Рыбный Мурман. 1978 г. Сентябрь.

УССКИИ Т РАЛОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ зародился в Ар- f ' хангельске. Оттуда в 1 9 0 6— 1908 гг. ходил тралить рыбу па пароходах «Эрлинг» и «Николай» капитан- помор Николай Лукич Копытов. Там накануне первой миро­ вой войны базировались четыре траулера предпринимателя К. Ю. Спаде. Оттуда после утверждения Советской власти пошли на траловый промысел РТ-30 под командованием М. А. Викмана, РТ-39 «Зубатка» (капитан Ф. М. Махов), РТ-28 «Камбала» (капитан С. Д. Копытов) и другие. его на Мурмане». Тогда же В. Н. Ленин писал: «Обра­ щаю внимание на сугубую важность рыбного дела...» В ОПРОС «О мурман­ ских рыбных про­ мыслах» 20 сентяб­ ря 1923 г. слушался на нал: «Архангельская трало­ вая база «8-я верста» в пер­ вые годы работы «Севгос- рыбтреста» приводилась в порядок, обстраивалась. От­ носительно Мурманска шла словесная борьба с арханге­ логородцами. отрицавшими необходимость постоянной I М УРМАНСК в первые го­ ды после освобождения от белогвардейцев и интервентов о с т а в а л с я . в те­ ни, на Мурманском побе­ режье процветал кустарный промысел — поморы ловили треску со шняк. ел, карба­ сов, дор. Но ѵже 15 апреля 1921 года «в связи с проек­ том развития рыбопромысло­ вого хозяйства в широком го­ сударственном масштабе» в Москву, в «Главрыбу» посту­ пил документ о необходимо­ сти скорейшего оборудования всех факторий Мурмаиа, ибо ожидалось прибытие 400 0 по­ моров и 2000 трудоармей- цев. Нужно было срочно от­ ремонтировать помещения станов (2000 кв. метров), за­ бросить во все становища продовольствие и снаряже­ ние, В связи с быстрым вос­ становлением рыбных про­ мыслов 5 августа 1921 г. «Муробластьрыба» ходатай­ ствовала перед «Главрыбой» о расширении судоремонтной мастерской в Териберке. Всего па Севере в 1922 г. было 13 траулеров, они сде­ лали за тот год из Архан­ гельска 66 рейсов, добыли 36,4 тысячи центнеров рыбы. Капитан траулера «Зубатка» Ф. М. Михов вспоминал: «Первые годы плохо работа­ ли. 112 — 240. редко 3 2 0 цен­ тнеров вылавливали, а толь­ ко 320 центнеров оправдыва­ ли все расходы. Людей бы­ ло всего 23 человека. Что мы тогда знали? Воду и не­ бо. вот и все...» В 1923 г. тралфлот добыл уже 46,4 тысячи центнеров рыбы, то есть почти столько же, сколько три тысячи кус­ тарей Мурманска. Капитан С. Д. Копытов впоследствии писал: «...K началу навигации 1923 г. капитаны траулеров . КАК МУРМАНСК С Т А Л Б А З О Й Т Р А Л О В О Г О Ф Л О Т А получили ценное пособие в виде первой советской про­ мысловой карты. Сейчас эта карта может вызвать лишь улыбку — настолько скудны содержащиеся в ней данные. Но в то время она сыграла большую роль, особенно для судоводителей, впервые при­ шедших в траловый флот...» Далее ветеран флота до­ бавлял: «Когда мы накопили некоторый промысловый опыт, нам стало ясно, что Архангельский порт, зам ер­ зающий ежегодно на пять ме­ сяцев. не может быть подхо­ дящей базой для тралового флота. Для того чтобы ло­ вить рыбу не только летом, но и зимой, следовало пере,- вести суда в незамерзающий порт». А им мог быть толь­ ко Мурманск.. Мнение капитанов о пере­ носе траловой базы из А р ­ хангельска в Мурманск под­ держали ученые,-в том числе такие видные специалисты, как Н. М. Книпович. С. В. Аверинцев, И. И. Месяцев. О положении на Европейском Севере РСФС Р хорошо знал Владимир Ильич Ленин. В телеграмме Н. М. Книповичу он запрашивал его мнение «насчет децентрализации в рыбном деле и постановки Большим уважением пользуется на спасательном мор­ ском буксире «Пурга» Мурманского рыбного порта старший электромеханик Виктор Борисович Лихобабин. Специаль­ ность он получил семь лет тому назад в высшем мореходном училище. Ударник коммунистического труда. Коммунисты избрали его секретарем партийной организации. На снимке: В. Б. Лихобабин. Фото Б. Щукина. заседании президиума Гос­ плана СССР. В постановле­ нии указано: «Учитывая, что при настоящих усло­ виях для рентабельности и широкого развития северных рыбных промыслов необходи­ ма организация крупного промышленного лова (с меха- низированием орудий лова) признать необходимым учре­ ждение для этой цели Акцио­ нерной компании с привлече­ нием представителей всех за ­ интересованных учреждений и предприятий как Северо- Западной, так и Северо-Во­ сточной областей и иностран­ ного капитала». З а перенос траловой базы из Архангельска в Мурманск стали энергично выступать и мурманчане. Преемник «Мур- областьрыбы» «Муроблгос- рыбпром» стал активно вы­ ступать за развитие тралово­ го лова на Мурмане. 3 апре­ ля 1923 г. при «Муроблгос- рыбпроме» впервые была со­ здана ячейка РКП(б). в которую вошли Мурашев, Гущин, Алайнис, - Рулев, Жданов, Чернов. Давыдов, Полузеров, Пышкин и Золин. В марте 1924 г. начал ра­ боту «Севгосрыбтрест», председатель правления кото­ рого И. А. Мурашев вспоми­ базы на Мурмане... Основой этих соображений являлись потребительские интересы — дать возможно больше соле­ ной рыбы Архангельской гу­ бернии и по возможности вли­ ять на других потребителей. Велись споры, где строить. Предполагалось в Мурман­ ске. Териберке. Иоканге. Те- риберкѵ предлагали, как на­ ходящуюся ближе всех к ме­ стам лова, занимающую цен­ тральное положение, •— есть пресная вода, хорошая стоян­ ка, мехмастерская... Сторон­ ники Иоканги мотивировали постройку базы в Иоканге близостью к Архангельску, наличием готовой пристани (бывшая военная), обилием пресной воды...» Вопрос о тралбазе в Мур­ манске 27 м арта 1925 г. был обсужден в Мурманском губ- плане, а 9 октября 1925 г. Северо-Западное ЭКОСО (Экономическое совещание было органом хозяйственного управления) приняло реше­ ние «немедленно приступить к постройке траловой базы на Мурмане». На зиму 1925-26 гг. в Мурманске остались 12 т р а ­ улеров. Капитан Д. А. Б у р ­ ков именно тогда сделал за­ явление: «...Я окончательно уоедился, что в зимнее вре­ мя треска держится на бан­ ках густыми косяками». Л ЕТОМ 1926 г. на Варничном мысу в Мурманске закипе­ ла работа: забивались сваи пяти будущих причалов, прокладывались железнодо­ рожные пути и линия водо­ провода. строились железобе­ тонный лабаз на 40 0 0 тонн рыбы, фильтровальный за­ вод. склады соли, сетематё- риалов. При строительстве траловой базы в Мурманске учитывался иностранный опыт — II. А. Мурашев спе­ циально ездил в Германию, Англию и Норвегию посмот­ реть. как оборудованы ста­ рейшие тралбазы Европы. В Ленинграде началось проек­ тирование первых советских траулеров. В Мурманске на­ чалась работа по созданию; местных рыбацких кадров — работала школа ФЗУ, специ­ алистам выдавались ссуды на сооружение индивидуаль­ ных домов. Тралбаза в Мурманске ро­ ждалась в муках: территорию надо было отвоевывать у мо­ ря. землю для засыпки нуж ­ но возить, не хватало склад­ ских помещений, финансиро­ вание периодически приоста­ навливалось. строители были сезонными и работали без механизмов. Но тралбаза ѵже жила и действовала, хотя пи­ тьевую воду рыбаки брал» где-то на западном берегу Кольского залива — там на­ ходился Варяжский водопро­ вод (наклонный желоб был укреплен на деревянной эста­ каде), а большой ремонт де­ лали либо в Архангельске, либо в Териберке. 7 НОЯ Б РЯ 1927 г.. в десятую годовщинѵ Ве­ ликого Октября. Мур­ манская тралбаза вступила в строй. Мурманский траловый Флот принял эстафету от Архангельска. Началась но­ вая страница советского тра­ лового промысла. А. КИСЕЛЕВ. С ЛУЧИЛОСЬ это в 1890 году. Несколько рыбо­ ловных люгеров капи­ тана Самюэля Роэ, застигну­ тых ураганом в восточной ча­ сти Торресова пролива, на­ шли убежище в маленькой бухте острбвка риф Бут. Ког­ да ураган стих, уровень воды так понизился, что выход из бухты закрыл коралловый барьер. Тогда местные жите­ ли пришли рыбакам на по­ мощь. Они начали прорубать проход в кораллах. Неожи­ данно одни из работавших вскрикнул от изумления. Под разрушенным слоем корал­ лов засверкали серебряные монеты. Скоро на палубе одного из люгеров образовалась куча испанских золотых и сереб­ ряных монет.чеканки 1800 — 1833 гг. Клад распределили между рыбаками и владельцем ко­ раблей Фрэнком Жардином, который из части монет за­ к азал себе серебряный обе­ денный сервиз, остальные продал за 3,7 тысячи фунтов стерлингов. Спустя некоторое время капитан Роэ решил снова по­ бывать на острове и продол­ жить поиски сокровищ. Он отправился туда вместе с Чарльзом Брюссом. собствен­ ником одного из люгеров, и пропал без вести. Через не­ сколько недель их люгер со следами крови на палубе был найден на берегу залива К ар­ пентария. Но поиски кладов продолжались... Ценные находки были сде­ ланы в Торресовом проливе и на острове Стефенса. Сюда тоже пристала в конце XVIII века лодка с затонувшего ие­ не запомнил место. Позже он прочел о кораблекрушении «Золотого дракона» и дваж­ ды пытался снова найти, как ему казалось, знак, остав­ ленный спасшимися моряка­ ми. Но он так и не достиг успеха. Его примеру последовали другие, а каменный круг не удавалось обнаружить. Наконец. Джек Хейс из Донгарры нашел круг. Он имел диаметр около 2.5 мет­ ра. и самый большой камень указывал на север. Кроме того, от круга отходили две линии из камней длиной в 3 ЗОЛОТОЙ УЛОВ панского галиона. В Торресовом проливе на острове Принца Уэльского в 1926 году был обнаружен в пещере скелет, рядом с кото­ рым лежали испанская сабля II массивный золотой бокал. Вероятно, это был моряк с затонувшего испанского га­ лиона. который сумел добра­ ться до пещеры, но умер от истощения. В апреле 1656 года гол­ ландское судно «Золотой дракон» потерпело корабле­ крушение на рифах около Ледж Пойнт (Западная Авст­ ралия). На дно с кораблем пошли сундуки с деньгами. В 1875 году на берегу Ав­ стралии около Донгарры бы­ ла обнаружена площадка, на которой по окружности леж а­ ли большие камни. Человек, нашедший площадку, сначала не придал этому значения и и 13 метров. Но оказалось, что круг не имел отношения к «Золотому дракону». В 1932 году на побережье обнаружили пещеру, вход в которую закрывали большие валуны. Испанские и гол­ ландские монеты чеканки 1 6 1 8— 16.48 гг. позволяли предположить, что здесь могли быть моряки с «Золо­ того д р а к о н а » .. Наконец, в апреле 1963 года ловцы жемчуга нашли в пяти милях от берега и в ше- сти милях к северу от остров­ ка Перз останки «Золотого дракона» и около пятидесяти серебряных испанских монет. Но остальные сокровища, которые оцениваются в пять­ сот тысяч фунтов стерлингов, вероятно, рассеяны волнами и течениями на большой пло- ЩаДН' Б. ГОЛДОВСКИЙ. I I J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz