Рыбный Мурман. 1978 г. Сентябрь.
УССКИИ Т РАЛОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ зародился в Ар- f ' хангельске. Оттуда в 1 9 0 6— 1908 гг. ходил тралить рыбу па пароходах «Эрлинг» и «Николай» капитан- помор Николай Лукич Копытов. Там накануне первой миро вой войны базировались четыре траулера предпринимателя К. Ю. Спаде. Оттуда после утверждения Советской власти пошли на траловый промысел РТ-30 под командованием М. А. Викмана, РТ-39 «Зубатка» (капитан Ф. М. Махов), РТ-28 «Камбала» (капитан С. Д. Копытов) и другие. его на Мурмане». Тогда же В. Н. Ленин писал: «Обра щаю внимание на сугубую важность рыбного дела...» В ОПРОС «О мурман ских рыбных про мыслах» 20 сентяб ря 1923 г. слушался на нал: «Архангельская трало вая база «8-я верста» в пер вые годы работы «Севгос- рыбтреста» приводилась в порядок, обстраивалась. От носительно Мурманска шла словесная борьба с арханге логородцами. отрицавшими необходимость постоянной I М УРМАНСК в первые го ды после освобождения от белогвардейцев и интервентов о с т а в а л с я . в те ни, на Мурманском побе режье процветал кустарный промысел — поморы ловили треску со шняк. ел, карба сов, дор. Но ѵже 15 апреля 1921 года «в связи с проек том развития рыбопромысло вого хозяйства в широком го сударственном масштабе» в Москву, в «Главрыбу» посту пил документ о необходимо сти скорейшего оборудования всех факторий Мурмаиа, ибо ожидалось прибытие 400 0 по моров и 2000 трудоармей- цев. Нужно было срочно от ремонтировать помещения станов (2000 кв. метров), за бросить во все становища продовольствие и снаряже ние, В связи с быстрым вос становлением рыбных про мыслов 5 августа 1921 г. «Муробластьрыба» ходатай ствовала перед «Главрыбой» о расширении судоремонтной мастерской в Териберке. Всего па Севере в 1922 г. было 13 траулеров, они сде лали за тот год из Архан гельска 66 рейсов, добыли 36,4 тысячи центнеров рыбы. Капитан траулера «Зубатка» Ф. М. Михов вспоминал: «Первые годы плохо работа ли. 112 — 240. редко 3 2 0 цен тнеров вылавливали, а толь ко 320 центнеров оправдыва ли все расходы. Людей бы ло всего 23 человека. Что мы тогда знали? Воду и не бо. вот и все...» В 1923 г. тралфлот добыл уже 46,4 тысячи центнеров рыбы, то есть почти столько же, сколько три тысячи кус тарей Мурманска. Капитан С. Д. Копытов впоследствии писал: «...K началу навигации 1923 г. капитаны траулеров . КАК МУРМАНСК С Т А Л Б А З О Й Т Р А Л О В О Г О Ф Л О Т А получили ценное пособие в виде первой советской про мысловой карты. Сейчас эта карта может вызвать лишь улыбку — настолько скудны содержащиеся в ней данные. Но в то время она сыграла большую роль, особенно для судоводителей, впервые при шедших в траловый флот...» Далее ветеран флота до бавлял: «Когда мы накопили некоторый промысловый опыт, нам стало ясно, что Архангельский порт, зам ер зающий ежегодно на пять ме сяцев. не может быть подхо дящей базой для тралового флота. Для того чтобы ло вить рыбу не только летом, но и зимой, следовало пере,- вести суда в незамерзающий порт». А им мог быть толь ко Мурманск.. Мнение капитанов о пере носе траловой базы из А р хангельска в Мурманск под держали ученые,-в том числе такие видные специалисты, как Н. М. Книпович. С. В. Аверинцев, И. И. Месяцев. О положении на Европейском Севере РСФС Р хорошо знал Владимир Ильич Ленин. В телеграмме Н. М. Книповичу он запрашивал его мнение «насчет децентрализации в рыбном деле и постановки Большим уважением пользуется на спасательном мор ском буксире «Пурга» Мурманского рыбного порта старший электромеханик Виктор Борисович Лихобабин. Специаль ность он получил семь лет тому назад в высшем мореходном училище. Ударник коммунистического труда. Коммунисты избрали его секретарем партийной организации. На снимке: В. Б. Лихобабин. Фото Б. Щукина. заседании президиума Гос плана СССР. В постановле нии указано: «Учитывая, что при настоящих усло виях для рентабельности и широкого развития северных рыбных промыслов необходи ма организация крупного промышленного лова (с меха- низированием орудий лова) признать необходимым учре ждение для этой цели Акцио нерной компании с привлече нием представителей всех за интересованных учреждений и предприятий как Северо- Западной, так и Северо-Во сточной областей и иностран ного капитала». З а перенос траловой базы из Архангельска в Мурманск стали энергично выступать и мурманчане. Преемник «Мур- областьрыбы» «Муроблгос- рыбпром» стал активно вы ступать за развитие тралово го лова на Мурмане. 3 апре ля 1923 г. при «Муроблгос- рыбпроме» впервые была со здана ячейка РКП(б). в которую вошли Мурашев, Гущин, Алайнис, - Рулев, Жданов, Чернов. Давыдов, Полузеров, Пышкин и Золин. В марте 1924 г. начал ра боту «Севгосрыбтрест», председатель правления кото рого И. А. Мурашев вспоми базы на Мурмане... Основой этих соображений являлись потребительские интересы — дать возможно больше соле ной рыбы Архангельской гу бернии и по возможности вли ять на других потребителей. Велись споры, где строить. Предполагалось в Мурман ске. Териберке. Иоканге. Те- риберкѵ предлагали, как на ходящуюся ближе всех к ме стам лова, занимающую цен тральное положение, •— есть пресная вода, хорошая стоян ка, мехмастерская... Сторон ники Иоканги мотивировали постройку базы в Иоканге близостью к Архангельску, наличием готовой пристани (бывшая военная), обилием пресной воды...» Вопрос о тралбазе в Мур манске 27 м арта 1925 г. был обсужден в Мурманском губ- плане, а 9 октября 1925 г. Северо-Западное ЭКОСО (Экономическое совещание было органом хозяйственного управления) приняло реше ние «немедленно приступить к постройке траловой базы на Мурмане». На зиму 1925-26 гг. в Мурманске остались 12 т р а улеров. Капитан Д. А. Б у р ков именно тогда сделал за явление: «...Я окончательно уоедился, что в зимнее вре мя треска держится на бан ках густыми косяками». Л ЕТОМ 1926 г. на Варничном мысу в Мурманске закипе ла работа: забивались сваи пяти будущих причалов, прокладывались железнодо рожные пути и линия водо провода. строились железобе тонный лабаз на 40 0 0 тонн рыбы, фильтровальный за вод. склады соли, сетематё- риалов. При строительстве траловой базы в Мурманске учитывался иностранный опыт — II. А. Мурашев спе циально ездил в Германию, Англию и Норвегию посмот реть. как оборудованы ста рейшие тралбазы Европы. В Ленинграде началось проек тирование первых советских траулеров. В Мурманске на чалась работа по созданию; местных рыбацких кадров — работала школа ФЗУ, специ алистам выдавались ссуды на сооружение индивидуаль ных домов. Тралбаза в Мурманске ро ждалась в муках: территорию надо было отвоевывать у мо ря. землю для засыпки нуж но возить, не хватало склад ских помещений, финансиро вание периодически приоста навливалось. строители были сезонными и работали без механизмов. Но тралбаза ѵже жила и действовала, хотя пи тьевую воду рыбаки брал» где-то на западном берегу Кольского залива — там на ходился Варяжский водопро вод (наклонный желоб был укреплен на деревянной эста каде), а большой ремонт де лали либо в Архангельске, либо в Териберке. 7 НОЯ Б РЯ 1927 г.. в десятую годовщинѵ Ве ликого Октября. Мур манская тралбаза вступила в строй. Мурманский траловый Флот принял эстафету от Архангельска. Началась но вая страница советского тра лового промысла. А. КИСЕЛЕВ. С ЛУЧИЛОСЬ это в 1890 году. Несколько рыбо ловных люгеров капи тана Самюэля Роэ, застигну тых ураганом в восточной ча сти Торресова пролива, на шли убежище в маленькой бухте острбвка риф Бут. Ког да ураган стих, уровень воды так понизился, что выход из бухты закрыл коралловый барьер. Тогда местные жите ли пришли рыбакам на по мощь. Они начали прорубать проход в кораллах. Неожи данно одни из работавших вскрикнул от изумления. Под разрушенным слоем корал лов засверкали серебряные монеты. Скоро на палубе одного из люгеров образовалась куча испанских золотых и сереб ряных монет.чеканки 1800 — 1833 гг. Клад распределили между рыбаками и владельцем ко раблей Фрэнком Жардином, который из части монет за к азал себе серебряный обе денный сервиз, остальные продал за 3,7 тысячи фунтов стерлингов. Спустя некоторое время капитан Роэ решил снова по бывать на острове и продол жить поиски сокровищ. Он отправился туда вместе с Чарльзом Брюссом. собствен ником одного из люгеров, и пропал без вести. Через не сколько недель их люгер со следами крови на палубе был найден на берегу залива К ар пентария. Но поиски кладов продолжались... Ценные находки были сде ланы в Торресовом проливе и на острове Стефенса. Сюда тоже пристала в конце XVIII века лодка с затонувшего ие не запомнил место. Позже он прочел о кораблекрушении «Золотого дракона» и дваж ды пытался снова найти, как ему казалось, знак, остав ленный спасшимися моряка ми. Но он так и не достиг успеха. Его примеру последовали другие, а каменный круг не удавалось обнаружить. Наконец. Джек Хейс из Донгарры нашел круг. Он имел диаметр около 2.5 мет ра. и самый большой камень указывал на север. Кроме того, от круга отходили две линии из камней длиной в 3 ЗОЛОТОЙ УЛОВ панского галиона. В Торресовом проливе на острове Принца Уэльского в 1926 году был обнаружен в пещере скелет, рядом с кото рым лежали испанская сабля II массивный золотой бокал. Вероятно, это был моряк с затонувшего испанского га лиона. который сумел добра ться до пещеры, но умер от истощения. В апреле 1656 года гол ландское судно «Золотой дракон» потерпело корабле крушение на рифах около Ледж Пойнт (Западная Авст ралия). На дно с кораблем пошли сундуки с деньгами. В 1875 году на берегу Ав стралии около Донгарры бы ла обнаружена площадка, на которой по окружности леж а ли большие камни. Человек, нашедший площадку, сначала не придал этому значения и и 13 метров. Но оказалось, что круг не имел отношения к «Золотому дракону». В 1932 году на побережье обнаружили пещеру, вход в которую закрывали большие валуны. Испанские и гол ландские монеты чеканки 1 6 1 8— 16.48 гг. позволяли предположить, что здесь могли быть моряки с «Золо того д р а к о н а » .. Наконец, в апреле 1963 года ловцы жемчуга нашли в пяти милях от берега и в ше- сти милях к северу от остров ка Перз останки «Золотого дракона» и около пятидесяти серебряных испанских монет. Но остальные сокровища, которые оцениваются в пять сот тысяч фунтов стерлингов, вероятно, рассеяны волнами и течениями на большой пло- ЩаДН' Б. ГОЛДОВСКИЙ. I I J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz