Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.

Профессор А. А. Киселев ІШШІШШШШШІІШІЖШІІШІШІШІШІІ! П Е Р В А Я п я т и л е т к а Первая пятилетка стала родоначальницей заме­ чательной плеяды советских пятилеток, поднявших нашу страну от технико-экономической отсталости к вершинам экономического, научно-технического и социального прогресса... Из постановления ЦК КПСС «О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного хозяй­ ства СССР». П ОЛВЕКА НАЗАД, 1 октября 1928 года (тогда хозяйственный год начинался не с января, как сейчас, а с 1 октября и продол­ жался до 30 сентября следующего года) советский народ начал борьбу за выполнение первого пятилет­ него плана. В постановлении ЦК КПСС «О 50-й годовщине перього пятплетнего плана развития народного хо­ зяйства СССР» говорится: «Это был первый комп­ лексный план, в котором дано научное обоснование темпов и пропорций экономического и социального развития страны. Плановая система — детище со­ циализма, выражение его коренных преимуществ. Ее основы были определены великим В. II. Лени­ ным, под руководством которого был разработан первыіі в мировой практике перспективный народно­ хозяйственный план — план ГОЭЛРО». Первая пятилетка началась в сложных условиях международной напряженности, капиталистического окружения, острой классовой борьбы, безработицы и нехватки в СССР самого необходимого. Бой за пятилетку шел везде — в центральных районах и на окраинах, в городе и деревне Это было сраже­ ние за индустриализацию и коллективизацию, за техническую независимость и создание кадров, за осуществление культурной революции и решение проблем национального строительства. Мурманский округ, только что вошедший в состав Ленинградской области, начинал первую пятилетку в более сложных и специфичных условиях. Надо бы­ ло развивать рыбную промышленность, проводить коллективизацию оленеводческих хозяйств, уделять больше внимания транспорту, лесному хозяйству, строительству, создавать свои кадры.' Окружная партийная организация ставила на повестку дня во­ просы освоения огромных богатств зейных недр полуострова (апатит, никель, железо, слюда И тГд.). Рыбное хозяйство Мурмана, развивавшееся до первой пятилетки по двум направлениям — трало­ вый (государственный) лов и кустарный (в основном индивидуальный) промысел, —взяло курс на корен­ ную реконструкцию. Один за другим приходят из-за границы новые траулеры — «Ф. Дзержинский», «М. Горький», «И. Сталин», «Большевик», «Мур­ манск», «Архангельск». Эти корабли нужно было изучить и понять, «заставить» работать на полную мощность. Усиливается освоение новых районов Баренцева моря. Начинает выпуск своих, пока еще небольших, судов Мурманская судоверфь. На тралбазе вырос новый фильтровочный завод — одно из первых предприятий Мурманского рыбообрабатывающего комбината, детища предвоенных пятилеток. Ут­ вержден проект строительства мехмастерских Сев- госрыбтреста и бондарной мастерской в Мурманске. Шло строительство и на побережье — на Запад­ ном и Восточном Мурмане. В нашем областном госархиве хранятся чертежи салогрейки в Рынде, посолочного амбара в Цып-Наволоке, брюгги в Ти­ товке. Большим рыбопромысловым районом Севера бы­ ла тогда Кандалакшская губа. На обложке седьмого номера журнала «Карело-Мурманский край» за 1928 г. помещена фотография касатки, убитой в тот год в Кандалакшском заливе. Действительно, это громадина! По фото видно — только на основной части ее туши сидят или стоят десять поморов. А вес ее составлял 600 пудов, т. е. почти 10 тонн (попутно добавим, что семиметровый позвоночник касатки увезли в Ленинград, в Зоологический му­ зей). Но касатка — это редкость, да и попаласъ-то она случайно во время охоты за сельдью. А сельдь в Белом море была отменной. Только весенней, так называемой «егорьевской» сельди, в 1928 г. в Кан­ далакше было выловлено 16 660 центнеров. Сдава­ ли ее либо на факторию, либо прямо на консервный завод, где из нее готовили так называемые «народ­ ные сардины». Учили северян консервному делу тогда иностранцы: заведующим производством был немец В. П. Микалк, а коптильной мастерской «ко­ мандовал» норвежец К. Ю. Гельвиг. Работали конструкторы-иностранцы (немцы или англичане) и на траулерах: но это были уже «последние могика­ не» рыбных промыслов. Капитаны из поморов — И. Н. Демидов, Ф. М. Михов, С. Д. Копытов, Д. А. Бурков, А. II. Богда­ нов, С. П. Леонтьев стали ловить рыбу лучше, чем их европейские коллеги. Благодаря знаниям, навы­ кам и старанию рыбаков на Мурмане из года в год росли уловы. Если в 1928 г. траловый флот дал около 300 тыс. центнеров рыбы, то в 1932 г. — уже 540 тыс. центнеров, т. е. в 1,7 раза больше. Кроме трески, тралфлот стал вылавливать и сельдь — в 1932 году 63 процента всей добытой на Мур­ мане сельди приходилось на долю тралфлота. В конце первой пятилетки рыбопромысловый флот Мурмана стал пополняться судами, построен­ ными на отечественных верфях. Из Ленинграда в Мурманск пришли первые траулеры этой серии — «Спартак» и «Колхозник». КОЛЛЕКТИВ НАЦЕЛЕН НА УСПЕХ На «Даурии» много отлич­ ных производственников. тех, кто трудится на совесть, пока­ зывает пример в любом деле. Лучшие рыбообработчики плавбазы «Даурия» (слева направо) К. В. Павлюк, В. А. Прохоров, В. В. Сар­ кисян, М. К. Манюк, Г. А. Плахотников, Ю М. Горнц- кий, В. Л. Габяеев, В. М. Майданов. Фото Б. Щукіжа. IIОДГОТОВКА к мойвен- I Б ной путине — этот воп­ рос был поставлен в по­ вестку дня партийного собра­ ния па плавбазе «Даурия» еще задолго до начала рыбац­ кой страды. Коммунисты го­ ворили о том, что предстоит сделать, чтобы с первого дня успешно работать на промы­ сле. А сделать надо было многое: установить новые глазуровоч- ные машины, заменить тележ­ ки морозильных камер, устано­ вить ящики для приемки мой­ вы. С присущей им настойчиво­ стью коммунисты судна выпол­ няли намеченное, плавбаза мо­ гла работать на мойве, не за­ ходя в порт. Во многом помо­ гли экипажу администрация и партийный комитет управления «Севрыбхолодфлот». на пери­ од путины на судне был уве­ личен штат рыбообработчиков. И все-таки не все было глад­ ко Завод «Севреммаш» так и не установил на базе глазуро- вочные машины, их дослали в море позднее, а поначалу при­ ходилось работать на старых, неудобных и малопроизводи­ тельных. Перед выходом в рейс во всех службах прошли произ­ водственные собрания, задание экипажу было доведено до ка­ ждого рыбообработчика, мат­ роса, моториста. Каждый знал, что ему делать, что от его ус­ пеха в работе зависит общий успех экипажа. С первых же дней коллек­ тив «Даурии» стал работать ритмично. В первой декаде марта от промысловых судов было принято 1900 тонн мой­ вы, 1250 из них направлено на выпуск пищевой продукции. А кроме того, моряки изготови­ ли 101 тысячу банок пресер­ вов 27 «К». Матросы рыбофабрнкн, заня­ тые на пресервах, работают на двух линиях, разделены на вахты и подвахты, конкретно каждый отвечает за ту или иную операцию. Это повышает ответственность рыбообработ­ чиков за порученное дело. Во второй декаде, когда по­ ступлений мойвы стало мень­ ше, основной упор и был сде­ лан на выпуск пресервов. Это позволило исключить простои. В ответ на инициативу эки­ пажа плавбазы «С. Васили­ син» коллектив «Даурии» принял своп, встречные обя­ зательства. Моряки обязались ежесуточно принимать 275 тонн мойвы, а замораживать 205. В период активной работы кошельковистов эти обязатель­ ства перекрывались. Приемка достигала 287 при поступле­ нии 225 тонн на пищевые це­ ли, а в один из дней — 300, на пищевые цели — 231 тон­ на. Помощник капитана по про­ изводству кавалер ордена Тру­ дового Красного Знамени ком­ мунист Г. А. Аскеров и его помощники, сменные техноло­ ги, опытные, производственники Н. И. Ципелев, А. М. Осолод- кин, молодой, но отлично за­ рекомендовавший себя Р. Р. Алаберднев особенно заботят­ ся о том, чтобы загрузка мо­ розильных камер была равно­ мерной, и на «Даурии» всегда четко соблюдаются интервалы при закатке, а это основа хо­ рошей работы камер. Когда из порта наконец при­ слали глазѵровочные машины, старший механик технологиче­ ского оборудования Н. М. Шѵ- натов со своими товарищами сумел установить их, не оста­ навливая фабрику. Н. М. Шунатов — человек нужный на судне всем, без его участия не выполняется ни одна работа, связанная с оборудованием. Судно он зна­ ет отлично, на «Даурии» не­ прерывно с момента се прихо­ да в Мурманск, а это -— поч­ ти 15 лет. 10 лет работает на судне беспокойный человек, капитан- директор А. Ф. Леванов. Ка­ жется, он сутками не спит, не­ ожиданно появляется то в од­ ной, то в другой службе. Про­ верить, как идут дела, погово­ рить с моряками капитан счи­ тает своей обязанностью. Осо­ бенно много внимания уделяет он организации производства. Хорошо зцаег его. И не слу­ чайно коммунисты поручили А. Ф. Леванову выступить на партийном собрании с докла­ дом об использовании произ­ водственных мощностей. С со­ докладами тогда выступили главный механик Г. А. Шаба­ лин и помощник капитана по производству Г. А. Аскеров. Коммунисты подвели итоги ра­ боты, отметили, что во втооой декаде экипаж работал слабее, чем в первой, вскрыли недо­ статки, которые отразились на показателях. Речь шла о морозильных ка­ мерах, оперативности приемки. Подробно обсудили работу ка­ ждого лебедчика. Говорили о неудобствах на линии левого борта, необходимости более ин­ тенсивно вести посол. После партийного собрания дела заметно улучшились. Не­ мало способствовала этому и широкая гласность социалисти­ ческого соревнования. На «пя­ ти углах», как называют на «Даурии» площадку около сто­ ловой команды, и красного уголка ежедневно вывешивают­ ся экраны соревнования, отме­ чается, кто как потрудился в минувшую смену, тут же — итоги работы других плавбаз. На «Даурии» очень ревниво относятся к успехам соперни­ ков по соревнованию, обяза­ тельно слѵша.от все судовые радиопередачи, которые орга­ низуются каждый день в 12.30, и сообщают об итогах пар­ но-группового соревнования за сутки. Но ревность эта хоро­ шая. В ней — стремление ра­ ботать лучше, любовь к свое­ му судну, борьба за честь мар­ ки. Это рыбообработчики К. В. Павлюк, В. А. Прохоров, В. В. Саркисян, М. К. Манюк, Г. А. Плахотников и другие. Много добрых слов произно­ сят на плавбазе в адрес моло­ дого, но хорошо знающего свое дело начальника лабора­ тории А. Г. Каруковца. Экипаж «Даурии» при нали­ чии сырья работает стабильно, с высокой производительно­ стью. Есть все предпосылки утверждать, что. если рейс не прервется, коллектив к концу плавания выработает миллион банок пресервов. К сожалению, работе «Даурии», как и дру­ гих баз, мешают нечеткое пла­ нирование со стороны руко­ водства промыслом, недостатки в снабжении. По-прежнему пло­ хо с электродами, резиновыми перчатками. Надо надеяться, что меры будут приняты. Кол­ лектив нацелен работать успе­ шно и выполнить свои высокие обязательства. И. КОРОБОВ. Баренцево море, плавбаза «Даурия». Выпуску пресервов на плав­ базе уделяется самое при­ стальное внимание. Экипаж вы­ ступил инициатором социали­ стического соревнования за максимальную их выработку, обязался выпускать 10— 12 тысяч банок в сутки и слово свое держит крепко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz