Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
! ПОМОЩЬЮ НАСТАВНИКОВ Первого августа закончился очередной про изводственны Л рейс плавбазы «Рыбный Мур ман». А начинался он 15 мая. З а 90 суток на базе было выработано 3102 тонны моро женой продукции. В ассортименте — рыба потрошеная, тушка, пресервы. По выработ ке пресервов достигнуты особенно высокие результаты. Из мойвы выпущено 532 тысячи банок, а из ставриды — 62 тысячи. Вся полу ченная для промышленной переработки рыба была использована полностью Качество про дукции соответствует требованиям стандар та ІІз производственной команды 70 процен тов в рейсе были новички. Естественно, возникли трудности. Партийная организация <•Рыбного Мурмана» и администрация наце лили уже опытных моряков на ускоренную передачу накопленного опыта молодежи. Стремясь выполнить задачи, намеченные в постановлении ЦК КПСС п Совета Минист ре, б СССР «О мерах по дальнейшему разви тию производства, расширению ассортимента, повышению качества рыбной продукции и по улучшению торговли рыбными товарами», на плавбазе широко развернули движение наставничества. Лучшими наставниками мо лодых моряков показали себя матросы перво го класса П. С. Громцев, П. С. Воликов, Л. А. Малюгин. Это они добились того, что идущие в первый рейс матросы А. Е Колу- лаев. В. А. Хохлов, Ф И Горобеико неодно кратно приказом капитан-директора отмеча лись как передовики производства. — Наш рейс, — сказал в беседе помощ ник капитана по производству Анатолий Ми хайлович Мокринский, — был в основном ус пешным. Правда, на вылове путассу: пережи то немало трудных минут. Работали с ко- шельковнетами, которые не всегда обеспечи вали базу достаточным количеством рыбы- сырца. Выло потеряно десять суток. Но мы понимали, что путассу новый объект лова для мѵ н сами старались уловы для выработки продукции. Если наши обрабатывали до 20 цельно через пять — рыба подвижная, наших рыбаков, пото- нолпее использовать готовой мороженой обработчики сначала рыбин в минуту, то бук- суток путины обработка поднялась до 32-х рыбин в минуту. Заслуга в этом принадлежит наставникам, сменным технологам н особенно главному технологу Александру Георгиевичу Ведерникову. Плавбаза «Рыбный Мурман* будет постав лена в ремонт. Моряки базы через газету • Рыбный Мурман» просили высказать поже лание, чтобы на рыбной фабрике были смонтированы за время ремонта еще одна (кормовая) пресервная линия, линия расфа совки рыбы с бункером- накопителем, транс портер подачи рыбы по левому борту, усо вершенствованы тушенные пиши и камера по вялению. Выполнив заказ моряков, судо ремонтники Клайпеды предоставят нм воз можность трудиться с еще большей отдачей. Д . К А Р П А Т О В . Успешно трудятся в эти дни м оряки Р Т «Дагестан» Мурм анского тралового флота. З ад ан и е минувшего рейса п ер ек ры то на 3 0 процентов. Н а снимке передовы е моряки «Д агестана»: комсомо л ец В ячеслав Федорович Л ачин, Ян Иванович Гребнев. комсомолец А л ек сан д р Вениаминович Прокуднн, В а л е рин Дми триевич Ж и л и н ск н й и к отельный машинист В л ад им и р Е вгеньевич Злобин. (Окончание. Н а ч . в № 90 ). В ОДЫ АНТАРКТИКИ в соответствии со ст. VI Договора 1 9 5 9 г. явля ется открытым морем. Учиты вая это обстоятельство, участ ники Консультативных совеща ний в вырабатываемых ими рекомендациях по сохранению и использованию морских жи вых ресурсов исходят из уже сложившейся практики регули рования промысла в других районах Мирового океана, при нимая во внимание при этом специфику антарктического ре гиона. Вместе с тем все выработан ные Консультативными сове щаниями рекомендации, каса ющиеся морских живых ресур сов Антарктики, носили огра ниченный характер: они рас пространялись или на какой- інбо один вид (например, тю леней). или определяли в са мых общих чертах лишь меры защиты биоресурсов, абстраги руясь от возможности органи зации промысла того или ино го вида живых ресурсов. Такая возможность, однако, стано вится все более реальной. О ней. в частности, говорится в программе БИОМАСС, в кото рой подчеркивается необходи мость изучения морских живых ресурсов Южного океана и международного сотрудниче ства в этих целях именно с точки зрения организации про мысла .этих ресурсов и в ас пекте возможных последствий нерегулируемого промысла. В этой связи нельзя не отметить, что зачастую тона, в которые окрашен вопрос «о последстви ях нерегулируемого промысла», «об угрозе экосистеме Южного океана» и т. д., искусственно сгущены , если принимать во внимание практические слож ности организации промысла антарктических бноресурсов, технологические и технические проблемы, связанные с добы чей, хранением, переработкой объекта промысла, суровость климата, непродолжительность промыслового сезона в этих ш иротах, действительную заин тересованность тех или иных, стран в организации промысла морских живых ресурсов Ю ж ного океана и пр. Однако про блема защиты антарктических морских живых ресурсов может стать весьма актуальной в свя зи с активизацией промысла в южно-полярном районе. Исходя из этого, участники Восьмого Консультативного со вещания, признавая необходи мость достижения в рамках Д о говора об Ан тар к ти к е целей за и рцы , изучения и рационально го использования морских жи вых ресурсов Ан тар к ти к и , ре комендовали своим правитель ствам расширять сотрудничест во в этих направлениях С К А Р было поручено продолжить уси лия изучении этих проблем. Вопрос «Морские живые ре сурсы Антарктики» был вклю чен в повестку дня Девятого Консультативного совещания. Участники Девятого Кон сультативного совещания (Лон дон, сентябрь 1977 г.) пришли к выводу о необходимости дальнейшего изучения морских живых ресурсов Антарктики и продолжения работы, направ ленной на создание всеобъем лющего режима, обеспечиваю щего сохранение этих ресурсов. Причем, как отмечалось в про екте рабочей группы по мор ским "живым ресурсам Девято го Консультативного совеща ния. термин «сохранение» включает также и понятие ра ционального использования. Учитывая важность пробле мы сохранения и рационально го использования морских жи вых ресурсов Антарктики, а также особую ответственность стран — участниц Договора об Антарктике за состояние этих ресурсов. Девятое Консульта тивное совещание рекомендо вало правительствам до того, как войдет в силу окончатель ный режим, руководствоваться «Временными мерами по сохра нению и рациональному ис пользованию морских живых ресурсов Антарктики». Эти меры, в частности, предусмат ривают необходимость прояв лять как можно большую сдер жанность и осторожность в от лове морских живых ресурсов с тем, чтобы промысел не по влек за собой истощения з а пасов и не подверг опасности морскую экосистему Антарк тики в целом. Девятое Консультативное со вещание рекомендовало созвать специальное Консультативное совещание для того, чтобы вы работать проект окончательно го режима сохранения и ра ционального использования морских живых ресурсов Ан тарктики. • Специальное Консультатив ное совещание состоялось в феврале — марте 1 9 7 8 г. в г. Канберре. На нем было про должено обсуждение вопроса создания режима сохранения морских живых ресурсов Ан тарктики и состоялся обмен мнениями по существу такого режима. В результате предсе дателем специального Консуль тативного совещания был под готовлен проект Конвенции о сохранении морских живых ре сурсов А н т а р к т и к и , пре дусматривающий создание Ме ждународной комиссии и Науч ного комитета, которые будут заниматься регулированием промысла и изучением морских живых ресурсов Антарктики с целью выработки мер по их со хранению. В ходе следующих встреч участников Консультативных совещаний была продолжена работа по выработке согласо ванного текста проекта Конвен ции о сохранении морских жи вых ресурсов Антарктики. Таким образом, налицо весь ма активная деятельность у ча стников Консультативных сове щаний в решении одной пз серьезных проблем, вставшей перед Договором об Антаркти ке, — проблемы дальнейшего развития мер, обеспечивающих сохранение и рациональное ис пользование живых ресурсов Антарктики. Причем, как уже подчеркивалось выше, деятель ность участников Консульта тивных совещаний представляет собой качественно новый этап в подходе к решению этой проблемы, ибо предполагает создание определенной системы мер. целью которых станет, с одной стороны, защита антарк тических морских живых ре сурсов, а с другой — пред ставление возможности их ис пользования тем государствам, которые в этом непосредствен но заинтересованы При этом такая заинтересованность в ис пользовании бноресурсов дол жна дополняться готовностью соблюдать положения режима. В этой связи, как отмечает лондонская «Таймс»; Антарк тика «не должна стать откры той для всех, не в смысле то го, кто будет использовать ее ресурсы, а кто нет. Это во прос о том, каким образом должна осуществляться эта де ятельность с тем, чтобы не на нести непоправимого ущерба всей экосистеме... И с этой точки зрения проблема выра ботки международно-правово го режима сохранения ■ и ис пользования антарктических ре сурсов приобретает более чем региональное значение». Все рекомендации (включая и рекомендации, касающиеся бноресурсов Антарктики), раз рабатываемые в рамках Кон сультативных совещаний, спо собствуют глубокому изучению Антарктики и сохранению ее среды в интересах не только государств — участников Кон сультативных совещаний, но и всех стран мира. В этой связи важно под черкнуть, что участники Кон сультативных совещаний не имеют намерения сохранить за собой возможность использова ния живых ресурсов Антаркти ки. Другие страны вполне мог ли бы присоединиться к режи му, так как проект Конвенции предусматривает, что она бу дет открыта для присоединения любого государства, заинтере сованного в исследованиях или промысле морских живых ре сурсов, к которым Конвенция применяется. Что касается географических границ действий разрабатывае мого режима, то участники Консультативных совещаний исходят из того, что режим должен обеспечить эффектив ное сохранение морских живых ресурсов Антарктики во всем ареале их обитания. При этом режим будет распространяться на район действия Договора об Антарктике, то есть к югу от 6 0 градусов южной широты. Вместе с тем, учитывая тес ную взаимосвязь всех биоре сурсов района к югу от линии антарктической конвергенции, предполагается распространить действие вырабатываемого ре жима также на районы моря вплоть до указанной линии (а нтаркт ической ко иве ргенци и ). Учитывая первостепенную важность определенных поло жений Договора 1959 г., авто ры проекта Конвенции о сохра нении живых морских ресурсов Антар кт ики проду смат рива ют, что страны, подписавшие Кон венцию, независимо от того, являются они участниками До говора об Антарктике или нет, в районе действия Договора об Антарктике не будут осущест влять никакой деятельности, противоречащей принципам и целям Договора. Само по себе исчерпываю щее. это положение расшифро вывается в целом ряде статей проекта Конвенции. Так. проект применительно действия Договора об Антарктике подтверждает, что участники Конвенции, незави симо от их участия в Договоре 1959 г., связаны обязательст вами', содержащимися в ст. I (использование Антарктики только в мирных целях) и ст. V (запрещение ядерных взры вов и удаления радиоактивных элементов) Договора об Ан тарктике, а также положения ми, содержащимися в статьях IV и VI названного Договора (о подходе к решению пробле мы территориальных претен зий в Антарктике). Исходя из того, что реко мендации Консультативных со вещаний направлены на дости жение целей Договора об Ан тарктике, авторы Конвенции п р е д у с м а т р и в а ю т, что ее участники при осу ществлении деятельности в районе действия Договора бу дут соблюдать -в соответствую щих случаях согласованные меры по охране фауны и фло ры Антарктики и следовать другим рекомендациям Кон сультативных совещаний. При этом ничто, содержащееся в Конвенции, не умаляет прав и обязательств ее участников по международной Конвенции о регулировании китобойного промысла п Конвенции о сохра нении тюленей Антарктики. Конвенция о сохранении мор ских живых ресурсов Антарк тики находится еще в стадии разработки. Однако уже сейчас можно сказать, что тог режим сохранения и рационального использования антарктических морских живых ресурсов, ко торый будет сю установлен, отвечает интересам мирового сообщества, работа Консульта тивных совещаний в этом на правлении является свидетель ством того, что самые сложные проблемы, связанные с дея тельностью государств в Ан тарктике, могут быть решены в рамках Договора 1959 г. и без обострения вопроса о пре тензиях на осуществление су веренных прав государств на районы Антарктики. Установление режима сохра нения и рационального исполь зования морских живых ресур сов Антарктики в рамках До говора 1959 г. находилось бы в полном соответствии с тен денциями развития междуна родного морского права и от вечало бы положениям неофи циального сводного текста для переговоров и, таким' образом, было бы признано междуна родным сообществом как отве чающее его интересам в отно шении характера использова нии ресурсов Мирового океана и его понятиям о том, как должно осуществлять деятель ность по их использованию. О. САВИН. МОРСКИЕ ЖИВЫЕ РЕСУРСЫ АНТАРКТИКИ И ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИХ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Конвенции району
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz