Рыбный Мурман. 1979 г. Август.

В П0СЛЕД1 iHE годы миp является свидетелем воз­ растающего внимания к морским живым ресурсам Юж ­ ного океана. Причиной тому, с одной стороны, — поиск новых возможностей удовлетворения растущих потребностей населе­ ния в животном белке, а с дру­ гой — наличие в водах Антарк­ тики значительных ресурсов пищевого белка. В приантарк- тических водах обнаружены скопления пелагической треско­ вой рыбы — антарктической путассу, мерлузы, нототении, антарктической серебрянки и др. Йылов антарктических рыб различных видов, по оценкам специалистов, может состав­ лять 1 .5—2 млн. тонн. Однако антарктический криль, как от­ мечается в зарубежной литера­ туре, наиболее значительный по величине и единственный, не являющийся еще объектом эксплуатации, ресурс пищевого белка. Так, некоторые эксперты по­ лагают. что ресурсы антаркти­ ческого криля составляют от 8 0 0 млн. до 5 млрд. тонн и ежегодная добыча может дости­ гать (зО- 100 млн. тонн. По подсчетам японских специали­ стов. ежегодная добыча криля может быть доведена до 70 млн. тонн, причем подчеркива­ ется, что уровень воспроизвод­ ства криля весьма высок (мо­ лодь появляется дважды в год) и это, по мнению некоторых из них. позволяет говорить о воз­ можности ежегодной добычи до 100 млн. тонн криля бел риска подрыва сырьевой базы. Польские ученые полагают, что ежегодно может быть вы­ ловлено без нарушения биоло­ гического баланса от 50 до 200 млн. тони криля. Советские ученые-биологи, которые первыми приступили к фундаментальным исследова­ ниям живых ресурсов Южного океана if изучению возможно­ стей использования криля, вы­ сказывают мнение о допусти­ мости ежегодного изъятия без. подрыва сырьевой базы десят­ ков миллионов тонн криля. Ими называются также и более кон­ кретные цифры общего объема возможного изъятия криля в год без ущерба для запасов — 25 — 50 млн. тонн. Следует подчеркнуть, что различные оценки возможного вылова криля, сделанные уче­ ными разных стран, свидетель­ ствуют, с одной стороны, о не­ достаточности существующей информации по крилю, а с дру­ гой — об ограниченном уровне обмена имеющимися данными научных исследований и недо­ статочной степени международ­ ного сотрудничества по изуче­ нию криля. Наличие в водах Антарктики ресурсов пищевого белка и воз­ можность их вовлечения в сфе­ ру хозяйственной деятельности Объясняют в определенной сте­ пени все наиболее очевидно проявляющуюся заинтересован­ ность ряда государств в исполь­ зований антарктических -мор­ ских живых ресурсов. Возра­ стание такой заинтересованно­ сти и ее обострение е послед­ ние годы связано, по мнению некоторых ученых, с истощени­ ем промысловых запасов китов, а также традиционных видов рыб. запасы которых сократи­ лись в результате перелова или загрязнения морей. Вышеприве­ денные факторы действительно имеют место, однако они не яв­ ляются главным* причинами возрастающего интереса к ис­ пользованию морских живых ресурсов такого отдаленного й сурового района, как южнопо­ лярный район. Эта заинтересованность свя­ зана прежде всего с изменением правового режима Мирового океана вследствие введения мно. гими государствами 200-миль­ ных рыболовных или экономи­ ческих зон, Возможность организации промысла криля и необходи­ мость подготовки к такому про­ мыслу обусловили интенсифи­ кацию исследований, связан­ ных с изучением этого объекта, которое велось н ранее, но в ас­ пекте изучения китов, так как криль является для последних основной пищей. Криль как пи­ щевой ресурс для человека —• в таком аспекте вопрос стоит пввнительно ноднвнб. В СССР начало изучению сырьевых ресурсов антарктиче­ ского криля было положено в 1961 году рейсом рыболовного траулера «Муксун», но постоян­ ные исследования биологии, распределения, условий образо­ вания промысловых концентра­ ций и численности ведутся с .1964 года. Проблемами, свя­ занными с изучением криля и возможностями его промысла и использования, занимается ряд институтов Министерства рыб­ ного хозяйства СССР, АН СССР и других министерств и ве­ домств, что свидетельствует о стремлении поставить будущий промысел криля на серьезный научный фу ндамент. Кроме СССР — пионера в исследованиях и освоении кри­ ля и Японии, приступившей к его изучению в начале 70-х го­ дов, интерес к крилю как объ­ екту промысла с середины 70-х годов стали проявлять и такие страны, как ПНР, США. Вели­ кобритания, Норвегия, Дания. Австралия. Ф Р Г и др. к.пнс двух десятилетии, дал це­ лый ряд примеров эффектив­ ного разрешения самых слож­ ных международных вопросов и создал тѵ атмосферу сотруд­ ничества, которой характеризу­ ется деятельность человека в Антарктике. Договор об Антарктике был подписан в декабре 1959 г. в г. Вашингтоне. В выработке его приняли участие 12 государств — .Аргентина, Австралия, Бель­ гия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, СССР. Англия, США. Впоследствии к вышеупомяну­ тым странам присоединились ПНР, ЧССР. Дания, Нидерлан­ ды, СРР . ГДР, Бразилия и Н Р Б Вступление Договора об Ан­ тарктике в силу ознаменовало новый этап в развитии между­ народных отношений. Впервые в истории не отдельные терри­ тории, а целый континент был объявлен зоной мира и между­ народного сотрудничества. Именно принцип использова- Осозиа вая. ч го в ні мерсеах всего человечеств а не допустить превращении Антарктики к аре­ ну или об ъек т меж ду н ар о д ных разногласий и понимая, что До­ говор об Ан та р к тик е яв ляет е и в аж ным инструментом дл я до­ стижения этого. ;.оговариваю­ щиеся стороны Оби іаны прила­ гать соответствующие усилии, совместимые с Уставом ООН. с тем, чтобы в Антарктике1 не проводилось какой-либо дея­ тельности, противоречащей це­ лям и принципам Договора. Для обеспечения соблюдения поло­ жений Договора в нем предус­ матривается возможность осу­ ществления широкого наземно­ го и воздушного контроля. Договор об Антарктике яв­ ляется открытым, и к нему мо­ жет присоединиться любое госу­ дарство — член ООН или лю­ бое другое государство, которое может быть приглашено присо­ единиться к Договору с согла­ сия всех участников так назы­ ваемых Консультативных сове­ щаний. Участниками этих сове- МОРСКИЕ ЖИВЫЕ РЕСУР И ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ МЕШД СЫ АНТАРКТИКИ .УНАР0ДН0-ПРАВ0В0Г0 РЕЖИМА ИХ СОХРАНЕНИЯ 1 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 11» если ряд стран г. насто­ ящее время находится па этапе изучения сырьевой базы и воз­ можностей организации лова, то лишь две страны — Советский Союз, и Япония, — практически заинтересованные в эксплуата­ ции криля, уже производят то­ варную продукцию из крил#, приступили к промышленному использованию этого объекта. Так. в японской печати подчер­ кивалось, что Японией уже «ос­ воены запасы криля» и в водах Антарктики пять судов типа БМРТ с ноября 1976 года по март 1977 г. добыли около 12 тысяч тонн криля. Центром раз­ вития океанических ресурсов в 1977 г. выделено 2 млрд. 700 млн. иен на развитие промыс­ ла криля с базированием на плавбазы: им также составлен трехлетний план развития этого вида промысла. С 1980 г. пред­ полагается начать активный промысел криля частными фир­ мами. Все это свидетельствует о том, что страны, заинтересован­ ные в морских живых ресурсах Антарктики (и прежде всего те ии них. которые приступили к их использованию, хотя бы да­ же и в сравнительно незначи­ тельном объеме), подходят к организации промысла этих ре­ сурсов на основе результатов научных исследований. Возрастающая заинтересо­ ванность ряда стран в промыс­ ле криля свидетельствует о не­ обходимости продолжать глубо­ кое и полное изучение тех воз­ можных проблем и последствий, которые могут встать в ходе и в результате такого промысла. Сложность задач но рацио­ нальному использованию мор­ ских живых ресурсов Антарк­ тики, организация их промысла на строго научной основе, что­ бы не подорвать запасы и не нанести непоправимого ущерба экологии этого уникального района, предполагают необходи­ мость международного сотруд­ ничества в изучении сырьевой базы. Вмес те с тем широкомасштаб­ ный промысел криля предпола­ гает необходимость междуна­ родного сотрудничества с целью выработки таких международно­ правовых норм, которые обес­ печили 1 бы возможность про­ мысла заинтересованными стра­ нами, гарантируя при этом со­ хранение 'и рациональное ис­ пользование биоресурсов Ан­ тарктики. К проблеме выработ­ ки таких норм международное сообщество подходит, опираясь на существующий международ­ но-правовой режим Антаркти­ ки. основой которого является договор об Антарктике 1959 г. Последний, функционируя в те­ нии Антарктики только в мир­ ных целях и принцип свободы научных исследований в Антар­ ктике лежат в основе Договора 19;>9 г. Договаривающиеся сто­ роны в силу ст. Ш Договора со­ гласились в максимально воз­ можной и практически осу­ ществимой степени производить обмен информацией о планах научных работ в Антарктике, научным персоналом между экс­ педициями и станциями, дан­ ными и результатами научных наблюдений. При этом Договор поощряет установление отноше­ ний делового сотрудничества со специализированными учрежде­ ниями ООН я другими между­ народными организациями, для которых Антарктика представ­ ляет интерес в паучном или тех­ ническом отношении. Учитывая сложные и специфические ус­ ловия работы в Антарктике, а также необходимость существен­ ных материальных затрат для организации и осуществления исследований, ст. ІН представ ляется весьма важной. Положения Договора приме­ няются к району южнее 60 гра­ дусов южной широты, причем, как подчеркивается в ст. VI. ничто в Договоре не ущемляет и никоим образом не затраги­ вает прав любого государства или осуществления этих п р а в .' признанных международным правом в отношении открытого моря, к пределах этого района. Отсюда следует, что любое го­ сударство, независимо от того, является ли оно участником Договора или нет, вправе поль­ зоваться морскими районами к югу от 60 градуса южной широ­ ты, включая право на рыболов­ ство, как то предусмотрено в Конвенции 1958 г. об открытом море. Договор установил (ст. IV) приемлемый для всех его уча­ стников подход к проблеме тер­ риториальных претензий в Ан­ тарктике,. «заморозив» их па период действия Договора и смягчив, таким образом, поли­ тическую ситуацию в этом рай оне. Тем самым Договор создал предпосылки для работы в н а­ правлении полного разрешения этой проблемы. Совершенно очевидно, что любая попытка сепаратного решения вопроса о территориальных претензиях будет противоречить ноложсии- . ям Договора, его духу и основ­ ным целям и чревата политиче­ скими осложнениями. В этой связи попытки некоторых госу­ дарств установить в Антаркти­ ке 200-мильные экономические или рыболовные зоны, отсчи­ тывая их от берегов «своих» Секторов Антарктического мате­ рика, безусловно, явились бы нарушением обязательств этих государств по Договору 19). щании в соответствии с п о л о ­ жениями Договора являются первоначальные члены Догово­ ра. а также те присоединившие­ ся іі нему государства, которые проводят в Антарктике сущест­ венную научно-исследователь­ скую деятельность, такую, как создание научной станции или посылка научной экспедиции, причем последние принимают участие в Консультативных со­ вещаниях в течение того време­ ни, пока они осуществляют та­ кую деятельность. Механизм Консультативных совещаний обеспечивает эфф ек ­ тивность сотрудничества госу­ дарств в рамках Договора. Уча­ стники совещаний регулярно собираются для обмена инфор­ мацией, консультаций по вопро­ сам Антарктики, а также р азр а­ ботки, рассмотрения и рекомен­ дации своим правительствам мер. способствующих осуществ­ лению принципов и целей Дого­ вора, включая среди других и меры по содействию научным исследованиям и международ­ ному сотрудничеству, но скра­ пе и сохранению живых ресур­ сов Антарктики. Разрабатываемые Консу л ь т а- тивными совещаниями рекомен­ дации вступают в силу после их утверждения всеми странами, имеющими право участвовать в совещаниях. Не обладая фор­ мально юридически обязатель­ ной силой, но будучи объектив­ но направлены на осуществле­ ние целей и принципов Догово­ ра об Антарктике, рекоменда­ ции по существу, как справед­ ливо отмечают советские и за­ рубежные ученые, развивают и конкретизируют положение са­ мого Договора. Эти рекоменда­ ции, таким образом, но утвер­ ждении их правительствами всех стран, имеющих право уча­ ствовать в Консультативных со­ вещаниях. становятся законом, регламентирующим деятель­ ность государств в Антаркти­ ке. За 20-летний период подпи­ сания Договора об Антарктике Консультативными совещания­ ми было принято свыше ста ре­ комендаций, касающихся самых различных аспектов деятельно­ сти государств в Антарктике, важнейшими из, которых, без­ условно. следует признать реко­ мендации по проблеме защиты окружаюіцеіі среды этого райо­ на. являющегося по существу гигантским заповедником, от по­ следствий чрезмерного или не­ осторожного вмешательства че­ ловека. В этой связи необходи­ мо особо выделить рекоменда­ ции, направленные на защиту антарктической фауны и фло­ ры. Еще в 1961 г. на Первом Консультативном совещании •іыло обращено внимание вительств на необходимость предпринять срочные меры п- защите живых ресурсов Ан­ тарктики от бееконтролыюіі- истребления или иного вмеша­ тельства человека и рекомендо­ вано провести консультации с целью определения’ наиболее подходящей формы, в которой будут установлены такие меры, а и качестве первой из них бы­ ли рекомендованы «Общие пра­ вила по защите и сохранению живых ресурсов Антарктики». Второе консультативное сове­ щание (1962 г.) рекомендовало сторонам способствовать обме­ ну и оценке информации о су­ ществующем состоянии живых ресурсов Антарктики, а также обмену информацией, касаю­ щейся мер, которые принима­ ют государства — участники совещания с целью защиты жи­ вых ресурсов в договорном рай­ оне. Третье Консультативное совещание (1964 г.) приняло «Согласованные меры по за­ щите фауны и флоры Антарк­ тики», а Четвертое разработало и рекомендовало правительст­ вам «Временное руководство по добровольному регулированию пелагического промысла антарк­ тических тюленей». Участники Питого Консультативного сове­ щания (1968 г.). принимая во внимание ван,носгъ вопроса • защите тюленей в договорном районе, согласились с необходи­ мостью выработки соответству­ ющей конвенции, проект кото­ рой был рассмотрен на Шестом Консультативном совещании в 1970 г В соответствии с реко­ мендацией этого совещания в Лондоне в 1972 г. состоялась Конференция, па которой была принята Конвенция по сохране­ нию тюленей Антарктиюі. вету- пившая в силу в 1977 г. Следует отметить, что при выработке рекомендаций участ­ ники Консультативного совеща­ ния принимают во внимание предложения Научного комите­ та по исследованию Антарктики (СКАР), действующего в рам­ ках Международного совета на­ учных союзов (МСНС) и осуще­ ствляющего координацию науч­ ных исследований в Антаркти­ ке Членами СКАР являются страны — участницы Договора об Антарктике и международ­ ные союзы, объединенные к МСНС. имеющие интересы ѵ исследованиях в Антарктике. Проблеме изучения живых ре­ сурсов Антарктики СКАР уде­ ляет в своей деятельности боль шое внимание, что обусловлен»'! прежде всего позицией участни­ ков Консультативных совеща­ ний, их заинтересованностью ѵ: биоресурсах Антарктики и, ? частности, в морских живых ре­ сурсах, особенно в аспекте их сохранения, с тем. чтобы ис­ пользование этих ресурсов за­ интересованными странами опи­ ралось на солидную научную основу и не нанесло ущерба уникальному району земного шара. О. САВИН. (Продолжение следует). Виктор Рыбин — молодой рабочий судоремонтного завод» № 1 объединения «Мурманска» судоверфь». Он хорошо освоил специальность токаря и успеш­ но выполняет все производст­ венные задания. Фото Г. Шматова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz