Рыбный Мурман. 1979 г. Август.
В П0СЛЕД1 iHE годы миp является свидетелем воз растающего внимания к морским живым ресурсам Юж ного океана. Причиной тому, с одной стороны, — поиск новых возможностей удовлетворения растущих потребностей населе ния в животном белке, а с дру гой — наличие в водах Антарк тики значительных ресурсов пищевого белка. В приантарк- тических водах обнаружены скопления пелагической треско вой рыбы — антарктической путассу, мерлузы, нототении, антарктической серебрянки и др. Йылов антарктических рыб различных видов, по оценкам специалистов, может состав лять 1 .5—2 млн. тонн. Однако антарктический криль, как от мечается в зарубежной литера туре, наиболее значительный по величине и единственный, не являющийся еще объектом эксплуатации, ресурс пищевого белка. Так, некоторые эксперты по лагают. что ресурсы антаркти ческого криля составляют от 8 0 0 млн. до 5 млрд. тонн и ежегодная добыча может дости гать (зО- 100 млн. тонн. По подсчетам японских специали стов. ежегодная добыча криля может быть доведена до 70 млн. тонн, причем подчеркива ется, что уровень воспроизвод ства криля весьма высок (мо лодь появляется дважды в год) и это, по мнению некоторых из них. позволяет говорить о воз можности ежегодной добычи до 100 млн. тонн криля бел риска подрыва сырьевой базы. Польские ученые полагают, что ежегодно может быть вы ловлено без нарушения биоло гического баланса от 50 до 200 млн. тони криля. Советские ученые-биологи, которые первыми приступили к фундаментальным исследова ниям живых ресурсов Южного океана if изучению возможно стей использования криля, вы сказывают мнение о допусти мости ежегодного изъятия без. подрыва сырьевой базы десят ков миллионов тонн криля. Ими называются также и более кон кретные цифры общего объема возможного изъятия криля в год без ущерба для запасов — 25 — 50 млн. тонн. Следует подчеркнуть, что различные оценки возможного вылова криля, сделанные уче ными разных стран, свидетель ствуют, с одной стороны, о не достаточности существующей информации по крилю, а с дру гой — об ограниченном уровне обмена имеющимися данными научных исследований и недо статочной степени международ ного сотрудничества по изуче нию криля. Наличие в водах Антарктики ресурсов пищевого белка и воз можность их вовлечения в сфе ру хозяйственной деятельности Объясняют в определенной сте пени все наиболее очевидно проявляющуюся заинтересован ность ряда государств в исполь зований антарктических -мор ских живых ресурсов. Возра стание такой заинтересованно сти и ее обострение е послед ние годы связано, по мнению некоторых ученых, с истощени ем промысловых запасов китов, а также традиционных видов рыб. запасы которых сократи лись в результате перелова или загрязнения морей. Вышеприве денные факторы действительно имеют место, однако они не яв ляются главным* причинами возрастающего интереса к ис пользованию морских живых ресурсов такого отдаленного й сурового района, как южнопо лярный район. Эта заинтересованность свя зана прежде всего с изменением правового режима Мирового океана вследствие введения мно. гими государствами 200-миль ных рыболовных или экономи ческих зон, Возможность организации промысла криля и необходи мость подготовки к такому про мыслу обусловили интенсифи кацию исследований, связан ных с изучением этого объекта, которое велось н ранее, но в ас пекте изучения китов, так как криль является для последних основной пищей. Криль как пи щевой ресурс для человека —• в таком аспекте вопрос стоит пввнительно ноднвнб. В СССР начало изучению сырьевых ресурсов антарктиче ского криля было положено в 1961 году рейсом рыболовного траулера «Муксун», но постоян ные исследования биологии, распределения, условий образо вания промысловых концентра ций и численности ведутся с .1964 года. Проблемами, свя занными с изучением криля и возможностями его промысла и использования, занимается ряд институтов Министерства рыб ного хозяйства СССР, АН СССР и других министерств и ве домств, что свидетельствует о стремлении поставить будущий промысел криля на серьезный научный фу ндамент. Кроме СССР — пионера в исследованиях и освоении кри ля и Японии, приступившей к его изучению в начале 70-х го дов, интерес к крилю как объ екту промысла с середины 70-х годов стали проявлять и такие страны, как ПНР, США. Вели кобритания, Норвегия, Дания. Австралия. Ф Р Г и др. к.пнс двух десятилетии, дал це лый ряд примеров эффектив ного разрешения самых слож ных международных вопросов и создал тѵ атмосферу сотруд ничества, которой характеризу ется деятельность человека в Антарктике. Договор об Антарктике был подписан в декабре 1959 г. в г. Вашингтоне. В выработке его приняли участие 12 государств — .Аргентина, Австралия, Бель гия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, СССР. Англия, США. Впоследствии к вышеупомяну тым странам присоединились ПНР, ЧССР. Дания, Нидерлан ды, СРР . ГДР, Бразилия и Н Р Б Вступление Договора об Ан тарктике в силу ознаменовало новый этап в развитии между народных отношений. Впервые в истории не отдельные терри тории, а целый континент был объявлен зоной мира и между народного сотрудничества. Именно принцип использова- Осозиа вая. ч го в ні мерсеах всего человечеств а не допустить превращении Антарктики к аре ну или об ъек т меж ду н ар о д ных разногласий и понимая, что До говор об Ан та р к тик е яв ляет е и в аж ным инструментом дл я до стижения этого. ;.оговариваю щиеся стороны Оби іаны прила гать соответствующие усилии, совместимые с Уставом ООН. с тем, чтобы в Антарктике1 не проводилось какой-либо дея тельности, противоречащей це лям и принципам Договора. Для обеспечения соблюдения поло жений Договора в нем предус матривается возможность осу ществления широкого наземно го и воздушного контроля. Договор об Антарктике яв ляется открытым, и к нему мо жет присоединиться любое госу дарство — член ООН или лю бое другое государство, которое может быть приглашено присо единиться к Договору с согла сия всех участников так назы ваемых Консультативных сове щаний. Участниками этих сове- МОРСКИЕ ЖИВЫЕ РЕСУР И ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ МЕШД СЫ АНТАРКТИКИ .УНАР0ДН0-ПРАВ0В0Г0 РЕЖИМА ИХ СОХРАНЕНИЯ 1 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 11» если ряд стран г. насто ящее время находится па этапе изучения сырьевой базы и воз можностей организации лова, то лишь две страны — Советский Союз, и Япония, — практически заинтересованные в эксплуата ции криля, уже производят то варную продукцию из крил#, приступили к промышленному использованию этого объекта. Так. в японской печати подчер кивалось, что Японией уже «ос воены запасы криля» и в водах Антарктики пять судов типа БМРТ с ноября 1976 года по март 1977 г. добыли около 12 тысяч тонн криля. Центром раз вития океанических ресурсов в 1977 г. выделено 2 млрд. 700 млн. иен на развитие промыс ла криля с базированием на плавбазы: им также составлен трехлетний план развития этого вида промысла. С 1980 г. пред полагается начать активный промысел криля частными фир мами. Все это свидетельствует о том, что страны, заинтересован ные в морских живых ресурсах Антарктики (и прежде всего те ии них. которые приступили к их использованию, хотя бы да же и в сравнительно незначи тельном объеме), подходят к организации промысла этих ре сурсов на основе результатов научных исследований. Возрастающая заинтересо ванность ряда стран в промыс ле криля свидетельствует о не обходимости продолжать глубо кое и полное изучение тех воз можных проблем и последствий, которые могут встать в ходе и в результате такого промысла. Сложность задач но рацио нальному использованию мор ских живых ресурсов Антарк тики, организация их промысла на строго научной основе, что бы не подорвать запасы и не нанести непоправимого ущерба экологии этого уникального района, предполагают необходи мость международного сотруд ничества в изучении сырьевой базы. Вмес те с тем широкомасштаб ный промысел криля предпола гает необходимость междуна родного сотрудничества с целью выработки таких международно правовых норм, которые обес печили 1 бы возможность про мысла заинтересованными стра нами, гарантируя при этом со хранение 'и рациональное ис пользование биоресурсов Ан тарктики. К проблеме выработ ки таких норм международное сообщество подходит, опираясь на существующий международ но-правовой режим Антаркти ки. основой которого является договор об Антарктике 1959 г. Последний, функционируя в те нии Антарктики только в мир ных целях и принцип свободы научных исследований в Антар ктике лежат в основе Договора 19;>9 г. Договаривающиеся сто роны в силу ст. Ш Договора со гласились в максимально воз можной и практически осу ществимой степени производить обмен информацией о планах научных работ в Антарктике, научным персоналом между экс педициями и станциями, дан ными и результатами научных наблюдений. При этом Договор поощряет установление отноше ний делового сотрудничества со специализированными учрежде ниями ООН я другими между народными организациями, для которых Антарктика представ ляет интерес в паучном или тех ническом отношении. Учитывая сложные и специфические ус ловия работы в Антарктике, а также необходимость существен ных материальных затрат для организации и осуществления исследований, ст. ІН представ ляется весьма важной. Положения Договора приме няются к району южнее 60 гра дусов южной широты, причем, как подчеркивается в ст. VI. ничто в Договоре не ущемляет и никоим образом не затраги вает прав любого государства или осуществления этих п р а в .' признанных международным правом в отношении открытого моря, к пределах этого района. Отсюда следует, что любое го сударство, независимо от того, является ли оно участником Договора или нет, вправе поль зоваться морскими районами к югу от 60 градуса южной широ ты, включая право на рыболов ство, как то предусмотрено в Конвенции 1958 г. об открытом море. Договор установил (ст. IV) приемлемый для всех его уча стников подход к проблеме тер риториальных претензий в Ан тарктике,. «заморозив» их па период действия Договора и смягчив, таким образом, поли тическую ситуацию в этом рай оне. Тем самым Договор создал предпосылки для работы в н а правлении полного разрешения этой проблемы. Совершенно очевидно, что любая попытка сепаратного решения вопроса о территориальных претензиях будет противоречить ноложсии- . ям Договора, его духу и основ ным целям и чревата политиче скими осложнениями. В этой связи попытки некоторых госу дарств установить в Антаркти ке 200-мильные экономические или рыболовные зоны, отсчи тывая их от берегов «своих» Секторов Антарктического мате рика, безусловно, явились бы нарушением обязательств этих государств по Договору 19). щании в соответствии с п о л о жениями Договора являются первоначальные члены Догово ра. а также те присоединившие ся іі нему государства, которые проводят в Антарктике сущест венную научно-исследователь скую деятельность, такую, как создание научной станции или посылка научной экспедиции, причем последние принимают участие в Консультативных со вещаниях в течение того време ни, пока они осуществляют та кую деятельность. Механизм Консультативных совещаний обеспечивает эфф ек тивность сотрудничества госу дарств в рамках Договора. Уча стники совещаний регулярно собираются для обмена инфор мацией, консультаций по вопро сам Антарктики, а также р азр а ботки, рассмотрения и рекомен дации своим правительствам мер. способствующих осуществ лению принципов и целей Дого вора, включая среди других и меры по содействию научным исследованиям и международ ному сотрудничеству, но скра пе и сохранению живых ресур сов Антарктики. Разрабатываемые Консу л ь т а- тивными совещаниями рекомен дации вступают в силу после их утверждения всеми странами, имеющими право участвовать в совещаниях. Не обладая фор мально юридически обязатель ной силой, но будучи объектив но направлены на осуществле ние целей и принципов Догово ра об Антарктике, рекоменда ции по существу, как справед ливо отмечают советские и за рубежные ученые, развивают и конкретизируют положение са мого Договора. Эти рекоменда ции, таким образом, но утвер ждении их правительствами всех стран, имеющих право уча ствовать в Консультативных со вещаниях. становятся законом, регламентирующим деятель ность государств в Антаркти ке. За 20-летний период подпи сания Договора об Антарктике Консультативными совещания ми было принято свыше ста ре комендаций, касающихся самых различных аспектов деятельно сти государств в Антарктике, важнейшими из, которых, без условно. следует признать реко мендации по проблеме защиты окружаюіцеіі среды этого райо на. являющегося по существу гигантским заповедником, от по следствий чрезмерного или не осторожного вмешательства че ловека. В этой связи необходи мо особо выделить рекоменда ции, направленные на защиту антарктической фауны и фло ры. Еще в 1961 г. на Первом Консультативном совещании •іыло обращено внимание вительств на необходимость предпринять срочные меры п- защите живых ресурсов Ан тарктики от бееконтролыюіі- истребления или иного вмеша тельства человека и рекомендо вано провести консультации с целью определения’ наиболее подходящей формы, в которой будут установлены такие меры, а и качестве первой из них бы ли рекомендованы «Общие пра вила по защите и сохранению живых ресурсов Антарктики». Второе консультативное сове щание (1962 г.) рекомендовало сторонам способствовать обме ну и оценке информации о су ществующем состоянии живых ресурсов Антарктики, а также обмену информацией, касаю щейся мер, которые принима ют государства — участники совещания с целью защиты жи вых ресурсов в договорном рай оне. Третье Консультативное совещание (1964 г.) приняло «Согласованные меры по за щите фауны и флоры Антарк тики», а Четвертое разработало и рекомендовало правительст вам «Временное руководство по добровольному регулированию пелагического промысла антарк тических тюленей». Участники Питого Консультативного сове щания (1968 г.). принимая во внимание ван,носгъ вопроса • защите тюленей в договорном районе, согласились с необходи мостью выработки соответству ющей конвенции, проект кото рой был рассмотрен на Шестом Консультативном совещании в 1970 г В соответствии с реко мендацией этого совещания в Лондоне в 1972 г. состоялась Конференция, па которой была принята Конвенция по сохране нию тюленей Антарктиюі. вету- пившая в силу в 1977 г. Следует отметить, что при выработке рекомендаций участ ники Консультативного совеща ния принимают во внимание предложения Научного комите та по исследованию Антарктики (СКАР), действующего в рам ках Международного совета на учных союзов (МСНС) и осуще ствляющего координацию науч ных исследований в Антаркти ке Членами СКАР являются страны — участницы Договора об Антарктике и международ ные союзы, объединенные к МСНС. имеющие интересы ѵ исследованиях в Антарктике. Проблеме изучения живых ре сурсов Антарктики СКАР уде ляет в своей деятельности боль шое внимание, что обусловлен»'! прежде всего позицией участни ков Консультативных совеща ний, их заинтересованностью ѵ: биоресурсах Антарктики и, ? частности, в морских живых ре сурсах, особенно в аспекте их сохранения, с тем. чтобы ис пользование этих ресурсов за интересованными странами опи ралось на солидную научную основу и не нанесло ущерба уникальному району земного шара. О. САВИН. (Продолжение следует). Виктор Рыбин — молодой рабочий судоремонтного завод» № 1 объединения «Мурманска» судоверфь». Он хорошо освоил специальность токаря и успеш но выполняет все производст венные задания. Фото Г. Шматова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz