Рыбный Мурман. 1979 г. Апрель.
Профессор А. А. Киселев ІШШІШШШШШІІШІЖШІІШІШІШІШІІ! П Е Р В А Я п я т и л е т к а Первая пятилетка стала родоначальницей заме чательной плеяды советских пятилеток, поднявших нашу страну от технико-экономической отсталости к вершинам экономического, научно-технического и социального прогресса... Из постановления ЦК КПСС «О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного хозяй ства СССР». П ОЛВЕКА НАЗАД, 1 октября 1928 года (тогда хозяйственный год начинался не с января, как сейчас, а с 1 октября и продол жался до 30 сентября следующего года) советский народ начал борьбу за выполнение первого пятилет него плана. В постановлении ЦК КПСС «О 50-й годовщине перього пятплетнего плана развития народного хо зяйства СССР» говорится: «Это был первый комп лексный план, в котором дано научное обоснование темпов и пропорций экономического и социального развития страны. Плановая система — детище со циализма, выражение его коренных преимуществ. Ее основы были определены великим В. II. Лени ным, под руководством которого был разработан первыіі в мировой практике перспективный народно хозяйственный план — план ГОЭЛРО». Первая пятилетка началась в сложных условиях международной напряженности, капиталистического окружения, острой классовой борьбы, безработицы и нехватки в СССР самого необходимого. Бой за пятилетку шел везде — в центральных районах и на окраинах, в городе и деревне Это было сраже ние за индустриализацию и коллективизацию, за техническую независимость и создание кадров, за осуществление культурной революции и решение проблем национального строительства. Мурманский округ, только что вошедший в состав Ленинградской области, начинал первую пятилетку в более сложных и специфичных условиях. Надо бы ло развивать рыбную промышленность, проводить коллективизацию оленеводческих хозяйств, уделять больше внимания транспорту, лесному хозяйству, строительству, создавать свои кадры.' Окружная партийная организация ставила на повестку дня во просы освоения огромных богатств зейных недр полуострова (апатит, никель, железо, слюда И тГд.). Рыбное хозяйство Мурмана, развивавшееся до первой пятилетки по двум направлениям — трало вый (государственный) лов и кустарный (в основном индивидуальный) промысел, —взяло курс на корен ную реконструкцию. Один за другим приходят из-за границы новые траулеры — «Ф. Дзержинский», «М. Горький», «И. Сталин», «Большевик», «Мур манск», «Архангельск». Эти корабли нужно было изучить и понять, «заставить» работать на полную мощность. Усиливается освоение новых районов Баренцева моря. Начинает выпуск своих, пока еще небольших, судов Мурманская судоверфь. На тралбазе вырос новый фильтровочный завод — одно из первых предприятий Мурманского рыбообрабатывающего комбината, детища предвоенных пятилеток. Ут вержден проект строительства мехмастерских Сев- госрыбтреста и бондарной мастерской в Мурманске. Шло строительство и на побережье — на Запад ном и Восточном Мурмане. В нашем областном госархиве хранятся чертежи салогрейки в Рынде, посолочного амбара в Цып-Наволоке, брюгги в Ти товке. Большим рыбопромысловым районом Севера бы ла тогда Кандалакшская губа. На обложке седьмого номера журнала «Карело-Мурманский край» за 1928 г. помещена фотография касатки, убитой в тот год в Кандалакшском заливе. Действительно, это громадина! По фото видно — только на основной части ее туши сидят или стоят десять поморов. А вес ее составлял 600 пудов, т. е. почти 10 тонн (попутно добавим, что семиметровый позвоночник касатки увезли в Ленинград, в Зоологический му зей). Но касатка — это редкость, да и попаласъ-то она случайно во время охоты за сельдью. А сельдь в Белом море была отменной. Только весенней, так называемой «егорьевской» сельди, в 1928 г. в Кан далакше было выловлено 16 660 центнеров. Сдава ли ее либо на факторию, либо прямо на консервный завод, где из нее готовили так называемые «народ ные сардины». Учили северян консервному делу тогда иностранцы: заведующим производством был немец В. П. Микалк, а коптильной мастерской «ко мандовал» норвежец К. Ю. Гельвиг. Работали конструкторы-иностранцы (немцы или англичане) и на траулерах: но это были уже «последние могика не» рыбных промыслов. Капитаны из поморов — И. Н. Демидов, Ф. М. Михов, С. Д. Копытов, Д. А. Бурков, А. II. Богда нов, С. П. Леонтьев стали ловить рыбу лучше, чем их европейские коллеги. Благодаря знаниям, навы кам и старанию рыбаков на Мурмане из года в год росли уловы. Если в 1928 г. траловый флот дал около 300 тыс. центнеров рыбы, то в 1932 г. — уже 540 тыс. центнеров, т. е. в 1,7 раза больше. Кроме трески, тралфлот стал вылавливать и сельдь — в 1932 году 63 процента всей добытой на Мур мане сельди приходилось на долю тралфлота. В конце первой пятилетки рыбопромысловый флот Мурмана стал пополняться судами, построен ными на отечественных верфях. Из Ленинграда в Мурманск пришли первые траулеры этой серии — «Спартак» и «Колхозник». КОЛЛЕКТИВ НАЦЕЛЕН НА УСПЕХ На «Даурии» много отлич ных производственников. тех, кто трудится на совесть, пока зывает пример в любом деле. Лучшие рыбообработчики плавбазы «Даурия» (слева направо) К. В. Павлюк, В. А. Прохоров, В. В. Сар кисян, М. К. Манюк, Г. А. Плахотников, Ю М. Горнц- кий, В. Л. Габяеев, В. М. Майданов. Фото Б. Щукіжа. IIОДГОТОВКА к мойвен- I Б ной путине — этот воп рос был поставлен в по вестку дня партийного собра ния па плавбазе «Даурия» еще задолго до начала рыбац кой страды. Коммунисты го ворили о том, что предстоит сделать, чтобы с первого дня успешно работать на промы сле. А сделать надо было многое: установить новые глазуровоч- ные машины, заменить тележ ки морозильных камер, устано вить ящики для приемки мой вы. С присущей им настойчиво стью коммунисты судна выпол няли намеченное, плавбаза мо гла работать на мойве, не за ходя в порт. Во многом помо гли экипажу администрация и партийный комитет управления «Севрыбхолодфлот». на пери од путины на судне был уве личен штат рыбообработчиков. И все-таки не все было глад ко Завод «Севреммаш» так и не установил на базе глазуро- вочные машины, их дослали в море позднее, а поначалу при ходилось работать на старых, неудобных и малопроизводи тельных. Перед выходом в рейс во всех службах прошли произ водственные собрания, задание экипажу было доведено до ка ждого рыбообработчика, мат роса, моториста. Каждый знал, что ему делать, что от его ус пеха в работе зависит общий успех экипажа. С первых же дней коллек тив «Даурии» стал работать ритмично. В первой декаде марта от промысловых судов было принято 1900 тонн мой вы, 1250 из них направлено на выпуск пищевой продукции. А кроме того, моряки изготови ли 101 тысячу банок пресер вов 27 «К». Матросы рыбофабрнкн, заня тые на пресервах, работают на двух линиях, разделены на вахты и подвахты, конкретно каждый отвечает за ту или иную операцию. Это повышает ответственность рыбообработ чиков за порученное дело. Во второй декаде, когда по ступлений мойвы стало мень ше, основной упор и был сде лан на выпуск пресервов. Это позволило исключить простои. В ответ на инициативу эки пажа плавбазы «С. Васили син» коллектив «Даурии» принял своп, встречные обя зательства. Моряки обязались ежесуточно принимать 275 тонн мойвы, а замораживать 205. В период активной работы кошельковистов эти обязатель ства перекрывались. Приемка достигала 287 при поступле нии 225 тонн на пищевые це ли, а в один из дней — 300, на пищевые цели — 231 тон на. Помощник капитана по про изводству кавалер ордена Тру дового Красного Знамени ком мунист Г. А. Аскеров и его помощники, сменные техноло ги, опытные, производственники Н. И. Ципелев, А. М. Осолод- кин, молодой, но отлично за рекомендовавший себя Р. Р. Алаберднев особенно заботят ся о том, чтобы загрузка мо розильных камер была равно мерной, и на «Даурии» всегда четко соблюдаются интервалы при закатке, а это основа хо рошей работы камер. Когда из порта наконец при слали глазѵровочные машины, старший механик технологиче ского оборудования Н. М. Шѵ- натов со своими товарищами сумел установить их, не оста навливая фабрику. Н. М. Шунатов — человек нужный на судне всем, без его участия не выполняется ни одна работа, связанная с оборудованием. Судно он зна ет отлично, на «Даурии» не прерывно с момента се прихо да в Мурманск, а это -— поч ти 15 лет. 10 лет работает на судне беспокойный человек, капитан- директор А. Ф. Леванов. Ка жется, он сутками не спит, не ожиданно появляется то в од ной, то в другой службе. Про верить, как идут дела, погово рить с моряками капитан счи тает своей обязанностью. Осо бенно много внимания уделяет он организации производства. Хорошо зцаег его. И не слу чайно коммунисты поручили А. Ф. Леванову выступить на партийном собрании с докла дом об использовании произ водственных мощностей. С со докладами тогда выступили главный механик Г. А. Шаба лин и помощник капитана по производству Г. А. Аскеров. Коммунисты подвели итоги ра боты, отметили, что во втооой декаде экипаж работал слабее, чем в первой, вскрыли недо статки, которые отразились на показателях. Речь шла о морозильных ка мерах, оперативности приемки. Подробно обсудили работу ка ждого лебедчика. Говорили о неудобствах на линии левого борта, необходимости более ин тенсивно вести посол. После партийного собрания дела заметно улучшились. Не мало способствовала этому и широкая гласность социалисти ческого соревнования. На «пя ти углах», как называют на «Даурии» площадку около сто ловой команды, и красного уголка ежедневно вывешивают ся экраны соревнования, отме чается, кто как потрудился в минувшую смену, тут же — итоги работы других плавбаз. На «Даурии» очень ревниво относятся к успехам соперни ков по соревнованию, обяза тельно слѵша.от все судовые радиопередачи, которые орга низуются каждый день в 12.30, и сообщают об итогах пар но-группового соревнования за сутки. Но ревность эта хоро шая. В ней — стремление ра ботать лучше, любовь к свое му судну, борьба за честь мар ки. Это рыбообработчики К. В. Павлюк, В. А. Прохоров, В. В. Саркисян, М. К. Манюк, Г. А. Плахотников и другие. Много добрых слов произно сят на плавбазе в адрес моло дого, но хорошо знающего свое дело начальника лабора тории А. Г. Каруковца. Экипаж «Даурии» при нали чии сырья работает стабильно, с высокой производительно стью. Есть все предпосылки утверждать, что. если рейс не прервется, коллектив к концу плавания выработает миллион банок пресервов. К сожалению, работе «Даурии», как и дру гих баз, мешают нечеткое пла нирование со стороны руко водства промыслом, недостатки в снабжении. По-прежнему пло хо с электродами, резиновыми перчатками. Надо надеяться, что меры будут приняты. Кол лектив нацелен работать успе шно и выполнить свои высокие обязательства. И. КОРОБОВ. Баренцево море, плавбаза «Даурия». Выпуску пресервов на плав базе уделяется самое при стальное внимание. Экипаж вы ступил инициатором социали стического соревнования за максимальную их выработку, обязался выпускать 10— 12 тысяч банок в сутки и слово свое держит крепко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz