Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.

Г* ТЯ15* РП заі эал$ А ) ту ' кь М! СТ. (■Г Д I Всесоюзный конкурс было представлено 18 рок, а лучшим был признан проект под девизом грманск — город рыбный» Его авторами ока- ісь ленинградские архитекторы К. Л Левинсон, М Соколов II В. ф , Твелькмейер. ІТо их проек- в городе предусматривалось строительство м.- деревянных, так и каменных зданий. Основная чсса деревянной застройки, а она должна была со- авить две трети всей застройки, располагалась во- >уг Халдеева мыса, а каменное строительство олжно было вестись и восточнее. Более половины планировалось в первой пя- девятиэтажных домах-комму- Вольшинство общественных ;даний города по проекту должны были размести­ ться на холмах вдоль Варничного ручья. Т у т .п л а ­ нировали Дворец культуры, кинотеатр, дом фп:> \ культуры. Тут жб сЪбиралпсь построить стадион, уостиницу. а па том месте, где сейчас автоколонна 1 гтпіт pa3g|.ITb парк. аселения Мурманска Iлетке разместить в гах общежитиях. Все это было в п р о е к т е . «Мурманск — город ;*;)ыбный». Так мечталось архитекторам н строите­ л ям . А в действительности Мурманск переживал огромные трудности — население росло быстро, а ж и л ь я не хватало: не полностью были решены во­ просы ..снабжения — существовала карточная си­ стема: не было изжито до конца наследие капита­ лизма — безработица: 28 мая 1930 года в (.Поляр­ ной правде» можно было прочитать обращение <К сведению оезработных-чернорабочих». В городе бы.,по много преступно-уголовного элемента — не­ редки были кражи, разбойные нападения, убийства. Иногда па Кольский полуостров наведывались це­ лые банды — именно в те годы в железнодорожной казарме неподалеку от Шонгуя было убито 15 ра­ бочих вместе с семьями. Как впоследствии выяс­ нилось. это были не просто уголовники, а классовые враги Советской власти, кулацкие сынки, бежав­ шие из мест заключения и мстившие социалистиче­ скому государству. Выло много затруднений, связанных с бурным ростом края. Эго и нехватка специалистов, о не­ умение по-настоящему руководить и планировать. Появлялись все новые предприятия. ;; вслед — дефицит электроэнергии. 8 января 1900 г. ѵПоляр­ ная правда» опубликовала корреспонденцию • Сле­ пой город», где сообщалось, что для нормального снабжения города электроэнергией мощности элек­ тростанции должны быть увеличены но крайней мере вдвое. Автор стать» писал: <-Патриархальные керосиновые коптилки вновь вошли в моду в Мур­ манске. Город-слепец принимает все меры к тому, чтобы как-нибудь улучшить свое зрение». Спустя семь месяцев газета вновь вернулась к этой проблеме: • Вы помните зиму прошлого года? Вы помните сплошные темные почіі и мглу гіа ули­ цах и в квартирах, когда стосвечовая электрическая лампочка горела не ярче одной стеариновой свечки. В наступающем осветительном сезоне положение с Отпуском электроэнергии не улучшится». Тем не менее и эта проблема была решена —- около Мур­ манска стала строиться гидростанция .н а Туломе, а в самом городе — теплоцентраль. Мы специально остановились на проблеме пре­ одоления трудностей в годы первой пятилетки, чтобы читателям стало яснее положение, записан­ ное в Программе КПСС, где говорится, что инду­ стриализация является «великим подвигом рабочего класса, всего народа, который не жалел ни сил. ни средств, сознательно шел на лишения, чтобы вытащить страну из отсталости». Вместе со всей страной мурманчане преодолели все трудности, и в первой пятилетке Мурманск' стал настоящей северной столицей рыбаков. В 1929 г. траловый флот увеличился на I корабля, а в 1930 г. — еще на 6 единиц. Еще больше кораблей поступило в последующие годы. Рос п малый ры­ боловный флот: за 1929— 1930 гг. Мурманская судоверфь дала 35 моторных судов. Началось рас­ ширение рыбообрабатывающих предприятий — па производство кош. иг женщины. Создавались новые цехи па судоремонтном заводе, появились фабрика орудии лова, бондарное производство Отличительной особенностью первой пятилетки был высокий из кил социалистического соревнова­ ния. Оно зародилось на базе коммунистических субботников, шестидесятилетие которых мы отмеча­ ем в эти дин. и охватило значительную часть рыба­ ков. Поначалу соревнование было направлено на ликвидацию случаев прогулов и опозданий на ра­ боту. на борьбу с пьянством, ибо без этого невоз­ можно было добиться повышения производительно­ сти труда. В мае 1929 г.. принимая вызов па соревнование грузчиков торгового порта, засольщики бригады Юрина писали: <-Мы... объявляем борьбу прогулам и пьянству и будем стараться поднять производи­ тельность труда и трудовую дисциплину» Засоль­ щики траловой базы вызвали на соревнование под девизом «Время, вперед!» экипажи траулеров. Команды РТ-40 «Скат», РТ -26 «Треска», РТ -34 «Дзержинский», РТ-35 <•Пикша» по итогам сорев­ нования 1929 г. были признаны ударными и полу­ чили премии. В апреле 1931 г. началось социали­ стическое соревнование между Северным и Дал ь­ невосточным рыбными бассейнами. В годы первой пятилетки в Мурманске быстро росло население Судя но объявлению в газете о перерегистрации хлебных карточек, в городе тогда существовали поселки Дзержинского. ІПмидта, Красная Горка, Почтовый, Нанкинский и т. д. (А некоторые адреса выглядели так: база. ул. Стали­ на. д 33, досчатый флигель). Лучшим клубом оставался клуб ОГПУ. там был первый экран города. Появился и новый кинотеатр *Луч». Улучшилась работа клубов пищевиков и Местрана. Во Дворце труда был клуб совторгслу- жащих. Нормы на значки Осоавиахима по стрельбе сдавали у Горелой горы — там было стрельбище. Летом 1930 г. в гости к мурманчанам приехали норвежские рабочие. j (Окончание на 4 стр.). [ (.ТРОП)(Ж (Окончание. Нач. на 1 стр.) нения «Севрыба» рассмотрел вопрос «Об улучшении руковод­ ства флотом но организации соблюдения установленного ре­ жима плавания и промысла». В принятом по этому вопро­ су документе совет директоров обязал руководителей произ­ водственных объединений, уп­ равлений флотов и рыбаккрл- хозеоюзов усилить профилакти­ ческую работу по предотвраще­ нию нарушений правил рыбо­ ловства экипажами судов, об­ ратив особое внимание на про­ верку знаний капитанов и их первых помощников и проверку готовности судов к работе в 200-мильных зонах иностран­ ных государств. Предложено организовать проведение широ­ кой разъяснительной работы РЕЖИМ ПРОМЫСЛА с плавсоставом о материальном и моральном ущербе, который наносят нарушения ф л о ту -рыб ­ ной промышленности. Ни один случай нарушения не должен оставаться без тща­ тельного анализа. Совет директоров «Севрыбы» обязал руководителей производ­ ственных объединений, управ­ лений флотов и рыбакколхоз- союзов улучшить подбор кадров на судах, направляемых для работы по лицензиям в 200-мильные зоны иностранных государств, не допускать к за­ мещению командных должно­ стей лиц, имевших ранее гру­ бые нарушения правил рыбо­ ловства и режима плавания. Намечен также ряд других мер по этому вопросу. Кто из моряков тралового флота не мечтает попасть на новое современное судно. Особенно если у него слава «удачного», когда рейсовое задание постоянно перекры­ вается. Таким судном счи­ тается БАТ «Маршал Яку­ бовский». И по праву. Из по­ следнего рейса экипаж трау­ лера вернулся с новой тру­ довой победой: задание по выпуску пищевой продукции выполнено на 175 процен­ тов, а по стоимости вырабо­ танной рыбопродукции — на 195 процентов. И коллектив здесь сло­ жился отличный. Уважают и любят моряки третьего по­ мощника капитана Николая Сергеевича Андросова. Он член бюро комсомольской организации судна. В честь 60-летия ВЛКСМ Н. С. Ан­ дросову вручена Почетная грамота, как лучшему спе­ циалисту на флоте. Его имяг занесено на судовую Доску почета. На судовой Доске почета и имя матроса Петра Алек­ сеевича Харитонова. Только в последнем рейсе он дваж­ ды был отмечен в приказе за отличную работу. Фото В. Казютииа. I С е м н а д ц а т ь д р уж ны х Т АКИХ промысловых кораблей, как наш РС-93 «Кианит», в объединении «Мурман рыб- пром» всего несколько. Это маленькие сейнеры с коман­ дой в 17 человек. В осенне- зимний период им запреща­ ется в одиночку уходить на промысел и возвращаться в порт. Они должны идти с кем-нибудь в паре. Не так давно наш рыбо­ ловный сейнер вернулся в порт из очередного плава­ ния. Работая в течение ме­ сяца только на промысле рыб донных пород, экипаж «Кианита» выполнил рей­ совое задание по заготовке охлажденного полуфабрика­ та на 210 процентов. Это отличный показатель. Он лучший среди группы одно­ типных с нашим кораблей, 68 тонн трески, зубатки, ер­ ша и камбалы мы передали первому холодильному заво­ ду Мурманского рыбообраба­ тывающего комбината. Своей работой на промысле в Б а ­ ренцевом море наш экипаж доволен. Ведь ни для кого не секрет, что на облове донных пород коллективы, чьи суда имеют гораздо лучшие тех­ нические характеристики, трудятся порой плохо. В чем дело? .Лично мне помогает в пер­ вую очередь опыт прошлых лет. Я всего два года хожу капитаном, но судоводителем уже почти 20 лет. Наблюдая за отдельными штурманами, иногда прихожу к выводу, что человек расти по долж ­ ностной лестнице хочет и в то же время надеется, что опыт у него появится тогда, когда он станет капитаном, то есть когда»он займет ру­ ководящий пост, все пойдет, как надо. Ошибочное мне­ ние. Я же в свое время не только тралил рыбу там. где приказал капитан, но еще старался понять, почему именно здесь, а не где-то в другом месте. Вел дневники. Постепенно выработалось понимание моря, поведения рыбы. Однако главное •— в людях, в умении работать с ними, понимать их. Я не забуду тех лет учения, ка­ кие прожил бок о бок с ка­ питаном передового у нас в объединении РС-74 Михаи­ лом Яковлевичем Толпыгой, Многому он научил меня. У нас на РС-93 «Кианит» очень хороший коллектив. Можно назвать любого из нашей команды - - и это че­ ловек, заслуживающий ува­ жения. опытный моряк. На­ пример, старший механик Борис- Алексеевич Громов. Он десять лет работает на судах объединения «Мурман- рыбпром». Очень любит свое дело. Механизмы у него всегда в полном порядке. Многие работы по ремонту и наладке их он может сделать своими силами. Этим и объясняется постоянная го­ товность главной машины, вспомогательных механизмов к эксплуатации с высокими нагрузками' Или вот старший мастер лова Анатолий Алексеевич Калинин. У него тоже боль­ шой рыбацкий стая; Трудил­ ся он на сейнерах-трауле­ рах, рефрижераторных сред­ них траулерах. Работал и с кошельковым неводом, и с тралами различных конст­ рукций. Одним Словом, зна­ ет свое дело Анатолий А л е к ­ сеевич на «пятерку». А сей­ час. за год пребывания на «Кианите», освоил все прин­ ципы добычи рыбы с рыбо­ ловных сейнеров. Н помощ­ ник у него — рыбак что на­ до. Это Николай Андреевич Ставничий. В объединении трудится с пятидесятых го­ дов. Хочется отметить работу в море молодого матроса Александра Лобача. Он не­ давно на флоте, но ему здо­ рово помогает большое тру­ долюбие. А раз видишь, что человек старается во все вникнуть, всегда спешишь ему па помощь. В рейсе Ло- бач работал матросом и од­ новременно ПОМОЩИІ! ком рыбмастера. Трудно, конеч­ но, ему было, однако парень справился. Старший помощник капи­ тана Виктор Петрович Бу р­ товой пришел к нам на суд­ но на должность второго штурмана. Показал себя гра­ мотным специалистом, уме­ лым добытчиком, не стра­ шился перейти от добычи к местному поиску и находил косяки. Значит, такому мож­ но доверить и пост повыше. Так он стал старпомом. На четвертый год десятой пятилетки мы приняли вы­ сокие социалистические обя­ зательства. Мы наметили к Первомаю план четырех ме­ сяцев по заготовке рыбного полуфабриката перекрыть на 50 процентов, а годовой выполнить ко второй годов­ щине Конституции СССР. Если учитывать, что мы сде­ лали в этом году два рейса и оба были выполнены со значительным опережением рейсовых заданий, то хоро­ ший задел для претворения в жизнь социалистических обя­ зательств уже имеем. Люди. Главное — люди. Именно они па нашем сейнере • делают погоду». Представьте сами, когда у вас на вахте всего четыре человека: мастер лова, рыб- мастер и два матроса — без подвахты не обойтись. Им и трал надо спускать, и рыбу в ящик выливать, а потом стать к рыбоделу и обработать ее. Уловы у нас были стабильными — по 7 00 килограммов. Обрабо­ тать столько в период оче­ редного траления четверым, конечно, ие по силам. По­ этому у пас к рыбоделу выходят все, начиная с капитана и кончая на­ чальником радиостанции, председателем судового ко­ митета Виталием Петрови­ чем Легчановым, Это и по­ зволяет нам убирать рыбу с палубы в трюм быстро и с высоким качеством. Наш экипаж невелик. Но мы успешно завершили план прошлого года и хорошо на­ чали этот. Развернули борь­ бу за экономию материалов. Экономия по промысловому вооружению большая. Вто­ рой год работаем одним тра­ лом. Сэкономлено много топ­ лива, масла Сейчас готовим­ ся принять участие во Все­ союзном коммунистическом субботнике. Вот так мы живем и рабо­ таем па РС-93 «Кианит». В. КУХТИН, капитан РС-93 объединения «Мурман рыбпром >>. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz