Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.

товнки. констру: всех не они так М у р м а н с к по праву называют городом мо­ ряков. главной базой, рыбной промышленности Северного бассейна. Навер­ ное. пет в нем ни одной из тысяч семей, так или иначе не связанной с морем, ни одной из множества профес­ сий людей, в нем живущих, прямо или косвенно не уча­ ствующих в огромном ры­ бацком конвейере «океаи — порт — страна». Железно­ дорожники. авиаторы, .порт- судоремонтники,- торы, ‘ связисты — перечислить, и все или иначе завязаны в сложном рыбопромышлен-' ном комплекс? всесоюзного значения. ■ Не - составляют исключе­ ния и строители, к которым в основном и ■обраіце иы эт и • строки. Рыбаки .хорошо зна­ ют. кто делает причалы для их судов, кто строит порто- вые холодильники. воздви- гает корпуса рыбозаводов, чьими руками поставлены и ставятся в городе кварта­ лы жилых домов, школы, детские сады и ясли, поли­ клиники, магазины и многое другое, без чего немыслима сегодня наша жизнь. Знают и говорят строителям: «Спа­ сибо». Нелегок труд строителя, вдвойне труднее он на Се- вере, с его капризами пого­ ды, подвохами грунта и прочими неожиданностями. И это хорошо понимают рыбаки, знающие по себе, что такое жаркий труд и истинная рабочая усталость, которую снимает не только и не столько отдых, сколько сознание честно исполненно­ го долга, чувство удовлетво­ рения от хорошо решенных проблем. В яти апрельские дни страна отмечает 50-летие первой советской пятилетки. Как же .Mootо сделали наши люди за"яти пятилетия! II в Мурманске есть что и с чем сравнить: город начинался с бараков и «чемоданов», о которых жителям нынешних девятизтажных домов изве­ стно только понаслышке. Зримый и --ощутимый след оставили и оставляют стро­ ители Мурманска. Среди всего того множества, что сделано ими. есть здание, у которого в нынешнем году юбилей. 1 А ЛЕТ назад вошел в Д І I строй Дом меж дуре й- ■ ” еового отдыха моряков рыбацкого флота. Четыре десятилетия он. как говорит­ ся, верой и правдой служит труженикам моря. Сколько тысяч их. усталых от тра­ лов. шкерки, вахт и иод- вахт. штормов и зыбкой па­ лубы. перебывало в 200 комнатах этого дома? Вряд ли есть да и нужна ли та­ кая статистика. Не в ней де­ ло, а в том, что не одно по­ коление рыбаков нашло в ДМО пусть холостяцкое, но все-таки тепло, уют и отдых на берегу со всеми его ліре- имуществами перед морем. ОИ- еще долго послужит, этот дом, которого не взяли ни годы, ни война. ' Но за сорок прошедших лет после постройки в Мур­ манске первого и долгое время; единственного, на всех бассейнах страны Дома меж . дурейсового .отдыха моряков вырос, траловый^ флот, поя­ вились два его младших со­ брата «Мурманрыбиром» и «Севрыбхолодфлот». И давно стало не хватать го­ степриимства ;нынешнего ДМО; давно наступил пре­ дел его возможностей даже с филиалами. ■ : С 39:76 года началось строительство нового Дома междурейсового отдыха мо­ ряков. Проект его разрабо­ тан в. Москве. в Централь- ; иам научно исследователь­ ском институте эксперимен­ тального проектирования жилища. Судя по эскизам и описаниям, новый ДМО за- ; думай хорошо: двухкомнат­ ные номера, -современная полированная мебель, пар- кетный пол, облицоваииые дубовым шпоном двери, скоростные лифты, па нер­ вом этаже — службы быта, ftтделение связи. буфет, пункт проката... Как гово­ рится, то, что надо! За конч ить ік>лност ью строительство ДМО заплани­ ровано в 1980 году. Срок ввода первой - очереди на 6 2 4 места по плану в чет­ вертом квартале нынешнего года, а по обязательствам строителей — 25 декабря 1979 года. На все строитель­ ство выделено 3 млн. 5 00 тысяч рублей, из них для первой его очереди — 1 млн. 9 5 0 тысяч рублей ка­ питальных вложений. Заказ­ чиком является отдел капи­ тального строительства рыб­ ного порта, строительство ведёт генеральный подряд­ чик — строительно-монтаж­ ное управление ЛЬ 10 тре- ста «Му рмаискжилст рой », контроль за ходом работ осуществляет отдел капи­ тального строительства Все­ союзного объединения «Сев- рыба» . Итак, есть средства, за­ казчик. генподрядчик-, конт­ роль — все заинтересован­ ные стороны. II есть огром­ ная потребность в новом Д1\ІО. строительство кото­ рого признано одним нз ва­ жнейших в городе объек­ том. ЛІннул первый квартал 1979 года, и совет директо­ ров Всесоюзного объедине­ ния ѵСеврыба». рассмотрев 9 апреля с. г. вопрос «О ходе строительства объектов рыбного порта, подлежащих вводу в эксплуатацию в те­ кущем году», в принятом документе отметил: < П» ДМО план капиталь­ ных вложений за первый квартал выполнен па fil процент (из 300 тысяч руб­ лей, освоена 181 тысяча руб­ лей). строительно - монтаж- . lmiN работ — на 6 9 процеи- : тов (из 2.35 тысяч рублей : выполнено . на 102 тысячи ; рублей). По этому важней­ шему объекту имеется много нерешенных вопросов, час­ тично отсутствует оборудо­ вание» Почему так произошло, чем объясняется .такое, пря­ мо скажем, треножное по­ ложение на строительстве ДМО'? В поисках ответа на эти вопросы мне довелось бесе­ довать • со строителями, представителями заказчика’ и подрядчика, .субподрядных организаций, присутствовать на многочисленных планер­ ках. знакомиться с докумен­ тами... . . Причин срыва плана пер­ вого квартала па строитель­ стве ДМО -бы ю названо не-’ сколько еще больше . выска­ зывалось суждений о. • в кл а - ’, де» сторон в это и разноре­ чивых -прогнозов на буду-, щее. Заказчик оценивает со­ здавшееся положен не _с не­ малой тревогой: па строііке было очень мало люден, они в таком количестве просто не могли справиться с объ­ емами работ в первом квар­ тале. Представители подрядчика и субподрядчиков, напротив, настроены весьма оптими­ стично. Мало людей работа-, ло? Да, но нужно, было срочно сдавать другие объ­ екты. которые, оставались не завершенными в - конце про­ шлого года, ведь строится, не только ДМО. Главный инженер треста <Мурма.псііжилстроіі» В. Д . - Хоботилов даже утверждает, что в первом квартале вооб­ ще не было необходимости держать па стройке этого дома много рабочих: наруж ­ ные отделочные работы про­ водятся при плюсовой тем­ пературе. а это — основной объем по отделке здания. Так ли это? Не совсем так. даже совсем не так. В план первого квартала вхо­ дило в основном проведение внутренних, а не наружных- работ. По ним-то н допуще­ но большое отставание. А как известно, .хуже нет. чем догонять и ждать В спешке можно и дров наломать. . В середине квартала была прекращена подготовка по» лов к шуигнзитовому покры­ тию: не было іпунгпзнта. Но подготовку-то можно было вести на всех этажах. По­ том появился шупгнзпт... Те­ перь у работников СМУ-4 треста «Ленте.тефонетрой» серьезная (и не без основа­ ний) тревога: сейчас отде­ лочники работают около прокладываемых линий, и пет никакой гарантии, что не заденут кабель, не уро­ нят на пего что-нибудь... Случись это. повреди ка­ бель в одной только точке — придется менять три ки­ лометра дефицитного и до­ рогого провода. II все из-за того, что не была вовремя завершена шупгизито - бе­ тонная заливка полов. В. Д. Хоботилов .полон непоколебимой уверенности: "работы второго квартала будут успешно выполнены. А когда высказываются со­ мнения и опасения в.этом, в ответ следует ссылка па опыт, на существующую, в строительстве практику- Де­ скать. мы ведем стройку и нам виднее, что к чему и что когда. Да; опыт есть и немалый. Но есть и упрямый факт: сорванный план первого квартала. -Где гарантия, что такая же участь не постиг­ нет и план второго кварта­ ла А ВТОР этих строк — не строитель Но ведь об­ щеизвестно, что план — это не только год, квар­ тал .месяц, по и каждый ра­ бочий день. Даже далекому от строительных дел челове­ ку ясно, что без четкого плана-графика работ, без строгого и обеспеченного планирования па каждый день не может быть успеш­ ной любая стройка. Где пет «••железного» плана, там во­ зникает стих ийность. На строительстве Дома междурейсового отдыха мо­ ряков нет графика проведе­ ния работ. Вернее есть, но он не откорректирован и ни­ кем не утвержден, поэтому по ходу дел в пего можно вносить что угодно, когда угодно и кому, как говорит­ ся, не лень. Что. кстати, и делается. Почему? А так удобнее для строителей, ко­ гда график ііе -железный», а «.резиновый». Попробуй заказчик или кто другой за­ интересованный проворь до­ сконально сроки п .объемы ! До последних дней вяло велись работы но саптех- монтажу. по монтированию линий связи, электрических линий. Все это .должно бы­ ло начинаться в январе. Электрики и связисты нача­ ли в феврале. остальные специалисты приступили в апреле. Сейчас самих строителей тревожит отсутствие двер­ ных коробок. Кпяжегубский деревообрабатывающий за­ вод поставил стройке нека­ чественные дверные полот­ на. Конечно, н.х вернули об­ ратно. Дверные полотна и блоки должны облицовы­ ваться дубовым [ПИОНОМ в объединении .■Мурманская судоверфь >. Задержат кпя- жегубцы — не сможет сде­ лать вовремя к судоверфь. По это \ же забота отдела капитального строительст­ ва «.Ссврыбы»... . Можно -было -бы продол­ жить перечень неурядиц на строительстве ДМО Пх де­ сятками называют па пла­ нерках. Да простят мне их участники, но слишком час­ то на этих нужных совеща­ ниях вместо делового, пусть эмоционального по толково­ го рабочего разговора руко­ водителей п специалистов, возникает нечто такое, что отдаленно напоминает знаме­ нитый 0Д< ССКИЙ «'Привоз». Наверное. потому что нет четкого и строгого плана со­ вместных действий заказчи­ ка, подрядчика н коптроле- • ра. ■ Хочется вернуться к то­ му. о че.м говорилось в на- - чале этой статьи Сорок лет назад вошел в строй ны­ не действующий ДМО Не было тогда нп сегодняшней техники, пн новой техноло­ гии строительства, ни науч­ ной организации труда, ни мало-мальского опыта стро­ ительства па Севере круп­ ных многоэтажных зданий. А отгрохали его те строите­ ли за три года. Да так тол­ ково н добротно, что и сего­ дня он вполне современный и снаружи и внутри. Говорю это не в упрек сегодняшним строителям, а их руководителям. Может, некоторым нз них не хватэ от того, что было у их пред­ шественников и что не из­ меришь ни в часах, нп в рублях, нп в объемах. И ПОСЛЕДНЕЕ: Сами моряки — не пас­ сивные, сторонние на­ блюдатели этой стройки. Они участвуют r ней и готовы помогать еще активнее — об этом сообщили в парткомах флотов. Только руководители строительства ДМО должны рациональнее п эффектив­ нее использовать дополни­ тельную силу а главное — строго по назначению, имен­ но па этом объекте Ждут, очень ждут этот рыбацкий дом мурманские моряки! И. БЕРЕЗЮК. Ржавеет под открытым небом оборудование для ДМО. ХОТЯ ПРИХОДИЛИ В ПОРТ Экипаж БМРТ «Револю­ ции» вместе со всеми актив­ но участвовал в прошедшей мойвенной путине, добивал­ ся хороших успехов. Сейчас еще рано говорить о конеч­ ных результатах рейса, но по предварительные данным опережаем' задание суток на 20, выработали около 100 тысяч банок пресервов. И - это при четырех заходах в порт для выгрузки рыбопро­ дукции. Надо отдать должное на­ шим командирам и в первую очередь капитан-директору Анатолию Ивановичу Шапо­ валову: короткие стоянки были организованны, отхо­ ды в море всегда в назна­ ченный час. И как промыс­ ловик Анатолий Иванович, несмотря на молодость, по- кагал себя зрелым мастером. И. ШЕСТАКОВ. наш морской корреспондент. В ПРОСТОРАХ ОКЕАНА. Фото Б. Щукина, l

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz