Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
г т&т м ш и ш и и шшяввятж эгяѵгяякят яшят ш ш ■ятаяшмш ттят ^ и м g w 1 ^ Олимпийских игр Василий ГАЛЮДКИН Василий Галюдкин — коренной мурманчанин. Здесь родился, вырос, ходил в жоре на судах тралового флота. Сейчас работает бетонщиком в передвижной механизиро ванной колонне. Но морская тема — по-прежнему глав ная в его стихах. Сегодня мы знакомим читателей с не которыми из них. I I L ПЕРВАЯ ВЕСНА Я ее, наверно, не забуду— Первую весну на корабле. Чайки белопенные повсюду Радостно встречали тот апрель. Старый боцман крикнул: — Веселее Шкерьте рыбу. К нам пришла весна! Может быть, у нас она бледнее. Но зато желаннее она. Тише, ветер! Тише, волны грозные! Улыбнулось солнце рыбакам! Рейс окончится, и мы травинки поздние Трепетно прижмем к своим губам. * * * СТРОКИ О ПРИЧАЛАХ 1. На причалах — ветер, даль и ширь. У причалов вьются гордо чайки. На причалах плачут от души, От души смеются на причалах. Память тает, тает, словно звуіда, Память надо до конца беречь. На причалах плачут в час разлуки И смеются громко после встреч. 2. Ночной причал, волна упорная, Как ты во все века качала! Пусть белых чаек тепл черные Скользят по палубе причала. Прекрасен первый путь начальный! Прекрасен ветер, даль и ширь!.. ...От души смеются на причалах, На причалах плачут от дѵши. 3. Остался у меня причал... Выход в море запрещен врачом! Я пойти на судно не могу! Причал пронзенный солнечным лучом! Причал в снегу! Остался у меня причал! Причал, причал! Эх. море, прощай! ...Не смеюсь, не плачу на причале, Там на корабли гляжу печально! НА БАЗАРЕ Во і пройдусь я после рейса по базару. Клетку с птицами, букет цветов куплю. Птиц измученных нахмуренную пару В небо выпущу. Свободу я люблю. У торговки золотые серьги, зубы. Эту женщину на слове не лови! Неужели эти крашеные губы Хоть когда-нибудь шептали о любви?! ОСКОЛОК ПЕСНИ «Девушка с распущенной косой Губы мои трогала губами», — Песню эту пел товарищ мой, Пел « каюте нашей вечерами. А когда погиб он в мирный день, Мы его всем судном хоронили, На могилу принесли снрень. Постояли у его могилы. Шел пешком я . с кладбища домой, Вспоминал, как нел он вечерами: «Девушка с распущенной ' косой Губы мои трогала губами». УВИДЕЛ Я МОРЕ ВПЕРВЫЕ И чайки, и волны морские Я с юности помню, как сны! Увидел я море впервые В начале двадцатой весны. Что видел я? Небо да воду, То берег, то остров вдали, А чаще всего пароходы, Точнее сказать, корабли. Но чайку в полоске заката Не сразу, увы, рассмотрел! Мне вверен был пост. как солдату, Номер один — рыбодел! Ох, крепко меня он «зачалил»: Работай и не кури! Где я; было увидеть мне чаек. Летящих в полосках зари! А вы упрекнуть могли бы. Что, гордый своим постом, Я видел не чаек, а рыбу А птиц я увидел потом! Д РЕВНЯЯ Греция по праву считается родиной спор тивных соревнований, ка кими мы знаем их сегодня. Еще задолго до 776 года до н. э., когда произошли первые исторические засвидетельство ванные Олимпийские игры, греческий народ проявлял большую любовь к спорту, и атлетические игры занимали ведущее место в общественной жизни и в системе воспитания молодежи. Спортивные состязания тех времен воспеты Гомером в «Или аде». И как это видно вообще из литературы Древней Греции, спорт уже тогда пользовался такой же огромной популярно стью, как и в наши дни. История спорта как опреде ленного вида деятельности лю. дей, бесспорно, заслуживает глубокого изучения. Становле ние спортивной жизни Греции, сравнение спортивных игр, их организации, спортивных пока зателей и наград с существую щими — все это представляет несомненный интерес. Однако задача накопления специфиче ских данных о спортивной жи зни тех времен оказалась го раздо более сложной, чем мож но было предположить. Очень трудно, например, судить о спортивных результатах древ негреческих чемпионов, скажем, о рекордах в скоростном беге: ведь тогда не было точных приборов для замера времени. ■ю , В -J Уже не первый год коллектив Княжегубского рыбоводного завода инкубирует икру кижу ча, выращивает мальков. Рыбо водам удалось довести дальне восточного лосося до товарного веса. На снимке: рыбовод первого класса В. А. Канева. Фото А. Брысова. НА ЯХТЕ ВОКРУГ СВЕТА Из Гдыни вышел в круго светное плавание на яхте «Дар Пшемысля» инженер - элект рик из польского сухопутного города ГІшемысль 56-летний Генрих Яскула. Он не новичок в этом деле п уже прошел под парусами 37 ООО морских миль Сегодняшняя трасса кругосветного одиночного пла вания польского яхтсмена прой дет через мыс Доброй Надеж ды. Горн и другие н составит 3 3 Ѳ00 морских миль. ИСЧЕЗАЕТ ЗАЛИВ Токийский залив в конце прошлого века занимал пло щадь 1500 квадратных кило метров. Однако с того време ни поверхность его уменьши лась почти на 300 квадратных километров, так как в связи с потребностями Токио и Иоко гамы мелкие места залива з а сыпают и на полученной таким образом суше появляются про мышленные предприятия, скла ды. железнодорожные ветки и т. п. Залив уменьшается однако не только от берегов ■— про должается насыпание искусст венного острова, названного Огасима. который займет пло щадь 515 гектаров. Для созда ния острова уложено уже 85 миллионов кубометров песка, так как глубина залива в этом месте достигает 15 метров На рукотворном острове уже рабо тает доменная печь, строится сталелитейный завод ежегодной мощностью 3 млн. тонн стали. НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА... Англия, в начале века еще не совсем растерявшая звание «владычицы морей», пыталась все свои морские законы о без опасности мореплавания рас пространять и на заходившие в ее порты суда других наций. Так, в статье 2-й последнего акта «О торговом судоходстве» прямо указывалось, что «если иностранное судно, зашедшее в порт Соединенного Королевст ва, посчитается британски ми властями ненадежным по чрезмерной или неподходя щей его нагрузке или по недо статкам его корпуса, машин или снаряжения, то оно задер- яшвается, пока не исправит этих недостатков, сообразуясь с требованиями британского закона» К этой статье относи лось и обязательное устройст во вентиляционных люков, осо бенно на судах, перевозящих каменный уголь. И поэтому многие русские пароходы в свое время были обязаны на личием такой вентиляции ж е сткому английскому закону, ибо. попав в английский порт, они уже не могли выйти из него, не установив всего венти ляционного комплекса. Однако из литературных источ ников, творений художников и скульпторов можно многое у з нать о популярных в то время видах спорта, о спортивных играх, их организации и духе, в котором они проводились, об отношении к спорту и его р аз витии от гомеровской Греции до эпохи Римской империи. Первые спортивные соревно вания в Греции были связаны с религиозными обрядами. Еще во II тысячелетии до н. э. су ществовал обычай сопровож дать похороны вождя погре бальными играми. В память об умершем устраивали атлетиче ские соревнования. Позже, од нако, возникают другие, более рациональные предпосылки к проведению спортивных игр. Физическая тренировка стала культивироваться как источник здоровья, как подготовка к во енным битвам или мирным со стязаниям. Самое первое описание спор тивных игр, их содержания, характера и отношения к ним парода встречается в «Илиаде» Гомера (песнь 23). Ахиллес ор ганизует игры на равнине пе ред троянским валом как по гребальную дань молодому Патроклу, павшему на поле брани. Участниками и зрителя ми были воины, и, естествен но, главным событием дня ста ли гонки на колесницах. Со ревнующихся воодушевляли призы, обещанные Ахиллесом за победу; ...в рукодельях искусная дева младая, Медный, ушатый с боков, двадцатндвухмерный треножник Первому дар: кобылица второму шестигодовая, Неукрощенная, гордая, в недрах носящая меска. Занявшим с третьего по пя тое место предназначались предметы меньшей ценности, Гомер начинает сцену с длинного обращения Нестора к своему сыну Антилоху, одному из участников соревнования. Из его слов мы узнаем, ка кое большое значение прида вали греки интеллекту во всех областях человеческой деятель ности, включая спортивные со стязания. Побеждают не самые быстрые кони, а возница, су мевший проявить наибольшую трезвость мысли и мудрость. Нестор подробно объясняет своему сыну, как править ко лесницей, замечая при этом: ...душою искусство Все обойми, да из рук не упустишь наград знаменитых. Плотник тебя превосходит искусством своим, а не силой: Кормщик таким же искусством по бурному черному понту Легкий правит корабль, игралище буйного ветра: Так н возница искусством одним побеждает возницу Но, очевидно, не случайно Нестор в своем долгом настав лении ничего не говорит сыну о честном отношении к сопер никам. Из описания самих го нок становится ясно, что, ув леченные состязанием в хитро сти и ловкости, снедаемые ж а ждой победы, греки иногда з а бывали о требованиях истинно спортивных соревнований. Итак, пять участников .в ы страиваются в порядке, уста новленном по жребию, в своих военных колесницах, каждая из которых запряжена парой ездо вых коней. ІІо сигналу они уст ремляются к отдаленной от метке, которую должны о б ъ ехать, и затем вернуться к старту. Гомер описывает гонку технически точно, эмоциональ но, с юмором и живым сочув ствием к участникам состяза ния, их коням, зрителям. К лошадям он относится так, как если бы они были людьми. Они также, как и возницы, охваче ны боязнью поражения и стра стным желанием победы. Ан- тияох так обращается к сво им коням: Быстро вперед! чтобы вас всенародно стыдом не покрыла Эфа: она кобылица, а вы, дорогие, отстали! Вам говорю я, и слово мое совершится сегодня: Более неги себе от владыки народов Недпда Дома не ждите: убьет вас сегодня же острою медью, Если по лености вашей • награду последнюю снищем. О, настигайте скорее, как можно скорее скачите' Гонимый желанием победить, Антилох начинает теснить со перника и вынуждает его во избежание столкновения усту пить ему дорогу. . Составляющие аудиторию воины, для которых езда на колесницах — повседневное з а нятие, пристально следят за ходом состязаний, заняв наибо лее выгодные наблюдательные позиции. Эмоциональное на пряжение зрителей очень высо ко, и Гомер описывает реакцию «болельщиков» с точностью очевидца. Среди зрителей воз никают споры, суждения, толки — совсем как это происходит на трибунах наших стадионов. Завидев появившиеся вдали, окутанные пылью колесницы, воинственный Аякс затевает жестокий спор с Идоменеем, главой критян. Аякс утвержда ет. что впереди, колесница Эв- мела, а Идоменей говорит, что лидирует Диомед. Идоменей оказывается правым. (Продолжение следует). Редактор А. А. МИРОНОВ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-332 «Мателот». БМРТ -252 «Некрасов», БМРТ - 2642 «Пинагорий», экипажа БМРТ -241 5 из Москвы поез дом № 343, морского подмен ного экипажа № 4 из Москвы самолетом, рейсы № 2343 и 2339. РТ-27.1 «Жигѵли». . ЗАВТРА : РТ-266 «Гурзуф». БМРТ -44 9 «Салют» в порт на подмену. СРТ-м-1434. 7 АВГУСТА: БМРТ -238 «Златоуст» на подмену, мор ского подменного экипажа Л!> 4 из Москвы самолетом, рейс N° 2339. ТР «Хибинские горы». ААК< ИТІАЕООНЫ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порі. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6 2 6 4 . заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89 литературные сотрудники — 63-96 п 70-45. Вызов е городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96. 7-70-45. _________________________ _____ «Рыбный Мурман». Индекс 52861. Цепа 1 з;сѵ — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3 9 4 2 ПН -05169,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz