Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

За э ф ф е к т и в н о с т ь и д е о л о г и ч е с к о й , Зииа- контролер строгий п о л и т и к о - в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы Наш адрес—Советский Союз Почти месяц мурманский траулер «Быково» стоял у причала порта небольшого ка­ надского города Чатам, распо­ ложенного на реке Мирамиши. Мы принимали и морозили речную сельдь, которую до­ ставляли местные рыбаки на своих маленьких лодках прямо к причалу. Жители города Чатам впер­ вые увидели советское судно у своего причала, и, естественно, оно вызвало у них большой ин­ терес. Посмотреть на советский траулер съезжались люди са­ мых разных возрастов и про­ фессий не только из самого Ча- тама, но и его окрестностей. Местные газеты «заговори­ ли» о пас. В них появились фотографии нашего судна и его описание. Руководители мест­ ной окружной высшей школы пригласили нас в гости, оказа­ ли теплый, дружественный прием, провели интересную экс­ курсию по школе. ■ На следующий день мы при­ вяли школьников у себя на судне, рассказали им о нашей работе, показали фильм. С этих пор мы постоянно поддержива­ ли дружеские отношения со школьниками, организовывали встречи по волейболу п баскет­ болу, в актовом зале школы готовили вместе советско-ка­ надский концерт, обменивались сувенирами п подарили им книги о Советском Союзе на английском и французском я зы ­ ках. Руководство школы органи­ зовало для нашего экипажа интересную экскурсию в нацио­ нальный парк-заповедник, рас­ положенный на берегу Атлан­ тического океана. Выл органи­ зован совместный советско-ка­ надский концерт, который со­ стоялся в последний день на­ шего пребывания в городе Ча­ теме. Провели его в актовом Зале школы. Сцена была укра­ шена флагами Советского Сою­ за и Канады. Концерт начался с исполнения Гимна Советско­ го Союза. Затем мэр города Ча­ там произнес приветственную речь в честь экипажа нашего судна и вручил капитан-дирек­ тору Виктору Ивановичу Ва­ сильеву памятный подарок — картину с изооражением горо­ да Чатам с дарственной надписью: «Экипажу советско­ го судна «Быково» от жителей города Чатам», Виктор Ивано­ вич произнес ответную речь, поблагодарил жителей города и руководство школы за теп­ лый приём и внимание, оказан­ ные экипажу нашего судна, и вручил мэру города наш от­ ветный подарок, искусно изго­ товленный руками умельцев судна, с надписью:"' «Жителям города Чатам от экипажа со­ ветского судна «Быково» в знак сотрудничества». Концерт продолжился песней <.Подмосковные вечера», испол­ ненной ансамблем нашего эки­ пажа «Дружба» под руководст­ вом Анатолия Спичака. Кон­ церт вел конферансье Игорь Иванов-Смоленский. Исполня­ лись русские и украинские пе­ сни. Русские номера чередовались с канадскими народными тан­ цами п песнями. Зал, вмещаю­ щий 650 человек, был перепол­ нен. Концерт продолжался три часа и был очень тепло встре­ чен местными жителями. Окон­ чился концерт песней «Мой ад ­ рес — Советский Союз» Пос­ ле концерта местные жители провожали нас к причалу. Газеты много писали о «дру­ жественных. гостеприимных, радушных и хорошо воспитан­ ных советских моряках». ГІолитико-воспита т е л ь и о й, идеологической и культурно- массовой работе на судне уде­ ляется самое серьезное внима­ ние. Много работает в этом на­ правлении первый помощник капитана А. И. Мингалеев. Выполняя постановление ЦК КПСС «Об улучшении идеоло­ гической, политико-воспитатель­ ной работы», коммунисты суд­ на систематически проводят политинформации, на которых разъясняют вопросы внутрен­ ней и внешней политики наше­ го государства. Проводятся з а ­ нятия в сети политучебы, рас­ сматриваются события, проис­ ходящие внутри страны и за рубежом, выпускаются стенная и радиогазеты. Все члены экипажа активно включились в соцсоревнование, приняли личные обязательства, учащиеся заочной школы мо­ ряков включились в соревнова­ ние за звание «Отличник уче­ бы и производства». Большое внимание на судне уделено наглядной агитации. Прекрасно оформлен салон команды. Здесь текст Консти­ туции СССР, красочно оформ­ ленный стенд с фотографиями членов Политбюро ЦК КПСС, стенд «Мы и море» (фоторе­ портаж о работе судна), уголок интернациональной дружбы, Ленинский уголок, стенд с произведениями Л. И. Б режн е­ ва II последними постановления­ ми партии и правительства, обя­ зательства отдельных служб судна, степная газета «Маяк». Членами экипажа были про­ ведены лекции: «Политическое и экономическое положение Канады», «Положение эмигран­ тов в Канаде» и многие дру­ гие. На судне проводился шахмат, по-шашечно-нардовый турнир, посвященный Дню рыбака. По­ бедители турнира были награ­ ждены памятными подарками, выполненными судовыми умель­ цами. К Дню рыбака были вы ­ пущены стенгазета и очень ин­ тересная радиогазета, подго­ товленная силами судовой художественной самодеятель­ ности, проводилась викторина на рыбацкие темы, сдавались нормы на значок ГТО. Большое внимание уделено и учебно-воспитательной рабо­ те. З а время моей работы на судне все учащиеся были охвачены учебой и успешно ос­ воили программу по матема­ тике и сдали ряд зачетов по другим предметам обществен­ ным консультантам. Трое уча­ щихся освоили в рейсе прог­ рамму очередного класса. Хо­ рошо работала комиссия со­ действия заочному обучению моряков, которая разъясняла ученикам необходимость полу­ чения среднего образования на 'современном этапе, следила за успеваемостью н посещае­ мостью занятий и за ходом под­ готовки к выпускным экзаменам по математике. Г. БЕЗМЕН, преп одаватель м атем ати к и заочной ш ко лы моряков. О СЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИ ­ ОД работы для тружени­ ков Северного бассейна — всегда экзамен, И отличную оценку на этом экзамене мо­ жет полупить только тот кол­ лектив, у которого высокая ор­ ганизованности и профессио­ нальное мастерство, умение тщательно подготовиться к сложным условиям труда про­ мысловиков, портовиков, судо­ ремонтников п рыбообработчи­ ков. Это традиционное правило, основанное на многолетнем опыте, закреплено, детализиро­ вано и нынче в приказах В Р П О , флотов и береговых предприя­ тий бассейна. Головное предприятие — Мурманский траловый флот. Здесь приказ № 453 издан 29 экипажи БМРТ Л'» 414, 415. 245, 240, ППр «Заполяр­ ный». «Капитан Скорняков». БАТ «П. Сгибнев», «Капитан Маклаков» и других траулеров. Морские инспекторы и дру­ гие специалисты управления обращают особое внимание на обеспечение судов рекомендуе­ мым снабжением, на комплек­ тацию околочны.м инструмен­ том. Коллективы бортовых трау­ леров ведут промысел, как правило, в Баренцевом .море, где погода не балует рыбаков. И потому эти, уже немало по­ работавшие корабли требуют к себе особого внимания. При проверке РТ № 302, 304, 227 во время стоянок были сделаны замечания по водонепроницае- ИДЕТ ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ мая. К нему прилагается пере­ чень мероприятий по подготов­ ке к осенне-зимнему периоду— конкретно по механико-судовой службе, по отделам — снабже­ ния, промысловому, техники безопасности, по группе наблю­ дения на головном предприятии объединения «Мурманская су­ доверфь», ЖКО и ДМО. В службе мореплавания со­ средоточивается информация на эту тему, поступающая с судов. Все участки подготов­ ки к зиме важные, но этот — главный. До 15 августа весь флот должен отчитаться о про­ деланной работе. Более трети капитанов от имени судовых комиссий уже сообщили об. этом. В службе ведется опера­ тивный график поступающих радиограмм. проверок готов­ ности кораблей. Каждый отхо­ дящий траулер, особенно в дли­ тельный рейс, проверяется компетентной комиссией, кото­ рая составляет акт о состоянии корпуса, водонепроницаемых закрытий, осушительной систе­ мы, спасательных и противопо­ жарных средств, аварийного имущества, янорного и рулево­ го устройств. Никакие ссылки на «объективные» причины прн проверке не принимаются — весь корабль должен быть в полной готовности к плава­ нию в осенне-зимний период. Акты о готовности получили мым закрытиям. Недостатки устранены. Легче с судами, выходящими из ремонта. — их проверяет инспекция морского Регистра СССР. Так. например, было с РТ-305. Работники службы морепла­ вания дают также необходимые рекомендации, ведут разъясни­ тельную работу. Специалисты управления 'ру­ ководствуются в своей деятель­ ности не только уже названием приказом начальника флота, но и приказом ВРПО «Севры- ба^ от 14 июля 1978 г. Л» 199 <О мерах но обеспечению безо­ пасности плавания и промысла судов флота рыбной промыш­ ленности и рыболовецких кол­ хозов на Северном бассейне». Многие пункты этого докумен­ та касаются и осенне-зимнего периода. Кстати, приказы до­ ведены до сведения команди­ ров всех судов (капитанов, их помощииков, механиков — под личную расписку). Точное выполнение требова­ ний этих документов — залог успешной подготовки к работе зимой и штормовой осенью. В конечном итоге — это п одно из главных условий выполне­ ния плана и принятых экипа­ жами обязательств. В. Я К О В Л Е В , капнтан-на-'-- ставник служ бы м ореп лава­ ни я Мурм анского тралового флота. А в тор этой корреспонденции — Валерий Константин новнч Корчагин — представляет молодое поколение спе­ циалистов флота. Специалистов, которым уже есть чем о себе заявить, В журнале «Рыбное хозяйство» за 197 8 год он назван одним из лучших по отрасли. А по кон­ кретным делам — за время работы технологом в тече­ ние нескольких лет добивался с помощью судовой адми­ нистрации хорошей организации труда коллектива рыбо­ обработчиков, высокого качества продукции. В. К. Корчагин — выпускник Гурьевского рыбопро­ мышленного техникума 197 4 года. Практику проходил здесь, на Севере, в Мурманском траловом флоте. Это и определило его дальнейшую судьбу: уж е пять лет он трудится на судах этого флота. Валерий Константинович рассказывает об одном нз своих плаваний — 153-суточном рейсе на БМРТ «Волгобалт», экипаж которого на промысле путассу до­ бился высокой эффективности работы, заморозив за это время более 5 тысяч тонн рыбы. Мы шли в район лова путас­ су во второй раз. И это позво­ лило заранее предусмотреть нусть не все, но основные сложности работы. Конечно, было много разных неожидан­ ностей, но в главном определи­ лись. Коллектив, как н прежде, возглавил опытный промысло­ вик напитан-днректор Василий Хари тонови ч Мочалов. Забегая «перед, скаж у, что потом ему доверили флагманство в гр у п ­ пе, и, на мой взгляд, наш ко­ мандир с этой почетной обя­ занностью справился. И з путассу предстояло вы­ пускать продукцию трех видов: так называемую колодку, пот­ рошеную без головы и спинку этой рыбы. Н а каждый ассор­ тимент был дан план. М ы по­ нимали, что план — обяза­ тельное требование, но, просто говоря, это требование можно выполнить по всем видам про­ дукции, а потом выбрать путь наименьшего сопротивления — давать то, что легче. По-иному поступил экипаж «В о л го б а л та ». Понимая важность задачи -— использовать максимум сырья не пищевые цели, мы решили Ну жн а м е х а н и з а ц и я как можно больше заморозить путассу потрошеной, ее спин­ ки. О б этом расскажу подроб­ нее. У нас уже был некоторый опыт выработки спинки, кото­ рый приобрели-в прошлом рей­ се. Н о беда заключалась в том , что и тогда, и в этот раз за­ ниматься производством п р и хо . дилось в р уч н ую , силами под- вахты . Подключались и матро­ сы палубной команды, когда были свободны от своих дел. Рыбообработчики же обслужи, вали исключительно морозиль­ ные линии: сырья поступало много, и его требовалось как можно быстрее и качественнее заморозить. Вручную, так сказать, по- дедовски, но мы укладывались н суточные нормы выпуска спинки. А спустя месяца пол­ тора наметилось и облегчение: нам предложили специальный станок. С радостью его уста­ новили на фабрике, подобрали кандидатуры для обслужива­ ния. Требовались расторопные, добросовестные работники. Вы ­ бор остановили на матросах Михаиле Иосифовиче Кутай л о- ве, Мефодии Александровиче Семченко. У станка есть плюсы и ми­ нусы . М и н ус — во всем про­ цессе выработки спинки с его помощью участвует много лю­ дей. А плюс — качество про­ дукции более высокое. И д р у­ гое: он только тогда дает вы­ сокую производительность, ес­ ли работает в комплексе с го ­ ловорубочной машиной. А ее у нас не было. Н а открытом партийном соб­ рании, на котором вели разго­ вор о наших производственных делах, подняли вопрос и о не­ обходимости своими силами сделать машину. Специалисты, присутствующие на собрании, согласились; это возможно. Т о ­ гда и определили срок выпол­ нения, так сказать, заказа. Н а ­ значили ответственного — ме­ ханика-наладчика Сергея Сте ­ пановича Ря бшш на . К чести молодого новатора, он справился со своей зада­ чей. Н е сразу, конечно. Было много токарны х работ, требо­ валось подыскать нужные электромоторы, детали. Сооб­ ща со. слесарями все было сде­ лано. Спинки мы выработали 230 тонн при задании 1 7 0 . Б ол ь­ шую часть этого количества ценной продукций изготовили механизированным путем . О д ­ ного мы не сумели добиться: со к ра ти ть1 число обслуживаю­ щего персонала. У нас занято было три человека, а обходить­ ся можно двумя. Сейчас станки для выработ­ ки спинки путассу поступают на многие суда, и это надо всячески приветствовать. Н у ж ­ на и помощь берега, чтобы они работали с наибольшим эффек­ том. Неожиданностью для нас явилось поступившее распоря­ жение наладить выпуск разде­ ланной рыбы под соль. Техно­ логия производства при этом более сложная, чем, ска­ жем, при выработке продук­ ции из потрошеной путассу.1 И тем не менее экипаж сумел справиться с задачей. Сложность заключалась не только в строгих технологиче­ ских требованиях. Под соль определили такой размерный ряд рыбы, что на отсортировку уходило много времени, да и рыбы нужной было мало. С приходом на промысел пред­ ставителя технологической службы флота размерный ряд расширили. Д умается, такие вопросы надо решать более оперативно. И еще в связи с этим. С большим напряясением мы могли в сутки давать раз­ деланной путассу под соль только 6 тонн. Рядом работав­ шие промысловики с «За п ры - бы» —- 20 я более. Н а наш вопрос: « К а к вам это удается?» они. ответили, что у них- иные .технологические требования. В чем тут дело? Х о ч у назвать наших лучших производственников, которые в сложных условиях работы до­ казывали пример образцового труда. Э то В. Ф . Галимский, М, М. Старастович, А . Т. Р у . дой, Ч . В . Подорский, В . Ц . П о тк и н , М. О . Кутайлов, В . Н . Зюлюков, В . А. Зеленков. В. КОРЧАГИН, помощник капитана по производству БМРТ «Волгобалт».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz