Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
За э ф ф е к т и в н о с т ь и д е о л о г и ч е с к о й , Зииа- контролер строгий п о л и т и к о - в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы Наш адрес—Советский Союз Почти месяц мурманский траулер «Быково» стоял у причала порта небольшого ка надского города Чатам, распо ложенного на реке Мирамиши. Мы принимали и морозили речную сельдь, которую до ставляли местные рыбаки на своих маленьких лодках прямо к причалу. Жители города Чатам впер вые увидели советское судно у своего причала, и, естественно, оно вызвало у них большой ин терес. Посмотреть на советский траулер съезжались люди са мых разных возрастов и про фессий не только из самого Ча- тама, но и его окрестностей. Местные газеты «заговори ли» о пас. В них появились фотографии нашего судна и его описание. Руководители мест ной окружной высшей школы пригласили нас в гости, оказа ли теплый, дружественный прием, провели интересную экс курсию по школе. ■ На следующий день мы при вяли школьников у себя на судне, рассказали им о нашей работе, показали фильм. С этих пор мы постоянно поддержива ли дружеские отношения со школьниками, организовывали встречи по волейболу п баскет болу, в актовом зале школы готовили вместе советско-ка надский концерт, обменивались сувенирами п подарили им книги о Советском Союзе на английском и французском я зы ках. Руководство школы органи зовало для нашего экипажа интересную экскурсию в нацио нальный парк-заповедник, рас положенный на берегу Атлан тического океана. Выл органи зован совместный советско-ка надский концерт, который со стоялся в последний день на шего пребывания в городе Ча теме. Провели его в актовом Зале школы. Сцена была укра шена флагами Советского Сою за и Канады. Концерт начался с исполнения Гимна Советско го Союза. Затем мэр города Ча там произнес приветственную речь в честь экипажа нашего судна и вручил капитан-дирек тору Виктору Ивановичу Ва сильеву памятный подарок — картину с изооражением горо да Чатам с дарственной надписью: «Экипажу советско го судна «Быково» от жителей города Чатам», Виктор Ивано вич произнес ответную речь, поблагодарил жителей города и руководство школы за теп лый приём и внимание, оказан ные экипажу нашего судна, и вручил мэру города наш от ветный подарок, искусно изго товленный руками умельцев судна, с надписью:"' «Жителям города Чатам от экипажа со ветского судна «Быково» в знак сотрудничества». Концерт продолжился песней <.Подмосковные вечера», испол ненной ансамблем нашего эки пажа «Дружба» под руководст вом Анатолия Спичака. Кон церт вел конферансье Игорь Иванов-Смоленский. Исполня лись русские и украинские пе сни. Русские номера чередовались с канадскими народными тан цами п песнями. Зал, вмещаю щий 650 человек, был перепол нен. Концерт продолжался три часа и был очень тепло встре чен местными жителями. Окон чился концерт песней «Мой ад рес — Советский Союз» Пос ле концерта местные жители провожали нас к причалу. Газеты много писали о «дру жественных. гостеприимных, радушных и хорошо воспитан ных советских моряках». ГІолитико-воспита т е л ь и о й, идеологической и культурно- массовой работе на судне уде ляется самое серьезное внима ние. Много работает в этом на правлении первый помощник капитана А. И. Мингалеев. Выполняя постановление ЦК КПСС «Об улучшении идеоло гической, политико-воспитатель ной работы», коммунисты суд на систематически проводят политинформации, на которых разъясняют вопросы внутрен ней и внешней политики наше го государства. Проводятся з а нятия в сети политучебы, рас сматриваются события, проис ходящие внутри страны и за рубежом, выпускаются стенная и радиогазеты. Все члены экипажа активно включились в соцсоревнование, приняли личные обязательства, учащиеся заочной школы мо ряков включились в соревнова ние за звание «Отличник уче бы и производства». Большое внимание на судне уделено наглядной агитации. Прекрасно оформлен салон команды. Здесь текст Консти туции СССР, красочно оформ ленный стенд с фотографиями членов Политбюро ЦК КПСС, стенд «Мы и море» (фоторе портаж о работе судна), уголок интернациональной дружбы, Ленинский уголок, стенд с произведениями Л. И. Б режн е ва II последними постановления ми партии и правительства, обя зательства отдельных служб судна, степная газета «Маяк». Членами экипажа были про ведены лекции: «Политическое и экономическое положение Канады», «Положение эмигран тов в Канаде» и многие дру гие. На судне проводился шахмат, по-шашечно-нардовый турнир, посвященный Дню рыбака. По бедители турнира были награ ждены памятными подарками, выполненными судовыми умель цами. К Дню рыбака были вы пущены стенгазета и очень ин тересная радиогазета, подго товленная силами судовой художественной самодеятель ности, проводилась викторина на рыбацкие темы, сдавались нормы на значок ГТО. Большое внимание уделено и учебно-воспитательной рабо те. З а время моей работы на судне все учащиеся были охвачены учебой и успешно ос воили программу по матема тике и сдали ряд зачетов по другим предметам обществен ным консультантам. Трое уча щихся освоили в рейсе прог рамму очередного класса. Хо рошо работала комиссия со действия заочному обучению моряков, которая разъясняла ученикам необходимость полу чения среднего образования на 'современном этапе, следила за успеваемостью н посещае мостью занятий и за ходом под готовки к выпускным экзаменам по математике. Г. БЕЗМЕН, преп одаватель м атем ати к и заочной ш ко лы моряков. О СЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИ ОД работы для тружени ков Северного бассейна — всегда экзамен, И отличную оценку на этом экзамене мо жет полупить только тот кол лектив, у которого высокая ор ганизованности и профессио нальное мастерство, умение тщательно подготовиться к сложным условиям труда про мысловиков, портовиков, судо ремонтников п рыбообработчи ков. Это традиционное правило, основанное на многолетнем опыте, закреплено, детализиро вано и нынче в приказах В Р П О , флотов и береговых предприя тий бассейна. Головное предприятие — Мурманский траловый флот. Здесь приказ № 453 издан 29 экипажи БМРТ Л'» 414, 415. 245, 240, ППр «Заполяр ный». «Капитан Скорняков». БАТ «П. Сгибнев», «Капитан Маклаков» и других траулеров. Морские инспекторы и дру гие специалисты управления обращают особое внимание на обеспечение судов рекомендуе мым снабжением, на комплек тацию околочны.м инструмен том. Коллективы бортовых трау леров ведут промысел, как правило, в Баренцевом .море, где погода не балует рыбаков. И потому эти, уже немало по работавшие корабли требуют к себе особого внимания. При проверке РТ № 302, 304, 227 во время стоянок были сделаны замечания по водонепроницае- ИДЕТ ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ мая. К нему прилагается пере чень мероприятий по подготов ке к осенне-зимнему периоду— конкретно по механико-судовой службе, по отделам — снабже ния, промысловому, техники безопасности, по группе наблю дения на головном предприятии объединения «Мурманская су доверфь», ЖКО и ДМО. В службе мореплавания со средоточивается информация на эту тему, поступающая с судов. Все участки подготов ки к зиме важные, но этот — главный. До 15 августа весь флот должен отчитаться о про деланной работе. Более трети капитанов от имени судовых комиссий уже сообщили об. этом. В службе ведется опера тивный график поступающих радиограмм. проверок готов ности кораблей. Каждый отхо дящий траулер, особенно в дли тельный рейс, проверяется компетентной комиссией, кото рая составляет акт о состоянии корпуса, водонепроницаемых закрытий, осушительной систе мы, спасательных и противопо жарных средств, аварийного имущества, янорного и рулево го устройств. Никакие ссылки на «объективные» причины прн проверке не принимаются — весь корабль должен быть в полной готовности к плава нию в осенне-зимний период. Акты о готовности получили мым закрытиям. Недостатки устранены. Легче с судами, выходящими из ремонта. — их проверяет инспекция морского Регистра СССР. Так. например, было с РТ-305. Работники службы морепла вания дают также необходимые рекомендации, ведут разъясни тельную работу. Специалисты управления 'ру ководствуются в своей деятель ности не только уже названием приказом начальника флота, но и приказом ВРПО «Севры- ба^ от 14 июля 1978 г. Л» 199 <О мерах но обеспечению безо пасности плавания и промысла судов флота рыбной промыш ленности и рыболовецких кол хозов на Северном бассейне». Многие пункты этого докумен та касаются и осенне-зимнего периода. Кстати, приказы до ведены до сведения команди ров всех судов (капитанов, их помощииков, механиков — под личную расписку). Точное выполнение требова ний этих документов — залог успешной подготовки к работе зимой и штормовой осенью. В конечном итоге — это п одно из главных условий выполне ния плана и принятых экипа жами обязательств. В. Я К О В Л Е В , капнтан-на-'-- ставник служ бы м ореп лава ни я Мурм анского тралового флота. А в тор этой корреспонденции — Валерий Константин новнч Корчагин — представляет молодое поколение спе циалистов флота. Специалистов, которым уже есть чем о себе заявить, В журнале «Рыбное хозяйство» за 197 8 год он назван одним из лучших по отрасли. А по кон кретным делам — за время работы технологом в тече ние нескольких лет добивался с помощью судовой адми нистрации хорошей организации труда коллектива рыбо обработчиков, высокого качества продукции. В. К. Корчагин — выпускник Гурьевского рыбопро мышленного техникума 197 4 года. Практику проходил здесь, на Севере, в Мурманском траловом флоте. Это и определило его дальнейшую судьбу: уж е пять лет он трудится на судах этого флота. Валерий Константинович рассказывает об одном нз своих плаваний — 153-суточном рейсе на БМРТ «Волгобалт», экипаж которого на промысле путассу до бился высокой эффективности работы, заморозив за это время более 5 тысяч тонн рыбы. Мы шли в район лова путас су во второй раз. И это позво лило заранее предусмотреть нусть не все, но основные сложности работы. Конечно, было много разных неожидан ностей, но в главном определи лись. Коллектив, как н прежде, возглавил опытный промысло вик напитан-днректор Василий Хари тонови ч Мочалов. Забегая «перед, скаж у, что потом ему доверили флагманство в гр у п пе, и, на мой взгляд, наш ко мандир с этой почетной обя занностью справился. И з путассу предстояло вы пускать продукцию трех видов: так называемую колодку, пот рошеную без головы и спинку этой рыбы. Н а каждый ассор тимент был дан план. М ы по нимали, что план — обяза тельное требование, но, просто говоря, это требование можно выполнить по всем видам про дукции, а потом выбрать путь наименьшего сопротивления — давать то, что легче. По-иному поступил экипаж «В о л го б а л та ». Понимая важность задачи -— использовать максимум сырья не пищевые цели, мы решили Ну жн а м е х а н и з а ц и я как можно больше заморозить путассу потрошеной, ее спин ки. О б этом расскажу подроб нее. У нас уже был некоторый опыт выработки спинки, кото рый приобрели-в прошлом рей се. Н о беда заключалась в том , что и тогда, и в этот раз за ниматься производством п р и хо . дилось в р уч н ую , силами под- вахты . Подключались и матро сы палубной команды, когда были свободны от своих дел. Рыбообработчики же обслужи, вали исключительно морозиль ные линии: сырья поступало много, и его требовалось как можно быстрее и качественнее заморозить. Вручную, так сказать, по- дедовски, но мы укладывались н суточные нормы выпуска спинки. А спустя месяца пол тора наметилось и облегчение: нам предложили специальный станок. С радостью его уста новили на фабрике, подобрали кандидатуры для обслужива ния. Требовались расторопные, добросовестные работники. Вы бор остановили на матросах Михаиле Иосифовиче Кутай л о- ве, Мефодии Александровиче Семченко. У станка есть плюсы и ми нусы . М и н ус — во всем про цессе выработки спинки с его помощью участвует много лю дей. А плюс — качество про дукции более высокое. И д р у гое: он только тогда дает вы сокую производительность, ес ли работает в комплексе с го ловорубочной машиной. А ее у нас не было. Н а открытом партийном соб рании, на котором вели разго вор о наших производственных делах, подняли вопрос и о не обходимости своими силами сделать машину. Специалисты, присутствующие на собрании, согласились; это возможно. Т о гда и определили срок выпол нения, так сказать, заказа. Н а значили ответственного — ме ханика-наладчика Сергея Сте пановича Ря бшш на . К чести молодого новатора, он справился со своей зада чей. Н е сразу, конечно. Было много токарны х работ, требо валось подыскать нужные электромоторы, детали. Сооб ща со. слесарями все было сде лано. Спинки мы выработали 230 тонн при задании 1 7 0 . Б ол ь шую часть этого количества ценной продукций изготовили механизированным путем . О д ного мы не сумели добиться: со к ра ти ть1 число обслуживаю щего персонала. У нас занято было три человека, а обходить ся можно двумя. Сейчас станки для выработ ки спинки путассу поступают на многие суда, и это надо всячески приветствовать. Н у ж на и помощь берега, чтобы они работали с наибольшим эффек том. Неожиданностью для нас явилось поступившее распоря жение наладить выпуск разде ланной рыбы под соль. Техно логия производства при этом более сложная, чем, ска жем, при выработке продук ции из потрошеной путассу.1 И тем не менее экипаж сумел справиться с задачей. Сложность заключалась не только в строгих технологиче ских требованиях. Под соль определили такой размерный ряд рыбы, что на отсортировку уходило много времени, да и рыбы нужной было мало. С приходом на промысел пред ставителя технологической службы флота размерный ряд расширили. Д умается, такие вопросы надо решать более оперативно. И еще в связи с этим. С большим напряясением мы могли в сутки давать раз деланной путассу под соль только 6 тонн. Рядом работав шие промысловики с «За п ры - бы» —- 20 я более. Н а наш вопрос: « К а к вам это удается?» они. ответили, что у них- иные .технологические требования. В чем тут дело? Х о ч у назвать наших лучших производственников, которые в сложных условиях работы до казывали пример образцового труда. Э то В. Ф . Галимский, М, М. Старастович, А . Т. Р у . дой, Ч . В . Подорский, В . Ц . П о тк и н , М. О . Кутайлов, В . Н . Зюлюков, В . А. Зеленков. В. КОРЧАГИН, помощник капитана по производству БМРТ «Волгобалт».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz