Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.
БОЕЦ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ГВАРДИИ «Алексей Гмырев» — большой морозиль ный траулер объединения «Мурманрыбпром». Более десяти лет бороздит океанские просто ры судно, на борту которого имя пламенного большевика, революционера Алексея Михай ловича Гмырева. Сын железнодорожника, Алексей Михайло вич с 14 дет начал трудиться на Николаев ском судостроительном заводе, за участие в забастовке был арестован, сидел в тюрьме, за тем неоднократно подвергался арестам за ре волюционную деятельность. После очередного ареста его сослали в Ар хангельскую губернию, но Алексею Михайло. вичу удалось бежать. Затем снова арест. На этот раз приговор — 6 лет и 8 месяцев ка торги. В каторжной тюрьме он погиб от тубер кулеза 24 лег от роду. Экипаж БМРТ «Алексей Гмырев» в раз ные периоды своей деятельности добивался хороших успехов на промысле. Особенно от лично потрудились моряки, когда судно бы ло переоборудовано под лов беспозвоночных. В день коммунистического субботника, по священного 109-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, коллектив показал верность ре волюционным традициям, делу рабочего клас са, за которое боролся н погиб Алексей Ми хайлович Гмырев. Коллективу БМРТ «Алексей Гмырев», как и другим читателям, будет небезынтересно уз. нать, что у пламенного революционера, несги баемого большевика Алексея Михайловича Гмырева был поэтический дар. Вот одно из его стихотворений. Не стареют душой ветераны /VI о р Стонет, рекочет могучее море... Волны косматой толпой Шумно вздымаются, тонут ■ просторе, Тонут во мгле грозовой. Ветер гудит над безбрежной пучиной. По небу тучи ползут... Борются волны с отвагою львиной. Падают, снова встают. Белые чайки кричат над волнами... Люб им мятежный простор. Любо им в бурю прорезать «рылами Ветра сердитый напор... Стонет, рокочет безбрежное море... Парус белеет вдалк... Что его гонит: нужда или горе. Иль клевета — от земли! Эй, берегися, храбрец одинокий. Гнева бушующих волн! Счастья не сыщет в пучине жестокой Твой неподатливый челн. Если ж не счастья, но смерти ты в буре Вышел отважно искать. То не страшись: хорошо средь лазури Вольным борцом умирать. А . Г м ы р е в ІІШІШШМННІІІІІІІІ! Выше кздымай роковое ветрило, Йравь свой отважный челнок. Много безумцев здесь смерть находило.. Čnaia им! Счастлив их рок. £х, хорошо умирать под грозою В битве с открытым врагом. Любо схватиться с холодной волною В гневе борьбы молодом. Стонет, рокочет угрюмое море... По небу тучи бегут... Шумно в сердитом, ликующем хоре Волны победу поют. Тонет челнок. Роковая стихия Стала могилой пловцу. Слышатся ветра стенанья глухие. Слава безумцу-борцу! Вечная память погибшему ■ буре. Слава мятежным душой! Тесно им жить среди тихой лазури. Счастье их — в битве с грозой. 1906 г. В день «красной суббо ты» судоремонтники работа ли на своих производствен ных местах. И вновь высо кую производительность тру да показали ветераны произ водства — токарь Николай Михайлович Березин и фре зеровщик Борис Михайлович Корнилов. Около тридцати лет отдали они родному предприятию. Многое изме нилось за'это время: появи лись современные станки, уже их ученики стали спе циалистами высокого класса, но ветераны не стареют ду шой. Оба имеют за отличную работу благодарности и по ощрения, постоянно подтвер ждают звание ударника ком мунистического труда. А ра ботают так, что н молодым не угнаться: на 2 0—30 про центов перекрывают ежеме сячную норму. О качестве их труда говорит тот факт, что и Н. М. Березин, и Б. М. Корнилов удостоены права отмечать свои изделия лич ным клеймом. Н а с э к о н о м л е н н о м т о п л и в е Экипаж ППР «Ковдор» го рячо одобряет решение о пе редаче 75 процентов средств, заработанных на субботнике, героическому народу Вьетна ма, 25 процентов — на стро ительство детских учрежде ний. 21 апреля, находясь на переходе, моряки перевели в фонд субботника дневной заработок из расчета долж ностного оклада. В этот день траулер работал на сэко номленном топливе. По поручению экипажа: капитан - директор ПОД*- РЯДЧИКОВ. П ЕРЕРАБОТАТЬ пять тысяч тонн грузов в день субботника решили докеры Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. И слово свое сдержа ли. Все коллективы проде монстрировали высокое мас терство. Ю. Н. Зарецкий, И. И. Гринак, Н. А. Кириленко — имена этих бригадиров хоро шо .известны в Мурманском ордена Ленина морском рыб ном порту. Коллективы, ко торыми оии руководят, не раз выходили победителями в социалистическом соревно вании среди портовиков. П о т р а д и ц и и „ В е л и к о г о п о ч и н а “ Так было и на субботнике. Слаженно потрудились пере довые бригады, отлично про вели они выгрузку продук ции с судов, вернувшихся с промысла, чтобы обеспечить экипажам досрочный выход в море. 80 бригад портовых рабо чих приняли участие в Праз днике труда. В фонд суббот ника перечислено 14 тысяч рублей. На сэкономленном горю чем работали флот порта, же лезнодорожное хозяйство. На своих рабочих местах труди лись специалисты ремстрой- участка, мастерских, дезин фекторы. Отлично поработали в день коммунистического суб ботника судоремонтники. В объединении «Мурманская судоверфь» успешно справи лась с работами на БМРТ-239 «Заволжск» бригада И. П. Вышкова. Слаженно поработал коллек тив, которым руководят бригадир Д. Н. Крикун й мастер В. Н. Соболев. Он до срочно выполнил задание на демонтаже механизмов с РТ 331 «Мурманчанин». Всего в субботнике на су доверфи участвовало более пяти с половиной тысяч че ловек. Выпущено продукции на 76,5 тысячи рублей, в том числе на 15 тысяч руб лей — за счет сэкономлен ных материалов. В фонд пятилетки перечислено око ло 8 тысяч рублей. ли везде и все сразу В том чи сле и рыбную промышленность на Севере. В тот год меня — курсанта Архангельского мореходного техникума водного транспорта направили для прохождения практики матросом на траулер «Максим Горький». Юным был тогда наш траловыіі флот: в 1930 году ему исполнилось все го десять лет. Но были на нем опытные кадры. Одним из опыт нейших капитанов по праву счи тался Петр Егорович Кононов, под началом которого мне и по- тилетку надо выполнять!.!», то звучало у него это просто, до ходчиво. но трескуче, и стано вилось понятно, что пятилетку выполняют каждый из нас и все вместе. Так и рождалось сорев нование между макросами, вах тами, экипажами. И помнится, как во время жаркой работы ка питаны прямо с мостика назы вали фамилии передовиков. Это хорошо воспринималось всеми. Наверное, это и были за чатки тОго важного дела, ка ким стала гласность соревнова ния. мировали костюмом. На вето жизнь я запомнил, как мне его вручал управляющий конторой Федор Васильевич Наянов. Со временная молодежь, может быть, и не поймет, что мог для меня значить этот подарок. Шутка ли. костюм! Не всегда нам в те годы удавалось при лично одеться. Объективности ради следует сказать, что он мне оказался великоват, но ра дости не убавилось ни тогда, ни теперь, когда я вспоминаю вол нующий момент первой моей награды за труд. Г о р ж у с ь т о б о й , Огромным у в а ж е н . ; - . н а учебно - производственном судне «Борис Сафонов» пользуется у его экипажа, где работают опытные море ходы и учатся моряки буду щие, второй механик Виктор Васильевич Бочаров. Комму нист Виктор Васильевич является ударником комму нистического труда и членом судового комитета профсою за. В соревновании рабоіни ков машинной команды воз главляемая им вахта заняла первое место. Фотография Виктора Васильевича Боча рова — на Доске нОчета суд- »а. Фото Б. ЩУКИНА. П ЛАН первой пятилетки, составленный по дирек тивам XV съезда пар тии. явился руководящим хо зяйственно-политически м доку ментом, законом для всех зве ньев производственной деятель ности. Так сказано в постанов лении ЦК КПСС «О 50-й годов щине первого пятилетнего пла на развития народного хозяйст ва СССР». Очень точно определено: за коном для всех. Именно так мы, кому довелось вступать на тру довой путь в то далекое и слав ное время, воспринимали наш первый советский пятилетний план. Вспоминается 1930 год: вся страна — как единая огромная строительная площадка. Строи- везло пропти курсантскую прак тику. Работать с таким капита ном — значит очень многому научиться в сложном рыбацком деле. Всю жизнь я благодарен моим первым наставникам, они не держали в секрете свое ма стерство, щедро и охотно дели лись своим моряцким и жизнен ным опытом Таким остался в моей памяти и Софрон Степанович Бурков, тогдашний старпом на «Макси ме Горьком», а впоследствии один из известных капитанов. Запомнилось, как учил он нас быстро шкерпть рыбу, не за бывая и о качестве. Он не про износил громких слов, а когда, поторапливая матросов, гово рил: «Быстрее, ребята, ведь ня- В 1931 году штурманскую практику мне довелось прохо дить на РТ-22 «Мурманск •> под командованием Федора Егоро вича Кононова, брата моего пер вого- капитана. Соревновались с экипажем РТ-20 «Архан гельск». Вот уже тогда зароди лось парно-групповое соревно вание. Его еще тогда не назы вали так, как сегодня, и не оформляли документом, но тру довое соперничество целых кол лективов действовало и прино сило свои плоды. В тот рейс мы быстрее эки пажа-соревнояателя взяли пол ный груз рыбы и первыми воз вратились в Архангельск. II вот тогда, помню, меня в числе мно гих других членов экипажа про- С 1932 по 1937 год л пла вал на РТ-43 «Рыбец». В эти годы были сдела ны первые шагн по организации промысл овоі і разведки. Необходимость создания ры бацкой разведки была продик тована жизнью. Появились но вые корабли, укреплялась бе реговая база, а резкого увели чения уловов не произошло. Траулеры должны были полу чать хорошую сырьевую базу для промысла в любое время года, для чего была необходима планомерная система поиска ры бы. Для поисковой работы были выделены специальные кораб ли. которые возглавили самые опытные капитаны. РТ «Рыбец»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz