Рыбный Мурман. 1978 г. Сентябрь.

( У Р С О М У Д А Р Н О Г О Т Р У Д А ІІМІІІІІІШІШІІІІІІІНІІІІІІШІІІШІІІІІІІІІІШШІіиіШШШМІІІШІІІІШШШИІШШШШШІШШ ШІШтіШШШІИІІІІІІІШШШШІІШШІІШІШІИІШШІІІІІІІІІІІШШІІШШПНШШІШІШНШІШІІІШІШІШІПШШЦ! Г е р о и р ы б а ц к о й с т р £ > £ К а п и т а н К. я. Ц и е к а л с [ИИ СССР экипажи РТ «Карась» и «Восток» і 7 и 499 центнеров), нему работаем в тесном контакте с | ім плавбазы «Рыбный Мурмаи». ІЕКАЛС, старший группы кошель- гов. *0). РЫБО­ ПРОМЫШЛЕННЫЙ бассейн Д О СПХ пор спокойное .по­ ре вдруг заволновалось, рыболовный траулер '■-Ка­ рась» Мурманского тралового флота заплясал на волне, ош­ вартованный у плавбазы «Рыб- вый Мурман». Эту пляску со­ провождал глухой скрежет кранцевых цепей. Ветер сносил в сторону безмолвных чаек, раскачал «карету» •— так мо­ ряки между собой называют корзину для пересадки пассажи­ ров с корабля на корабль. На минуту «карета» повисла высо­ ко в воздухе, потом осторожно опустилась на палубу траулера. На палубе стоял невысокого роста человек в синей спецовке, с непокрытой седой головой. Он протянул руку, в которой по­ чувствовалась немалая сила. Это был капитан «Карася» Карл Янович Циекалс. Мы уже знали о нем многое: что он потомственный рыбак из Вентспилса Латвийской ССР, что в траловом флоте работает с 1954 года. А о том, что он окончил Рижскую мореходную школу, ходил дублером штур­ мана, учился в школе усовер­ шенствования командного соста­ ва, затем окончил Мурманское среднее мореходное училище, а с 1963 года ходит капитаном, Карл Янович рассказал позднее сам. У Карла Яновича Циекалса закон гостеприимства прост: го­ стей он встречает крепким ко­ фе. пирогами. Не изменяет хо­ рошей привычке капитан и на промысле. Усадив нас на диван своей небольшой каюты, Карл Янович тут же исчез, но вско­ ре вернулся с чайником и пол­ ной тарелкой пирожков, начи­ ненных картофелем, и, извинив­ шись, что сладкими пирогами угостить не может, принялся рассказывать о трудовой жизни экипажа. Все цифры Карл Яно­ вич хорошо номнпл, нам только оставалось сверять его слова по журналу учета сдачи мойвы, который лежал тут же на столе открытым. З А ОСЕННЮЮ мойвенную путину экипаж «Карася» вьішел с обязательством: к первой годовщине новой Кон­ ституции СССР выполнить го- J>bl оби Уже во время путины на щем собрании моряки пересмотрели с б о и личные планы в сторону увеличения. Взять 3200 тонн рыбы они решили не к-первому октября, как намечали, а к пят­ надцатому сентября. К 25 сен­ тября команда дала слово вы­ полнить встречный план — до­ быть 500 тони рыбы дополни­ тельно к заданию года. Об этом Карл Янович говорил с уверен­ ностью, без малейших запинок. Что касается лично его, то луч­ ше предоставить слово старше­ му механику Виталию Алек­ сандровичу Ведерникову, кото­ рый провел на морских промыс­ лах рядом с капитаном не один год, не одну мойвенную пути­ ну, ходил с ним под треску, камбалу, окуня, палтуса... С ЛУЧИЛОСЬ ЭТО неделю назад. РТ-203 «Карась» оставил плавбазу «Рыб­ ный Мурман» и взял курс на юго-восток. Вокруг лежали в дрейфе средние рефрижератор­ ные траулеры в ожидании от­ качки уловов. Светило солнце, море было спокойным, привет­ ливым, чайки с пронзительны­ ми криками проносились над клотиками мачт, падали к воде, расчерчивая ее голубой глянец своими крыльями. Для капита­ на такая красота моря была уже давно привычной, думал он прежде всего о рыбе да о моло­ дом акустике Евгении Швецо­ ве: не подведет ли? Опасения были напрасными — не подвел. Через 40, минут хода «Ка­ рась» выходил на плотный ко­ сяк мойвы. Замет был настоль­ ко удачным, что при подсушке невода не выдержала сливная часть, затрещала, разлезлась. Карл Янович всердцах саданул кулаком о переборку. Ремонтировать невод — да­ леко не простое дело. Тем бо­ лее, что из твоей команды толь­ ко двое матросов на флоте вто­ рой год, остальные работают в море с января. Но тысячу раз был прав капитан, когда в пер­ вые дни осенней путины не ста­ рался брать больших уловов, обучал своих ребят на заметах по 4 0—50 тонн. Три дня прак­ тических занятий не прошли даром. Кошельковый невод не терпит равнодушных. Его не починишь двумя парами рук, да еще при такой аварии, тут нуж­ ны всеобщие усилия. Н А «КАРАСЕ» подобрался молодой экипаж. Быва­ лых моряков здесь двое — капитан да стармех. Почти все остальные — комсомоль­ ского возраста. Командиры по­ дали пример: именно они пер­ выми, вслед за тралмейстером, вышли на палубу, взялись за сетное полотно. Закипела рабо­ та, на палубу вышли все, лишь кок остался у намбузной плиты готовить обед. Шесть часов по­ надобилось команде, чтобы при­ вести невод в порядок. Потом «Карась» вновь вышел на ко­ сяк и сделал рекордный замет — 350 тонн мойвы. Не так давно подводились итоги социалистического сорев­ нования за максимальный вы­ лов мойвы за 20 дней осенней путины. Среди рыболовных тра­ улеров типа «Пионер» первое место занял экипаж РТ-200. Команда «Карася» вышла на второе место. Карл Янович Ци­ екалс не хочет признавать себя побежденным, ведь РТ-200 на­ чал мойвенную путину ка неде­ лю раньше РТ-203. 5 сентября вечером • Карась» после сдачи очередного улова вновь уходил от борта <Рыбного Мурмана». Карл Янович смот­ рел в окно рубки, был сосредо­ точен, чувствовалось, что он уже в эту минуту далеко от ба­ зы. Там, где работают суда-ко- шельковисты. С. ДАНИЛОВ, Б. ЩУКИН. Борт плавбазы «Рыбный Мурман». Передал радиооператор В. ЗЕМЦОВСКИИ. ыв н о й э к с п л у а т а ц и и зари­ ться зате­ сана гавіі- іуску про- эки- отдыха. организованы различ­ ные культурные мероприятия. Они посетили 2 спектакля дра­ матического театра, совершили двухдневную экскурсию по об­ ласти. Естественно, что такой полноценный отдых не мог не сказаться на результатах даль- подряд ходят в море второй по­ мощник капитана А. В. Кузне­ цов, третий помощник капита­ на А. А. Михайлов и другие ко­ мандиры. За время продолжи­ тельной совместной работы командный состав сплотился, стал понимать друг друга, как э к я я а ж е й м о р е авгу­ стана про- ры- н де- года ло 4 что УДа- >іпол- -£ ИО- сче- щия Іолее для іенов рей- мены зки- нме- звоих ііваю- и, а іремя чле- в го- ощнх •рвуіо лены озого н°Йшей раооты в море. О РГАНИЗАЦИЯ подмен ос­ новных экипажей требу­ ет осуществления многих мероприятий как со стороны ру­ ководства флота, так и со сто­ роны администрации судна. Ус­ пешной работе БМРТ «Вспо­ лох» по «Северному варианту» способствовал, во-первых, ка­ чественно произведенный ре­ монт судна в Польской Народ­ ной Республике, в чем большая заслуга капнтан-директора Е. Ф. Федорова, старшего механика Г. И. Лѵцеико, второго меха­ ника Г. С. Максимика и других специалистов. Во-вторых, сохранение основ­ ного костяка командного соста­ ва. К примеру, капитан-дирек­ тор Е. Ф. Федоров, старший ме­ ханик Г. И. Луценко, второй ме­ ханик Г. С. Максимик, старший помощник капитана Л. Н. За­ харов работают на судне с июля .1976 года, а рефмеханика П. П. Чернявского по праву называ­ ют «старожилом» сѵдна. Он ■оработал на БМРТ «Вспо- лтт,-:» более 3 лет. Три рейса говорят, «с полуслова». А это, в свою очередь, дает возмож­ ность избегать потерь времени на организацию работы всего экипажа на промысле, на ре­ монт механизмов, быстро ре­ шать производственные вопро­ сы. Н ЕСОМНЕННО, прорабо­ тать 407 суток в непре­ рывной эксплуатации суд­ но не смогло бы без поддержа­ ния на высоком уровне его технического состояния. Но оно переведено на 4-летшш цикл системы непрерывного технического обслуживания, со­ ставлен график, который четко выполняется. Большую роль в выполнении ремонтных работ, предусмотренных графиком СЫТО, играет судовая ремонт­ ная бригада. Только с начала 1978 года и ремонтники, и чле­ ны машинной команды БМРТ «Всполох» отработали на ре­ монте свыше 20000 нормо-ча- еов. А результат один — за 13 месяцев непрерывной экс­ плуатации судна не было поте­ ряно ни одного промыслового П Л А В Е М К О С Т Ь : Н Е Т Е Д И Н О Г О М Н Е Н И Я часа из-за техническом неис­ правности механизмов. Кроме того, хорошее состояние меха­ низмов дало возможность без проведения каких-либо ремонт­ ных работ в порту выйти в оче­ редной рейс, значительно сокра­ тив тем самым время стоянки. Через 11 суток судно опять ушло в море. П РОАНАЛИЗИРОВАВ ра­ боту экипажа на откры­ том партийном собрании при обсуждении решений X пленума обкома КПСС, комму­ нисты, командиры судка при­ шли к единодушному мнению, что одной из основных причин достижения высоких производ­ ственных показателей является организация подмен основного экипажа. «Северный вариант» прочно вошел в быт моряков тралового и других флотов ВРПО «Севрыба», и то, что он необходим, дает большой эконо­ мический эффект, ни у кого нз нас не вызывает никаких сом­ нений. Приведенные цифры по работе БМРТ «Всполох» гово­ рят сами за себя... Находясь на промысле, мы узнали, что группа работников тралового флота, разработав ших и внедривших в жизнь «Се­ верный вариант >, выдвинута на соискание Государственной пре­ мии. Мы. моряки, считаем, что. эта работа вполне заслуживает такой высокой опенки. Н. ТОРОЩИН, первый по­ мощник капитана БМРТ «Всполох». Экипаж СРТ-р-720 продол­ жает экспериментальные работы с плавучей емкостью. Дело до­ ходит до парадокса — он дол­ жен сдавать уловы, закачанные на плавемкость, на литовскую базу «И. Варос». Казалось бы, база должна искать е ним кон­ такт. Получается наоборот. СРТ-р-720 ходит за базой через весь район. И это в штормовую погоду. Вообще к плавучим емкостям некоторые капитаны добываю­ щих кораблей и баз откосятся с заметным холодком. Они утвер­ ждают, что рыба в емкостях плохо сохраняется. Часть ее за­ метно теряет сортность. Базы же предпочитают брать ка борт свежую мойву, с которой рабо­ тать намного выгоднее. Надо подумать, не использовать ли емкости в заливах, где нет за­ метного волнения моря. Сейчас СРТ-р-720 исполь­ зуется ка промысле в свя­ зи е экспериментами не на пол­ ную мощность. С. ДАНИЛОВ, Б. ЩУКИН, наши спецкоры. Передал радиооператор В. ЗЕМЦОВСКИИ. Так надо работать! О ПЫТНЫЕ ОБРАЗЦЫ плавучих емкостей-нако­ пителей прошли испы­ тания в феврале — марте прошлого года. Доводку их и сборку должна была произвести фабрика орудий лова. Фактиче­ ски экипаж «Полярной звезды» совместно с судами «Мурман- рыбпрома» в условиях штормо­ вого моря своими силами обору­ довали четыре емкости. Моряки «Севрыбы» под руко­ водством боцмана В. Т. Рудько в составе матросов палубной команды коммуниста А. П. Лы­ сенко, комсомольцев С. В. Ба- тухтина, В. А . Красовского, Л. В. Удовиченко, беспартийных В. М. Кочерова, Ю. А. Вдови­ на, С. В. Кутавкина совместно е матросами СРТ -3193 двое су­ ток на открытой палубе при жгучем ветре занимались обору­ дованием емкостей. Им помогали, не считаясь с личным временем, комсомоль­ цы-сварщики С. В. Нестеров, А. Н. комендант, слесарь И. А. і Горбачевский. Работы не пре- Iвращались ни днем, ни ночью. Было сделано три емкости. Вот так надо работать — с рыбац­ ким огоньком и задором! Пути­ на — дело общее. М. ЕРМАШОВ, первый по­ мощник капитана плавбазы «Севрыба». (По радио). В ДОКЕ. Фото В. Нименского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz