Рыбный Мурман. 1978 г. Сентябрь.
лыция 7. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО Р Е Г У Л И Р О В А Н И Я М О Р С К О Г О РЫБОЛОВСТВА В ХОДЕ РАБОТЫ III Кон ференции ООН по мор скому праву серьезные изменения претерпела позиция США по вопросам рыболов ства. Прежде всего это относит ся к принятию США в односто роннем порядке 13 апреля 1976 г. закона об установлении рыболовной зоны у своих бере гов шириной в 200 морских миль. Положения закона сущест венно отличаются от ранее вы двинутых на Конференции пред ложений США, особенно в том, что касается иностранного про мысла в экономической зоне. Не согласуется закон и с Пе ресмотренным единым текстом для переговоров, представлен ным председателем Второго ко митета на четвертой сессии Конференции в 1976 г. в ІІыо- Ііорке. Закон устанавливает исклю чительные полномочия США в отношении сохранения и управ ления живыми ресурсами зоны, исключая всякое участие меж дународных организаций в этом вопросе. Допуск иностранного рыбо ловства возможен только при соблюдении ряда обстоятельств и факторов, в том числе и та ких, «которые государственный секретарь совместно с минист ром торговли сочтут необходи мыми». Такая формулировка закона позволяет США отказать в про мысле любому иностранному государству. Определение прав иностран ных рыбаков в экономической зоне прибрежных государств вызывает наибольшие трудно сти на Конференции при выра^ ботке правового режима в этой части морского пространства. Положения Пересмотренного текста по данному вопросу на правлены па то, чтобы содейст вовать сотрудничеству госу дарств на основе учета их вза имных интересов. Однако закон США полностью игнорирует эти положения и создает пре цедент, который значительно ос ложняет достижение общей до говоренности государств на III Конференции ООН по морско му праву. Проект статей социалистиче ских стран об экономической зоне в отличие от большинства представленных проектов кон кретно и четко фиксирует пра ва как прибрежного, так и дру гих государств в экономической зоне. Авторы проекта при оп ределении характера и юриди ческой природы экономической зоны исходят из того, что с точ ки зрения действующего меж дународного права район буду щей экономической зоны явля ется пространством открытого моря, которое используется все ми государствами на равных ос нованиях. Следовательно, речь Представитель БССР, высту пая во Втором комитете, под черкнул, что прибрежные госу дарства не являются собствен никами экономической зоны и поэтому не могут делать каких- либо уступок другим странам. Напротив, эти страны, призна вая 200-мнльную экономиче скую зону, фактически делают существенную уступку заинте ресованным прибрежным госу дарствам. Делегат Польши в свою очередь таюке отметил, что предоставление прибреж ным государствам безоговороч ных прав в основных рыбопро мысловых районах морей и оке анов означало бы предоставле ние находящимся в выгодном географическом положении го сударствам дополнительных привилегий, что само по себе несовместимо с принципом справедливости, признанным современным международным правом. Проект социалистических стран об экономической зоне исходит из справедливого ре шения проблем рыболовства в связи с признанием концепции экономической зоны и необхо димости обеспечить законные права и интересы других госу дарств, издавна пользовавших ся этими пространствами как частью открытого моря. В ст. 11 проекта, выдвину того социалистическими страна- нем отводится значительная роль международным организа циям по рыболовству. Согласно ст. 12 проекта прибрежное го сударство на основе научных данных и в соответствии с ре комендациями компетентных международных организаций по вопросам рыболовства, состоя щих из представителей заинте ресованных государств данного района н других государств, ве дущих в нем промысел, опре деляют в экономической зоне ежегодный допустимый улов каждого вида рыбы или дру гих живых морских ресурсов, за исключением далеко мигри рующих видов рыб; долга еже годного улова, которую оно ре зервирует за своими гражда нами; долю улова для других государств, имеющих разреше ние па ведение промысла в эко номической зоне; меры регули рования эксплуатации, сохране ния и воспроизводства живых морских ресурсов; правила контроля за соблюдением ука занных мер. Допуск иностранных рыба ков в экономическую зону при брежного государства согласно проекту осуществляется в том случае, если последнее не вы лавливает 100 процентов еже годно допустимого улова из ка кого-либо запаса рыб. Разрешая доступ иностран ным судам к рыболовству в б) развивающиеся государст ва; государства, не имеющие выхода к морю; государства с узким выходом к морю и л и с узким континентальным шель фом, а также государства, име ющие очень ограниченные жи вые морские ресурсы; в) все другие государства без дискриминации. Оплата за выдачу разреше ния иностранным рыбакам на лов рыбы в экономической зо не развивающегося прибрежно го государства должна соответ ствовать положениям будущей конвенции, рекомендациям меж дународных организаций по вопросам рыболовства и по до говоренности между заинтере сованными государствами (ст. 17). Плата за разрешение на про мысел должна взиматься на ра зумных основаниях и может иметь согласно проекту различ ные формы. Таким образом, в проекте со циалистических стран приняты во внимание интересы всех го сударств. И не случайно на второй сессии Конференции в Каракасе делегаты других стран отмечали, что проект является серьезным вкладом в работу Конференции. В. ЦАРЕВ. (Институт государства и пра ва Академии наук СССР). П ОДВЕДЕНЫ ИТОГИ РАБОТЫ судов объединения «Мур- манрыбпром» на мойвенной путине в период с 11 по 20 сентября 1978 года. План ка эти дни по добыче мойвы был перекрыт почти вдвое и более чем в два раза перевыполне но задание по выпуску пищевой продукции. При плане напра вить на выработку пищевой продукции от общего улова 44 про цента мойвы направлено 50,7 процента. С 11 по 20 сентября на кораблях объединения было выработано 146 тысяч условных ба нок пресервов. Об этом сообщил редакции начальник планово- вкокомического отдела Л. А. Иванов. ■иіилмягдд} ШЯВ9НЕЗ ШЯВЯЯ иціиимім 058536 МЕ2ЭЯЕ НПЗВНК) ВВ9ВВ Э ТОТ РЕПС для экипа жа ПСТ «Красноиере- копск» был особенно трудным и напряженным. И не" потому, что коллектив в .■значительной степени обно вился и пришлось много вре мени и сил тратить на обу чение новичков, — практиче ски в каждом рейсе мы зани маемся этим, да и не только »ы. Сложной была промысло вая обстановка. Мы достави ли в порт 140 тонн окуня и палтуса, причем 25 тонн палтуса спецразделки для коптильного производства. Среди однотипных судов группы это лучший резуль тат. II тем нс менее рейсовое падание не выполнено, хотя мы предпринимали все - воз можное, чтобы справиться с кланом. Не было крупных концен траций рыбы, и нам постоян но приходилось вести актив ный поиск, переходить из квадрата в квадрат. Ночыо рыба рассеивалась, а утром скопления сохранялись до 30 минут. Нужно было «ловить момент» и успеть взять улов. Тут мы первыми стали рабо тать на два борта, применив и пелагический трал. Это сразу сказалось на резуль татах. Затем и другие эки пажи перешли на пелагичес кий трал. Для всей нашей группы было бы лучше, если бы нас обслуживало судно промыс ловой разведки, чтобы мы не теряли времени на поиск. д р у г и х , п л а н а В прошлом рейсе мы сда вали рыбу иа ГІПР <Пере- мышль». Сами разработали схему. И получилось непло хо. Оба экипажа остались довольны сотрудничеством. В этом рейсе мы предложи ли сдавать рыбу иа БМРТ- 254 лН. Островский» и ВІѴІРТ-256 «Серафимович». На втором нам сразу отказа ли. Первый некоторое время колебался и тоже ответил отказом. Главная причина отказа — неэффективность. Будет, мол, расходоваться промысловое время. Провели эксперимент со И л у ч ш е н о... б е з В два раза б о л ьше ! сдачей рыбы ка ПСТ, о ^ " 1 иравляющийся в порт. Не _ вышло по ряду причин. А I прежде всего — не годятся | мягкие контейнеры, в кото рых рыба мнется, особенно I если перегружается свежий I улов. Нужны жесткие кон- | тейнеры, но без острых уг- _ лов: что-то овальное, похо- I жее на стампу. I С ПСТ не вышло, но сда ча улова на БМРТ — дело ■ перспективное. Мы готовим I только охлажденную рыбу и I рыбу спецразделки, а на БМРТ можно выработать I больше пищевой продукции I лучшего качества. I В этом рейсе хорошо ра- ботал весь экипаж: и нович- I кн, и такие опытные матро- I сы, как коммунист засоль- I щик В. А. Цветков. На пер- ■ вый класс сдал матрос Н. С. ■ Исаченко. Справился с обя- Е занностямп засольщика мат- I рос первого класса А. С. I Арбузов. Из машинной . команды хотелось бы отме- К тить вахту третьего механика | С. Б. Рычкова, где работает опытный моторист А. Н. И Никитин. На иодвахтах этот 1 коллектив работал не хуже ■ опытных рыбообработчиков. щ В. ШАПОВАЛОВ, стар- I ший помощник капитана | ПСТ «Краснопере- копск». В З а о ч н ы й л е к т о р и й д л я с у д о в о д и т е л е й Морское право: ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА идет не о ^присвоении экономи ческой зоны, как таковой, при брежным государством, а о со гласии международного сообще ства предоставить прибрежным государствам суверенные права на естественные ресурсы в свя зи со стремлением этих госу дарств повысить благосостоя ние своих народов. В ст. 2 про екта указывается, что прибреж ное государство в пределах эко номической зоны осуществляет в соответствии с предполагае мой конвенцией суверенные права над всеми живыми и ми неральными ресурсами, нахо дящимися в водах, на морском дие и в его недрах. ми, указывается, что при осу ществлении своих прав над жи выми морскими ресурсами в экономической зоне прибреж ное государство путем надле жащего регулирования гаранти рует рациональную эксплуата цию, максимальное использова ние и сохранение таких ресур сов. Оно сотрудничает с соот ветствующими региональными и всемирными организациями, занимающимися вопросами ры боловства, и с учетом их реко мендаций поддерживает макси мально допустимый улов рыбы и других живых ресурсов. Особенностью рассматривае мого проекта является то, что в экономической зоне н стремясь к справедливому распределе нию живых ресурсов, прибреж ное государство должно соблю дать, с уважением приоритета соседних развивающихся госу дарств и развивающихся госу дарств, не имеющих выхода в' морю или имеющих узкий вы ход к морю либо узкий шельф, следующую очередность: а) государства, которые по несли значительные материаль ные и другие затраты по ис следованию, обнаружению, оп ределению и разработке запа сов живых ресурсов или кото рые до сих пор вели промысел в данном районе; ИА МОЙВЕННОЙ ПУТИНЕ. Улов — иа пищевые цели! Фото Б. Щукина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz