Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.
И. Б. КАТУНИН А. М. МАРКИН. Кремневой породы, Когда на израненной. гордой машине Герой пробивался сквозь море огня. Вокруг от разрывов все небо горело, Но губы твердили упрямо: «Прорвусь!» И бросил ом «ИЛ» на врага. как Гастелло, «Прощай, мать-Россия! Прощай, Беларусь!» Сверкай ярче солнца. Звезда Золотая! Ты символ немеркнущей славы бойца. На запад уходит крылатая стая За друга, за Родину мстить до конца. В. КИРИЛЛОВ. (Газета «Североморский летчик». 1 августа 1944 г.) оыл коммунистом. Отчизну родную до боли любил. Над морем, над краем скалистым Свой «ИЛ» краснозвездный бесстрашно водил. Мы в наших сердцах сохраним, как святыню, То утро апрельского синего дня, П ЕРЕД лейтенантом Ка- тушшым стоял моло дой худощавый паре нек. «Сержант Маркин», — доложил он о себе. Илья Борисович внимательно р ас сматривал стрелка, назна ченного к нему в экипаж. В отличие от своего ко мандира, Андрей не имел та кого летного опыта, но зато за плечами — боевой путь в морской пехоте. Он успел повоевать под Севастополем, участвовал в Крымско-Фео досийской операции, в геро ической обороне Сталингра да. был трижды ранен и пос ле выздоровления возвра щался на передовую. Товарищи о нем говори ли: «Маркин пулям и сна рядам не кланялся, а в ата ках ходил впереди». Вместе с родной ротой он дошел до Дона, где был тя жело ранен. После излечения в пехоту не попал, но очень обрадо вался. когда его, хорошо знающего радиодело, напра вили в только что сформи рованную авиачасть, где был зачислен стрел ком-ра дистом в экипаж If. Катуин- н а. Командир п стрелок' не обманулись друг в друге. Газета -.Североморский лет чик» писала о первом их совместном бое. Четверка штурмовиков вылетела над .морем для нанесения удара по вражескому конвою. Лет чики увидели силуэты су дов, и тотчас же небо по крылось серыми шапками зенитных разрывов. Маркин любовался тем. как отлич но держал Катуиин в строю их машину под огнем про тивника. как точно зашел на цель н кап аккуратно на крыли бомбы штурмовиков здоровенный транспорт и несколько других судов. А на обратном пути уже Катушшу довелось убе диться, какой молодец у не го стрелок'. Возникла слож ная обстановка. Шесть «мес- еершмиттов» атаковали их при отходе от цели. Маркин \видел, что один из них, заіідя в хвост их самолета, открыл сильный огонь. Не сомненно. это был опытный истребитель. Он нащупал мертвую зону за хвостом «илыошипа» и. оставаясь недосягаемым для огня Мар кина, подходил все ближе и ближе. Критичность поло жения усугублялась тем, что на «ИЛе» отказало пере говорное устройство, и Анд рей был лишен возможно сти доложить Катунипу об опасности: простым манев ром летчик мог бы лишить захваченного врагом пре имущества, а так — вся от ветственность за исход боя, за жизнь командира и цело стность машины ложилась на одного стрелка. II тогда Маркин ударил по фашисту в упор — прямо через хвост своего самолета. офицеров Шкаруты и Гуля ева и тоже потопили не сколько кораблей и транс портов. После тяжелого боевого дня штурмовики собрались па митинг. Его открыл ко мандир полка подполковник Михайлов. Офицер Илья Катупнн и сержант Андрей Маркин честно и до конца выполни ли свой долг перед Родиной. сказал он. — Когда встал вопрос о жизни и смерти, когда наступил кри тический момент, в полной мере проявились все благо родные черты патриотов па шей любимой Отчизны. Л ЕТЧИКИ видели, как Катунин решительно шел навстречу смерти, которая столько раз отсту пала перед ним. Они виде ли, как машина капитана задымила и загорелась. Ка- т-уннн начал планировать, приказав своему заместите лю лейтенанту В. Скопшще- вѵ принять на себя комапдо- зовать оборону каравана и подавить как можно больше зенитных точек противника. Сплошная облачность и дымка усложняли полет, но североморцы заметили кара ван сразу же. «Цель вижу! Подтянуться! Приготовить ся к атаке!» — скомандо вал. Катунин. С берега забила враже- B lIO.JhN. где служили Катунин и Маркин и где ил зачислили на вечно в списки, есть музей с уголком, отведенным геро ям. Лучшие страницы исто рии полка посвящены Кату- пипу и Маркину. В общежи тии летчиков стоят те самые конки, на которых после бо евого дня отдыхали капитан Катунин и сержант Маркин. В Ленинской комнате стоят бюсты героев. Грамота о присвоении А. М. Маркину звания Герои Советского Сою за хранится в профсоюз ной организации завода, где до войны работал северомо рец. Андрей Маркин незри мо стоит в рабочем строю своего цеха. В строю Мур манского тралового флота — два больших рефрижера торных траулера с именами Героев на борту. ванне. В эфире все услыша ли последние слова коман дира: — Прощайте, друзья! Прости, Андрюша! II краснозвездная машина командира, объятая пламе нем, была направлена твер дой рукой в самый боль шой транспорт. Огромной силы взрыв потряс воздух и море. Транспорт пошел ко Дну. Весть о подвиге Катунпна и Маркина тотчас разнес лась по всему флоту, о пей узнали все летчики. Штурмовики группы Ка- тунина под командой Скопин- цева нанесли врагу сильный удар. Вслед за группой Скопиицева на караван об рушились «илыошины». ве домые лейтенантом Суро вым. Они пустили на дно транспорт водоизмещением 3 тысячи тонн. Затем пад ка раваном появилась третья группа под управлением ка питана Гусева. Она пото пила несколько кораблей и транспорт водоизмещени ем 1! тысяч тонн Потом вы летели четвертая и пятая группы под руководством > дар оыл дерзким и не ожиданным для врага. «ДІес. сер» задымил, судорожно рванулся в одну сторону, затем в другую и упрл в ве ская зенитная артиллерия. Десятки огненных трасс по тянулись к самолетам. Па пути штурмовиков вставали густо рассеянные по небу серые клубы разры вов. Они скрывали от глаз летчиков цели. Машины то и дело подбрасывало — так близко рвались снаряды. До бомбометания остава лось всего несколько се кунд полета. Отвернуть в сторону? Нет! Все летчики хорошо знали Катунина, для которого незыблем был бо евой девиз: штурмовик с боевого курса не сворачива ет. Они твердо шли за сво им командиром и парторгом. Кто из летчиков не зна ет железных и неумолимых законов воздушного боя? Когда огненное кодьцо зе нитных разрывов охватыва ет самолеты, всем летчикам грозит опасность. Еще большая опасность подкара уливает ведущего: перед ним враг ставит завесу смерти. Но ведущий должен через эту завесу не только .. прой ти. но и вывести своих то варищей, на цель. Так Катунин н Маркин начали воевать на Север ном флоте. Ш ЛИ ДНИ. Па боевом счету экипажа уже числились победы. Уходя в бой, Илья Борисо вич был спокоен, ибо знал, что позади его верный бое вой друг. Он знал, что стре лок — это его живая бро ня, что он готов отразить любые атаки врага. 23 апреля 1944 года по вели друзья грозную маши ну в полет. Возле враже ского берега шло около 130 немецких кораблей. Над огромным дымящим к ара ваном висели «мессершмит- ты» и фашистские противо лодочные «рамы». Капитан И. Б. Катунин возглавил восемь штурмовиков, повел и:: в бой. В его задачу вхо дило не только атаковать транспорты, но и. приняв огонь на себя, дезоргани- «Рыбный Мурман» благо дарит за подготовку этой тематической страницы стар шего научного сотрудника музея Краснознаменного Се верного флота А. В. Кри венко и первого помощника капитана БМРТ «Андреи Маркин» В. Г. Гвоздецкого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz