Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.
БАТа были выполнены в Мурманске, а затем отбуксировали в ГДР 'будущую плавбазу па необхо димое переоборудование. Но вый корабль «Мурмапсельди» получил название «Памяти Кирова». Вступил оп в строй в 1956 году. Это было уже серьезным подкреплением, хо тя и далеко не полностью удовлетворило потребности растущего флота. Выход был один: надо приступать к проек тированию и постройке специ альных сельдяных плавучих баз с охлаждаемыми трюмами и морозильной техникой типа «Северодвинск» и «Даурия». а также транспортных рефриже раторов. Одновременно совершенст вовалась и конструкция про мысловых судов. На смену средним рыболовпы.м трауле рам начала пятидесятых годов с клепаными корпусами и от крытой кормой пришли другие, более легкие, сварные, с луч шим расположением жилых и служебных помещений. А еще позднее флот пополнился но выми рефрижераторными тра улерами (СРТ-р) типа <Океан». которые успешно работают на кошельковом лову до сих пор. Для создания, организации и становления флота, который превратился в мощное промы словое предприятие, правда, с несколько иным профилем, много сделали бывшие началь ники сельдяного флота Илья Иванович Дугладзе и Яков Алексеевич Гунин, первый на чальник политотдела флота Георгий Кузьмич Белков, его помощник по комсомолу Ми хаил Петрович Кукушкин, се кретарь парткома Иван Михай лович Калинин, начальник экс педиции Александр Васильевич Жуков и многие, многие дру гие. Немало ветеранов и сего дня еще трудится на предпри ятиях рыбной промышленно сти Северного бассейна. А их воспитанники, такие, как капи тан - директор Велло Нохан- несович Мятас, командуя БМРТ с символическим назва нием «Мурмансельдь», пока зывают высокие образцы про мысловой работы. На решаю щих участках, как и прежде, коммунисты' Г. БОРОДУЛИН , персо нальный пенсионер, ветеран войны и труда. На снимке: Георгий Михай лович Бородулин. П ЕРВЫМ начальником уп равления «Мурман ск льдь» был Илья Ива нович Дугладзе. Его хорошо знали рыбаки Мурмапа. Капи тан тралового флота, активный участник обороны Советского Заполярья умело повел и но вое дело. В этот период, до се редины 1957 года, мне дове лось работать главным инже нером «Мурмансельди», прини мать непосредственное участие в создании флота, а позднее возглавлять коллектив предпри ятия . Начинали, как говорится, с нуля. Отвели нам две неболь шие комнатки в деревянном доме па Ленинградской улице, где когда-то помещался Коль ский госрыбтрест. Передали принадлежащие «Морзверрыб прому» (промысловая органи зация, входившая в состав Кольского госрыбтреста) не сколько трофейных дрифтер- траулеров немецкой постройки — «Гроза», «Дельфин». «Са зан», «Книрович», а также средние рыболовные траулеры постройки Мурманской судо верфи — «Кораблестроитель», «Олег Кошевой». «Котельщик» и другие. Из состава приемно- транспортной конторы переве ли к нам старый трофейный сухогрузный пароход-угольщик «Тамбов», определили план и сказали: «Ловите рыбу!» В начале 1950 года мы ра ботали на траловом промысле дойных рыб в Баренцевом мо ре и одновременно готовили суда к выходу на сельдяной лов в Северную Атлантику. Уже тогда был некоторый опыт дрифтерного лова сельди в ис ландских экспедициях. Сейчас предполагалось организовать экспедиции в район Шпицбер гена, для лова сельди «поляр ного залома». В первые годы было тяжело и сложно вести промысел с таких несовершенных кораб лей. не имевших никакой по исковом техники, когда ориен тировка на скопления рыбы ве лась по визуальным наблюде ниям, наличию планктона и пе репадам температур в верхних слоях забортной воды. Боль шую работу по организации первых экспедиций провел доктор биологических наук Юлий Юльевич Марти. Создавая специализирован ный флот, Советское правн- ■ тельство одновременно приня ло решение о строительстве специальных промысловых ко раблей за границей. В качестве прототипа взяли логгер. Такие суда немецкие рыбаки использовали для дри фтерного лова сельди в Север ном море. Судостроители до вольно быстро наладили мас совый выпуск логгеров, кото рые начали поступать для по полнения нашего флота. Осу ществлять перегон кораблей в порт Мурманск прихо дилось нам самим, для чего было создано несколько специ альных перегонных команд, которые только этим делом и занимались. Все это организо вать оказалось довольно слож- От СРТ до но, так как получали мы ко рабли, неполностью укомплек тованные необходимым нави гационным и радиооборудова нием. Например, радиостанции устанавливали радиоспециали сты флота. В этом деле отли чился своим упорством и са моотверженностью коллектив наших связистов под руковод ством Степана Павловича Ни- вина, который бессменно до сих пор трудится на своем по сту с момента создания флота. Несколько позднее нами бы ла получена переоборудованная из трофейного парохода плавбаза «Онега». Плавучих баз явно не хватало. А промы сел сельди расширялся. Тогда было принято решение о пере оборудовании в плавбазу зато нувшего от пря.мого попадания бомбы немецкого рудовоза. Техническую документацию разрабатывал Ленинградский институт «Гипрорыбфлот», а само переоборудование произ водилось па верфи в ГДР. В 1954 году новая плавбаза, ко торой присвоили имя «Памяти Ильича», вступила в строй дей ствующих кораблей. Постоянно совершенствова лась и техника дрифтерного лова сельди. Для замены ручной выборки сетей иа про мысловых судах для начала были установлены дрифтерные ролы, а несколько позднее — сетевыборочные и сететрясиые .машины, конструкции которых постоянно улучшались. Здесь большую роль сыграли новато ры, такие, как заслуженный рационализатор РСФСР стар ший механик Михаил Ивано вич Селянинов и бывший глав ный механик флоТа, ныне на ходящийся на отдыхе Констан тин Павлович Максимов. ушш&т ЭСА ДО ПОЛЮСА л о т о м К. В. Ардеев с внуком Максимом. стве страны средних рефриже раторных траулеров, которые успешно используются как на траловом промысле, так Й на лове кошельковым неводом. Работал п я па таком траулере СРТ-р-712 «Аист», экипаж до бивался неплохих показателей. Доверялись мне и заботы ка- питана-флагмана, капитана-на- ставника. Собственно, настав ником каждый из пас стано вится не по должности, а по ве лению сердца уже в тот пери од, когда накоплен какой-то опыт и tfci можешь подсказать I трудную минуту товарищу, избравшему такой же трудовой Путь, как и ты. II если идешь с'ф л о т о м ■— его заботами и живешь. К. АРДЕЕВ, Герой Социалистического Труда, капитан-наставник объединения «Мѵрманрыб- пром». Шло время. Потребитель стал предъявлять больше тре бований к вкусовым качествам выпускаемой из сельди про дукции. Неизменным был спрос на слабосоленую сельдь и осо бенно —■ ящичного посола. Но па промысловых кораблях и плавбазах с «теплыми трюма ми» сложно и практически не возможно длительное время хранить слабосоленую продук цию, а крепкосоленую сельдь потребитель покупал плохо. Вот тогда и решили переобо рудовать в плавучую базу с охлажденными трюмами торпе дированный в Великую Отече ственную войну американский транспорт типа «Либерти», осуществлявший доставку сна ряжения по договору с союз никами. Все доковые работы на- Зііамени. іро- В нелегких условиях Северной а $ Атлантики наш экипаж в чис- іта- 'is Других «десятитысячпиков» С несколько лет подряд добивал- егб высоких показателей на ло- иои by сельди, а в 1957 году добыл ня- (ft 1І 625 центнеров при плане Да- 6 86Š. В салоне, об этих рекор- иб- дах напоминала медная плае- ы и хина е выгравированными на а», ней фамилиями отличившихей ей- моряков и цифрами вылова '^pe Bbijr такая славная традиция в пя\ .''десятые годы, узаконен ии- пая особым приказом Миннст- от- . рыбной промышленности от- ССР. мя. Не раз отличались на про- ш о мысле мои друзья-рыбаки, ле- Грудь их украшают награды > у Родины за подвиги в океане. По Бывшая «Мурмапеедьдь» ва- ныне производственное объеди- ка- пение «Мурманрыбпром». И ко- аш -аоли <<повзрослели» — не*, по ,ак эдам эксплуатации, а по мош ке- ости, вооруженности различ ие- -и Техникой — от средств по- вич ска рыбы и навигационной ка- аппаратуры до оснащенности рыбофабрик. Вот уже в строю ол. нашего флота и большой автопо- Bg, Мныи Траулер есть, носящий д 0 имя заполярного летчика вре- Пф_ мен Великой Отечественной ле. войны Героя Советского Союза от. Ивана Бочкова, ав- Помню, как пришел первый іча ВМРТ •— • Муромек». Мне до ка- велось его осваивать. Был на цит этом корабле с 1966 по 1968 ,е. год. Научились и на таком ша траулере работать дойным и лі» разноглубинным тралом, выпус к и і.ать разнообразную рыбную уч- продукцию. Выросли новые все кадры, пишется страница за ки- страницей история предприя- іы- тия. Много было в ней инте- на ресных фактов, событий. Осо- іак бая глава, например, — освое- Н'о иие впервые в рыбном хозяй- лансельдь" і.щ- тоцумного траулера «Сгибнев» [2J ІІурІІІЦекрго тралового флота. ГСП Приятно было слышать, к'огда ^ОМанДІірьі только что подошед- чы цЩ Судов на вопрос об обста- ше. повке пол’учали от кого-либо из рпо йаЩщх соседей ответ: «Где рй, «^(урічансельдь», там и рыба!» йе- рЗщ экипаж еще ни разу не кт. -лк принято говорит],, без ЧІо .іана. Все рейсовые задания зой рекрыты. Не зря комсомоль- ка- <«-молодежному коллективу нес '.ммунистического труда при своено имя XVIII съезда ли. ВЛКСМ. Уж тут надо держать И Марку! На деле так и получает- іе|і, ‘ ‘я. {іапример, в прошлом году ідй- ... .моіівеииой путине заморози ла. ій почти пять тысяч тонн этой 1 ре- рыб^і. На рыбофабрике у нас же не морозильные линии, а ро- зей торные агрегаты, поэтому всегда ,ах. много внимания уделяем подго- тан товке операторов. II вообще ар- стало традицией на корабле: >£й- Давать новичкам дело по д>ше іми it способностям. На МАРы. Iс -. например, подбираем из попол- . 6 нени§ людей, знакомых с тех- г-ір- нйк'бй! быстрее освоятся, при ав- £луча^ примут участие в ре монте. Взаимозаменяемость — ТйЖе традиционной производ ственное правило. Судоводители уверены в своих сила;-:, поэтому рыбы ло вим столько. Сколько требуется Для ритмичной, слаженной ра боты но выпуск'-.' высококачест венной пищевой продукции. Конечно, трудовые победы куют люди. У нас боеспособ ные партийна); и комсомольская Организации. Умеют сплотить моряков, повести их к успеху. Назову поименно наш аван гард. Это опытный промысло вик старпом Андрей Леонидо вич Кириллов, третий штурман вожак комсомоЛПи Петр Бор- дюк. отличный специалист тех нолог Борис Васильевич Подне- бесников, старший мастер лова Юрий Александрович Селивер стов. второй механик Анатолий Степанович Быковских, электро радионавигатор Алексей Федо рович Хуповец, матросы Вале рии Евгеньевич Вороной, Нико лай Алексеевич Ягодииский, Николай Петрович Бурденко, Леонид Иванович Богдан, ма шинист РМУ Евгений Алек сандрович Самородов, механик- наладчик Михаил Сергеевич Шестериков, боцман Альберт Владимирович Ющук. отмечен ный орденом Трудовой Славы. Список можно продолжить: эки паж известен своей сплочен ностью и работоспособностью. Таким он пришел к 30-летию флота. Іі я говорю от души ры бакам: <С праздником, новых вам успехов на океанской вах те! » В. МЯТАС, капитан-дирек тор БМРТ-100 «Мурмаи сельдь>, . На снимке: (слева направо) секретарь комсомольской орга низации П. А. Бордюк, технолог Б. В. Поднебесников. капитан В. И. Мятас. электромеханик В. Ф. Ерохин, электрик П. П. Тягунский. Фото Б. Щукина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz