также сложивших ся взаимоотношений в области которых регламентируются по рядок и условия работы рыбо ловных судов других государств цевом море, как и в других Норвегии к решению серьезных в Баренцевом, Норвежском и морях, омывающих побережье Северном морях. Советский Союз ввел вре- нием нового правового режима рыболовства в СВА. СССР, в последние годы воз ник комплекс совершенно но- менные меры по сохранению вых проблем Советский Союз и Норвегия живых ресурсов и регулнрова- относится определение ч и с л у разме- онах Баренцева моря с 25 мая промысловых объектов и рас- Рыболовство Норвегии (Современное состояние и перспективы развития) рыболовства между СССР и по удельному объему улова за- нию рыболовства в прилегаю- ров общих допустимых уловов Норвегией представляется а к- нимают ведущее положение іцнх к побережью страны рай- (ОДУ) по отдельным 'видам туальпым. Это объясняется сРеДн других стран в этом рай- " тем, что в настоящее время _____________________________ все государства в Северо-Во- .............. ..... сточной Атлантике (СВА) вве ли 200-мильные рыболовные зоны, к тому же интересы Норвегии и СССР в области рыболовства тесно переплета ются в этом районе. Указан ные государства прежде всего заинтересованы в рациональ ном использовании и регулиро вании промысла морских жи вых ресурсов Баренцева, Грен ландского и Норвежского мо рей, где сырьевые запасы ос новных промысловых видов рыб представлены единым эко логическим комплексом. Сложившиеся добрососедские отношения между двумя стра нами, уходящие корнями в да лекое прошлое, являются ре альным выражением на прак тике принципа мирного сосу ществования ГОСуДарСТВ С 1533- ЛИЧНЫМ политическим строем. Подтверждением этому служит существующий подход СССР и one. На долю СССР и Норве гии приходится до 44.6 процен та от общего вылова рыбы в СВА и до 90 процентов от об щего вылова в Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. Основные промысловые виды рыб, добываемые в упо мянутых морях, полностью ли бо большую часть своего жиз ненного цикла проводят в во дах. подпадающих под юрис дикцию СССР и Норвегии. В этой связи становится очевид ной ответственность этих двух государств за меры регулиро- 1977 г Как ’ известно указан ные меры, предусмотренные советским законом, носят вре менный характер и будут ос таваться в силе только до при нятия иного законодательного акта (с учетом работы Конфе ренции ООН по морскому пра ву), определяющего режим, в советских прибрежных водах. Между тем ггорвежский закон устанавливает без всяких ого ворок 200-мильную экономиче скую зону с исключительным правом Норвегии на живые ре сурсы моря. пределенне их между сосед ними прибрежными государ ствами (с учетом того, что большинство видов распростра нено как в зоне СССР, так и Норвегии), а также проблема распределения излишков или выделения части квот «треть им странам». Не менее важ ными являются вопросы, свя занные с выработкой и приня тием совместных мер регулиро вания промысловых объектов, представляющих единый эко логический комплекс для двух зон. Соглашения о в области ры- аяреля 19 7 5 г. Взаимоотношения СССР и Норвегии в области морского рыболовства базируются- на межправительственных согла шениях о сотрудничестве в об ласти рыболовства от 11 апре ля 1975 г и о взаимных от ношениях в области рыболов ства от 15 октября 1976 г Эти соглашения позволяют двум го сударствам рассматривать и ре шать на взаимовыгодной осно ве все вопросы, связанные с рыболовством, в новых усло виях введения ■ 200-мильных зон. В развитие сотрудничестве боловства от 11 обе стороны учредили в том же году Сметанную советско- норвежскую комиссию по рыбо ловству. которая за три года провела совместно семь сес сий Результаты ее работы по казывают, что в условиях вве дения 200-мильных зон Комис сия является хорошим органом по рассмотрению и рекоменда циям правительствам обоих го- су царств „оптимальных решений К числу важных мероприя тий. осуществленных Норвегией за последние годы, относятся установление бестраловых зон в условиях открытого моря, подготовка и введение 200- мильной экономической зоны вдоль материкового побережья, объявление об установлении 200-мильной, так называемой рыбоохранной зоны вокруг ар хипелага Шпицберген и как следствие — переориентация норвежской рыбной промыш ленности наиболее интенсивное использование норвежским фло том запасов в этих районах. (Продолжение следует). Гастроли Мурманского областного драматического театра в Петрозаводске «ЧТОІ ДОМ БЫЛ чи сТьГ Й » Заметки о спектакле по пьесе Виктора Розова „Гнездо глухаря“ чВсе счастливые семьи по хожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастли ва по-своему». Что если исхо дя из этой мысли великого писателя, вникнуть в содержа ние новой пьесы Виктора Ро зова. вникнуть с тем большим основанием, что вслед за на званием следуют определяю щие избранный автором жанр слова — «Семейные сцены». К какому разряду можно от нести семью Степана Алексе евича Судакова? К счастли вым; в чем сам он поначалу не сомневается, или, может быть, к несчастливым по-сво ему? Думается, ни то, ни дру гое не может здесь быть опре деляющим, ибо определяют суть пьесы не перипетии се мейных отношений, а суть тех общественных проблем, кото рые со всей свойственной ему м е т а ф о‘р и ч е с к о й остротой поднимает здесь Виктор Розов. А метафорическое начинает ся уже с названия пьесы — <Гнездо глухаря», то есть че ловека, до которого очень глу хо доходит смысл того, что происходит вокруг. Н сам он, в сущности, глух даже к тому значительному и важному, что испытывают обитатели гнезда: жена его Наталья Гавриловна и дети — Искра и Пров. Зато к зятю своему Ясюнину не глух Судаков. Он не устает восхищаться его талантами, сделав из этого человека поч ти икону, наподобие тех, что собрал, у себя в кабинете, соб рал, потому что это модно. Гнездо глухаря. Его с при стальным вниманием к дета лям воспроизвел на сцене з а служенный художник РСФСР В. И. Чудзин. Такое же вни мание к нюансам, характеризу ющим психологическую атмос феру 4гнезда ■> и характер каж дого из живущих здесь людей, проявил постановщик спектак ля заслуженный деятель ис кусств РСФС Р В. 6 . Киселев. Следим за развитием дейст вия и вспоминаем о первой встрече с мурманчанами, про исшедшей вскоре после того, как в театр пришел новый главный режиссер В. В. Кисе лев. В театре многое измени лось с тех пор. Повысился уровень всей его творческой работы. Как-то само собоіі получи лось, что пишущий эти строки сначала смотрел интересно по ставленный тем же режиссером спектакль «Клоп», а затем уже «Гнездо глухаря». И естест венно, пришла мысль о. том, что некоторые герои Владими ра Маяковского, пройдя про цесс трансформации, в ином качестве предстали перед нами в пьесе Виктора Розова. Ко нечно, Прнсыпкин наших дней ничуть внешне не напоминает своего нэповского собрата: и умнее, и респектабельнее, и ученым званием обзавелся. Да и кому придет в голову обна руживать присыпкннские чер ты у талантливого человека, стремительно поднимающегося по служебной лестнице. А ведь есть же! Есть. И первым ощутил это мещанское, обывательское начало в муже своей сестры девятиклассник Пров. Это он перед финалом произносит слова, вынесенные нами в заголовок: <Я хо чу, чтоб дом был чистый». Гнездо глухаря сверкает чи стотой. и однако сюда пробра лось клопиное отношение к жизни. Хозяин дома воевал. Хорошо • воевал. А вот потом постепенно стало засасывать его потребительское, мелкое. Принцип '«рука руку моет» стал для Судакова привычным, даже основополагающим. И это очень убедительно показывает исполнитель роли заслуженный артист РСФС Р В. II. Ка.мкнн. Его Судаков настолько уверо вал в естественность такой жизненной практики, что и на мгновение не задумывается над тем, что практика эта противо речит идеалам его собственной юности, его молодости. Где уж ему понять мятущуюся душу дочери, помочь в моральном становлении сыну, увидеть то положение рабы вещей, в которое ввергнута жена. Он, Судаков, все знает, все пони мает. а другие члены его се мьи (за исключением Егора, конечно) способны только за блуждаться. Каким горьким будет про зрение! Одной ій кульминационных в спектакле становится гцена в конце первого акта, когда Су даков видит дочь коленопрек лоненной у его обреченных быть сувенирами древних икон: <Плюй на них!» — восклицает он И тут свое решительное слово произносит Наталья Гав риловна: — Тихо! Сделал из меня домашнюю курицу. Думаешь, совсем переродилась?. Я не до конца твоей этой жизнью при шиблена. Уют он нам, видите, создал, жратву. А хочешь, я сейчас все это твое шмотье в окошко повыкидываю! Я тебе так дверью хлопну, ты меня потом обратно и Новодевичьим кладбищем не заманишь! В этом взрыве раскрывается сполна фронтовичка Наталья; сдержанный, но твердый ха рактер которой последователь но раскрывает артистка М. Н. Бокадорова. И есть в семье глухаря еще два характера Это дочь Искра, внешне ничем не показываю щая ту бурю, которая сотряса ет ее с тех пор. как она поня ла. что такое Егор. В этой ро ли заслуженная артистка Р СФС Р М. П. Скоромникова начисто отказывается от мело драматического, от внешних проявлений чувств своей геро ини. Как и у матери, у нее свой фронт, свой передний край, и в решительных- мину ты она одерживает духовную победу. Совсем иной, до конца от крытый, казалось, наивный, но видящий, может быть, больше всех — Пров (артист С. А. Кирсанов) В этой роли моло дой исполнитель сумел пока зать те лучшие черты благо родства и чистоты, которые роднят его с героями первых пьес Виктора Розова. В чем-то у него положение сложнее, чем у них. Он не может кру шить отцовской саблей поли рованную мебель обывателей, да и оружие отца его давно притупилось. У Прова свое оружие, своя мораль, которая бросает его на колени в фина ле первого акта и заставляет, воскликнуть с юношеской за пальчивостью и с подлинной болью: «Господи, сделай так. чтобы Егор сдох!» Хочется отдать должное акте ру: без нажима он добивается того, чего ждут от него автор и режиссер: от общения с этой личностью зритель выносит ощущение веры в то. что на таких людей, когда они обре тут крылья, можно будет по ложиться. Под стать Прову и его при ятельница Зоя (артистка Л. В. ГІоволоцкая). Удался в спек такле и образ ее матери (ар тистка К. Н. Лелянова), уда лись и другие образы, пусть и эпизодические, но от правиль ного решения которых, как все гда у Розова, много зависит. Это и землячка Судакова (ар тистка Е. В. Мазурова), и Ари адна (артистка А. П. Азарчен- ко). и Дзирелли (артист В. А. Перепелнцын) и другие. И все же что-есть Георгии Самсонович Ясюнии? Что есть Егор? Ведь, в сущности, тра гедия и вред Судаковых как раз в том и состоит, что они не могут отличить черное от бело го. плохое от хорошего даже в своей семье, даже в своем доме. Вот и Степан Алексе евич, умудренный жизненным опытом, делает из Ясюнгіна икону, всячески способствует жизненному успеху, только перед закрытием занавеса на чав понимать, что зажег зеле ный свет перед холодным эго истом в личной жизни, перед карьеристом на- службе. Почему же дал такого ма ху Судаков? Это - объясняется двумя причинами Первая из них состоит в том. что он — глухарь, человек, утративший моральные ' критерии Вторая причина в изощрении методов, во внешней обаятельности Ясю- іиша, спекулирующего своим с мужицким» происхождением, умеющего обвести вокруг паль ца и многоопытного начальни ка и его дочь. Именно в связи со всем этим нельзя не сказать о том, что исполнитель роли Егора В. П. Ерасов стремись показать мел кую сущность крупного прохо димца, делает это слишком прямолинейно Помните, на всегда уходя из квартиры Су даковых. Ясюнив залихватски подбрасывает ключ: мол, те перь ему уже нечего церемо ниться, Впереди — карьера, красивая жизнь... Это впереди. II по его мнению Но позади- то было то. что сумел обма нуть всех (кроме Прова), а как- раз это умение Егора во мно гом остается за кадром. Да, Ясюнин как будто сде лал карьеру. Но мы верим, что ненадолго. Верим, ибо, как и Пров, хотим, чтоб дом был чи стым. И в том. что пьеса Вик тора Розова, спектакль театра рождают именно такие мысли, — высокая гражданственность спектакля, его наступательное, светлое начало. И с . Б А Ц Е Р . («Л е ни н ск ая правда» 1 1 ав густа с. г .) . Клуб на корабле Плавучий клуб создан для рыбаков Камчатки, промышля ющих в море вдали от родных берегов. Он разместился на траулере «Конус», специально предназначенном для культур ного обслуживания тружени ков моря. Здесь можно послушать лек ции ч ’іе"ов общества «З н а ние». познакомиться с книж ными новинками. К услугам любителей кино фильмотека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz