Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.

БОЕЦ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ГВАРДИИ «Алексей Гмырев» — большой морозиль­ ный траулер объединения «Мурманрыбпром». Более десяти лет бороздит океанские просто­ ры судно, на борту которого имя пламенного большевика, революционера Алексея Михай­ ловича Гмырева. Сын железнодорожника, Алексей Михайло­ вич с 14 дет начал трудиться на Николаев­ ском судостроительном заводе, за участие в забастовке был арестован, сидел в тюрьме, за­ тем неоднократно подвергался арестам за ре­ волюционную деятельность. После очередного ареста его сослали в Ар­ хангельскую губернию, но Алексею Михайло. вичу удалось бежать. Затем снова арест. На этот раз приговор — 6 лет и 8 месяцев ка­ торги. В каторжной тюрьме он погиб от тубер­ кулеза 24 лег от роду. Экипаж БМРТ «Алексей Гмырев» в раз­ ные периоды своей деятельности добивался хороших успехов на промысле. Особенно от­ лично потрудились моряки, когда судно бы­ ло переоборудовано под лов беспозвоночных. В день коммунистического субботника, по­ священного 109-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, коллектив показал верность ре­ волюционным традициям, делу рабочего клас­ са, за которое боролся н погиб Алексей Ми­ хайлович Гмырев. Коллективу БМРТ «Алексей Гмырев», как и другим читателям, будет небезынтересно уз. нать, что у пламенного революционера, несги­ баемого большевика Алексея Михайловича Гмырева был поэтический дар. Вот одно из его стихотворений. Не стареют душой ветераны /VI о р Стонет, рекочет могучее море... Волны косматой толпой Шумно вздымаются, тонут ■ просторе, Тонут во мгле грозовой. Ветер гудит над безбрежной пучиной. По небу тучи ползут... Борются волны с отвагою львиной. Падают, снова встают. Белые чайки кричат над волнами... Люб им мятежный простор. Любо им в бурю прорезать «рылами Ветра сердитый напор... Стонет, рокочет безбрежное море... Парус белеет вдалк... Что его гонит: нужда или горе. Иль клевета — от земли! Эй, берегися, храбрец одинокий. Гнева бушующих волн! Счастья не сыщет в пучине жестокой Твой неподатливый челн. Если ж не счастья, но смерти ты в буре Вышел отважно искать. То не страшись: хорошо средь лазури Вольным борцом умирать. А . Г м ы р е в ІІШІШШМННІІІІІІІІ! Выше кздымай роковое ветрило, Йравь свой отважный челнок. Много безумцев здесь смерть находило.. Čnaia им! Счастлив их рок. £х, хорошо умирать под грозою В битве с открытым врагом. Любо схватиться с холодной волною В гневе борьбы молодом. Стонет, рокочет угрюмое море... По небу тучи бегут... Шумно в сердитом, ликующем хоре Волны победу поют. Тонет челнок. Роковая стихия Стала могилой пловцу. Слышатся ветра стенанья глухие. Слава безумцу-борцу! Вечная память погибшему ■ буре. Слава мятежным душой! Тесно им жить среди тихой лазури. Счастье их — в битве с грозой. 1906 г. В день «красной суббо­ ты» судоремонтники работа­ ли на своих производствен­ ных местах. И вновь высо­ кую производительность тру­ да показали ветераны произ­ водства — токарь Николай Михайлович Березин и фре­ зеровщик Борис Михайлович Корнилов. Около тридцати лет отдали они родному предприятию. Многое изме­ нилось за'это время: появи­ лись современные станки, уже их ученики стали спе­ циалистами высокого класса, но ветераны не стареют ду­ шой. Оба имеют за отличную работу благодарности и по­ ощрения, постоянно подтвер­ ждают звание ударника ком­ мунистического труда. А ра­ ботают так, что н молодым не угнаться: на 2 0—30 про­ центов перекрывают ежеме­ сячную норму. О качестве их труда говорит тот факт, что и Н. М. Березин, и Б. М. Корнилов удостоены права отмечать свои изделия лич­ ным клеймом. Н а с э к о н о м л е н н о м т о п л и в е Экипаж ППР «Ковдор» го­ рячо одобряет решение о пе­ редаче 75 процентов средств, заработанных на субботнике, героическому народу Вьетна­ ма, 25 процентов — на стро­ ительство детских учрежде­ ний. 21 апреля, находясь на переходе, моряки перевели в фонд субботника дневной заработок из расчета долж­ ностного оклада. В этот день траулер работал на сэко­ номленном топливе. По поручению экипажа: капитан - директор ПОД*- РЯДЧИКОВ. П ЕРЕРАБОТАТЬ пять тысяч тонн грузов в день субботника решили докеры Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. И слово свое сдержа­ ли. Все коллективы проде­ монстрировали высокое мас­ терство. Ю. Н. Зарецкий, И. И. Гринак, Н. А. Кириленко — имена этих бригадиров хоро­ шо .известны в Мурманском ордена Ленина морском рыб­ ном порту. Коллективы, ко­ торыми оии руководят, не раз выходили победителями в социалистическом соревно­ вании среди портовиков. П о т р а д и ц и и „ В е л и к о г о п о ч и н а “ Так было и на субботнике. Слаженно потрудились пере­ довые бригады, отлично про­ вели они выгрузку продук­ ции с судов, вернувшихся с промысла, чтобы обеспечить экипажам досрочный выход в море. 80 бригад портовых рабо­ чих приняли участие в Праз­ днике труда. В фонд суббот­ ника перечислено 14 тысяч рублей. На сэкономленном горю­ чем работали флот порта, же­ лезнодорожное хозяйство. На своих рабочих местах труди­ лись специалисты ремстрой- участка, мастерских, дезин­ фекторы. Отлично поработали в день коммунистического суб­ ботника судоремонтники. В объединении «Мурманская судоверфь» успешно справи­ лась с работами на БМРТ-239 «Заволжск» бригада И. П. Вышкова. Слаженно поработал коллек­ тив, которым руководят бригадир Д. Н. Крикун й мастер В. Н. Соболев. Он до­ срочно выполнил задание на демонтаже механизмов с РТ 331 «Мурманчанин». Всего в субботнике на су­ доверфи участвовало более пяти с половиной тысяч че­ ловек. Выпущено продукции на 76,5 тысячи рублей, в том числе на 15 тысяч руб­ лей — за счет сэкономлен­ ных материалов. В фонд пятилетки перечислено око­ ло 8 тысяч рублей. ли везде и все сразу В том чи­ сле и рыбную промышленность на Севере. В тот год меня — курсанта Архангельского мореходного техникума водного транспорта направили для прохождения практики матросом на траулер «Максим Горький». Юным был тогда наш траловыіі флот: в 1930 году ему исполнилось все­ го десять лет. Но были на нем опытные кадры. Одним из опыт­ нейших капитанов по праву счи­ тался Петр Егорович Кононов, под началом которого мне и по- тилетку надо выполнять!.!», то звучало у него это просто, до­ ходчиво. но трескуче, и стано­ вилось понятно, что пятилетку выполняют каждый из нас и все вместе. Так и рождалось сорев­ нование между макросами, вах­ тами, экипажами. И помнится, как во время жаркой работы ка­ питаны прямо с мостика назы­ вали фамилии передовиков. Это хорошо воспринималось всеми. Наверное, это и были за ­ чатки тОго важного дела, ка­ ким стала гласность соревнова­ ния. мировали костюмом. На вето жизнь я запомнил, как мне его вручал управляющий конторой Федор Васильевич Наянов. Со­ временная молодежь, может быть, и не поймет, что мог для меня значить этот подарок. Шутка ли. костюм! Не всегда нам в те годы удавалось при­ лично одеться. Объективности ради следует сказать, что он мне оказался великоват, но ра­ дости не убавилось ни тогда, ни теперь, когда я вспоминаю вол­ нующий момент первой моей награды за труд. Г о р ж у с ь т о б о й , Огромным у в а ж е н . ; - . н а учебно - производственном судне «Борис Сафонов» пользуется у его экипажа, где работают опытные море­ ходы и учатся моряки буду­ щие, второй механик Виктор Васильевич Бочаров. Комму­ нист Виктор Васильевич является ударником комму­ нистического труда и членом судового комитета профсою­ за. В соревновании рабоіни­ ков машинной команды воз­ главляемая им вахта заняла первое место. Фотография Виктора Васильевича Боча­ рова — на Доске нОчета суд- »а. Фото Б. ЩУКИНА. П ЛАН первой пятилетки, составленный по дирек­ тивам XV съезда пар­ тии. явился руководящим хо­ зяйственно-политически м доку­ ментом, законом для всех зве­ ньев производственной деятель­ ности. Так сказано в постанов­ лении ЦК КПСС «О 50-й годов­ щине первого пятилетнего пла­ на развития народного хозяйст­ ва СССР». Очень точно определено: за­ коном для всех. Именно так мы, кому довелось вступать на тру­ довой путь в то далекое и слав­ ное время, воспринимали наш первый советский пятилетний план. Вспоминается 1930 год: вся страна — как единая огромная строительная площадка. Строи- везло пропти курсантскую прак­ тику. Работать с таким капита­ ном — значит очень многому научиться в сложном рыбацком деле. Всю жизнь я благодарен моим первым наставникам, они не держали в секрете свое ма­ стерство, щедро и охотно дели­ лись своим моряцким и жизнен­ ным опытом Таким остался в моей памяти и Софрон Степанович Бурков, тогдашний старпом на «Макси­ ме Горьком», а впоследствии один из известных капитанов. Запомнилось, как учил он нас быстро шкерпть рыбу, не за­ бывая и о качестве. Он не про­ износил громких слов, а когда, поторапливая матросов, гово­ рил: «Быстрее, ребята, ведь ня- В 1931 году штурманскую практику мне довелось прохо­ дить на РТ-22 «Мурманск •> под командованием Федора Егоро­ вича Кононова, брата моего пер­ вого- капитана. Соревновались с экипажем РТ-20 «Архан­ гельск». Вот уже тогда зароди­ лось парно-групповое соревно­ вание. Его еще тогда не назы­ вали так, как сегодня, и не оформляли документом, но тру­ довое соперничество целых кол­ лективов действовало и прино­ сило свои плоды. В тот рейс мы быстрее эки пажа-соревнояателя взяли пол­ ный груз рыбы и первыми воз­ вратились в Архангельск. II вот тогда, помню, меня в числе мно­ гих других членов экипажа про- С 1932 по 1937 год л пла­ вал на РТ-43 «Рыбец». В эти годы были сдела­ ны первые шагн по организации промысл овоі і разведки. Необходимость создания ры­ бацкой разведки была продик­ тована жизнью. Появились но­ вые корабли, укреплялась бе­ реговая база, а резкого увели­ чения уловов не произошло. Траулеры должны были полу­ чать хорошую сырьевую базу для промысла в любое время года, для чего была необходима планомерная система поиска ры­ бы. Для поисковой работы были выделены специальные кораб­ ли. которые возглавили самые опытные капитаны. РТ «Рыбец»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz