Рыбный Мурман. 1978 г. Сентябрь.
В П Е Р Е Д И — «Л Е Н Р Ы Б П Р О М» П ОДВЕДЕНЫ ИТОГИ социалистического соревнования коллективов «Мурманрыбпрома», «Эстрыбпрома» и «Ленрыбпрома» за восемь месяцев текущего года. По выпуску товарной продукции впереди «Эстрыбпром» — 106,8 процента. Значительно опережает своих соперников по добыче рыбы коллектив объединения «Ленрыбпром». Этот же коллектив добился высоких показателей и по выпуску пищевоіі рыбной продукции — 114,4 процента. Больше всех выработали филе моряки «Эстрыбпрома.» — 122,4 процента. Коллектив объединения «Мурманрыбпром» вновь выработал больше кон сервов, чем соперники, — 141,4 процента к плану — и отли чился в экономии топлива. На 11,3 процента выше плановой производительность труда в «Ленрыбпроме» — это лучший по казатель среди соревнующихся коллективов. Моряки «Мурманрыбпрома» вновь заняли третье место. А впереди, как и прежде, коллектив «Ленрыбпрома». СЮРПРИЗ ОКЕАНА. Фото В. Казьмина. К АК ИЗВЕСТНО, дея тельность вахтенных помощников на мой- венной путине значительно усложняют условия ограни ченной видимости. В связи с рассмотрением работы в группе судов упу стим подробные коммента рии для сближения судов на расстояния, которое, как го ворится в правиле 19, позво ляет предотвратить чрезмер- ное сближение (в период под готовки редакции МППСС-72 рабочая группа подкомитета безопасности мореплавания ИМКО именовала обязанно сти судов при таком сбли жении «действием на боль шом расстоянии»). Но необ ходимо раскрыть смысл вы ражения «чрезмерное сбли жение». Это — расстояние между судами, при котором уже невозможно исключить дальнейшее сближение, не рискуя создать аварийную ситуацию, и иногда может потребоваться действие для предотвращения столкнове ния. Правило 19 (е) устанавли вает обязанности ” судов в случае, если невозможно предотвратить чрезмерное сближение с другим судном и когда воспринят туманный сигнал судна, находящегося, по-видимому, впереди тра верза. Указанные чрезмерное сближение и восприятие зву кового сигнала равнозначны по вытекающим для судна обязанностям. На мойвенной путине рас стояние между судами в большинстве случаев пред ставляет чрезмерное рассто яние, и суда, как правило, воспринимают туманные сиг налы других судов. Что же должно быть характерным для действий вахтенных по мощников в условиях огра ниченной видимости? Предыдущие редакции ППСС требовали «застопо рить свои машины» при не возможности предотвратить чрезмерное сближение, а так же при восприятии первого туманного сигнала судна, на ходящегося, по-видимому, впереди траверза. МППСС- 72 отказались от такого ка тегорического предписания, так как остановка машины часто приводит к потере уп равляемости еще до того, как погасится инерция судна. Но правило 8 требует в необхо димых случаях: «остановить ся, застопорив свои движи тели или дав задний ход»). Что же касается действую щего предписания правила 19 (е), то оно выполняется в группе: судно, ведущее лов рыбы, «пережило» обнаруже ние чрезмерного сближения н восприятие первого туман ного сигнала, оно, как указы вается в названном правиле, постоянно следует с необхо димой осторожностью ■ и, вследствие буксировки трала, имеет небольшой тормозной путь. В ПЕРВОМ МАТЕРИ АЛЕ указывалось, что в условиях ограничен ной видимости «ни одно из сближающихся судов не обя зано уступить дорогу друго му». Действительно, требо вания о взаимных обязанно стях судов (правило 18), действия судна, уступающего дорогу (правило 16), и суд на, которому уступают доро гу (правило 17), относятся только к условиям нормаль ной видимости. В условиях же ограниченной видимости МППСС-72 не дают преиму щества ни одному из сбли жающихся судов. Иными словами, каждое судно, не зависимо от рода его деятель ности и взаимного располо жения судов, словно должно стремиться уступить дорогу другому судну, выполняя со ответствующие предписания Правил: «уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе», «следовать с край ней осторожностью до тех пут непригодными для оцен ки складывающейся ситуа ции. К тому же нередко тре буют подобного внимания к себе не одно, а несколько судов. Таким образом, при скоплении судов часто неосу ществимо ведение радиоло кационной прокладки. Поэто му необходимо постоянное наблюдение за изменением радиолокационных пелен гов и расстояний ближайших судов с регистрацией их в специальной тетради. Вместе с тем, ни в коем случае не льзя упускать одновременное визуальное н слуховое наб людение за окружающей об становкой, которая, как из вестно, может измениться моментально и самым нео жиданным образом. Вот по чему при скоплении судов и не совершит какой-либо по ворот встречное судно, что поворачивающее судно не подставит свой борт встреч ному судну, даже если по следнее сохранит курс преж ним. Вместе с тем, если от сутствует обоснованная уве ренность в наличии запаса времени для правильной оценки ситуации, для выбо ра и осуществления маневра, необходимо, как указывается правилом 19(e), «остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторож ностью до тех пор, пока не минует опасность столкно вения». А при сближении судов на дистанцию визуаль ной видимости в случае не обходимости следует предот вращать столкновение лю бым путем. I Ш а ж т е ш н о ш у м о т о щ н ш і е у | І н а ж о ж в е ш і Е о ш к х ж у т и ж е | I в Mil. Важнейшее условие) ( успешного промысла ) пор, пока не минует опас ность столкновения», «оста новиться, застопорив своп движители или дав задний ход» (см. правила 8 и 19). Ведь в условиях ограничен ной видимости, как уже го ворилось, невозможно осу ществлять согласованные маневры. Зачем же в таком случае правило 35 МППСС-72 наде лило суда с неодинаковыми маневренными возможно стями разными туманными сигналами? Почему отличает-' ся туманный сигнал судна с механическим двигателем на ходу, имеющего движение от носительно воды, от туман ного сигнала такого же суд на, «остановившегося и не имеющего хода относительно воды»? Назначение таких «•персональных» туманных сигналов заключается в том, чтобы судно «рассказало» о себе другим все. что возмож но в условиях ограниченной видимости. Чтобы благодаря полученной таким образом информации сблизившиеся суда предприняли возмож ные меры безопасности для предупреждения столкнове ния. При чрезмерном сближе нии, как и при звуковом кон такте, далеко не всегда име ет место опасность столкно вения. Но всегда требуется установить, существует она или нет. А для этого нужно выполнить радиолокацион ную прокладку пути встреч ного судна. Но око в любой момент может изменить эле менты движения. Тогда ра нее полученные данные ста- при ограниченной видимости настоятельно требуется дей ственное участие в наблюде нии за окружающей обста новкой подвахтенного помощ ника. На первый взгляд, не зримая польза от деятельно сти подвахтенного помощни ка в рѵлевоіі рубке во много раз ценнее, чем любая рабо та его на всяком другом участке судна. А КАК ПОСТУПАТЬ вахтенному помощни ку, если существует опасность столкновения? (Под опасностью столкнове ния понимаем также угрозу орудиям лова). Как действо вать вахтенному помощнику, чтобы капитан имел основа ние полностью доверять ему при работе н группе судов? Предварительно подчер кнем обстоятельство, кото рое следует учитывать всег да и особенно при наличии опасности столкновения: в связи с применением пелаги ческого трала несколько воз росла скорость судна: повы шение скорости движения судна ускоряет развитие си туации сближения и оставля ет меньше времени на оцен ку ситуации, на принятие и осуществление решения; вме сте с тем, повышение скоро сти сближающихся судов увеличивает то расстояние при расхождении, которое может оказаться опасным. Если развивается ситуа ция опасности столкновения, то не следует поворачивать в ту или иную сторону, так как ни у одного из судов не может быть уверенности, что Приложением II МППСС- 72 установлены примени тельно к условиям нормаль ной видимости «Дополни тельные сигналы для рыбо ловецких с у д о е , занятых ло вом рыбы вблизи друг от друга». Они указывают на маневренное состояние, выз ванное выметкой-выборкой снастей и задевом орудия лова за подводное препятст вие. Для условий ограничен ной видимости правило 35 (с) МППСС-72 наделило рыбо ловные суда лишь одним об щим сигналом, который удовлетворяет вахтенных по мощников непромысловых судов, но ничего не го ворит о меняющемся манев ренном состоянии судов, за нятых ловом рыбы. На ма невренное состояние рыбо ловных судов указывают ту манные сигналы, предписан ные пунктом 4,8 Правил совместного плавания и про мысла судов рыбной промыш ленности СССР (начальная часть сигнала — обязатель ный сигнал, предусмотрен ный правилом 35 МППСС- 72). Очевидно, что восприня тый туманный сигнал судна, занятого выборкой или вы- меткой снастей, позволяет судну, буксирующему трал, принять дополнительные ме ры предосторожности. Вме сте с тем, вахтенный помощ ник, который пренебрегает подачей предписанных ПСПП туманных сигналов, усложняет окружающую об становку, мешает обеспече нию безопасности плавания и ведению промысла. Главное ж е—он создает риск для эки пажей своего и других су дов. З А ВРЕМЯ векового су ществования различ ных редакций ППСС ни в одной из них не дава лось определение «наблюде ния». В МППСС-72 оно за; няло отдельное правило 5 раздела I (часть В), предпи- = сания которого действуют Е независимо от условий видн- Е мости. Появление такого но- = вовведения вызвано печаль- = ным . опытом современного = мореплавания в части рас- = хождения судов. — Правило 5, то есть опреде ление «наблюдения», в кото ром нет ни одного слова, приведенного без особой на добности, включает девять предписаний, с которыми должен разобраться каждый судоводитель. Это исключи тельно важно, точнее необхо димо, так как без тщатель ного соблюдения предписа ний правила 5 не может быть выполнения правил маневри рования в условиях нормаль ной видимости и соответст вующих требований для ус ловий ограниченной видимо сти. Для каждой мойвенной путины характерны промыс ловые происшествия и намот ки на гребное устройство, вызванные сцеплением ору дий лова двух судов и захо дом судна в зону расположе ния орудий лова другого суд на. Вместе с тем, причины названных промысловых про исшествии и намоток на греб ное устройство одинаковы с причинами столкновений. Таким образом, наблюдение за окружающей обстановкой — это не только преамбула безопасного расхождения су дов. Это — преамбула обес печения сохранности и нор мальной работы орудий ло ва. Наблюдение — залог ус пешной деятельности вахтен ного помощника. А. АНОХИН, А. ЗАЙ ЦЕВ. сотрудники ЦПКТБ. Р ЕДАКЦИЯ выражает благодарность за квалифициро ванную помощь в оперативной подготовке материала «Вахтенному помощнику на мойвенной путине» на чальнику «Севгосрыбфлотннспекции» Ю. М. Уткину и заме стителю начальника отдела исследования безопасности море плавания ЦПКТБ Г. А. Даннленко. Напоминаем судоводителям, что авторы материала лишь кратко осветили основные положения применения МППСС- 1 2 и не сопроводили их наглядными примерами из практики. В связи с этим могут возникнуть дополнительные вопросы. Направляйте их в редакцию нашей газеты. Предложения и цросьбы рассмотрят специалисты. II ■ , = S S S S S S S S S S S = = S S -— T S S S S = S S ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz