Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.

БАТа были выполнены в Мурманске, а затем отбуксировали в ГДР 'будущую плавбазу па необхо­ димое переоборудование. Но­ вый корабль «Мурмапсельди» получил название «Памяти Кирова». Вступил оп в строй в 1956 году. Это было уже серьезным подкреплением, хо­ тя и далеко не полностью удовлетворило потребности растущего флота. Выход был один: надо приступать к проек­ тированию и постройке специ­ альных сельдяных плавучих баз с охлаждаемыми трюмами и морозильной техникой типа «Северодвинск» и «Даурия». а также транспортных рефриже­ раторов. Одновременно совершенст­ вовалась и конструкция про­ мысловых судов. На смену средним рыболовпы.м трауле­ рам начала пятидесятых годов с клепаными корпусами и от­ крытой кормой пришли другие, более легкие, сварные, с луч­ шим расположением жилых и служебных помещений. А еще позднее флот пополнился но­ выми рефрижераторными тра­ улерами (СРТ-р) типа <Океан». которые успешно работают на кошельковом лову до сих пор. Для создания, организации и становления флота, который превратился в мощное промы­ словое предприятие, правда, с несколько иным профилем, много сделали бывшие началь­ ники сельдяного флота Илья Иванович Дугладзе и Яков Алексеевич Гунин, первый на­ чальник политотдела флота Георгий Кузьмич Белков, его помощник по комсомолу Ми­ хаил Петрович Кукушкин, се­ кретарь парткома Иван Михай­ лович Калинин, начальник экс­ педиции Александр Васильевич Жуков и многие, многие дру­ гие. Немало ветеранов и сего­ дня еще трудится на предпри­ ятиях рыбной промышленно­ сти Северного бассейна. А их воспитанники, такие, как капи­ тан - директор Велло Нохан- несович Мятас, командуя БМРТ с символическим назва­ нием «Мурмансельдь», пока­ зывают высокие образцы про­ мысловой работы. На решаю­ щих участках, как и прежде, коммунисты' Г. БОРОДУЛИН , персо­ нальный пенсионер, ветеран войны и труда. На снимке: Георгий Михай­ лович Бородулин. П ЕРВЫМ начальником уп­ равления «Мурман­ ск льдь» был Илья Ива­ нович Дугладзе. Его хорошо знали рыбаки Мурмапа. Капи­ тан тралового флота, активный участник обороны Советского Заполярья умело повел и но­ вое дело. В этот период, до се­ редины 1957 года, мне дове­ лось работать главным инже­ нером «Мурмансельди», прини­ мать непосредственное участие в создании флота, а позднее возглавлять коллектив предпри­ ятия . Начинали, как говорится, с нуля. Отвели нам две неболь­ шие комнатки в деревянном доме па Ленинградской улице, где когда-то помещался Коль­ ский госрыбтрест. Передали принадлежащие «Морзверрыб прому» (промысловая органи­ зация, входившая в состав Кольского госрыбтреста) не­ сколько трофейных дрифтер- траулеров немецкой постройки — «Гроза», «Дельфин». «Са­ зан», «Книрович», а также средние рыболовные траулеры постройки Мурманской судо­ верфи — «Кораблестроитель», «Олег Кошевой». «Котельщик» и другие. Из состава приемно- транспортной конторы переве­ ли к нам старый трофейный сухогрузный пароход-угольщик «Тамбов», определили план и сказали: «Ловите рыбу!» В начале 1950 года мы ра­ ботали на траловом промысле дойных рыб в Баренцевом мо­ ре и одновременно готовили суда к выходу на сельдяной лов в Северную Атлантику. Уже тогда был некоторый опыт дрифтерного лова сельди в ис­ ландских экспедициях. Сейчас предполагалось организовать экспедиции в район Шпицбер­ гена, для лова сельди «поляр­ ного залома». В первые годы было тяжело и сложно вести промысел с таких несовершенных кораб­ лей. не имевших никакой по­ исковом техники, когда ориен­ тировка на скопления рыбы ве­ лась по визуальным наблюде­ ниям, наличию планктона и пе­ репадам температур в верхних слоях забортной воды. Боль­ шую работу по организации первых экспедиций провел доктор биологических наук Юлий Юльевич Марти. Создавая специализирован­ ный флот, Советское правн- ■ тельство одновременно приня­ ло решение о строительстве специальных промысловых ко­ раблей за границей. В качестве прототипа взяли логгер. Такие суда немецкие рыбаки использовали для дри­ фтерного лова сельди в Север­ ном море. Судостроители до­ вольно быстро наладили мас­ совый выпуск логгеров, кото­ рые начали поступать для по­ полнения нашего флота. Осу­ ществлять перегон кораблей в порт Мурманск прихо­ дилось нам самим, для чего было создано несколько специ­ альных перегонных команд, которые только этим делом и занимались. Все это организо­ вать оказалось довольно слож- От СРТ до но, так как получали мы ко­ рабли, неполностью укомплек­ тованные необходимым нави­ гационным и радиооборудова­ нием. Например, радиостанции устанавливали радиоспециали­ сты флота. В этом деле отли­ чился своим упорством и са­ моотверженностью коллектив наших связистов под руковод­ ством Степана Павловича Ни- вина, который бессменно до сих пор трудится на своем по­ сту с момента создания флота. Несколько позднее нами бы­ ла получена переоборудованная из трофейного парохода плавбаза «Онега». Плавучих баз явно не хватало. А промы­ сел сельди расширялся. Тогда было принято решение о пере­ оборудовании в плавбазу зато­ нувшего от пря.мого попадания бомбы немецкого рудовоза. Техническую документацию разрабатывал Ленинградский институт «Гипрорыбфлот», а само переоборудование произ­ водилось па верфи в ГДР. В 1954 году новая плавбаза, ко­ торой присвоили имя «Памяти Ильича», вступила в строй дей­ ствующих кораблей. Постоянно совершенствова­ лась и техника дрифтерного лова сельди. Для замены ручной выборки сетей иа про­ мысловых судах для начала были установлены дрифтерные ролы, а несколько позднее — сетевыборочные и сететрясиые .машины, конструкции которых постоянно улучшались. Здесь большую роль сыграли новато­ ры, такие, как заслуженный рационализатор РСФСР стар­ ший механик Михаил Ивано­ вич Селянинов и бывший глав­ ный механик флоТа, ныне на­ ходящийся на отдыхе Констан­ тин Павлович Максимов. ушш&т ЭСА ДО ПОЛЮСА л о т о м К. В. Ардеев с внуком Максимом. стве страны средних рефриже­ раторных траулеров, которые успешно используются как на траловом промысле, так Й на лове кошельковым неводом. Работал п я па таком траулере СРТ-р-712 «Аист», экипаж до­ бивался неплохих показателей. Доверялись мне и заботы ка- питана-флагмана, капитана-на- ставника. Собственно, настав­ ником каждый из пас стано­ вится не по должности, а по ве­ лению сердца уже в тот пери­ од, когда накоплен какой-то опыт и tfci можешь подсказать I трудную минуту товарищу, избравшему такой же трудовой Путь, как и ты. II если идешь с'ф л о т о м ■— его заботами и живешь. К. АРДЕЕВ, Герой Социалистического Труда, капитан-наставник объединения «Мѵрманрыб- пром». Шло время. Потребитель стал предъявлять больше тре­ бований к вкусовым качествам выпускаемой из сельди про­ дукции. Неизменным был спрос на слабосоленую сельдь и осо­ бенно —■ ящичного посола. Но па промысловых кораблях и плавбазах с «теплыми трюма­ ми» сложно и практически не­ возможно длительное время хранить слабосоленую продук­ цию, а крепкосоленую сельдь потребитель покупал плохо. Вот тогда и решили переобо­ рудовать в плавучую базу с охлажденными трюмами торпе­ дированный в Великую Отече­ ственную войну американский транспорт типа «Либерти», осуществлявший доставку сна­ ряжения по договору с союз­ никами. Все доковые работы на- Зііамени. іро- В нелегких условиях Северной а $ Атлантики наш экипаж в чис- іта- 'is Других «десятитысячпиков» С несколько лет подряд добивал- егб высоких показателей на ло- иои by сельди, а в 1957 году добыл ня- (ft 1І 625 центнеров при плане Да- 6 86Š. В салоне, об этих рекор- иб- дах напоминала медная плае- ы и хина е выгравированными на а», ней фамилиями отличившихей ей- моряков и цифрами вылова '^pe Bbijr такая славная традиция в пя\ .''десятые годы, узаконен­ ии- пая особым приказом Миннст- от- . рыбной промышленности от- ССР. мя. Не раз отличались на про- ш о мысле мои друзья-рыбаки, ле- Грудь их украшают награды > у Родины за подвиги в океане. По Бывшая «Мурмапеедьдь» ва- ныне производственное объеди- ка- пение «Мурманрыбпром». И ко- аш -аоли <<повзрослели» — не*, по ,ак эдам эксплуатации, а по мош­ ке- ости, вооруженности различ­ ие- -и Техникой — от средств по- вич ска рыбы и навигационной ка- аппаратуры до оснащенности рыбофабрик. Вот уже в строю ол. нашего флота и большой автопо- Bg, Мныи Траулер есть, носящий д 0 имя заполярного летчика вре- Пф_ мен Великой Отечественной ле. войны Героя Советского Союза от. Ивана Бочкова, ав- Помню, как пришел первый іча ВМРТ •— • Муромек». Мне до­ ка- велось его осваивать. Был на цит этом корабле с 1966 по 1968 ,е. год. Научились и на таком ша траулере работать дойным и лі» разноглубинным тралом, выпус­ к и і.ать разнообразную рыбную уч- продукцию. Выросли новые все кадры, пишется страница за ки- страницей история предприя- іы- тия. Много было в ней инте- на ресных фактов, событий. Осо- іак бая глава, например, — освое- Н'о иие впервые в рыбном хозяй- лансельдь" і.щ- тоцумного траулера «Сгибнев» [2J ІІурІІІЦекрго тралового флота. ГСП Приятно было слышать, к'огда ^ОМанДІірьі только что подошед- чы цЩ Судов на вопрос об обста- ше. повке пол’учали от кого-либо из рпо йаЩщх соседей ответ: «Где рй, «^(урічансельдь», там и рыба!» йе- рЗщ экипаж еще ни разу не кт. -лк принято говорит],, без ЧІо .іана. Все рейсовые задания зой рекрыты. Не зря комсомоль- ка- <«-молодежному коллективу нес '.ммунистического труда при­ своено имя XVIII съезда ли. ВЛКСМ. Уж тут надо держать И Марку! На деле так и получает- іе|і, ‘ ‘я. {іапример, в прошлом году ідй- ... .моіівеииой путине заморози­ ла. ій почти пять тысяч тонн этой 1 ре- рыб^і. На рыбофабрике у нас же не морозильные линии, а ро- зей торные агрегаты, поэтому всегда ,ах. много внимания уделяем подго- тан товке операторов. II вообще ар- стало традицией на корабле: >£й- Давать новичкам дело по д>ше іми it способностям. На МАРы. Iс -. например, подбираем из попол- . 6 нени§ людей, знакомых с тех- г-ір- нйк'бй! быстрее освоятся, при ав- £луча^ примут участие в ре­ монте. Взаимозаменяемость — ТйЖе традиционной производ­ ственное правило. Судоводители уверены в своих сила;-:, поэтому рыбы ло­ вим столько. Сколько требуется Для ритмичной, слаженной ра­ боты но выпуск'-.' высококачест­ венной пищевой продукции. Конечно, трудовые победы куют люди. У нас боеспособ­ ные партийна); и комсомольская Организации. Умеют сплотить моряков, повести их к успеху. Назову поименно наш аван­ гард. Это опытный промысло­ вик старпом Андрей Леонидо­ вич Кириллов, третий штурман вожак комсомоЛПи Петр Бор- дюк. отличный специалист тех­ нолог Борис Васильевич Подне- бесников, старший мастер лова Юрий Александрович Селивер­ стов. второй механик Анатолий Степанович Быковских, электро­ радионавигатор Алексей Федо­ рович Хуповец, матросы Вале­ рии Евгеньевич Вороной, Нико­ лай Алексеевич Ягодииский, Николай Петрович Бурденко, Леонид Иванович Богдан, ма­ шинист РМУ Евгений Алек­ сандрович Самородов, механик- наладчик Михаил Сергеевич Шестериков, боцман Альберт Владимирович Ющук. отмечен­ ный орденом Трудовой Славы. Список можно продолжить: эки­ паж известен своей сплочен­ ностью и работоспособностью. Таким он пришел к 30-летию флота. Іі я говорю от души ры ­ бакам: <С праздником, новых вам успехов на океанской вах­ те! » В. МЯТАС, капитан-дирек­ тор БМРТ-100 «Мурмаи­ сельдь>, . На снимке: (слева направо) секретарь комсомольской орга­ низации П. А. Бордюк, технолог Б. В. Поднебесников. капитан В. И. Мятас. электромеханик В. Ф. Ерохин, электрик П. П. Тягунский. Фото Б. Щукина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz